Кеты народы сибири: Кеты, народ Сибири: история и происхождение

Кеты, народ Сибири: история и происхождение

Большинству россиян кажется естественным, что Сибирь является неотъемлемой частью нашей страны. Однако еще четыре века назад русские были чужаками на этой территории, а населяли ее коренные народы Сибири (кеты, ненцы, эвенки и прочие), живущие рыболовством и охотой. К сожалению, многие из них в настоящий момент находятся на грани исчезновения и уже давно утратили свои культурные традиции, язык и историю. Народ кетов относится к самым малочисленным и малоизученным коренным группам Сибири. Поэтому данному народу посвящена наша статья, проливающая свет на его жизнь и происхождение.

Кеты: кто они такие?

Кеты — народ, который проживал на территории современной Сибири еще в первом тысячелетии нашей эры. Появились они, по предположениям ученых, в результате смешения европеоидной и монголоидной рас. Антропологи долго относили их к уральскому типу, но в последнее время склоняются к версии о том, что кеты могут считаться самостоятельным енисейским типом.

Семейство Лососевые. Виды лососевых рыб

Семейство Лососевые является одним из важнейших среди промысловых рыб. Их мясо обладает выраженными…

Как возникло название «кеты»?

Народ Севера кеты не всегда носил это название. Изначально русские называли этот народ остяками и лишь уточняли места их проживания, чтобы не путать племена между собой. Так как большинство кетов традиционно селились на берегах Енисея, то их именовали енисейскими остяками. Однако спустя некоторое время подобная терминология стала запутывать ученых, так как к остякам фактически было отнесено три разных народности. Приблизительно в двадцатые годы прошлого века был придуман термин «кеты», который переводился как «человек» или «люди». Со временем большая часть этого северного народа стала именовать себя кетами, и лишь менее двадцати процентов (среди них в основном старики) продолжают использовать уже устаревшее слово остыган.

Узнаем кто был автором рыбного дня? На какой день недели. ..

Согласно православной традиции рыбный день чаще всего приходился на среду и пятницу. Но так было не…

Кеты (народ): происхождение и история

Ученые предполагают, что изначально кеты проживали на территории Южной Сибири. Они селились небольшими группами и общались с большинством своих соседей: аринами, асанами и так далее. Приблизительно в первом тысячелетии они начали мигрировать и достигли берегов Енисея, где и осели, расселившись по всем притокам.

Вплоть до тринадцатого века кеты активно заселяли Енисей, их следы были обнаружены практически на всей данной территории. Именно этот факт объяснил ученым наличие различных диалектов кетского языка, возникших как следствие оторванности одних племен от других.

Стоит отметить, что культура кетов формировалась под воздействием многих сибирских народов. Она сумела вобрать в себя традиции энцев, хантов и селькупов. Со временем все они трансформировались в самобытные кетские обычаи.

К приходу в Сибирь русских народ продолжал жить родо-племенным строем. Но все же все кеты имели представление о металлургии и изготавливали простейшие предметы из металла. К сожалению, первооткрывателей сибирских просторов не слишком интересовали кеты. Народ, фото представителей которого сейчас довольно сложно отыскать, начал довольно быстро исчезать под натиском русских переселенцев и сейчас носит статус малочисленного.

Где проживает народ?

Издревле кеты — народ, который селился в низовьях и верховьях Енисея. Здесь всегда было достаточно пушного зверя и рыбы, которая активно употреблялась в пищу. В настоящее время практически все кеты живут на территории Красноярского края. Наиболее плотно ими заселен Туруханский район, небольшие группы располагаются у притоков Енисея:

Коренные народы Сибири. Народы Сибири и Дальнего Востока….

Согласно данным исследователей из разных областей, коренные народы Сибири расселились по этой…

  • Курейки.
  • Пакулихи.
  • Сургутихи.

Стоит отметить, что этническими группами живут далеко не все кеты. Народ отличается некоторой замкнутостью и обособленностью, поэтому еще до прихода в Сибирь русских первооткрывателей представители племени могли жить семьями, находясь на тысячи километров от основных поселений своего народа. В настоящее время незначительная часть кетов проживает в русских деревнях Туруханского района. Обычно кеты избегают крупных городов, но известно, что несколько групп обосновались в Красноярске.

Кеты (народ): численность

К сожалению, у ученых нет достоверных данных о том, какова была численность кетов в семнадцатом веке. Поэтому сейчас довольно сложно отследить динамику их развития. Перепись населения, проводящаяся один раз в несколько лет, позволяет делать выводы о том, насколько пагубно влияют современные условия жизни на сохранение численности этого этноса.

По данным на 2010 год кеты — народ, численность которого не превышает 1200 человек. Хотя еще в 2002 году перепись населения показывала на 300 человек, относящих себя к этой национальности, больше. Ученые связывают этот факт с тем, что большинство кетов отходят от традиций предков, постепенно теряя себя. Ведь даже язык этого сибирского народа уже является умирающим.

Язык кетов

В данный момент кетский язык — последний из богатой енисейской языковой семьи. Кеты — единственные его носители, другие народы, разговаривающие на схожих наречиях, окончательно лишились своего родного языка еще в 18-19 вв.

Уже пятнадцать лет назад ученые утверждали, что только 30 процентов кетов могут говорить на своем языке, а остальная часть народа (преимущественно молодежь) предпочитает общаться на русском.

Лингвисты с огромным удовольствием изучают кетский язык, хотя он и отличается сложностью и имеет три диалекта. Однако разница между ними не является слишком заметной. К сожалению, прогнозы ученых неутешительны — уже через несколько лет на Земле не останется ни одного человека, который сможет произнести хотя бы одно слово на кетском.

Национальный костюм кетов

Кеты еще в конце 18 века выделялись тем, что шили одежду из покупных материалов. Но также часто использовались шкуры диких и домашних животных. С этой целью идеально подходили олени, зайцы и белки.

