Содержание
Помощь с практической работой по дисциплине «Русский язык и культура речи» для МИИТ (edu.emiit.ru)
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp
Практикум
Задание 1. Объясните значения слов с разными ударениями. Составьте
словосочетания с данными словами.
1. Атлас — атлас, броня — броня, видение — видение, ирис — ирис, клубы — клубы,
кредит — кредит, лоскут- лоскут, острота — острота, хаос — хаос, орган — орган.
2. Лавровый — лавровый, угольный — угольный, характерный — характерный,
языковой — языковый.
3. Забронировать — забронировать, морщить — морщить, погружённый —
погруженный, трусить — трусить.
Задание 2. Найдите слова, в которых допускаются вариантные ударения.
Отметьте ударения нормативные, допустимые (т.е. менее желательные, но находящиеся
в пределах нормы), устаревшие, имеющие стилистическую окраску. Есть ли случаи
равноправных вариантов ударений?
1.
Каталог, компас, ломоть, партер, баржа, прикус, феномен, кета, мышление, обух,
ровня, квартал, кулинария.
2. Августовский, девичий, безудержный, кирзовый, мизерный, мускулистый,
зубчатый, окровавленный, великовозрастный, украинский, одновременный, кухонный,
искристый.
3. Облегчить, намереваться, ободрить, позвонишь, ржаветь, баловать, искриться,
принудить, кашлянуть, закупорить, усугубить.
4. Втридорога, втридешева, донельзя, издревле, мастерски, наголо, одновременно,
издавна, иначе, общо, отчасти.
Задание 3. Определите с помощью орфоэпического словаря, какое ударение
является литературным (нормированным), а какое употребляется в профессиональной
речи.
Искра, компас, прикус, флейтовый, фильтровый, нет шприца, без дубляжа.
Задание 4. Образуйте форму родительного падежа ед. ч. и расставьте ударения.
Бант, бинт, герб, гуляш, гусь, дверь, дубляж, гусь, жезл, клок, ксендз, маяк, мост,
торт, уголь, шприц.
Задание 5.
От данных существительных образуйте глаголы и причастия.
Расставьте ударения.
Образец: броня — бронировать — бронированный.
Броня — … — …; копия — … — …; марка — … — …; маска — … — …; пломба — … — …; … .
Задание 6. Отметьте, как надо произносить данные слова — [чн] или [шн]. Возможны
ли варианты произношения?
1. Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница,
прачечная, молочница, Ильинична, скворечник, беспорядочный, яблочный.
2. Подсвечник, будничный, войлочный, селедочница, девичник, горничная,
гречневый, непорядочный, спичечный, к шапочному разбору, Никитична, закусочная,
игрушечный, порядочно.
3
Задание 7. Прочитайте слова. Правильно произнесите согласный перед звуком [э].
В каких словах допускается вариантное произношение? В случае затруднения
справляйтесь в орфоэпическом словаре.
1. Айсберг, бактерия, безе, деликатес, декан, депрессия, интервью, кредо,
критерий, модель, одесский, орхидея, патент, сессия, свитер, синтез, термин, термос.
2. Бассейн, бизнес, берет, детектив, дискотека, музей, кашне, крем, сейф, тезис,
темп, тет-а-тет, тент, тест, шоссейный, шинель.
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp
Нормы произношения и ударения.
Урок русского языка в 5 «В» классе.
Нормы произношения и ударения.
Предметная цель: организовать деятельность учащихся по формированию речевого мастерства через восприятие, осмысление и первичное запоминание акцентологических норм.
Развивающие цели: способствовать развитию у учащихся коммуникативной, лингвистической и языковой компетенций в процессе выполнения практических упражнений; умения анализировать, систематизировать, делать выводы.
Воспитательные цели:
- способствовать развитию у учащихся эффективного общения с одноклассниками через формирование у учащихся нравственных качеств: общительность, способность к открытому взаимодействию, толерантность;
- вызвать интерес к изучению норм литературного языка.

Средства обучения: задания для каждой группы.
Оборудование: компьютер, телевизор, чистые листы бумаги.
Ход урока
1. Организационный этап.
— Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Сегодня на уроке нас ждёт много нового и интересного. Готовы ли вы уроку, с каким настроением вы пришли сегодня в кабинет?
— Пожалуйста, первый ряд подойдите к доске и приклейте стикер на «Барометр настроения». Теперь второй ряд, третий.
— Итак, я вижу что вы готовы к уроку. Тогда начнём.
2. Мотивация.
— Прослушайте шутливое стихотворение и скажите, как не нужно произносить слово творог?
Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, –
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он недорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог.
..
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее творог?».
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, падеже.
