Народ кеты: происхождение народа, где и как живут, фото

Содержание

происхождение народа, где и как живут, фото

Кеты — чудом сохранившаяся народность, проживающая вдоль берегов Енисея. Несмотря на исконно сибирские корни, кеты имеют генетическую связь с южноамериканскими индейцами. А православная вера не мешает им считать, что в период Творения они спустились на землю со звезд.

Название

Первое упоминание названия «кеты» относится лишь к 20-м годам прошлого столетия. До этого народность, проживавшую вдоль берегов Енисея, называли енисейскими остяками или енисейцами. Это название впервые встречается в российских письменных памятниках XVII-XVIII веков, в период активного освоения сибирских земель. Тогда остяками называли большую часть северных коренных жителей: хантов, югов, селькупов, эвенков. Самоназвание народности «кето» происходит от слова «кет», что значит человек. Вместе с тем до революции отдельные общины кетов называли себя по месту обитания. Например, «утэрец» — имя жителей верховий Енисея, а «пгыуырец» использовали для общего обозначения семей с низовий реки. Часть этнонимов имеет принадлежность к названиям рек или типу местности обитания: кол’лдец — проживающие на реке Подкаменная Тунгуска, где «кол» обозначало название реки, а «дец» имело общее значение «люди». Аналогично образовались названия групп кетов «кас’дец» и «щбац’дец»: «живущие на песке» и «живущие в яру», соответственно.

Где живут

Основная зона обитания кетов — северная часть Красноярского края. Большая часть народности проживает в удаленном от Красноярска более чем на 1 000 км Туруханском районе, вдоль притоков Енисея рек Курейка, Подкаменная Тунгуска, Турухан, Нижняя Тунгуска, Елогуй. Порядка 20% кетов живет в селах Суломай Эвенкийского района и Сым Енисейского.
С приходом в регион русскоязычного населения и повсеместным внедрением принципов социального устройства советской власти большая часть кетов ассимилировалась или покинула родные края. В основном представители народности живут в смешанных деревнях, однако сохранились поселения, где число кетов преобладает. Среди них:

  1. Мадуйка
  2. Келлог
  3. Суломай

Численность

Кеты — одна из самых малочисленных северных народностей, численность которой, по данным переписи 2010 года, составляет 1220 человек. Начиная с 1959 года наблюдается увеличение числа жителей, максимальный показатель показала перепись 2002 года: 1494 человека. Больше всего представителей народности — 215 человек, живет в селе Келлог, расположенном на левобережье реки Елогуй.
В связи с безработицей, тяжелыми социальными условиями, алкоголизмом, высоким уровнем травматизма повышается смертность, а рождаемость, наоборот, падает. Так, сравнивая показатели 1991 года и 2001 годов, исследователи отметили, что число пожилых людей сократилось на 1,2%, а число детей — на 11,2%.
Во многом сокращению способствует неразвитая социальная обстановка: большинство детей отправляют на обучение в интернаты, расположенные в крупных городах. Многие из них после учебы не возвращаются на родину, оставаясь работать или продолжать обучение в региональных и районных центрах.

Язык

Уникальность кетского языка в том, что на сегодняшний день он единственный из живых представителей утерянной еще в XVIII-XIX веках енисейской языковой семьи. Ранее к ней относились родственные по строению и звучанию ассанский и аринский языки, на которых разговаривали другие народности, проживавшие на современной территории Красноярского края.
Кетский язык сложный для изучения и понимания из-за обилия глагольных форм, которых насчитывается несколько сотен. В диалектах важную роль играет интонационное ударение. Существует два основных диалекта кетов: сымский и имбатский, которые имеют значительные различия, однако принадлежат к одной группе. В XIX столетии значительная часть кетов утратила свой язык, перейдя на селькупский.

Интересно, что, несмотря на самобытность, лингвисты находят в языке поразительные переплетения с совершенно непохожими на кетов народностями. Среди них:

  1. Бурушаски — язык малочисленного народа буришей, проживающих вблизи Кашмира.
  2. Сино-тибетские языки — прослеживается связь с диалектами, распространенными в Китае и на Тибете.
  3. На-дене — этническая область проживания индейцев, расположенная в Северной Америке.
  4. Абхазо-адыгские и нахские языки, распространенные на Северном Кавказе.

До 30-х годов сведений о наличии у кетов письменности не существовало. В этот период был создан алфавит на основе латинского, который в 70-х — 80-х годах был изменен на кириллический. Существует русско-кетский словарь, однако 98% представителей народности владеют русским на уровне родного.
Ученые всерьез опасаются за сохранение языка: к 2002 году им владело всего 30% кетов, однако постоянно в речи его использует лишь 1,5%. С конца девяностых годов прошлого века кетский начали преподавать в начальных классах местных школ. Однако высокий уровень миграции и обучение детей в интернатах оказывают негативное влияние на его сохранение.

Имена

До революции у кетов преобладали национальные личные имена, большая часть которых происходила из обычных бытовых слов, обозначающих названия:

  • насекомых
  • птиц
  • животных
  • явлений природы
  • растений

Примеры подобных имен: Кугом, что значит «стрела» и Дирегет — «орел». Кроме того, у каждого кета было бытовое прозвище от соплеменников, которым его чаще всего и величали. Фамилии их произошли от родовых имен предков. Типичные варианты: Имляковы — Имла, Балдины — Баллна, Когоновы — Коуэт. Некоторые фамилии, как и прежде наименования общин, имеют топонимическое происхождение, например, Уленевы — Ул’гыт, Оленевы — Ол’гыт.

История

Основная версия происхождения кетов гласит, что их далекие предки жили здесь как минимум с первого тысячелетия нашей эры. В его конце они смешались с угроязычными тюркско-самоедскими народами, а также пришедшими из Азии кочевыми племенами. Это привело к миграции в верховья и низовья Енисея и расселению по его притокам. Так, на реке Кану осел народ котты, в низовьях Ангары — ассаны, а ближе к Красноярску поселились арины.
Предки кетов обосновались в низовьях Енисея, облюбовав его притоки, реки Кас, Бахту, Сым, Елогуй, Дубчес. К XI-XIII столетию отдельные кетские группы отделились и ушли выше по Енисею на север, где позже вошли в тесный контакт с эвенками, селькупами и хантами. Сохранение аутентичных особенностей вкупе с перениманием черт культуры и быта соседних народов и сформировали самобытную кетскую нацию.
В XVI-XVII веках началось активное освоение русскими царями Сибири, в том числе и земель, на которых исторически проживали кеты. Уже в те времена малочисленная народность не оказала сопротивления, полностью приняв новые правила жизни. Так, в 1607 году кеты вошли в состав Российского государства.

Власти наложили на все местное население ясак — натуральный налог в виде пушнины. Это заставило кетов во многом изменить уклад своей жизни, сменив кочевание на оседлый образ жизни. Исследователи, изучавшие жизнь нации в дореволюционный период, отмечали повсеместную нищету, голод, болезни, низкий уровень жизни и образования.
После революции кеты приняли советскую власть: на базе крупных поселений, силами местных жителей, образовывали колхозы и совхозы. Основным направлением их деятельности остались традиционные кетские промыслы: рыболовецкий и пушной, деревообработка. В это же время разрастаются оседлые поселения, в прошлое уходят чумы и землянки, сменившиеся добротными деревянными домами.
В 90-е годы ситуация в кетских деревнях стала приближаться к критической: каждый 3 житель не имел работы, часть из них вела полу-маргинальное существование. Однако отсутствие работы и «живых» денег привело к возрождению традиционных промыслов: сегодня 80% кетов занимается рыбной ловлей и охотой. Со времен СССР сохранилось огородничество, однако его практикуют далеко не все.

Внешность

Антропологи считают, что формирование внешних признаков современных кетов началось еще в эпоху бронзы. В это время в южной части междуречья Енисея и Оби произошло смешение древних монголоидов с европеоидными представителями жителей Южной Сибири. Долгое время их относили к большому уральскому антропологическому типу, однако позже выделили отдельный енисейский.
Генетические исследования показали, что у мужчин доминирует гаплогруппа Q, которая говорит о связи с селькупами, туркменами и гуннами. Однако, как и у большинства кетов, у 60% южноамериканских индейцев встречается уникальная субклада Q1a. Это приводит ученых к мнению, что они имеют общих предков, часть которых во времена древних миграций перешла по Беринговой территории из Евразии в Америку, образовав в дальнейшем индейские племена. У женщин кетов преобладает гаплогруппа U4, которая связывает нацию с индоевропейцами.

