Кольвиц кете биография: Käthe Kollwitz (08.07.1867 — 22.04.1945) — Biography, Interesting Facts, Famous Artworks

Кольвиц, Карл — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кольвиц.

Йоханнес Карл Август Кольвиц (нем. Johannes Carl August Kollwitz; 13 июня 1863[1], Мельниково, Зеленоградский городской округ — 19 июля 1940[1], Берлин[1]) — немецкий врач, лечивший бедняков, депутат городского совета Берлина от СДПГ, муж художницы Кете Кольвиц[2][3].

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Достижения
  • 3 Признание
  • 4 Литература
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Карл Кольвиц и его младшая сестра Лизбет (нем. Lisbeth) были единственными выжившими из девяти детей Фридриха и Доротеи Кольвиц. Отец умер рано, и мать отдала девятилетнего сына в один из кёнигсбергских домов для сирот, из которого позднее Карл посещал Королевскую гимназию Вильгельма в Кенигсберге  (нем.) (рус.[2].

Оставшись в пятнадцать лет круглым сиротой и зная нужду не понаслышке, он смог окончить гимназию, поступить в Кёнигсбергский университет, получить медицинское образование и учёную степень доктора[2].

После женитьбы в 1891 году на художнице Кете Кольвиц Карл переезжает с нею в Берлин, где в районе Пренцлауэр-Берг открывает свою врачебную практику. По словам жены, его домашнюю приемную заполняла пролетарская беднота[4].

Кете Кольвиц говорила о муже:

Он был врачом бедных, любимым и уважаемым. Ни часа для себя — весь для других. Его могли вызвать к больному поздним вечером, и он просиживал у постели долгие часы, пока не наступало улучшение. Он помогал советом, если нужно — деньгами. Ни на день не переставал совершенствоваться как врач. Но для этого оставались короткие часы, оторванные от сна

Кете Кольвиц. Прощание

 

Супруги Карл и Кете Кольвиц на немецком военном кладбище в Западной Фландрии 23 июля 1932 года

 

Надгробие семейной могилы на кладбище Фридрихсфельде в Берлине

Скончался Карл Кольвиц 19 июля 1940 года, не дожив до золотой свадьбы год с небольшим[5]. Похоронен в семейной могиле на столичном Центральном кладбище Фридрихсфельде, где позднее была похоронена и Кете Кольвиц.

В 1913 году Карл Кольвиц с коллегами Эрнстом Зиммелем и Игнацем Цадеком основал социал-демократическое объединение врачей.

Кольвиц состоял членом молодёжного социального комитета «Немецкой лиги прав человека» в районе Пренцлауэр-Берг. После Ноябрьской революции (3 ноября 1918 года — 11 августа 1919 года) принимал активное участие в берлинской коммунальной политике как депутат от СДПГ в городском совете столицы.

Дом, где жили супруги Кольвиц, в конце войны был полностью уничтожен при бомбардировке. Улица и прилегающая к ней площадь в честь врача и художницы после войны переименованы в Кольвицштрассе (нем. Kollwitzstraße) и Кольвицплац.

В 1983 году поблизости от Эрнст-Тельман-парка и Большого планетария имени Карла Цейса в берлинском районе Пренцлауэр-Берг был построен медицинский центр (нем. Gesundheitszentrum), который носит имя Карла Кольвица[6].

  • Käthe Kollwitz: Mein Mann Karl Kollwitz (1942). In: Jutta Bohnke-Kollwitz (Hrsg.): Die Tagebücher 1908—1943. Siedler, Berlin 1989, S. 748—751 (1999 durchgeseh. TB-Ausgabe Nr. 75543) (нем.)
  1. 1 2 3 Deutsche Nationalbibliothek, Staatsbibliothek zu Berlin, Bayerische Staatsbibliothek, Österreichische Nationalbibliothek Record #136408818 // Общий нормативный контроль (GND) (нем.) — 2012—2016.
  2. 1 2 3 Karl Kollwitz (неопр.). keichel.com. Дата обращения: 2 мая 2021. Архивировано 17 февраля 2020 года. (нем.)
  3. ↑ Karl Kollwitz und Käthe Kollwitz (нем.). deutschefotothek.de. Дата обращения: 2 мая 2021. Архивировано 3 мая 2019 года.
  4. ↑ Кэте Кольвиц и её прекрасный пролетариат (неопр.). ghetto.in.ua. Дата обращения: 2 мая 2021. Архивировано 29 мая 2018 года.
  5. ↑ Прощание (неопр.). e-reading.ws. Дата обращения: 2 мая 2021.
  6. ↑ Sana Gesundheitszentrum Prenzlauer Berg Dr. Karl Kollwitz (нем.). sanego.de. Дата обращения: 2 мая 2021. Архивировано 3 мая 2019 года.
  • Музей Кете Кольвиц в Кёльне

против Репина и колхозниц – DW – 12.12.2012

Фото: picture-alliance/dpa

Виолетта Рябко

12 декабря 2012 г.

