Народ кеты традиции: КЕТЫ • Большая российская энциклопедия

ханты, манси, ненцы, сибирские татары, хакасы, буряты и многие другие.

Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.

История народонаселения в Сибири.

Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.

Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.

Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.

Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.

Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.

К концу  XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.

К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены ( коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

Коренные народы Сибири в современном мире.

Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.

В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.

  1. Якуты – самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последних данных, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос. 
  2. Буряты – это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии – город Улан-Уде, расположенный к востоку от озера Байкал. Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Кстати, Республика Бурятия – это один из основных центров буддизма в России.
  3. Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва – одна из четырех этнических республик Сибирского Федерального Округа. Её столица – город Кызыл с населением в  110 тысяч человек. Общее население республики приближается к 300 тысячам. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.
  4. Хакасы – один из коренных народов Сибири численностью в 72 959 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции.
  5. Алтайцы. Место их проживания довольно компактно – это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации —  Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия – шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.
  6. Ненцы – один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы – кочевники-оленеводы. Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.
  7. Эвенки – народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса – примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки – народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки – прирожденные охотники и следопыты.
  8. Ханты – коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории  Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов – рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков – шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.
  9. Эвены – народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык – тунгусский. Места проживания – Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.
  10. Чукчи – кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия – анимизм. Коренные промыслы – охота и оленеводство.
  11. Шорцы – тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия – шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.
  12. Манси. Этот народ известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа – вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского АО. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.
  13. Нанайцы – малочисленный народ, проживающий по берегам реки Амур на Дальнем Востоке России. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день численность нанайцев в России составляет 12 160 человек. У нанайцев есть собственный язык, корнями уходящий в тунгусский. Письменность существует только у российских нанайцев и основана на кириллическом алфавите.
  14. Коряки – коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Религия этого этноса – шаманизм. Численность – 8 743 человека.
  15. Долганы – народность, проживающая в долгано-ненецком муниципальном районе Красноярского Края. Численность – 7 885 человек.
  16. Сибирские татары – пожалуй самый известный, однако сегодня немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения в качестве сибирских татар самоидентифицировались  6 779 человек. Однако ученые говорят о том, что на самом деле их численность намного больше – по некоторым оценкам до 100 000 человек.
  17. Сойоты – коренной народ Сибири, являющийся потомком саянских самоедов. Компактно проживает на территории современной Бурятии. Численность сойотов составляет 5 579 человек.
  18. Нивхи – коренной народ острова Сахалин. Сейчас проживают и на континентальной части в устье реки Амур. На 2010 год численность нивхов – 5 162 человека.
  19. Селькупы проживают в северных частях Тюменской, Томской областей и на территории Красноярского Края. Численность этого этноса составляет около 4 тысяч человек.
  20. Ительмены – это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.
  21. Телеуты – тюркоязычный малый сибирский народ, проживающий на юге Кемеровской Области. Этнос очень тесно связан с алтайцами. Его численность приближается к 2 с половиной тысячам.
  22. Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы», «алеуты», «чулымцы», «ороки», «тазы», «энцы», «алюторцы» и «кереки». Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились. 

Кеты

В этнографии нередко бывает так, что самые малочисленные и малоизвестные народности являются одновременно самыми экзотическими. Кеты как раз такой народ. Их всего около полутора тысяч и проживают они в Красноярском крае. 

Уникальность кетов в том, что они носители последнего живого языка енисейской языковой семьи. Численность кетов, владеющих родным языком, не превышает 30%, и в ближайшие десятилетия кетский язык может уйти в небытие. Эта проблема языков малых народов характерна не только для России. В наш предельно глобализированный XXI в. трудно выживать малочисленным языкам, не имевшим долгое время письменной истории. Кеты то ассимилировались русскими, хакасами, тувинцами, селькупами, то сами ассимилировали энцев и прочие ещё более малочисленные этнические группы. 

