Содержание
Дик Кет, художник с барабанными палочками
Случайно увидела необыкновенные автопортреты Дика Кета, неизвестного мне до этого художника, умершего в возрасте 37 лет. Запредельно интимные автопортреты как будто приглашали заглянуть в тихую жизнь человека, который почти десять лет не выходил из дома, и оставили ощущение прикосновения к вечности.
Но есть и еще один интересный признак, объединивший все эти автопортреты, который не мог не заинтересовать врача.
Dick Ket, 1932
У Дика Кета необычные пальцы, напоминающие лапы древесной лягушки, но они имеют официальное название- барабанные палочки. Такие пальцы оканчиваются утолщенными концевыми фалангами с характерной деформацией ногтевых пластинок, а круглые и выпуклые, как будто стекающие с пальца, ногти получили название «часовых стёкол». Такие пальцы не являются самостоятельным заболеванием, а представляют собой довольно информативный симптом болезней сердца и легких. Этот симптом, по всей видимости, был впервые описан Гиппократом и иногда называется его именем (Digiti hippocratici).
Дик Кет (Dick Ket, 1902-1940) был голландским художником первой половины двадцатого века. Он появился на свет в Ден-Хелдере, небольшом порту на севере Голландии. Дик создал в общей сложности 140 картин, большинство из которых были написаны в последние десять лет его жизни. Сорок из них являются автопортретами.
Dick Ket, 1926
В детстве он был очень слабым и болезненным ребенком, что создавало определенные трудности в школе — над ним постоянно издевались сверстники. Он не мог участвовать в общих играх, не выдерживал нагрузки и часто и долго болел. Работа отца, требовавшая постоянных переездов, еще больше усложняла жизнь Кета. Во время обучения стало очевидным, что он страдает агорафобией и боязнью чужих людей. Возможно, из-за этого после окончания обучения Дик Кет редко покидал дом. Однако, когда он учился в средней школе, его художественный талант заметили два учителя.
Йохан Керкемейер, его учитель рисования, помог освоить масляную живопись и всячески поощрял его художественные способности.
Dick Ket, 1926
Другой, профессор Анри Набер, обучал его химии и физике, однако имел очень нестандартный способ представления материала — его теории проводили параллели между законами физики и человеческого бытия, что глубоко впечатлило художника. Вероятно, именно его влияние позволило Дику погрузиться в магический реализм — термин, придуманный искусствоведом Францем Ро в знаменитом эссе 1925 года. В этом эссе Ро говорит о «третьей реальности», возникающей из настоящего мира и магического измерения снов и галлюцинаций. Дик Кет стал одним из ярчайших представителей магического реализма, а спустя 80 лет после его смерти, многие его полотна до сих пор имеют невысохшие участки- они как будто подтверждают магию, художник умер, но жив.
Dick Ket, 1930
После окончания Академии Арнема в Кунстофенинге в1925 году, где Дик изучал искусство, он перестал путешествовать. Измученный неизвестной хронической болезнью, вызывавшей прогрессирующую слабость и не позволявшей ему передвигаться даже на небольшие расстояния, а также в связи с нарастанием признаков тревожного расстройства, он в конечном итоге решил жить в уединении со своими родителями в маленьком городке вдали от моря. Его дом- его крепость, из которой Дик Кет почти не выходил после 1930 года. Тревожная атмосфера и эволюция его лица на автопор
третах, которые он создал, скрываясь из мира – единственная сохранившаяся летопись жизни Кета за эти годы, проведенных в полном уединении.
Dick Ket, 1931
Дик умер внезапно за несколько дней до своего 38-летия. Уже после его смерти были опубликованы письма, раскрывшие его чувство юмора и самоиронию, его страсть к искусству, его любовь к литературе и тишине.
Dick Ket, 1933
Через свои автопортреты он продолжает общаться со зрителем.