Из сукна кеты шили плотные и удобные халаты с запахом и широкие штаны. Обязательным атрибутом костюма были шерстяные чулки, они доходили до колена и плотно облегали голень. Обувь преимущественно шилась из кожи и окрашивалась в разные оттенки красного.

Зимой костюм дополнялся верхней одеждой из шкур и обязательными охотничьими лыжами. Их всегда проклеивали камусом и смазывали животным жиром.

Религия исчезающего сибирского народа

Религиозные верования кетов относились к весьма примитивным. Основой религии служил анимализм, который характерен для всех народов, занимающихся охотой и рыболовством. Параллельно у кетов были некоторые представления о загробной жизни, они делили весь мир на три составляющие. Верхними пределами правило доброе божество в мужском облике, средний мир был населен людьми, а нижнее подземное царство находилось во власти злой и жестокой богини.

Быт кетов

Так как народ практически всегда обитал в тайге, то и быт его был предельно прост и удобен для охотников. Самыми распространенными были два вида жилища:

1. Чум

Он выстраивался из длинных жердей и накрывался берестой. В случае, когда необходимо было срочно поменять место жительства, чум можно было легко разобрать и перевезти.

2. Землянка

Такие сооружения редко переносились, ведь обустраивать новое жилище было весьма затратно по времени. Землянка обычно была небольшой и выстилалась берестой со свежими пихтовыми ветками. Внутри кеты устанавливали несколько столиков из березы, за которыми питались члены семьи.

Практически вся домашняя утварь изготавливалась из березы или рога, в основном это были чашки, поварешки и некое подобие пиал для бульона. На рыбалку кеты отправлялись на легких лодках, изготовленных из выдолбленного дерева. Иногда использовались большие суда, которые могли принять на борт до четырех тонн груза.

Для зимы охотники изготавливали волокуши и нарты, в ход шло дерево и шкуры оленей. Такой способ позволял доставить до поселка иногда до пяти туш животных одновременно.

В настоящее время историки и лингвисты активно изучают кетов, но даже старики не могут открыть ученым многие из своих традиций по причине незнания. Уже много лет назад народ фактически потерял свои корни и в ближайшем будущем может полностью исчезнуть как отдельная этнографическая группа.

«Вернуть себе имя». Как Анастасия стала Хайвалам

В проекте «Такие малые народы» мы рассказываем об исторических судьбах и современных проблемах аборигенов Сибири.

Даже на фоне малочисленных народов Сибири кеты – исчезающе малая величина. Всего 930 представителей этого народа проживает на севере Красноярского края, в Туруханском и Эвенкийском районах. Носителей живого кетского языка осталось примерно в 10 раз меньше, чем людей, называющих себя кетами во время переписи населения.

В 2020 году 29-летняя дизайнер одежды и преподаватель йоги из Красноярска Анастасия Салаткина получила новый паспорт на имя Хайвалам Вакувагир. “Всю жизнь сердцу было тяжело слышать Настя, ведь я – Вакувагир Хайвалам Сергеевна. Кровь все помнит”, – написала она на своей странице во «ВКонтакте».

Хайвалам Вакувагир – метиска. Ее отец – эвенок, мама – кетка. Семья сначала жила в Туре (Эвенкийский район), а позже переехала в кетский поселок Суломай. У кетов принято иметь два имени: национальное и русское. Бабушка дала внучке древнее имя Хайвалам, которое на кетском языке означает “мать кедра”. Хотя сама Хайвалам не знает кетского, но чувствует, по её словам, “положительную энергетику” своего национального имени, которое дает ей связь с предками.

Хайвалам – «мать кедра»

– Со временем образ и значение моего национального имени только крепли, – говорит Хайвалам. – А имя Настя мне было очень неприятно, мне было тяжело его слышать. В итоге это сказалось на моем эмоциональном состоянии, начались депрессии, бессонницы. Вернуть себе свое имя я хотела еще в школе. Но переживала, что люди не поймут, начнут коверкать. Решилась на этот важный шаг только в 28 лет. И в сентябре прошлого года официальное взяла себе свои национальное имя, поменяла паспорт, все документы и карты. Я не знаю примера в моем народе, чтобы кто-то ещё так сделал. Для меня это не дань моде, а необходимость, которую я осознала. И хоть у нас и говорят, что национальное имя – это второе, мне кажется, оно первое и главное.

Тыганов И.М

Хайвалам говорит о том, что ей важно знать семейную историю, любить и чтить своих предков.

– Для нас они проводники. Мой прадед Илья Михайлович Тыганов (Сепянг) был свидетелем взрыва в Восточной Сибири в 1908 году Тунгусского метеорита. На тот момент ему было 20 лет. Он рассказывал, что за два дня до этого события небо было ночью очень светлым, как на рассвете. Но на северное сияние это не было похоже, сияние захватывает всегда только часть неба, а тогда было почти совсем светло по всему небу. Его брат, шаман, камлал накануне ночью, чтобы отвести беду, и сказал, будто бы в этом виноваты злые духи подземного мира. Сам дедушка в ту ночь не спал, не спали и другие, собаки лаяли и выли. Поутру он увидел с ужасом, как со стороны левого берега Подкаменной Тунгуски «летит второе солнце, ярче первого», глазам было больно смотреть. Раздался сильный грохот. Повалились все чумы, разметало вещи, плакали и кричали женщины и дети. Потом все стихло, но ещё несколько ночей небо продолжало светиться, рассказывал наш прадедушка.

Мой любимый дедушка, сын Ильи Михайловича, Иван Ильич Тыганов, как считали у нас в семье, – это перевоплотившийся кетский богатырь Бальна-без-уха. Шаманка предсказала это моей прабабушке ещё до рождения у неё сына. Прабабушка сначала не поверила, но потом, увидев, что мальчик на самом деле родился без уха, дала ему имя легендарного богатыря. Дедушка прошел Великую Отечественную войну, вернулся домой в 1947 году. У него был шаманский дар, но он отказывался от него, не хотел идти этим непростым путем. Его дочь, моя мама, спрашивала его, что он видит, он отвечал, что не будет рассказывать, чтобы не пугать. С 6 до 10 лет я очень много времени проводила с дедушкой. Помню, как он учил меня и брата кидать ножик. Делать это надо было уверенно так, чтобы нож воткнулся глубоко и точно.

