Содержание
Кете Кольвиц: женское тело и женское дело
Статья
В прошлом веке в работах этой художницы многие видели только идеологию. Она рисовала революционных вакханок, пляшущих вокруг гильотины, и суровых крестьян, зловеще точащих косы. Однако главной в ее творчестве была тема материнства и самого страшного женского страха – потери ребенка.
Чтобы увидеть самую знаменитую работу Кете Кольвиц, необязательно идти в музей. На берлинском бульваре Унтер-ден-Линден, между Университетом имени Гумбольдта и Цейхгаузом, находится здание Нойе Вахе – «Новой караульни». Сейчас это мемориал, посвященный всем жертвам войны и тирании в Германии. С 1993 года в его главном зале выставлена «Пьета» – скульптура матери, обнимающей тело погибшего сына. Это творение Кольвиц. Не оригинал – его увеличенная копия. Над «Пьетой» проделано круглое отверстие. Когда Берлин заливают дожди, скульптура мокнет, когда идет снег, она мерзнет, когда город греет солнце, она тоже горит под его лучами.
Кете Шмидт родилась 8 июля 1867 года в Кенигсберге. В 12 лет с позволения родителей она начала брать уроки рисования. Училась в школах искусств для женщин в Берлине и Мюнхене (классические академии были для нее закрыты – девушек туда не принимали). В 1891 году Кете вышла замуж за врача Карла Кольвица, переехала с ним в столицу и открыла мастерскую по соседству с его медицинским кабинетом. Ее супруг в основном лечил рабочих – и именно их художница начала рисовать.
Несколько лет спустя она попала на премьеру спектакля «Ткачи» по пьесе Герхарта Гауптмана. Результатом стала серия графических работ «Восстание ткачей», которая была показана на Большой Берлинской художественной выставке. Жюри тогда рекомендовало вручить Кольвиц главный приз – «золотую медаль», но последнее слово осталось за императором Вильгельмом II, который наотрез отказался следовать этой рекомендации и назвал работы художницы Rinnsteinkunst – «искусством сточной канавы».
Зимой 1903 года заболели ее сыновья. Младший Петер быстро пошел на поправку, а вот старший Ханс, у которого обнаружили дифтерию, почти неделю находился на грани жизни и смерти. В одном из писем Кольвиц написала: «Ко мне пришло чудовищное осознание того, что в любую секунду жизнь моего ребенка может оборваться, и он уйдет от меня навсегда… Это самый ужасный страх, который я когда-либо испытывала».
Через пару месяцев, борясь с этим страхом, она сделала серию набросков под названием «Женщина с умирающим ребенком». И хотя смерть тогда угрожала Хансу, моделью для рисунков послужил Петер, а в виде матери Кольвиц изобразила саму себя. Когда эти работы были выставлены впервые, многие зрители отказывались на них смотреть. Художница не делала никаких «подпорок» в виде пейзажа или хотя бы одежды: на рисунке были только мать, сын – и обнаженное экзистенциальное одиночество.
В 1906-м произошел еще один скандал с участием царственной особы. Кольвиц сделала плакат для Немецкой выставки прикладного искусства, изобразив на нем портрет изможденной женщины с морщинами на лбу и кругами под глазами. Императрица Августа Виктория заявила, что не посетит экспозицию до тех пор, пока плакат не уберут.
Вскоре после этого художница завершила свою вторую знаменитую серию офортов – «Крестьянскую войну», посвященную народному восстанию XVI века. И здесь, средь мужчин, угрюмо рвущихся вперед, точащих косы, вспахивающих землю, снова возникал уже знакомый женский образ: серию завершало изображение матери, которая, подсвечивая фонарем усеянное трупами поле битвы, ищет среди павших своего сына.
Когда началась Первая мировая, Петер Кольвиц ушел на фронт. Он погиб в Бельгии в первые же месяцы боевых действий. Потеря младшего из детей (Петеру было всего 18) стала поворотным моментом и в жизни художницы, и в ее творчестве. Страдающий пролетариат постепенно уходит на второй план. На первый выходят глобальные темы: жизнь, смерть, материнство.