И так сказала: «Не осталось!
Она распродана уже!».
В. Громов
Ответ. В разговорно-бытовой речи допустим и тот, и другой вариант произношения слова творог. Но в соответствии со строгими литературными нормами лучше говорить творог. А кассирша должна была сказать распродана.
— А только ли нарушена норма постановки ударения?
Может быть ещё вы видите нарушение каких-либо норм? Хорошо тогда послушайте Рассказ школьного портфеля
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрыт магазин на обед.
..»
«Хозяйка моет стаканы…»
«Секёт свеклу…»
«Пекёт блины…»
И до меня дошел черёд:
Портфель он «портфелем» зовет.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
– Петя! – несется со двора. –
Тебе домой идти пора!
– Не трогай малыша, Петя!
Ведь ты большой, а он дитя!
«Петя» обижен на ребят:
– Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
Ю. Тимянский
— Какие нормы нарушены в этом шутливом стихотворении? (Произношения)
3. Актуализация субъектного опыта учащихся.
— А в вашей жизни бывали такие случаи, когда вы неправильно ставили ударение или неправильно произносили слова? А легко ли было окружающим понять о чём вы говорите? Приведите примеры своей неправильной речи.
— Нам эта тема важна? (Да)
— Тогда сформулируйте тему сегодняшнего урока (Нормы ударения и произношения)
— И что мы во всех словах сразу научимся ставить ударение? (Нет)
— А как вы думаете, что нам нужно будет сделать для того, чтобы научиться правильно ставить ударение во всех словах? (Найти что-то общее среди всех слов, закономерности)
— Какие цели вы поставите себе?
— А с помощью чего будем добиваться решения поставленной цели?
4.
Осмысление нового материала.
— Почему воспитанный человек испытывает трудности в постановке ударения? (Потому, что он культурный и воспитанный, боится допустить ошибки в речи).
— Мы сегодня будем искать «подсказки», которые помогут нам правильно произносить слова.
— У каждой группы на столах лежит листочек с заданиями, прочитайте пожалуйста первое задание. (Читают)
Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений и определите ударение в выделенных словах.
1 группа.
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала…
А.С. Пушкин.
2 группа.
Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.
А. Барто.
3 группа.
Стоит девочкам начать,
Дай им только волю, –
Будут целый день качать
И баюкать Лелю.
А. Барто.
4 группа.
И как отрадно было видеть нам,
Когда наш лен – на всем своем массиве, –
Приподнятый, выравнивался сам
И день за днем все делался красивей.
М. Исаковский.
5 группа.
Зарецкий наш и честный малый
Вступили в важный договор,
Враги стоят, потупя взор.
А. Пушкин.
— Запишите свои наблюдения в тетрадь под цифрой один. (Что в стихотворениях ритм и рифма подсказывают постановку ударения)
— Переходим ко второму заданию.
1 группа задание: расставить ударение в русских словах и выяснить особенности русского ударения, записав их в тетрадь: город, природа, молоко, ворота.
2 группа. Расставить ударение во французских словах и выяснить их особенности, записав в тетрадь: одеколон, эскимо, салют, дебют.
3 группа. Расставить ударение в польских словах и выяснить их особенности, записав в тетрадь.
Варшава, Освенцим, Краков, Познань.
4 группа. Расставить ударение в венгерских словах, выяснить их особенности, записать в тетрадь. Венгрия, Ференц Лист.
5 группа. Расставить ударение в чешских словах, выявить их особенности, записать в тетрадь. Прага, Карловы Вары, чехи.
Таким образом, постановка ударения зависит от языка, из которого пришло слово.
Задание 3
— Найдите омонимы. Чем они различаются в значении? Сделайте вывод о роли ударения.
1 группа.
Скорей, сестра, на рыб взгляни.
Попались на крючок они!
В ведерко руку окуни,
Не бойся, это окуни.
Я. Козловский
2 группа.
Первого сентября Артем проснулся рано. Но мамы уже не было, она ушла на работу. На столе лежала записка: «Артем! Возьми гвоздики и подари их твоему любимому учителю по техническому труду, а ирис – твоему классному руководителю Ольге Константиновне».
Артем взял большие гвозди, конфеты ириски и пошел в школу. Гвозди он торжественно вручил учителю труда, а ириски – классному руководителю. Они недоуменно переглянулись. «В чем дело, Артем?» – спросили они.
Что перепутал Артем?
3 группа.
Учительница написала Ане в дневник: «Не забудь принести на урок атлас». Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница Галина Александровна сказала: «А теперь откройте ваши атласы и найдите в них Африку и Америку». Аня очень удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня материал однотонный». Она оглянулась, посмотрела на других ребят – и все поняла…
Что поняла Аня?