Кете Кольвиц никогда не была коммунисткой, однако ее очень любили в Советском Союзе. Почему, — в этом решили разобраться в ее берлинском музее, восстановив выставки 20-х годов.

https://p.dw.com/p/16zyj

Реклама


«Пролетариат», «Восстание ткачей», «Война», эти работы хорошо знали в СССР уже в двадцатые годы. И хотя не только эти названия с определенным идеологическим привкусом, и не эти работы характеризуют гуманистическое, пацифистское, трагическое искусство Кете Кольвиц (Käthe Kollwitz). Однако в 1927 году советские кураторы остановили свой выбор только на таких работах немецкого графика и скульптора

В берлинском музее Кете КольвицФото: picture-alliance/dpa


И при жизни, и после смерти художницы в 1945 году в Германии много спорили о ее творчестве. И хотя ее знаменитая «Пьета» в берлинской Новой Вахте (заглавный снимок) уже несколько десятилетий неоспоримо является центром главного антивоенного мемориала Германии, творчество Кольвиц всегда воспринималось неоднозначно. Коммунистам не нравилась «непоследовательность» Кольвиц в освещении революционной тематики и «буржуазная» приверженность к экспрессионизму, в консервативных кругах осуждали ее сочувствие социалистическим идеям. Сейчас в берлинском музее Кольвиц проходит выставка  под названием «Кете Кольвиц и Россия. Избирательное сродство»,  которая призвана искоренить стереотипы, сложившиеся за последние полвека.


«Смерть, женщина и ребенок» для СССР


Выставка тематически поделена на три части, три раздела, и чтобы понять задумку кураторов, начинать осмотр нужно с первого этажа. Здесь расположились более 50 работ Кольвиц, развешанных в точно таком же порядке, как и в конце 20-х годов в музеях Москвы, Ленинграда и Казани.


Чтобы проникнуться атмосферой того времени и понять, как воспринимали работы Кольвиц (или хотели воспринимать), можно полистать выставочные каталоги тех лет, нафаршированные идеологией: «8 июня 1927 года исполняется 60 лет со дня рождения одной из симпатичнейших художниц современности, искусство которой, оцененное лучшими кругами Запада, должно быть не менее близким и дорогим для трудящихся СССР». Или такая цитата: «Кольвиц рисует повесть о неприглядной жизни германского рабочего класса в эпоху капиталистического расцвета».  

Кете Кольвиц (1927)Фото: dpa


На что ориентировались советские музеи, становится еще более ясно, когда переходишь на второй и третий этажи. Оказывается, что все потрясающие работы Кольвиц с их мотивами христианской изобразительной традиции, такие картины, как «Женщина с мертвым ребенком», «Женщина с детьми, идущие на смерть», сочетающие в себе ужас и чувственность, остались вне поля зрения советского любителя искусства. Он увидел разве что достаточно сдержанные «Матери» и «Смерть, женщина и ребенок».


Коммунизм или гуманизм?


«Россия открыла новые перспективы. Оттуда в мир пришло что-то новое, что в моих глазах однозначно кажется хорошим, — писала Кете Кольвиц о революции. — Но даже если оно будет задушено, хотя бы на какое-то время стала явью мечта о том, что благородные порывы поколебали мировые устои – или, по крайней мере, их часть. И уже одно это можно назвать победой». Однако интерес к России у художницы проявился задолго до революции и касался он русской литературы, особенно выраженного в ней своеобразного понимания бога русскими. Немцы казались Кольвиц слишком приземленными, практичными, людьми «головы», а не сердца. «Могут ли люди, родившиеся в той же стране, что Кант, воспарять и атаковать так же, как соотечественники Толстого и Достоевского?» — спрашивала она себя.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      


