Хребет кет кап: Хребет Кет-Кап

Содержание

Хребет Кет-Кап

Кет-Кап (в переводе с якутского Кет — «летать», Кап «корабль») — гора в горном хребте Кет-Кап, в восточной части Алданского нагорья. Располагается на правом берегу реки Учур, на границе Якутии и Хабаровского края.

В буквальном переводе с якутского Кет-Кап означает «корабль зацепился», название дано местными жителями более двухсот лет назад.

По местной легенде, «очень давно» (1800—1900 гг.) на этой горе зацепился и разбился воздушный корабль. Кочевавшие здесь аимские тунгусы собирали потом на горе остатки железной обшивки и ковали из нее ножи.

В 30-х годах, заинтересовавшись рассказами местных жителей, здесь искали обломки метеорита, но ничего не нашли. Есть публикации по этому поводу (Герштейн М. Авария на хребте Кет-Кап).

Предпринятые попытки свести загадку Кет-Кап к речным (деревянным) судам XVII в. и к всеобъясняющей фантазии рассказчиков не кажутся убедительными. За прошедшие 3 десятилетия эта тайна осталась закрытой.

Надо сказать, что долины на Кет-Капе в большинстве случаев выглядят как-то неприветливо и мрачновато.

По воспоминаниям бывавших здесь геологов в районе восточного Кет-Капа и Виктории, в особенности, стрелка компаса иногда начинает вести себя как бешеная, быстро вращаясь вокруг своей оси. Такое её поведение связано с выходом многих геологических пород. Магнетитовых диоритов или скарнов. Последние встречаются в виде линз или жил массивного магнетита и иногда обогащены золотом.

Герштейн М. Авария на хребте Кет-Кап.

В далеком 1932 году с прииска Незаметный, который в наши дни стал городом Алдан, вышла экспедиция геолога М. Я. Столяра. Семисоткилометровый путь по хребтам Алдана и Учура был безмерно тяжелым. Гибли олени, не в силах добывать корм из-под обледеневшего наста, снежные заносы преграждали перевалы, а каждая река таила в себе смертоносные полыньи. Но риск оправдал себя: экспедиция открыла новый золотоносный район. И не только…

Почти сорок лет спустя геолог Алексей Шпагин обратил внимание на несколько строк в работе М. Я. Столяра «Геология и золотоносность Учуро-Чюльбинского района Якутской АССР», опубликованной в 1934 году. Знаменитый исследователь так объяснял происхождение названия хребта Кет-Кап:

«По рассказу тунгуса Д. Н. Мартынова, хребет назван так по гольцу Кет-Кап, где слово «Кет» — сокращенное «кетер», что значит «зацепиться», и «кап» — испорченное слово «корабль». По рассказу его отца, на этом гольце «очень давно» зацепился воздушный корабль и разбился; из железной обшивки его аимские тунгусы ковали ножи… Вершина ключа Чарчахана, где, по рассказу, упал «корабль», мною пройдена, специальных же поисков легендарного корабля не производилось».

По-видимому, именно в честь этого события голец — гора с оголенной вершиной, расположенная в истоках ключа Чарчахана, была названа М. Я. Столяром «голец Аэроплан».

«Я, безусловно доверяю словам Столяра о рассказе Мартынова, как и самому рассказу, — писал Шпагин. — Серьезный исследователь, каким он являлся, в серьезной научной работе не стал бы приводить выдуманную версию об этимологии названия «Кет-Кап», а эвенк («тунгус») Д. Н. Мартынов не мог выдумать эту историю, так как, по понятиям местных жителей, выдумать — значит обмануть, что для них просто невозможно. О последнем я сужу на основании личного многолетнего опыта общения с якутами, эвенками, нанайцами и другими за время своей работы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке».

Но если рассказ Мартынова — правда, то какой «воздушный корабль» мог разбиться в безлюдном крае, за сотни километров от крупных населенных пунктов?

«Работы на Кет-Капе проводились М. Я. Столяром в 1932 году, — пишет далее Алексей Шпагин. — Выражение «очень давно» — весьма неопределенное, но можно думать, что это не два года и не пять лет. Следовательно, полет легендарного «воздушного корабля» происходил, по меньшей мере, в двадцатые годы, либо, что более вероятно, еще раньше. Я плохо знаю историю самолетостроения, но мне кажется, что в те годы аэроплан вряд ли мог попасть в район хребта Кет-Хап».

Так оно и есть: первые самолеты появились здесь только перед самой войной.

«Может, это был дирижабль? — предположил Шпагин. — Само выражение «воздушный корабль», даже если считать, что эвенкам не были знакомы слова «самолет» или «аэроплан», больше подходит к дирижаблю, чем к самолету и, по-видимому, употреблено Мартыновым не случайно».

Но и дирижабли тоже не пропадали над Восточной Сибирью. Ни один из летчиков, осваивавших якутские трассы, не помнил ничего подобного.

Кандидат исторических наук В. Туголуков предположил, что речь идет не о воздушном, а о речном корабле — коче, который русские первопроходцы пытались перетащить волоком из одной реки в другую, но бросили на полпути. Однако такие суда никогда не имели железной обшивки!

Пытаясь раскрыть тайну давней катастрофы, я обратился к архивам и пыльным подшивкам старых газет. Оказалось, что в начале века Сибирь то и дело потрясали наблюдения «таинственных дирижаблей» и «неизвестных летательных аппаратов».

В 1913 году из Гижиги в канцелярию камчатского губернатора Мономахова поступила радиограмма: «Коряки чукотских лагерей Опыка и Хаятта в конце января на Палпольском долу днем в ясную погоду видели летящий в восточном направлении воздушный шар с 12 пассажирами. Из oedqrbkemm{u корякам рисунков летательных аппаратов избрали дирижабль».

За ней последовала радиограмма из Охотска: «19 января около пяти часов вечера над горизонтом жителями были замечены три движущиеся точки. Одна отделилась и вблизи выглядела аэропланом, который продержался над городом несколько минут, после чего удалился курсом на Инскую бухту, где и скрылся в горах. Направление остальных летающих предметов (общее внимание было приковано к аэроплану) проследить не удалось».

Местная газета добавила очень любопытную подробность: «аэроплан», круживший над городом, был «неизвестной конструкции»!

12 августа 1914 года «Сибирский листок» сообщил, что в Тобольске «… циркулируют слухи, что видели дирижабль, и даже будто бы он опускался довольно близко к земле за Бурковым болотом».

