Кольвиц кете работы: Käthe Kollwitz (08.07.1867 — 22.04.1945) — Biography, Interesting Facts, Famous Artworks

Точки на карте: что известно о кёнигсбергской художнице Кете Кольвиц — Разное — Афиша Калининграда

В Калининграде в течение двух недель на разных площадках говорили о судьбе и творчестве немецкой художницы Кете Кольвиц, её семье, а также Кёнигсберге, в котором она родилась и прожила более двадцати лет. В современном городе сложно найти места, связанные с художницей, для этого как минимум нужно сравнить довоенные карты Кёнигсберга конца XIX — начала XX века с современными калининградскими, поднять архивы, найти фотографии, изучить документы, письменные свидетельства и дневники. Как раз за эту большую работу взялся Музей Кете Кольвиц в Берлине. «Афиша Нового Калининграда.Ru» рассказывает о том, что нужно знать о ведущем немецком графике двадцатого века, где искать её работы и осталось ли что-нибудь от всего этого в Калининграде.

Кто такая Кете Кольвиц, и какое отношение она имеет Калининграду?

Кете Кольвиц — немецкий график и скульптор, родилась в Кёнигсберге в 1867 году и прожила здесь двадцать четыре года. Она стоит обособленно от течений, которые активно возникают в искусстве двадцатого века. В своём творчестве сосредоточена на вопросах жизни и смерти, темах войны и потери, труда, голода и лишений. Кете Кольвиц обращается к простым людям, старается изображать то, что близко широкому кругу.

Первые художественные уроки художница получает у офортиста Мауэра. Затем учится в Берлине у швейцарского художника Карла Штеуффер-Берна, после — в Кёнигсберге у Эмиля Нейде, а также посещает женскую художественную школу в Мюнхене, где преподаёт живописец Людвиг Гертерих.

Кете Кольвиц, «Автопортрет, смеющаяся». Рисунок, тушь, перо, 1888/89
©Музей Кете Кольвиц Берлин (Фото: студия Бартш/Берлин)

Весной 1891 года Кете с мужем медиком Карлом Кольвицем переезжает из Кёнигсберга в Берлин. Здесь начинается работа над самыми крупными и известными произведениями. С 1910 года Кете пробует себя в скульптуре. 

Шедеврами считаются ее гравюры из цикла «Ткачи» и «Крестьянская война», рисунки из серии «Женщина с мертвым ребенком», скульптурные автопортреты и гравюры на тему Первой мировой войны. После прихода к власти национал-социалистов Кете Кольвиц вынужденно покидает Прусскую академию искусств, где была профессором. С 1936-го запрещают выставлять её работы. Через девять лет художница умирает, не дождавшись конца войны.

Почему сегодня так активно заговорили о творчестве Кетэ Кольвиц?

Искусствоведы и музейные работники говорить о Кете Кольвиц не прекращали. Однако интерес к художнице сегодня усилился, потому что в следующем году исполнится 150 лет со дня её рождения. Во-вторых, удалось найти места, связанные с Кольвиц и её семьей.

Результат поисков и последующих исследований — список из двенадцати мест в Калининграде и области, архив найденных фотографий и рисунков Кёнигсберга периода 1850–1940-х годов, письменные свидетельства Кольвиц и её близких о времени жизни в городе. Правда, всё это в открытом доступе найти пока невозможно. Музейное исследование опубликуют и переведут на русский язык приблизительно в декабре этого года.

Где в Калининграде можно посмотреть работы Кете Кольвиц?

Работ художницы в Калининграде немного. Сегодня в коллекции Калининградской художественной галереи их около восьмидесяти. Большая часть из них находится во вспомогательных фондах музея. Периодически в галереи проходят выставки, где представлены работы художницы. Например, весной 2015 года работала экспозиция «Кёнигсберг эпохи Ловиса Коринта и Кете Кольвиц».

Копия барельефа Юлиусу Руппу рядом с Кафедральным собором.

Нельзя забывать и про барельеф на каменной глыбе около Кафедрального собора, где изображен Юлиус Рупп — дедушка художницы, теолог и преподаватель Альтштадтской гимназии, основатель первой «Свободной евангелической общины». Первый барельеф на этом же месте с надписью «Кто не живет согласно истине, которую сам исповедует, тот является опаснейшим врагом истины» был авторства Кольвиц. Во время войны исчез. В начале семидесятых на его месте появилась работа советского скульптора, однако на ней был изображен не Юлиус Рупп, а отец Кете Кольвиц. Ошибку заметили не сразу. И лишь в 1991 году внучка художницы восстановила историческую справедливость и привезла в Калининград копию барельефа авторства Кольвиц, который мы видим по сей день.

