ГлавнаяШкольные новостиФотогалереяДокументыДля родителейГосударственная Итоговая АттестацияВопросы и ответы
Зачисление в ОУ
Официальный сайт
Прямая ссылка на наше учреждение
Форум Победителей РФ

La Truite [Die Forelle], Schubert—Liszt. Форель шуберт


Шуберт. «Форель» и «Фореллен-квинтет» | Музыкальная Фантазия

Шуберт. Форель

Франц Шуберт - австрийский композитор XIX века. Главное место в его творчестве занимает. Будучи автором более 600 песен, Шуберт сделал этот жанр столь же значительным и серьёзным, как соната, симфония.

«Из числа музыки не для театра, не для церкви, не для концерта есть особенно замечательный отдел - романсы и песни для одного голоса с фортепиано. От простой, куплетной формы песни этот род развился до целых маленьких единичных сцен-монологов, допускающих всю страстность и глубину душевной драмы. Этот род музыки великолепно проявился в Германии, в гении Франца Шуберта»,- писал А. Н. Серов.

Шуберт - «соловей и лебедь песенности». В песне вся его творческая сущность. Именно шубертовская песня является своеобразной границей, отделяющей музыку романтизма от музыки классицизма.

Одна из самых известных песен композитора – «Форель» - написана на стихи близкого друга, немецкого поэта К. Ф. Д. Шубарта.

По воспоминаниям друзей, Шуберт, сочинив эту песню, в тот же день принёс её на суд слушателей. Песню с величайшим удовольствием повторили несколько раз и признали, что это «одно из наиболее грациозных и нежных его произведений».

В этой песне поэт и композитор создали образ хрупкой беззащитной красоты. Следуя за стихами и мелодией, мы как бы глазами авторов видим безмятежную картину: яркий солнечный день на берегу ручья, изящную игру быстрых форелей в прозрачной воде. На душе радостно и светло. Эта спокойная радость, гармония человека и природы идеально выражена музыкой Шуберта. Простой, безыскусной мелодией, куплетным строением песня «Форель» близка народным австрийским и немецким песням. В её оживлённом движении ощущается игривая танцевальность.

Мелодию украшает изящный аккомпанемент. Фортепианные пассажи подобны лёгким ритмичным всплескам волн. Они переливаются в прозрачных звуках аккордов, как струи журчащего ручья под лучами солнца.

Начало первых двух куплетов песни пронизано интонациями радости - фанфарными мотивами. Как и в народных австрийских и немецких песнях, гармония здесь опирается на простейшие аккорды - трезвучия Т, S, D. Звучит только мажор. Но вот в мир безмятежной красоты и гармонии вторгается нечто враждебное, чуждое. Беспечная рыбка попалась на крючок рыбака... Поэт описывает выразительную сценку:

Но скучно стало плутуТак долго ждать,Поток взмутил он в ту ж минутуУж дрогнул поплавок,Он дёрнул прут свой гибкий,А рыбка бьётся там.

Следуя за поэтическим текстом, композитор резко изменяет характер музыки в третьем куплете песни. Теперь вместо мажора звучит минор, вместо консонансов - диссонансы, мрачнеет регистр аккомпанемента. Мелодию сменяет речитатив, его дыхание становится взволнованным, сбивчивым, в нем выделяются резкие восклицательные интонации. Партия сопровождения прерывается паузами - в них чувствуется напряжённое ожидание.

Разрушен мир красоты, исчезли покой и радость...

Однако законы музыкальной целостности произведения требуют обрамления, музыкального повтора. Поэтому третий куплет завершается вновь короткими закруглёнными песенными фразами у фортепиано, звучавшими в самом начале песни.

Шуберт. Фореллен-квинтет

В самую счастливую пору своей жизни написал Шуберт этот квинтет. Шёл 1819 год.