К типичным чертам внешности кетов относят:

  • низкий рост
  • субтильность
  • более темную, по сравнению с соседними народностями, пигментацию кожи
  • темные, плотные, прямые волосы
  • высокое переносье
  • глаза голубого или серого цвета
  • покатый лоб
  • выпуклую спинку носа
  • развитые надбровные дуги

Внешне кеты напоминают американский индейцев, однако их черты лица имеют больше монгольского: скулы менее выражены, лицо более округлое, глаза небольшие.

Одежда

Мужской и женский костюм кетов основан на одежде распашного типа. Основными элементами повседневного наряда были:

  • нательная рубаха: чуть ниже пояса — у мужчин и до середины бедра — у женщин.
  • Натазники — штаны из ровдуги (выделанной из оленьей шкуры замши) длиной до колен или чуть ниже.
  • Летом суконный халат котл’ам или ровдужный хэлтам, запахивающийся на левую сторону у живых, на правую — у мертвых при похоронах. Длина у мужчин доставала до колен, у женщин — до щиколоток.
  • Зимой носили бэсем — стеганую парку из беличьих шкур с мехом внутрь или кат — меховую парку из оленьих шкур. Северные кеты, занимавшиеся оленеводством, носили малицы, свойственные народностям приуральского типа.

Мужчины свою одежду подпоясывали низко, короткими поясами. Женщины для этих целей использовали широкие пояса длиной до 20 м, которыми обворачивались несколько раз, чтобы одежда прилегала плотно. Одежду украшали вышивкой с национальными строго геометрическими орнаментами, защитными символами. В качестве материала использовался бисер, медные бляшки, бейки, меховую окантовку, бусины, нити из белого подшейного оленьего волоса.

На ноги летом надевали туфли-черки из кожи с круглым носом и коротким пришитым голенищем. Альтернативный вариант — доходящие до середины голени полусапоги из ровдуги. Для защиты от влаги и дождя сверху надевали шкурки гагары, снятые чулком. Зимнюю обувь делали из камуса — шкурки оленя с голени, которая не скользила. Сверху к ней пришивали суконное голенище, а внутрь клали сухую траву. Для тепла дополнительно надевали специальные чулки из сукна или ровдуги, мужчины часто крепили их подтяжками, вышитыми бисером.
Традиционный головной убор — платок из покупного ситца. И мужчины, и женщины носили его одинаково: сворачивали по диагонали и завязывали узлом под подбородком. Зимой охотники дополняли их меховыми налобниками из беличьих хвостов, чтобы сохранить голову в тепле, но не закрывать уши для лучшей слышимости. Традиционно же использовался меховой капор из оленьих или беличьих шкур, наподобие эвенкийского.

Интерес вызывает традиционная прическа:

  • дети носили волосы распущенными;
  • юноши и девушки — одну косу с косоплеткой;
  • замужние женщины — две косы с вплетенными в них украшениями из бусин;
  • мужчины — одну косу;
  • вдовы — распущенные волосы.

Мужчины

Мужчина считался главным в кетском обществе, решал все социальные вопросы. Из числа мужчин выбирались старейшины, собиравшие ясак и назначавшие общественных торговцев, реализовывавших пушнину в других поселениях. Задача мужчины — обеспечить пропитание и жилье своей семье. Наследование происходило по мужской линии к младшему сыну, могло переходить к братьям покойного. Однако в случае, если близких родственников мужского пола не было, принять наследство могла жена.

Женщины

Женщины играли в кетском обществе второстепенную роль. Они приходили в дом к мужу и брали на себя все заботы по ведению домашнего хозяйства. Больше всего в них ценились трудолюбие, кроткий нрав, хозяйственность, владение ремеслами. Им запрещалось участвовать во многих религиозных ритуалах, переступать через оружие: на всякий случай, перед охотой его специально окуривали, чтобы очистить от женского духа.
Этот обряд восходит к древней мифологии кетов, где жена верховного мужского божества Есь, которую звали Хоседэм, разгневала мужа. По поверью, она изменила ему с Месяцем, за что было свергнута из верхнего мира на землю. С тех пор она стала олицетворять зло, нагонять беды и несчастья, повелевать злыми духами. Однако женщин не обижали и не унижали, относились к ним с любовью, ценили, как матерей и жен.

Семейный уклад

Кеты жили небольшими одно- или двух-поколенными семьями, детей в которых было немного. По традиции старшие сыновья строили свои дома сами, дочери уходили в дома мужей, а младший сын наследовал все накопленное родителями.
Малые семьи чаще всего жили рядом со своими родственниками, образуя большие родоплеменные общины. Число чумов в них в среднем составляло 8 штук, однако встречались и крупные поселения до 30-40 чумов. Это объяснялось кочевым укладом жизни, когда зимние стоянки менялись на летние и наоборот.
Во многих родовых общинах строго запрещались браки между ее членами. В других же, наоборот, долгое время сохранялись пережитки левирата и сорората. Брачный возраст у девушек составлял 15-17 лет, у юношей — 17-19 лет. Поскольку свадьбы случались по сговору, часто девочка начинала жить в семье мужа в 11-12 лет. Случались и обратные ситуации: чтобы не отпускать из семьи рабочие руки, девушку не выдавали замуж до 20-25 лет.

Жилище

Традиционное летнее жилище кетов — конусообразный чум из бересты, посаженной на тонкие прутья, скрепленные вверху специальными сучками или обручами. Зимой и в постоянных местах обитания строили полу-землянки, которые называли баннусами. Их укрепляли вертикальными столбами, верх покрывали землей, дерном или ветками, зимой делали ледяные окошки. Пол засыпали грунтом, сверху клали пихтовый лапник, который раз в 2-3 дня заменяли.

Жилище состояло из одной комнаты, в которой оборудовали открытый очаг, наподобие камина, который назывался чуваш. В центре находилось несколько низких столов из дерева, за которыми обедали. Летом часто жили в лодках-илимках: они отличались большими размерами, имели мачту и парус, а также довольно просторную каюту, обшитую сверху берестой. Она состояла из двух частей: в первой жили, а во второй хранили утварь.

Жизнь

Традиционные занятия кетов — охота и рыболовство. Последним занимались круглый год, однако основной улов приходился на лето, тогда же делали запасы на зиму: рыбу вялили, сушили и солили. Для ловли использовали сети и остроги, делали примитивные лодки-долбянки или усовершенствованные илимки с мачтами и каютой. Оленей разводили лишь в северных поселениях и использовали в качестве транспорта.
80% охотничьего промысла составляли белки: их пушнину использовали для погашения ясака и применяли в быту. Реже добывали горностая, колонка, соболя, используя для этих целей специальные сети с колокольчиками: этот метод они переняли лишь в XVIII столетии у русских.

Большую важность имела охота на диких оленей и лосей: в ремеслах и быту использовались их шкура и рога. Летом охотились на диких уток, ставили силки на глухарей. Для охоты использовали луки, с приходом русских повсеместно распространилось огнестрельное оружие.
Особое отношение было к охоте на медведя: на хозяина леса ходили целыми общинами, разделывали тушу в лесу, а шкуру отдавали охотнику, выследившему зверя. Затем устраивали большой праздник, во время которого ели медвежатину, исполняли ритуальные песни и танцы. Медведь был сакральным животным: считалось, что в его обличье приходят духи предков.
Высоких успехов кеты достигли в металлургии: изготовленные ими ножи и наконечники для стрел ценились во всем регионе. Мужчины занимались обработкой дерева и рогов, женщины шили из шкур и покупного сукна одежду, вышивали, делали домашнюю утварь из бересты, создавали меховые аппликации.

Религия

Формально кеты исповедуют православие, однако фактически оно тесно переплетено с традиционными верованиями. Считается, что христианство удалось закрепить в регионе еще в XVIII столетии, однако на деле его приняли лишь в конце XIX века, когда миссионеры стали трактовать священные тексты с учетом местной мифологии.