Кетов в царское время называли енисейцами. Письменную форму их язык приобрёл лишь в 1920-1930-х годах. В XVIII в. о кетах писал Пётр Паллас, немецкий учёный на русской службе. Сегодня лингвисты считают кетский язык родственным языкам американских индейцев, подтверждая теорию о миграции предков индейцев в Америку с территории Сибири. И у мужчин кетов, и у индейцев высок людей с гаплогруппой Q1а, а у женщин – с гаплогруппой U4. Первая считается «индейской» гаплогруппой, вторая указывает на родство с индоевропейскими народами. Это значит, кеты образовались от смешения нескольких племенных групп разного происхождения. Среди них можно встретить светлоглазых и кареглазых. 

Разница в судьбе американских индейцев и сибирских народов предельно ясно показывает разницу в принципах государственного устройства русского и англосаксонского государств. В России ни один народ не был уничтожен физически. В США, как отмечают психологи, индейцы до сих пор на уровне психики не могут оправиться от исторической травмы, нанесённой белыми колонизаторами, истребившими практически под корень многие индейские народы. 

Окончательной версии происхождения енисейцев не существует. Их история уходит корнями в седую древность, что подтверждает теорию Льва Гумилёва о том, что малочисленные народности находятся не в начале, а в конце своего исторического пути, и движутся не к расцвету, а к упадку. 

Кеты жили довольно изолированно вдоль притоков могучего Енисея. Расстояние они измеряли реками. Сколько рек нужно пройти? – стандартный для кета вопрос при определения расстояния. Говоря о месте жительства, называли реку, возле которой находилось их стойбище. При этом кеты отличались от соседних народов даже по манере одеваться, что говорит об их поздней миграции в регион сегодняшнего проживания. По легенде, в Сибирь они пришли, спасаясь от какого-то народа. Но что это за народ, конкретно определить не удалось. 

Отличались кеты от соседей и жилищем. Они строили чумы, крытые берёстой, а не шкурами, а зимой – полу-землянки. Летом могли жить в лодках-илимках – довольно просторных судах с парусом и помещениями для ночлега и хранения утвари. А ещё отличались крайне низким ростом. Хотя самыми низкорослыми в мире считаются пигмеи, чей средний рост составляет 144 см., у кетов он составляет всего 140 см.

Есть у кетов и уникальный музыкальный инструмент – музыкальный лук. Кроме него, кеты играли на варгане и смычковом инструменте, напоминающем лютню. У кетов есть свой Илья Муромец – Бальнэ. Длиной из черёмухового дерева он побивал врагов и с тех пор черёмуха для кета – священное дерево.

Суровый климат наложил отпечаток на кетский быт, культуру и кухню. Главным занятием кетов были охота и рыболовство. Они придумали свой яд кураре – протухший рыбий жир. Им смазывали стрелы и раненое животное, если не умирало от стрелы, умирало от протухшего жира, попавшего в рану. Кетские луки славились среди близлежащих народов. 

Питаться иногда приходилось даже беличьим мясом. Но иногда к кетам попадали мука, чай, табак, сахар. Их они выменивали у русских купцов на шкурки горностая, белки, соболя. От таёжного гнуса приходилось спасаться дымом. В старину кеты по запаху могли узнать, из какого стойбища их соплеменник.

Малочисленность енисейцев определяла их брачные традиции. На вопрос одного российского социолога о том, что самое главное в жизни для кета, представитель этого народа ответил: «Не брать в жёны женщину из своего рода». По традиции, жених преподносил родителям невесты котёл с подарками – сукном, пушниной. Если родители соглашались на брак, они оставляли подарки нетронутыми. Если были против, переворачивали котёл кверху дном. 

Выживет ли кетский народ и шагнёт ли в будущий век? Вопрос открытый, поскольку утрата кетами в условиях урбанизации родного языка идёт быстрыми темпами. Тем насущнее становится необходимость создания этнографических парков и музейных экспозиций, посвящённых этому интересному народу. Это не заменит им живую культуру, но познакомит широкую аудиторию с их историей и покажет уникальность кетов.

