Народ кеты википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Кеты. В поисках ариев…(осколки) — Услышь свою душу… — LiveJournal

В своих поисках ариев я нашла вот эу информацию.

«На берегах Енисея, в дремучих таежных дебрях, живет удивительный народ — кеты.

Их всего-навсего тысяча человек, а кетский язык знают и того меньше — несколько сотен. Представители этого маленького народа совершенно не похожи на своих соседей — селькупов, хантоа, якутов — скуластых, желтокожих, с раскосыми глазами, словом, принадлежащих, к «монголоидному» типу. У кетов светлые, почти белые волосы, орлиный нос, голубые глаза, отчасти они напоминают европейцев, отчасти — американских индейцев.»

Светловолосых кетов мне в сетях найти не удалось. Это фотография молодого кето, самый «европеоидный» снимок из всего что было.

«Откуда пришел этот народ на берега Енисея? Почему он говорит на языке, совершенно не похожем на язык их соседей, да и вообще не имеющем родства ни с одним языком мира? Кто предки этого народа?

На эти вопросы у науки нет ответов. Одни ученые считают, что предками кетов были североамериканские индейцы; другие думают, что кеты — последние представители палеоазиатцев, древнейших обитателей Северо-Восточной Азии, вытесненных затем монголоидными племенами; а третьи предполагают, что кеты — последние потомки создателей древнейшей цивилизации Индостана. Ведь названия многих гор и рек на Алтае, в Тибете, Южном Енисее очень похожи на кетские слова. Но убедительных доказательств нет ни у одной точки зрения.
До Октябрьской революции уровень жизни и культура кетов, или, как их называли русские купцы, «енисейских остяков», были как у самых примитивных племен на земле — австралийцев, бушменов, индейцев Амазонки. По представлениям кетов, весь мир делится на «верх» и «низ» Енисея, его «каменную» и «войлочную» стороны. На севере, в устье Енисея, к которому, кстати сказать, не могло быть применено кетское слово «сесь» — «река»,— он был особым объектом,— так вот, в устье Енисея небо сходилось с Землей и там обитал злой дух Хосядэм, подобие нашей сказочной бабы-яги. На юге, у истоков Енисея, небо тоже сходилось с Землей, и там обитала «мать жизни», Томэм. Кеты не знали о том, что есть множество таких же рек, как Енисей, что вокруг раскинулся бескрайний мир, что за тайгой лежит огромная страна Россия. Само слово «кет» означает «человек». Остальные же принадлежат к «нелюдям», злым духам и всякой нечисти, наподобие леших, ведьм, болотных чертей.
Сохранилась от старых времен и одна удивительная игра, очень похожая на наши шашки. Но борьбу ведут не «белые» и «черные», а фигурки женщин и мужчин. Почти точно такие же шашки были найдены за тысячи километров от Енисея,— при раскопках таинственного города древней Индии Мохенджо-Даро. Что это? Случайное совпадение? Или же правы те ученые, которые утверждают, что кеты — последние остатки создателей культуры Мохенджо-Даро, которые в течение многих веков вытеснялись с юга на север и прошли путь от жаркой Индии до таежной Сибири? Когда-нибудь наука решит эту загадку. Но кетские шашечные фигурки интересны не только своим родством с шашками древнейшего города Индии. Ведь война «мужчин» и «женщин» — это отражение той борьбы, которая в Незапамятные времена шла между мужчинами и женщинами за право господства в обществе, борьбы матриархата и патриархата!
Мир, созданный всемогущим богом по имени Эсь; медведь — «злой дух» и одновременно «человек», наделенный душой; мифический «Адам» кетов — первый шаман Альбэ, от которого пошел весь род людской, — все эти наивные и мистические представления кетов безвозвратно ушли в прошлое.
Современные кеты уже живут не в чумах, а в домах. Ежедневно радио сообщает им обо всех событиях, происходящих в мире. Возвращаются в родные места кеты, получившие высшее образование. Уже просто невозможно говорить о них как о племени. И только глубокие старики сохранили в своей памяти старинные предания, понятия и мифы…

Культовый предмет «инь»

А это Дощечка нарты. Кеты.

Описание достаточно стандартно — мировое древо с луной и солнцем, верхний и нижний мир.
Но почему древо виде трезубца?