Кеты делили мир на верхний, где обитало верховное божество Есь, нижний, где жили люди, и подземный со злыми духами. О происхождении народа существует космологическая теория: кеты считают, что они прибыли сюда со звезд, в знак чего украшают свою одежду символическими знаками.
Шаманы в части селений играли факультативную роль: делали предсказания и занимались знахарством. В большей части общин они были незаменимы: участвовали в похоронных и свадебных обрядах, могли влиять на погоду, проводили ритуалы для успешной охоты.

Традиции

Как и у многих других народов, у кетов особую ценность представляют похоронные и свадебные традиции, многие из которых сохранились до сегодняшних дней. Свадьба начиналась со сватовства: жених с родственниками привозил к чуму выбранной невесты котел с дарами: беличьими шкурками, украшениями, сукном. В случае положительного решения котел оставался нетронутым, при отказе его переворачивали вместе с подарками.
Решение о свадьбе принимали старшие родственники невесты. Далее происходило обсуждение со сватами размера выкупа, который составлял от 150 до 450 беличьих шкур: собирать его сторона жениха могла годами. Свадебный ритуал проводил шаман: он связывал косы жениха и невесты, после чего обходил вокруг них три раза, закольцовывая их общность. Во время свадебного пира муж и жена сидели в разных чумах, а их родные веселились, устраивали соревнования по стрельбе из лука и народные гулянья.
Похоронные обряды делились на традиционные земные и воздушные. Ко второму варианту прибегали, когда хоронили мертворожденных, детей до года и шаманов. Их заворачивали в оленьи шкуры, часто дополнительно клали в деревянный гроб. После этого тела умерших размещали на ветвях деревьев или в специально выдолбленных стволах. При похоронах в земле глубоко закапывали уважаемых и богатых людей, а у бедных могилы были неглубокими.

Особенности

Отличительная особенность кетов — низкий рост. Его средний показатель составляет 140 см у мужчин и женщин, что делает кетов самой низкорослой нацией в континентальной части Евразии. Для сравнения, средний рост пигмеев, которые в общем представлении считаются самыми низкорослыми в мире, составляет 144 см.

Удивительным образом сохранившаяся аутентичность кетов на протяжении последних столетий находится под угрозой: с каждым годом все меньше представителей нации владеет родным языком и остается жить в исторической местности. Важная задача в этой ситуации — создание этнографических парков и улучшение социально-культурного положения народности.

Видео

Кеты — язык и история народа, одежда и фото

Факты

Численность в РФ — 1219 человек

Основной регион — Красноярский край

Родной язык — кетский

Владение родным языком — .

Истоки — нижнее и среднее течение Енисея

Содержание:

  1. История происхождения
  2. Где живут?
  3. Язык кеты
  4. Религия, обычаи, название
  5. Жилище
  6. Внешность
  7. Быт кеты
  8. Культура и традиции
  9. Национальная одежда

Кеты – коренной народ Сибири, численностью приблизительно 1000 человек. Кеты одушевляют окружающую их природу, поэтому относятся к ней бережно, верят в существования злых и добрых духов. Это отразилось в традициях, обрядах, праздниках и стиле жизни.

История происхождения

Остается большой загадкой происхождение кетов, так как история этого народа затерялась, и остались только сказания и предания, по которым исследователи пытаются строить и обосновывать предположения. По легендам, кеты – это кочевники, пришедшие на Енисейские земли, спсасаясь от преследования племен, которые в сказаниях называются «тысьтади», или «каменные люди». Раньше кеты проживали на плодородных землях у верховьев рек в изобилии и достатке. Но были вынуждены преодолеть тяжелый путь через горные хребты и остановиться в Туруханской долине Енисейского края.

По другим сказаниям, народ кетов населял Южную Сибирь, где располагались также поселения:

  • яринцев;
  • асанцев;
  • бахтинов;
  • других енисейскоязычных.

Примерно в I-м тысячелетии до н.э. предки кетов начали конфликтовать с тюрко-самодийско-угроязычным населением, что и привело их к миграции на енисейский Север. Поселились племена в притоках среднего Енисея: Сыму, Елогую, Касу, Бахте и Дубчесу. Отдельные кетоязычные группы передвинулись на север и осели на притоках Среднего Енисея в IX—XIII вв., где, проживая с селькупами, хантами и эвенками, формировали свою самобытную культуру. Со временем они продвигались на север до рек Курейка и Турухан и озера Мадуйское.

До прихода русских кеты жили родоплеменным строем и освоили металлургию. В 1607 году стали частью Московского государства. Вместе с некоторыми северными народами в российской документации их именовали «енисейскими остяками».

Где живут?

Местом проживания кетов стала Сибирь: просторы Красноярского края, особенно его северная сторона. В настоящее время они живут в селах Туруханского, Эвенкийского районов Красноярского края. Больше всего кетов в поселках Суломай, Мадуйка и Келлог.

По сведениям на 2002 г., в Красноярском крае и его населенных пунктах проживало около 700 человек.

  • поселок Суломай – 148;
  • село Туруханск – 126;
  • поселок Келлог – 215.

Численность народа в 2002 году составляла 1494 человека, несколько десятков которых проживали и в самом Красноярске. В основном кеты населяют села и деревни: в город переезжают немногие.

Язык кеты

Язык кетов относится к енисейской языковой семье. Есть предположения, что енисейские языки имеют очень отдаленное родство с нахским, адыго-абхазским и сино-тибетским языками. Язык делится на несколько диалектов: южный, центральный и северный.  Южный в свою очередь подразделяют на подкаменно-тунгусский и елогуйский говоры. Еще в 1930-х годах кеты используют алфавит с латинской основой, а уже в 80-е годы разработали новый, основой которого была кириллица.

Постепенно нация кетов стала утрачивать свой народный язык. Примерно в 2002 году по всему Красноярскому краю на родном языке говорило всего 365 человек (из 1189), остальные общались на русском. Дети кетов, которые попадали в школу, стали изучать русский и постепенно на нем общаться, поневоле начиная забывать свой.

В наши дни всего лишь 20% кетов считают свой язык родным, в основном это люди в возрастной категории от 50 лет и старше. На данный момент, по предварительным оценкам специалистов, число носителей, к сожалению, составляет не больше 150 человек. Из-за своей редкости и сложно устроенной глагольной морфологии кетский язык является объектом интереса лингвистов.

Религия, обычаи, название

Название народа произошло от слова «кет», что в переводе означает «человек». Но кетами их называли только с 1920 года, до этого они звались остяками или енисейцами, енисейскими остяками. Также название этническим группам давали в связи с местом расположения или соплеменники нарекали некоторые группы по названию реки, в окрестностях которой они проживают. Еще названия могли отражать природные условия или особенности их местности, это «живущие на песке или на яру», «береговые» или «лесные».

Для религии кетов характерно одушевление живой природы. По их вере все сущее на земле обладает душой. Например, растущее дерево они считают одушевленным, а то, которое уже срубили, – неодушевленным. Также народ верил, что есть люди, которые слышат голоса неодушевленных предметов. Считалось, что они слышали стон каждого растения или дерева, гибнущего от рук человека.

Мясо птиц не принимали в пищу, т.к. птицы в религии кетов почитались. Кеты верили, что первым в мире шаманом был орел, который научил народ Сибири своему искусству. А самые могущественные и великие волшебники превращались в лебедей. Великий шаман в период камлания превращается в птицу, которая в силах облететь полмира. Самыми почитаемыми птицами считались орел, гагара и лебедь.

По традиции задача мужчины состоит в том, чтобы убить животное, а женщины – нести добычу домой. Именно на женщин возлагалась ответственная миссия разделывать тушу, не нарушая целостности кровяных сосудов и суставов. Все это дает возможность животному возродиться. Племя верило, что при помощи пищи можно получить свойства, которыми обладало то или иное животное. Например, проглотив глаза медведя, не жуя, человек становится долговечным, сильным и бесстрашным, как хозяин тайги. Прибавить осторожности как у птицы можно проглотив сердце глухаря.

В представлениях народа мир делился на:

  • верхний – небесный;
  • средний – людской;
  • нижний – подземный.

Миры были населены хорошими и плохими духами. По кетской мифологии добрым считали божество Есь. Его жена, Хоседэм, изгнанная с небес на землю, была олицетворением зла. Поэтому женщина считалась «нечистым» существом. Многие приняли православное крещение после приезда в Сибирь российских миссионеров и землепроходцев.