О работах Кольвиц начинают говорить в Европе. В 1917-м влиятельный берлинский издатель и галерист Пауль Кассирер организует масштабную выставку, посвященную ее 50-летнему юбилею. В 1919-м она становится первой женщиной, принятой в Прусскую академию искусств (вместе с членством художница получает и звание профессора). В том же году она зарисовывает в морге убитого Карла Либкнехта, одного из основателей Коммунистической партии Германии. Работа выполняется по просьбе семьи погибшего, а вслед за ней выходят литографии и гравюры на дереве, запечатлевшие прощание рабочих с лидером социалистического движения.
Ее творчество замечают и в Советском Союзе. Работы Кольвиц в 1924 году были представлены на «Первой всеобщей выставке немецкого искусства» в Москве, а в 1927-м художница сама посетила страну. Правда, искусство ее толковалось только в одном ключе – как «рисующее повесть о неприглядной жизни германского рабочего класса в эпоху капиталистического расцвета».
Современные исследователи видят не только идеологию (хотя Кольвиц действительно симпатизировала социалистам, а в ранней юности мечтала погибнуть на баррикадах). Куда интереснее то, как она сместила фокус в изображении женщины. Женские тела в ее работах напрочь лишены эротики и канонической «красоты». На них обрушиваются не мужские взгляды, а невзгоды в виде голода, бедности и болезней. Ее героини – не искусно подобранные модели, не романтические «прекрасные дамы», не загадочные аристократки и не визуальные аллегории. Субъекты, а не объекты. Матери, а не любовницы.
После прихода к власти национал-социалистов был введен негласный запрет на показ ее работ. Персональная выставка, приуроченная к 70-летнему юбилею, была отменена. Художнице предлагали убежище в Соединенных Штатах. Она отказалась, опасаясь, что навлечет репрессии на членов своей семьи. В начале Второй мировой Кольвиц пережила еще две страшные потери. Сначала от болезни скончался ее муж. Вслед за ним ушел старший внук Петер, названный в честь дяди, – он сгинул в боях на Восточном фронте.
В 1944 году она получила личное приглашение от принца Эрнста Генриха Саксонского, большого поклонника ее таланта. Художница переехала в коммуну Морицбург под Дрезденом, где и скончалась в 1945-м, всего за две недели до окончания войны. В последние годы она продолжала рисовать матерей, сжимающих в объятиях детей, а в качестве «эпиграфа» ставила цитату из романа Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера»: «Saatgut soll nicht vermahlen werden» («Зерна, предназначенные для посева, не должны быть перемолоты»).
Дом, в котором больше полувека располагалась ее мастерская, был уничтожен бомбежками, однако улица в районе Пренцлауэр-Берг, на которой здание находилось, теперь называется Кольвицштрассе. Только в одной Германии открыты три музея Кете Кольвиц (в Берлине, Кёльне и Морицбурге). Еще один работает в бельгийском Кукеларе.
Официальный сайт Музея Кете Кольвиц в Берлине www.kaethe-kollwitz.de
Ксения Реутова
Наследие Кете Кольвиц: слишком драматично, чтобы устареть
Книги
№66
Материал из газеты
Кольвиц была социально ангажированным художником, что не мешает возрождению интереса к ней у современных исследователей и зрителей
Марина Вейзи
14.09.2018
Кете Кольвиц. «Автопортрет с профилем, повернутым вправо». 1938.
Фото: MOMA
Творчество Кете Кольвиц (1867–1945) привлекает все большее внимание специалистов. Причины тому — качество ее работ и новый взгляд на женщин, составляющих меньшинство в арт-сообществе, где каждая выдающаяся художница считается скорее исключением, только подтверждающим правило.
