Этнография кетов: Кетский сборник. Мифология, этнография, тексты = Studia ketica. Mythology, ethnology, texts

Кетский сборник. Мифология, этнография, тексты = Studia ketica. Mythology, ethnology, texts

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пользователь перешел на сайт; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; IP-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, Вы должны покинуть данный сайт.

Кетский сборник. Мифология, этнография, тексты = Studia ketica. Mythology, ethnology, texts

Заглавие

Кетский сборник. Мифология, этнография, тексты = Studia ketica. Mythology, ethnology, texts

Серия, номер выпуска

Кетские сборники

Место издания

Москва

Издательство

Главная редакция восточной литературы

Год издания

1969

Количество страниц

300 с.

Аннотация

Сборник посвящен проблемам кетской мифологии и этнографии. Содержит кетские тексты, представляющие и этнографический и лингвистический интерес

Библиографическая запись

Кетский сборник = Studia ketica : мифология,
этнография, тексты / Моск. гос. ун-т им. М. В.
Ломоносова, Ин-т вост. яз. ; [под ред. В. В.
Иванова и др.]. — Москва : Главная редакция
восточной литературы, 1969. — 288, [3] с.

Включен в подборки

  • Общественные науки. Образование,
  • КНИГАКАН >
    Этносы >
    Палеоазиатская группа: чукчи, коряки, нивхи, ительмены, эскимосы, юкагиры, кеты, чуванцы, алеуты, кереки, алюторцы.

Чтение документа возможно
 в помещении библиотеки

Вам будет интересно

Как сканировать QR-код?

Для пользователей Android:

  1. Скачайте приложение для сканирования QR-кодов (Google Play)
  2. Откройте скачанное приложение;
  3. Наведите камеру на QR-код.

Для пользователей iPhone:

  1. Откройте приложение «Камера»;
  2. Наведите камеру на QR-код;
  3. Нажмите на всплывающее уведомление.

Полка доступна только для аутентифицированных пользователей. Чтобы войти, нажмите сюда.

Кеты // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009) | ИРКИПЕДИЯ

КЕТЫ, проживают в Обь-Енисейском междуречье от реки Кеть на юге до рек Таз (кроме его низовий) и Турухан на севере, а также собственно в долине Енисея с низовьями его крупных правых притоков — от Ангары, в низовьях иногда именуемой Верхней Тунгуской, до бассейна Нижней Тунгуски и Курейки.

По данным переписи 1959 в Красноярском крае — 984 человек; 1970 — 1 093, 1989 — 994, 2002 — 1 189 человек; в осталь­ных районах (областях) Сибири и Дальнего Востока — 158 человек.

Происхождение названия

Название «кеты» не является исконным самоназванием народа. Оно было введено официально и утвердилось только в 1920-х гг. В основу названия было положено слово «человек (кет/кэт). До этого Кеты были известны как «остяки», «енисейские остяки», «енисейцы». Сами же кеты именовали себя по родовой принадлежности и территории проживания той или иной группы (например, елогуйские люди, подкаменнотунгусские люди). В конце XIX — начале XX в. среди кетов выделялись береговые — жи­тели побережья Енисея и лесовые — находившиеся пре­имущественно на отдаленных угодьях. С некоторых пор в регионе стихийно распространилось и постепенно возобладало в официальной сфере и народной среде название кету, по происхож­дению является звательной формой от слова кет — «че­ловек»: так у кетов мужчина обращается к мужчине.

Язык кетов

Язык кетов считается лингвистической феноменом, т. к. об­ладает строем, не находящим соответствия в соседних языках. Условно его относили к палеоазиатской (па­леосибирской) группе. Общее название «палеоазиатские» эти языки получили в связи с гипотезой Л.И. Шренка о древнем аборигенном происхождении их носителей. С середины XIX в. известны 2 диалекта кетского: имбатский и сым­ский, но сымский ныне признается самостоятельным языком енисейской семьи. По самоназванию его носителей — остяков-югов — его чаще называют югским.

Этническая группа

Современные исследования, проведенные по независимым сис­темам краниологических маркеров, сближают кетов с североазиатскими монголоидами. В целом для кетов нетипично сходст­во с представителями какого-то одного народа. Из этнических групп Западной Сибири по обобщенной доле монголо­идного компонента они сближаются с ненцами, некоторыми угорскими и обско-татарскими группами. Большая часть антропологических материалов говорит о включенности харак­теристик кетов в широкий круг промежуточных евро-мон­голоидных комплексов, описанных у народов Западной и Южной Сибири. Монголоидный компонент у них в настоящее время безусловно преобладает; его южные истоки не уходят да­лее территории Южной Сибири и Центральной Азии и массива тюрко-язычных популяций.

