ГлавнаяШкольные новостиФотогалереяДокументыДля родителейГосударственная Итоговая АттестацияВопросы и ответы
Зачисление в ОУ
Официальный сайт
Прямая ссылка на наше учреждение
Форум Победителей РФ

Кеты. Кеты группа


Кеты - это... Что такое Кеты?

Ке́ты (самоназвание кето, кет — «человек», мн.

ч. денг — «люди», «народ»; ранее применялись этнонимы остяки, енисейские остяки, енисейцы) — малочисленный коренной народ Сибири, живущий на севере Красноярского края. Используют кетский язык, который относится к группе енисейских языков.

Численность и расселение

По данным переписи населения 2002 года, численность народа — 1494 человека. Проживают в основном в сельской местности трёх районов Красноярского края (1189 чел.): Туруханском (866 кетов в сёлах Келлог, Туруханск, Сургутиха, Мадуйка и др. н. п.), Эвенкийском (211 кетов в селе Суломай и др.) и Енисейском (Сым). В посёлках Суломай и Мадуйка кетское население — преобладающее. В начале 2000-х годов несколько десятков представителей этноса проживало в г. Красноярске[3].

Численность кетов в населённых пунктах в 2002 г.:[4]

Красноярский край:

посёлок Келлог 215

посёлок Суломай 148

село Туруханск 126

Численность кетов в России:

Язык

Кетский язык является последним живым представителем енисейской языковой семьи. Другие родственные языки — пумпокольский, аринский, ассанский — исчезли ещё в XVIII—XIX веках вместе с их носителями. Наука предполагает, что енисейские языки находятся в отдалённом родстве с адыго-абхазскими, нахскими (чеченский, ингушский) и сино-тибетскими (китайский, тибетский) языками[5]. По переписи 2002 г. в Красноярском крае из 1189 кетов владеют кетским языком 365 чел. (30,7 %), русским языком — 1186 чел. (99,8 %)[6].

В кетском языке выделяется три диалекта: северный, центральный и южный (последний в свою очередь подразделяется на говоры елогуйский и подкаменнотунгусский). Фактические различия между ними относительно невелики.

В 1930-е годы кетами использовался алфавит на латинской основе. В 1980-е был разработан новый алфавит на основе кириллицы.

С 1970-х годов происходит процесс утраты народом своего языка. В настоящее время менее 20 % кетов (возрастная группа от 50 лет и старше) считают кетский родным[3]. Число носителей, по оценкам специалистов, не превышает 150 человек[5].

Кетский язык был и остаётся чрезвычайно популярным объектом лингвистических исследований (Е. А. Крейнович, А. П. Дульзон, С. А. Старостин, Г. К. Вернер и др.), прежде всего, из-за сложности устройства его глагольной морфологии.

Антропология

Предки современных кетов сформировались, по некоторым предположениям, в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В антропологическом отношении кетов относили к уральскому типу, сочетающему в себе европеоидные и монголоидные черты. Однако последующее изучение позволило выделить кетов в самостоятельный енисейский тип.

Происхождение и история

Предки кетов предположительно жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями т. н. енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др. По некоторым данным в I тыс. н. э. они вступили в контакты с тюрко-самодийско-угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере. В частности, по реке Кану (правый приток Енисея) были расселены котты, по рекам Усолке и Оне (левобережье низовий Ангары) — асаны, на Енисее в районе Красноярска — арины, выше их по правобережью Енисея до устья реки Тубы — яринцы и байкотовцы. Ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую , Бахте, по низовьям Подкаменной Тунгуски обитали предки современных кетов. Некоторые кетоязычные группы в IX—XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйское, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев. В начале XVII века известны три родовые локальные группы — земшаки в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы в устье Бахты и инбаки в бассейне Елогуя.

С кетами некоторыми исследователями связывается окуневская и карасукская культура[7] (2 тыс. до н. э.) Южной Сибири, а также редкая гаплогруппа Q[8], указывающая на родство с индейцами. До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родо-племенным строем. В состав Московского государства кеты вошли в 1607 году.

Быт

Основным занятием большинства кетов была охота и рыболовство. Главный объект пушного промысла — белка, которая составляла 80-90 % стоимости всей добывавшейся пушнины. Сильнее всего беличий промысел был развит у южных кетов. Кроме белки кеты добывали колонка, горностая, лисицу, соболя, дикого оленя, лося, а на севере и песца. Вся пушнина кетами продавалась. Для себя оставлялись только заячьи и медвежьи шкуры, а также шкуры и большая часть мяса, добываемых диких оленей и лосей. Орудием добычи прежде всего служили луки и стрелы, которые были также и военным оружием. Острые наконечники стрел, а позже и ружейные пули обмазывались ядом из разложившегося рыбьего жира. С появлением ружей луки почти вышли из употребления. Заимствованное во 2-й половине XVII-XVIII века у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех Кетов, часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.

Традиционное жилище кетов — конический чум из шестов и берестяных покрышек (кус). Другой распространенный тип жилища — землянка (бан, нус). Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Непременная часть убранства — несколько низких столиков из березы (л’ам), за каждым ели 2-3 чел. Из березы и рога изготовляли поварешки и чашки для чая и бульона.