4 группа.
Однажды первоклассник Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей Ярославля своим великолепным звучанием.
Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л.Шишханова». Петя очень удивился. «Мама, – спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце? почки? Какая-то странная заметка!» Мама рассмеялась и сказала: «Петя, ты перепутал два похожих, но разных по смыслу слова».
Какие же слова спутал Петя? Почему возникла эта путаница?
5 группа.
Укажите слово, в котором допущена произносительная ошибка. Произнесите его правильно.
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Задание 4. Работа с таблицей
— Подведение итогов знакомства с новым материалом и установлением закономерностей.
5. Первичное закрепление изученного.
Учащиеся получают карточки с ключевыми словами, используя которые необходимо составить текст на заданную тему и поставить ударение в предложенных словах. На задание отводится 3 минуты.
Группа 1. “А у нас сегодня гости!”
Предлагаются слова: звонит, тефтели, салат из вареной свеклы, зажарить гуся, произносить тосты, кета, щавель, арахис, камбала, баловать.
Группа 2. “Встреча двух подруг”.
Каталог, красивее, пиццерия, занята, правы, позвонит, хлебцы, щавель, свекла, досуг.
6. Обобщение и систематизация. Игра ударение инфо.
7. Информирование о домашнем задании.
8. Подведение итогов урока.
— Что нового вы сегодня узнали?
— Какие из поставленных вами целей нам удалось реализовать?
— Оцените свою работу на уроке ?
9. Рефлексия.
— На «барометре настроения» отметьте, пожалуйста, своё настроение в конце урока.
3. Изучение новых знаний и способов деятельности.
Часто, услышав не совсем правильную и грамотную речь в обществе, мы задаемся вопросом: Ну почему мы так говорим?
А ведь важнейшим признаком литературного языка считается наличие норм.
— Что, по-вашему, означает норма?
Норма — это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
К основным источникам языковой нормы относятся:
— произведения писателей-классиков;
— произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;
— публикации средств массовой информации;
— общепринятое современное употребление;
— данные лингвистических исследований.
Постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее.
В истории литературного языка возможны:
— сохранение старой нормы;
— конкуренция двух вариантов, при которой словари рекомендуют традиционный вариант;
— конкуренция вариантов, при которой словари рекомендуют новый вариант;
— утверждение нового варианта в качестве единственно нормативного.
Различают следующие нормы:
— Акцентологическую (ударение).
— Орфоэпическую (произношение звуков и их сочетаний).
— Лексическую (правильный выбор слов с учетом их значений).
-Фразеологическую(правильное употребление устойчивых сочетаний).
— Словообразовательную (образование слов и их строение).
— Орфографическую.
— Пунктуационную.
— Грамматическую (правила использования морфологических форм разных частей речи).
— Синтаксическую (правила связи слов в предложении и словосочетании).
— Стилистическую (стилевая принадлежность языковых элементов).
— Скажите, а чем мы с вами должны руководствоваться, чтобы верно определить норму языка?
4. Первичная проверка понимания изученного.
Учащиеся получают карточки с ключевыми словами, используя которые необходимо составить текст на заданную тему и поставить ударение в предложенных словах. На задание отводится 3 минуты.
Группа 1. “А у нас сегодня гости!”
Предлагаются слова: звонит, тефтели, салат из вареной свеклы, зажарить гуся, произносить тосты, кета, щавель, арахис, камбала, баловать.
Группа 2. “Встреча двух подруг”.
Каталог, красивее, пиццерия, занята, правы, позвонит, хлебцы, щавель, свекла, досуг.
5. Закрепление изученного. ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ЛИСТОК НА ЭКРАН.
Работа в группах.
6. Обобщение и систематизация. Игра ударение инфо. ПОТОМ СЛАЙДЫ О НОРМЕ, что ок-ся мы всё время занимались нормами.
7. Информирование о домашнем задании.
8. Подведение итогов урока.
9. Рефлексия.
САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Характеристика класса.
В 5 «в» классе обучаются 27 человек, из них 7 мальчиков и 18 девочек.
Стабильно на оценку «5» занимаются две ученицы: Закарян Виктория и Парфило Елизавета, семнадцать школьников по русскому языку являются хорошистами и пятеро учащихся имеют оценку «3» это: Варанкин Сергей, Маковецкая Ольга, Курлаев Илья, Петров Дмитрий и Юркин Александр.
Большинство пятиклассников умеют адекватно оценивать свою работу, также ученики могут самостоятельно определить тему урока и сформулировать его цель, обладают навыками прогнозирования результатов своей деятельности, умеют самостоятельно работать со словарями, строить развернутые высказывания на заданную тему.
