Народы сибири кеты: Кеты: чем интересен этот малый коренной народ Сибири

Кеты: чем интересен этот малый коренной народ Сибири

31 октября 2018

Кириллица

Энциклопедии сообщают нам, что кеты – один из малочисленных коренных народов Сибири. Кеты проживают главным образом на территории Красноярского края России, и по переписи 2010 года их насчитывалось 1219 человек. Максимальная численность кетов была зафиксирована переписью 2002 года – 1494 человека. До революции русские называли кетов «енисейскими остяками», отличая их от просто «остяков», как звали народ ханты в Западной Сибири.

Фото: КириллицаКириллица

Уникальный язык

Видео дня

В первой половине XIX века, в первых опытах классификации языков народов мира, язык кетов был отнесён к «енисейской языковой семье». Тогда она насчитывала немало народов: помимо кетов, это были арины, ассаны, пумпоколы, котты, юги и др. Впрочем, первые три исчезли уже к началу XIX века, ашкиштимы, байкотцы, яринцы и ряд других – намного раньше. О них сохранились лишь упоминания. Все они жили в Средней Сибири в бассейне Енисея и частично Оби. В настоящее время термин «енисейская семья» ещё продолжают употреблять, хотя не все лингвисты согласны с тем, что эти языки, располагавшиеся в одном ареале, имели общее происхождение. Их изучение затрудняется отсутствием живых носителей и письменных памятников. Принадлежность кетского языка, как и чукотского, корякского, юкагирского, эскимосского, алеутского и т.п. к обширной семье палеоазиатских языков считается общепринятой. «Енисейские языки» означают локальную группу этих, в большинстве уже мёртвых, языков. Согласно концепции общего происхождения языковых макросемей, у палеоазиатских языков глубокие общие корни с языками кавказской и сино-тибетской семей (сино-кавказская макросемья). Однако эта концепция остаётся гипотетической и не доказанной. Специалисты отмечают уникальную по сложности глагольную морфологию кетского языка. Число его носителей неуклонно уменьшается. В 2002 году только 30% кетов владели родным языком, сейчас их осталось менее 20%. В 1930-е годы для кетов, как и для большинства бесписьменных народов СССР, была придумана письменность на основе латиницы, но она оставалась неиспользованной. Только в 1980-е годы разработали кетскую кириллическую письменность, но и её не спешат внедрять в образовательный процесс для этого малого народа.

Сложный антропологический тип

Первые исследователи кетов (в частности, знаменитый норвежский путешественник Фритьоф Нансен) нашли в кетах больше европеоидной примеси по сравнению с соседними им коренными народами Сибири (тунгусами-эвенками, остяками-ханты, вогулами-манси и т.д.). В последующем эта гипотеза не нашла поддержки в науке. Но учёные, тем не менее, отметили особый склад кетов и выделил их в самостоятельный енисейский тип большой монголоидной расы.

Загадка происхождения

По археологическим данным, формирование народов енисейской семьи происходило на юге Сибири, откуда в I тысячелетии н.э. предки кетов были вытеснены мигрировавшими тюрками. Так кеты оказались в долине Среднего Енисея, где и произошло дальнейшее становление народа. Сравнительно-генетические (в том числе палеогенетические) исследования, развернувшиеся в конце ХХ века, внесли в эту простую схему существенные коррективы, заметно усложнили её и задали учёным ряд загадок. Оказалось, что у кетов безраздельно (94%) доминирует Y-хромосомная (мужская) гаплогруппа Q. В настоящее время основные её носители – индейцы Южной Америки, у которых она также повсеместно преобладает (более 60%). У некоторых народов Евразии гаплогруппа Q также встречается довольно часто: у селькупов (66-70%), у разных этнографических групп туркмен (до 73%). Считается, что эта же гаплогруппа была широко распространена у гуннов. Однако только у кетов и у индейцев Южной Америки доминирует субклада Q1a. В то же время доминирующей мт-ДНК (женской) гаплогруппой у кетов является U4. Она же представлена у народов ряда культур от мезолита до бронзового века в Восточной Европе: Веретье, хвалынской, днепро-донецкой, ямной, катакомбной. Многие исследователи считают, что среди носителей двух последних культур находились языковые предки индоевропейцев. Таким образом, сравнительно-генетические исследования отчасти подтвердили старую гипотезу Нансена об участии европеоидного субстрата в сложении кетов. Получается, что преобладающая женская гаплогруппа этого народа имеет, вероятно, европейское происхождение (даже индоевропейское, если говорить о генетических связях с народами определённых лингвистических семей). В то же время отдалённые генетические предки кетов «по мужской линии» не только участвовали в первом «открытии Америки», но, по-видимому, преобладали в том миграционном потоке, который первый перебрался по Берингии, когда та ещё была сушей, из Азии в Новый Свет.