Кете Кольвиц никогда не относила себя ни к социалистам, ни к коммунистам, считая самыми важными для художественного творчества гуманистические идеалы. Человечность ее искусства ярко видна на фоне работ ее российских, советских современников. Вот серия гравюр Алексея Кравченко под названием «Жизнь женщины в прошлом и настоящем»: на первой — замученная крестьянка с детьми в Древней Руси, на второй — изможденные портовые работницы в царской России, на третьей — развеселая советская колхозница, собирающая урожай. А рядом висит картина Кольвиц «Пьяный»: муж замахивается на жену. Не три придуманные женщины, а одна, настоящая, из каждого века, из каждого режима, просто женщина и ее страдания.

Скульптура Кете Кольвиц «Мать с мертвым ребенком» (1937)Фото: AP


В экспозиции берлинской выставки странно выделяются две авторские копии: «Неизвестная» Крамского и «Иван Грозный и сын его Иван 15 ноября 1581 года» Репина. Эти-то что здесь делают? Причем здесь они? Оказывается, по мнению кураторов, эти два произведения конца XIX – начала XX веков наиболее точно отражают миросозерцание зрителей того времени. Обе картины написаны в реалистичной манере, но соблазнительная, почти порочная красота женщины на первой, и сыноубийство на второй воспринимались многими как своеобразная художественная игра.


«Российская жизнь полна проявлений ужаса, которые слишком обыденны для того, чтобы восприниматься как трагедия. На этом фоне искусство трагедии часто воспринимается в России либо как излишество, либо как театральный роман», — считают немецкие кураторы.


Как воспринимали россияне в конце 20-х годов суровый, экспрессивный язык Кольвиц, который очень долго не был оценен и в Германии, понять сегодня сложно. Но крючок, заброшенный советскому зрителю, не мог не зацепить. Эти работы и нас, сегодняшних, далеких от многих ужасов, от войн, революций, обыденности насильственной смерти, не могут оставить равнодушными.

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Пропустить раздел Близкие темы

Близкие темы

Кольвиц, КетеПропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Кете Кольвиц | YourDictionary

Немецкий экспрессионист Кете Кольвиц (1867-1945) посвятила свою графику и скульптуру человечеству, документируя исторические восстания против социальной несправедливости и создавая памятные образы берлинских женщин из рабочего класса, матерей и детей, а также жертв современной войны.

Кете Кольвиц родилась 8 июля 1867 года в Кенигсберге, Восточная Пруссия, в большой семье либеральных взглядов и религии, симпатизировавших социализму. Отец поощрял ее художественный талант и отправлял к местному гравёру, а также в Берлин (1884 г.) и Мюнхен (1888 г.) для обучения в женских художественных школах (Берлинская академия художеств была закрыта для женщин). Обнаружив, что она не колорист, она нашла свое истинное призвание в рисовании и графике. В 17 лет она обручилась с Карлом Кольвицем, другом ее брата-социалистом и студентом-медиком в Берлине.
за которого она вышла замуж в 1891, несмотря на предостережение отца: «Ты вряд ли сможешь делать и то, и другое». Она доказала его неправоту, став продуктивной и успешной художницей и преданной женой и матерью. Ее сын Ганс родился в 1892 году, Петер — в 1896 году.

Премьера пьесы Герхарта Гауптмана «Ткачи » в 1893 году вдохновила ее на первую крупную работу — цикл из шести литографий и офортов. Они изображают гнетущую нищету силезских ткачей-ремесленников и их восстание 1844 года против недобросовестной конкуренции со стороны промышленно развитых текстильных фабрик. Как и в ее более позднем искусстве, женщины — работницы и осиротевшие матери — рассказывают большую часть мрачной истории в гравюрах под названием «9».0005 Бедность, Смерть, Заговор, Марш ткачей, Бунт, и Конец. Она показала «Восстание ткачей» на крупной берлинской выставке, и жюри художников проголосовало за золотую медаль — отказано немецким кайзером, который счел работу слишком мрачной, уродливой и политически подстрекательской. (Два года спустя она получила золотую медаль от просвещенных покровителей в Дрездене.) После этого критического успеха она преподавала рисунок и офорт в той же Берлинской школе для женщин-художников, где она училась ранее; она также присоединилась к недавно основанному Берлинскому Сецессиону, группе антиакадемических художников.