Быт

Рыба всегда сопуствует кетам.

Рыболовство — основная отрасль традиционного хозяйства кетов до на­чала XX в. Рыба и рыбные продукты были не менее важны для пищевого рациона, чем мясная продукция охотничь­его промысла. Навыки изготовления предметов домашней утвари из рыбьей кожи, отражение промысла в народном календаре, духовной культуре также свидетельствуют о важной роли рыболовства в жизни кетов.

Основу охоты у кетов в конце XIX — начале XX в. состав­лял товарный пушной промысел; видную роль сохраняла добыча крупных копытных (лося, дикого оленя) и дичи — водоплавающей и боровой.

Оленеводство у кетов было подсобной отраслью. Оленей использовали исключительно как транспортное средство во время зимнего охотничьего промысла. Стада оленей были немногочисленны, везде рядом с оленными встре­чались безоленные семьи, а у подкаменнотунгусской груп­пы оленей не было совсем. Стада до 100 голов были для кетов исключением, владельцами их являлись обыч­но большие семьи, состоявшие из нескольких брачных пар и их детей. 10—20 оленей едва хватало для перекочевок. В аргише семьи шло 5—8 упряжек, в каждой упряжке по 2 (редко по 3) оленя. Часто оленей не хватало для всей семьи, в таком случае на оленях переезжали муж­чины-охотники, старики, а подростки и женщины пе­ребирались с места на место с ручной нартой, исполь­зуя в помощь собак.

С приходом русских на Енисей в начале XVIII в. пред­ки кетов — енисейские остяки — вошли в состав образован­ных Мангазейского и Енисейского уезда.

XVIII в. был отмечен расширением общего ареа­ла расселения кетов, усилением этнических контактов и, как следствие, существенными изменениями в социуме: появлени­ем эндогамных территориальных групп и развитием соседских отношений. Эти внутренние для кетского общества процессы вы­разились внешне в исчезновении в документах родовых наименований и утверждении новой, волостной, системы управления со стороны русской администрации.

Определяющая роль родственной (родовой) принадлеж­ности и дуальная экзогамия — характерные черты кетского социума. Ими определен весь механизм взаимо­отношений между отдельными лицами, семьями, патронимиями и родовыми группами, все основные сферы жизни — хозяйственная, семейная, идеологическая. В то же время это не исклю­чало сложившихся со временем соседских, территориальных отношений, но роль родства оставалась велика на всем протяжении известной истории кетов.

Мировоззрение кетов

Общими чертами кетской мировоззренческой традиции, как и многих иных, является восприятие всех частей окру­жающего мира живыми, его дуализм — положительное или отрицательное по отношению к человеку начало, а также ор­ганичное сочетание вертикальной (земля — небо) и го­ризонтальной (нижнее течение — верхнее течение реки) систем размещения антагонистических миров.

Шаманство кетов отличает сложная, но четкая система представлений — понятие о наследуемом в кровнородственной среде даре, 21-летний (7-кратный) цикл становления ша­мана, многозначность олицетворяемых им в ходе обря­да образов, пантеон, выделение особого сакрального верхнего мира и т. д., а также развитая символика выражения этих представлений (в мифологических стереотипах, атрибутике и облачении, иконографии и др.).

Лит.: Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков // СМАЭ. СПб., 1914. Т. 2; Кривоногое В.П. Кеты на пороге III тыся­челетия. Красноярск, 1998; Алексеенко Е.А. Кеты (историко-этнографические очерки). Л., 1999; Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М., 2005.

Е.А. Алексеенко

Читайте также:

ДОЛГИХ, Борис Осипович 

ИНСТИТУТ НАРОДОВ СЕВЕРА

КЕТСКИЙ ЯЗЫК 

КРАЕВЕДЕНИЕ 

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

ЭВЕНКИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

вклад в этнографию племени Центральной Сибири в каталоге SearchWorks

Библиотеки Стэнфорда будут работать по сокращенному графику в период закрытия Стэнфорда на зиму (среда, 21 декабря 2022 г. — вторник, 3 января 2023 г.). Подробнее о часах

Выходные данные
1967.
Физическое описание
в/в, 138 л.