Форты и замки, Вольта, Большая Аккра, Центральный и Западный регионы

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое обобщение

Эти укрепленные торговые посты, основанные между 1482 и 1786 годами и простирающиеся примерно на 500 км вдоль побережья Гана между Кетой на востоке и Бейином на западе была связующим звеном на торговых путях, установленных португальцами во многих регионах мира в эпоху их великих морских исследований. Замки и форты были построены и заняты в разное время торговцами из Португалии, Испании, Дании, Швеции, Голландии, Германии и Великобритании. Они обслуживали торговлю золотом европейских чартерных компаний. В последнее время они сыграли значительную роль в развитии работорговли, а значит, и в истории Америки, а впоследствии и в XIX в.го века, в подавлении этой торговли.

Недвижимость состоит из трех замков (Кейп-Кост, Св. Георгия д’Эльмина и Кристиансборг в Осу, Аккра), 15 фортов (Доброй Надежды в Сенья Бераку, Терпения в Апаме, Амстердама в Абандзи, Св. Яго в Эльмине, Сан Себастьяна в Шаме, Металлического креста в Дикскове, Святого Антония в Аксиме, Апельсина в Секонди, Грута Фредериксборга в Принцесстауне, Вильгельма (Маяка) в Кейп-Кост, Вильяма в Аномабу, Виктории в Кейп-Кост, Ашера в Ашертауне, Аккры, Джеймса в Джеймстауне , Аккра и Аполлония в Бейине), четыре частично разрушенных форта (Амстердам в Абандзи, английский форт в Британской Коменде, Батенштейн в Бутре, Принценстен в Кете), четыре руины с видимыми строениями (Нассау в Мури, Фреденсборг в Старом Нинго, Вреденбург в голландская Коменда; Вернон в Прампраме и Доротея в Аквиде) и два участка со следами бывших укреплений (Фредериксборг в Аманфуле, Кейп-Кост и Аугустаборг в Тешие, Аккра).

Основной архитектурный проект фортов имел форму большого квадрата или прямоугольника. Внешние компоненты состояли из четырех бастионов/батарей или башен, расположенных по углам, а внутренние компоненты состояли из двух- или трехэтажных зданий с башнями или без них, в дополнение к ограде, двору или шпоре. Многие из них были изменены во время их использования сменяющими друг друга европейскими державами, а некоторые сохранились только в виде руин.

Замок Святого Георгия д’Эльмина, построенный в 1482 году, является одним из старейших европейских зданий за пределами Европы, а исторический город Эльмина считается местом первого контакта между европейцами и африканцами к югу от Сахары.

Замки и форты на протяжении более четырех столетий представляли собой своего рода «торговую улицу» Западной Африки, на которую приходили торговцы из самых важных морских держав Европы, чтобы обменять свои товары на товары африканских торговцев, некоторые из которых приехали издалека. интерьер.

Их можно рассматривать как уникальный «коллективный исторический памятник»: памятник не только порокам работорговли, но и почти четырем столетиям доколониальной афроевропейской торговли на основе равенства, а не на основе колониальной основе неравенства. Они представляют, значительно и эмоционально, продолжающуюся историю европейско-африканских контактов на протяжении пяти столетий и отправную точку африканской диаспоры.

Критерий (vi): Замки и форты Ганы сформировали историю не только Ганы, но и всего мира на протяжении четырех столетий, будучи центром сначала торговли золотом, а затем работорговли. Они являются важным и эмоциональным символом европейско-африканских встреч и отправной точкой африканской диаспоры.

Целостность

Объект включает в себя все значительные остатки фортов и замков вдоль побережья.

Некоторые руины подвержены воздействию волн. Море атаковало большую часть форта Принценштейн, но его защита была усилена за счет строительства морской оборонительной стены, и предпринимаются усилия по стабилизации оставшихся частей.

Участки в целом остаются уязвимыми для давления окружающей среды, давления развития, включая локализованную разработку карьеров, и отсутствия адекватного финансирования для регулярного обслуживания и сохранения участков. Также отсутствуют буферные зоны.