Несмотря на его изоляцию от внешнего мира, ему все же удалось выставить некоторые из своих картин. Между 1932 и 1940 годами его работы появились на выставках в Амстердаме и других голландских городах, а также в Брюсселе, Венеции и Париже. Он приобрел определенную известность благодаря персональной выставке 1933-34 гг., которая была его первой и, к сожалению, последней в Kunstzaal van Lier в Амстердаме. К счастью, его картины были оценены по достоинству уже при жизни, и несколько его работы были куплены.
Интересно, что помимо автопортретов, он любил писать натюрморты с одними и теми же предметами: бутылки, пустые миски, яйца, газетные вырезки. Кет изображал их в различных ракурсах, пытаясь найти сущность вещей, их звучание, соответствие формы, цвета, содержания, также выражая собственные эмоции в причудливых композициях.
Dick Ket, 1935
Именно в попытках самоинтерпретации Кет создает один из своих самых «острых» шедевров. В его автопортрете 1932 года композиция напоминает классическую портретную живопись немецкого и итальянского ренессанса. Но классика форм резко контрастирует со странным страдающим внешним видом Кета. Его рубашка расстегнута, левый сосок оголен, Кет буквально указывает на проблемы с сердцем. Его правая рука крепко сжимает цветок герани. Цветок отрезан и поставлен в воду, ему недолго осталось. Позади художника на стене детская игрушка – лошадка, она стоит на дыбах. На самом деле, это не единственный раз, когда эта лошадь появляется в его картинах, ее присутствие может быть «подписью», поскольку «кет» означает «маленький конь» или «маленький мальчик» на фламандском диалекте. В правом нижнем углу он нарисовал слово «FIN», которое, скорее всего, служило напоминанием о надвигающейся смерти.
1938
Кет умер в 1940 году в возрасте всего лишь 37 лет, в результате декомпенсации застойной сердечной недостаточности. Ему никогда не ставили диагноз при жизни, но его автопортреты наглядно демонстрируют прогрессию его болезни. Уже упомянутый автопортрет, сделанный в 1932 году, изображает худого человека, держащего вазу синими пальцами, и после быстрого взгляда на его лицо можно заметить легкую синеву губ и кончика носа, что свидетельствует о наличии цианоза. Цианоз и пальцы Гиппократа далеко не всегда были у художника. Например, если мы рассмотрим более ранние автопортреты, то мы найдем пальцы без столь явной деформации. По мере прогрессии заболевания, пальцы приобретали все более и более страшный вид, ногти стали ярко синюшными, что говорит о тяжелом состоянии пациента.
Благодаря автопортретам конца его жизни можно увидеть последние стадии сердечной недостаточности, например, в двойном портрете с отцом, законченным незадолго до смерти художника.
1939
Эти характерные клинические признаки болезни позволяют предположить, что художник страдал цианотическим врожденным пороком сердца, возможно, тетрадой Фалло, встречающейся у 3 из каждых 10 000 живорожденных.
Тетрада Фалло или blue baby syndrome — так называемый синий порок сердца, сочетающий, по определению французского врача Этьена-Луи Артура Фалло, сразу четыре аномалии — стеноз выходного отдела правого желудочка, высокий дефект межжелудочковой перегородки, декстрапозицию аорты и гипертрофию правого желудочка.
Именно этот порок и стал причиной появления пальцев Гиппократа у художника, его визитной карточкой на автопортретах.
Кету никогда не ставили диагноз при жизни, потому что не было доступных диагностических инструментов, и даже если бы они были, ничего сделать было невозможно.
Тетрада Фалло больше не является болезнью, обрекающей на верную смерть, которой она была еще 100 лет назад. Так называемые «голубые дети» теперь имеют 90% 40-летнюю выживаемость.
1940
Дик Кет умер 15 сентября 1940 года, в самом начале новой катастрофы, надвигавшейся на мир.
Его жизнь, наполненная иронией и трагедией, сделала его не только искренним художником, позволяющим проникнуть в собственный мир, но и ярким представителем художественного мира двадцатого века.