Год спустя, 29 августа, священник Прокудин видел «летящий по направлению к Бийску аэроплан в виде сигары».

Таинственные аппараты летали над Сибирью и в прошлом веке — задолго до первых опытов графа Цеппелина и братьев Райт. Я приведу только один случай, упомянутый в газетах «Байкал» и «Забайкальские областные ведомости» за 1897 год. Подлинные протоколы опроса очевидцев, составленные местным приставом, до сих пор хранятся в краеведческом музее города Кяхты.

«Сообщаем на основании официальных данных сведения о виденном в поселке Унгуркуе будто-бы воздушном шаре. 22 сентября казак Сидор Игумнов, его жена и сын 11 лет возвращались с поля. Солнце только что закатилось, но было еще совершенно светло, приблизительно 4.30-5 ч. вечера. Спускаясь с глинистого хребта, с половины склона этого хребта заметили на высоте птичьего полета несущийся по воздуху темный предмет с опущенными книзу темными как будто большими продолговатыми досками-крыльями; величиной этот предмет, по их словам, в момент, когда они его заметили, был в рост человеческий и на птицу, и на метеор не походил.

В половине наблюдения Игумновыми полета предмет, летевший вначале тихо, расправил крылья и понесся быстро, крыльями не махал, лишь растянул их по воздуху, точь-в- точь, как расправляют птицы, причем корпус предмета оказался большим — с деревенскую избу — и представлял из себя небывалых размеров птицу. Крылья казались составные, устроенные из нескольких частей, длиной не меньше сажени, причем сомкнуты не ровно; одна часть ниже другой. Игумновы хорошо заметили распрямление крыльев: они распрямились быстро, как будто их быстро подняли. Сам предметпо распрямлении крыльев оказался с крестообразными острыми, но закругленными краями, при этом гораздо более, чем был виден вначале; скрылся как будто за станицей Кударинской (стало быть, несся с севера на юг). Время наблюдения было приблизительно от 1/4 до 1/2 часа. Небо было совершенно чистое, светло-голубого цвета. К сожалению, никто другой из жителей поселка Унгуркуйского этого предмета не видел, равно как никто его не заметил и в ст. Кударинской…»

Я не знаю, какой из «таинственных летательных oornb» тех лет нашел свой конец на хребте Кет-Кап и что это была за машина — творение неизвестного изобретателя, погибшего вместе со своим творением, или «летающая тарелка», потерпевшая крушение в плотной атмосфере Земли. Может быть, читатели что-то знают об этой истории?

Михаил Герштейн

ЛЕГЕНДА ГОЛЬЦА КЕТ-КАП

Воздушный корабль?

Уважаемая редакция!

В работе М. Я. Столяра «Геология и золотоносность Учуро-Чюльбинского района Якутской АССР» (Труды Научно-исследовательского института геологии и минералогии, вып. 5), изданной Государственным научно-техническим горно-геолого-нефтяным издательством в 1934 году, на стр. 10 имеется следующее подстрочное примечание, объясняющее происхождение названия хребта Кет-Кап:

«По рассказу тунгуса Д. Н. Мартынова, хребет назван так по г. [гольцу] Кет-Кап, где слово «Кет» — сокращенное якутское «кетер», что значит «зацепиться», и «кап» — испорченное слово «корабль». По рассказу его отца, на этом гольце «очень давно» зацепился воздушный корабль и разбился; из железной обшивки его аимские тунгусы ковали ножи и пальмы. Вершина кл[юча] Чар-чахана, где, по рассказу, упал «корабль», мною пройдена, специальных же поисков легендарного корабля не производилось».

По-видимому, в честь этого события голец, расположенный в истоках ключа Чарчахана, поблизости от гольца Кет-Кап, назван М. Я. Столяром гольцом Аэроплан.

Я, безусловно, доверяю словам М. Я. Столяра о рассказе Мартынова, как и самому рассказу, так как серьезный научный исследователь, каким является М. Я. Столяр, в серьезной научной работе не стал бы приводить выдуманную версию об этимологии названия «Кет-Кап», а эвенк («тунгус») Д. Н. Мартынов не мог выдумать эту историю, так как, по его понятиям, выдумать — значит обмануть, что для него просто невозможно. О последнем я сужу на основании личного многолетнего опыта общения с якутами, эвенками, нанайцами и другими за время своей работы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Но если рассказ Мартынова отражает действительно происшедшее событие, то возникает масса вопросов, и прежде всего — в какое время, откуда и какой «воздушный корабль» мог попасть в район хребта Кет-Кап?

Работы на Кет-Капе проводились М. Я. Столяром в 1932 году. Выражение «очень давно» — весьма неопределенное, но можно думать, что это не два года и не пять лет. Следовательно, полет легендарного «воздушного корабля» происходил, по меньшей мере, в двадцатые годы, либо, что более вероятно, еще раньше.

Хребет Кет-Кап расположен в восточной части Алданского щита, и от гольцов Кет-Кап и Аэроплан расстояния до ближайших крупных населенных пунктов по прямой составляют сотни километров: до города Якутска — 500 километров; до города Алдана (в годы работы Столяра Алдан носил романтическое название «Прииск Незаметный») — 400 километров; до железной дороги — -станции Магдагачи, где в настоящее время есть аэропорт, — около 600 километров: до берега моря — поселок Чумикан на побережье Удской губы Охотского моря — 400 километров. Близко расположенные к хребту Кет-Кап небольшие поселки, такие как Чагда, Чюльбю, Ягонам и другие, в настоящее время практически прекратили свое существование, а в тридцатые годы, пожалуй, только вьючные тропы связывали их с внешним миром.

Экспедиция М. Я. Столяра добиралась до места работ более месяца: выйдя с прииска Незаметного 1-2 апреля, команда и транспорт пришли на базы 10-13 мая. Семисоткилометровый путь по Алдану и Учуру был безмерно тяжелым: снежные заносы, провалы и полыньи на реках, отсутствие корма для оленей и т. п. Так, из 338 оленей, вышедших с прииска Незаметного, на учурские базы пришло только 288.

В годы, предшествовавшие исследованиям М. Я. Столяра, обширная территория Алданского щита была почти совершенно неизученной: не существовало не только топографических карт, но почти не были известны даже основные элементы орографии этого региона.

Я плохо знаю историю самолетостроения, но мне кажется, что в двадцатые годы (и тем более еще раньше) аэроплан вряд ли мог попасть в район хребта Кет-Кап.