Подлинность

Форты и замки периодически изменялись, расширялись и модифицировались в соответствии с меняющимися обстоятельствами и новыми потребностями. В своих нынешних условиях они демонстрируют эту историю изменений. Как символы торговли, и особенно работорговли, они должны продолжать отражать то, как они использовались.

Требования к охране и управлению

Замки и форты были соответственно созданы и защищены как национальные памятники в соответствии с Декретом Совета национального освобождения (N.L.C.D) 387 от 1969 г. и Исполнительным актом (E.I.) 29 от 1973 г. Все объекты находятся в находится под опекой Совета по музеям и памятникам Ганы (GMMB). Кроме того, Форт Джеймс, Аккра и Форт-Уильям, Аномабу, больше не используются в качестве тюрем и были переданы GMMB.

Отдел памятников GMMB предоставляет технические консультации и управление. Проводятся регулярные проверки состояния сохранности. Разработаны приоритетные программы, помогающие обеспечить выполнение соответствующих вмешательств

Необходимо пересмотреть существующую законодательную базу, и ожидается, что новая правовая база улучшит существование ресурсов наследия, социально-экономическое развитие и улучшит качество жизни местных жителей.

Необходимо подготовить план действий. Существует постоянная потребность в обеспечении адекватных ресурсов и обучении персонала, а также в демаркации границ площадок и создании буферных зон.

История лагуны Кета

Если подумать, всего несколько дней назад моя ценность в изучении моего родного языка, языка эве, была ничтожной. День, проведенный в одном из городков региона Вольта, научил меня тому, что знание языка имеет огромную ценность.

Несмотря на ощущение непринадлежности к месту, потому что все вокруг меня могли говорить на этом языке, и, конечно же, будучи выброшенным из разговоров сразу же, английский язык переключается на местный диалект, мои дни, проведенные в городе Кета были волшебными.

Люди были готовы поделиться историями о городе, а также о его лагунах и фортах.

Посещение лагуны Кета, также называемой лагуной Анло-Кета, показало поймы и мангровые болота, которые образуют территорию лагуны Кета.

Различают сезонный приток морской воды во время приливов из Гвинейского залива и регулярный приток рек. Реки, впадающие в лагуну, включают Аку, реку Тордзи и ручей Беликпа, которые впадают в лагуну с севера. Лагуна окружена множеством поселений. Города включают Анлога, Горе, Кета и Кедзи на юге, Аборлове-Нолопи, Аньяко и Анло-Афиаденигба на севере, Кодзи, Алакпле и Трегуи на западе и Дену и Адина на востоке.

Эта лагуна получила свое название и известность благодаря поселению Анло-Эвис  , но особенно благодаря городу Кета.

Согласно легенде, предки города Кета мигрировали из Нотси в центральной части Того в середине семнадцатого века. Затем они поселились в Анлоге, а затем основали несколько небольших поселений на берегу лагуны Кета.

Разговаривая с несколькими жителями, они сказали, что раньше на месте лагуны были школы и дома предков. Но с годами лагуна смыла и разрушила эти дома предков. Все, что осталось в качестве доказательства того, что когда-то существовали эти дома, — это сказки жителей города Кета.

Моресо, другая теория предполагает, что могут быть прибрежные реки, которые высохли, оставив после себя большие пруды. Об этом свидетельствуют остатки раковин устриц, отложенные в различных местах городов к северной стороне лагуны. Другая теория указывает на то, что во время ледникового периода эти пятна были остатками льда, который растаял из-за повышения температуры, оставив после себя свежую лагуну. Инфильтрация морской воды сделала ее соленой.

В лагуне Кета находится остров Сева. К 2010 году в нем проживало 300 человек при высоте местности 43 метра над уровнем моря. В нем есть социальные удобства, такие как школа, находящаяся в ведении Африканской методистской епископальной церкви Сиона. Имеется питьевая вода. Он связан с материком дорогой на Кону. Другие острова включают Дуду, где нет людей, и Нециви Кпота, где растут кокосовые пальмы.