В конце мая 1986 года живописец и торговец произведениями искусства Ханс Пелс-Леусден открыл Музей Кете Кольвиц в Берлине. Именно там находится постоянное и самое полное собрание работ Кете: от графики до скульптуры. Музей художницы также есть в Кёльне на верхнем этаже торгового центра «Neumarkt Passage». В этих двух городах и хранятся наиболее полные коллекции.

Обозначены ли места жизни Кете Кольвиц в Калининграде и области?

Да, но только одно — дом под номером один по улице Некрасова в Светлогорске. На нём можно найти памятную доску с барельефным портретом Кете Кольвиц и надписью на русском и немецком языках «В этом доме прошли счастливые дни юности знаменитого немецкого скульптора и графика Кете Кольвиц (1867–1945), гостившей у своего деда. известного теолога Юлиуса Руппа (1809–1884)».

Работница музея Кете Кольвиц в Берлине Наталья Михайленко подтверждает, что художница гостила в Раушене, однако сомневается, что именно в этом доме.

Вообще, Кете Кольвиц выросла на острове Ломзе, что чуть восточнее Кнайпхофа. В разные времена здесь были и заливные луга, и плантация шелковицы, и рафинадный завод, и машиностроительная фабрика. Сегодня это остров Октябрьский, главные достопримечательности которого «Рыбная деревня» и стройплощадка стадиона. Вероятно, дом семьи Кольвиц находился в районе нынешней новой эстакады. Точное место пока не найдено, поэтому обозначения здесь нет.

«Кройц аптека» на улице Фрунзе.

В девять лет Кете с семьёй переезжает в другой район — на улицу Кенигштрассе (ныне Фрунзе). Семья размещается в доме, который спроектировал отец Кете Кольвиц. Здание также не сохранилось, однако на улице остались постройки конца XIX века, которые похожи по архитектуре на дом, где жила Кольвиц. Обозначений здесь также нет.

Надеемся, что прогуляться по следам кёнигсбергской художницы будет возможно уже летом следующего года. По словам Натальи Михайленко, сегодня был заключён договор с калининградским дизайн-бюро «Пикторика» о создании информационных стендов на местах, связанных с жизнью и творчеством кёнигсбергской художницы, далее предстоит получить разрешение на реализацию проекта у городских властей и приступить к разработке дизайна.

Автор — Анастасия Светогор, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Герфрид Хорст: дед Кете Кольвиц – Юлиус

Герфрид Хорст: дед Кете Кольвиц – Юлиус Рупп – как посредник в распространении учения Иммануила Канта

 

Желая по достоинству оценить жизнь и творчество Кете Кольвиц, просто необходимо вспомнить её деда по материнской линии Юлиуса Руппа, которой родился в 1809 году в Кёнигсберге и скончался здесь же в 1884 году. Перед Кёнигсбергским кафедральным собором стоит памятный камень Юлиусу Руппу с его рельефным изображением, одна из самых ранних скульптурных работ его внучки Кете Кольвиц. Нынешний рельеф — копия оригинала, подаренная внучкой художницы Юттой Бонке-Кольвиц. Рядом с камнем — цитата, его жизненный девиз: «Кто не живет по правде, которую познал, тот сам — злейший враг правды».

Рупп был учителем в гимназии, затем доцентом философии, педагогики и истории в «Альбертине», университете его родного города, с 1842 года он стал евангелическим пастором. Уже год спустя между ним и церковным руководством разгорелся конфликт, потому что Рупп настойчиво требовал чёткого разграничения между церковью и государством, следственно, выступал против «государственного» статуса протестантской церкви, главой которой являлся король Пруссии. По словам Руппа, он требовал такой церкви, «…в которой единственно совесть имеет право на то, чтобы излагать и применять всю историческую веру, и во-вторых, в которой единственно задача обновления человеческой жизни становится содержанием церковно-религиозной работы и деятельности…»

Смысл лютеровской Реформации он видел в возвращении к истокам первичного христианства и к их реализации в жизни каждого отдельно взятого христианина.