Вместе с Михаэлем Фоглем композитор путешествует по Верхней Австрии. Фогль, уроженец этих краёв, щедро «делится» с Шубертом. Но не только радость узнавания новых мест и людей принесло Шуберту это путешествие. Он впервые воочию убедился в том, что его знают не только в Вене, в узком кругу друзей. Что почти в каждом хоть немного «музыкальном» доме есть рукописные копии его песен. Собственная популярность не просто удивила его — она его ошеломила.

В верхнеавстрийском городке Штейре Шуберт и Фогль повстречали страстного почитателя шубертовских песен, промышленника Сильвестра Паумгартнера. Ещё и ещё раз просил он друзей исполнить для него песню «Форель». Он мог слушать её бесконечно. По заказу Сильвестра Паумгартнера Шуберт (больше всего на свете любивший доставлять радость людям) и написал инструментальный квинтет «Форель» - его красиво называют «Фореллен-квинтет», в четвертой части которого звучит мелодия песни «Форель». Он пожелал, чтобы финал представлял собой вариации на мелодию песни Шуберта «Форель». Он же настоял на необычном для классического квинтета составе инструментов: фортепиано, скрипка, альт, виолончель и контрабас.

В квинтете бурлит, переливаясь через край, молодая энергия. Порывистые мечты сменяются грустью, грусть вновь уступает место мечтам, звонкому счастью бытия, которое только и возможно в двадцать два года.

Тема четвертой части, простая, почти наивная, грациозно ведомая скрипкой, расплёскивается множеством вариаций. Первоначально излагается сама тема песни. За ней следует ряд вариаций, каждая из которых не похожа на другую, и каждый из инструментов маленького ансамбля успевает сказать своё слово.

А завершается «Форель» безудержным, искрящимся танцем, навеянным Шуберту, вероятно, танцами верхнеавстрийских крестьян.

Вопросы и задания:

  1. Расскажите о песне Шуберта «Форель», спойте её.
  2. В чем проявилось сходство этой песни с народными немецкими и австрийскими песнями?
  3. Почему в песне появился речитативный эпизод? Каковы его особенности?
  4. Какие изобразительные детали фортепианного аккомпанемента дополняют музыкальный образ песни?
  5. Послушайте фрагмент из «Фореллен-квинтета» и постарайтесь ответить на вопросы: как развивается музыка в квинтете? Какие инструменты солируют в каждой из вариаций?

Презентация

В комплекте:1. Презентация - 5 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки:    Форель (2 варианта исполнения - фортепиано без вокала и с вокалом), mp3;    Фореллен-квинтет. IV часть. Тема с вариациями, mp3;3. Сопровождающая статья, docx.

music-fantasy.ru

La Truite [Die Forelle], Schubert—Liszt

Старинные ноты для фортепиано

       Форель, Франц Шуберт, переложение для фортепиано, Франц Лист, с текстом на немецком и русском языках

       РСФСР, Москва, Государственное музыкальное издательство, Художественный отдел (№ 2484), 2-я государственная нотопечатня Музиздата Народного комиссариата просвещения, 1922 год.

 

В нотах — прекраснейшая из песен Шуберта — Форель (Die Forelle), в концертном переложении Ференца Листа (классическая редакция Юргенсона). Восхитительные 16-е триоли имитируют скользящие движения волн и гибких рыбок в горной реке. Согласно комментарию в сноске, играть их нужно несколько более ускоренно, чем указано в нотах. Мелодия песни как-будто искрится и переливается в журчащих волнах.

       Редчайшее издание периода Гражданской войны (1918—1923) напечатано тиражом 200 экземпляров в РСФСР в 1922 году, за несколько месяцев до образования СССР.

       Удивителен сам факт революционно-военного времени — диктатура пролетариата в лице Музыкального отдела Народного комиссариата просвещения выпускает не что-нибудь, а — Форель Шуберта—Листа!

       При ближайшем рассмотрении оказывается, что нотный текст является точной копией дореволюционного издания Юргенсона № 6398. Очевидно, что Музотдел НКП РСФСР с революционной решимостью присвоил старой печатной доске новый номер 2784 (указан на обложке и первой странице) и выпустил уже экспроприированные  революцией «старорежимные» ноты с новой обложкой и грифом Р. С. Ф. С. Р. (Российская советская федеративная социалистическая республика).