Одежду кеты еще до революции шили преимущественно из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также заячьи и беличьи шкурки.

Летний мужской костюм состоял из короткого, до колен, суконного халата — котлям (от котл — «сукно»), запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы на плечах и по бортам, из матерчатых штанов, суконных или шерстяных чулок до колен и кожаной обуви — чирков, часто окрашенных отваром ольхи в красноватый цвет.

Средством передвижения в зимнее время являлись широкие, подклеенные камусом лыжи. В качестве водного транспорта использовались долбленки-однодеревки и большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой[9]. На промысле охотники пользовались ручными нартами и волокушей из кожи лося.

Религия

В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм[источник не указан 169 дней]. Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов.

Высшим добрым началом в кетской мифологии было небесное божество Есь. Низвергнутая на землю жена этого божества, Хоседэм, олицетворяла собой зло[10].

С приходом в Восточную Сибирь русских землепроходцев и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение.

Примечания

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

кеты - это... Что такое кеты?

КЕ́ТЫ, народ в Сибири, живущий в Красноярском крае (см. КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ), по среднему и нижнему течению Енисея. Большая часть кетов живет в Туруханском районе, расселены компактными группами по притокам Енисея Елогую, Сургутихе, Пакулихе, Курейке. Подкаменнотунгусская группа кетов (211 чел.) расселена на территории Эвенкийского округа (см. ЭВЕНКИЯ). Этническая территория кетов в бассейне Енисея простирается с юга на север более чем 1500 км. По данным переписей численность кетов в течение 20 в. колебалась около 1 тысячи человек, по переписи 2002 она составила 1,4 тысячи человек. В прошлом известны как остяки или енисейские остяки. Верующие — православные. Кеты относятся к енисейскому антропологическому типу, входящему в состав уральской расы. Они — монголоиды с ослабленной степенью выраженности монголоидных черт. Обладая рядом общих признаков, кеты обнаруживают сходство с соседними народами. Северные группы кетов в антропологическом плане тяготеют к селькупам (см. СЕЛЬКУПЫ), отчасти к хантам (см. ХАНТЫ) и ненцам (см. НЕНЦЫ), а южная, подкаменнотунгусская группа — к хакасам (см. ХАКАСЫ) и шорцам (см. ШОРЦЫ). Кетский язык (см. КЕТСКИЙ ЯЗЫК) занимает изолированное положение. Он входит в енисейскую языковую семью, в которую, наряду с кетским, включаются языки зафиксированных в 18 в. в верховьях реки Енисей, ныне ассимилированных аринов, асанов, котов. Современный кетский язык делится на два диалекта: имбатский и югский. Современные кеты — потомки енисейскоязычных народностей, в прошлом живших в Южной Сибири. Начало переселение предков кетов на север относят к 9—13 вв. На берегах среднего и нижнего Енисея и его притоков в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась кетская народность. Культура кетов сформировалась на основе хозяйственно-культурного типа таежных охотников и рыболовов Южной и Западной Сибири и имеет много аналогий с селькупами, хантами, северными алтайцами, шорцами. Это и землянка со специфическим отопительным устройством — чувалом, распашная одежда, скроенная из одной шкуры, лыжи и нарты. У кетов, расселенных по притокам Енисея, большую роль играет рыбная ловля, являющаяся основным видом хозяйственной деятельности в летнее время. На Крайнем Севере кеты освоили транспортное оленеводство, вместе с которым в их культуру проник ряд элементов оленеводческого обихода. Южная, подкаменнотунгусская группа кетов оленеводства не знала. Вместе с тем у кетов сохранились черты предков-скотоводов. Это распашная длиннополая халатообразная одежда, штаны, по крою сходные с южносибирскими образцами, некоторые виды обуви, элементы конструкции чума, ряд пищевых традиций. У кетов выделяются несколько типов жилищ. Основная разновидность постоянного жилища — полуземлянка. В плане квадратная она имела деревянный каркас, который сверху покрывался расколотыми бревнами, ветками и дерном. Полуземлянка отапливалась при помощи разновидности очага — чуваша. На нем же готовилась пища. Кетский чум отличается набором и характером соединения основных шестов. В летний период на рыболовных угодьях в качестве жилища могла использоваться дощатая лодка-илимка грузоподъемностью до четырех тонн. На илимке из гнутых прутьев сооружали жилое помещение, крытое берестой.