Как говорит Хайвалам, необычным по предсказанию было рождение дедушки и также необычным был его уход из жизни в возрасте 80 лет.

– В августе 2002 года, ночью, пока вся семья спала, он ушел в лес. Все подумали, что он ненадолго вышел или у родственников в другом доме, но он так и не вернулся. Начались поиски. Ежедневно прочесывали разные участки, привлекли вертолет. Спустя несколько дней в лесу наткнулись на следы, решили проверить их на следующий день. Но ночью пошел сильный дождь (хотя до этого несколько дней была засуха), и все следы размыло. Позже родственница призналась, что ей дедушка говорил: «Я уйду. Меня никто не найдет».

Иван Ильич Тыганов

– Родной брат прадедушки Ильи был шаманом. А шаманство у нас наследственное. Этот сверхъестественный дар выявлялся в результате «шаманской болезни», она проявлялась как психическое расстройство. Будущий шаман внезапно убегал из дома, терял сознание, испытывал галлюцинации, беспричинно начинал ругаться, плакать, хохотать, кричать, кататься конвульсивно по земле, заговариваться, отказываться от еды. К такому человеку приглашали шамана, который, устроив специальное ночное камлание, устанавливал, что в больного «вселился дух шамана-предка», называя конкретное имя. Постепенно проявления болезни, которая иногда длилась несколько месяцев, стихали, и родственники изготавливали ему ритуальные принадлежности, стараясь, чтобы они соответствовали облачению, которым пользовался шаман-предок. Шаманами у нас могли быть как мужчины, так и женщины. К сожалению, во времена советской власти за шаманство наказывали, и наш народ стал скрывать свой дар. Так постепенно шаманство стало исчезать, – говорит Хайвалам Вакувагир.

Сегодня исчезают не только шаманские традиции, но и язык кетов.

Виктор Кривоногов проводит анкетирование кета

– Кеты пришли в Туруханский район с юга, – рассказывает Виктор Кривоногов, профессор истории гуманитарного института СФУ. – Народом они стали сравнительно недавно, 100–150 лет назад. До этого самосознание было не национальное, а племенное. В 19-м веке они делились на 3 племени: имбаки, земшаки, богденцы. Причем это условное деление придумали русские, чтобы легче было собирать налоги. Говорили кеты на одном языке, имели общие культурные традиции, но каждое племя жило само по себе. После революции они слились в один народ и получили название – кеты, что в переводе означает «человек». Впрочем, многие названия коренных народов на их языках означают тоже самое: ненцы – это люди на ненецком, энцы – тоже люди.

Подкаменная Тунгуска. Стойбище кетов. Середина XX века

Как произошла встреча кетов с русскими?

– Русские шли от Урала на Восток за пушниной, это была валюта, которую они поставляли в Западную Европу. Находили очередное племя, мирно (или не мирно) договаривались, чтобы они платили ясак (дань пушниной). Те, как правило, были вынуждены соглашаться. Бывали и стычки, но с огнестрельным оружием спорить бессмысленно, поэтому чаще всего обходились без крови. К тому же у русских было с собой железо, которое очень ценилось у кетов. Русские приносили с собой орудия труда и новые продукты – муку, а также (к сожалению) алкоголь и табак. У кетов не было против алкоголя социального иммунитета: они просто не понимали, насколько это плохо. Наоборот, если русские, более развитый народ, привезли, значит это хорошо. Пили все – мужчины, женщины, дети. И очень быстро спивались, – говорит Виктор Кривоногов.

Кеты, жившие в устье Подкаменной Тунгуски. 1907 год

В двадцатых годах XX века молодой ученый из Москвы Борис Долгих занимался переписью кетского населения Туруханского края. Кроме статистики, он собирал и записывал предания кетов, намереваясь по возвращении из экспедиции опубликовать свое исследование. Но в 1929 году ученый был арестован и осужден на четыре года ссылки в Сибирь за критические отзывы о коллективизации и жестоком раскулачивании крестьян. После отбытия ссылки ему было запрещено возвращаться в Москву. Поэтому Долгих поселился в Иркутске, где в 1934 году его работа о кетах была напечатана местным издательством. Из этой книги мы узнаем, что, согласно легенде, русские поработили кетов не алкоголем, а своей “странной едой” – хлебом:

“По русским документам “объясачение” кетов как будто бы прошло без особых столкновений: Луки со стрелами, железные клинки были бессильны против ружей и кованных кольчуг казаков. По кетским преданиям по первой лодке казаков выпустили они тучу стрел, но над водой взвился белый дымок, грохнул никогда не слышанный выстрел и от удара ядра обвалился яр на берегу. Позже, говорит предание, когда сошлись русские и кеты на переговоры, протянули казаки “дикарям” странную еду – хлеб. Долго не решались кеты его попробовать, а когда все-таки поели – пропало у них прежнее мужество и стали они “ясачными холопами” русского царя. И еще есть одна легенда: на широком лугу над Енисеем собрались те, которые не хотели подчиниться новому врагу. Закололи ножами своих жен и детей, стали в два ряда друг против друга, подняли луки и расстреляли сами себя. Говорят, кеты и сейчас на этом месте (у дер. Черноостровской) лежат в траве наконечники стрел.”

Борис Долгих. “Кеты”. Иркутск. 1934 г.

Язык стремительно исчезает

Виктор Павлович, благодаря чему кетам удалось выжить и сохраниться как этносу, в то время как другие их “родственники” по енисейской языковой семье (аринцы, пумпоколы) исчезли в 18-м веке?