Чуть меньше, чем через 5 лет, была выполнена первая успешная паллиативная операция blue baby syndrome доктором Альфредом Блалоком и одной из первых женщин-врачей Хелен Тауссиг в больнице Джона Хопкинса. Эта операция изменила прогноз таких людей.
Dick Ket, Three Small Self Portraits the Drug Drinker, 1937-1940
Дик Кет (1902-1940 ). — Музей живописи — LiveJournal
?
|
Дик Кет: Художник с пальцами барабанной палочки
Необыкновенные автопортреты Дика Кета, многие из которых неизвестны миру, незаметно приглашают своих зрителей в безмолвную жизнь, проведенную на небольшом пространстве в несколько квадратных метров.
Они рассказывают красивую историю, как легкое тонкое перышко, которое улетает и внезапно исчезает под действием ветра.
Дик Кет был голландским художником-реалистом первой половины двадцатого века. Кет родилась в 1902 году в Ден-Хелдере, небольшом порту на крайнем севере Нидерландов, с серьезным пороком сердца. Считается, что его состояние, вероятно, было тетрадой Фалло (также называемой синдромом голубого ребенка) и в то время было неизлечимым. Этот порок сердца вызывает недостаточное питание тканей и органов, а также барабанные или, как говорят врачи, гиппократовы пальцы.
Наиболее заметными его работами являются натюрморты и автопортреты с «пальцами барабанной палочки», следствием его патологии. Он создал в общей сложности 140 картин, большинство из них за последние десять лет его жизни. Сорок из этих ста с лишним картин — автопортреты. Он является культом для тех, кто знает его, особенно в Голландии, но неизвестен большинству за пределами Нидерландов.
Дик Кет, Три булочки, 1935, Gemeentemuseum, Голландия. Wikimedia Commons
В детстве он был очень хилым, что делало его уязвимым для издевательств в школе. Из-за того, что Кет постоянно переезжал из-за того, что его отец работал военным офицером, Кету было еще труднее приспособиться к своим сверстникам в школе. Однако, когда он учился в средней школе, он встретил двух учителей, которые оценили его талант и поощряли его творческие амбиции.
Йохан К. Керкемейер, его учитель рисования, посоветовал ему развить свой художественный талант и направил его к технике масляной живописи. Другой его профессор, Анри Адриен Набер, учитель химии и физики, убежденный теософ и автор научных работ, в которых он хотел бы продемонстрировать связь между геометрией и мистикой, глубоко повлиять на его видение жизни и вещей. Теории Набера заставляют его искать параллели между законами физики и существованием, находить смысл своего состояния, а также строить что-то из окружающих его элементов. И в результате этих рискованных технических экспериментов некоторые его картины спустя полвека так и не полностью высохли.
Дик Кет, Натюрморт с яйцами, 1935, Музей Дордрехта, Голландия. Wikimedia Commons
После изучения искусства в Академии искусств Арнема с 1922 по 1925 год Дик больше не мог путешествовать. Измученный хронической усталостью, вызванной его болезнью, и растущими фобиями, особенно агорафобией, он в конечном итоге живет в уединении со своими родителями в Беннекоме, маленьком городке прямо в центре Нидерландов, вдали от моря, рядом с которым он рос все свое детство. . Из этой маленькой крепости, которая и по сей день находится в противоречии с окружающими ее традиционными домами, Дик Кет не выходил из своего дома до 19 лет.30. Тревожная грубость и эволюция его лица в его автопортретах, которые он создал, скрываясь от мира, являются единственным существующим свидетельством жизни Кета за эти годы, проведенные в уединении в его доме.
К сожалению, Кет умер за несколько дней до своего 38-летия. Его посмертно опубликованные письма позволили ему продолжать оставаться на Земле. Эти письма показали его чувство юмора и самоиронию, его страсть к искусству, его любовь к литературе, музыке, кино, а также к словесным играм и мистике.