Основные обычаи кетов лучше всего раскрываются через их хозяйство, мифы, сказания, легенды:

  • охота совершалась после того, как опытный охотник принесет добрую весть из тайги и созовет совет мужчин, постучав лыжами друг об друга;
  • на все праздники приглашали сказителя, который рассказывал мифы о героях и богатырях, что защищали свой народ;
  • в лодке обязательно должен быть чум. Река играет важную роль в жизни племени. Ее делят на верховье и низовье, где живут духи. Старики по обычаю стараются с детства обучить мальчиков правильно строить лодку и подбирать дерево. Средства для передвижения на воде должны быть крепкими и большими. Скорее всего, этот обычай пошел из тех времен, когда рыболовы отправлялись в далекие края, где добывали много рыбы.

На основе обычаев предков складывались сказания, которые передавались из уст в уста.

Жилище

Жили предки кетов в традиционных полуземлянках – «земляных чумах». Полуземлянку еще называли баннус, она имела каркас в форме квадрата, сооруженный из бревен, и земляное покрытие. Были также чумы конической формы – кус, их покрывали лоскутами бересты, сшитыми между собой в большое полотно. Сводчатые шалаши обычно применялись как временное жилье, изготавливали их из изогнутых прутьев с берестяным покрытием. Мужчины, вышедшие на рыбалку, жили в лодках.

Постепенно этнические группы перестали кочевать и осели на одном месте. Тогда начали строить дома в виде срубов, отказываясь от земляных чумов. Хотя иногда их еще используют как временное жилье на промыслах.

Внешность

Внешне кетский народ похож на американских индейцев. Но в очертаниях их лиц все же больше монгольского: не сильно выраженные скулы, округлое лицо и маленькие, немного узковатые глаза. Эти люди обладают некоторыми типичными чертами внешности:

  • темная пигментация кожи;
  • прямые и густые волосы;
  • голубой или серый цвет глаз;
  • очень развитые бровные дуги;
  • маленький рост.

Исследователи предполагают, что внешние признаки сформировались еще в период бронзового века, когда в местах их обитания произошло смешение нескольких наций монгольского и европейского происхождения.

Быт кеты

Основными занятиями были рыболовство и охота, еще кеты как народ славятся искусством изготовления деревянной посуды, охотничьего снаряжения, лодок и лыж. Главным промыслом у кетов была охота на копытных зверей: оленя или лося, водоплавающих животных и боровую дичь, белок, соболя и медведя. Массово ловили рыбу, устанавливая загородки с плетеными ловушками (в народе такие называли коцтом).

Охота приносила поселенцам мясо и шкуру. Последними они утепляли жилище и шили одежду. Шкуры и рога лосей и оленей широко использовали кетами в быту. Большое значение имеет улов шустрых маленьких зверьков – «пушной зверь», чьи шкуры они выменивали на чай, соль или табак, оплачивали ими налог. Пушной налог называли «ясак».  Летом ставили силки на глухарей и диких уток. На медведя шли большими общинами, тушу зверя разделывали в лесу, шкуру отдавали охотнику, который выследил зверя.

Охотились племена коллективно с участием большого количества мужчин. Первым в тайгу отправлялся самый опытный (обычно глава поселения), чтобы выследить добычу. По возвращении в деревню он снимал лыжи на пороге чума и громко ими стучал друг о друга, таким способом созывая на совет всех остальных охотников. После того как принесенная опытным охотником новость доходила до всех, мужчины отправлялись на охоту, где коллективно убывали зверя. Но тушу домой не несли. Так как по поверьям считалось, что именно женщина должна принести тушу убитого зверя домой и разделать ее.

Оружием служили стрелы и лук. Наконечники стрел смазывали рыбьим жиром, который протух или испортился. Если животное не сразили насмерть сразу, то именно жир и убивал его. Луки кетов были популярны и среди других племен и народов – это не только инструмент для охоты, но и способ защиты от врагов и неприятелей.

Популярным у этого народа была и рыбная ловля: сбор даров кормилицы-реки. Они даже путь свой измеряли реками, спрашивая у встречного: «На какой реке ты живешь?» или «Сколько рек нужно пройти?». По поверьям кетов, у верховья реки живут добрые духи, а у низовья – злые, это считается нижним миром и для человека он не предвещает ничего хорошего.

На рыбалке мужчины пользовались острогами, неводами и мордами. Морда – это специальная рыболовная снасть-ловушка. По рекам и озерам они передвигались на лодках, которые делали из дерева. Некоторые производились очень большими (до 15 м длиной) для того, чтобы их можно было использовать как временное жилище во время летней рыбалки. И называли их «илимками». Устанавливали на них мачту для паруса и шалаш, покрытый берестой. Очень интересным был и способ передвижения. При тихой погоде лодку тянули люди и собаки вдоль берега при помощи веревок. А весла использовались только тогда, когда нужно было переплыть с одного берега на другой.

Мальчики изучали искусство постройки лодок с самого раннего детства. Они вырезали ее из цельного ствола ветки под присмотром отца или наставника, который объяснял и учил, как выбирать дерево и делать лодку.

Культура и традиции

Культура кетов сохранилась до нынешних дней.

Фольклор нации состоял из сказаний и мифов, которые повествовали о зарождении мира и человечества. Рассказывали о мифических божествах, которые вели борьбу между собой. Например, Альбэ, который был превращен в окаменелый хребет, защищая людей. Очень популярными были сказки о Кайгусе – покровителе лесной живности, который посылал удачу на охоту и промысел, и сказки – легенды о животных. О злой Кэлбэсам, которая вводила в заблуждение и обманывала людей. Очень любили кеты и импровизированные песни, загадки.

Декоративно-прикладное искусство кетов это:

  • вышивка, нить для которой делали из подшейного волоса оленя;
  • изготовление орнаментов из бересты;
  • производство аппликаций из меха;
  • резьба по кости или дереву.

Музыкальные инструменты делали из кости или дерева. Это и варган, и струна – жила, смычковая лютня или музыкальный лук.

Племена кетов очень любили праздники, главным действующим лицом которых становился местный сказитель. Он рассказывал легенды о силах добра и зла, животных и героях, которые вели борьбу за свой народ. Героем кетского фольклора стал Бальнэ, имя которого переводится как «Черемуховая палица». Назвали его так из-за палки черемухи, которой он и разгонял всех врагов. Есть предположения, что черемуха для кетов была священным деревом.

Учитывая, что кеты приняли православную веру еще в XVIII в., они все же сохранили свои традиционные культы и поверья, сформировавшиеся из легенд, рассказов и мифов.

У кетов было несколько культов:

  • огня;
  • духов семейных ограничителей;
  • духов – хозяев мест и промысловых животных.

Существовал ритуал (медвежий праздник), который устраивался в случае добычи стража тайги. Считалось, что в образе медведя в этот день к живым приходят умершие родственники. Почитались шаманы, главной задачей которых было излечение от хворей и различного рода предсказания. Они совершали свадебные обряды, влияли на погоду и проводили специальные ритуалы для успешной охоты. 

В начале XX века кеты жили семьями, которые объединялись по родству в отдельные группы. В таких родственных группах могло быть до 8 чумов, в которых живет отдельное семейство. Браки они заключали методом сватовства и договоренности. При сговоре проводили обряд, во время которого родственники со стороны жениха брали медный котел и, наполнив его подарками, доставляли к чуму невесты. В число подарков входили:

  • платки;
  • беличьи шкуры;
  • поделки;
  • иногда украшения.

Если жених находил котел перевернутым, это свидетельствовало об отказе, а принятые подарки – о согласии. После согласия родственники обеих сторон договаривались о размере выкупа за невесту. Когда в семье рождался ребенок, то ему обязательно слагали песню с особым индивидуальным мотивом. Совсем недавно ушел из жизни охотник, который умел петь «личную песню» на кетском родном языке. Это песня, которая дарится родителями ребенку при рождении, слова дополняются в течение всей жизни человека, имеет сугубо персональный мотив. Теперь это искусство считается полностью утраченным и уникальным.