Их настойчиво изучают ученые, восстанавливая архаическое, древнее понимание мира кетами. И цель этой «реконструкции» — узнать не только о происхождении и истории удивительного народа, но и о самом далеком прошлом всего человечества, о его «детстве», от которого не осталось почти никаких следов. Ведь быт, суеверия, трудовые навыки, мифы кетов Енисея, папуасов Новой Гвинея,- ведов Цейлона, кубу Суматры и других «языческих» народов являются своего рода «живыми ископаемыми». И хотя ни одно из нынешних племен, даже самое дикое, не повторяет в точности первобытное и за каждым из них — целые века и тысячелетия развития культуры, но у них больше, чем где бы то ни было, сохранились пережитки каменного века.

Из книги А.Кондратова «Кто ты, Адам?» Источник

А вот что говорит о кетах Википедия.
«Предки кетов предположительно жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями т. н. енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др.
Язык кетов — изолированный язык, единственный живой представитель енисейской семьи языков. На нём говорят кеты в районе бассейна реки Енисей. Российскими учёными предпринимались попытки установить взаимосвязи между кетским языком и языком бурушаски, а также с сино-тибетскими языками и языками североамериканских индейцев на-дене, чье самоназвание похоже на самоназвание кетов. Часто енисейские языки включают в гипотетическую сино-кавказскую макросемью.
По некоторым данным в I тыс. н. э. они вступили в контакты с тюрко-самодийско-угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере. В частности, по реке Кану (правый приток Енисея) были расселены котты, по рекам Усолке и Оне (левобережье низовий Ангары) асаны, на Енисее в районе Красноярска арины, выше их по правобережью Енисея до устья реки Тубы яринцы и байкотовцы. Ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую , Бахте, по низовьям Подкаменной Тунгуски обитали предки современных кетов. Некоторые кетоязычные группы в IX—XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйское, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев. В начале XVII века известны три родовые локальные группы — земшаки в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы в устье Бахты и инбаки в бассейне Елогуя.

С кетами некоторыми исследователями связывается окуневская и карасукская культура (2 тыс. до н. э.) Южной Сибири, а также редкая гаплогруппа Q, указывающая на родство с индейцами. До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родо-племенным строем. В состав Московского государства кеты вошли в 1607 году.»

Какие названия народов: арины, яринцы, ассаны, котты (=готты). Увы, подробности об этих народах мы уже не узнаем (ассимилированы в 19 веку).

Один на всех Енисейцы и американские индейцы были одним народом: Люди: 69-я параллель: Lenta.ru

Фото: Hulton Archive / Getty Images

Примерно 14 тысяч лет назад, в эпоху позднего мезолита, на территории Берингии, исчезнувшего перешейка на месте пролива между Евразией и Северной Америкой, существовала единая культурная, языковая и географическая общность людей. Дальнейшее ее расселение по территориям современных России и США привело к появлению народов, говорящих на разных языках, которые в настоящее время относятся к единой дене-енисейской макросемье.

В настоящее время в России проживает около двухсот носителей языка из дене-енисейской макросемьи. Все они говорят на кетском — единственном сохранившемся из шести известных науке енисейских языков. Численность коренного народа — кетов — примерно в шесть раз выше и составляет около 1,2 тысячи человек. Все они проживают на севере Красноярского края, большинство — около 800 человек — в Туруханском районе.

Материалы по теме:

Остальные носители дене-енисейский языков проживают главным образом в США и Канаде. Число владеющих языком на-дене оценивается в 200 тысяч, подавляющее большинство говорит на языке навахо — этот самый крупный индейский народ в США насчитывает 250 тысяч человек.

Родство енисейских и на-дене языков предположил в 2008 году американский лингвист Эдвард Вайда из Западно-Вашингтонского университета. Его гипотеза о существовании дене-енисейской макросемьи не встретила сопротивления коллег отчасти из-за специфической области исследований, а также по причине ее соответствия популярной среди специалистов теории о существовании сино-кавказской макросемьи, объединяющей, в частности, северокавказские и сино-тибетские (в том числе китайский) языки.

Навахо стендап-комики Джеймс и Эрни

Фото: Native truth / Wikipedia

Подробные доказательства родства небольшой группы енисейских языков из Сибири и группы языков на-дене из Северной Америки Вайда представил в 2010 году в статье «A Siberian link with Na-Dene languages» в Anthropological Papers of the University of Alaska. Ученый провел скрупулезный анализ енисейских языков и языков на-дене, отобрал значимые и отсеял сомнительные лексические когнаты из базового словаря исследуемых языков. В особенности Вайда интересовался лексикой из семантических групп, связанных с природой, частями тела и естественными потребностями человека, прежде всего — едой, безопасностью, сном и жилищем. Затем лингвист выявил ряды звуковых соответствий между языками и отсеял словарные параллели, которые им не отвечают.