Может быть, это был дирижабль? Само выражение «воздушный корабль», даже если считать, что эвенкам не были знакомы слова самолет или аэроплан, больше подходит к дирижаблю, чем к самолету и, по-видимому, употреблено Мартыновым не случайно. Кроме того, понятие «железная обшивка» вряд ли применимо к самолетам того времени. Но и перелет дирижабля над бескрайними и почти совершенно неизвестными пространствами Сибири мог быть обусловлен, по всей вероятности, только ошибками в навигации, так как ни я, ни все мои знакомые, которым я рассказывал эту историю, не помнят, чтобы когда-нибудь и где-нибудь публиковались сообщения о подготовке к перелету дирижабля над просторами Сибири.

Я думаю, что вас заинтересует мое сообщение. Я уверен также, что журналист, который захочет заняться проверкой сведений М. Я. Столяра, определенно увлечется историей освоения Алдана: поиски так необходимых нашей стране в двадцатые и тридцатые годы новых месторождений золота являются малоизвестной героической эпопеей со всеми атрибутами джек-лондоновской романтики. Но в отличие от золотоискателей Клондайка и Юкона, где открытие новых месторождений золота определялось чаще всего случайной находкой «сударыни жилы» или опять-таки случайной промывкой удачного шлиха, работы на Алдане направлялись опытными геологами, прогнозы которых в отношении перспективности того или иного района во многих случаях блестяще подтвердились. На основании одного такого прогноза и была организована экспедиция М. Я. Столяра, открывшая новый золотоносный район.

ШПАГИН Алексей Федорович, геолог Всесоюзного научно-исследовательского геологического института (ВСЕГЕИ)

Если корабль, то речной

В. ТУГОЛУКОВ, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнографии АН СССР

Сообщение о том, что где-то в бассейне Учура есть якобы остатки загадочного летательного аппарата, весьма интересно, но отнюдь не ново. Новым для меня здесь является только то, что речь идет о летательном аппарате. До сих пор мне приходилось слышать от эвенков об остатках речных и морских судов на вершинах отдельных сопок и гор. Как правило, эвенки довольно точно указывают местонахождение таких сопок, но всякий раз оказывается, что идти до них далеко м долго — по бездорожью в тайге, — и от стремления лично познакомиться с любопытными раритетами приходилось отказываться. Рассказы эвенков о судах на вершинах сопок я слышал на Охотском побережье в 1965 году. Рассказчики обыкновенно сами не бывали на этих сопках, но там, по их словам, бывали другие, которые все видели собственными глазами. Таким образом, сообщения о судах приобретают характер легенды.

Все же я думаю, что остатки кораблей на горах — не плод чьей-то фантазии. В XVII веке для передвижения по тайге русские землепроходцы обычно пользовались небольшими судами-кочами. Переваливая из одной речной системы в другую, они бросали старые кочи и делали новые. Строительством они занимались зимой, сидя в построенном ими укреплении — острожке. Суда, о которых рассказывают эвенки, и есть, видимо, те кочи, которые либо бросили, либо не спустили на воду русские землепроходцы.

Район Учура очень слабо исследован в этнографическом отношении. Это глухая тайга. В XVII веке здесь кочевало довольно много эвенков из родов бута, киндигир, лалигир и других. Название реки явно перекликается с эвенкийским учир — витая, извилистая. В 1637 году на Алдане, между устьями его притоков Май и Учура, томские казаки под командой атамана Дмитрия Копылова поставили Бутальское зимовье. Отсюда для «проведывания» серебряной руды, о которой сообщил Копылову лалигирский князец-шаман Томкони, была в 1639 году отправлена экспедиция на побережье Охотского моря. Казачий пятидесятник Иван Москвитин во главе отряда из 30 человек спустился в дощанике по Алдану до реки Май, поднялся последней до речки Подволошной, а отсюда пешком добрался до верховья реки Ульи, впадающей в море.

Поблизости от Учура находилось также Тонторское зимовье на Алдане — по названию реки Тонторы (нынче река Тимптон). В этом зимовье жили казаки, собиравшие ясак с окрестных эвенков и якутов.

Не исключено, что тогда же или несколько позже русские делали попытку проникнуть в верховья Учура, о чем, может быть, и напоминает загадочная находка на вершине сопки в бассейне этой реки. Я, следовательно, предполагаю наличие там остатков именно речного, а не воздухоплавательного судна. Сообщение об остатках такого аппарата звучит мало правдоподобно в устах пастухов-оленеводов, людей малосведущих в технике.

Как рождаются легенды

С. НИКОЛАЕВ, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР

Ко мне обратились с вопросом: что могло лечь в основу учурской легенды о некоем неизвестном летательном аппарате, якобы когда-то разбившемся на горе Кет-Хап*?

Хотя я собирал этнографические и фольклорные материалы в том районе в пятидесятых годах, сама эта легенда мне не попадалась. Очевидно, она успела уже забыться ко времени моего приезда на Учур.

Я уже два десятка лет работаю в Якутии как этнограф. Мне не раз приходилось искать истоки местных легенд и преданий. Основываясь на приобретенном опыте, попробую выдвинуть такое объяснение этой легенды.

Якутия в дореволюционном прошлом — край сплошной неграмотности. При этом малочисленное ее население было распылено на всем огромном пространстве необъятного края, лишенного путей сообщения. Такое разобщение было вызвано отнюдь не нелюдимостью якутян, а спецификой их хозяйства. Ни почты, ни книг, разумеется, тогда не было. Новости передавались из уст в уста во время редких посещений друг друга по системе длинноязыкого «кэпсиэ» (дословно: рассказывай!). Как только войдет гость, хозяева в виде приветствия и просьбы восклицали: «кэпсиэ!» («рассказывай!», — разумеется, новости). А эти новости не всегда состояли из одной констатации фактов. Каждый добавлял при пересказе свои догадки и предположения. И любая новость, чем она дольше сохранялась и шире распространялась, тем гуще обрастала все новыми и новыми деталями и подробностями, не всегда соответствующими действительности. Словом, росла, как мокрый снежный ком. Не многие новости могли пройти через редакцию «кэпсиэ» чистыми, без дополнительных нагрузок.