dic.academic.ru

Кеты - Народы других языковых групп - Народы Сибири - Каталог статей

АвтоэтнонимСамоназвание Кет: Самоназвание кет "человек" (мн. ч. денг - "люди", "народ"). Основная территория расселения. Широко расселены в нижнем течении р. Енисей. Больная часть кетов живет в Туруханском районе Красноярского края, расселяясь в виде компактных групп по притокам Енисея Елогую, Сургутихе, Пакулихе, Курейке. Подкаменнотунгусская группа pacceляется на территории Эвенкийского АО. Таким образом, этническая территория кетов в бассейне Енисея простирается с юга на север более чем 1500 км.Численность.По данным переписей численность кетов относительно стабильна: 1897 - 988, 1926 - 1428, 1959 - 1019, 1970 - 1182, 1979 - 1I22, 1989 - 1113. Этнические и этнографические группы. В связи с широким расселением в бассейне р.Енисей подразделяются на ряд этнотерриториальных групп, для которых свойственна эндогамия, что нашло отражение в специфике языка (говорные группы) и культуры. В начале ХХ в. с юга на север по Енисею и его притокам сложились следующие территориальные общности кетов: сымская, подкаменно-тунгусская, елогуйская, сургутихинская, черноостровская (пакулихинская), туруханская баишинская и курейская. Наряду с кетами, в состав этих групп входили селькупы и эвенки. Антропологические характеристики.Неоднозначной является антропологическая оценка кетов. В общей расовой классификации кеты относятся к енисейскому антропологическому типу, входящему в состав уральской расы. По всему комплексу антропологических признаков кеты являются монголоидами с несколько ослабленной степенью выраженности монголоидных черт. Обладая рядом общих признаков, по территории проживания, они обнаруживают сходство с соседними народами. Так, северные группы кетов в антропологическом плане тяготеют к селькупам, отчасти хантам и ненцам, а южная, подкаменнотунгусская, к хакасам и шорцам. В настоящее время сформулировано положение, что уральские черты кеты приобрели достаточно поздно, поэтому, енисейский антропологический тип генетически не связан с уральской расой и может быть выделен в самостоятельный систематический ранг. Но данная позиция является дискуссионной. Язык кетский: Кетский язык в лингвистической классификации занимает изолированное положение. Он входит в енисейскую языковую семью, в которую, наряду с кетским, включаются языки зафиксированных в ХVIII в. в верховьях р. Енисей, а ныне ассимилированных, аринов, асанов, котов и некоторых других народов. Лингвистические связи енисейцев прослеживаются в отношении тюркских и самодийских языков. Современный кетский язык делится на два диалекта: имбатский, объединяющий ряд говоров территориальных группировок кетов (курейский, елогуйский и т.д.) и сымских, сохранившийся у неболъшого числа кетов. Писменность. В 1931-1932 гг. началось издание букваря на кетском языке. Религия.Православие: Православные. Христианизация кетов, как и других народов Севера проводилась с целью их интеграции с русскими. Центрами христианизации на Енисейском Севере с ХVII в. стали Манагзея, а затем Туруханск и Енисейск. В этих поселениях, к которым приписывалось окружающее местное население, имелись церкви. В 1660 г. недалеко от Туруханского острога был основан Троицкий монастырь. В конце ХIХ в. на территории Енисейской губернии, в местах расселения кетов, числилось шесть церковных приходов. Всеми церковными делами ведала Енисейская епархия, которая занималась "содействием делу распространения православия среди язычников" через миссионерские приходы. К середине ХIХ в. значительных успехов в христианизации коренного населения Енисейского достигнуто не было. С этого времени был изменен подход в миссионерской работы — приобщение к христианству через традиционные верования, использование местных языков, подготовка миссионерских кадров из среды коренного населения и т.п. К концу ХIХ в. относятся попытки создания церковноприходских школ, но обучение в них проходили в основном дети русских. Миссионерская деятельность, а также влияние культуры русских переселенцев, привели к частичной трансформации ряда элементов традиционного мировоззрения и ритуальной практики кетов в той части, которая соответствовала их религиозной системе. В частности, это коснулось сюжетов творения, оформлении одного из главных персонажей кетского пантеона — Еся в виде христианского бога, представлений о единстве человечества (единый язык, потоп), грехе, были восприняты некоторые из христианских заповедей. В кетскую традицию были адаптированы некоторые христианские святые (св. Николай). С другой стороны, христианская идея загробной жизни и представление о душе, распространения не получили. Кеты практически не праздновали христианских праздников, сохранили традиционный погребальный обряд.
      Погребальный обряд            Шаман                                 Домашний охранительhttp://www.narodsevera.ru      http://www.shamanstvo.ru     http://nordart.ucoz.ru

Этногенез и этническая история.