Книга Käthe Kollwitz in Dresden («Кете Кольвиц в Дрездене») — поистине новый вклад в историю искусств. В ней исследуется не только творчество Кольвиц, главным образом произведения на бумаге — гравюры и рисунки, но и ее профессиональные отношения с ученым, знатоком искусства Максом Лерсом (1855–1938), директором Гравюрного кабинета, где хранились эстампы, рисунки и фотографии из Государственных художественных собраний Дрездена. Сам Лерс был выдающимся экспертом по ранней нидерландской гравюре, но горячо приветствовал современное искусство. Он систематически покупал работы Кольвиц, собрав коллекцию из нескольких сотен гравюр и десятков рисунков. Художественные собрания Дрездена стали первым государственным музеем, где аккумулировалась печатная графика этой художницы, и покровительство со стороны государства в лице Лерса оказалось решающим фактором в упрочении ее репутации. В книге впервые опубликованы избранные письма из их обширной переписки.
Кольвиц говорила, что хочет оказывать влияние на общество; по горькой иронии судьбы она, пацифистка, потеряла сына в Первую мировую войну и внука — во Вторую. Ее художественная образность созвучна проблемам обездоленных и наполнена сильнейшими эмоциями. Кольвиц блестяще режиссировала сцены с изображением толпы, но воздействие ужасов, которыми проникнуты ее циклы «Восстание ткачей» (1892) и «Крестьянская война» (1903), на сегодняшнего зрителя явно притуплено частой демонстрацией подобных жутких сцен в средствах массовой информации.
Книга изобилует великолепными репродукциями рисунков, литографий и гравюр разных периодов, с 1889 по 1922 год, с подробными комментариями. Глядя на них, невольно приходишь к мысли, что Кольвиц сама была лучшей своей моделью: ее автопортреты (в целом их более сотни) стоят в ряду наиболее выдающихся работ в этом жанре. Она была красива, при этом отсутствие претенциозности и позы делает ее автопортреты чрезвычайно эмоционально заряженными, мы почти чувствуем, что находимся рядом с ней.
Petra Kuhlmann-Hodick, Agnes Matthias, Alexandra von den Knesebeck and Hannelore Fischer. Käthe Kollwitz in Dresden. Paul Holberton Publi ing. 176 с. £30, €35, $40. На английском языкеFrances Carey and Max Egremont. Portrait of the Artist: Käthe Kollwitz. The British Museum Press and Ikon Gallery. 156 с. £20. На английском языке
Однако авторы книги рассматривают эту тему в совершенно новом ключе. Они предлагают подробное описание галереи с одной из лучших в стране исторических коллекций, где намеренно, с сознательной решимостью занимались собиранием этих, в то время еще современных, работ. Дело Лерса, начатое его руководителем Карлом Воерманом, заключалось в том, «чтобы уделить современному искусству графики то внимание, которого оно заслуживает». В этом сборнике очерков в подробнейших деталях описывается то, каким образом благодаря сотрудничеству ученых и коллекционеров формируются публичные собрания из наследованных и приобретенных работ; нам предоставлена возможность рассмотреть с близкого расстояния процесс подбора рисунков и литографий, созданных этой необыкновенной, противоречивой художницей, собственные взгляды которой учитывались при коллекционировании. Такой подход был экономически выгоден, тем более что частных коллекций в этой области еще не существовало. Более того, собрание формировалось в определенных исторических обстоятельствах: влияние на творчество Кольвиц оказывали и возникшая в конце XIX века пикториальная фотография, и талантливые художники-граверы, от Макса Клингера до Макса Либермана. Значительная часть переписки Кольвиц с Лерсом ныне утрачена, но сохранившиеся письма показывают, какое значение для нее имела его практическая и моральная поддержка и насколько важно ей было работать с кем-то, кто понимал и восхищался ее достижениями.
А в книге Portrait of the Artist («Портрет художника») представлена коллекция из 40 гравюр Кете Кольвиц, показ которой проходит сейчас в разных городах Англии и состоится в Лондоне в 2019 году. Это наследие легендарного куратора Кэмпбелла Доджсона (1867–1948), друга и коллеги Лерса (в то время Британский музей не мог покупать современные произведения). Здесь представлены все элементы творчества Кольвиц: социальный протест, материнская тема, замечательные автопортреты. Репродукции сопровождаются великолепным биографическим очерком Макса Эгремона и замечательным рассказом Фрэнсис Кэри о творческом пути художницы.