– Кеты жили на севере, где русские не могли селиться массово. Русские деревни там появились, но на большом расстоянии друг от друга по Енисею. Там, где рядом с кетами более плотно селились другие народы: хакасы, эвенки, русские – кетов не оставалось. Их численность не меняется вот уже 50 лет, всего кетов примерно 1300 человек. Около 900 живут в Туруханском районе и примерно 400 человек разъехались по стране.

Поэтому и кетский язык, последний живой, сохранился?

– Да, сохранился, но стремительно исчезает. Малочисленным народам очень трудно сохранить свои языки. Это происходит только там, где редки контакты с большим народом. Если представители малого народа изолированно живут в тайге, то у них безо всяких школ и образования прекрасно сохраняется язык. Когда же они оседают в поселке – начинается ассимиляция. “Маленький” язык “большому” противостоять не может. Последний раз я проводил анкетирование у кетов в 2013 году, тогда хорошо знали родной язык около 50 человек – стариков. И почти 200 человек, тоже пожилые, понимали по-кетски. Остальные не знали и не понимали. Хотя в школьную программу родной язык у них ввели в 80-е годы, лингвисты выпустили учебники. Но с кем ребенку разговаривать, если ни папа, ни мама на родном языке уже не говорят?!

Кеты и индейцы – братья?

Исследователь кетов Борис Долгих пишет в 1926 году: “Из-под белых платков, из-под прядей черных или распущенных или заплетенных в косы волос смотрели резкие угловатые профили, до такой степени напоминающие североамериканских индейцев, что странно было сознавать себя на территории СССР, в глубине Азии, а не где-нибудь на берегах Рэнд-Ривер в Соединенных Штатах”. Насколько справедливо утверждение, что кеты являются “предками” американских индейцев?

Семья кетов. Первая половина XX века

– Это распространенный миф. Дело в том, что у кетов раньше наблюдался своеобразный антропологический тип. У них не круглые, а более вытянутые, узкие лица, нос хрящеватый, с горбинкой, не похожий ни на славянский, ни на монгольский, ни на бурятский, высокое переносье. Но таких типичных кетов я видел с десяток. Остальные, видимо, перемешались с соседними селькупами и эвенками. Поэтому чисто кетский тип, про который Долгих писал, скорее уже исключение. Кетский язык, единственный выживший из енисейской группы, вызывает пристальное внимание ученых. У всех народов языковые родственники есть, а у этого народа нет. Всем страшно хочется найти родственников кетов по языку. За 150 лет где только не находили. Существует 6 взаимоисключающих гипотез. Это язык басков в Испании, северокавказские языки: чеченский, дагестанский, древний вымерший шумерский язык, тибетские языки и атабаскский язык индейцев Америки. Вот эта последняя гипотеза плюс своеобразная внешность кетов еще в 19-м веке породили идею о родственности кетов с индейцами. Но подтверждения найти не удалось.

“У меня есть досье на каждого кета”

– У кетов я трижды проводил этнографический опрос с интервалом в 10 лет (в 1991, 2001 и 2013 годах) с использованием математического анализа. Результаты опроса зафиксированы в точных цифрах, а потом выводится в графиках и таблицах. У меня есть досье на каждого кета, так же, как на представителей других сибирских народов. Этот метод позволяет сравнивать разные этносы и поколения.

Виктор Кривоногов на Енисее с кетами и своей книгой о кетах

Какие вопросы вы задаете?

– Очень разные, только по языку вопросов больше десяти. Например, какой язык человек считает родным, в какой степени им владеет, умеет ли читать-писать, на каком языке разговаривает с мужем-женой. И все процессы, которые происходят с этим народом, мне видны как на ладони, у меня есть картина его развития за последние 30 лет. Например, в 2001 году свободно владели кетским языком 350 кетов, а в 2013 – всего 52. А традиционные обряды своего народа: свадьбы, похороны уже в 2015-м не знал практически никто.

Школа очень слабо влияет на сохранение национального языка. Вообще почти не влияет

Какие основные выводы вы можете сделать по результатам ваших исследований?

– Выяснил интересную вещь, которую лингвисты почему-то никак не могут понять. Школа очень слабо влияет на сохранение национального языка. Вообще почти не влияет. На 99 процентов на это влияет национальный состав поселка. Хотя все лингвисты, когда речь заходит о том, что язык исчезает, уверяют, что это потому, что его не преподают в школе. Убеждают, готовят учебники и преподавателей, вводят и думают, что сейчас все заговорят. Но этого не происходит. У эвенков уже больше 50 лет преподается родной язык в школе, а дети все равно не говорят на эвенкийском. А если народ живет изолированно, в тундре, то дети и без всякой школы знают свой язык и говорят на нем. Язык формирует национальная среда и только.

А культура, фольклор?

– То же самое. Ведь фольклор напрямую связан с языком. Ни деньгами, ни административным ресурсом тут ничего не изменишь. Например, у эвенков есть культурные центры, национальный музей, там шьют из бисера, правда, псевдо, но национальную одежду для художественной самодеятельности, организуют ансамбли песни и пляски. Дети в большинстве своем разучивают песни на родном языке по бумажке, не зная, о чем поют. В Туруханском районе, у кетов, национальной статьи расходов не предусмотрено, поэтому там вы этого не увидите.

Вы были в домах у современных кетов. Какие предметы национального быта они сохранили? И чем они отличаются от соседей, эвенков или ненцев?

Идя на охоту, мужчины-кеты надевают женскую косынку. Подкаменная Тунгуска, поселок Суломай

– У кетов есть самодельные приспособления для рыбалки, они до сих пор делают лодки-долбленки из ствола дерева, которые удобно переносить с речки на речку, кое-что есть из охотничьих и рыболовецких принадлежностей. Из духовной культуры у некоторых бабушек остались духи чума. У них, как и прежде, мужчины, уходя в тайгу, повязывают на голову платок, как женщины – так можно отличить кета от представителя другой нации. И конечно, их отличает менталитет. Они не конфликтные, стеснительные, спокойные, громко не говорят, руками не размахивают, не спорят, если чем-то недовольны, просто встают и уходят.