Из-за своих уклонистских взглядов Рупп в 1845 году лишился пасторского места, а через год после этого основал первую Свободную евангелическо-католическую общину и стал в ней проповедником. В своих биографических заметках Кете Кольвиц писала: «… Религиозной основой Свободной общины было чистое учение Христа. В философском смысле она смыкалась с Кантом. Члены общины встречались раз в неделю, доступ был свободный, на встречах обсуждались вопросы религии. Воскресные встречи состояли из проповедей Руппа, в которых он постоянно возвращался к нравственной свободе…»

В этой атмосфере христианской вольницы и росла Кете Кольвиц. Её дед Юлиус Рупп был не только теологом, но ещё и политиком, и писателем. В 1848 год он приветствовал немецкую революцию. В 1849 году Кёнигсбергский Союз рабочих выдвинул его кандидатом в Прусскую Палату представителей, и он был избран в парламент. В 1850 году он учредил Кёнигсберский Союз мира. В эссе «Германия и мир народов» в 1851 он писал:

Друзей и сторонников мира часто упрекают в том, что они есть не более чем непрактичные мечтатели. Напротив, мир – это одно из первейших требований здорового человеческого разума, одна из первых потребностей практической жизни, в то время как романтические мечтания как раз в тех направлениях себя уютно чувствуют, которые противопоставлены идее мира меж народами.

Юлиус Рупп перевёл в плоскость практической политики требования, которые Иммануил Кант высказал в своём трактате «К вечному миру». Его внучка Кете Кольвиц выбрала антивоенную тему существенным содержанием и мотивом своего искусства. В 1924 году она писала в письме:

Мой дед Юлиус Рупп умер, когда мне было семнадцать лет, так что я хорошо его знала, у меня оставались в памяти живые воспоминания. … Я бы хотела сказать, что в те годы хорошо чувствовала в себе и деда, и отца, происходя от них обоих. Отец был в непосредственной близости, потому что для меня он был проводником к социализму, понимаемому как долгожданное братство человечества. Но за ним стоял Рупп, личность, находившаяся в связи не с человечеством, но  с Богом. Человек Религиозный.

Как же Рупп связал чистое Христово учение с учением Канта? Он представил это в своей маленькой книге «Иммануил Кант. О характере его философии и об её связи с современностью», которую опубликовал в 1857 году, чтобы собрать деньги на памятник Канту в Кёнигсберге. Он писал:

Всю деятельность Канта можно… обобщить так: он вывел философию за пределы христианства и сделал ее выражением Евангелия. Определённо, царство свободы, о котором говорит Кант, есть ничто иное, как Царство Божие на земле, которое хотел создать Иисус из Назарета, и элементарное объединение истинного человеческого сообщества есть ничто иное, как то, что мы понимаем под Свободной общиной…

Работая в нашем религиозном сообществе над всеобщей задачей рода человеческого, к которой Иисус из Назарета призвал все народы земли, мы одновременно исполняем долг, возложенный на наш город как на место рождения Канта. Да, друзья мои, если уж то, к чему мы стремимся, когда-то будет достигнуто, если то, что когда-то жило в нашем городе, через веру в свободу соединится с подлинным человеческим сообществом, тогда действительно можно будет сказать, что Кёнигсберг воздвиг своему Иммануилу Канту тот памятник, которого тот заслуживает.

Глубокоуважаемый профессор Кольвиц, мы очень рады, что вы вместе с нами прибыли в город, который является местом рождения Иммануила Канта и местом рождения ваших предков. Передаю вам слово и прошу выступить перед нами.

© апрель 2016 Герфрид Хорст

Кэте Кольвиц — Искусство и политика

«Я подтверждаю, что у моего искусства есть цель. Я хочу произвести впечатление в это время, когда люди так беспомощны и нуждаются». Кете Кольвиц, дневник, ноябрь 1922 г.

Модернизм во многом был отказом от традиции. Кате Кольвиц работала в Германии в начале 1900-х годов. Как художник, гравер и скульптор, она исследовала трагедию войны, человеческие условия и человеческие страдания. Главным источником вдохновения Кольвиц в ее работе был личный опыт. Кольвиц была пацифисткой и социалисткой, и это видно по ее работам.
Офорт, ксилография, рисунок, литография – вот материалы и техники, которые она использовала для создания своих работ. Первые рисунки Кольвица изображали рабочих. Немецкая крестьянская война была одной из ее первых серий работ, основанных на зарождающихся рабочих движениях. Ее черно-белые работы часто были связаны с изображением человеческого тела и тематически связаны с социальными комментариями. У Кольвиц была сильная чувствительность к скульптуре, и это начало проявляться в ее работах через ее графически выразительные рисунки и гравюры. Смерть сына Кольвица и продолжающаяся война стали преобладающей силой в работах, которые приобрели вид пассивности, отчаяния и страдания. Кольвиц колебался между идеями социальной революции и нищетой человеческого существования.
В 1930-е годы Кольвиц добилась больших успехов в своей карьере, но вскоре ее заставили замолчать угроза депортации со стороны нацистских лидеров. Кольвиц снова погрузился в депрессию и продолжал создавать работы, изображающие политические события через сгорбленные фигуры, выражающие скорбь, тоску, защиту и смерть.