В 1904 году она побывала в Париже, посещала музеи и галереи, изучала скульптуру в Академии Жюлиана, дважды посетила Родена и познакомилась с социальным сатириком Теофилем Стейнленом. В 1907 году она выиграла премию за учебу во Флоренции. Она пробыла там семь месяцев и совершила пешеходную экскурсию в Рим, но мало работала и почти не упоминала увиденные шедевры. Тем не менее эти путешествия укрепили стилистическую

направление ее искусства шло к упрощению и большей выразительности. Вспышка , самый драматичный из семи листов, массивная фигура исторической Черной Анны подстрекает крестьян к драке. По сравнению с более ранними Weavers, эти фигуры больше, часто скульптурны в своих концентрированных формах, а фоны лишены анекдотических деталей.

Кольвиц гораздо меньше вдохновляли другие искусства и другие мастера, чем ее жизненный опыт среди людей, которые искали клинику ее мужа в рабочем районе северного Берлина. Она вспоминала в 1941, что уже в юности буржуазная жизнь казалась «педантичной. Пролетариат, напротив, отличался величественностью нравов, широтой жизни». Между 1908 и 1911 годами она опубликовала 14 рисунков с социальными комментариями и «сценами бедности» для политически либерального сатирического еженедельника Simplicissimus; изредка рисовала счастливо улыбающуюся маму с ребенком и работала над небольшими скульптурными группами.

Первая мировая война принесла ей самый тяжелый опыт в жизни: ее 18-летний сын Петр поступил на военную службу и погиб в бою 19 октября.14. Она решила создать памятник «в память о самопожертвовании всех молодых добровольцев». После многих исследований, преобразований и заброшенных проектов в 1931 году она завершила фигуры скорбящих родителей в натуральную величину и показала их в Берлинской академии и в Национальной галерее. Следующим летом она руководила их размещением на военном кладбище Регевельде во Фландрии: мать с чертами лица Кольвица и отец с чертами мужа, стоявшие в горе на коленях среди бесконечных рядов простых деревянных крестов, один из которых принадлежал Петру.

Кольвиц также получила почести и общественное признание в эти горькие годы: важные выставки в Берлине, Бремене и ее родном Кенигсберге отметили ее 50-летие. В 1919 году она стала первой женщиной, избранной в Прусскую академию художеств. Она также была назначена профессором, а затем директором студии графики. Она стала более вовлеченной в политическую жизнь, создав истинно общественное искусство с наибольшей экономией средств. Ее многочисленные литографические плакаты рекламировали работу по оказанию помощи жертвам голода: Вена умирает! Спасите ее детей! (1920), Помогите России (1921) или Дети Германии голодают! (1924), например, и резко драматичный No More War (1924).

Она потеряла интерес к детальным офортам и сочла свои литографии неадекватными, когда выставка гравюр на дереве Эрнста Барлаха вдохновила ее попробовать эту технику (дневник, июнь 1920 г.). Ее первая гравюра на дереве посвящена убитому коммунистическому лидеру Карлу Либкнехту; семь гравюр на дереве о влиянии войны последовали в 1922 и 1923. Обобщенные формы кажутся вырезанными из цельного дерева, некоторые вырисовываются на фоне белой бумаги, как скульптурные группы. За исключением «Добровольцы , несущиеся к смерти», это комментарий выживших, вдов и родителей о войне. Кольвиц снова работал исключительно на основе личного опыта.

На протяжении всей своей жизни Кольвиц создавала запоминающиеся автопортреты карандашом, углем, глиной и различными графическими техниками. Таким образом, мы можем узнать ее серьезные и сострадательные черты в женщинах-пролетарках, с которыми она себя отождествляла. Она очень ясно видела свою миссию (дневниковые записи
1920): «Я должна выразить бесконечные страдания человечества», и она описала «наблюдающую женщину, которая все чувствует…»

Национальная и личная трагедия ознаменовала ее последние десятилетия. Сразу после прихода Гитлера к власти в январе 1933 года она была вынуждена уйти из академии и отказаться от своей графической студии; ее работы были сняты с публичной выставки. В июле 1940 года ее муж умер после 49 лет брака; в сентябре 1942 года ее внук Петр — как дядя, которого он никогда не знал — погиб в бою. Когда бомбардировки Берлина усилились, 19 мая ее эвакуировали.43, сначала в Нордхаузен в Восточной Германии (ее берлинский дом был разрушен в ноябре), затем в Морицбург под Дрезденом, в поместье саксонского принца и мецената, где и умерла 22 апреля 1945 года в возрасте 77 лет. Литография 1942 года была ее последней работой — страстным протестом против войны и расточительства молодежи. Несколькими размашистыми ритмами она придала пожилой женщине сильные черты лица, отчаянно и вызывающе приютив трех маленьких мальчиков и озаглавив ее словами Гёте, которые она впервые процитировала в 1918: Семенную кукурузу нельзя измельчать.

