Содержание
Коренные народы Красноярского края
Красноярский край — территория, где живут люди различных национальностей и народностей. Большая часть населения региона — потомки пришлых народов, переселенцы из европейской части России и бывших республик СССР: русские и украинцы, татары и чуваши, немцы, поляки, белорусы, армяне, киргизы и так далее. Наряду с ними живут в крае и представители коренных народов. Вчера, 9 августа, отмечался День коренных народов, и мы решили рассказать о представителях исконного населения края.
Народы тюркской языковой группы
Якуты
Большинство якутов края — мигранты из Якутии. Более 70 процентов красноярских якутов живут в Эвенкии. Занимаются оленеводством, охотой на дикого северного оленя и рыболовством. Особенности условий жизни, языка, удалённость от Якутии позволяют считать особой этнотерриториальной группой якутов. В Красноярском крае 1 468 якутов, в РФ — 478 085.
Долганы
Основное место проживания — Хатангский район Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по рекам Хета и Хатанга. Меньшая часть обосновалась в Авамской тундре на Енисее. Традиционные занятия — оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство. В Красноярском крае 5 816 представителей этой национальности, в России — 7 785.
Хакасы
Раньше их называли абаканскими или минусинскими татарами. Живут на сопредельных с Хакасией территориях Красноярского края. Традиционным занятием было полукочевое скотоводство, охота. Сегодня хакасы отошли от аутентичного образа жизни. В Красноярском крае 4 102 представителя этой национальности, в России — почти 80 тысяч.
Чулымцы
Устаревшие названия — мелецкие, чулымские или тутальские татары, карагасы томские. До переписи 2002 года были официально записаны хакасами. Живут на притоке Оби — реке Чулым. До появления русских выращивали в основном ячмень и просо, скотоводство было развито слабо. В Красноярском крае 145 чулымцев, в России — 335.
Народы самодийской группы урало-юкагирской языковой семьи
Нганасаны
Живут в центральной части полуострова Таймыр. До революции 1917 года их называли авамские самоеды, самоеды аси. Основное традиционное занятие — охота на дикого оленя, водоплавающую дичь (главным образом гуся), пушная охота и рыболовство. Со второй половины XIX века — домашнее оленеводство. Красноярском крае 807 нгасан, в России — 862.
Энцы
Проживают на западе Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в посёлках Воронцово и Потапово. В состав русского государства предки энцев были включены в начале XVII века. Именно на территории их расселения была возведена знаменитая Мангазея. Их реальная численность, возможно, превышает 300 человек, так как многие были записаны как ненцы или нганасаны. Всего в России официально насчитывается 227 энцев.
Ненцы
На Таймыре представлена восточная часть тундровых ненцев. Здесь они подразделяются на «береговых» и «обдорских». И те и другие говорят на тундровом диалекте ненецкого языка. Традиционные занятия — охота на пушного зверя, оленя, дичь, рыболовство, с середины XVIII века — домашнее оленеводство. В Красноярском крае 3 633 ненца, в России — 44 640.
Селькупы
Небольшая группа селькупов живёт в Туруханском районе Красноярского края. Это потомки самодийцев, которые пришли в XVII веке со средней Оби на север, в бассейн реки Турухан. В Красноярском крае зарегистрирован 281 селькуп, а России — 3 649.
Кеты
Кет в переводе на русский означает «человек». Они живут в среднем и нижнем течении Енисея. Всего в Красноярском крае имеется девять поселков компактного проживания кетов, из них только Келлог и Суломай можно считать моноэтническими. Кетский язык является языком-изолятом. Известны два диалекта: имбатский и сымский (югский). Последний принято считать самостоятельным языком. Собственная письменность у кетов появилась только в 1980-х годах — на основе русской графики. В Красноярском крае проживает 957 кетов, в России — 1219.
Народы тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи
Эвенки
Ареал их расселения — от Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и Амура на юге. В нашем крае представители этноса проживают в основном в Эвенкии, а также в Енисейском, Туруханском, Северо-Енисейском районах и на Таймыре. В Красноярском крае 4 372 эвенка, в стране — 37 843.