В классе безусловными лидерами являются Закарян В. и Парфило Е., остальные дети тянутся за этими ученицами. В силу возраста и особенностей классного коллектива ребята быстро увлекаются изучаемыми темами, включаются в деятельность, поэтому сотрудничать с ними интересно. Программа выполняется полностью согласно календарно-тематическому планированию.
Место урока в изучаемой теме.
Урок «Нормы произношения и ударения» является первым уроком в разделе повторение в конце года.
Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.
Предметная цель: организовать деятельность учащихся по формированию речевого мастерства через восприятие, осмысление и первичное запоминание акцентологических норм.
Развивающие цели: способствовать развитию у учащихся
коммуникативной, лингвистической и языковой компетенций в процессе выполнения практических упражнений;
умения анализировать, систематизировать, делать выводы.
Воспитательные цели:
способствовать развитию у учащихся эффективного общения с одноклассниками через формирование у учащихся нравственных качеств: общительность, способность к открытому взаимодействию, толерантность;
вызвать интерес к изучению норм литературного языка.
Содержание учебного материала: задания для каждой группы, компьютер, телевизор, чистые листы бумаги.
Методы и приёмы обучения: на этапе объяснения нового материала использую объяснительно-иллюстративный метод, проявляющийся в приёмах: эвристическая беседа, составление тезисов, работа с таблицей.
На этапе первичного закрепления использую частично-поисковый метод в таких его приёмах, как работа по карточкам.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Этапы урока
Урок начался с оргмомента, который помог ребятам включиться в работу. Далее на этапе МОТИВАЦИИ были предложены шутливые стихотворения, которые помогли мотивировать учащихся на дальнейшую работу.
На этапе АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ мы выяснили тему урока, необходимость изучения данной темы, учащиеся сформулировали цели своей деятельности и предложили пути достижения этих целей. На этапе ОСМЫСЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА работающим в группах было предложено найти закономерности, позволяющие правильно расставлять ударение в словах и произносить их. На этапе ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ шестиклассникам предлагалось из слов составить небольшой текст на заданную тематику, а так же расставить ударение в указанных словах. На этапе ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ учащиеся играли в игру ударение инфо.
На этапе ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ УЧАЩИМСЯ БЫЛИ ПРЕДЛОЖЕНЫ ГРУППЫ СЛОВ ДЛЯ ТОГО, чтобы они дома попробовали себя в качестве редактора и расставили в указанных словах ударение. На этапе ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА учащиеся подводили итоги работе на уроке. На этапе РЕФЛЕКСИЯ шестиклассники оценивали свою работу по «барометру настроения».
Структура урока полностью соответствовала общей цели и возможностям класса.
Таким образом, цели и задачи урока достигнуты.
Кетамин оказывает свое волшебное действие на депрессию, «стабилизируя мозг в хорошем состоянии»
Причуды и кварки8:46 Кетамин оказывает свое волшебное действие на депрессию, «стабилизируя мозг в хорошем состоянии»
Анестетик кетамин может иметь репутацию психоделический наркотик для вечеринок, но в более низких дозах было показано, что он приносит заметное — почти немедленное — облегчение при тяжелых и других неизлечимых случаях депрессии. И теперь ученые думают, что знают почему: это помогает восстанавливать синапсы в мозгу, разрушенные стрессом.
«Кетамин — это действительно захватывающий препарат, который коренным образом отличается от многих других антидепрессантов, которые мы используем, тем, что он оказывает такое быстрое действие», — сказал доктор Конор Листон, нейробиолог и психиатр из Feil Family Brain & Mind Research. Медицинский институт Weill Cornell в Нью-Йорке, в разговоре с ведущим Quirks & Quarks Бобом Макдональдом.
Кетамин фактически восстанавливает некоторые из тех же соединений, которые были потеряны во время стресса. — Доктор Конор Листон, Weill Cornell Medicine
В последние несколько лет такие психоделики, как ЛСД, галлюциногенные грибы и кетамин, переживают своего рода ренессанс, поскольку ученые исследуют терапевтический потенциал этих препаратов.
Такие ученые, как д-р Пьер Блиер, директор отдела исследований расстройств настроения в Королевском центре психического здоровья Оттавы и профессор Университета Оттавы, изучали использование кетамина для уменьшения суицидальных мыслей у пациентов с тяжелыми и резистентная депрессия.
Что поразительно, так это то, что мы также наблюдали, как и другие исследователи, очень важный эффект — почти у всех наблюдается снижение суицидальных мыслей. И это основное влияние. — Dr. Pierre Blier, Королевский центр психического здоровья Оттавы
«Что поразительно, так это то, что мы также увидели, как и другие исследователи, очень важный эффект — почти у всех наблюдается снижение суицидальных мыслей», — сказал Блиер.
