Кеты народ традиции: КЕТЫ • Большая российская энциклопедия

Сестра тайги. Кеты — народ доверчивый и дружелюбный – Учительская газета

Год назад в жизни малочисленного народа кетов совершилось славное событие – на ученом совете при Томском государственном педагогическом университете директор начальной школы поселка Бакланиха Туруханского района Красноярского края Зоя Васильевна Максунова успешно защитила кандидатскую диссертацию по филологическим наукам.

Она стала первым дипломированным ученым своего народа. Сегодня в городе Туруханске она создает лабораторию, чтобы готовить преподавателей кетского языка.

Накануне большого праздника – Дня медведя взрослые обещали детям, что хозяин тайги привезет им угощение: пузырь из беличьих кишочков, набитый очищенными кедровыми орехами, обжаренный на огне. Может, полакомит маслицем из оленьего ножного жира, который намажут на хлеб, либо деликатеснейшей печенью марала или сохатого. И семеро малышей Максуновых ожидали чуда от кыта – медведя. Маленькая Зоя знала, что селение, где они живут, зовется Пакулиха, по имени речушки, впадающей в Енисей. Не видела девчушка этой богатырской воды, но знала: много дней и ночей надо туда ехать на их ветке, долбленной из крупной осины лодке. На родном кетском языке отец Василий Филиппович и мать Розалия Семеновна поведали, что родилась Зоя в круглый, словно луна, год – пятидесятый. И принесла ее в чум священная птица кетов – лебедь и станет покровительствовать девочке всю жизнь. У каждого из маленьких Максуновых был свой олень, а на ухе стояла метка – «тавро».

– Бывало, и сама кусочек хлеба не съем, а любимому Киалу отнесу, – рассказывает женщина. Так и росли рядом дети и олени.

Бабушка Мария Васильевна научила Зою охотничьим премудростям: ставить в тайге капканы, ловить белок, а сама-то и на сохатого ходила. У девочек же с пяти лет «рука в игле» находилась, шили пока маленькие, но полезные вещи. Учились травы узнавать, делать из них портянки братьям и отцу на охоту. Рвали траву на сухом болоте, нарезали пучками, высушивали и начесывали специальным гребнем, когда та мягчала, укладывали в мешки. И приготовленной портянкой обматывали мужчины ноги, перед тем как надевать пимы из камуса…

Подрастали дети, и от бабушки – родной сестры известного и почитаемого в тех краях шамана Василия Лесовкина узнавали о таинствах и различных диковинах. Судьба шамана трагична, но не единожды являла она чудеса. Сколько раз забирали его в Туруханскую тюрьму, но тут же выпускали… Он, сказывали, владел необычной неземной силой, даже поднимался в воздух. Помнят, как лечил последний кетский шаман. Так у старой женщины сильно болела спина, она давно не выходила из чума. Василий зашел туда, попросил начищенное и нагретое на огне блюдце, повернул старушку ничком, укусил в спину, во рту его оказался червяк, он бросил его на блюдце, прочитал заклинание, затем кинул все в огонь… Бабушка поправилась и стала ходить. Случилось это в 25-м году ушедшего столетия. Тогда он, Василий, жил в Келлоге. В Туруханске произошел случай: охотник в тайге чистил ружье, оно нечаянно выстрелило, и пуля попала в шею. Человек упал, привезли его из леса, уже дыхания не слышалось. Доставили шамана, тот велел поставить чум, всем удалиться, три дня и три ночи пробыл с раненым, когда вышел, вслед за ним поднялся охотник, и даже раны на шее не было…

Долго бы помогал кетам их шаман, но дочь его вышла замуж за пьяницу, он в алкогольном бреду застрелил тестя. А когда умер, долго в его доме слышалось пение. Подъехали на санях, чтобы увезти гроб на кладбище, но конь не мог с места сдвинуться. Освободили его, впряглись люди в тележку и потащили на погост Василия.

Зоя всегда видела мать в работе, чаще среди груды рыбы, которую та своим женским ножиком ловко чистила, потом солила и варила. Знали кеты и полезные травы, к примеру, не так давно Зоя лечилась в Институте проблем Севера, а у ее соседки по палате была незаживающая рана. Тогда Максунова приготовила снадобье из травы маромчанки. И болячка у женщины затянулась.