Своими автопортретами он говорит своим зрителям, что никогда не было необходимости рисовать море, чтобы изобразить воду. Вместо этого просто посмотрите, как он падает из крана в миску. Для исследования темы человечества он использовал ту же технику: просто ищите мир в себе и в людях, которые являются частью вашего мира. Он искал смысл человечности в Шилте, своей девушке, общей героине его картин, и в отце, которого он считает своим лучшим другом.
Дик Кет, Три маленьких автопортрета наркомана, 19 лет37-1940, Curiator.com
Хотя самые ранние картины Дика Кета выполнены в импрессионистическом стиле, на его картины также сильно повлияли Neue Sachlichkeit и Magischer Realismus — термин, введенный искусствоведом Францем Ро в известном эссе 1925 года. В этом эссе Ро говорит о «третьей реальности», возникающей из конкретного мира и волшебного измерения снов и галлюцинаций. Дик познакомится с этим движением благодаря репродукциям этих картин, которые кажутся его собственными.
Несмотря на то, что он изолирован от внешнего мира, ему все же удается выставлять некоторые из своих картин. Между 1932 и 1940 годами его работы появляются на коллективных выставках современного голландского кружка, базирующегося между Амстердамом и Эйндховеном, а также в Брюсселе, Венеции и Париже. Он получил определенную известность благодаря персональной выставке, которая была его первой и, к сожалению, последней в Kunstzaal van Lier в Амстердаме с 1933 по 1934 год. его работ также приобрели некоторые посетители его выставки.
На каждом его тщательно продуманном натюрморте всего несколько предметов, таких как бутылки, пустые миски, яйца, музыкальные инструменты, виноград и вырезки из газет. Кет изображает эти обычные предметы с угловатыми разрезами в разных ракурсах как аналитическую технику для своего желания выразить эмоции в своих композициях.
Именно в своей интерпретации Кет создает один из своих самых пронзительных шедевров. В его автопортрете 1932 года композиция напоминает классическую портретную живопись немецкого и итальянского Возрождения. Кроме того, классическая портретность проявляется в причудливой и страдающей внешности Кета, отличающейся странной пигментацией его кожи серо-голубого оттенка. Его рубашка расстегнута на груди, что намекает на проблемы с сердцем. Он крепко сжимает цветок в кувшине, чтобы сказать, что жизнь не ускользнет от него без борьбы.
Дик Кет, Автопортрет, 1932, Музей Бойманса ван Бёнингена, Роттердам. Wikimedia Commons
Позади него в воздухе стоит лошадь, возможно, чтобы напомнить о детской невинности его взгляда на мир. На самом деле, это не единственный раз, когда эта лошадь появляется на его картинах. Однако присутствие лошади на нескольких его картинах может быть его «визитной карточкой», поскольку Кет означает «маленькая лошадка» или «маленький мальчик» на нижнем фламандском диалекте. В правом нижнем углу он нарисовал слово «ФИН», которое, возможно, служило напоминанием о его скорой смерти. Его жизнь, полная иронии и трагедии, сделала его не только увлекательным художником, но и уважаемой фигурой ХХ века.
Умер 15 сентября 1910 года в самом сердце тьмы жестокой войны.
Подробнее:
[easyazon_image align=”none” height=”110″ идентификатор=”B000NTN6D6″ locale=”US” src=”https://www. dailyartmagazine.com/wp-content/uploads/2019/ 02/41UdxnVDA6L.SL110.jpg” tag=”dailyartdaily-20″ width=”73″]
Дик Кет (1902-1940)
Детали
Дик Кет (1902-1940)
Стиллевен встретился с флейтой: натюрморт с флейтой
подпись и дата «D Ket 1932» (внизу справа)
холст, масло
57 x 46,5 см.
Происхождение
Kunstzaal van Lier, Амстердам, 1933 г.
Mr. O. van Tussenbroek, Харлем, 1940 г.
Kunstzaal Van Lier, Амстердам, 1940, где приобретен отцом нынешнего владельца в августе 1940 г.
Литература
В. Дж. де Грюйтер и Дж. Меккинк, Дик Кет, 1902-1940 , Вагенинген, 1962, кат. 60, больной. 34.