«И это основное влияние».
По сравнению с традиционными антидепрессантами кетамин действует очень быстро. Большинство пациентов, принимающих его от депрессии, испытывают облегчение в течение нескольких часов. Это облегчение может длиться в течение нескольких дней, недель или даже месяцев, прежде чем у пациентов возникнет рецидив.
Доктор Конор Листон заинтересовался кетамином , потому что эти переходы подобны тем, которые испытывают люди с эпизодической депрессией, когда они заболевают, а затем лучше, только чтобы снова впасть в рецидив.
«Это исследование кетамина на самом деле является частью более крупного проекта в моей лаборатории, где мы пытаемся понять механизмы, которые опосредуют переходы между депрессивными эпизодами», — сказал Листон. Он старший автор исследования, посвященного этим механизмам, недавно опубликованного в журнале 9.0007 Наука .
Паксил представляет собой антидепрессант на основе сератонина, который может вызывать тревожный побочный эффект, вызывая мысли о самоубийстве.
Было показано, что кетамин уменьшает суицидальные мысли. (Joe Raedle/Getty Images)
Кетамин восстанавливает связи в мозге
Депрессия не просто вредна для ума, она вредна для мозга. Наш организм вырабатывает гормон кортизол, когда мы испытываем стресс, а также в периоды депрессии. Когда мы особенно напряжены или если в мозгу наблюдается химический дисбаланс, кортизол может повредить нейронные связи в ключевых областях нашего мозга.
«В нашей работе мы показали, — сказал Листон, — что кетамин и хронический стресс на самом деле делают противоположные вещи — так что после хронического стресса в этой области мозга происходит потеря связей. И кетамин фактически восстанавливает некоторые из те самые связи, которые были потеряны во время стресса».
Новые связи в мозге поддерживают «хорошее состояние»
Листон сказал, что одна из удивительных частей их исследования заключалась в том, что изменения в поведении мышей, указывающие на устранение последствий депрессии, на самом деле произошли до того, как произошло восстановление каких-либо неисправных связей — всего через несколько часов после мышам давали препарат.
«Это сразу же сказало нам, что они не могут быть необходимы для индукции эффектов кетамина на начальном этапе», — сказал Листон.
Мы обнаружили, что эти новые связи действительно важны для стабилизации мозга в «хорошем состоянии». — Доктор Конор Листон, Weill Cornell Medicine
Кетамин воздействует на нейротрансмиттер глутамата мозга, который участвует в обмене данными между нервными клетками. Исследователи считают, что именно это обеспечивает немедленный эффект облегчения, который затем усиливается с образованием новых синапсов.
«Мы обнаружили, что эти новые соединения действительно важны для стабилизации мозга в «хорошем состоянии», — добавил Листон.
Усиление антидепрессивного действия кетамина
Эти результаты могут пролить свет на вариабельность того, как долго кетамин действует, чтобы сдерживать депрессию, а также дать представление о том, как эпизодическая депрессия может начинаться и прекращаться.
«Эти новые связи могут объяснить, почему одни люди получают длительные преимущества от кетамина, а другие — нет», — сказал Листон. «Мы думаем, что наше исследование показывает нам, что формирование этих новых связей действительно важно для определения того, станете ли вы лучше, когда вам станет лучше, или вы снова впадете в депрессию».
Если ученые найдут способ стабилизировать эти связи, возможно, им удастся продлить действие кетамина. Это вызывает беспокойство, потому что еще неизвестно, безопасно ли повторно принимать кетамин в течение длительного времени.
Кетамин запрещен как наркотик для вечеринок во многих странах мира. Эти стеклянные капсулы с кетамином были конфискованы властями Вьетнама. (Николас Асфури/AFP/Getty Images)
По словам Листона, есть несколько путей, которые можно исследовать, чтобы стабилизировать нейронные связи, которые кетамин помогает восстановить. Потенциально другое лекарство могло бы еще больше стабилизировать эти связи. Или, предполагает он, транскраниальная магнитная стимуляция мозга или, возможно, даже такое простое поведенческое вмешательство, как упражнение, может помочь сохранить эти связи.
Листон планирует протестировать некоторые из этих потенциальных вмешательств для усиления эффектов кетамина.
Кетамин не одобрен для психиатрического лечения в Канаде. Назальный спрей с кетамином, предназначенный для лечения неизлечимой депрессии, был представлен на утверждение в Министерство здравоохранения Канады в январе. В настоящее время он рассматривается в соответствии с Политикой приоритетного рассмотрения.