При просмотре работ Кольвиц важно учитывать личные и формальные рамки при критическом анализе ее работ.

Узники, офорт, 1908 г.

Комментарий

«…Кольвиц экспериментировала с гравюрой на дереве, надеясь найти технику печати, с помощью которой она могла бы передать свое горе, а также усилить и упростить свои образы. Поиск универсальных икон для навязанной войной разрухи , она использовала неотъемлемые качества гравюры на дереве, чтобы выразить грубую агонию войны в человеческой психике, разрезая и выдалбливая дерево, чтобы усилить эмоциональное воздействие своих изображений, и часто выделяя свои черные фигуры на абсолютно белой гладкости непечатной бумаги». (Wye 2004)

«Родители » — гравюра на дереве тиражом 400 экземпляров. Эта работа изображает трагедию войны, эмоциональный ущерб, нанесенный семьям, особенно дома.

ЗАДАНИЕ: Ответьте на приведенные ниже вопросы в расширенном ответе-

Первый анализ; затем опишите работу. Теперь, как вы думаете, как произведение передает смысл?

Как вы думаете, что художник пытается сказать о предмете и материалах? Каковы связи между этими двумя элементами?

Если бы у вас была возможность взять интервью у художника, какие вопросы вы бы ему задали?

ЗАДАНИЕ: Использование формальных рамок — анализ формальных элементов, методов, стиля, символов и метафор, используемых художником.

Дополнительная литература

http://kaethe-kollwitz.de//
http://www.moma.org/collection/artist.php?artist_id=3201
Кете Кольвиц (1867-1945)
Кете Кольвиц — Женское искусство, агитация рабочего класса и материнство

Benton Выставка посвящена творчеству Кете Кольвиц, использовавшей искусство как платформу для активизма

Искусство

6 апреля 2021 г. | Кеннет Бест — UConn Communications

Это первая персональная выставка художника в UConn с 2007 года

На одной из характерно резких гравюр Кольвица изображены рабочие, оплакивающие немецкого коммуниста Карла Либкнехта, убитого государственными войсками в 1919 году. (Кете Кольвиц (1867-1819)45), Gedenkblatt für Karl Liebknecht [Памяти Карла Либкнехта] (1919), офорт, Художественный музей Уильяма Бентона, Коллекция Вальтера Ландауэра Кете Кольвиц.)

Немецкая художница Кете Кольвиц (1867-1945) была гравером, которая использовала свое искусство для защиты от социальной несправедливости, войны и бесчеловечности. Ее имя входит в число имен, которые феминистские активистки, известные как Guerrilla Girls, использовали для разоблачения гендерных и этнических предубеждений и коррупции в политике, искусстве и поп-культуре.

Более 100 работ, созданных Кольвицем, были частью фонда постоянной коллекции произведений искусства в Художественном музее Уильяма Бентона, подаренной Вальтером Ландауэром, профессором генетики животных в Калифорнийском университете и немецким эмигрантом, который собирал исключительно литографии художника, гравюры на дереве. и чертежи. В постоянную коллекцию Бентона также входит коллекция из 89 предметов «Guerrilla Girls Portfolio Compleat (1985–2012)».

Нынешняя выставка Бентона «Активизм Кете Кольвиц через искусство» исследует связь между искусством Кольвиц и ее активизмом с помощью строгих гравюр на дереве, изображающих темы войны, бедности и страданий.

Кете Кольвиц (1867–1945), Selbstbildnis [Автопортрет] (1919), литография, Художественный музей Уильяма Бентона, Коллекция Уолтера Ландауэра Кете Кольвиц.

«Ее работы использовались в листовках, открытках и плакатах на протяжении всей ее карьеры, но особенно в 1920-е годы, когда она стала более политически активной», — говорит Аманда Доуберли, помощник куратора и научный сотрудник The Benton. «На пике своей славы художница предоставила свой мгновенно узнаваемый стиль для поддержки ряда прогрессивных идей, включая антивоенные демонстрации, а также усилия по оказанию международной помощи».

Кольвиц, которая была замужем за врачом, использовала двух своих сыновей, а также женщин и детей из рабочего класса, посещавших клинику ее мужа, в качестве объектов для своих работ, посвященных вопросам политики и истории Германии. Она создала произведения о притеснении силезских ткачей в 1844 году, немецкой крестьянской войне 16 века и Первой мировой войне, когда одной из жертв стал ее сын Петр. Она также сделала много автопортретов.

«Автопортреты действительно примечательны тем, насколько они непоколебимо честны и почти никогда не показывают ее особенно счастливой», — говорит Доуберли.