Похоронные обряды — это тоже своего рода национальная особенность. Кеты делали захоронения в земле и так называемые «воздушные».  Уже ближе к XX веку воздушные применялись только для шаманов и детей. Их устраивали в пне срубленного дерева.

Национальная одежда

Национальные костюмы не были разнообразными. Носили кеты суконный халат на запах, который был длинной до колен. На ноги надевались носки из шерсти и обувь из кожи. Для женской одежды использовалось более яркое сукно, добавлялось больше вышивки.

Зимой сверху надевалась шуба из заячьего меха, в качестве ремня использовали узорчатый кушак для мужчин, а женщины обвивались длинным поясом в несколько раз. На голову и мужчины, и женщины надевали белый ситцевый платок.

В каждом чуме люди устанавливали хранителей очага и присваивали им особое место в доме. Эти куклы назывались «алылы». Народ верил, что днем алылы спят, а ночью бродят по чуму, изгоняют злых духов, следят за огнем.

Список литературы:

  1. https://bigasia.ru/content/pub/review/kety-zagadochnyy-narod-sibiri/
  2. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D1%82%D1%8B
  3. https://krsk.aif.ru/ekologiya/kvashenaya_ryba_i_unikalnye_obryady_chto_izvestno_o_narode_ketov
  4. http://xn--80aaxebbbcxktdegd6t.xn--p1ai/kmns/kmns/0/id/15063
  5. https://www.wikiwand.com/ru/%D0%9A%D0%B5%D1%82%D1%8B

Президент Байден объявляет о ключевых назначениях в Президентском комитете по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями

ВАШИНГТОН. Сегодня президент Байден объявляет о своем намерении назначить следующих лиц членами Президентского комитета по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями:

  • Шон Алеонг
  • Пол Аронсон
  • Пол Боскинд
  • Ева Баннелл
  • Джеймс Т. Бретт
  • Хиллари Данн Станиш
  • Kara Jones
  • Nicole Jorwic
  • Cathy Kanefsky
  • M. Brent Leonhard
  • Joseph M. Macbeth
  • Gabriel Martinez
  • Lucy Meyer
  • Tia Nelis
  • Santa Perez
  • Nick Perry
  • James Trout
  • Wendy Strauss
  • Liz Weintraub
  • Jordyn Zimmerman

Президентский комитет по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями выступает в качестве федерального советника президента и министра здравоохранения и социальных служб по вопросам, касающимся лиц с умственными недостатками. В состав Комитета входит 21 гражданин, срок полномочий которых составляет два года. Лица, назначенные в этот комитет, отражают разнообразие Америки и включают людей с ограниченными интеллектуальными возможностями и членов их семей, исследователей, поставщиков услуг и других специалистов, представителей сообщества и бизнеса, а также сторонников систем.

Шон Алеонг, член, P местного комитета по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями

Шон Алеонг — молодой афроамериканец с церебральным параличом и умственной отсталостью, а также активист движения за гражданские права. . Он учится на втором курсе Университета Темпл, где изучает юриспруденцию, недвижимость и финансы. Алеонг является старшим советником студенческого самоуправления Темпл и входит в Совет советников Института Темпл по делам инвалидов. Он также является стажером в организации Disability Rights Pennsylvania и членом NAACP. Ранее он был членом Консультативной комиссии полиции Филадельфии и Совета директоров The Arc of Philadelphia, организации, которая защищает права людей с ограниченными возможностями.

Paul Aronsohn , Член президентского комитета по людям с интеллектуальными нарушениями

Пол Аронсон в настоящее время служат в роле государственных положения в штате Нью -Джерси для отдельных лиц с интелляционными или развивающимися расщеплениями и развитиями и развитиями, и их развитиями и развитиями, и их развитиям и развитием, и их развитиям, и их развитию и за развитиям. который он был назначен губернатором Филом Мерфи в апреле 2018 года. Таким образом, он выступает в качестве ведущего защитника администрации и союзника жителей Нью-Джерси, нуждающихся в критически важных услугах и поддержке, начиная с раннего детства и заканчивая взрослой жизнью. Аронсон занимал должности как в государственном, так и в частном секторах, будучи мэром Риджвуда, штат Нью-Джерси, а также в Государственном департаменте США при администрации Клинтона. Понимание и страсть Аронсона к проблемам инвалидности коренятся в его семейном опыте. Он так многому научился у своих братьев и сестер, в том числе у своей сестры Патти, которая прожила свою жизнь с ограниченными возможностями, а также с огромной силой, мужеством, грацией и красотой. Он также узнал от их матери, Марго, которая была основным опекуном его сестры.

Пол Боскинд , член Президентского комитета по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями

Пол Боскинд, доктор философии, главный специалист по вопросам здравоохранения, является лицензированным психологом, основателем и Ohavioral Health Organization. Боскинд — человек с ограниченными возможностями, так как по закону он слепой. Его докторская программа была сосредоточена на клинической и школьной психологии, а его докторская диссертация была посвящена адаптации к физическим недостаткам с акцентом на адаптации к слепоте. Он работал с инвалидами в Helen Keller Services for the Blind, Фонде эпилепсии и Lighthouse for the Blind. Боскинд имеет опыт работы с людьми с ограниченными интеллектуальными возможностями в любом возрасте и в различных условиях, включая программы дневного лечения, групповые дома, защищенные мастерские и школьные учреждения. Он работает в Руководящем совете Фонда борьбы со слепотой, в Консультативном совете Маяка Сан-Антонио для слепых и в Рабочей группе по правам инвалидов в Центре сравнительного равенства и антидискриминационного права в Беркли при Юридической школе Калифорнийского университета в Беркли.

Ева Баннелл , член Президентского комитета по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями

Ева Баннелл — гордый бывший федеральный сотрудник. Она работала в офисе представителя Джона Б. Ларсона (CT-01) в Конгрессе, дослужилась до окружного директора, а в последнее время занимала должность старшего специалиста по партнерским отношениям и регионального руководителя Конгресса и племен в регионе переписи населения Нью-Йорка по переписи населения 2020 года. За время работы в качестве федерального служащего она получила премию Джона Джозефа Моукли за образцовую государственную службу и бронзовую награду Бюро переписи населения США 2020 года для команды Конгресса. Она также работала директором по связям с государственными органами в Детском медицинском центре Коннектикута и защитником интересов семей, в которых есть дети с особыми потребностями. Баннелл в настоящее время является президентом совета директоров благотворительной организации Майкла Болтона. Баннелл больше всего гордится тем, что является партнером своего мужа Чарльза и мамой четверых детей. Ее первый ребенок, который скончался в возрасте 26 лет, родился с серьезным заболеванием головного мозга, из-за которого она стала глубоко инвалидом и слабой с медицинской точки зрения. Ее прекрасная дочь Хасинта была вдохновителем тогдашнего сенатора Кристофера Дж. Додда в разработке федерального Закона о семейных отпусках и отпусках по болезни.

Джеймс Т. Бретт, член Президентского комитета по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями

Джеймс Т. Бретт занимал пост президента и главного исполнительного директора Совета Новой Англии, старейшей в стране беспартийной региональной бизнес-ассоциации. , с 1996 года. Бретт является защитником прав людей с ограниченными возможностями, выступая в качестве председателя как Комиссии губернатора Массачусетса по умственной отсталости, так и Комиссии по защите инвалидов. Он также является заместителем председателя Национального совета по делам инвалидов. Ранее Бретт был президентом совета директоров Массачусетской ассоциации психического здоровья. Он был введен в Зал славы Специальной Олимпиады Массачусетса и удостоен Премии Эдварда М. Кеннеди за лидерство от Юридического центра по вопросам инвалидов. Массачусетский университет в Бостоне учредил кафедру Джеймса Т. Бретта, единственную в стране кафедру по инвалидности и развитию рабочей силы.

Хиллари Данн Станиш , член президентского комитета по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями

Хиллари Данн Станиш имеет синдром этого старшего брата, и у нее есть старший брат с Ангелманом посвятила свою карьеру и волонтерскую деятельность помощи людям с инвалидностью и их семьям. Данн Станис является старшим юристом в Юридическом центре по вопросам инвалидов, Агентстве по защите и защите интересов штата Массачусетс, где она занимается пропагандой надлежащей общественной поддержки и услуг для лиц с нарушениями интеллекта и развития, а также проведением расследований жестокого обращения и пренебрежения. В течение нескольких лет Данн Станиш работал в Массачусетском совете по проблемам развития. В настоящее время она входит в руководящий комитет The Arc of Massachusetts и является сопредседателем совета директоров Massachusetts Sibling Support Network. Данн Станиш является выпускником Школы права Северо-восточного университета и Университета Тафтса.