Не помнит Зоя Васильевна, чтобы когда-нибудь детей били. Ребенок в их семьях считался равным, его уважали. Нет в разговорной речи приказных предложений, есть предложения – пожелания, предложения – хотения. Допустим, ребенок оторвал веточеку от дерева, его спрашивают: «Зачем это сделал?! У тебя пальчик есть, и если его ударить – будет больно… Зачем наступил ножкой на жука?! Он теперь очень страдает…». Кеты не жгли живое дерево. А если оно понадобится, например, на топорище, «ветку» (лодку), лыжи, то сначала у дерева просили прощения.

Зоин народ всегда с лесом и реками «за руки держались». Умели найти единение, даже младенцев умерших замуровывали в кедровых дуплах, чтобы те снова могли прийти на Землю крепкими и могучими. Всему этому училась Зоя у родных очагов, слушала Енисей и таежный шепот, которые рассказывали кетам сказки. Их люди запоминали и передавали легенды из поколения в поколение.

Василий Филиппович, Зоин отец, дружил с большим человеком, Ильей Савельевым – секретарем Туруханского райкома партии, уважал сильно его и частенько говорил: «Открытый он был, для людей». Савельев советовал его дочери учиться. Оттого она, не знающая до первого класса русского языка, позже закончила красноярское дошкольное училище и поступила в Иркутский институт иностранных языков.

Там Зоя Максунова с особой трогательностью заботится о своем родном загадочном и древнем языке – кетском. Финский ученый прошлого века Кай Доннер сказал, что «кетский язык певучий, с множеством вариаций». Кетологи всего мира утверждают мысль об удивительном вокализме языка. Зоя Васильевна уверена: «Детей можно научить кетскому языку. Сложный он, но ребята его чувствуют и все быстро улавливают». Четыре года назад немецкий ученый, бывший наш соотечественник Вернер, пригласил Максунову в германский город Бонн, где полгода под его руководством она продолжала работу над составлением кетско-русского словаря. И два года назад, правда небольшим тиражом в 200 экземпляров, вышел сей долгожданный труд. Задуманное получилось, ведь ученый-педагог Зоя Максунова – президент Ассоциации кетского народа – человек целеустремленный, носительница и просветительница не только родного языка, но и хранительница его вековых традиций. Она достойная представительница самого малочисленного в мире северного народа (их меньше семисот человек осталось) и верит, что их народ и его язык в небытие не уйдут.

– Пока люди доверяют друг другу, – размышляет «сестра тайги», – существует жизнь. А кеты народ доверчивый, честный и дружелюбный…

Туруханск,Красноярский край

Нация из одного человека и выходцы из Китая, пишущие по-русски: удивительные коренные народы СНГ

Каждый год 9 августа отмечается необычный праздник – Международный день коренных народов мира. В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы ООН по проблемам коренных народов. У данного праздника много целей, главная из которых – привлечь дополнительное внимание к проблемам коренного населения, проживающего в разных уголках планеты, и содействовать сохранности его национальной культуры, традиций, языка и т.д.

Коренные народы живут повсюду – на Дальнем Востоке, в Приполярье, в Скандинавии, на Кольском полуострове, в Новой Зеландии… На сегодняшний день в 90 странах мира проживает более 476 миллионов представителей коренных народов, это 6,2% населения Земли. При этом сразу следует оговориться: коренные (или малые) народы следует отличать от собственно коренных (или автохтонных) народов. Так, русские, татары, башкиры, чуваши и многие другие народы являются в России собственно коренными, но существуют также коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока – эвенки (не путайте с эвенами), ханси, манты, саамы и многие другие.

Таким образом, коренной народ может быть представлен как миллионами представителей, так и буквально парой-тройкой людей – как в случае с кереками, которых на Земле осталось всего четверо. Но независимо от численности, каждый коренной народ является носителем уникальной культуры, традиций и обычаев, которые стоят того, чтобы оберегать их и передавать из поколения в поколение.

В этом году страны СНГ празднуют 30 лет со дня образования Содружества Независимых Государств. К этой дате «МИР 24» рассказывает о культуре, языках и традициях народов, населяющих страны Содружества, а также о самых красивых и удивительных местах СНГ.

Сегодня мы расскажем самые интересные и необычные факты о коренных народах, населяющих Россию и другие страны СНГ.