Последний из народа югов

Самым близкородственным к кетам народом являются юги. Он исчезает буквально на наших глазах. До революции югов отличали от кетов, называя «сымскими остяками». После революции югов в переписях стали учитывать как кетов, их язык классифицировали как диалект кетского, отдельной письменности для него так и не было никогда разработано. В 2002 году юги были впервые учтены как отдельный народ при переписи населения. Тогда югами записалось 134 человека. Но ещё в 1980-е годы полевые исследования выявили, что носителей югского языка осталось в живых только два человека. Перепись 2010 года зафиксировала последнего человека, владевшего югским языком. Таким образом, в настоящее время кетский язык остался, очевидно, последним живым языком енисейской семьи или енисейской группы в семье палеоазиатских языков.

Другое,Фритьоф Нансен,

Кеты, народ Сибири: история и происхождение

Большинству россиян кажется естественным, что Сибирь является неотъемлемой частью нашей страны. Однако еще четыре века назад русские были чужаками на этой территории, а населяли ее коренные народы Сибири (кеты, ненцы, эвенки и прочие), живущие рыболовством и охотой. К сожалению, многие из них в настоящий момент находятся на грани исчезновения и уже давно утратили свои культурные традиции, язык и историю. Народ кетов относится к самым малочисленным и малоизученным коренным группам Сибири. Поэтому данному народу посвящена наша статья, проливающая свет на его жизнь и происхождение.

Кеты: кто они такие?

Кеты — народ, который проживал на территории современной Сибири еще в первом тысячелетии нашей эры. Появились они, по предположениям ученых, в результате смешения европеоидной и монголоидной рас. Антропологи долго относили их к уральскому типу, но в последнее время склоняются к версии о том, что кеты могут считаться самостоятельным енисейским типом.

Как возникло название «кеты»?

Народ Севера кеты не всегда носил это название. Изначально русские называли этот народ остяками и лишь уточняли места их проживания, чтобы не путать племена между собой. Так как большинство кетов традиционно селились на берегах Енисея, то их именовали енисейскими остяками. Однако спустя некоторое время подобная терминология стала запутывать ученых, так как к остякам фактически было отнесено три разных народности. Приблизительно в двадцатые годы прошлого века был придуман термин «кеты», который переводился как «человек» или «люди». Со временем большая часть этого северного народа стала именовать себя кетами, и лишь менее двадцати процентов (среди них в основном старики) продолжают использовать уже устаревшее слово остыган.

Кеты (народ): происхождение и история

Ученые предполагают, что изначально кеты проживали на территории Южной Сибири. Они селились небольшими группами и общались с большинством своих соседей: аринами, асанами и так далее. Приблизительно в первом тысячелетии они начали мигрировать и достигли берегов Енисея, где и осели, расселившись по всем притокам.

Вплоть до тринадцатого века кеты активно заселяли Енисей, их следы были обнаружены практически на всей данной территории. Именно этот факт объяснил ученым наличие различных диалектов кетского языка, возникших как следствие оторванности одних племен от других.

Стоит отметить, что культура кетов формировалась под воздействием многих сибирских народов. Она сумела вобрать в себя традиции энцев, хантов и селькупов. Со временем все они трансформировались в самобытные кетские обычаи.

К приходу в Сибирь русских народ продолжал жить родо-племенным строем. Но все же все кеты имели представление о металлургии и изготавливали простейшие предметы из металла. К сожалению, первооткрывателей сибирских просторов не слишком интересовали кеты. Народ, фото представителей которого сейчас довольно сложно отыскать, начал довольно быстро исчезать под натиском русских переселенцев и сейчас носит статус малочисленного.

Где проживает народ?

Издревле кеты — народ, который селился в низовьях и верховьях Енисея. Здесь всегда было достаточно пушного зверя и рыбы, которая активно употреблялась в пищу. В настоящее время практически все кеты живут на территории Красноярского края. Наиболее плотно ими заселен Туруханский район, небольшие группы располагаются у притоков Енисея:

  • Курейки.
  • Пакулихи.
  • Сургутихи.