– Грозит ли кетам полное исчезновение как этносу?

– В ближайшее время, думаю, не грозит. В начале 90-х кетами называли себя 850 человек, а сейчас – 930. “Прирост населения” идет за счет метисов. Среди детей кетов сейчас уже почти 100 процентов метисов. Когда я был у них последний раз, из 102 детей был только один – “чистокровный” кет. Поэтому дело в самосознании, а это вещь очень тонкая и формируется под влиянием многих факторов. Вот у кетов национальное самосознание “я – кет” формируется даже среди тех, кто язык забыл, кто в городской одежде ходит и работает в поселке. Они все равно кеты и хотят ими быть. Нация исчезает, только если у ее представителей исчезает национальное самосознание.

Кеты, Енисей Остяки в России Профиль группы народов

Введение / История

Кеты — одна из самых малочисленных народностей северной Сибири. По переписи 1989 года насчитывается 1084 человека. «Кет» означает «люди, которые свободны и живут в тайге». Они известны как кеты с 1029 года. До 1029 года они были известны как остяки, енисейские остяки или енисейцы. Предки кетов образовались южнее между Обью и Енисеем в результате смешения европейцев из Южной Сибири и древних монголов.

Где они находятся?

Кеты расселились на севере Красноярского края, причем большая их часть находится на территории Туруханского района. Они обитают компактными группами по притокам Енисея (Елогуй, Сургутиха, Пакулеха, Курейка). Некоторые кетские семьи живут среди русских в других енисейских селах. В течение первого тысячелетия нашей эры они вступили в контакт с тюрками, самодийскими и угроязычными народами. В результате миграций более мелкие группы стали расселяться к северу от Енисея. Есть три местных родственных группы, известных как земшаки на Нижней Подкаменной Тунгуске, богденцы на реке Бахте и инбаки в бассейне реки Елогуй. Позднее из-за переезда некоторых семей на север образовались смешанные территориальные группы.

Какова их жизнь?

Кетский язык обособлен, не включает и даже не похож ни на какой другой азиатский язык. Исследователи-лингвисты нового времени подчеркивают общие черты в основных принципах кетского языка и некоторых языков кавказских горцев — басков и североамериканских индейцев. Кетский язык делится на два разных диалекта: имбатский и сымский, которые значительно отличаются друг от друга по фонетике, акции и лексике. Кетское письмо построено на основе русскоязычной графики. Преподавание в школе кетского языка было восстановлено после 19-го века.30 с. Сейчас они составили букварь и другие учебники на кетском языке.

В традиционной культуре наблюдается сочетание бродячих рыбаков и таежных охотников с элементами культуры, такими как использование землянок, запасов пищи, шуб, сложенной обуви, культ земли, животных и т. д. Для кочевников Южной Сибири и Средней Азии народ, общими элементами являются их шалаш, хитонная одежда, кузнечное ремесло, шаманство и т. д. При торговле это прежде всего рыба, лось и олень, водоплавающие и лесные птицы. Использование оленьего транспорта было заимствовано во второй половине XVII—XVIII вв. от самоедов; однако он не использовался среди всех кетов. Все группы P. Tunguska жили без оленей. Их пищей было вареное и жареное мясо и рыба. Питались запасами сушеных юколей, порсов, рыбьего жира, вяленого мяса. Пищу готовили на костре, а пресный хлеб пекли из муки на костре или в глиняной посуде. В летнее время их пищу также составляли всевозможные ягоды, клубни сарана, а вместо чая заваривали другие растения.

Дома мужчины работали с деревом, костью и в кузницах. Кетские луки, ножи, скребки и т. д. были известны на севере Енисея и могли быть обменены. Женщины одеты в шкуры (зверей, птиц, рыб) и бересту. Из таких же предметов изготавливалась и посуда. Из оленьей кожи шили нижнее белье и летнюю обувь. Зимняя обувь состояла из меховых сапог с матерчатым голенищем. Во время путешествия на оленьих упряжках надевают меховую одежду с капюшонами и меховые сапоги.

Традиционным жилищем кетов была коническая хижина из жердей и берестяных крыш. В нем также была землянка с каркасом из наклонных бревен. Их временными убежищами служили ямы в снегу, шалаши из гнутых веток и другие хозяйственные постройки (например, оленьи сараи с дымоходами и амбары на сваях). В начале 20 века появился первый каркасный дом. Они переселялись в места летней рыбалки, а осенью перебирались в охотничьи угодья на огромных лодках (илимках) с помещением, покрытым берестой. Было распространение цельных лодок. Во время зимней охоты использовали ручные и оленьи упряжки, тропы из лосиной шкуры, широкие лыжи с низом, покрытым мехом (камус).

Каковы их убеждения?

Кеты сохранили свои традиционные верования и культы, сформировавшиеся на основе ранних мифологических представлений о мире. Кеты — шаманисты. Однако у них никогда не было профессиональных шаманов. Основная функция шаманов заключалась в том, чтобы лечить и предсказывать. В образе Верховного бога Эси (бога неба) они олицетворяли небо и связывали с ним явления природы. Хозяйка Севера выступила против него, и считалось, что носитель зла Ходжедем насылает беды, проклятия, язвы и болезни. Южная Хозяйка по имени Томем олицетворялась в образе перелетных птиц. У них был культ огня, семейных духов-хранителей и духов-хозяев. Также у них были алели, хранители дома и семьи, которые изображались в виде женских фигур.

Prayer Points

Молитесь о том, чтобы у современных кетов появилось сердце, жаждущее познать Единого Истинного Бога всего сущего!
Молитесь, чтобы к ним приходили миссионеры, живущие жизнью, демонстрирующей Божью весть о любви и прощении, и способные найти способы представить Истину Божьего Слова в понятной и убедительной форме.
Молитесь, чтобы Бог помог кетам принять Иисуса как своего Спасителя и ходить с Ним как с Путем, Истиной и Жизнью.