Доступно онлайн

В библиотеке

SAL1 и 2 (полки в кампусе)


Стеки

Запрос (откроется в новой вкладке)

Предметы в стопках
Номер телефона Статус
3781 1967 .Л

Неизвестный

Специальные коллекции

Доступ на месте

Исследователи могут запросить просмотр этих материалов в читальном зале специальных коллекций. Запрашивайте материалы не менее чем за 2 рабочих дня. Максимум 5 товаров в день.


Архив университета
Запрос через Aeon (открывается в новой вкладке)

Элементы в университетских архивах
Номер телефона Статус
3781 1967 .Л

Использование в библиотеке

Описание

Создатели/Соавторы

Автор/Создатель
Ли, Присцилла Луиза Торнбург Помрой.

Участник
Стэндфордский Университет. Кафедра антропологии.

Содержание/Резюме

Библиография
Библиография: л. 131-138.

Субъекты

Темы

кеты.

Коренные народы
>
Россия (Федерация)
>
Сибирь.

Этнология
>
Россия (Федерация)
>
Сибирь.

Просмотр связанных элементов

Начните с номера телефона:

Посмотреть всю страницу

Библиотечный вид | Кошка: 2189536

Этнография: традиционные и критические концепции качественного метода исследования

Can Fam Врач. 2011 март; 57(3): 378–379.

Информация об авторе Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности

Обучение резидентов семейной медицины проведению исследований все чаще рассматривается как важнейший компонент их обучения, отчасти как средство укрепления дисциплины и отчасти для улучшения их практики. В то время как количественные методы когда-то доминировали в подходах к медицинским исследованиям, применение качественных методов рассматривается как эффективный способ изучения проблем первичной медико-санитарной помощи. 1 3 Этнография является одним из таких качественных подходов, который предлагает жителям полезный инструмент для проведения исследований. В этой статье представлен обзор этнографии как метода исследования, который используется для более глубокого понимания человеческого поведения, мотивации и социального взаимодействия в конкретных и сложных культурных контекстах.

Этнографические исследования издавна играют важную роль в медицине. 4 6 Знаковое этнографическое исследование Беккера и его коллег, Boys in White: Студенческая культура в медицинской школе, 7 использовали качественные интервью и включенное наблюдение, чтобы узнать, как студенты-медики аккультурируются в медицинской профессии; как они учатся решать социальные проблемы в больнице; и их тревоги, сомнения и идеализм, когда они проходят медицинское обучение. Исследование также дает полезную информацию о развивающихся и меняющихся представлениях студентов о медицинской профессии. Этнографии, подобные этой, обеспечивают углубленный взгляд на ряд вопросов, связанных со здоровьем, таких как профессиональная 8 и корпоративная культура, 9 социальные детерминанты, 10 болезненный опыт пациентов, 11 моральные проблемы в здравоохранении, 12 роль семьи в уходе за больными, 13 отношение пациентов к оказанию помощи , 14 и другие факторы, влияющие на медицинское обслуживание и результаты лечения. 15 17 В сущности, этнография дает более глубокое понимание культуры. В этом смысле культура определяется как коллективные предположения и убеждения, влияющие на практику определенной группы людей, разделяющих социальное пространство.

Считается, что термин этнография впервые был введен в 1922 году Бронсилавом Малиновским (1884–1942). 18 Он уходит своими корнями в описательную науку 19 социальной антропологии, центральное место в которой занимает изучение культуры и культурного поведения. 20 Однако этнография не ограничивается изучением этнических ритуалов и практик. Они включают исследования, которые описывают и объясняют ряд социальных явлений в различных группах, разделяющих культуру. Эти этнографии обеспечивают глубокое описание и анализ, а также рисуют портрет того, как группы, разделяющие культуру, интерпретируют свой опыт и создают смысл из своих взаимодействий. Хирурги, например, имеют особую профессиональную культуру, на которую влияют взгляды и поведение, характерные для этой группы и передаваемые из поколения в поколение посредством обучения. 21