Юги: один в поле воин

В предисловии мы уже упоминали кереков – небольшой палеоазиатский народ, проживающий в Беринговском районе Чукотского автономного округа. Сами кереки называют себя анкалгакку, что в переводе означает «приморские люди». До недавнего времени этот народ считался самым малочисленным коренным народом России: по данным переписи 2010 года, на Земле осталось всего четыре представителя этой народности. Однако есть на российских просторах народ, которому удалось побить этот печальный рекорд – юги. Сейчас во всем мире остался всего один представитель этого народа.

Сами юги называли себя югын или юганы, также известны устаревшие названия – дюканы, остяки, сымские остяки и сымские кеты. Юги исторически проживали в Туруханском районе Красноярского края, населяя долины рек Дубчес и Сым. Однако с 1917 года этот народ перестали включать в переписи, относя его к кетам. Так продолжалось вплоть до 2002 года. И все же, юги, хоть и родственны кетам, всегда имели свою собственную культуру и язык.

Об этом древнем сибирском племени нам известно немного. Их язык относится к енисейской языковой семье и сильно похож на кетский. После смерти последнего представителя народности он, к сожалению, будет безвозвратно утрачен.

Традиционные занятия югов такие же, как у большинства народов Сибири – охота и рыбная ловля. Отсюда и основная пища – мясо, рыба, ягоды, коренья, а также лепешки из муки. Известно также, что юги разводили скот, в основном коз. Для жизни они строили либо конические чумы, либо полуземлянки с каркасом из бревен.

Как и кеты, юги относятся к енисейским народам. Юги – далеко не единственный из енисейских народов, время которого бесследно прошло. Ассанты, котты, арины, пумпоколы – все эти народности, некогда населявшие берега Енисея, уже давно канули в Лету. Согласно историческим документам XVII века, к енисейской группе языков также относились языки буклинцев, байкотцев, яринцев, ястинцев, ашкиштимов и койбалкиштимов. Но сегодня от них не осталось ничего, кроме нескольких личных имен. В Атласе языков, находящихся под угрозой исчезновения, составленном ЮНЕСКО, югский язык также отнесен к мертвым. Таким образом, в России и во всем мире остался лишь один енисейский народ – упомянутые выше кеты. И всего один, последний юган.

Уйгуры: оседлые кочевники Казахстана

Казахстан входит в число самых малонаселенных стран мира: плотность населения республики составляет менее 7 человек на один квадратный километр. Вместе с тем Казахстан является многонациональной страной, в которой проживает более 125 наций и народностей. Помимо казахов, которые составляют большинство населения, здесь также живут русские, узбеки, украинцы, немцы, корейцы, уйгуры, кыргызы, евреи, армяне, грузины и многие-многие другие. Самыми малочисленными и редкими народами, проживающими на территории Казахстана, являются алеуты, абазины, вепсы, долганы, ижорцы, коми, крымчаки, ливы, манси, нанайцы, ненцы, негидальцы, нивхи, орочи, рутульцы, селькупы, тувинцы, удэгейдцы, ульчи, цахуры, чуванцы, чукчи, эвенки и японцы.

Многонациональный состав населения на территории современного Казахстана начал формироваться в середине XV века, в эпоху Казахского Ханства. Как раз в этот период казахи окончательно выделились из состава тюркских и частично монгольских племен, став самостоятельным этносом.ТАСС

Одним из самых многочисленных народов Казахстана являются уйгуры. В этническом составе республики они занимают пятое место после казахов, русских, узбеков и украинцев. На сегодняшний день в стране проживает более 240 тысяч уйгуров (1,53% от всего населения). Исторической родиной уйгуров является Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР, ранее называвшийся Восточным Туркестаном. Уйгуры принадлежат к тюркским народам и живут почти во всех странах Центральной Азии, но их самая крупная община проживает в Казахстане. Основная часть уйгуров населяет Алматы и Алматинскую область (Энбекшиказахский, Уйгурский и Панфиловский районы).

Уйгуры – очень древний народ, самые ранние упоминания этого этнонима встречаются в разных источниках с начала нашей эры. Среди всех тюркских кочевников уйгуры были первыми, кто начал осваивать оседлые формы жизни. Помимо земледелия они стали активно развивать различные ремесла и подсобные домашние промыслы. Именно уйгурам принадлежит идея создания арычной системы орошения полей. С ее помощью они сумели освоить огромное количество пустынных степных земель, в том числе на территории современного Казахстана.