Нанайцы
Коренной малочисленный народ Сибири и Дальнего Востока. Главным образом живут в Хабаровском крае. Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли. В Красноярском крае насчитывается 13 нанайцев, в России — 12 тысяч.
Эвены
Большая часть эвенов живёт на Дальнем Востоке. Традиционное хозяйство эвенов — оленеводство, охота и рыболовство. В Красноярском крае 27 представителей этой национальности, в России — 21 830.
* Данные о численности коренного населения — Всероссийская перепись населения 2010 года (Краснярскстат).
Пьер БРОШЕ, ведущий канала «Культура», издатель путеводителей:
— Территория, которую объединила одна река Енисей, уникальна. Например, здесь живут самые южные оленеводы мира (тувинские тоджинцы) и самые северные (нганасане, ненцы и так далее). И те и другие до сих пор в своём быте сохранили часть уклада своих традиционных культур. Северные народы могут показать хороший пример, как жить с природой в гармонии. Это очень красивая история о том, что есть возможность жить иначе, минуя общий путь цивилизации.
Народы Арктики
СТАТЬ ПАРТНЁРОМ
УБОРКА АРКТИКИ
РАЗВИТИЕ АРТИКИ
КАРТА
ВОЛОНТЕРАМ
EN
НОВОСТИ
КОНТАКТЫ
ПАРТНЕРАМ
Стать партнёром |
ОБ АРКТИКЕ
Арктика только кажется безлюдной. В её российской части проживают около 2 500 000 человек — представителей 127 национальностей!
Самый многочисленный из сибирских народов – якуты. Это 500 000 человек!
Они разводят приспособленные к суровым условиям породы лошадей, крупного рогатого скота, в северных районах — оленей.
Высоко развито прикладное искусство: резьба по дереву, кости, создание украшений из металла, изделий из бересты. Современные якуты сохраняют свою культуру: якутский язык преподают в школах, на нём снимают фильмы и пишут книги.
Они разводят приспособленные к суровым условиям породы лошадей, крупного рогатого скота, в северных районах — оленей.
Высоко развито прикладное искусство: резьба по дереву, кости, создание украшений из металла, изделий из бересты. Современные якуты сохраняют свою культуру: якутский язык преподают в школах, на нём снимают фильмы и пишут книги.
Из 2 500 000 человек, проживающих в Арктической зоне РФ, 82 500 — представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Кстати, «коренные народы» — юридический термин. В соответствии с перечнем коренных малочисленных народов, утверждённым Распоряжением Правительства Российской Федерации, к ним относятся 45 этносов.
- Иметь численность менее 50 000 человек. Так, кереками во время переписи населения 2010 г. назвали себя только 4 жителя Чукотки.
- Проживать в северных районах России, в Сибири, на Дальнем Востоке — на территориях традиционного расселения своих предков.
- Вести традиционный образ жизни, хозяйствования и промыслов.
- Осознавать себя самостоятельной этнической общностью.
- Иметь численность менее 50 000 человек. Так, кереками во время переписи населения 2010 г. назвали себя только 4 жителя Чукотки.
- Проживать в северных районах России, в Сибири, на Дальнем Востоке — на территориях традиционного расселения своих предков.
- Вести традиционный образ жизни, хозяйствования и промыслов.
- Осознавать себя самостоятельной этнической общностью.
Мурманская область: саамы.
Ненецкий автономный округ: ненцы.
Чукотский автономный округ: ительмены, кереки, коряки, чуванцы, чукчи, эвены, эскимосы, юкагиры.
Ямало-Ненецкий автономный округ: ненцы, селькупы, ханты.
Республика Коми: манси, ненцы, ханты.
Несколько районов Республики Саха (Якутия): долганы, чукчи, эвенки, эвены, юкагиры.
Два района Красноярского края: долганы, нганасаны, кеты, ненцы, селькупы, чулымцы, энцы.
Муниципальные образования Архангельской области: ненцы.