Писание Молитвы за кетов, енисейских остяков в России.

Ссылки

:
Урожай в снегу: молитесь за коренные народы Сибири http://harvestinthesnow.org/index.php?id=11,28,0,0,1,0
«Кеты», Красная книга Народы, http://www.eki.ee/books/redbook/kets.shtml
«Кеты», http://russia.rin.ru/guides_e/4712.html

Источник профиля:
Юбилейная Адлета

Кет | Encyclopedia.com

ЭТНОНИМЫ: енисейские остяки, енисейские остяки

Ориентация

Идентификация. Кеты – остаточная популяция охотников (белок, лосей, северных оленей), рыболовов и собирателей, населяющих в настоящее время Енисей и его притоки между 61° и 68° с.ш. и административные должности. Близкородственными кетам были коттоязычные народы (арин, котт, асан, ястын и др.), ранее проживавшие в верховьях Енисея, а ныне ассимилированные тюрками и русскими. Енисейские языки изолированы, хотя в тибетском найдены значительные лексические аналоги.

Местоположение. Местообитание кетов – это в основном бореальные леса, преимущественно ель и сосна на западе и лиственница на востоке. Березы и осины встречаются реже, но имеют важное экономическое значение. С юга на север происходит переход от леса к лесотундре. Климат резко континентальный, но несколько смягчается штормами, которые приносят обильные снегопады и снижают летнюю жару. Многолетняя мерзлота значительно снижает разнообразие и биопродуктивность наземной биоты. К важным млекопитающим относятся белки, зайцы, бурундуки, бурые медведи, лоси и северные олени, а также волки и горностаи. Соболи, когда-то почти истребленные, частично восстановлены. На Севере значительное место занимают песцы. Перелетные птицы (гуси, утки, лебеди) и эндемичные куропатки и глухари также вносят свой вклад в снабжение кетов продовольствием и материалами. Реки до их недавнего истощения давали ценный промысел, в основном лососевых (гольц, форель, сиг и хариус). Растительные продукты включают орехи, ягоды и дикие коренья, но сырая рыба и мясо необходимы в качестве основных средств защиты от цинги. Бывшие районы Котта, простирающиеся примерно до 52 ° с.ш., более богаты, так что там можно было содержать крупный рогатый скот и лошадей, а также собак и северных оленей.

Демография. Население кетов было относительно стабильным в семнадцатом и восемнадцатом веках, несмотря на периодические эпидемии и хронический голод. Очевидно, так было и в девятнадцатом веке, когда катастрофы ограничивались государственными запасами и некоторой медицинской помощью. Между 1926 и 1959 годами зарегистрированная популяция кетов сократилась с 1250 до 1019 человек. Ассимиляция, особенно кетских женщин, русскими, селькупами и эвенками, вероятно, была основным процессом.

История и культурные связи

Бекли, упомянутые как плакальщики в мемориальном эпиграфе тюркского князя Кюль Тигина в н.э. 715, несомненно, являются буклинцами, коттоязычным народом русских счетов семнадцатого века. Они также кажутся билами современных китайских летописей, которые «жили прямо к северу от тюрков. .. в горах… где всегда был снег… Они пахали конной тягой… но не ездили на лошадях. хотя пили кобылье молоко… С хакасами часто воевали, но говорили на другом языке. Они связывали бревна… и покрывали их берестой… для своих жилищ. Каждая община имела своего начальника независимо от других» ( Бичурина 1950, 350).

Следующие упоминания относятся к началу XVII века, когда русские продвинулись к Енисею от Мангазеи на севере и реки Кети на юге. Списки дани этого века указывают на то, что общая численность енисейского населения составляет 5630 человек, почти три четверти приходится на южные группы коттов.

Согласно сообщениям 1770-х годов, аринцы летом жили в берестяных типи, а зимой в войлочных палатках. Дважды в год они путешествовали вверх по течению на каноэ из бересты для пешеходной охоты и ловли. Обутые в лыжи, они убивали лосей, северных оленей и соболей в своих больших февральских обходах. Летом они в основном ловили рыбу, но некоторые из них были мелкими фермерами с лошадьми и волами. Аккаунты от 1790 сообщают, что ныне христианизированные енисейские кеты кочевали на переносных берестяных типи для охоты и рыбной ловли, в русской одежде летом и в оленьих шкурах зимой, путешествовали на каноэ летом и на собачьих упряжках зимой. Жители реки Кети держали лошадей. Помолвки енисейских кетов включали в себя подношение невесте предметов русской торговли, особенно медных котлов. Обручение по договоренности совершалось в церкви (все кеты христиане). В Туруханском районе насчитывалось 1205 кетов (652 самца, 553 самки) из общей численности 4878 человек. Одни кеты жили недалеко от города, другие в отдаленных стойбищах, в согласии друг с другом и с русскими. Они обменивали меха на зерно и другие нужды, а также на уплату дани.

После 1800 г. котты были в значительной степени ассимилированы; в 1840-х годах лингвист Кастрен обнаружил только пять говорящих на котте. Кеты стали коммерческими охотниками на белок или нанятыми русскими рыбаками. Они активно мигрировали, особенно вверх по Курейке, где переняли оленеводство и ловили песцов. Миграции распали локализованные патрилинейные кланы и сопутствующие им церемониальные центры, хотя экзогамные фратрии сохранились. Христианизация укрепила моногамию, расширила запреты на брак и уменьшила прежние возрастные и родовые различия в терминологии родства. Избранные старейшины заменили традиционных лидеров, но шаманство продолжалось.