Кроме того, у уйгуров довольно интересная история отношений с религией. Изначально этот народ был идеальным примером межконфессионального согласия: большинство уйгуров были буддистами, но были и те, кто исповедовал христианство, зороастризм, тенгрианство, манихеизм и ислам. Однако в XV веке произошла исламизация всего Восточного Туркестана, после чего уйгуры утратили свое этническое самоназвание и стали называть себя просто «тюрками» или «мусульманами».

Талыши: родственники иранцев и белорусов

На территории Азербайджана также проживает большое количество этносов, и все они непохожи друг на друга. По некоторым данным, до 40% населения республики принадлежит к малым коренным народам: среди них таты, талыши, курды, горские евреи, лезгины, аварцы, удины, цахуры и многие другие этносы.

Одним из самых интересных и загадочных народов, населяющих Азербайджан, являются талыши. Они имеют иранское происхождение, их язык относится к иранской языковой группе. Исторически талыши проживают на севере Ирана и юго-востоке Азербайджана, а именно в предгорной области под названием Талыш, примыкающей к юго-западному побережью Каспийского моря. Данные о численности талышей сильно разнятся: одни источники утверждают, что в мире их проживает порядка 267 300, другие дают вдвое больше – 619 000 человек, а где-то можно найти информацию и об одном миллионе представителей этой национальности.

В истории этого народа много загадок: откуда пришло слово «талыш» и как сформировалась сама народность – все это ученым только предстоит выяснить. Одно из наиболее ранних упоминаний этого народа встречается у арабского историка Аль-Табари, жившего в IX-X веках. В его трудах талыши названы «ал-тайласан». Аль-Табари писал, что этот народ живет в горах Азербайджана, не подчиняется арабам и сохранил независимость.

Внешне талыши относятся к переднеазиатскому типу, а жители горных районов больше напоминают иранцев. Но, как ни странно, генетические исследования выявили, что у талышей много общего с финно-угорскими народами и даже с белорусами. Ученые полагают, что талыши являются наследниками Мидийского царства – древнего восточного государства, существовавшего на западе Ирана с 670 до н. э. по 550 до н. э.

Большинство современных талышей исповедуют ислам: те, что живут в Азербайджане, относят себя к шиитам, в Иране же проживают талыши-сунниты. Но раньше у этого народа были совсем другие верования. Из исторических источников известно, что в древности талыши исповедовали культ рощ и священных деревьев. Это и сегодня отражается в их культуре: когда талыши строят новый дом, они стараются не навредить растущим поблизости деревьям.

Дунгане: язык – китайский, алфавит – русский

На территории современного Кыргызстана, а также Казахстана и России, проживает еще один необычный народ, который поразит вас своим языком – это дунгане. Как и уйгуры, они поселились в Кыргызстане после поражения антикитайского восстания в Северо-Западном Китае. Термин «дунгане» появился только в 1924 году для обозначения китаеязычных мусульман-переселенцев. Сами же представители этноса называют себя ло-хуэй («почтенные мусульмане») или җун-ян жын («люди Центральной равнины»).Фото Григория Калачьяна и Валерия Морева /Фотохроника ТАСС/

Дунганский язык относится к сино-тибетской семье языков и представляет собой смесь обособившихся диалектов китайского языка. При этом он является единственной территориальной разновидностью китайского языкового континуума, которая за пределами Китая признана самостоятельным языком, а не диалектом. Но интереснее всего то, что для письма дунгане, проживающие в постсоветских странах, используют кириллицу.

Изначально у дунган не было своей письменности, хотя, будучи мусульманами, они писали по-арабски. В 1928 году язык наконец получил собственный алфавит, основой для которого стала латынь. Уже через год дунганский язык стали активно изучать в школах и использовать его в преподавании. Однако с 1953 года дунгане стали использовать слегка видоизмененный русский алфавит. В отличие от китайского языка, в дунганском не четыре, а только три тона: восходящий, нисходящий и ровный. С другой стороны, язык дунган обладает более развитой морфологией. Кроме того, написание многих слов в дунганской письменности сильно отличается от написания соответствующих китайских слогов.

Ягнобцы: светловолосые обитатели ущелий

Таджикистан, как и другие страны Содружества, объединяет на своей территории множество этносов. На сегодняшний день в стране проживают более 80 национальностей. Доля таджиков составляет 84,3 %, узбеков – 13,9 %, киргизов – 0,8 %, русских – 0,5 %. Также в Таджикистане живут представители совершенно уникальных народностей, особенно их много в горах.