Отсюда в предании о летательном аппарате на Учуре, с одной стороны, должна быть какая-то реальная зацепка, с которой началась легенда. Какая именно? Возможно, в основе легенды — реальная катастрофа, поразившая любопытство таежников. А возможно, что поводом для рождения легенды послужило название скалы. Оно настолько многозначно, что якуты вряд ли могли остаться равнодушными к нему. Дело в том, что в прошлом названия многих местностей Якутии представляли собой сущие летописи происшедших некогда здесь событий. Например, «Киси охтубут» (человек упал), «Куба саарбыт» (произошла линька лебедей), «Елерсюбют» («Друг друга убили» или «сражались») и т. д. Пока указанные события были свежи, их передавали из уст в уста в виде преданий и их слушали как занимательную сказку. Воодушевленный всеобщим интересом, каждый рассказчик начинал понемногу добавлять от себя более занимательные подробности. Так предание со временем превращалось в легенду. Якутяне никогда не упускали случая поинтересоваться происхождением того или иного названия местности, если имело оно событийный характер. Вот здесь-то и выходила на арену фантазия прирожденного сказочника (особенно если первоначальная причина названия была забыта), так как соблазн поразить слушателя сенсацией был слишком велик. И он тут же сочинял соответствующую названию новую легенду. И тем легче и охотнее, чем труднее было ее проверить. Например, по Якутии и по настоящее время распространены легенды об огромных бронзовых котлах, под которыми якобы может переночевать десяток человек, о бронзовой нарте, о ноевом плоте и т. д. В качестве их местонахождения легенды эти всегда указывают на самые труднодоступные высоты, на непроходимые болота, на бездонную глубину озер, на бескрайние просторы тундры или на необъятную тайгу. Там же расселяли рассказчики Якутии своих чучунаа — человекоподобных безголовых чудищ-гигантов, со ртом между плеч, нурамджинов, — также людей, но будто бы уходящих на зиму, как медведи, в длительную спячку; фантастической величины рыб, заглатывающих людей и крупных животных. Не отсюда ли пошло и прогремевшее недавно Лабынкырское чудо?

Впрочем, создатели подобных легенд, как известно, жили и живут не только в древней Якутии.

Любители создавать занимательное вышеуказанным образом вряд ли могли пройти мимо названия заинтересовавшей нас горы Кет-Хап (Кет-Кап). Ведь по-якутски это название имеет два перевода: первое — «Хватай летящее» (дословно: «летай-хватай»), второе — «Летающий корабль». Последнее, правда, будет натяжкой, но для создателя увлекательных легенд вполне допустимой (оба слова могли показаться ему усеченными: «кетер хараап»).

Вначале я было подумал, что на вершине гольца сохранились остатки от наблюдательного мостика картосъемщиков дореволюционного времени — мостика из бревен-тонкомеров, скрепленных железными костылями. Четыре бревна пирамидкой шли кверху, и на месте их связки оставлялся геодезический знак. Обычно эта пирамидка быстро разваливалась. А остатки такого геодезического сооружения могли быть приняты местными жителями за остатки корабля, так как якуты и летательный аппарат, и речное или морское судно зовут «кораблем». Однако, как удалось выяснить у якутских геодезистов, на горе Кет-Хап никаких геодезических знаков не ставилось ни в дореволюционное, ни в советское время.

Конечно, стоило бы убедиться на месте, не сохранилось ли на горе остатков каких-либо других сооружений.

О результатах ваших поисков я очень бы просил известить и меня, так как вся эта история меня очень заинтересовала.

* Топонимика тех областей не изучена, потому не могу ручаться ни за правописание, ни за интерпретацию. Географические названия там могут базироваться на языках народов Амура, на эвенкийском и якутском языках. Если считать, что название имеет якутское происхождение, го правильно называть голец Keт-Хап, а не Кап, по Столяру. Неякутам редко удается правильно произнести заднеязычное якутское «Х». Отсюда и ошибка, кстати, довольно частая в литературе. По словом местных эвенков, термин не имеет и близкого сходства со словами эвенкийского происхождения. Относительно же связи названия с языками амурских народов вопрос остается открытым.

ОТ РЕДАКЦИИ

Расследование легенды далеко не закончено. Конечно, она может оказаться плодом фантазии, результатом игры слов, занявшей когда-то на минуту давнего сказочника. Но она же может вывести исследователя к древнему русскому кораблю — памятнику мужественным землепроходцам. Или — если уж давать волю нашей фантазии — к следам одного из летательных аппаратов, созданных на заре покорения воздуха.

Мы справились у летчиков, осваивавших якугские трассы. Случаи гибели в тех местах самолета или дирижабля в 20-е годы XX века (и раньше — тоже) им неизвестны.

Конечно, может прийти в голову и мысль о знаменитой «летающей тарелочке». Но для этого при нынешней «популярности» этих тарелочек, ей же-ей, совсем не надо обладать ни фантазией, ни исследовательской жилкой.

Редакция обращается к этнографам и летчикам, историкам Сибири и Дальнего Востока и историкам авиации, путешественникам и охотникам, геологам и золотоискателям и людям других профессий. Если у вас есть какие-то сведения, которые могут иметь отношение к легенде гольца Кет-Кап, или есть сведения, которые могут благодаря аналогиям пролить свет на происхождение этой легенды, или есть основанные на новых материалах соображения и догадки, которые стоит привлечь для решения проблемы, — ждем ваших писем.

Источники: ru.wikipedia.org, djugdjur.ru, smoliy.ru, miger.ru

Якутия–Таймыр, часть четвертая или такая недостижимая Хатанга

 На улице вовсю лето, ну а я всё о своем, о зимнем :)
В прошлых сериях мы проехали всю Якутию до самого севера и повернули на запад, на Таймыр.
Итак, почти 73º северной широты, граница Таймыра и Якутии, полное бездорожье, на сотни километров никого и ничего вокруг, да еще и потеряли Камаз сопровождения.