Стоит отметить, что этническими группами живут далеко не все кеты. Народ отличается некоторой замкнутостью и обособленностью, поэтому еще до прихода в Сибирь русских первооткрывателей представители племени могли жить семьями, находясь на тысячи километров от основных поселений своего народа. В настоящее время незначительная часть кетов проживает в русских деревнях Туруханского района. Обычно кеты избегают крупных городов, но известно, что несколько групп обосновались в Красноярске.

Кеты (народ): численность

К сожалению, у ученых нет достоверных данных о том, какова была численность кетов в семнадцатом веке. Поэтому сейчас довольно сложно отследить динамику их развития. Перепись населения, проводящаяся один раз в несколько лет, позволяет делать выводы о том, насколько пагубно влияют современные условия жизни на сохранение численности этого этноса.

По данным на 2010 год кеты — народ, численность которого не превышает 1200 человек. Хотя еще в 2002 году перепись населения показывала на 300 человек, относящих себя к этой национальности, больше. Ученые связывают этот факт с тем, что большинство кетов отходят от традиций предков, постепенно теряя себя. Ведь даже язык этого сибирского народа уже является умирающим.

Язык кетов

В данный момент кетский язык — последний из богатой енисейской языковой семьи. Кеты — единственные его носители. Другие народы, разговаривающие на схожих наречиях, окончательно лишились своего родного языка еще в 18-19 вв.

Уже пятнадцать лет назад ученые утверждали, что только 30 процентов кетов могут говорить на своем языке, а остальная часть народа (преимущественно молодежь) предпочитает общаться на русском.

Лингвисты с огромным удовольствием изучают кетский язык, хотя он и отличается сложностью и имеет три диалекта. Однако разница между ними не является слишком заметной. К сожалению, прогнозы ученых неутешительны — уже через несколько лет на Земле не останется ни одного человека, который сможет произнести хотя бы одно слово на кетском.

Национальный костюм кетов

Кеты еще в конце 18 века выделялись тем, что шили одежду из покупных материалов. Но также часто использовались шкуры диких и домашних животных. С этой целью идеально подходили олени, зайцы и белки.

Из сукна кеты шили плотные и удобные халаты с запахом и широкие штаны. Обязательным атрибутом костюма были шерстяные чулки, они доходили до колена и плотно облегали голень. Обувь преимущественно шилась из кожи и окрашивалась в разные оттенки красного.

Зимой костюм дополнялся верхней одеждой из шкур и обязательными охотничьими лыжами. Их всегда проклеивали камусом и смазывали животным жиром.

Религия исчезающего сибирского народа

Религиозные верования кетов относились к весьма примитивным. Основой религии служил анимализм, который характерен для всех народов, занимающихся охотой и рыболовством. Параллельно у кетов были некоторые представления о загробной жизни, они делили весь мир на три составляющие. Верхними пределами правило доброе божество в мужском облике, средний мир был населен людьми, а нижнее подземное царство находилось во власти злой и жестокой богини.

Быт кетов

Так как народ практически всегда обитал в тайге, то и быт его был предельно прост и удобен для охотников. Самыми распространенными были два вида жилища:

1. Чум

Он выстраивался из длинных жердей и накрывался берестой. В случае, когда необходимо было срочно поменять место жительства, чум можно было легко разобрать и перевезти.

2. Землянка

Такие сооружения редко переносились, ведь обустраивать новое жилище было весьма затратно по времени. Землянка обычно была небольшой и выстилалась берестой со свежими пихтовыми ветками. Внутри кеты устанавливали несколько столиков из березы, за которыми питались члены семьи.

Практически вся домашняя утварь изготавливалась из березы или рога, в основном это были чашки, поварешки и некое подобие пиал для бульона. На рыбалку кеты отправлялись на легких лодках, изготовленных из выдолбленного дерева. Иногда использовались большие суда, которые могли принять на борт до четырех тонн груза.

Для зимы охотники изготавливали волокуши и нарты, в ход шло дерево и шкуры оленей. Такой способ позволял доставить до поселка иногда до пяти туш животных одновременно.