Так, на территории Горно-Бадахшанской области проживают памирские народы – шугнанцы, рушанцы, бартангцы, оршорцы, язгулемцы, ишкашимцы и ваханцы. А в долинах рек Ягноб и Варзоб живет народ под названием ягнобцы. Это потомки согдийцев – древнего народа, населявшего территорию Согдианы. Сегодня на этих землях располагаются Узбекистан (здесь располагался центр Согдианы – город Самарканд), Таджикистан (территория Согдийской области), Южный Казахстан и Кыргызстан.

Встретив ягнобцев, вы сразу и не поймете, к какой расе они принадлежат. У представителей этого народа светлые глаза и светлые волосы, а язык сильно отличается от таджикского. Предков ягнобцев – согдийцев – в своих трудах упоминал еще Геродот. Он писал о них 2500 лет тому назад, но к тому времени государство Согд существовало уже как минимум четыре века. Согдийцы имели славу умелых мастеров и удачливых купцов. Они создали обширную торговую сеть, которая охватывала всю Центральную Азию. Несмотря на свою малочисленность, согдийцы были храбрыми и независимыми: они воевали с армией Александра Македонского и не раз давали отпор тюркским завоевателям.

Сейчас же их жизнь течет неспешно и спокойно, даже слишком. В долине Ягноб жизнь словно замерла: уже в октябре все дороги здесь заносит снегом, и связь с «большой землей» прерывается как минимум на полгода. Поэтому многие жители раз или два в год запасаются провизией на зиму. Тяжелые мешки с продуктами несут в руках или на осле – машинам по узким дорогам и ущельям проехать сложно.

Ягнобцы живут мирно и уединенно, бережно храня родной язык и традиции. Ягнобское ущелье находится на высоте 2500 – 3000 метров над уровнем моря. Здесь повсюду текут горные речки, журчат источники, пещеры богаты подземными минералами, природа нетронута и прекрасна. Много веков назад согдийцы пришли сюда, спасаясь от арабских завоевателей – горы стали для них естественной крепостью. Фото Сергея Жукова (ИТАР-ТАСС)

Официальных данных о населении Ягноба вы, скорее всего, нигде не найдете. Но, если верить некоторым исследованиям, сейчас в долине проживает около 65 семей общей численностью порядка 400 человек. Всего же на территории Таджикистана проживает около 5 тысяч ягнобцев. Их основные занятия – земледелие и скотоводство, бóльшая часть исповедует ислам (ягнобцы – сунниты). Практически все ягнобцы билингвы и разговаривают также на таджикском языке, поскольку на нем преподают в школах. В настоящее время ягнобцы в значительной мере слились с таджиками, и во время переписи их, как правило, включают в состав таджикского населения.

кетов

Кеты

Кеты («Кеты» по-русски) — сибирский народ, говорящий на кетском языке. В Императорской России их называли «остяками», не отличая от ряда других сибирских народов. Позже их стали называть «енисейскими остяками», поскольку они жили в среднем и нижнем бассейне реки Енисей в Красноярском краевом округе России. [ cite web
url=http://www.tooyoo.l.u-tokyo.ac.jp/Russia/bibl/Ket.html
title=Ket: Библиографический справочник
publisher=Институт языкознания (Российская академия наук) & Кадзуто Мацумура (Токийский университет)
accessdate=2006-10-20
] Современные кеты жили в восточных средних районах реки до того, как политически ассимилировались с Россией или Сибирью в течение 17-19 веков. cite web
последняя=Вайда
первая=Эдвард Г.
url=http://pandora.cii.wwu.edu/vajda/ea210/ket.htm
title=Кеты и другие енисейские народы
издатель=
accessdate=2007-06-29
]

История

Считается, что кеты — единственные выжившие представители древнего кочевого народа, который, как полагают, первоначально проживал в центральной части южной Сибири. В 1960-е годы юги были выделены в отдельную, но сходную группу. Нынешние кеты – это потомки племен рыболовов и охотников Енисейской тайги, перенявшие некоторые культурные уклады тех исконных кетоязычных племен Южной Сибири. Более ранние племена занимались охотой, рыболовством и даже оленеводством в северных районах.