Многие работы Кольвиц проникнуты трагизмом, ее творчество неотступно преследует скорбная тема материнского горя. В силу личных причин и социальной осознанности она была едва ли не поглощена темой смерти, но при этом продолжала жить яркой, насыщенной жизнью.
Подписаться на новости
Кете Кольвиц | Немецкий художник
Erfurth, Hugo: Käthe Kollwitz
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 8 июля 1867 г.
Восточная Пруссия
- Умер:
- 22 апреля 1945 г. (77 лет)
недалеко от Дрездена
Германия
- Механизм/стиль:
- Экспрессионизм
немецкий экспрессионизм
Просмотреть все связанные материалы →
Кете Кольвиц , настоящее имя Кете Шмидт , (род. 8 июля 1867, Кенигсберг, Восточная Пруссия [ныне Калининград, Россия] — умерла 22 апреля 1945, недалеко от Дрездена, Германия), немка график и скульптор, красноречивый защитник жертв социальной несправедливости, войны и бесчеловечности.
Художник вырос в либеральной буржуазной семье, учился живописи в Берлине (1884–85) и Мюнхене (1888–89).). Впечатленная гравюрами коллеги-художника Макса Клингера, после 1890 года она посвятила себя в первую очередь графике, создавая офорты, литографии, гравюры на дереве и рисунки. В 1891 году она вышла замуж за Карла Кольвица, врача, открывшего клинику в рабочем районе Берлина. Там она из первых рук узнала о бедственном положении городской бедноты.
Первыми важными работами Кольвица были две отдельные серии гравюр, названные соответственно Восстание ткачей ( c. 1894–98) и Крестьянская война (1902–08). В этих работах она изображала бедственное положение бедных и угнетенных в сильно упрощенных, смело подчеркнутых формах, которые стали ее визитной карточкой. Гибель ее младшего сына в бою в 1914 году глубоко потрясла ее, и она выразила свое горе в другом цикле гравюр, посвященных темам матери, защищающей своих детей, и матери с мертвым ребенком. С 1924 по 1932 год Кольвиц также работала над гранитным памятником своему сыну, на котором ее муж и она были изображены как скорбящие родители. В 1932 он был установлен как мемориал на кладбище недалеко от Ипра, Бельгия.
Кольвиц встретила русскую революцию 1917 года и немецкую революцию 1918 года с надеждой, но в конце концов разочаровалась в советском коммунизме. В годы Веймарской республики она стала первой женщиной, избранной членом Прусской академии художеств, где с 1928 по 1933 год возглавляла мастерскую графического искусства. Кольвиц продолжала заниматься социально эффективным, понятным искусством. Приход нацистов к власти в Германии в 1933 года привели к ее вынужденному уходу из академии.
Последняя большая серия литографий Кольвица, Смерть (1934–1936), трактует эту трагическую тему с помощью резких и монументальных форм, передающих ощущение драмы. В 1940 году умер ее муж, а в 1942 году внук погиб в бою во время Великой Отечественной войны. Взрыв дома и студии Кольвиц в 1943 году уничтожил большую часть работы ее жизни. Она умерла за несколько недель до окончания войны в Европе.
Кольвиц был последним великим практиком немецкого экспрессионизма и часто считается выдающимся художником социального протеста 20-го века. Музей, посвященный творчеству Кольвица, открылся в Кёльне, Германия, в 1985, а год спустя в Берлине открылся второй музей. Дневник и письма Кете Кольвиц был опубликован в 1988 году.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
Экспрессионизм | Определение, характеристики, артисты, музыка, театр, кино и факты
Эдвард Мунк: Крик
Все медиа
- Похожие исполнители:
- Винсент Ван Гог
Оскар Кокошка
Эдвард Мунк
Август Стриндберг
Альбан Берг
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Экспрессионизм , художественный стиль, в котором художник стремится изобразить не объективную реальность, а скорее субъективные эмоции и реакции, которые объекты и события вызывают в человеке. Художник достигает этой цели посредством искажения, преувеличения, примитивизма и фантазии, а также посредством яркого, резкого, насильственного или динамичного применения формальных элементов. В более широком смысле экспрессионизм — одно из основных течений в искусстве конца 19 века.го и начала 20 веков, и его качества в высшей степени субъективного, личного, спонтанного самовыражения типичны для широкого круга современных художников и художественных направлений. Экспрессионизм также можно рассматривать как постоянную тенденцию в германском и скандинавском искусстве, по крайней мере, европейского Средневековья, особенно во времена социальных изменений или духовного кризиса, и в этом смысле он образует обратную сторону рационалистических и классицистических тенденций Италии и более поздних времен. Франции.