До 1920-х годов жизнь кетов оставалась в основном традиционной. Гуманитарные проблемы и важность меха для советской иностранной валюты побудили к созданию маркетинговых кооперативов, улучшению запасов на случай непредвиденных обстоятельств и первым шагам в сфере образования и здравоохранения. Но этнографические исследования 1926 г. сообщили о сохранении традиционных браков по договоренности между родственниками и влиятельных шаманов. В 1930-е годы коллективизация и создание опорных пунктов в основном были завершены. Охотники были лучше оснащены, как и рыболовы. Оленеводство, до сих пор весьма маргинальное, было модернизировано.

К 1966 г. в бревенчатых избах русского типа размещались кеты во время их периодических визитов в центральные населенные пункты. В них были магазин, почта, клуб и медицинский центр. Но большую часть года популяция была рассредоточена по охотничьим угодьям. Дети пошли в интернаты. Многие мальчики становились охотниками, не окончив даже восьмого класса; девочки, имеющие в основном городские возможности, оставались в школе дольше. Почти все школьники сохранили родной язык. Еще в 1971 году практиковались общинные медвежьи церемонии.

Экономика

Средства к существованию и коммерческая деятельность. Даже в 1960-х годах кеты зависели от мигрирующей добычи дичи, рыбы и растительных материалов на хорошо знакомых землях и водах. Обширные биологические и географические знания, а также ритуалы поддерживали их усилия. За исключением индивидуально отстрелянных белок и других пушных зверей, а также некоторых рыб, их добыча была получена благодаря семейно-родовому сотрудничеству и разделена. Их тринадцатимесячный народный календарь начинался с месяца Листопада, периода ловли рыбы сетями и копьями из осиновых каноэ, а также ловли птиц в зарослях. Типи диаметром 4-5 метров с армированными обручами семистолбовыми фундаментами и покрытиями из берестяных циновок, с укрытием. Внутри каждой была «чистая» ритуализированная сторона на восток и вход на запад. Там были свои места для предметов домашнего обихода и семейных собак. На двери были представлены «глаза», чтобы она могла «видеть».

В течение месяца заморозки земли группы путешествовали на лодках в более глубокие леса, а затем переселялись в полуподземные жилища, построенные как типи, но содержащие целые родословные. В это время тоже много кетов отбило отпущенных за лето упряжных оленей. Затем последовала Малая прогулка, во время которой мужчины путешествовали на лыжах или оленьих упряжках к охотничьим угодьям, а затем разделялись по своим линиям. Собаки помогали в охоте, а также в тяге саней или санок. Мужчины ночевали в ямах в снегу, иногда прикрытых грубыми шалашами. Женщины остались, собирая дрова, ловя рыбу подо льдом, ловя глухарей и зайцев, делая одежду и обувь.

Во время Коротких дней темнота и сильный холод препятствовали большинству движений. Склады и продукты из русских деревень поддерживали жизнь. Рожденные летом люди теперь рассказывали истории, чтобы продвигать более теплую погоду. В более яркие Долгие дни целые лагеря отправлялись в охотничьи угодья, мужчины прокладывали тропы, а женщины с помощью оленей или собак тащили нарты с багажом. Мужчины совершали боковые поездки, чтобы поохотиться на лося, северного оленя и мелкую дичь в месяцы лося и орла. В месяц бурундука, трудное и голодное время, кеты вернулись в базовые лагеря, где освободили северных оленей, починили байдары и большие суда и занялись рыбной ловлей. Нерест щуки, налоги и ярмарки, линька мелких уток и линька крупных птиц отметили менее напряженные теплые месяцы.

Промышленное искусство и торговля. До недавнего времени кеты делали большую часть своего снаряжения, включая ножи, топоры, стрелы, рыболовные крючки и шаманские украшения из железа, меди и олова. Они шили себе одежду и обувь, используя для летних вещей русское сукно. Путем формовки, соединения и склейки изготовляли сосуды, лыжи, разнообразные емкости, особенно из бересты. Они использовали шпагат из крапивы для небольших рыболовных сетей; более крупные сети, такие как котлы, чайники, посуда, ружья и боеприпасы, пришли от русских. Кеты строили свои типи и дома, в том числе срубы русского типа. Они добывали продукты животного происхождения, рыбу и луковицы лилий; есть гагар, орлов, лебедей и грибы было запрещено. Мука, ​​сахар, чай и табак ввозились.

Разделение труда. Мужчины, связанные кровью или браком, составляли основные рабочие группы кетов. При охоте на лося, северного оленя или медведя первооткрыватель игры уведомлял других, громко ударяя посохом по лыжам. Формировалась группа преследования, лидер которой внимательно следил за игрой; по пути он отбрасывал все ненужные вещи, а другие собирали его вещи, готовясь присоединиться к убийствам и резне. Крупномасштабное плетение сетей и строительство зимних домов также были общими задачами. В отличие от мехов, еда была общей; голодные могли брать еду из тайников. Существовало основное разделение на мужскую и женскую работу. Это объяснялось боязнью менструальной крови и применялось даже к таким занятиям, как приготовление пищи и рукоделие. Тем не менее, несмотря на такие ограничения, женщины охотились на мелкую дичь и ловили рыбу.

Родство, брак и семья

Длительная русификация и миграция глубоко изменили кетское общество. В прошлом он, по-видимому, состоял из локализованных патрилинейных кланов, сгруппированных в экзогамные фратрии. У каждого клана были определенные священные места и кладбища; шаманы и старейшины обеспечивали лидерство. Знаки собственности определяли клановые земли и товары. Наследование, строго отцовское, обычно ультимогенное, символизировалось семейными фетишами ( алали). Летние домохозяйства обычно представляли собой нуклеарные семьи; зимние дворы были расширены.

Родство. Сегодня существуют первичные термины (мать, отец, брат, сестра), описательные термины (брат матери и т. д.) и классификационные термины (лица прародительского поколения без различия пола или линии происхождения и т. д.). В течение поколений родственники старше Эго улучшаются; те, кто моложе, понижены. Тем не менее, ни левират, ни сорорат не встречаются в соответствии с запретами русского православия. Брак строго моногамный и до русской революции был неразрывным. Брат матери готовил мальчику первый настоящий лук, дарил подарки его племянникам и племянницам и усыновлял их, если они оставались сиротами.