Alied Ottevanger, Dick Ket, Over zijn leven, ideeën en kunst , Arnhem 1994, кат. 103, с. 20, больной. 79.
Алиед Оттевангер, Дик Кет: Vier Studies , Гаага, 1995, с. 11, ил.
Выставлено
Амстердам, Stedelijk Museum, Schilderijen, beeldhouwwerken, teekeningen en grafische werken, Vereeniging van Nederlandsche Beeldende Kunstenaren ‘De Brug’ , январь-апрель 1933 г., кат. 91. (передвижная выставка в Дордрехт, Pictura; Утрехт, Kunstliefde).
Белград/Загреб, подробности неизвестны, 1933 г.
Амстердам, Kunstzaal van Lier, Dick Ket, schilderijen , 16 декабря 1933-4 января 1934, кат. 8.
Гаага, Gemeentemuseum, Стиллевенс ван Блумен ван Шильдерс ван Хеден апрель-май 1940 г., кат. 50
Амстердам, Kunstzaal van Lier, Летняя выставка , июнь-август 1940 г.0055 Herdenkingstentoonstelling Dick Ket , июнь 1941-1942, кат. 24.
Strasbourg, Chateau de Rohan, Quelques Hollandais d’Aujourdhui , 1951, кат. 15.
Арнем, Gemeentemuseum/Laren, Singer Museum/Breda, Cultureel Centrum, Dick Ket , 16 декабря 1962–1963 гг., кат. 60, как: Stilleven встретил jeneverkruik en blokfluit.
Особое примечание
Christie’s взимает с покупателя надбавку к цене молота за каждый проданный лот по следующим ставкам: 29,75% от цены молота каждого лота до 20 000 евро включительно плюс 23,8% от цены молота в диапазоне от 20 001 до 800 000 евро. плюс 14,28% от любой суммы, превышающей 800 000 евро. Премия покупателя рассчитывается исходя из каждого лота в отдельности.
Привлечены к вам
Ознакомьтесь с отчетом о состоянии или свяжитесь с нами для получения дополнительной информации об этом.
+31205755280
Если вы хотите просмотреть отчет о состоянии этого лота, войдите в свою учетную запись.
Войти
Просмотр отчета о состоянии
Лот Эссе
«Чего я хочу от живописи, так это проницательности ‘Primitieven’, широты Брайтнера и декоративного понимания Кассандры».
(см.: Дик Кет в письме своей невесте Нел Шилт от 16 августа 1939 г.).
Хотя Дик Кет часто считался одним из неореалистов или «Magisch Realisten» вместе со своими современниками Карелом Виллинком, Раулем Хинкесом и Вимом Шумахером, Дик Кет никогда не имел настоящей связи с этими художниками. Он восхищался натюрмортами Шумахера, созданными Яном Манкесом и Флорисом Верстером, но больше всего его впечатлило искусство позднего средневековья и раннего Возрождения, отдавая предпочтение «Vlaamse Primitieven». Он хотел реабилитации предмета и восхищался детализированной и плавной манерой письма.
Из-за физических ограничений Кета (он страдал серьезным заболеванием сердца) его мир был ограничен его собственным домом и ближайшим окружением. Автопортрет и натюрморт — две его главные темы, в которых он преуспел.
Настоящий лот является частью серии из четырех натюрмортов с одинаковыми размерами, написанных в 1932 году. Он назвал эту серию «Kleine serie» (небольшая серия), и аннотация на листе бумаги в композиции показывает, что это, должно быть, был четвертый и последний из этой серии: «KS A No 4» (= Kleine serie A No 4). Между четырьмя натюрмортами, вероятно, нет прочной связи: Кет никогда не выставлял четыре произведения вместе, и в переписке нет упоминаний о значимой связи между ними. Возможно, это просто первые четыре натюрморта, в которых художник снова решил изобразить композицию с высоты птичьего полета. Кет отдавал предпочтение А.М. Афиши Кассандры. Его рисунки часто появляются в натюрмортах Кет.