Современные кеты являются потомками одного из так называемых енисейскоязычных народов, или даже единого енисейскоязычного народа, в прошлом жившего в Южной Сибири. Это арины, асаны, яринцы, байкотовцы и котты, которые в течение ХVIII – ХIХ вв. были ассимилированы окружающими их народами. Так, енисейские компоненты принимали участие в формировании отдельных групп хакасов (качинцы), тувинцев, шорцев, бурят. Миграционные процессы, которые в Южной Сибири были связаны с этнополитической историей тюрок, коснулись и енисейские народы. Начало переселение предков кетов связывается с IХ – ХIII вв., что привело к оседанию немногочисленных групп кетоязычного населения по берегам Енисея и его притоков. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура.Традиционные занятия.Исконными занятиями кетов были пешая охота на копытных (лось, олень), водоплавающую и боровую дичь, массовый лов рыбы котцом (загородка с плетеной ловушкой). С введением ясака, а затем развитием товарных отношений первое место занимает пушной промысел (соболь, белка). Орудия промысла — лук и стрелы — использовались для охоты на все виды животных и птиц вплоть до 1930-х годов. Северная часть кетов заимствовала у ненцев в ограниченных размерах транспортное оленеводство, которое полностью исчезло в 1970-е годы. Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, рога, кузнечество. Кетские луки и орудия труда (ножи, скребки и др.) славились на Енисейском Севере и служили предметом обмена. Женщины выделывали шкуры и бересту, изготавливали из них одежду, предметы утвари. Традиционные поселения и жилища. В культуре кетов выделяется несколько типов жилищ. Полуземлянка — основная разновидность постоянного жилища. В плане квадратная, имела деревянный каркас, который сверху покрывался расколотыми бревнами, ветками и дерном. Отапливалась при помощи разновидности очага — чуваша. На нем же готовится пища. Чум — универсальное жилище. Особенностью кетского чума является набор и характер соединения основных шестов. Их два, один вставляется в развилку второго. Затем ставилось еще 5 шестов. Изнутри эта конструкция скреплялась деревянным обручем. Покрывается тисками из бересты, или оленьих шкур. В качестве временных, использовались каркасные постройки из гнутых прутьев. Покрытием таких построек служили ветки береста. В летний период на рыболовных угодьях в качестве жилища могла использоваться дощатая лодка-илимка грузоподъемностью до 4 тонн. На илимке из гнутых прутьев делалась каюта, покрытая берестой.

      Дом кетов                                           Землянкаhttp://www.narodsevera.ru

   Чумhttp://www.narodsevera.ru

Национальный костюм.

Национальная одежда: стеганый суконный кафтан на подкладке из заячьих шкур, меховая парка (короткая у мужчин, длинная у женщин) из оленьей шкуры. Женской одежде присущи более яркая цветовая гамма, бусы, пояс из цветной (чаще красной) ткани. Нижняя одежда и летняя обувь изготавливались из ровдуги. Зимняя обувь состояла из мехового черка и суконных голенищ. Северные кеты-оленеводы зимой надевали меховую парку с капюшоном и меховую обувь. Головным убором всех сезонов зачастую служил покупной платок, который складывался по диагонали и завязывался под подбородком. Охотники для защиты лица от ветра, а глаз от блеска весеннего снега поверх ситцевого платка надевали налобник из плотно нанизанных на ремешок беличьих хвостов.   http://www.etnolog.ruНациональная кухня.Традиционная пища — вареная и жареная (на рожне) рыба, мясо. Использовались заготовленные впрок вяленое мясо и рыбопродукты — юкола и порса, рыбий жир. Готовили на костре, пресные лепешки выпекали из муки в золе костра или глинобитной печи. Летом рацион кетов дополнялся ягодами, клубнями сараны, черемшой. Пили отвары трав, заменявшие покупной чай.   Семейно-бытовые отношения.С конца XVIII в. кеты объединились в управы, внутри которых жили отдельными стойбищами из нескольких семей. К началу XX в. у кетов преобладали малые семьи. Браку предшествовал сговор и сватовство. Центральным моментом сговора был обряд с котлом. Родственники жениха наполняли подарками (беличьи шкурки, платки) медный котел и относили к чуму невесты. Перевернутый котел означал отказ, принятие подарков — согласие на брак. После этого стороны договаривались о выкупе (калыме) за невесту. Национальные особенности ярко проявляются и в похоронной обрядности. У кетов бытовало несколько видов захоронений, в частности, в земле и воздушное. К XIX в. воздушное захоронение применялось только в отношении шаманов и детей. Покойника укладывали в яму на спину, головой к востоку, закрывали двумя досками. На могиле устанавливалась палка с развилкой, позже — православный крест. Особенностью является привязывание к кресту лоскутов белой материи. Встречались захоронения в перевернутой лодке. Воздушные захоронения устраивались в пне срубленного дерева или на помосте. Сопроводительный инвентарь ломался и портился.

http://www.hrono.ru   http://www.krskstate.ru/

Транспорт. Езда только зимой. Груз перевозили на подвижной ручной нарте.Тащить ее помогала собака.

     

Лодки.Для передвижения по воде использовались большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой. На мелководье и озерах широко применялись выдолбленные из осины лодки-ветки.

  

Лыжи.Употребляли типичные эвенкийские лыжи длинной 130 – 150 см. При ходьбе пользовались посохом с колесиком на нижнем конце и железным крючком на верхнем.Кетские охотники передвигались на широких лыжах из ели, оклеенных снизу камусом. 

Бубны. Круглый от 60 см. до 1 м. в диаметре. Обечайку (шириной 10-20 см.) делали из кедровой доски. Колотушку длиной 35-50 см. делали из кедра, обтягивали ее оленьей шкурой.