Кара Джонс , член Президентского комитета по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями

Кара Джонс является членом многих групп самозащиты. К ним относятся Project ACTION!, региональная коалиция самозащиты и групп самозащиты из округа Колумбия, Мэриленда и Вирджинии, и People on the Go of Maryland, общественная правозащитная группа, состоящая из людей с интеллектуальными и/или отклонения в развитии. Джонс также участвует в программе «Ожидания имеют значение: моя жизнь, мой план, мой выбор», которая представляет собой программу обучения личностно-ориентированному планированию для людей с ограниченными возможностями и членов их семей.

Николь Йорвик , член Президентского комитета по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями

Николь Йорвик является руководителем кампании Caracross Generations в организации Advocacy and Generations. До прихода в Caring Across Йорвик был старшим директором по общественной политике и старшим исполнительным директором по защите интересов штата в The Arc of United States. Прежде чем приехать в округ Колумбия для работы в Федеральной адвокатуре, она работала старшим советником по вопросам политики и менеджером инициативы Employment First в Иллинойсе. До этого назначения Йорвик был генеральным директором/президентом Института государственной политики в отношении людей с ограниченными возможностями. Она также является опытным юристом по специальному образованию и защитником учащихся с ограниченными возможностями и их семей. Йорвик, прежде всего, брат — ее брату Крису 32 года, и у него аутизм.

Кэти Канефски , член Президентского комитета по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями

Личный опыт Кэти Канефски подпитывает ее стремление служить организациям. У Канефски и ее мужа Карла трое сыновей. Тридцатилетние близнецы Сэм и Адам родились на четыре месяца раньше срока и живут со значительными физическими и умственными недостатками, включая аутизм. Их 28-летний сын Стивен и его жена Александра работают учителями специального образования. После 14 лет работы на руководящих должностях в March of Dimes Канефски создал и возглавил национальные полевые операции для Autism Speaks. После пяти лет работы директором по развитию в компании A.I. duPont Hospital for Children, сейчас она является президентом и главным исполнительным директором Food Bank of Delaware. Ее решимость помочь тем, кто ищет лучшее будущее, является основой для улучшения профессиональной подготовки и возможностей трудоустройства в Food Bank для всех людей, включая людей с ограниченными интеллектуальными возможностями.

М. Брент Леонхард, член Президентского комитета по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями

М. Брент Леонхард является адвокатом в офисе юрисконсульта конфедеративных племен индейской резервации Уматилла. Он провел свою карьеру, выступая за продвижение и расширение прав племенных наций и граждан. В 2011 году Леонхард был назначен в федеральную/племенную оперативную группу по борьбе с домашним насилием генерального прокурора Эрика Холдера. В 2015 году он был назначен в Консультативную группу по вопросам племен Комиссии по вынесению приговоров США. Как родитель аутичного ребенка, он хорошо знаком со структурными и системными проблемами и разочарованиями, с которыми сталкиваются люди с нарушениями интеллекта или развития. Леонхард намерен выступать за значительные улучшения федерального законодательства и политики в этой области.

Джозеф М. Макбет , член Президентского комитета по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями

Профессионал Джозеф М. Макбет является президентом и исполнительным директором Национального альянса по прямой поддержке. первый сотрудник, нанятый организацией в 2011 году. Работая в Нью-Йорке, Макбет сотрудничал с Государственным университетом Нью-Йорка, чтобы помочь более чем 500 специалистам прямой поддержки в продвижении своего образования в колледже с помощью «Сертификата об обучении инвалидов». Он является приглашенным преподавателем в Национальном консорциуме лидеров по нарушениям развития и в настоящее время входит в состав Национального консультативного совета Колледжа прямой поддержки. В 2016 году Макбет был назначен членом Консультативного совета Центра юстиции штата Нью-Йорк по защите людей с особыми потребностями. В 2019 году, он был назначен Администрацией общественной жизни членом комитета Национального форума качества по личностно-ориентированному планированию и был отмечен Национальным историческим проектом признания за значительный национальный вклад в области умственной отсталости и нарушений развития.

Габриэль Мартинес , член президентского комитета по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями

Габриэль «Гейб» Мартинес в настоящее время является со-координатором проекта в Центре передового опыта в области инвалидов Университета Аризоны в Соноране, где он два года работал навигатором и офисным помощником. В 2016 году он окончил проект SEARCH Соноранского центра, программу подготовки к трудоустройству. Мартинес является постоянным спикером и тренером вебинаров, гостевых лекций на курсах, презентаций в старших классах, обучения студентов-медиков в Медицинском колледже Университета Аризоны в Тусоне, а также сокоординатором программы перехода и трудоустройства, ориентированной на коренную молодежь, под названием Finds. Их путь: сообщества переходной молодежи. Он работает в качестве навигатора сверстников в нескольких проектах, включая Круглый стол Transition AHEAD, комплексную программу перехода от молодежи к взрослому. Мартинес входит в группу лидеров по решениям для самоадвокации и представляет Соноранский центр в Совете Ассоциации университетских центров по вопросам инвалидов по лидерству в защите интересов.

Люси Мейер , член президентского комитета по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями

Люси Мейер является международным защитником молодых людей с ограниченными возможностями. Она тесно сотрудничала со Special Olympic, Best Buddies и ЮНИСЕФ. Она родилась с церебральным параличом в результате кислородного голодания в течение пяти минут при рождении. Первоначально врачи говорили, что Люси, возможно, никогда не сможет сидеть или глотать, но она с гордостью заявляет, что врачи ошибались. С 2013 года она неустанно работает над тем, чтобы молодые люди с ограниченными возможностями, где бы они ни находились, получали качественное медицинское обслуживание и образование, а также получали удовольствие от спорта и участия в жизни общества. Ее пропаганда принятия и включения молодых людей с ограниченными возможностями привела ее в Организацию Объединенных Наций, Конгресс США, а также на встречи с министрами и официальными лицами по всему миру.

Tia Nelis , Member, President’s Committee for People with Intellectual Disabilities

Tia Nelis currently serves as Coordinator of Self-Advocate Engagement at TASH, an international advocacy association of people with disabilities, члены их семей, другие адвокаты и люди, работающие в сфере инвалидности. В этой роли она поддерживает Центр ресурсов и технической помощи для самоадвокации. Ранее Нелис занимала должность директора по политике и защите интересов. Нелис использовала свой опыт человека с инвалидностью, чтобы продвигать и демонстрировать преимущества расширения прав и возможностей людей с ограниченными возможностями для эффективной защиты своих интересов.

Санта-Перес , член Президентского комитета по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями

Санта-Перес — опубликованный автор, мать и самоадвокат, живущая с Вегасом. В настоящее время она является председателем Совета губернатора Невады по нарушениям развития и входит в состав многочисленных советов и комитетов, включая Исполнительный совет Национальной ассоциации Совета по нарушениям развития. Перес также является членом-учредителем и почетным президентом People First Nevada. Недавно она опубликовала свою первую книгу « Сидя на уровне глаз: моя жизнь адвоката, профессионала, женщины, мамы и человека с тяжелыми формами инвалидности . Она получила степень бакалавра. в области психологии из Калифорнийского государственного университета в Нортридже. Она гордая мать своего сына Ноя.

Ник Перри , член Президентского комитета по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями был приемным отцом для детей-инвалидов. Перри обладает более чем 25-летним совокупным опытом работы в сфере инвалидности, начиная от политики и реализации инвалидности и заканчивая корпоративной стратегией включения инвалидов. В настоящее время он является экспертом по вопросам интеграции людей с ограниченными возможностями в компании Boeing. Кроме того, он является председателем Совета Джорджии по нарушениям развития, назначенным губернатором Кемпом, и возглавляет группу поддержки и социальной поддержки братьев и сестер Джорджии для людей с ограниченными возможностями.