Кеты вошли в состав Русского государства в 17 веке. Их усилия сопротивляться оказались тщетными, поскольку русские депортировали их в разные места, чтобы сломить их сопротивление. Это также разрушило их строго организованный патриархальный общественный строй и их образ жизни. Кеты задолжали русским огромные долги. Одни умерли от голода, другие от болезней, завезенных из Европы. К 19 веку кеты уже не могли выжить без продовольственной поддержки со стороны Российского государства. [ cite web
url=http://www.eki.ee/books/redbook/kets.shtml
title=КЕТЫ
Publisher=Народы Красной книги
accessdate=2006-08-05
]

В 20 веке Советы навязали кетам коллективизацию. Они были официально признаны кетами в 1930-х годах, когда Советский Союз начал проводить политику самоопределения в отношении коренных народов. Однако кетские традиции продолжали подавляться, а самодеятельность не поощрялась. Коллективизация была завершена к 1950-е годы и навязанный кетам русский образ жизни и язык.

Численность кетов относительно стабильна с 1923 г. По переписи 2002 г. в России насчитывалось 1494 кета. Это сопоставимо с 1200 по переписи 1970 года. Сегодня кеты живут в небольших деревнях по берегам рек и больше не ведут кочевой образ жизни.

Язык

Кетский язык прочно связан с языками на-дене Северной Америки в дене-енисейской языковой семье. «Кет» означает «мужчина» (множественное число «денг» «мужчины, люди»). Кеты рек Кас, Сым и Дубчес используют «джугун» как самоназвание. В 1788 году П.С. Первые наблюдения о кетском языке Паллас опубликовал в путевом дневнике. Факт|дата=сентябрь 2008 г.

В 1926 г. насчитывалось 1428 кетов, из них 1225 (85,8%) носителей кетского языка. Перепись 1989 г. насчитала 1113 этнических кетов, из которых осталось только 537 (48,3%) носителей языка. Сегодня на кетском языке по-прежнему говорят около 600 кетов. Он полностью отличается от любого другого языка Сибири.

Культура

Традиционную культуру кетов исследовали Матиас Кастрен, Василий Иванович Анучин, Кай Доннер, Ханс Финдейзен и Евгения Алексеевна Алексеенко. [ Hoppál 2005: 170–171 ] Шаманизм был живой практикой в ​​1930-х годах, но к 1960-м годам почти не осталось настоящих шаманов. Шаманизм не является однородным явлением, как и шаманизм в Сибири. Что касается шаманизма у кетов, то он имел общие черты с тюркскими и монгольскими народами. лечение), сила и сопутствующие животные (олень, медведь). Также у кетов (как и у некоторых других сибирских народов, таких как карагасы, [ Diószegi 1960: 128, 188, 243 ] [ Diószegi 1960: 130 ] [ Hoppál 1994: 75 ]) есть примеры использования скелетной символики. Hoppál интерпретирует это как символ шаманского возрождения, Hoppál 1994: 65], хотя это может также символизировать кости гагары (животное-помощник шамана, соединяющее воздух и подводный мир, точно так же, как шаман, который путешествовал и по небу, и по также подземный мир). [ Hoppál 2005: 198 ] Скелетообразное наложение репрезентирует шаманское возрождение и среди некоторых других сибирских культур. [ Hoppál 2005: 199 ] Некоторые авторы предполагают, что кеты могут происходить от древних динглингов таштыкской культуры. Согласно Леониду Кызласову, кеты описывались китайскими имперскими историками как голубоглазые и светловолосые люди Сибири, но Кызласов не упоминает, на какой конкретно китайский источник он ссылался, и, таким образом, это утверждение является необоснованным. [ Леонид Кызласов. «Таштыкская эпоха» (Таштыкская эпоха). М., 1953. С. 13. ]

Вячеслав Всеволодович Иванов и Владимир Топоров сопоставили мифологию кетов с мифологией уральских народов, предполагая в исследованиях, что они моделируют семиотические системы в сравниваемых мифологиях. Они сделали также типологические сопоставления. [ Ivanov & Toporov 1973 ] [ Ivanov 1984:390, в редакционном послесловии Hoppál ] Среди других сравнений, возможно, из уральских мифологических аналогий, мифологии обских угров [ Иванов 1984: 225, 227, 229 ] упоминаются и самодийские народы [ Иванов 1984: 229, 230 ]. Обсуждаемые другими авторами аналогии (сходные фольклорные мотивы, чисто типологические соображения, определенные бинарные пары в символике) могут быть связаны с дуалистической организацией общества — в сравнении с этими народами можно обнаружить некоторые дуалистические черты. [ Иванов 1984: 229–231 ] Однако для кетов ни дуалистическая организация общества Золотарев 1980: 39], ни космологический дуализм Золотарев 1980: 48] до конца не исследованы. Если такие черты вообще существовали, то они либо ослабли, либо остались в значительной степени неоткрытыми. Имеются сообщения о разделении на две экзогамные патрилинейные фратрии, [ Золотарев 1980: 37 ] фольклора о конфликтах мифологических фигур, а также о сотрудничестве двух существ в сотворении земли, мотиве ныряльщика. [ Иванов 1984: 229 ] Этот мотив присутствует в разных культурах в разных вариантах. В одном примере создателю мира помогает водоплавающая птица, которая ныряет под воду и достает землю, чтобы создатель мог сделать из нее землю. В некоторых культурах творец и притягательное существо (иногда называемое дьяволом или принимающее форму гагары) соревнуются друг с другом; в других культурах (включая кетский вариант) они вообще не соревнуются, а скорее сотрудничают. [ Paulson 1975 :295 ]