  

Орнамент.   Сказки.ГЛУХАРЬ, УТКА И ГУСЬ. Однажды утка и гусь встретили старого глухаря. — Глухарь, полетим с нами на юг, — сказали они, — а то ведь зимою ты здесь пропадешь с голоду. — Нет, я не полечу с вами, — ответил глухарь. — Если я улечу отсюда, трудно тогда будет людям. — А мы полетим. Не станем зимовать. Здесь холодно. Человек без нас не умрет. Зимой он может добывать и есть рыбу.  Рыба   никуда не уйдет; она здесь, в озерах, живет зиму и лето. А для человека есть еще и другая пища. Глухарь на это сказал утке с гусем: — Когда настанут сильные морозы, озера и реки застынут, покроются толстым льдом — тогда людям будет тяжело добывать рыбу. Без меня они умрут с голоду. — Сам-то ты что будешь есть зимой? Скажи нам. Глухарь сказал: — Пищи у меня много. Зимой я буду есть кедровую хвою.— На этой пище ты долго не проживешь. Если ты не хочешь с нами лететь, то мы тебя заставим лететь. Гусь и утка схватили глухаря под зоб и потащили в теплые края. Глухарь так заплакал, что от слез у него покраснели перышки у бровей. Утка с гусем бросили глухаря и улетели на юг. Вот теперь у глухаря от слез всегда брови красные. ПРО СИРОТКУ. Жила одна сиротка. Жила она на людях. Было ей на людях плохо — много работы, а есть нечего. Она решила уйти от людей. Весной, когда мужчины были еще на охоте, она ушла в тайгу. Когда пришли охотники, ее долго искали, но не могли найти. Она все лето жила в лесу. Все лето она сидела под деревом. Когда шел дождь, он падал ей на плечи. Парка (одежда) ее разорвалась, ровдуга (оленья кожа) сгнила, в ней даже черви появились. Осенью, когда охотники стали готовиться к охоте, она пришла, но мужчин дома не было. Вся оборванная, на плечах ползали черви от сгнившей парки. Она пришла и встала перед чумом. Молодые женщины выходили и, посмотрев на нее, заходили обратно в чум. Там они говорили старухе, что пришла какая-то женщина, больная и оборванная. Старуха сказала, что, может, та, которая ушла весной. Старуха вышла и попросила зайти. Девушка вошла в чум. Да, это та самая сиротка. Ее переодели, накормили. Ничего не спрашивали. Когда пришли мужчины, то они стали спрашивать ее — где была, что ела?— Была в лесу, ела то, что вы не ели. Стыдно стало людям. Оставили ее в чуме, хорошо кормили и одевали. Нужно помогать сиротам. НЕ НОЧУЙТЕ В МЕДВЕЖЬЕЙ БЕРЛОГЕ.Однажды осенью два охотника собрались на промысел в тайгу. Взяли они с собою запас хлеба на несколько дней, Вот пришли в лес и целый день охотились на дичь и белку. Стемнело. Надо где-то переночевать. Стали они подыскивать хорошее место, где было бы много сухих дров для костра, но не нашли. Вместо сухих дров увидели они пустую медвежью берлогу. Разожгли около берлоги костер, сварили в котелке еду, поели и решили спать. Посмотрели на пасмурное небо и поняли, что ночью будет дождь или снег. Делать нечего. Закрыли охотники свои вещи и добычу, перевязали крепко, а сами полезли в берлогу. В берлоге медведь мягкую постель оставил из тонких веток да сухой травы. Недолго думая, улеглись охотники спать. Но ночь была холодная, и они решили закрыть отверстие в берлогу. Взяли один бесем (полушубок) и прикрыли им плотно отверстие. В берлоге стало тепло. Охотники уснули, да и проспали на медвежьем, месте всю зиму. Шесть месяцев спали охотники! Только один раз за всю зиму перевернулись они с боку на бок. Но вот пришла весна, и охотники проснулись. Выглянули из берлоги, а небо чистое, нет ни дождя, ни снега. Собрали они свои вещи, которые пролежали всю зиму около берлоги, и пошли домой. Пришли в становище, а людей там нет. Пошли охотники на берег реки, а там чумы стоят, собаки лают. Вышли из чумов люди и увидели охотников, которые осенью ушли в тайгу, а вернулись только весной. А их ведь пропавшими считали. Недаром же кеты говорят: — Не ночуйте в медвежьей берлоге, а то проспите всю зиму.  СКАЗКА О МЕСЯЦЕ.Давно-давно жили на земле брат и сестра. Родители их умерли. Жили сиротами. Подросли, стали жить хорошо. Только надоело брату все около чума ходить. Захотел он мир узнать. Стал все дальше и дальше от чума уходить. Ходит-ходит по земле, все смотрит, кто где живет да как живет. А на небе высоко-высоко жила женщина-Солнце. Скучно ей было — одна жила. Вот однажды видит она: ходит по земле человек, все рассматривает, на небо поглядывает. Женщина-Солнце подумала: «Какой красивый человек по земле хо­дит, на меня поглядывает. Нужно мне его сюда на небо до­стать. Но как его достать? Я высоко, а человек на земле, низко». Стала женщина-Солнце у неба мудрости просить, как бы ей достать человека. Есть у Солнца такие руки длинные, что без труда до земли достают. Утром встанет Солнце и протягивает руки. Тянет-тянет, дотянет до земли, и станет на земле светло, тепло. Вот ходит этот человек по земле внизу, а Солнце тянет к нему руки, жар на него напускает... «Что так жарко стало, — подумал человек и лег на землю, — все легче будет». Лежит человек на земле, а женщина-Солнце все протягивает к нему свои длинные руки, ближе, ближе... дотянулась, схватила и понесла к себе на небо. Стал человек жить на небе. Неделю прожил и говорит Солнцу: — Нехорошо мне здесь на небе с тобой жить, совсем нехорошо. Я земной человек, не могу так высоко жить. Пусти меня вниз, на землю! Вспомнил он свою сестру, что оставалась внизу. Скучно ему стало, жалко ее. «Как-то она там одна без меня живет?» Солнце ему отвечает: — Зачем ты пойдешь назад? Вспомни, как ты прежде ходил по земле и говорил: «Вот на небе Солнце живет, наверно там хорошо. Хотел бы я узнать, что это за женщина-Солнце. А теперь ты хочешь назад на землю». Человек же все свое твердит: — Пусти! Забыл я на земле что-то. Пусти меня, я это забытое возьму и вернусь. — Не вернешься, не ходи! Плохо на земле, злые духи тебя съедят! А человек идет и идет... Сколько шел, неизвестно. Холодный, голодный, из сил выбивается. А Хосядам пробралась сквозь тайгу, нагоняет человека, тянет руку, схватить хочет. Видит Солнце - плохо человеку: еще немного, и унесет его Хосядам. Протянула женщина-Солнце свою руку-луч и схватила человека за ногу, но поздно. Злая Хосядам в этот же миг тоже схватила за другую ногу. Тянут они человека каждая в свою сторону. Солнце тащит к себе на небо, злая Хосядам — к земле. Тянули-тянули и разорвали человека пополам. Только Солнцу половина без сердца досталась. Унесла женщина-Солнце свою половину человека на небо и что уж она с ней ни делала, старалась оживить, — но все напрасно. Совсем будто живой человек станет, день-другой поживет и опять умирает. Уголек положила вместо сердца — пожил неделю и опять умер. Маялась-маялась с ним женщина-Солнце, совсем без ума стала, плачет. Наконец сказала: — Нет у меня больше сил, ничего не могу сделать! Иди на другой конец неба. Не увижу тебя больше. Только в самый длинный день в году мы будем видеться. Я твои глаза увижу, ты — мой. С этими словами бросила женщина-Солнце половину че­ловека без сердца на другую сторону неба, на темную сто­рону. Так он там и остался и превратился в месяц. И до сих пор месяц по небу холодный гуляет, потому что нет у него живого сердца. И не видятся они с солнцем по целому году. А другую половину человека, с сердцем, Хосядам с собою забрала.   