Джеймс Траут , член Президентского комитета по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями

Джеймсу Трауту был поставлен диагноз «синдром Аспергера» в возрасте 1 года, когда ему был диагностирован синдром Аспергера в возрасте 1 года. 25. Он получил степень бакалавра. из Американского университета политических наук и его степень магистра. из Университета Джорджа Мейсона в области транспортной политики, эксплуатации и логистики. Последние три года Траут работал аналитиком в SourceAmerica, некоммерческой организации, занимающейся расширением возможностей трудоустройства для людей с ограниченными возможностями. Ранее он был научным сотрудником некоммерческой организации RespectAbility. В этой роли он ездил в Айову и Нью-Гэмпшир, чтобы поговорить с кандидатами в президенты об их планах по улучшению перспектив трудоустройства для людей с ограниченными возможностями.

Венди Штраус , член Президентского комитета по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями

Венди Штраус имеет более 40 лет опыта работы на местах. Недавно она вышла на пенсию, проработав 23 года исполнительным директором Консультативного совета губернатора по делам исключительных граждан, который стремится улучшить жизнь жителей Делавэра всех возрастов с помощью советов и защиты интересов. На протяжении всей своей карьеры Штраус работала с людьми с ограниченными возможностями и их семьями, чтобы положительно повлиять на их жизнь с помощью законодательства, политики и процедур. Она родилась и выросла в Делавэре и получила степень А.А. из Делавэрского технического и общественного колледжа и ее степень бакалавра. из Уилмингтонского университета.

Лиз Вайнтрауб , член Президентского комитета по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями

Лиз Вайнтрауб является защитником политики в отношении инвалидов и постоянным членом группы политики Ассоциации университетских центров по проблемам инвалидов. Она также ведет серию видеороликов «Вторник с Лиз: Политика в отношении инвалидов для всех», освещающую текущие вопросы политики в отношении инвалидов. Ранее Вайнтрауб работал научным сотрудником сенатора Кейси из Пенсильвании, занимаясь политикой в ​​отношении инвалидов. Она также работала в Совете по качеству и лидерству и является выпускницей учебной программы LEND в Центре лидерства в области инвалидности Университета штата Джорджия. В 2018 году она дала показания перед Судебным комитетом Сената о своем личном опыте женщины с ограниченными возможностями.

Джордин Циммерман , член Президентского комитета по делам людей с ограниченными интеллектуальными возможностями

Джордин Циммерман получила степень магистра в Бостоне. Перед поступлением в аспирантуру она стажировалась в Национальной сети по защите прав инвалидов и получила степень бакалавра в области образовательной политики в Университете Огайо. Будучи не говорящей аутичной ученицей, которой до 18 лет было отказано в доступе к эффективному дополнительному общению, Циммерман имеет личный опыт, бросая вызов существующему образовательному статус-кво, который показан в документальном фильме 2021 года 9.0249 Это не обо мне . Циммерман также входит в совет директоров CommunicationFIRST и заинтересован в том, чтобы каждый учащийся мог получить доступ к эффективному общению и реализовать свое право на действительно инклюзивное образование.

###

Основные выводы об иммигрантах в США

Иммигранты слушают речь, ожидая получения гражданства США на церемонии натурализации в Лос-Анджелесе. (Mark Ralson/AFP/Getty Images)

В Соединенных Штатах иммигрантов больше, чем в любой другой стране мира. Сегодня более 40 миллионов человек, живущих в США, родились в другой стране, что составляет около одной пятой всех мигрантов в мире. Население иммигрантов также очень разнообразно: почти все страны мира представлены среди иммигрантов из США.

Исследовательский центр Pew Research Center регулярно публикует статистические портреты населения страны, родившегося за границей, которые включают исторические тенденции с 1960 года. На основе этих портретов мы предлагаем ответы на некоторые ключевые вопросы об иммигрантском населении США.

Сколько людей в США являются иммигрантами?

Население США, родившееся за границей, в 2018 году достигло рекордного уровня в 44,8 миллиона человек. С 1965 года, когда иммиграционные законы США заменили национальную систему квот, число иммигрантов, проживающих в США, увеличилось более чем в четыре раза. Сегодня иммигранты составляют 13,7% населения США, что почти в три раза превышает их долю (4,8%) в 19 странах.70. Тем не менее, сегодняшняя доля иммигрантов остается ниже рекордной доли в 14,8% в 1890 году, когда в США проживало 9,2 миллиона иммигрантов

Каков правовой статус иммигрантов в США?

Большинство иммигрантов (77%) находятся в стране легально, в то время как почти четверть иммигрантов находятся в стране нелегально, согласно новым оценкам Pew Research Center, основанным на данных переписи населения с поправкой на занижение. В 2017 году 45% были натурализованными гражданами США.

Около 27% иммигрантов были постоянными жителями и 5% были временными жителями в 2017 году. Еще 23% всех иммигрантов были нелегальными иммигрантами. с 19С 90 по 2007 г. количество нелегальных иммигрантов увеличилось более чем в три раза — с 3,5 млн до рекордно высокого уровня в 12,2 млн в 2007 г. К 2017 г. это число сократилось на 1,7 млн, или 14%. В 2017 году в США было 10,5 млн нелегальных иммигрантов, что составляет 3,2% населения страны.

Сокращение числа нелегальных иммигрантов в основном связано с уменьшением числа нелегальных иммигрантов из Мексики — крупнейшей группы нелегальных иммигрантов в США. В период с 2007 по 2017 год эта группа сократилась на 2 миллиона человек. Между тем, увеличилось их число из Центральной Америки и Азии.

Все ли законные иммигранты хотят стать гражданами США?

Не все законные постоянные жители хотят получить гражданство США. Те, кто желает это сделать, могут подать заявку после выполнения определенных требований, в том числе после пяти лет проживания в США. В 2019 финансовом году около 800 000 иммигрантов подали заявки на натурализацию. Количество заявлений о натурализации в последние годы выросло, хотя годовой итог остается ниже 1,4 миллиона заявлений, поданных в 2007 году9.0003

Как правило, большинство иммигрантов, имеющих право на натурализацию, подают заявление на получение гражданства. Однако у мексиканских законных иммигрантов самый низкий уровень натурализации в целом. Согласно опросу Pew Research Center, проведенному в 2015 году, языковые и личные барьеры, отсутствие интереса и финансовые барьеры являются одними из основных причин отказа от натурализации, на которые ссылаются обладатели грин-карт мексиканского происхождения.

Откуда берутся иммигранты?

Мексика является основной страной происхождения иммигрантов в США. В 2018 году примерно 11,2 миллиона иммигрантов, проживающих в США, были оттуда, что составляет 25% всех иммигрантов в США. Следующими по величине группами происхождения были выходцы из Китая (6%), Индии (6%), Филиппин (4%) и Сальвадора (3%).

По региону рождения иммигранты из Азии вместе взятые составляют 28% всех иммигрантов, что близко к доле иммигрантов из Мексики (25%). Другие регионы составляют меньшие доли: Европа, Канада и другие страны Северной Америки (13%), Карибский бассейн (10%), Центральная Америка (8%), Южная Америка (7%), Ближний Восток и Северная Африка (4%). и страны Африки к югу от Сахары (5%).

Кто сегодня прибывает?

Ежегодно в США прибывает более 1 миллиона иммигрантов. В 2018 году основной страной происхождения новых иммигрантов, прибывающих в США, был Китай, где проживало 149 человек.000 человек, затем следуют Индия (129 000), Мексика (120 000) и Филиппины (46 000).

В зависимости от расы и этнической принадлежности в США в большинстве лет, начиная с 2009 г., прибыло больше иммигрантов из Азии, чем иммигрантов из Латинской Америки. течет обратно в Мексику в последние годы.

Прогнозируется, что к 2055 году выходцы из Азии станут крупнейшей группой иммигрантов в США, обогнав выходцев из Латинской Америки. По оценкам Pew Research Center, в 2065 году те, кто идентифицирует себя как азиат, составят около 38% всех иммигрантов; как латиноамериканец, 31%; Белый, 20%; и черный, 9%.

Растет ли численность иммигрантов?

Количество новых иммигрантов сократилось, в основном из-за уменьшения числа нелегальных иммигрантов, прибывающих в США. Сокращение числа нелегальных иммигрантов в первую очередь может быть связано с тем, что больше мексиканских иммигрантов покидают США, чем въезжают. 