Однако если дуалистические космологии определяются в широком смысле, а не ограничиваются определенными конкретными мотивами, то их существование более широко; они существуют не только у некоторых уральских народов, но есть примеры на каждом обитаемом континенте. [ Золотарёв 1980: 56 ]

её также

*Кетский язык
*Югский народ
*Енисейские языки
*Список коренных малочисленных народов России

Примечания
0038

Ссылки

*
* Книга переведена на английский язык: цитировать книгу |последняя=Диосеги |первая=Вилмос |название=Поиск шаманов в Сибири. История этнографической исследовательской экспедиции |others=Перевод с венгерского Аниты Райкай Бабо |издатель=Anthropological Publications |location=Oosterhout |year=1968
* Название означает «Шаманы, души и символы».
* Название означает «Шаманы в Евразии», книга написана на венгерском языке, но издана также на немецком, эстонском и финском языках. [ http://www.akkrt.hu/main.php?folderID=906&pn=2&cnt=31&catID=&prodID=17202&pdetails=1 Сайт издателя с кратким описанием книги (на венгерском языке) ]
*
* The название означает: «Язык, миф, культура», редакционное послесловие означает: «Языки и мифологии».
* Название означает: «Язык, миф, культура», глава означает: «Оби-угорские и кетские фольклорные контакты».
*
* Глава означает: «Мировоззрение и природа в религии народов Северной Сибири»; название означает: «Люди водоплавающих птиц». Исследования жизни и культуры финно-угорских родственных народов».

* Раздел означает: «Социальная структура и дуалистические мифы о творении в Сибири»; название означает: «Сыны Млечного Пути. Исследования систем верований финно-угорских народов».

Внешние ссылки

* сайт цитирования |title=Кеты |publisher=Красная книга народов Российской империи |url=http://www. eki.ee/books/redbook/kets.shtml
* цитировать веб-сайт |last=Edward J |first=Vajda |title=Кеты и другие енисейские народы |url=http://pandora.cii.wwu.edu/vajda/ea210/ket.htm
* [ http://www.ethnologue.com/show_language.asp?code=ket Этнолог на кетском языке ]
* [ http://www.owlnet.rice.edu/~andreif/project /ket%20language.htm Кетский язык ]
* [ http://lingsib.unesco.ru/en/languages/ket.shtml.htm Исчезающие языки коренных народов Сибири — Кетский язык ]
* [ http://bookweb.kinokuniya.co.jp/guest/cgi-bin/booksea.cgi?ISBN=0700712909 Енисейские народы и языки ]
* [ http://video.google.com/videoplay?docid=-6050673836854498204 The Ket People — Google Video ]
* [ http://www.altaica.ru/personalia/ e_starostin.htm Старостин С.А. ]

Фонд Викимедиа.
2010.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

  • Сетевая файловая система
  • Попугай Лейарда

Загадочное происхождение кетов Сибири

В глухих сибирских лесах живет загадочный народ кетов. Это затворнические кочевые племена, которые до сих пор охотятся с луком и стрелами и используют собачьи упряжки для передвижения.

Семья сибирских кетов © Wikimedia Commons

Эти коренные народы сибирских лесов, называемые кетами (или в некоторых источниках «орочами»), давно интригуют антропологов, историков и — да — даже энтузиастов НЛО. Причина этого в том, что происхождение этих людей долгое время оставалось загадкой.

Их истории, обычаи, внешний вид и даже язык настолько уникальны по сравнению со всеми другими известными племенами, что кажется, будто они прибыли с другой планеты.