toro.my1.ru

Кеты Википедия

Современное самоназвание Численность и ареал Язык Религия Расовый тип Родственные народы
Кеты
кето, кет, денг
Всего: 1 219 чел.

Россия Россия 1219 (2010 г.)[1]

    • Красноярский край Красноярский край:1189[1] (2002)
    • Томская область Томская область:93[1] (2002)
    • Тюменская область Тюменская область:31[1] (2002)
      • Ямало-Ненецкий автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ:15[1] (2002)
      • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Ханты-Мансийский автономный округ — Югра:14[1] (2002)
    • Санкт-Петербург Санкт-Петербург:24[1] (2002)
Украина Украина: 37 (перепись 2001)[2]
русский язык, кетский язык
православие, анимизм, шаманизм
монголоиды или североазиатская раса (енисейский антропологический тип)[3]
енисейские народы

ru-wiki.ru

Кеты — WiKi

Численность и расселение

Язык

Кетский язык является последним живым представителем енисейской языковой семьи. Другие родственные языки — пумпокольский, аринский, ассанский — исчезли ещё в XVIII—XIX веках. Существуют гипотезы о том, что енисейские языки находятся в отдалённом родстве с адыго-абхазскими, нахскими (чеченский, ингушский) и сино-тибетскими (китайский, тибетский) языками[6]. По переписи 2002 г. в Красноярском крае из 1189 кетов владеют кетским языком 365 чел. (30,7 %), русским языком — 1186 чел. (99,8 %)[7].

В кетском выделяется три диалекта: северный, центральный и южный (последний в свою очередь подразделяется на говоры елогуйский и подкаменнотунгусский). Фактические различия между ними относительно невелики.

В 1930-е годы кетами использовался алфавит на латинской основе. В 1980-е был разработан новый алфавит на основе кириллицы.

Как минимум с 1970-х годов происходит процесс утраты народом своего языка. В настоящее время менее 20 % кетов (возрастная группа от 50 лет и старше) считают кетский родным[4]. Число носителей, по оценкам специалистов, не превышает 150 человек[6].

Кетский язык достаточно часто становился объектом исследований лингвистов (М. А. Кастрен, Е. А. Крейнович, А. П. Дульзон, Г. К. Вернер, С. А. Старостин и др.), привлекая внимание учёных своей редкостью и сложным устройством глагольной морфологии.