 …

В столице Якутии возродят мужской монастырь

Монастырь во имя Спасителя Иисуса Христа (Якутский Спасский монастырь) — мужской монастырь Якутской епархии Русской православной церкви.Первая и до настоящего времени единственная православной мужская обитель когда-либо действовавшая в Якутии. Постройки Спасского монастыря неоднократно уничтожались пожарами. Всего их было 10. В начале XX века на территории монастыря были расположены три храма, колокольня и каменные монашеские кельи[1]. В советское время был упразднён и разрушен. Вновь открыт в 2012 году и в настоящее время…

Якутия–Таймыр, часть пятая или Хатанга – город на краю света

Март 2011 года, полуостров Таймыр, поселок Хатанга.
72º северной широты, один из самых северных населенных пунктов России, ворота полярных экспедиций и центр освоения сырьевых ресурсов.Хатанга – место довольно большое и основательное. В отличии от северных поселков Якутии.
Население, около 6 тысяч человек, больше половины русские. Многоэтажные кирпичные здания, асфальт, фонарные столбы, дорожные знаки. …

Якутский «ноев ковчег» для семян

В Якутске, самом холодном городе на планете, есть неприметный деревянный домик, который вряд ли привлечёт пристальное внимание неосведомлённого человека.Под этим крохотным неприметным домиком находится «Ноев ковчег» для мировых запасов семян растений, которые в один прекрасный день могут спасти человечество. …

Долина смерти

У любителей путешествий новое поветрие: посещение так называемых аномальных зон, сакральных мест, загадочных археологических и палеонтологических раскопок, фестивалей языческой культуры и тому подобного. Естественно, что все аномальное вызывает сильнейший интерес, и естественно, что предприимчивые люди, пользуясь этим, создают свой выгодный бизнес. Конечно, получается замкнутый круг — выгодно, пока кому-то интересно. А интерес поехать в Долину Смерти Вилюя, чтобы самостоятельно найти таинственные «котлы», присутствует. Вот только…

Якутия–Таймыр, часть третья или идем на Таймыр! Начало жести

 мы бодро проехали более 3 000 километров по Якутии по общегражданским дорогам и зимникам.
Прибыли в Юрюнг-хая и отсюда начали движение на Таймыр, к Хатанге.
Погода благоприятствовала, –30 и постоянные гало.
72º северной широты, граница Якутии и Таймыра, тундра, гало и безлюдные снежные просторы.
Юрюнг-хая – конечная точка обслуживаемых зимников.
Сюда дорогу чистят, накатывают, есть довольно интенсивное движение.
А дальше всё, только целина – девственные русла рек и тундра.
Необходимости в траспортном…

Тайны Кет-Капа… — Дороги… — LiveJournal

Тайны Кет-Капа.

..

Воздушный корабль?
В работе М. Я. Столяра «Геология и золотоносность Учуро-Чюльбинского района Якутской АССР» (Труды Научно-исследовательского института геологии и минералогии, вып. 5), изданной Государственным научно-техническим горно-геолого-нефтяным издательством в 1934 году, на стр. 10 имеется следующее подстрочное примечание, объясняющее происхождение названия хребта Кет-Кап:

«По рассказу тунгуса Д. Н. Мартынова, хребет назван так по г. [гольцу] Кет-Кап, где слово «Кет» — сокращенное якутское «кетер», что значит «зацепиться», и «кап» — испорченное слово «корабль». По рассказу его отца, на этом гольце «очень давно» зацепился воздушный корабль и разбился; из железной обшивки его аимские тунгусы ковали ножи и пальмы. Вершина кл[юча] Чар-чахана, где, по рассказу, упал «корабль», мною пройдена, специальных же поисков легендарного корабля не производилось».

По-видимому, в честь этого события голец, расположенный в истоках ключа Чарчахана, поблизости от гольца Кет-Кап, назван М. Я. Столяром гольцом Аэроплан.

Я, безусловно, доверяю словам М. Я. Столяра о рассказе Мартынова, как и самому рассказу, так как серьезный научный исследователь, каким является М. Я. Столяр, в серьезной научной работе не стал бы приводить выдуманную версию об этимологии названия «Кет-Кап», а эвенк («тунгус») Д. Н. Мартынов не мог выдумать эту историю, так как, по его понятиям, выдумать — значит обмануть, что для него просто невозможно. О последнем я сужу на основании личного многолетнего опыта общения с якутами, эвенками, нанайцами и другими за время своей работы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Но если рассказ Мартынова отражает действительно происшедшее событие, то возникает масса вопросов, и прежде всего — в какое время, откуда и какой «воздушный корабль» мог попасть в район хребта Кет-Кап?

Работы на Кет-Капе проводились М. Я. Столяром в 1932 году. Выражение «очень давно» — весьма неопределенное, но можно думать, что это не два года и не пять лет. Следовательно, полет легендарного «воздушного корабля» происходил, по меньшей мере, в двадцатые годы, либо, что более вероятно, еще раньше.

Хребет Кет-Кап расположен в восточной части Алданского щита, и от гольцов Кет-Кап и Аэроплан расстояния до ближайших крупных населенных пунктов по прямой составляют сотни километров: до города Якутска — 500 километров; до города Алдана (в годы работы Столяра Алдан носил романтическое название «Прииск Незаметный») — 400 километров; до железной дороги — -станции Магдагачи, где в настоящее время есть аэропорт, — около 600 километров: до берега моря — поселок Чумикан на побережье Удской губы Охотского моря — 400 километров. Близко расположенные к хребту Кет-Кап небольшие поселки, такие как Чагда, Чюльбю, Ягонам и другие, в настоящее время практически прекратили свое существование, а в тридцатые годы, пожалуй, только вьючные тропы связывали их с внешним миром.

Экспедиция М. Я. Столяра добиралась до места работ более месяца: выйдя с прииска Незаметного 1-2 апреля, команда и транспорт пришли на базы 10-13 мая. Семисоткилометровый путь по Алдану и Учуру был безмерно тяжелым: снежные заносы, провалы и полыньи на реках, отсутствие корма для оленей и т. п. Так, из 338 оленей, вышедших с прииска Незаметного, на учурские базы пришло только 288.

В годы, предшествовавшие исследованиям М. Я. Столяра, обширная территория Алданского щита была почти совершенно неизученной: не существовало не только топографических карт, но почти не были известны даже основные элементы орографии этого региона.

Я плохо знаю историю самолетостроения, но мне кажется, что в двадцатые годы (и тем более еще раньше) аэроплан вряд ли мог попасть в район хребта Кет-Кап.

Может быть, это был дирижабль? Само выражение «воздушный корабль», даже если считать, что эвенкам не были знакомы слова самолет или аэроплан, больше подходит к дирижаблю, чем к самолету и, по-видимому, употреблено Мартыновым не случайно. Кроме того, понятие «железная обшивка» вряд ли применимо к самолетам того времени. Но и перелет дирижабля над бескрайними и почти совершенно неизвестными пространствами Сибири мог быть обусловлен, по всей вероятности, только ошибками в навигации, так как ни я, ни все мои знакомые, которым я рассказывал эту историю, не помнят, чтобы когда-нибудь и где-нибудь публиковались сообщения о подготовке к перелету дирижабля над просторами Сибири.