Анна Бейелер, нейробиолог из Университета Бордо во Франции, предупреждает, что, хотя «влияние кетамина на депрессию становится очевидным в течение нескольких часов, лекарства могут иметь серьезные побочные эффекты, включая седативный эффект, отстранение от реальности и даже зависимость от соединения».
Исправление
- В более ранней версии этой истории говорилось, что директором отдела исследования расстройств настроения в Королевском центре психического здоровья Оттавы был доктор Пол Блиер, который был изменен на доктора Пьера Блиера.

Прошлое, настоящее и будущее использования кетамина для лечения депрессии | Наука
С 2019 года врачи могут назначать одобренный FDA антидепрессант на основе кетамина для лечения резистентной депрессии.
Фьордалисо через Getty Images
В первый раз, когда Эшли Клейтон попробовала кетамин для лечения депрессии, время как будто свернулось само по себе, и не было ничего, кроме настоящего. Первоначальные реакции на прописанный врачом кетамин охватывают всю гамму: некоторые пациенты входят в состояние, похожее на сон, в то время как другие, как известно, рассказывают неуместные шутки или убеждают себя, что они мертвы.
По сравнению с этим опыт Клейтон был легким, хотя и дезориентирующим, и она до сих пор ищет слова, чтобы объяснить это. Однако на следующее утро, когда туман усталости и тошноты рассеялся, она почувствовала себя более похожей на себя, чем когда-либо.
В то время, в 2016 году, Клейтон участвовал в клиническом испытании фазы II, чтобы определить наиболее эффективную дозу внутривенного кетамина для облегчения депрессии.
Подобные испытания помогают определить эффективность и дозировку лекарства, прежде чем исследователи смогут перейти к заключительному этапу испытаний и подготовить заявку на рассмотрение FDA. Клейтон пробовала психотерапию и целый арсенал традиционных пероральных антидепрессантов на протяжении многих лет, но ее тяжелые депрессивные симптомы и суицидальные мысли сохранялись.
Когда они начали мешать ее работе в качестве научного сотрудника Йельского университета, она поняла, что ей нужен новый подход. Йельский университет является домом для уважаемой программы исследований кетамина, поэтому она начала спрашивать, может ли она записаться на клиническое испытание. Сегодня, шесть лет спустя и бесчисленные страховые баталии, она получила почти 150 инъекций кетамина. «Это спасительное лечение для меня», — говорит она.
Депрессия является третьей по значимости причиной инвалидности во всем мире. Однако даже при успешном лечении у 80 процентов пациентов в течение пяти лет после ремиссии возникает рецидив.
Более 30 процентов не реагируют как минимум на два курса лечения антидепрессантами, и у них диагностируется резистентная к лечению депрессия.
Кетамин, тем временем, был впервые использован в клинической практике в 1960-х годах в качестве более безопасной альтернативы анестетику фенциклидину (PCP), производство которого в США было прекращено из-за высокой частоты послеоперационного бреда с галлюцинациями. В 1970 году FDA одобрило кетамин в качестве общего анестетика, и сегодня он включен в Примерный список основных лекарственных средств Всемирной организации здравоохранения. Но исследования антидепрессивного действия кетамина начались только в последние пару десятилетий.
В 2000 году команда Йельской школы медицины опубликовала первое рандомизированное контролируемое исследование, чтобы продемонстрировать антидепрессивное действие кетамина. Во главе с Джоном Кристалом, ныне заведующим кафедрой психиатрии школы, исследователи показали, что однократная субанестетическая доза кетамина (меньше, чем при анестезии) уменьшала депрессию — а в некоторых случаях приводила к почти полному выздоровлению — за меньшее время.
чем 24 часа.
Потребовалось несколько лет и сбор данных от нескольких исследовательских групп, прежде чем кетамин получил признание в медицинском сообществе как эффективный антидепрессант. К 2010 году многие врачи были настолько убеждены этой серией предварительных исследований, что начали внедрять кетамин — возможно, предварительно — в свою клиническую практику. А в 2019 годуFDA одобрило антидепрессант на основе кетамина (торговое название Spravato) в первый и пока единственный раз для лечения резистентной к лечению депрессии, а позже одобрило его для лечения суицидальных мыслей и поведения у взрослых с большой депрессией. ( Примечание редактора: Janssen Pharmaceuticals, производитель Spravato, в настоящее время рекламирует журнал Smithsonian . Компания не имела влияния и не давала никаких указаний в редакционном процессе, включая эту статью.)
С тех пор потенциал кетамина в качестве антидепрессанта привлекает исследователей, фармацевтические компании и пациентов.