Антропология

Предки современных кетов сформировались, по некоторым предположениям, в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В антропологическом отношении кетов относили к уральскому типу, сочетающему в себе европеоидные и монголоидные черты. Однако последующее изучение позволило выделить кетов в самостоятельный енисейский тип.

Происхождение и история

Предки кетов предположительно жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями т. н. енисейскоязычных народов: аринов, асанов, яринцев, бахтинцев, коттов и др. По некоторым данным в I тысячелетии н. э. они вступили в контакты с тюрко-самодийско-угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере. В частности, по реке Кану (правый приток Енисея) были расселены котты, по рекам Усолке и Оне (левобережье низовий Ангары) — ассаны, на Енисее в районе Красноярска — арины, выше их по правобережью Енисея до устья реки Тубы — яринцы и байкотовцы. Ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую, Бахте, по низовьям Подкаменной Тунгуски обитали предки современных кетов. Некоторые кетоязычные группы в IX—XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйское, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев. В начале XVII века известны три родовые локальные группы — земшаки в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы в устье Бахты и инбаки в бассейне Елогуя.

До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родо-племенным строем. В состав Московского государства кеты вошли в 1607 году. В российских документах они, вместе с некоторыми другими северными народами, первоначально (и довольно длительное время) именовались «остяками».

Генетические исследования

Быт

Основным занятием большинства кетов была охота и рыболовство. Главный объект пушного промысла — белка, которая составляла 80-90 % стоимости всей добывавшейся пушнины. Сильнее всего беличий промысел был развит у южных кетов. Кроме белки кеты добывали колонка, горностая, лисицу, соболя, дикого оленя, лося, а на севере и песца. Вся пушнина выплачивалась кетами в качестве ясака в русскую казну и продавалась. Для себя оставлялись только заячьи и медвежьи шкуры, а также шкуры и большая часть мяса, добываемых диких оленей и лосей. Орудием добычи прежде всего служили луки и стрелы, которые были также и военным оружием. Острые наконечники стрел, а позже и ружейные пули обмазывались ядом из разложившегося рыбьего жира. С появлением ружей луки почти вышли из употребления.

Заимствованное во 2-й половине XVII — XVIII веке у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех кетов; часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.

  Остяк (возможно, кет) на ловле горностаев. Конец XVIII века

Традиционное жилище кетов — чум из шестов и берестяных покрышек (кус). Другой распространённый тип жилища — землянка (бан, нус). Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Непременная часть убранства — несколько низких столиков из берёзы (л’ам), за каждым из которых ели 2-3 человека. Из берёзы и рога изготовляли поварёшки и чашки для чая и бульона.

Одежду кеты ещё до революции шили преимущественно из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также заячьи и беличьи шкурки.

Летний мужской костюм состоял из короткого, до колен, суконного халата — котлям (от котл — «сукно»), запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы на плечах и по бортам, из матерчатых штанов, суконных или шерстяных чулок до колен и кожаной обуви — чирков, часто окрашенных отваром ольхи в красноватый цвет.

Средством передвижения в зимнее время являлись широкие, подклеенные камусом лыжи. В качестве водного транспорта использовались долблёнки-однодеревки и большие дощатые лодки-илимки (грузоподъёмность до четырёх тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой[13]. На промысле охотники пользовались ручными нартами и волокушей из кожи лося.

Религия

В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм[источник не указан 2191 день]. Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов.

Высшим добрым началом в кетской мифологии было небесное божество Есь. Низвергнутая на землю жена этого божества, Хоседэм, олицетворяла собой зло[14].

С приходом в Сибирь русских землепроходцев и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение.

Примечания

Литература

  • Алексеенко Е. А. Кеты: историко-этнографические очерки / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1967. — 264 с.
  • Алексеенко Е. А. Кеты. — СПб.: Просвещение, СПб. отд-ние, 1999. — 112 с. — (Народы Севера и Дальнего Востока). — ISBN 5-09-002423-5.
  • Алексеенко Е. А., Дзибель Г. В. (система терминов родства), Кондратьева Н. М. (устное творчество). Кеты // Большая российская энциклопедия : электронная версия. — 2016. — Дата обращения: 03.03.2018.
  • Кеты // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Кеты // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3.
  • Кеты // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3.
  • Кривоногов В. П. Этнические процессы у кетов в начале XXI в. (опыт интервальных исследований)

Ссылки

ru-wiki.org

Рецензия на альбом группы КЕТА — Дерзости (2012)

Один из сайд-проектов Ильи Лагутенко, 4 песни которого лежат в сети вот уже почти два года, наконец-то вылился в полноценный альбом. Не явившись ни для кого неожиданностью, менее приятным событием он от этого не стал.

«КЕТА» оказалась очень удачной коллаборацией двух интересных музыкантов – всем известного Ильи Игоревича и чуть менее известного Андрея Антонца, автора нескольких самостоятельных электронных проектов, работавшего с «Мумий Троллем» и прежде.