Я думаю, что вас заинтересует мое сообщение. Я уверен также, что журналист, который захочет заняться проверкой сведений М. Я. Столяра, определенно увлечется историей освоения Алдана: поиски так необходимых нашей стране в двадцатые и тридцатые годы новых месторождений золота являются малоизвестной героической эпопеей со всеми атрибутами джек-лондоновской романтики. Но в отличие от золотоискателей Клондайка и Юкона, где открытие новых месторождений золота определялось чаще всего случайной находкой «сударыни жилы» или опять-таки случайной промывкой удачного шлиха, работы на Алдане направлялись опытными геологами, прогнозы которых в отношении перспективности того или иного района во многих случаях блестяще подтвердились. На основании одного такого прогноза и была организована экспедиция М. Я. Столяра, открывшая новый золотоносный район.

ШПАГИН Алексей Федорович, геолог Всесоюзного научно-исследовательского геологического института (ВСЕГЕИ)

Авария на хр.Кет-Кап
. ….В далеком 1932 году с прииска Незаметный, который в наши дни стал городом Алдан, вышла экспедиция геолога М. Я. Столяра. Семисоткилометровый путь по хребтам Алдана и Учура был безмерно тяжелым. Гибли олени, не в силах добывать корм из-под обледеневшего наста, снежные заносы преграждали перевалы, а каждая река таила в себе смертоносные полыньи. Но риск оправдал себя: экспедиция открыла новый золотоносный район. И не только…
Почти сорок лет спустя геолог Алексей Шпагин обратил внимание на несколько строк в работе М. Я. Столяра «Геология и золотоносность Учуро-Чюльбинского района Якутской АССР», опубликованной в 1934 году. Знаменитый исследователь так объяснял происхождение названия хребта Кет-Кап:
«По рассказу тунгуса Д. Н. Мартынова, хребет назван так по гольцу Кет-Кап, где слово «Кет» — сокращенное «кетер», что значит «зацепиться», и «кап» — испорченное слово «корабль». По рассказу его отца, на этом гольце «очень давно» зацепился воздушный корабль и разбился; из железной обшивки его аимские тунгусы ковали ножи. .. Вершина ключа Чарчахана, где, по рассказу, упал «корабль», мною пройдена, специальных же поисков легендарного корабля не производилось».
По-видимому, именно в честь этого события голец — гора с оголенной вершиной, расположенная в истоках ключа Чарчахана, была названа М. Я. Столяром «голец Аэроплан».
«Я, безусловно доверяю словам Столяра о рассказе Мартынова, как и самому рассказу, — писал Шпагин. — Серьезный исследователь, каким он являлся, в серьезной научной работе не стал бы приводить выдуманную версию об этимологии названия «Кет-Кап», а эвенк («тунгус») Д. Н. Мартынов не мог выдумать эту историю, так как, по понятиям местных жителей, выдумать — значит обмануть, что для них просто невозможно. О последнем я сужу на основании личного многолетнего опыта общения с якутами, эвенками, нанайцами и другими за время своей работы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке».
Но если рассказ Мартынова — правда, то какой «воздушный корабль» мог разбиться в безлюдном крае, за сотни километров от крупных населенных пунктов?
«Работы на Кет-Капе проводились М. Я. Столяром в 1932 году, — пишет далее Алексей Шпагин. — Выражение «очень давно» — весьма неопределенное, но можно думать, что это не два года и не пять лет. Следовательно, полет легендарного «воздушного корабля» происходил, по меньшей мере, в двадцатые годы, либо, что более вероятно, еще раньше. Я плохо знаю историю самолетостроения, но мне кажется, что в те годы аэроплан вряд ли мог попасть в район хребта Кет-Хап».
Так оно и есть: первые самолеты появились здесь только перед самой войной.
«Может, это был дирижабль? — предположил Шпагин. — Само выражение «воздушный корабль», даже если считать, что эвенкам не были знакомы слова «самолет» или «аэроплан», больше подходит к дирижаблю, чем к самолету и, по-видимому, употреблено Мартыновым не случайно».
Но и дирижабли тоже не пропадали над Восточной Сибирью. Ни один из летчиков, осваивавших якутские трассы, не помнил ничего подобного.
Кандидат исторических наук В. Туголуков предположил, что речь идет не о воздушном, а о речном корабле — коче, который русские первопроходцы пытались перетащить волоком из одной реки в другую, но бросили на полпути. Однако такие суда никогда не имели железной обшивки!
Пытаясь раскрыть тайну давней катастрофы, я обратился к архивам и пыльным подшивкам старых газет. Оказалось, что в начале века Сибирь то и дело потрясали наблюдения «таинственных дирижаблей» и «неизвестных летательных аппаратов».
В 1913 году из Гижиги в канцелярию камчатского губернатора Мономахова поступила радиограмма: «Коряки чукотских лагерей Опыка и Хаятта в конце января на Палпольском долу днем в ясную погоду видели летящий в восточном направлении воздушный шар с 12 пассажирами. Из oedqrbkemm{u корякам рисунков летательных аппаратов избрали дирижабль».
За ней последовала радиограмма из Охотска: «19 января около пяти часов вечера над горизонтом жителями были замечены три движущиеся точки. Одна отделилась и вблизи выглядела аэропланом, который продержался над городом несколько минут, после чего удалился курсом на Инскую бухту, где и скрылся в горах. Направление остальных летающих предметов (общее внимание было приковано к аэроплану) проследить не удалось».
Местная газета добавила очень любопытную подробность: «аэроплан», круживший над городом, был «неизвестной конструкции»!
12 августа 1914 года «Сибирский листок» сообщил, что в Тобольске «…циркулируют слухи, что видели дирижабль, и даже будто бы он опускался довольно близко к земле за Бурковым болотом».
Год спустя, 29 августа, священник Прокудин видел «летящий по направлению к Бийску аэроплан в виде сигары».
Таинственные аппараты летали над Сибирью и в прошлом веке — задолго до первых опытов графа Цеппелина и братьев Райт. Я приведу только один случай, упомянутый в газетах «Байкал» и «Забайкальские областные ведомости» за 1897 год. Подлинные протоколы опроса очевидцев, составленные местным приставом, до сих пор хранятся в краеведческом музее города Кяхты.
«Сообщаем на основании официальных данных сведения о виденном в поселке Унгуркуе будто-бы воздушном шаре. 22 сентября казак Сидор Игумнов, его жена и сын 11 лет возвращались с поля. Солнце только что закатилось, но было еще совершенно светло, приблизительно 4. 30-5 ч. вечера. Спускаясь с глинистого хребта, с половины склона этого хребта заметили на высоте птичьего полета несущийся по воздуху темный предмет с опущенными книзу темными как будто большими продолговатыми досками-крыльями; величиной этот предмет, по их словам, в момент, когда они его заметили, был в рост человеческий и на птицу, и на метеор не походил.
В половине наблюдения Игумновыми полета предмет, летевший вначале тихо, расправил крылья и понесся быстро, крыльями не махал, лишь растянул их по воздуху, точь-в- точь, как расправляют птицы, причем корпус предмета оказался большим — с деревенскую избу — и представлял из себя небывалых размеров птицу. Крылья казались составные, устроенные из нескольких частей, длиной не меньше сажени, причем сомкнуты не ровно; одна часть ниже другой. Игумновы хорошо заметили распрямление крыльев: они распрямились быстро, как будто их быстро подняли. Сам предметпо распрямлении крыльев оказался с крестообразными острыми, но закругленными краями, при этом гораздо более, чем был виден вначале; скрылся как будто за станицей Кударинской (стало быть, несся с севера на юг). Время наблюдения было приблизительно от 1/4 до 1/2 часа. Небо было совершенно чистое, светло-голубого цвета. К сожалению, никто другой из жителей поселка Унгуркуйского этого предмета не видел, равно как никто его не заметил и в ст. Кударинской…»
Я не знаю, какой из «таинственных летательных oornb» тех лет нашел свой конец на хребте Кет-Кап и что это была за машина — творение неизвестного изобретателя, погибшего вместе со своим творением, или «летающая тарелка», потерпевшая крушение в плотной атмосфере Земли. Может быть, читатели что-то знают об этой истории?….