        Титульный лист исполнен с лаконичностью, достойной Чёрного квадрата:  полное отсутствие украшений, рекламы и даже цены — всех этих отсталых пережитков загнивающей буржуазии. Революционная решимость редактора (вероятно, лишь недавно приступившего к новым обязанностям) проявилась в большом количестве точек после заголовков: Лист — и точка!  Форель — и точка!..

       Интересно, что Февральская и Октябрьская революции (1917) произошли ровно через 100 лет после написания Шубертом песни Форель  в 1817 году.       

       Также поразительно то, что её текст как-бы аллегорически изображает трагические события в России — революция («рыбак») захватывает страну и власть («рыбку») на виду у беспечного (поющего) царя-романтика:

 

Лучи так ярко грели,

Вода ясна, тепла,

Причудницы форели

В ней мчатся как стрела.    

Я сел на берег зыбкий

В сладком забытье,

Следил за резвой рыбкой,

Купавшейся в ручье.

              Следил за резвой рыбкой,

              Купавшейся в ручье.

 

Тут же, с длинной гибкой

Лесой рыбак сидел,   

И с злобною улыбкой

На рыбок он смотрел.

Покуда светел. ясен

Ручей, подумал я,

Твой труд, рыбак, напрасен,

Видна леса твоя.

              Твой труд, рыбак, напрасен,

              Видна леса твоя.

 

Но скучно стало плуту,

Так долго ждать.

Поток взмутил он, в ту же минуту

Уж дрогнул поплавок.

Он дёрнул прут свой гибкий,

А рыбка, а рыбка бьётся там.

Он снял её с улыбкой,

Я волю дал слезам.

               Он снял её с улыбкой,

               Я волю дал слезам.

www.starinnye-noty.ru

Creative solfege - Креативное сольфеджио: Franz Schubert / Франц Шуберт. «Форель» / Die Forelle D550

                            Франц Шуберт «Форель»

«Из числа музыки не для театра, не для церкви, не для концерта есть особенно замечательный отдел - романсы и песни для одного голоса с фортепиано. От простой, куплетной формы песни этот род развился до целых маленьких единичных сцен-монологов, допускающих всю страстность и глубину душевной драмы. Этот род музыки великолепно проявился в Германии, в гении Франца Шуберта»,- писал А. Н. Серов.

   Шуберт - «соловей и лебедь песенности». В песне вся его творческая сущность. Именно шубертовская песня является своеобразной границей, отделяющей музыку романтизма от музыки классицизма.

Одна из самых известных песен композитора – «Форель» - написана на стихи близкого друга, немецкого поэта Кристиана Фридриха Даниеля Шубарта.

По воспоминаниям друзей, Шуберт, сочинив эту песню, в тот же день принёс её на суд слушателей. Песню с величайшим удовольствием повторили несколько раз и признали, что это «одно из наиболее грациозных и нежных его произведений».

  В этой песне поэт и композитор создали образ хрупкой беззащитной красоты. Следуя за стихами и мелодией, мы как бы глазами авторов видим безмятежную картину: яркий солнечный день на берегу ручья, изящную игру быстрых форелей в прозрачной воде. На душе радостно и светло. Эта спокойная радость, гармония человека и природы идеально выражена музыкой Шуберта. Простой, безыскусной мелодией, куплетным строением песня «Форель» близка народным австрийским и немецким песням. В её оживлённом движении ощущается игривая танцевальность.

Мелодию украшает изящный аккомпанемент. Фортепианные пассажи подобны лёгким ритмичным всплескам волн. Они переливаются в прозрачных звуках аккордов, как струи журчащего ручья под лучами солнца.