Традиционные подходы к этнографическим исследованиям были направлены на сбор фактов и свидетельств путем отстраненных наблюдений за изучаемой культурой, при этом исследователь пытался действовать на заднем плане в качестве объективного стороннего наблюдателя, чтобы развить беспристрастное понимание наблюдаемых явлений. Эта позитивистская * цель беспристрастности, как будут утверждать критики , несостоятельна, поскольку она зависит от маловероятной способности исследователя быть однажды отстраненным от наблюдаемой культуры. 22 Критики утверждают, что исследователи ошибаются, если считают, что могут дать нейтральный отчет об опыте других. В отличие от Малиновского, следующее поколение исследователей обнаруживает, что этнографы находятся под влиянием «культурно опосредованного мира, пойманного в «паутину значимости», которую они сами сплели, [где] нет ни привилегированного положения, ни абсолютной точки зрения, ни действенного способа исключить сознание из нашей деятельности или деятельности других». 23

Позитивисты полагаются на расшифрованное интервью, а не на живой опыт беседы лицом к лицу. В результате знание становится производным от схваченного, транскрибированного голоса; известное, изначально состоящее из плоти и крови, превращается в аморфную сущность только для того, чтобы перевоплотиться и затвердеть в тексте. И захваченным голосом, и фиксированным объектом теперь можно манипулировать, не опасаясь потери данных из-за непрерывности жизни и времени. Транскрибированный текст можно рассматривать как содержащий набор значений, которые остаются замороженными на все времена, и поэтому он более надежен. Тем не менее, критики утверждают, что такие тексты читаются и перечитываются, интерпретируются и переинтерпретируются при каждом новом прочтении, посредством чего читатель как исследователь создает новые значения и овеществления. Что остается нереализованным, так это то, что каждое знакомство с текстом — это новый опыт. Вера в то, что каждое прочтение по-прежнему является столкновением с первоначальным опытом, игнорирует контекстуальные исторические моменты, породившие его. 24 Текст обретает собственную жизнь с соответствующей верой в то, что он представляет «правду» об изучаемой ситуации.

Критики считают поэтому, что новый этнограф должен быть осторожен, чтобы не попасть в ловушку конкретной формы и версии истины. Социальный мир управляется множественными истинами, которые находятся в контексте. 25 Авторитет и легитимность исследователя достигаются за счет признания представления нескольких версий правды, показывая, как каждая версия может влиять на изучаемое явление и формировать его. Ни одна версия не имеет авторитетных привилегий, поскольку у каждой есть свои сильные стороны и ограничения — например, на месте аварии получают ряд точек зрения, чтобы помочь осветить ситуацию, чтобы прийти к наилучшему возможному объяснению того, что произошло. . Значения присущи не только наблюдению, но должны быть объяснены через интерпретацию ряда точек зрения, предлагаемых для освещения изучаемого явления.

Хотя может показаться, что это движение к «множественным истинам» означает невозможность когда-либо узнать что-либо, на самом деле все может быть наоборот. Вместо того, чтобы искать единую истину при использовании этнографического подхода, исследователям предлагается попытаться понять культурную среду с разных точек зрения. Следовательно, в качественных исследованиях термин опыт используется чаще, чем истина. Исследователям необходимо будет расширить свои взгляды, принимая во внимание различные представления о том, что происходит в социальной среде. Цель состоит не в разработке индивидуальных интерпретаций и обобщений, а в сборе объемных, обширных и подробных описаний и интерпретаций изучаемой области. 26 Мы можем предположить, что если бы исследование, подобное Boys in White, 7 , например, проводилось сегодня, это была бы гораздо более богатая работа, поскольку она не только рассматривала бы социализацию студентов-медиков из «отстраненной» точки зрения исследователей, но и более подробного изучения взглядов пациентов и других специалистов, а также разнообразия внутри студенческой группы. Опыт, заложенный в каждой из этих точек зрения, поможет нам лучше понять студентов-медиков в их социальном контексте.

Качественные исследования не являются монолитной концепцией, подобной статистике. Он опирается на богатое разнообразие стратегий и теоретических рамок из разных дисциплин и традиций. Этнография есть лишь один из качественных методов исследования социальных явлений.

Гипотеза представляет собой ежеквартальную серию статей Канадский семейный врач, , координируемую Секцией исследователей Колледжа семейных врачей Канады. Цель состоит в том, чтобы изучить клинически значимые исследовательские концепции для всех 9Считыватели 0166 CFP . Материалы приглашаются от исследователей и неисследователей. Идеи или предложения можно отправить онлайн по адресу http://mc.manuscriptcentral.com/cfp или через веб-сайт CFP www.cfp.ca в разделе «Авторы».