М.Герштейн

Как установить коньковую вентиляцию на черепичной крыше

К

Кристофор Юрин

Кристофор Юрин

Кристофор Юрин является основателем и генеральным директором Construct-Ed, веб-сайта для обучения строительству в режиме онлайн. Он также работал в кровельных работах более восьми лет.

Узнайте больше о The Spruce’s
Редакционный процесс

Обновлено 14.12.22

Рассмотрено

Келли Бэкон

Рассмотрено
Келли Бэкон

Келли Бэкон является лицензированным генеральным подрядчиком с более чем 40-летним опытом работы в строительстве, строительстве и реконструкции жилых домов, а также в коммерческом строительстве. Он является членом Наблюдательного совета по благоустройству дома Spruce.

Узнайте больше о The Spruce’s
Наблюдательный совет

ДженниферФотографияВизуализация / Getty Images

Обзор проекта

Очень популярный способ обеспечить достаточную вентиляцию чердачного помещения — коньковая вентиляция, которую иногда называют непрерывной вентиляцией . Вместо того, чтобы прерывать линию крыши, как это делают другие приподнятые вентиляционные отверстия, коньковые вентиляционные отверстия настолько низкопрофильны, что почти незаметны.

Существует два основных типа коньковых вентиляционных отверстий:0028 и алюминиевые вентиляционные отверстия . Вентиляционное отверстие над гонтом устанавливается над коньком крыши и закрывается крышками битумной черепицы, которые соответствуют окружающим черепицам крыши. Вентиляционный алюминиевый конек имеет грибовидный профиль в сочетании с широкими фланцами с обеих сторон, которые располагаются поверх черепицы. Эта алюминиевая крышка является готовым продуктом и не требует дополнительных крышек конька битумной черепицы. Конек крыши подготавливается одинаково для обоих типов коньковых форточек.

Вопросы безопасности

В целях безопасности всегда надевайте средства защиты от падения при работе на крыше. Работа на крыше требует физических усилий, поэтому лучше всего разбивать работу на короткие этапы.

Оборудование/инструменты

  • Молоток
  • Плоская монтировка
  • монтировка в виде кошачьей лапы
  • Канцелярский нож с крючкообразным лезвием
  • Меловая линия
  • Циркулярная пила
  • Оборудование для защиты от падения

Материалы

  • 8d ногти
  • Вентиляционное отверстие
  • Кровельные гвозди 1 1/2 дюйма или 1 3/4 дюйма
  • Стандартная черепица
  • Заглушки для гонта (для вентиляционного отверстия)
  • Полиуретановый герметик
  1. Снимите заглушки с гонта

    Начните с удаления гвоздей, удерживающих коньковую черепицу на месте. Для большинства заглушек конька асфальтовой черепицы в каждой заглушке конька имеется два гвоздя, по одному с каждой стороны конька.

    Начните с конца с последней перекрывающейся черепицы.

    Вставьте плоскую монтировку под колпачок гонта и поднимите гонт и шляпку гвоздя, чтобы ослабить гвоздь, затем вытащите гвоздь. Снимите шапку из гонта.

    Используйте канцелярский нож с крюком, чтобы отрезать черепицу на 3 дюйма (или в соответствии с рекомендациями производителя вентиляционных отверстий) от конька. Удалите всю войлочную бумагу или подложку с конька, чтобы обнажить 3 дюйма деревянного настила вдоль конька.

  2. Вырезать вентиляционное отверстие

    Следующим шагом является обрезка деревянного настила вдоль конька. Лучше всего создать зазор не менее 1 дюйма с каждой стороны коньковой доски (конька), чтобы воздух мог проходить через отверстие в вентиляционное отверстие. Если нет коньковой доски , как на некоторых крышах с фермовым каркасом, отверстие должно быть не менее 1 дюйма от конька с обеих сторон.

    Измерьте вниз от конька с каждой стороны и проведите мелом линию, чтобы отметить линии разреза на настиле крыши. Удалите все каркасные гвозди, которые находятся над меловыми линиями или проходят через них, с помощью монтировки в виде кошачьей лапы и молотка.

    Закрепите настил ниже каждой меловой линии новыми гвоздями 8d, вбитыми в стропила крыши или фермы ниже. Используя циркулярную пилу, разрежьте настил по меловым линиям. Обязательно отрегулируйте глубину диска так, чтобы пила прорезала только настил, а не стропила или фермы.

    Удалите ненужные полосы настила вдоль конька.

  3. Установка новой полевой черепицы

    При необходимости установите новую черепицу, чтобы покрыть открытые участки настила. Кроме того, снова прикрепите существующие ряды гонтов кровельными гвоздями, чтобы они были закреплены вдоль верхних краев, где гонты были обрезаны.