В настоящее время историки и лингвисты активно изучают кетов, но даже старики не могут открыть ученым многие из своих традиций по причине незнания. Уже много лет назад народ фактически потерял свои корни и в ближайшем будущем может полностью исчезнуть как отдельная этнографическая группа.

Кто такие коренные народы России?

By First Peoples Worldwide

«Мы, коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, верим, что Воздух, Земля и Вода благословенны; Природа — источник жизни, Человек — всего лишь капля в водовороте жизни; Река времени — всего лишь отражение прошлого, настоящего и будущего, и то, как наши предки жили в прошлом, — это то, как мы живем сейчас и как наши потомки будут жить в будущем». — Хартия 9 RAIPON.0008

Последние пару недель все взоры были прикованы к России – подготовка к Олимпиаде, обвинения в нарушении прав человека и печально известные неудобные туалеты. Давайте немного отвлечемся от твитов о катастрофических гостиничных номерах и рассмотрим население, которое в России часто упускают из виду, — коренные народы.

В России насчитывается более 100 идентифицированных этнических групп. Из них 41 юридически признаны «коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока». Это единственные группы, которые юридически защищены как коренные народы; чтобы соответствовать требованиям, группа народов должна насчитывать менее 50 000 человек, вести традиционный образ жизни, проживать в определенных отдаленных районах страны и идентифицировать себя как отдельную этническую группу. Некоторые группы исключены из-за их большей численности, например саха (якуты), буряты, коми и хакасы; другие в настоящее время стремятся получить признание. Кроме того, существует 24 более крупных этнических группы, которые идентифицируются как национальные идентичности или титульные нации. Эти группы населяют независимые государства или автономные области в России, но не имеют особой защиты в соответствии с законом.

Самыми малочисленными из этих групп коренных народов являются энцы (350 человек) и ороки (450 человек), а самыми крупными являются ненцы и эвенки, каждая из которых насчитывает около 30 000 человек. Из 41 народа десять имеют менее 1000 членов, а одиннадцать живут за Полярным кругом. По крайней мере 16 из этих народов имеют настолько маленькое население, что считаются находящимися под угрозой исчезновения; по крайней мере одиннадцать были объявлены вымершими. Хотя коренные народы России составляют всего 0,2% от общей численности населения, или всего 250 000 человек, они населяют около 2/3 территории России.

Коренные народы России настолько разнообразны и разнообразны, что было бы плохой услугой пытаться дать культурный обзор. У них есть некоторые общие характеристики: многие из них ведут кочевой или полукочевой образ жизни, практикуют анимизм и ведут образ жизни, основанный на охоте, собирательстве, рыбной ловле и оленеводстве. Во многих из этих групп соблюдение традиционного образа жизни стало еще более важным после распада советской экономики. Языки коренных народов России многочисленны, но большинство из них принадлежит к одной из трех основных этнолингвистических групп: уральской, алтайской и палеосибирской. Мы настоятельно рекомендуем вам познакомиться с удивительными культурами отдельных племен — этот веб-сайт является отличной отправной точкой для ознакомления с каждой группой.

К сожалению, у коренных народов России тоже много общих проблем. Россия не ратифицировала Конвенцию МОТ № 169. Несмотря на то, что коренные народы находятся под защитой статьи 69 Конституции Российской Федерации, применение защитных законов и нормативных актов часто не обеспечивается должным образом или осложняется решениями правительства, касающимися использования природных ресурсов Севера. В настоящее время существует 70 мест потенциального конфликта между местными группами и добывающими проектами – например, добыча никеля затронула многие оленьи пастбища и священные места. В ноябре 2011 г. был распущен Комитет Совета Федерации по делам Севера и КМНС, единственный федеральный законодательный орган, специализирующийся на вопросах КМНС, а также ряд региональных профильных органов государственной власти. В июле 2012 г. в России был принят закон, в соответствии с которым некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование и участвующие в «политической» деятельности, такой как защита прав коренных народов, объявляются «иностранными агентами», что налагает на многие организационные группы коренных народов дополнительные юридические обязательства и стигматизацию. В ноябре 2012 г. правительство приостановило деятельность Российской ассоциации коренных малочисленных народов Севера (АКМНС). Основан в 1990, RAIPON представляет 42 группы коренных народов в России и является постоянным членом ключевого Арктического совета.