Заглядывая вперед, По прогнозам, иммигранты и их потомки будут составлять 88% прироста населения США до 2065 года, если предположить, что текущие иммиграционные тенденции сохранятся. В дополнение к вновь прибывшим, рождение детей в США от родителей-иммигрантов будет иметь важное значение для будущего роста населения страны. В 2018 году процент женщин, родивших в прошлом году, был выше среди иммигрантов (7,5%), чем среди родившихся в США (5,7%). В то время как женщины, родившиеся в США, родили более 3 миллионов детей в том году, женщины-иммигранты родили около 760 000 детей.

Сколько иммигрантов прибыло в США в качестве беженцев?

С момента создания федеральной программы переселения беженцев в 1980 году в США было переселено около 3 миллионов беженцев — больше, чем в любой другой стране.

В 2019 финансовом году в США было переселено в общей сложности 30 000 беженцев. Крупнейшей исходной группой беженцев была Демократическая Республика Конго, за которой следуют Бирма (Мьянма), Украина, Эритрея и Афганистан. Среди всех беженцев, принятых в 2019 финансовом году4900 мусульман (16%) и 23800 христиан (79%). Техас, Вашингтон, Нью-Йорк и Калифорния переселили более четверти всех беженцев, принятых в 2018 финансовом году.

Где проживает большинство иммигрантов из США?

Почти половина (45%) иммигрантов страны проживает всего в трех штатах: Калифорнии (24%), Техасе (11%) и Флориде (10%). В 2018 году в Калифорнии было самое большое количество иммигрантов среди всех штатов — 10,6 миллиона человек. В Техасе, Флориде и Нью-Йорке проживало более 4 миллионов иммигрантов.

В разрезе регионов около двух третей иммигрантов проживало на Западе (34%) и Юге (34%). Примерно пятая часть проживала на Северо-Востоке (21%), а 11% — на Среднем Западе.

В 2018 году большинство иммигрантов проживало всего в 20 крупных городских агломерациях, при этом наибольшее население проживало в городских районах Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Майами. В этих 20 крупнейших городских районах проживало 28,7 миллиона иммигрантов, или 64% всего населения страны, родившегося за границей. Большая часть нелегального иммигрантского населения страны также проживала в этих крупных городских районах.

Как иммигранты соотносятся с населением США в целом по уровню образования?

Иммигранты в США в целом имеют более низкий уровень образования, чем население США. В 2018 году иммигранты более чем в три раза чаще, чем родившиеся в США, не закончили среднюю школу (27% против 8%). Однако иммигранты с такой же вероятностью, как и уроженцы США, имели степень бакалавра или выше (32% и 33% соответственно).

Уровень образования различается среди групп иммигрантов в стране, особенно среди иммигрантов из разных регионов мира. Иммигранты из Мексики и Центральной Америки с меньшей вероятностью оканчивают среднюю школу, чем уроженцы США (соответственно 54% ​​и 47% не имеют аттестата средней школы по сравнению с 8% уроженцев США). С другой стороны, иммигранты из каждого региона , за исключением Мексика, Карибский бассейн и Центральная Америка имели такую ​​же или большую вероятность, чем жители США, иметь степень бакалавра или ученую степень.

Среди всех иммигрантов выходцы из Южной Азии (71%) чаще всего имели степень бакалавра или выше. Иммигранты из Мексики (7%) и Центральной Америки (11%) меньше всего имели степень бакалавра или выше.

Сколько иммигрантов работает в США?

В 2017 году около 29 миллионов иммигрантов работали или искали работу в США, что составляло около 17% от общей численности гражданской рабочей силы. Законные иммигранты составляли большую часть рабочей силы иммигрантов — 21,2 миллиона человек. Еще 7,6 миллиона рабочих-иммигрантов являются нелегальными иммигрантами, что меньше общего количества за предыдущий год и заметно меньше, чем в 2007 году, когда их было 8,2 миллиона. Только на них приходится 4,6% гражданской рабочей силы, что ниже их пикового значения в 5,4% в 2007 году. За тот же период общая рабочая сила в США выросла, как и количество родившихся в США рабочих и законных иммигрантов.

Прогнозируется, что иммигранты будут стимулировать будущий рост населения трудоспособного возраста в США как минимум до 2035 года. Ожидается, что по мере выхода на пенсию иммигрантов и их детей иммигранты и их дети будут компенсировать сокращение численности населения трудоспособного возраста, добавив около 18 миллионов человек трудоспособного возраста в период с 2015 по 2035 год.

Насколько хорошо иммигранты говорят по-английски?

Среди иммигрантов в возрасте 5 лет и старше в 2018 году половина (53%) свободно говорят по-английски – либо очень хорошо говорят по-английски (37%), либо говорят по-английски только дома (17%).

Иммигранты из Мексики имеют самый низкий уровень владения английским языком (34%), за ними следуют иммигранты из Центральной Америки (35%), Восточной и Юго-Восточной Азии (50%) и Южной Америки (56%). Иммигранты из Канады (96%), Океании (82%), Европы (75%) и стран Африки к югу от Сахары (74%) имеют самые высокие показатели владения английским языком.

Чем дольше иммигранты живут в США, тем выше вероятность того, что они владеют английским языком. Около 47% иммигрантов, живущих в США пять лет или меньше, владеют английским языком. Напротив, более половины (57%) иммигрантов, проживших в США 20 и более лет, свободно говорят по-английски.

Среди иммигрантов в возрасте 5 лет и старше чаще всего говорят на испанском. Около 42% иммигрантов в США говорят дома по-испански. В первую пятерку языков, на которых говорят дома иммигранты, кроме испанского, входят только английский (17%), за ним следуют китайский (6%), хинди (5%), филиппинский/тагальский (4%) и французский (3%).

Сколько иммигрантов было депортировано за последнее время?

Около 337 000 иммигрантов были депортированы из США в 2018 финансовом году, что больше, чем в 2017 году. В целом администрация Обамы депортировала около 3 миллионов иммигрантов в период с 2009 года.и 2016 г., что значительно больше, чем 2 миллиона иммигрантов, депортированных администрацией Буша в период с 2001 по 2008 г. В 2017 г. администрация Трампа депортировала 295 000 иммигрантов, что является самым низким показателем с 2006 г. половина депортаций в 2018 году, последний год, за который доступна статистика по криминальному статусу. Из 337 000 иммигрантов, депортированных в 2018 году, около 44% имели уголовную судимость, а 56% не были осуждены за совершение преступления. С 2001 по 2018 год большинство (60%) депортированных иммигрантов не были осуждены за совершение преступления.

Сколько иммигрантов задерживается на границе США и Мексики?

Количество задержаний на границе США и Мексики удвоилось с 2018 по 2019 финансовый год, с 396 579 в 2018 финансовом году до 851 508 в 2019 финансовом году. Сегодня на границе задержано больше не мексиканцев, чем мексиканцев. В 2019 финансовом году задержания выходцев из Центральной Америки на границе превысили задержания мексиканцев четвертый год подряд. Впервые мексиканцы не составили основную часть задержаний пограничной службы в 2014 году9.0003

Как американцы относятся к иммигрантам и иммиграции?

В то время как иммиграция находится в центре национальных политических дебатов, общественность США придерживается различных взглядов на иммигрантов, проживающих в стране. В целом, большинство американцев положительно относятся к иммигрантам. Около двух третей американцев (66%) говорят, что иммигранты укрепляют страну «благодаря своему упорному труду и талантам», в то время как около четверти (24%) говорят, что иммигранты обременяют страну, занимая работу, жилье и здравоохранение.

Однако эти взгляды резко различаются в зависимости от политической принадлежности. Среди демократов и сторонников демократов 88% считают, что иммигранты укрепляют страну своим упорным трудом и талантами, и только 8% говорят, что они являются обузой. Среди республиканцев и сторонников республиканцев 41% считают, что иммигранты укрепляют страну, а 44% считают, что они обременяют ее.

Американцы разделились по поводу будущих уровней иммиграции. Четверть заявили, что легальную иммиграцию в США следует сократить (24%), в то время как треть (38%) заявили, что иммиграцию следует сохранить на нынешнем уровне, и почти еще треть (32%) заявили, что иммиграцию следует увеличить.