По мере того, как количество клинических и реальных данных продолжает расти, лечение кажется особенным во многих отношениях. В то время как традиционным антидепрессантам требуется несколько недель, чтобы подействовать, даже самые тяжелые пациенты могут начать реагировать на кетамин уже через несколько часов после приема. Исследователи также подозревают, что это может помочь сделать мозг более устойчивым в долгосрочной перспективе. Однако Управление по борьбе с наркотиками США классифицирует кетамин как препарат Списка III, что означает, что он имеет потенциал физической и психологической зависимости от умеренного до низкого (в меньшей степени, чем препараты Списка II, такие как кокаин, но в большей степени, чем препараты Списка IV, такие как ксанакс). ).
Помимо потенциала злоупотребления кетамином, он может вызывать другие серьезные побочные эффекты, в том числе кратковременное состояние измененного сознания сразу после лечения. В медицине это называется диссоциативным эпизодом, а в просторечии – «К-дыркой», если доза достаточно высока.
Несмотря на оправданный трепет, многие провозглашают открытие быстрых антидепрессивных эффектов кетамина самым значительным достижением в психиатрии за последние десятилетия, которое переворачивает наши представления о нейробиологии депрессии. Теперь ученые используют полученные знания, чтобы уменьшить нежелательные эффекты кетамина и даже информировать о других нетрадиционных методах лечения депрессии, таких как психоделический псилоцибин.
Помимо того, что кетамин действует гораздо быстрее, чем существующие антидепрессанты, он также воздействует на мозг иначе, чем другие популярные антидепрессанты, считающиеся «моноаминергическими». Они повышают уровень так называемых «моноаминовых» химических веществ мозга серотонина, дофамина и норадреналина для улучшения настроения. Тем не менее, кетамин, по-видимому, в первую очередь влияет на другое химическое вещество мозга, называемое глутаматом, которое помогает стимулировать клетки мозга к общению.
Исследователи хорошо понимают, где кетамин впервые связывается в высших центрах мозга, влияя на когнитивные и эмоциональные функции.
Но, как и в случае со многими лекарствами, конкретные механизмы его действия остаются более загадочными. Исследователи также считают, что кетамин может обратить вспять повреждение связей между клетками мозга, вызванное хроническим стрессом. Возможно, именно поэтому его антидепрессивные эффекты, по-видимому, сохраняются дольше при последовательных дозах, и предполагает, что он может помочь защитить от рецидива депрессии.
Кетамин существует в двух различных формах, которые, как подозревают исследователи, имеют немного разные свойства. Они являются зеркальным отображением друг друга, как ваши правая и левая руки. Один называется R-кетамин, а другой — S-кетамин (иногда пишется как «эскетамин»). Версия кетамина, одобренная FDA для анестезии, состоит из равных частей R- и S-кетамина. С тех пор срок действия патента истек, и теперь это непатентованный препарат, который часто называют «рацемическим» кетамином. Именно на это лечение так успешно отреагировала Эшли Клейтон.
Врачи назначают рацемический кетамин не по прямому назначению пациентам с депрессией в течение как минимум двух десятилетий.
Использование утвержденного препарата в неутвержденных целях (например, назначение противосудорожных препаратов для уменьшения боли в нервных окончаниях) является совершенно законным с информированного согласия пациента. Медицинские работники часто делают это, когда страдающий пациент исчерпал все другие возможности. Тем не менее, многие страховые компании не покрывают стоимость лечения не по прямому назначению, заставляя пациентов выбирать между выплатой больших сумм или отказом от потенциально спасающего жизнь лекарства.
Во многих случаях лекарство, которое широко прописывают по незарегистрированным показаниям, может никогда не быть одобрено FDA для того же лечения, особенно если, как и рацемический кетамин, это лекарство-генерик. У фармацевтических компаний мало финансовых стимулов для финансирования испытаний, изучающих новые возможности для непатентованных лекарств, потому что они не могут окупить свои инвестиции, объясняет Хуссейни Манджи, который возглавлял команду в Janssen — дочерней компании Johnson & Johnson — которая разработала Spravato.
В дополнение к тому, что это первый антидепрессант на основе кетамина, одобренный FDA, Spravato, который представляет собой чистый S-кетамин, также является первым одобренным FDA препаратом, работающим путем модуляции глутамата для лечения депрессии.
До того, как переключиться на промышленность, Манджи был директором программы по лечению аффективных и тревожных расстройств в Национальном институте здравоохранения и был соавтором первого исследования, в котором были воспроизведены выводы Кристал в 2006 году. спрей может быть наиболее практичным подходом к доставке рацемического кетамина пациентам, поскольку он не требует присутствия анестезиолога. И вход через нос означал бы более быстрое достижение мозга. Однако спрей доставлял гораздо меньше препарата, поэтому его команда решила использовать чистый S-кетамин, который, как они показали, был в три-четыре раза более мощным, чем R-кетамин.