  4. Установка конькового вентиляционного отверстия (стиль с гонтовой обшивкой)

    Измерьте и отметьте рекомендуемое производителем расстояние от линии хребта вдоль одной стороны хребта, а затем проведите мелом линию через отметки, чтобы создать контрольную линию.

    Поместите вентиляционное отверстие конька гонта вдоль контрольной линии и прибейте вентиляционное отверстие конька к настилу вдоль этой стороны, как указано производителем. Прикрепите другую сторону вентиляционного отверстия к противоположной стороне конька, чтобы полностью закрепить вентиляционное отверстие.

    Установите колпачки битумной черепицы на вентиляционное отверстие, используя гвозди, рекомендованные производителем.

  5. Установка вентиляционного отверстия (алюминиевый гребень)

    Измерьте и отметьте рекомендуемое производителем расстояние от хребта, затем проведите мелом линию через отметки, чтобы создать контрольную линию. Нанесите полиуретановый герметик на нижнюю сторону фланца с обеих сторон вентиляционного отверстия, как указано производителем.

    Расположите алюминиевый гребень вентиляционного отверстия вдоль контрольной линии. Прикрепите вентиляционное отверстие к настилу крыши и стропилам (или фермам), вбив гвозди через фланец с обеих сторон вентиляционного отверстия, используя гвозди и расстояние между гвоздями, рекомендованное производителем.

    Добавьте любые соединители и торцевые заглушки, которые поставляются с вашей коньковой вентиляционной системой, чтобы обеспечить водонепроницаемость вентиляционного отверстия.

Когда следует звонить специалисту

Если вы планируете установить вентиляцию самостоятельно, убедитесь, что вы действительно готовы принять вызов. Этот проект требует работы на высокой лестнице и работе на крыше с использованием ручных и электроинструментов. Если вас беспокоит высота или вы не совсем уверены, что умеете обращаться со своими инструментами, рассмотрите возможность найма профессионала.

Имейте в виду, что вентиляционное отверстие на коньке — это только часть правильной вентиляции чердачного помещения и крыши. Чтобы коньковая вентиляция работала должным образом, она зависит от пассивного воздушного потока или всасываемого воздуха, поступающего в чердачное помещение через софитные или фронтонные вентиляционные отверстия или другую чердачную вентиляцию.

Что такое коньковая вентиляция и нужна ли она вашему дому?

Сбалансированная система вентиляции чердака важна для предотвращения проблем с кровельной системой. Эта вентиляционная система состоит как из коньковых вентиляционных отверстий, установленных на вершине крыши, так и из приточных вентиляционных отверстий, установленных на софитах или рядом с ними. Правильная вентиляция чердака помогает уменьшить избыточное тепло и влагу летом, а также помогает сохранить холод вашей кровельной системы зимой, чтобы уменьшить цикл замерзания-оттаивания, который создает ледяные запруды.

Что такое коньковая вентиляция?

Вентиляционное отверстие конька представляет собой выходное отверстие для воздуха, устанавливаемое на вершине крыши. При установке этого вентиляционного отверстия сначала вырезается вентиляционная щель в кровельном настиле на пике крыши. Эта воздушная щель затем закрывается самим гребневым вентиляционным отверстием. Они помогают обеспечить постоянную равномерную вытяжную вентиляцию в самой высокой части чердака и предназначены для защиты от дождя и снега, вызванного ветром, а также проникновения насекомых и мусора. Затем коньковая черепица обычно устанавливается поверх конькового вентиляционного отверстия, чтобы защитить его и придать крыше чистый законченный вид, за исключением металлических коньковых вентиляционных отверстий, для которых не требуется использование конькового конькового гонта.

Для правильной работы чердачной вентиляции воздух должен иметь возможность входить на чердак, а также выходить из него, чтобы обеспечить непрерывный поток наружного воздуха через чердачное помещение. Вентиляционные отверстия карнизов и потолков или вентиляционные отверстия, расположенные там, где крыша или навес выступают над внешней стеной дома, позволят более прохладному и сухому воздуху проникать в нижнее чердачное пространство. По мере того, как воздух на чердаке нагревается, конвекция помогает подтолкнуть воздух к вершине крыши, где он выходит через вентиляционное отверстие конька. Этот тип «пассивной системы» является эффективным способом вентиляции чердака, поскольку для его правильного функционирования не требуется никакой энергии.

Когда они нужны?

В зависимости от количества вытяжной вентиляции, необходимой для чердачного помещения, и физической конструкции крыши, многие дома являются отличными кандидатами для коньковых вентиляционных отверстий. Например, дома с достаточной коньковой линией часто должным образом вентилируются с помощью коньковых вентиляционных отверстий.

Если ваш чердак закончен или воздух в помещении кондиционирован, вам может понадобиться механический метод отвода тепла и влаги. Вам следует проконсультироваться со специалистом по проектированию или подрядчиком по ОВК, чтобы убедиться, что ваша система достаточно велика, чтобы создать поток воздуха, необходимый для поддержания прохлады на чердаке.

Правило 1:300

Какая вентиляция нужна для чердака? Федеральное жилищное управление рекомендует, чтобы на каждые 300 квадратных футов потолочного пространства вам требовался как минимум один квадратный фут вентиляции чердака (равномерно разделенный на приточную и вытяжную вентиляцию). Обратите внимание, что чердачная вентиляция всегда должна быть свободна от препятствий, которые могут мешать потоку воздуха. Требования местных норм и правил могут отличаться, поэтому обязательно обсудите это со своим подрядчиком или ознакомьтесь с местными строительными нормами и правилами в вашем регионе.

Количество вытяжной вентиляции, обеспечиваемой коньковым вентиляционным отверстием, никогда не должно превышать количество приточной вентиляции от потолочного или карнизного вентиляционного отверстия. Если это произойдет, у вас может не хватить воздуха, чтобы должным образом проветрить чердак. Крайне важно всегда иметь сбалансированную вентиляцию чердака.

Вы можете рассчитать потребность в вентиляции вашего чердака с помощью Калькулятора вентиляции GAF.

Коньковые вентиляционные решения

Разные дома имеют разные потребности, и важно учитывать эти потребности при поиске решений. Чтобы узнать больше об этих решениях и о том, как их можно использовать в вашем доме, вы можете просмотреть продукты GAF для вентиляции и вентиляции чердака.