Брак. До недавнего времени отец предполагаемого жениха посылал старшую родственницу в качестве посредника к родственникам предполагаемой невесты. Она молча приносила в подарок котел с тканью или платье. Позже родственники жениха приходили за одобрением невесты и ее семьи. Обычно в этом несколько раз отказывали, пока родственники жениха не пообещали хорошо с ней обращаться и не бить. Ключевым подарком будет пятьдесят белок, убитых женихом и его отцом и принесенных старшими родственниками жениха. Свадьба началась с мытья волос невесты, что было задачей трех старших родственниц жениха. На церемонии жених и невеста сидели вместе в общем собрании, которое было разделено фратрией. Шаман и его помощник совершали обряд, хотя и без костюма и бубна, а только с палочкой для гадания. После пира жених и невеста возвращались к родителям на три дня; до тех пор они не могли говорить друг с другом. Недевственные невесты теряли треть выкупа за невесту.

Религия и выразительные культуры

Религиозные верования и обычаи. В традиционной кетской космологии явления природы и даже предметы были одушевлены. Фетиши, ковши, сани и двери типи — все они «видели», когда были украшены глазами и, таким образом, оживали. Умилостивленные «кормлением» и соблюдением табу, они помогли человечеству. Были также земля, камень и небесные духи, добрые и злые. Особенно важными были Мастера, которые контролировали соответственно леса и дичь, воду и рыбу, горы, день и ночь. Кайгус, мастер охотничьих животных, был сыном медведя и женщины, которая предлагала животных, в том числе и себя, добрым мужчинам, соблюдающим ритуалы. Это мистическое единство усиливалось верой в переселение душ, особенно между людьми и медведями. Хоцадам, Мать Моря, обитатель холодного севера, правитель дня и ночи и пожиратель душ, был злобным. Томьям, прекрасный кормилец перелетных птиц, живший на юге, был совершенно хорош. Бог неба Эс обитал на самых верхних небесах, добрый, но далекий от всех, кроме шаманов. Он боролся со злом с помощью культурных героев, особенно Алыбы, и бессмертных шаманов, особенно До.

Архитектура вселенной остается неясной. Кетский шаманский посох, символизирующий Древо Вселенной, предполагает общесибирскую модель множества интегрированных уровней, по которым путешествовали шаманы в поисках заблудших душ. Восток и юг означали жизнь; запад и север, смерть.

Поскольку животные понимали человеческую речь и были чувствительны к женскому запаху, кеты соблюдали различные табу. В частности, охотничьи принадлежности, через которые наступали женщины, должны были очищаться окуриванием. Лесные духи, воплощенные в старых лиственницах, защищали роды. Деревья были отмечены изображениями лиц, окружены антропоморфными фигурами и одарены подарками. Семейные костры, унаследованные по отцовской линии, но за которыми ухаживали женщины, защищали каждое домашнее хозяйство. Этих Огненных Матерей «кормили», защищали от жестокого обращения (например, мусора или острых палок) и содержали как можно дольше. Огонь можно было разделить только с родней. Семейные пожары могли предвидеть события и издавать предупреждения с помощью подходящих потрескиваний. Алальты, хранившиеся в «чистых» местах, были украшены антропоморфными фигурками, также унаследованными по отцовской линии, но опекаемыми женщинами. Сытые и периодически переодеваемые, они способствовали благосостоянию семьи. Более тесно связаны с охотничьей удачей изображения умерших известных родственников (9).0100 данголы ) , готовятся шаманами и также хранятся в чистоте. Они якобы вели охотников на дичь.

Религиозные деятели. Шаманизм был призванием, которое попеременно передавалось мужчинам и женщинам в одной линии. Он приводился в действие зовом (видением или сном), последующим психическим заболеванием и лечением под опекой шамана. Нормальность, песня, исцеляющая сила и череда ритуальных приобретений — барабанная палочка, мокасины, рукавицы, бубен, посох и, наконец, плащ и диадема — знаменовали продвижение к полноценной роли шамана. В это время он или она приобрели помощника. Шаманы лечили посредством исцеления души на сеансах. Их сила исходила от духов, мертвых шаманов и героев, принадлежностей для полета, посещенных мест, фаллических символов и человеческих костей. В то время как у большинства шаманов были в основном птичьи духи и сила из верхних миров, шаманы-медведи были из нижнего мира. В шаманских представлениях удар по правой голени означал очень быстрое путешествие. Посох был оружием. Если шаман терял сознание, считалось, что он улетел. Сеансы можно было проводить в «темных палатках» и включать звуки животных, тряску палаток и другие чудеса.

Помимо сеансов, шаманы могли вызывать алальт, укреплять семейные ритуалы, божественные события, разрешать споры и противодействовать вражеским шаманам и волшебникам ( bangos). Волшебники и ведьмы в основном занимались магией, лечили амулетами и лекарствами. Их защитником был Земной Дьявол.

Смерть и загробная жизнь. У людей и медведей семь душ; другие животные, один; рыба, нет. Смерть наступает из-за потери души ulyvei (тени), обычно из-за недоброжелательности Хоцадама. После смерти улывей остается в жилище семь дней, затем проводит время в подземном мире и, наконец, перевоплощается, в частности, в медведя. Поскольку души умерших могли захватывать во сне живых сородичей, погребальные обряды совершались членами других родов. Они включали омовение тела, одевание его наизнанку, закрывание лица, размещение тела лицом ко входу в жилище и на запад и захоронение в земле или в стволе дерева. Личные статьи были оставлены сломанными здесь. Хотя кладбищ не было, захоронения происходили в отдаленных священных местах. Кресты часто отмечали могилы.

Библиография

Алексеенко Е.В. А. (1967). «Кети». В Историкоэтнографические очерки (Историко-этнографические очерки).