Реклама

Ренате Хинц отредактировала хорошо иллюстрированную монографию Käthe Kollwitz (1981) с прекрасным предисловием Люси Р. Липпард и полезной библиографией. «» Марты Кернс «Кете Кольвиц: женщина и художник » (1976) представляет собой удобочитаемую биографию с множеством иллюстраций и цитат из писем и дневников. Käthe Kollwitz (1971) Отто Нагеля, друга художника из Восточной Германии, содержит историческую и личную справочную информацию, но иногда неудобный перевод. Для наиболее достоверного источника читайте Дневник и письма Кете Кольвиц (1955), отобранные и отредактированные ее сыном Гансом, около 50 иллюстраций. Хорошее общее введение см. в Ann Sutherland Harris and Linda Nochlin, Women Artists; 1550-1950 (1976).

Кэт Кольвиц: биография и художница

Кэт Кольвиц родилась в 1867 году и умерла в 1945 году. Она была сильной, интенсивной художницей, создававшей произведения с большой нежностью. Две ее работы «Женщина с мертвым ребенком» и «Безработица» рассказывают о страданиях человечества и социального рабочего класса.

На Кэт Кольвиц большое влияние оказали тяготы человечества, ее основными темами были язык тела, искажение, смерть и человеческая уязвимость, а также мимолетные радости. Она также сосредоточилась на социальных проблемах городской жизни, таких как проституция, безработица и страдания немецкого рабочего класса. Она была очарована женщинами из рабочего класса и изображала их как людей с характером, силой и ответственностью. Страдания человечества хорошо показаны на картине Кольвица «Женщина с мертвым ребенком», потому что лицо матери скрыто, показывая глубокую скорбь. Эти двое запутались друг в друге, как если бы они были одним существом.

Работы Кольвица сочетают в себе глубину эмоций, раскрывающую близость и драматизм индивидуальных человеческих отношений с прямыми социальными комментариями. Это не сентиментально и не абстрактно. Она изображает женщин как нечто большее, чем просто объекты красоты. Кольвиц использует язык тела и выразительные линии. Хорошим примером этого является «Безработица». Она использует мимику и эмоциональные связи между фигурами. В отношении отца используется тяжелая работа и тень, что отличает его от семьи, как будто он не может справиться с обязанностями. Кольвиц приближает действие к зрителю, чтобы создать интимность, и раскрывает чуткое обращение со светом и формой благодаря умелому обращению с печатной средой. Она варьирует толщину линий для выразительных целей и тонко владеет техникой травления на мягком грунте. Кольвиц использует чистую гравюру, такую ​​как литография, гравюра на дереве и офорт, и использует смешанную технику из-за ее драматического взаимодействия света, чтобы сосредоточиться на чертах лица и эмоциях.

Страдания человечества раскрываются в произведении Кольвица «Женщина с мертвым ребенком». Это очень эмоциональное произведение. Как мать сжимает своего ребенка в крепких объятиях, не желая ослаблять связь между ними. Это очень трогательное и сочувствующее произведение. Работа выполнена в 1903 году по мягкому офорту с гравировкой, наложенной на пластину золотого тона. Тон и выразительные линии усиливают эмоциональное и визуальное воздействие. Есть много серых зон, подчеркивающих темноту и пустоту, которые ощущает мать. Изображения крупные и крупные, чтобы подчеркнуть страдания и печаль.

Картина Кольвица «Безработица» выполнена в 1909 году на офорте, мягком грунте с использованием сухой иглы, акватинты и воронения. Произведение символизирует социальные проблемы того периода. Он показывает отчаяние бедняков и вытекающее из этого семейное давление, вызываемое безработицей. Очень драматично используя свет, Кольвиц фокусируется на выражениях лиц и эмоциональных связях между фигурами.