Конкурирующие интересы

Не заявлено

* Позитивисты придерживаются теории, согласно которой эмпирический опыт является наиболее законным источником знания, и что знание начинается и заканчивается чувственным опытом, свободным от субъективной интерпретации. 19

Критика предполагает, что знание гипотетично, социально сконструировано и эфемерно — всегда открыто для критического анализа и повторного анализа. 19

1. Мерфи Э., Мэтсон Б. Качественные исследования и семейная практика: брак, заключенный на небесах? Фам Практ. 1992;9(1):85–91. [PubMed] [Google Scholar]

2. Бриттен Н., Джонс Р., Мерфи Э., Стейси Р. Качественные методы исследования в общей практике и первичной медико-санитарной помощи. Фам Практ. 1995;12(1):104–14. [PubMed] [Академия Google]

3. Барбур Р.С., Фезерстоун В.А. Приобретение качественных навыков для проведения исследований в области первичной медико-санитарной помощи. Обзор и размышления о трехэтапном семинаре. Часть 1: использование интервью для получения данных. Участники WoReN. Исследовательская сеть первичной медико-санитарной помощи Уолдса. Фам Практ. 2000;17(1):76–82. [PubMed] [Google Scholar]

4. Каплан-Мирт Н. Интерпретация людей так, как они интерпретируют самих себя: нарратив в медицинской антропологии и семейной медицине. Кан Фам Врач. 2007; 53:1268–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

5. Папа С. Проведение этнографии в медицинских учреждениях. мед. образования. 2005;39(12):1180–7. [PubMed] [Google Scholar]

6. Ventres WB, Frankel RM. Этнография: поэтапный подход для исследователей первичной медико-санитарной помощи. Фам Мед. 1996;28(1):52–6. [PubMed] [Google Scholar]

7. Becker HS, Geer B, Hughes EC, Strauss AL. Мальчики в белом: студенческая культура в медицинском вузе. Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press; 1961. [Google Scholar]

8. Холл П. Межпрофессиональная командная работа: профессиональные культуры как барьеры. Джей Интерпроф Уход. 2005;19(Приложение 1): 188–96. [PubMed] [Google Scholar]

9. Сате В. Последствия корпоративной культуры: руководство к действию для менеджера. Орган Дин. 1983;12(2):4–23. [PubMed] [Google Scholar]

10. Браун Р.А., Кузара Дж., Коупленд В.Е., Костелло Э.Дж., Ангольд А., Уортман С.М. Переход от этнографии к эпидемиологии: уроки, извлеченные в Аппалачах. Энн Хам Биол. 2009;36(3):248–60. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

11. Mahoney JS. Этнографический подход к пониманию болезни пациентов с застойной сердечной недостаточностью и членов их семей. Сердце легкое. 2001;30(6):429–36. [PubMed] [Google Scholar]

12. Хоффмастер Б. Может ли этнография спасти жизнь медицинской этике? соц. мед. 1992;35(12):1421–31. [PubMed] [Google Scholar]

13. Карр Дж.М., Фогарти Дж.П. Семьи у постели больного: этнографическое исследование бдительности. Дж. Фам Практ. 1999;48(6):433–8. [PubMed] [Google Scholar]

14. Рейд А.Л. Понимание наших пациентов. Антропологический подход. Врач Ауст Фам. 1998; 27 (Приложение 2): S99–102. [PubMed] [Google Scholar]

15. Уиттакер А. Качественные методы в исследованиях общей практики: опыт исследования Oceanpoint. Фам Практ. 1996;13(3):310–6. [PubMed] [Google Scholar]

16. Searight HR, Campbell DC. Этнография и семейная медицина: вопросы и обзор. Fam Pract Res J. 1992;12(4):369–82. [PubMed] [Google Scholar]

17. Хантер К.М. Истории врачей: нарративная структура медицинских знаний. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета; 1991. [Google Scholar]

18. Теш Р. Качественные исследования: типы анализа и программные средства. Филадельфия, Пенсильвания: RoutledgeFalmer; 1990. [Google Scholar]

19. Дхарамси С., Скотт И. Количественные и качественные исследования: принятые и интерпретативные взгляды на науку. Кан Фам Врач. 2009;55:843–4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

20. Как и RC, Steiner RP. Медицинская антропология и семейный врач. Фам Мед. 1986;18(2):87–92. [PubMed] [Google Scholar]

21. Hargreaves DH. Культура обучения в хирургии. БМЖ. 1996; 313 (7072): 1635–9. [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

22. Дензин Н.К. Интерпретативная этнография: этнографические практики 21 века. Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications, Inc.; 1996. [Google Scholar]

23. Рабинов П.