Также Вайда исследовал типовой порядок глагольных форм в обеих группах языков и обнаружил закономерности, которые не могут быть объяснены иначе, как наличием общего праязыка.

Самое главное, впервые были подтверждены гипотезы о существовании в прошлом единой культурной, географической и языковой общности предков ─ носителей енисейских языков и языков на-дене и о миграции людей из Центральной Азии в Северную Америку.

Праязык енисейских языков и языков на-дене существовал, вероятнее всего, в позднемезолитическую эпоху, а его следы нашли отражение в отбираемых Вайдой лексических соответствиях. Носители языка были собирателями и рыболовами и перешли к неолитической культуре значительно позднее, чем люди Ближнего Востока. Например, слово «камень» на кетском звучит как təˀs, что очень похоже на навахское tsé. Аналогично, «нога» на кетском ─ kiˀs и (a)keeʼ ─ на навахо.

Семья кетов

Фото: Anuchin, D.I. / Wikipedia

Впоследствии выводы Вайды получили подтверждение. Ученые Марк Сиколи из Джорджтаунского университета и Гарри Холтон из Университета Аляски в Фэрбанксе в 2014 году опубликовали результаты своих исследований, которые подтверждают, что миграция людей из Азии в Северную Америку не была однонаправленной. Авторы использовали филогенетический анализ для исследования гипотетической дене-енисейской макросемьи. В их работе анализировались данные 38 языков на-дене вместе с изолированным хайда и двумя енисейскими ─ коттским и кетским, которые были представлены в форме 116 типологических особенностей (из них 26 позже были исключены как неинформативные).

Проверялись две модели: первая ─ об односторонней миграции людей из Азии через Берингию в Северную Америку и вторая ─ о миграции из Берингии в Азию енисейской популяции и в Америку ─ популяции на-дене. Задача осложнялась наличием небольшого числа данных и сложностью морфологии языков на-дене. В результате анализа выяснилось, что вторая модель статистически удовлетворяется лучше первой. Это означает, что миграция не была однонаправленной: изначально областью, из которой осуществлялось расселение, можно считать Берингию (в направлениях Азии и Северной Америки), но потом часть людей (енисейская популяция) совершила обратную миграцию из Берингии в Азию.

Исследования происхождения народов и языков проводятся, как правило, на основе трех наук ─ генетики, археологии и лингвистики. С этих позиций дальнее родство енисейских и на-дене языков практически не вызывает сомнений. Важным моментом исследований ученых является подтверждение дивергентного (расходящегося) характера развития исследуемых языков: они произошли от общего предка, а не образовались в результате взаимодействия с языковым субстратом. Так, во многих языковых союзах (например, балканском) ряд языков эволюционирует конвергентно, несмотря на изначальные генетические отличия: румынский язык, находясь под влиянием славянских, сохранил падежную систему, а болгарский под влиянием турецкого превратился в единственный аналитический язык среди славянских.

Между тем отследить общее происхождение языков зачастую так просто не получается. В значительной степени этому мешает изолированность народов, когда на них практически не оказывают влияние другие, и противоположная этому ситуация — когда природа языка изменяется до неузнаваемости. Последнее, в частности, объясняется чрезвычайно интенсивным взаимодействием субстрата (языка коренного народа) с языком пришедшего на данную территорию народа.

Файл:Keta beach.jpg — Wikipedia

  • Agbalẽ
  • Орехи ʋuvaiwo
  • Ньятакагбаа заза
  • Xexe me godoo ƒe agbale zaza
  • Meta nyatakaka

Hafi nakpɔ alesi eƒe lolome le :800 × 545 пикселей. Другие разрешения: 320 × 218 пикселейwo | 640 × 436 пикселейwo | 1024 × 698 пикселейwo | 1280 × 872 пикселей

Gbale adoduia ‎(1280 × 872 пикселей, размер файла: 230 КБ, MIME-тип: изображение/jpeg)

Nyatakagba sia tso Wikimedia Commons глаз ɖoɖo bubuwo hã anya nɔ ezãm.
Eŋutinyatakakawo dze nyatakagba ŋuti nya le ete.