Кеты Сибири

Кеты — коренное племя Сибири, считающееся одной из самых малочисленных этнических групп региона. Ученые сбиты с толку их внешним видом, языком и традиционным полукочевым образом жизни, причем некоторые заявляют о связях с аборигенными племенами Северной Америки. Согласно легенде кетов, они пришли из космоса. Каково может быть истинное происхождение этих, казалось бы, неуместных людей?

Нынешнее название этой сибирской этнической группы «кет», что может быть истолковано как «человек» или «человек». До этого они были известны как остяки или енисей-остяки (тюркский термин, означающий »), что отражало место их проживания. Сначала кеты жили в среднем и нижнем бассейнах реки Енисей, которая сейчас является Красноярским краем на федеральной территории России в Сибири.

Раньше они кочевали, охотились и обменивались мехом животных, таких как белки, лисы, олени, зайцы и медведи, с русскими торговцами. Они разводили оленей и ловили рыбу с лодок, живя в палатках из дерева, бересты и шкур. Многие из этих мероприятий проводятся и сегодня.

Лодки енисейско-остяков (кетов) готовятся к отплытию из Сумарокова © Wikimedia Commons

В то время как население кетов оставалось относительно стабильным в течение двадцатого века и составляло примерно 1000 человек, количество носителей кетского языка постепенно сокращалось.

Этот язык удивительно уникален и считается «живым лингвистическим ископаемым». Лингвистические исследования кетского языка привели к мысли, что этот народ связан с некоторыми индейскими племенами Северной Америки, пришедшими из Сибири тысячелетия назад.

Кетский фольклор

Согласно одной кетской легенде, кеты были пришельцами, пришедшими со звезд. Другая легенда гласит, что кеты впервые прибыли в южную Сибирь, возможно, на Алтай и Саянские горы или между Монголией и озером Байкал. Однако наступление в этом районе захватчиков вынудило кетов бежать в северную сибирскую тайгу.

Согласно легенде, этими захватчиками были тистады, или «каменные люди», которые, возможно, были среди народов, создавших раннехуннские степные конфедерации. Эти люди могли быть кочевниками-оленеводами и коневодами.

Загадочный язык кетов

Язык кетов считается самым интересным их элементом. Начнем с того, что кетский язык не похож ни на один другой, на котором говорят в Сибири. На самом деле этот язык входит в енисейскую лингвистическую группу, включающую множество родственных языков, на которых говорят в районе Енисея. Все остальные языки этой семьи, за исключением кетского, в настоящее время вымерли. Югский язык, например, был объявлен вымершим в 1990, в то время как остальные языки, в том числе языки котт и арин, вымерли к девятнадцатому веку.

Считается, что кетский язык также может исчезнуть в ближайшем будущем. Согласно переписям, проведенным в двадцатом веке, численность кетов оставалась стабильной на протяжении десятилетий, не увеличиваясь и не уменьшаясь значительно. Вызывает беспокойство сокращение числа кетов, способных общаться на родном языке.

В переписи 1989 года, например, было учтено 1113 кетов. Тем не менее только примерно половина из них могла общаться на кетском языке, и ситуация ухудшалась. Согласно расследованию Al Jazeera, проведенному в 2016 году, «осталось, возможно, всего несколько десятков свободно говорящих людей, и в основном им больше 60 лет».

Плавучие дома енисеев-остяков © Wikimedia Commons

Происхождение в Северной Америке?

Лингвисты интересуются кетским языком, поскольку считается, что он произошел от протоенисейского языка, связанного с такими языками, как баскский в Испании, барушаский в Индии, а также китайский и тибетский.

Эдвард Вайда, исторический лингвист Университета Западного Вашингтона, даже предположил, что кетский язык связан с языковой семьей на-дене в Северной Америке, в которую входят тлинкиты и атабаски.

Наконец, было отмечено, что если идея Вайды верна, то это будет большое открытие, поскольку оно прольет дополнительный свет на тему заселения Америки. Помимо языковых связей, ученые пытались продемонстрировать генетические связи между кетами и коренными американцами, чтобы подтвердить миграционную концепцию.

Однако эта попытка потерпела неудачу. Начнем с того, что несколько собранных образцов ДНК могли быть заражены. Во-вторых, поскольку коренные американцы часто отказываются предлагать образцы ДНК, вместо них использовались образцы ДНК коренных жителей Южной Америки.