От начала до конца, Манджи говорит, что весь процесс одобрения FDA включал примерно 25 различных исследований с участием тысяч участников.
Наиболее распространенными неблагоприятными побочными эффектами, как правило, являются диссоциация, тошнота, головокружение, изменение вкусовых ощущений и головокружение. Они появляются вскоре после приема препарата и исчезают примерно через полтора часа. В исследованиях III фазы у многих пациентов с резистентной к терапии депрессией симптомы депрессии уменьшались уже через 24 часа после приема Справато в сочетании с пероральным антидепрессантом. Манджи говорит, что многим людям требуется меньше процедур с течением времени, например, переход от приема два раза в неделю к приему один раз в несколько недель.
Успех Spravato побудил другие фармацевтические компании вернуться к разработке антидепрессантов и нейробиологии в более широком смысле после многолетнего перерыва, говорит Карлос Сарате-младший, руководитель отдела экспериментальной терапии и патофизиологии в Национальном институте психического здоровья и Манджи. бывший коллега из НИЗ. После того как в 1971 году президент Ричард Никсон объявил «войну раку», многие фармацевтические компании переключили свое внимание и инвестиции на онкологию и иммунологию, которые, в отличие от психических расстройств, имели четкие терапевтические цели.
Однако сегодня появляются десятки компаний, занимающихся исследованиями и разработками кетамина. Некоторые такие компании работают над новыми системами доставки лекарств — от пластырей до микроигл.
В то время как некоторые исследователи изучают способы продления антидепрессивного эффекта кетамина с помощью более традиционных методов лечения, таких как психотерапия, другие, такие как Зарате, работают над созданием лучшего кетамина без потенциального злоупотребления и начальных диссоциативных эффектов. Zarate изучает несколько метаболитов кетамина, известных как гидроксиноркетамины (HNK), которые могут оказывать быстрое и устойчивое антидепрессивное действие на животных моделях. Позже в этом году он и его коллеги планируют начать клинические испытания одного метаболита, называемого (2R,6R)-HNK, на людях с устойчивой к лечению депрессией. Он говорит, что вскоре новые технологии позволят проводить лечение, которое работает сразу же без побочных эффектов. «Мы еще не там, но мы в пути».
Тем не менее остается много вопросов, например, с какими рецепторами связывается кетамин в головном мозге. Например, есть данные, свидетельствующие о том, что кетамин может активировать опиоидную систему мозга, но до сих пор неясно, является ли это ключом к быстродействующим антидепрессивным эффектам кетамина или к возможности его неправильного использования. «Есть опасения по поводу возможных злоупотреблений, которые мы не должны преуменьшать, — говорит Сарате. Часть решения, объясняет он, заключается в том, чтобы обеспечить наличие стандартизированных процедур, чтобы предотвратить слишком «вольное» назначение кетамина.
Как пациент, Клейтон часто посещает онлайн-форумы для пациентов, где люди рассказывают о получении «ковбойского» лечения, такого как леденцы с кетамином, которые практически не имеют научной основы и напоминают что-то из медицины Дикого Запада. В то время как поставщики должны следовать установленному Spravato протоколу оценки риска и стратегии снижения риска, не существует такой стандартизированной, одобренной FDA процедуры для дозирования внутривенного рацемического кетамина для лечения депрессии.
Эта форма кетамина в течение многих лет вводилась анестезиологами в независимых клиниках для лечения нестандартных показаний, таких как хроническая боль. Поскольку все больше таких клиник начинают лечить депрессию, Клейтон опасается, что пациенты могут подвергнуться риску, если не потребуется присутствие обученного психиатра.
По сей день Клейтон продолжает получать лечение кетамином раз в две недели. Она пыталась участвовать в клинических испытаниях Spravato до его одобрения FDA, но не очень хорошо на это отреагировала. С тех пор она выбрала внутривенный рацемический кетамин, но ее страховка отказывается его покрывать. Само по себе лекарство относительно дешевое, объясняет она, но время и контроль, необходимые для введения инфузии, увеличивают наличные расходы до 600-2000 долларов за лечение. В результате она полагалась на добрую волю своих врачей и администраторов больницы, чтобы оказывать медицинскую помощь бесплатно.
Оглядываясь назад, количество чистой удачи, которая спасла ей жизнь, было мучительным; у нее был доступ к медицинским ресурсам и внимательным врачам, которых нет у многих других.