Резюме

NumeɖeɖeKeta beach.jpg Форт Принзенстен, Кета построен в 1784 году. В 1985 году его смыло в море. Интересно, осталось ли хоть что-то более 20 лет спустя?
Экеке
Ньятакатсоэ Форт в Кета-Гана.jpg
Евола Бет Нитл
Местоположение камеры 5° 54′ 25,88″ с.ш., 0° 59′ 31,93″ в.д. 0.992202

Лицензирование

Этот файл находится под лицензией Creative Commons Attribution-Share Alike 2.0 Generic.

Вы свободны:

  • на имя – для копирования, распространения и передачи произведения
  • на ремикс – на адаптацию произведения
При следующих условиях:

  • атрибуция — Вы должны указать соответствующие авторские права, предоставить ссылку на лицензию и указать, были ли внесены изменения. Вы можете сделать это любым разумным способом, но никоим образом не предполагающим, что лицензиар одобряет вас или ваше использование.
  • Общий доступ — Если вы микшируете, трансформируете или развиваете материал, вы должны распространять свои вклады под той же или совместимой лицензией, что и оригинал.

https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0CC BY-SA 2.0 Creative Commons Attribution-Share Alike 2.0 truetrue

Первоначально это изображение было размещено на странице Flickr пользователем bknittle по адресу https://www.flickr.com/photos/38318523@N00/293699647. Оно было проверено 12 дня 2008 г. пользователем FlickreviewR и подтверждено, что оно лицензировано в соответствии с условиями cc-by-sa-2.0.

12 Дзове 2008

Nutsɔ ʋuvayiwo

Tia ŋkeke/gaƒoƒo ɖeka ne wòadi be yea kpɔ axa sia ƒe tata le ɣemaɣi

Ŋkeke/Gaƒoƒo Thumbnail Goglome Ezãla Comment
fifia 12:17, 12 Dzove 2008 1,280 × 872 (230 KB) Bongoman {{Информация |Описание= Форт Принзенстен, Кета построен в 1784 году. В 1985 году его смыло в море. Интересно, осталось ли хоть что-то более 20 лет спустя? |Источник=[http://www.flickr.com/photos/38318523@N00/293699647/ Fort in Keta Ghana.jpg] |Date=Januar

Axa sia ku ɖe agbalẽ sia ŋu:

  • Кета

Xexe me godoo ƒe agbale zaza

Следующие другие вики используют этот файл:

  • Эза de.wikipedia.org
    • Форт Принценштейн
    • Портал: Гана/Галерея/Орте/ВольтаРегион
  • Эза en.wikipedia.org
    • Кета
  • Эза fa.wikipedia.org
    • کتا (غنا)
  • Эза fr.wikipedia.org
    • Кета (Гана)
  • Эза id.wikipedia.org
    • Кета (кота)
  • Эза ko.wikipedia.org
    • 케타
  • Эза lt.wikipedia.org
    • Кета (Гана)
  • Эза pl.wikipedia.org
    • Кета (миаст)
  • Эза ru.wikipedia.org
    • Кета (Гана)
  • Эза ur. wikipedia.org
    • کیٹا
  • Эза vi.wikipedia.org
    • Danh sách cac vùng đất ngập nước có tầm quan trọng quốc tế

Мета ньятакака

Этот файл содержит дополнительную информацию, вероятно, добавленную с помощью цифровой камеры или сканера, которые использовались для его создания или оцифровки.

Если файл был изменен по сравнению с исходным состоянием, некоторые детали могут не полностью отражать измененный файл.

Ориентация Нормальная
Горизонтальное разрешение 350 DPI
Вертикальное разрешение 350 DPI
Программное обеспечение DPI. Adeɛmekpɔxe 2006
Цветовое пространство Некалиброванный

Кета — Википедия

Дага Википедия, Инсакулофидия та кьяута.

Keta birni ne a cikin yankin Volta na Ghana. Ши пе баббан бирнин гундумар Кета. [1] .

Keta ita ce mazauni sittin da daya mafi yawan jama’a в Гане dangane da yawan jama’a, tare da yawan 23 207. [2] Wasu sassan garin sun lalace sakamakon yashewar teku tsakanin shekarun 1960 zuwa 1980. an ambaci Keta a cikin Maya Angelou Всем Божьим детям нужна дорожная обувь .

Кауен акан Лагуна Кета, куса-да-Кета, 1890-е годы

Anlo Ewe, wani ƙaramin rukuni na mutanen Ewe ne suka zaunar da Keta, waɗanda a cikin karni na 17, suka yi ƙaura zuwa yankin daga Ketu, Бенин.