В 2001 году правительство приняло закон «О территориях традиционного природопользования», единственную серьезную попытку обеспечить права коренных народов на землепользование на землю, от которой они зависят в качестве средств к существованию. Однако с момента вступления закона в силу ни одна территория традиционного природопользования (ТППП) не была создана. Многие группы коренных народов также страдают от недостаточных прав на рыболовство: в 2008 году поправка к федеральному закону отменила положения о приоритете доступа к рыболовным угодьям для коренных народов и установила, что коренные народы могут ловить рыбу только для своих личных нужд. Это не считая общины , или Кооперативы коренных народов – на многих территориях крупнейшие источники дохода и занятости для коренных народов. В России насчитывается более 2300 общин. Рыбакам-кочевникам также очень сложно получить лицензии, и за ловлю рыбы без лицензии им грозят большие штрафы.

Эти проблемы только усугубляют существующие проблемы с безработицей и бедностью. Безработица у коренного населения в 1,5-2 раза выше, чем у населения в целом, а доходы ниже в 2-3 раза. Коренные народы страдают от нехватки чистой питьевой воды, неадекватного питания и нехватки питьевой воды. Эти проблемы способствуют многочисленным проблемам со здоровьем, таким как туберкулез, вирусный гепатит, кишечные инфекции, инфекции верхних дыхательных путей и алкоголизм. В коренных общинах России туберкулез (ТБ), проблема со здоровьем, которой практически не существует в развитых странах, встречается в 3 раза чаще, чем в среднем по стране. Материнская и детская смертность значительно выше на территориях коренных народов – на некоторых территориях смертность в несколько раз превышает рождаемость. Из-за этих проблем ожидаемая продолжительность жизни коренных народов намного короче, чем и без того относительно короткая продолжительность жизни в России — 50 лет для мужчин и 60 лет для женщин по сравнению с 64 годами для мужчин и 70 годами для женщин среди населения России в целом.

Коренные народы России также сталкиваются со многими угрозами своей традиционной культуре. Например, сегодня только 10% племенного населения Сибири ведут кочевой или полукочевой образ жизни, по сравнению с 70% около 30 лет назад. С 2002 года численность 24 групп коренных народов России сократилась, и только 10 групп увеличились. Это связано прежде всего со снижением самоидентификации с племенем, а также с ассимиляцией с русским населением. 90% населения Северной России мигрировало туда в течение последних двух столетий, и модели насильственного продвижения русского языка и культуры разрушили многие из более мелких культур коренных народов. Распространение русскоязычных государственных школ и школ-интернатов, а также средств массовой информации, таких как газеты, телевидение и радио, производимых в России, поставило под угрозу языки коренных народов — в настоящее время в России насчитывается 148 языков, находящихся под угрозой исчезновения.

Проблемы, с которыми сталкиваются коренные народы России, серьезны – но таковы воля и решимость людей. Уже пережив неимоверные трудности – как экологические, так и политические – коренные народы России, очевидно, находят большую силу в своих предках, культуре, способности быть одновременно жизнестойкими и адаптивными. Возможно, сейчас, когда мир повернулся к России, всем остальным пора оказать некоторую поддержку.

 

Россия, Объяснение: коренное население Сибири сократилось наполовину в условиях эпидемии самоубийств

Эпидемия самоубийств опустошает коренные народы Сибири. Община уральских нганасан в северных районах Сибири исчезает с ужасающей скоростью — всего три десятилетия назад их было около 1300 человек. Сейчас их всего около 700.

В нганасанском поселке Усть-Авам Красноярского края самоубийств больше, чем естественных смертей. «Каждый год здесь умирает шесть человек. Одна из этих смертей является результатом естественных причин. Двое или трое замерзнут или умрут пьяными. А двое-трое убивают себя», — пишут после посещения региона специальные корреспонденты «Новой газеты» Елена Костюченко и Юрий Козырев.

Сообщество страдает от разрушительных последствий глобального потепления, антропогенной деградации окружающей среды и тяжелой депрессии, подпитывающей нищету. Из 359 жителей только 54 имеют работу.

«Люди ломаются, молодежь вообще ломается. Уровень самоубийств выше среди молодежи. Работы нет, ничего. Здесь за освещение нужно платить, а за еду нужно работать. Ни еды, ни работы, ни денег», — говорит один из молодых жителей. Ее сестра также покончила жизнь самоубийством, оставив после себя 11-летнего сына.