Christian Friedrich Daniel Schubart

   По заказу промышленника, Сильвестра Паумгартнера , страстного почитателя шубертовских песен,  Шуберт (больше всего на свете любивший доставлять радость людям) написал инструментальный квинтет «Форель» - его красиво называют «Фореллен-квинтет», в четвертой части которого звучит мелодия песни «Форель». Он пожелал, чтобы финал представлял собой вариации на мелодию песни Шуберта «Форель». Состав квинтета: фортепиано, скрипка, альт, виолончель и контрабас. Передача Михаила Казиника "На подступах к романтизму, или Кое-что о «Форели» здесь

Песни Шуберта в рукописных копиях расходились по стране.Но бывало и по-другому. Случалось, что он сам переписывал песню и дарилавторскую копию кому-либо из близких. Так получилось с "Форелью". Ее копиюШуберт сделал для Иосифа Хюттенбреннера и, переписывая, залил бумагучернилами. На автографе застыла огромная клякса, а на полях появиласьизвиняющаяся надпись:"Только что я хотел посыпать лист песком, но в спешке, к тому женесколько сонный, схватил чернильницу и преспокойно опорожнил на бумагу.Какое несчастье!""Форель" дошла и до города Штейра. И очаровала местного промышленника истрастного любителя музыки Сильвестра Паумгартнера. Целыми днями одолевал онФогля и Шуберта просьбами снова и снова исполнить "эту божественную песню".В отличие от скупого на пение Фогля Шуберт был щедр. Особенно если могсделать людям приятное.Для Паумгартнера написан знаменитый "Фореллен-квинтет" для фортепьяно,скрипки, альта, виолончели и контрабаса. Он состоит из пяти частей. Каждая -чудо музыкального искусства, а все вместе - неувядаемый шедевр его.С первых же звуков - мощного аккорда всех пяти инструментов ивзлетающей вверх стайки рояльных арпеджий - слушатель попадает в светлый мирбодрости и веселья. Молодой, упругой силой веет от музыки первой частиквинтета. Она мчится потоком бурлящих пассажей рояля, с благороднойсдержанностью, величаво выступает в красивой, округлой и выразительной теместрунных, стремится вперед в быстром и безостановочном беге наперегонки, вкотором с озорной шутливостью состязаются фортепьяно и струнные.Вторая часть контрастна первой, она нетороплива и мечтательна. Номечтательность ее далека от грусти. Это спокойное, безмятежное раздумье.Певучие, широкие темы сменяют одна другую, как бы соревнуясь в изяществе икрасоте. Вдруг у рояля возникает грациозная, игриво-шаловливая мелодия иуступает место напевной, задумчивой теме скрипки и виолончели. И сноваслушателем завладевают мечты, широкие, безмерные, ничем не омрачаемые.Третья часть - скерцо, живое, броское, полное движения. Оно прерываетсялишь на короткое время медленным средним эпизодом.И вот, наконец, пришла четвертая часть, а с нею и песня "Форель". Еемелодия плавно вплывает, влекомая скрипкой. Это та же самая песня,незамысловатая и бесхитростная "Форель". Наивная и простодушная, ничуть неизмененная. И лишь потом, после того, как скрипка изложила ее мелодию,подобно разноцветному, восхищающему глаз фейерверку, вспыхивают вариации. Ихмного, и каждая прелестнее и изобретательнее другой. Тема "Форели" меняетсяна глазах, являясь в разных красках и обличьях. Она подобна стогу сена вразное время дня. На заре он - один, в полдень - другой, в сиреневыхсумерках - третий. И вместе с тем он в сути своей все тот же.Завершает квинтет пятая часть - искрометный, брызжущий радостью финал,выдержанный в духе народного танца."Фореллен-квинтет" - это сама юность, неугомонная, бурливая, полнаянерасплесканных сил.

Борис Кремнев

rudnik92.blogspot.com


Официальный сайт
Официальный сайт
Федеральный портал
Официальный сайт
Единое окно
Официальный сайт
Официальный сайт
Госавтоинспекция
Портал госуслуг РФ
Портал госуслуг СК
Shkolaprikumskoe | Все права защищены © 2018 | Карта сайта