В периоды наводнений все поселения покидали свои дома. Чтобы остановить наводнение и береговую эрозию, в колониальный период предпринимались безуспешные попытки. В 1963 году Арье, ответственный за отдел общественных работ в районе Кета, проявил инициативу и проложил канал от лагуны до моря. Он был известен как канал Арьи. Его и землю, на которой он стоял, смыло огромным потоком, и оказалось, что его план принес больше вреда, чем пользы. Однако в рамках проекта Keta Sea Defense был создан канал между лагуной и морем, чтобы паводковые воды могли проходить через канал в море.

Лагуна и ее Рамсарское угодье вносят значительный вклад в экономическое благосостояние людей. Они обеспечивают средства к существованию за счет рыбалки и перевозки на лодке из Кеты в Аньяко и Афиаденигба.

Если вы когда-нибудь слышали поговорку «Овца производят лучшую соль в Гане», то, очевидно, это правда. Добыча соли на Кете распространена в годы, когда мало осадков. Производство соли из соленых вод лагуны Кета было неизвестно до 1702 года, потому что у людей не было технологий для этого. Производство соли постепенно развивалось в народе. В сезон хармартана с ноября по февраль более мелкие части лагуны вблизи Адины, Афиаденигба и Аньяко испаряются, особенно в годы, когда осадков мало. Кристаллы соли образуются из хлорида натрия, который имеется в природе в этом районе. Мужчины делают ограждения вокруг соленой воды, чтобы в нее не попадала пресная вода. Эти кристаллы становятся больше и затем добываются или собираются в основном женщинами. Этот природный ресурс приносит людям большой доход.

Кокосовые деревья также растут вблизи прибрежных районов, из которых добывают кокосовое масло. Существует также возможность превратить собранный женщинами водный тростник в сумки, циновки и другие изделия ручной работы, которые обеспечат альтернативные средства к существованию для получения дохода, особенно для женщин.

Практикующие традиционную систему верований Анло имеют сильную духовную привязанность к лагуне. Считается, что в лагуне есть боги, которым нужно поклоняться, если люди хотят получить обильный улов. Один из богов называется «Гбеле», где жители Анло Афиаденигба раз в год проводят некоторые ритуалы для лагуны. Иногда в лагуну сбрасывают живую корову, чтобы можно было получить небывалый урожай.

Во многих случаях дети тонут во время плавания, а люди пропадают без вести во время рыбацких экспедиций, причем большинство этих происшествий приписывают духовным силам.

В 1983 году лидера Общества Апостольского Откровения, покойного Апостола Ч. Н. К. Вовену, пригласили помолиться об увеличении вод лагуны, так как лагуна почти высохла из-за засушливой погоды в том году. После молитв рыбакам было приказано не ловить рыбу по воскресеньям в лагуне.

Хотя некоторые рыбаки связывают снижение улова с социально-духовными причинами, такими как конфликты в сообществе или наказание богов, все больше рыбаков осознают увеличение промыслового усилия как причину снижения улова. Некоторые из этих рыбаков мигрируют в другие части страны и за пределы Ганы, чтобы продолжить лов рыбы.

Однако при посещении лагуны она выглядела заброшенной, а хижины, построенные в лагуне, едва стояли на месте. Это было грустное зрелище, видя, как красиво это место. В разговоре с одним из жителей города он сказал: «Это место уже давно закрыто. Примерно в 2020 году в лагуне умер мальчик, и с тех пор операции были остановлены. Мы надеемся, что он снова будет эксплуатироваться, потому что хижины постепенно разрушаются».

Проснувшись утром 25 июня 2021 года, единственным словом, которое я знал на своем родном языке (эве), было приветствие и ответ; Теперь я могу с гордостью сказать, что медленно, но неуклонно приближаюсь к своим корням.

Это красивый пейзаж вдали от суеты улиц Аккры. Обязательно запланируйте день в городе Кета, и вы не пожалеете об этом.

ИСТОЧНИКИ:  http://africaimports.com/anlo-ewe-people-group.asp
http://www.britannica.com/EBchecked/topic/315645/Keta
https://rsis.