Для альбома, носящего название «Дерзости», дерзкого здесь не так много — музыка, почти напрочь лишенная гитарного звука, представляет собой иногда плавное и текучее, иногда ритмичное, но всегда неторопливо-размеренное меланхоличное техно. Лирика, в отличие от звучания, знакомая, ибо абсолютно в духе автора: нелепые «тираннозавры» со «стаями геликоптеров» и, казалось бы, до смешного глупые словесные конструкции вроде «эскимоски шлют крутые эсэмэски» выглядят нелепо только на бумаге или, во всяком случае, в отрыве от вокала Ильи Игоревича. В его исполнении, на этот минорном от первого до последнего звука альбоме, все звучит очаровательно и грустно. «Стирай свою улыбку, она больше не смешна» — поется в драматичном опусе под названием «Клоун». В общем-то, примерно так все и произошло: мим провел рукой вдоль своего лица, уголки рта опустились, и всем знакомая безумная улыбка испарилась, уступив место тоскливому минимализму. Впрочем, в совершенный артхаус проект не скатился, дуэт умело балансирует между простыми-понятными и сложными-экспериментальными конструкциями, что делает его особенно привлекательным.

Стоить вспомнить, что это не единственный сайд-проект фронтмена «МТ» — прошлой осенью вышла пластинка «Горностая», созданная Лагутенко и Павлом Шевчуком. Появление сразу нескольких экспериментальных проектов объяснить несложно. «Мумий Тролль», как уже вполне оформленное музыкальное, к тому же, коммерчески успешное, образование, все-таки имеет свои рамки, и эксперименту приходится существовать за ними. Впрочем, местоположение этой музыки по отношению к «МТ» не имеет никакого значения. Важно, что Лагутенко в очередной раз доказал нам, что еще не все.

Автор: Павлова Ольга

Треклист КЕТА — Дерзости (2012):

01. Камчатка02. East Side03. Ветер04. Манго05. Почему06. Клоун07. Антифриз08. Собака09. 7/1110. Дерзости

modernrock.ru

Кеты — Интернет-энциклопедии Красноярского края

Термин «кет» был введен в обиход в 1920-х гг. Ранее в русской литературе кеты были известны как остяки, енисейские остяки, енисейцы. Предки кетов издавна жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями так называемых енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др.

Некоторые кетоязычные группы в IX—XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйского, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев.

Оставшиеся на юге енисейские племена были постепенно к XVIII—XIX вв. ассимилированы окружающими их народами. В частности, енисейцы участвовали в формировании отдельных групп хакасов (качинцев), тувинцев, шорцев, северных алтайцев.

С конца XVIII в. кеты объединились в управы, внутри которых жили отдельными стойбищами из нескольких семей. К началу XX в. у кетов преобладали малые семьи. Браку предшествовал сговор и сватовство. Центральным моментом сговора был обряд с котлом. Родственники жениха наполняли подарками (беличьи шкурки, платки) медный котел и относили к чуму невесты. Перевернутый котел означал отказ, принятие подарков — согласие на брак. После этого стороны договаривались о выкупе (калым) за невесту.

Национальные особенности ярко проявляются и в похоронной обрядности. У кетов бытовало несколько видов захоронений, в частности, в земле и воздушное. К XIX в. воздушное захоронение применялось только в отношении шаманов и детей. Покойника укладывали в яму на спину, головой к востоку, закрывали двумя досками. На могиле устанавливалась палка с развилкой, позже — православный крест. Особенностью является привязывание к кресту лоскутов белой материи. Встречались захоронения в перевернутой лодке. Воздушные захоронения устраивались в пне срубленного дерева или на помосте. Сопроводительный инвентарь ломался и портился.

Исконными занятиями кетов были пешая охота на копытных (лось, олень), водоплавающую и боровую дичь, массовый лов рыбы котцом (загородка с плетеной ловушкой). С введением ясака, а затем с развитием товарных отношений первое место занимает пушной промысел (соболь, белка).

Орудия промысла — лук и стрелы — использовались для охоты на все виды животных и птиц вплоть до 1930-х гг. Северная часть кетов заимствовала у ненцев в ограниченных размерах транспортное оленеводство, которое полностью исчезло в 1970-х гг.

Кетские охотники передвигались на широких лыжах из ели, оклеенных снизу камусом. Груз перевозили на подвижной ручной нарте. Тащить ее помогала собака. Для передвижения по воде использовались большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой. На мелководье и озерах широко применялись выдолбленные из осины лодки-ветки.

Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, рога, кузнечество. Кетские луки и орудия труда (ножи, скребки и др.) славились на Енисейском Севере и служили предметом обмена. Женщины выделывали шкуры и бересту, изготавливали из них одежду, предметы утвари.

Фильм «Оторванные ветром от костра…» (1991 г.) из цикла «Золотой фонд красноярского телевидения» (2012 г.). Авторы:  Максим Файтельберг, Владимир Черенков. Видео предоставлено ГТРК «Красноярск»

my.krskstate.ru


Официальный сайт
Официальный сайт
Федеральный портал
Официальный сайт
Единое окно
Официальный сайт
Официальный сайт
Госавтоинспекция
Портал госуслуг РФ
Портал госуслуг СК
Shkolaprikumskoe | Все права защищены © 2018 | Карта сайта