Часто приходится полагаться на анекдотические свидетельства о проблемах коренных народов. Сообщения в СМИ скудны, и получить конкретные статистические данные о коренных племенах, таких как нганасан, сложно. И некоторые смерти могут быть представлены как самоубийства, когда есть мало публичной информации о фактах (например, смерть одной 15-летней девочки в результате неудобного термина «отношения» с 24-летним взрослым мужчиной-полицейским). был стилизован в 2004 году местной прессой как история о Ромео и Джульетте).

Нганасаны — потомки полукочевых охотников на оленей, с древними корнями и шаманской духовной культурой. Еще при Петре Великом (в XVII–XVIII веках) существовало стремление «цивилизовать» русских в отдаленных краях и догнать Европу, пишет историк Юрий Слезкин. Петр поручил миссионерам найти коренных сибиряков и их «обольстительных ложных богов-идолов и сжечь их огнем… и разрушить их капища языческие». Такие идеи получили большее распространение в 20 веке, а коренные жители позже были вынуждены жить в резервациях при Советах в 19 веке.30 с. Кочевые цивилизации считались принципиально несовместимыми с санкционированным правительством образом жизни, а эти «малые народы» Севера рассматривались как представители нежелательного прошлого.

Получайте последние новости

Получайте регулярные электронные письма и будьте в курсе нашей работы

Советское государство коллективизировало их личное имущество, включая палатки, ружья и капканы, и даже стада северных оленей. Это привело к полной утрате оленеводства и резкому сокращению поголовья северных оленей с 19 в. 50-х годов и далее.

Тем временем советское принуждение к грамотности на русском языке привело к тому, что местный язык почти исчез. Подобно практике, навязываемой коренным общинам в других частях мира, Кремль забирал местных детей у родителей и отправлял их учиться в школы-интернаты.

«Там запрещалось говорить на нганасанском языке, и учителя наказывали их за каждое употребленное нганасанское слово — били палками, выгоняли из класса», — рассказал местный лингвист Валентин Гусев. Сегодня в России проживает 260 000 человек из числа коренных народов, что составляет всего 0,2% населения страны. Правительство официально признает 40 отдельных групп коренных народов на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Катастрофические последствия изменения климата в российской Арктике ограничивают возможности нганасан в рыболовстве — их основном источнике пищи. Тем временем правительство продолжает ограничивать охоту, которая является широко распространенным источником напряженности между Кремлем и коренными народами по всей России. С де-факто запретом на охоту нганасаны перестали следовать маршрутами диких стад. Местные продукты питания, доступные для покупки, могут быть устаревшими или заплесневелыми, а хроническое употребление алкоголя продолжает досаждать населению.

Агрессивное промышленное освоение российской Арктики значительно усугубило кризис среди нганасан. В прошлом году разлив дизельного топлива «Норильского никеля» («Норникель») стал крупнейшим рукотворным разливом топлива в истории Арктики, после чего российское правительство вступило в сговор с компанией (крупнейшим производителем никеля в стране), чтобы обелить катастрофу. Разлив затронул окружающую среду, которая обеспечивала нганасан основными продуктами питания. «Они ловят рыбу; они охотятся на оленей. Но в этом году рыбы нет. А олени ушли в другие края три года назад», — написали Костюченко и Козырев.

В прошлом году коренные северные племена подписали открытое письмо американскому бизнес-магнату Илону Маску и Тесле с просьбой не покупать никель, медь и другие материалы у «Норникеля» после катастрофы. По данным исследователя Константина Б. Клокова, в среднем с момента начала производства в конце 1930-х годов Норильский горно-металлургический комбинат ежегодно выбрасывал 30 тонн металлической пыли и оксидов тяжелых металлов.

Недавно произошел всплеск напряженности в отношениях между федеральными властями и коренными народами. Некоторые из этих наций мобилизовались против сверхцентрализованного государства, поддерживаемых правительством экологических нападений на их священные земли и потребовали возвращения своей автономии. В Калмыкии, например, регион, в котором проживает большинство буддистов, участвовал в акциях протеста против назначенного Кремлем мэра. В Бурятии местные жители в течение нескольких недель митинговали против фальсификации результатов выборов. А в деле, которое вызвало волну в России, саамский активист подал жалобу в Верховный суд России в прошлом году после того, как правительство отказало ему в праве на охоту без лицензии.

Этот рассказ написан Алиидой Нейлор и основан на сообщениях Елены Костюченко и Юрия Козырева.