Кета мухиммин матсайи не на касуванчи цаканин карни на 14 зува ƙаршен карни на 20. Гарин я джаво шаавар датский, сабода суна джин за су ия кафа туше ан нан ба таре да цангвама дага асашен Тураи масу хамайя ба. Ƙaddamarwar su ta farko ita ce sanya masana’anta a Keta don sayar da giya. [4]

A cikin 1792, yaƙi tsakanin Anloga da Keta ya ɓarke.

Fuskantar barazanar yaƙi tsakanin Peki da awancen Ashanti da Akwamu, ƙungiyar mishan ta Arewacin Jamus (wanda aka fi sani da Bremen Missionaries) ta mayar da hankalin ayyukansu daga Peki zuwa Keta. ‘Ян мишан ɗин су, Даубле да Плессинг, сун саука а Дзелукофе куса да ранар 2 га Сатумба, 1853. [5]

А тарихи Кета кума ан сан ши да Киттах кума ан саньямар ши Б27 агизаман . [6]

Дага шекарар 1874 Хауса Полиция кафа су пе а Кета, кума ба да даэва ба сай ака вайи гари ан сами торговец ружьем сан касувар Хаусава гарин. [4]

Marubucin, sannan kuma Bawan Gwamnatin awadago, Dokta R. Austin Freeman ya yi aiki a matsayin jami’in lafiya (Mataimakin Likitan) a nan a cikin 1887 lokacin da annobar cutar zazzabin baƙar fatashi ta kashe в na yawan mutanen Turai. [7]

A cikin 1784, Форт Принценштейн, kamar yawancin garuruwan cinikin bayi, an gina shi ta gefen teku. Дук да хака теку та джа да байя да кусан ƙafa 600 zuwa 1907. Тун дага ванан локачин Кета я касансе яна фама да yaƙe -yaƙe. Tashar masana’antar Bremen da kwakwa, wacce ke kusa da babban alamar ruwa a cikin 1907, teku ta share ta a 1924. Rushewar ya ci gaba har zuwa Queen Street kuma ya fara ɓata Fort. [4]

Куса-да-Кета шайн сананнен гарин Горе, ванда ака сани да фитаччияр фитилун да аке кира Хасумияр Кейп Сент-Пол [8] а бакин райрайин бакин теку ванда ака йи иманин яна джагорантара джагорантара тудун рува. Hakanan ana tunanin wonan hasumiyar hasumiyar itace mafi tsufa в Гане. [9]

Кета Лагун шайн тафки мафи гирма а Гана таре да янкин рува на киломита 300. Ваннан яна цикин вани янки май кария май каре мурадин киломита 1200. Киво на кункуру. [10] Лагуна Сан Каго сабода яван гишири. [11]

Кета Бикин Сометуза [12] hogbetsotso za

Ангано в бассейне Кета. Koyaya, ƙwararru suna adawa da cin zina saboda zai kasance akan ƙasa wanda ke haifar da lalata ƙasa da rayuka, da wasu hanyoyin rayuwa. [13]

Бирнин на ия альфахари да маньян макаранту мафи кьяу Янкин Вольта.

  • Высшее техническое училище Кета
  • Бизнес-колледж Кета

Ал’умман Кета суна да васу абубуван джан ханкали на йавон буэ идо ваанда мутум зай ия джин даин угия цикин гарин.

  • Пляжный курорт аборигенов
  • Остановка для отдыха в лагуне Кета
  • Курорт Кета Лагун
  • Форт Принценштейн
  • Пляж Гоба
  • Дзелукофе
  • Anloga
  1. ↑ Touring Ghana — Volta Region Архивировано 14 апреля 2012 г. в Wayback Machine. Touringghana.com.
  2. ↑ Ошибка цитирования: Invalid тег; текст не был предоставлен для ссылок с именем World Gazetteer
  3. 4,0 4,1 4,2 Акьеампонг, Эммануэль Кваку (2001). Между морем и лагуной . Оксфорд: Джеймс Карри. п. 46. ​​ISBN 0-85255-776-0 .
  4. Агбети, Дж. Кофи (1986). История западноафриканской церкви: христианские миссии и церковные фонды, 1482-1919 гг. . Лейден: Архив Брилла.
  5. «Почтовые штемпели Британского Содружества». Филателистический библиополь. Проверено 2 апреля 2014 г.