В частности, экспрессионизм как отдельный стиль или движение относится к ряду немецких художников, а также австрийских, французских и русских художников, которые стали активными в годы перед Первой мировой войной и оставались таковыми на протяжении большей части межвоенного периода. .
Корни немецкой экспрессионистской школы лежат в работах Винсента Ван Гога, Эдварда Мунка и Джеймса Энсора, каждый из которых в период 1885–1900 гг. развил очень индивидуальный стиль живописи. Эти художники использовали выразительные возможности цвета и линии, чтобы исследовать драматические и эмоциональные темы, чтобы передать качества страха, ужаса и гротеска или просто восславить природу с галлюцинаторной интенсивностью. Они отошли от буквального представления природы, чтобы выразить более субъективные взгляды или состояния ума.
Вторая и основная волна экспрессионизма началась примерно в 1905 году, когда группа немецких художников во главе с Эрнстом Людвигом Кирхнером сформировала свободную ассоциацию под названием Die Brücke («Мост»). В группу входили Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуф и Фриц Блейл. Эти художники восстали против того, что они считали поверхностным натурализмом академического импрессионизма. Они хотели наполнить немецкое искусство духовной энергией, которой, как им казалось, ему не хватало, и они стремились сделать это посредством элементарного, очень личного и спонтанного выражения. К первоначальным членам Die Brücke вскоре присоединились немцы Эмиль Нольде, Макс Пехштейн и Отто Мюллер. На экспрессионистов оказали влияние их предшественники 1890-х годов, а также интересовались африканской резьбой по дереву и работами таких североевропейских художников средневековья и эпохи Возрождения, как Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд и Альбрехт Альтдорфер. Они также знали о неоимпрессионизме, фовизме и других недавних движениях.
Немецкие экспрессионисты вскоре разработали стиль, отличающийся резкостью, смелостью и визуальной интенсивностью. Они использовали неровные, искаженные линии; грубая, быстрая манера письма; и резкие цвета для изображения городских уличных сцен и других современных сюжетов в многолюдных, взволнованных композициях, отличающихся своей нестабильностью и эмоционально заряженной атмосферой. Многие из их произведений выражают разочарование, тревогу, отвращение, недовольство, насилие и вообще какое-то неистовое напряжение чувства в ответ на уродство, грубую пошлость, возможности и противоречия, которые они усматривали в современной жизни. Гравюры на дереве с их толстыми зубчатыми линиями и резкими тональными контрастами были одним из излюбленных средств массовой информации немецких экспрессионистов.
Работы художников Die Brücke стимулировали экспрессионизм в других частях Европы. Оскар Кокошка и Эгон Шиле из Австрии переняли их мучительную манеру письма и угловатые линии, а Жорж Руо и Хаим Сутин во Франции разработали стили живописи, отмеченные интенсивным эмоциональным выражением и насильственным искажением фигуративного предмета. Художник Макс Бекманн, график Кете Кольвиц и скульпторы Эрнст Барлах и Вильгельм Лембрук, все из Германии, также работали в экспрессионистских режимах. Художников, принадлежащих к группе, известной как Der Blaue Reiter («Синий всадник»), иногда считают экспрессионистами, хотя их искусство, как правило, лиричное и абстрактное, менее эмоционально эмоциональное, более гармоничное и больше связанное с формальными и живописными проблемами, чем с этим. художников Die Brücke.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.