Часть Республики Карелия: вепсы.
Где живут коренные малочисленные народы
- Больше 10 000: Ненцы — 44 640, Эвенки — 38 396, Ханты — 30 943, Эвены — 21 830, Чукчи — 15 098, Манси — 12 269.
- Больше 1 000: Коряки — 7 953, Долганы — 7 885, Вепсы — 5 936, Селькупы — 3 649, Ительмены — 3 193, Саамы — 1 771, Эскимосы — 1 738, Юкагиры — 1 603, Кеты — 1 219, Чуванцы — 1 002.
- Меньше 1 000: Нганасаны — 862, Негидальцы — 513, Чулымцы — 355, Энцы — 227, Кереки — 4.
- Больше 10 000: Ненцы — 44 640, Эвенки — 38 396, Ханты — 30 943, Эвены — 21 830, Чукчи — 15 098, Манси — 12 269.
- Больше 1 000: Коряки — 7 953, Долганы — 7 885, Вепсы — 5 936, Селькупы — 3 649, Ительмены — 3 193, Саамы — 1 771, Эскимосы — 1 738, Юкагиры — 1 603, Кеты — 1 219, Чуванцы — 1 002.
- Меньше 1 000: Нганасаны — 862, Негидальцы — 513, Чулымцы — 355, Энцы — 227, Кереки — 4.
Вопреки представлениям о кочующих оленеводах, большинство коренных народов Арктики живут оседло. Часть из них, подобно своим предкам, занимается скотоводством, подсечно-огневым земледелием, охотой, рыболовством и морским зверобойным промыслом. Некоторые продолжают вести кочевой или полукочевой образ жизни, связанный с оленеводством.
Чем жили и живут коренные народы Арктики
В Арктике кочуют около 20 000 человек. Около 60% приходится на Ямало-Ненецкий автономный округ.
У каждого коренного народа свои язык, эпос, традиционные занятия, уникальный жизненный уклад и приёмы природопользования, унаследованные от предков и адаптированные к суровым условиям выживания. В современной российской Арктике только 18—25% ненцев, долганов, чукчей, энцев занимаются традиционными промыслами.
Представители малочисленных народов Севера объединяются в общины. Это выгодно с экономической точки зрения: они получают государственную поддержку и могут использовать упрощённую систему налогообложения.
Саамы жили на территории Кольского полуострова ещё до нашей эры. Они занимались оленеводством, ловили рыбу и охотились. Жили в общинах — сийтах — численностью от 70 до 300 человек.
До XIX — начала XX вв. саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие сезонные перекочёвки. Из-за насильственной коллективизации 1920−1930 гг. они практически перестали заниматься традиционными промыслами: на 2011 г. только 13% вели традиционный образ жизни.
Сегодня территория проживания саамов входит в состав сразу нескольких государств: России, Финляндии, Норвегии, Швеции. Общая численность представителей этого народа — от 60 000 до 80 000 человек, из которых в российской Арктике живут 2000 человек.
Центр культурной жизни саамов России — село Ловозеро.
Долганы считаются самым северным тюркским народом и самым молодым — в этом районе.
Долганская народность сложилась в XIX — начале XX вв. из эвенков, якутов, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян.
В основе долганского языка — якутский, а письменность на базе русского алфавита официально принята в 1970 г.
Долганское искусство представлено фольклором: былинами, песнями, сказками, загадками и поговорками.
Этнос манси сложился в результате слияния местных племён уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Поэтому в культуре этого народа сочетаются традиции таёжных охотников, рыболовов и степных кочевников-скотоводов.
Изначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI—XIV вв. вытеснили их в Зауралье.
Манси делятся на группы родов (фратрии): Пор — потомки аборигенов-уральцев и Мось — потомки угров. Они различаются происхождением и обычаями. Браки заключаются только между представителями противоположных фратрий.
Сегодня около 60% манси используют в обиходе русский язык. 45% живут в городах.
Предки современных кетов появились в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея: произошло смешение европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В I тыс. н. э. они мигрировали на Енисейский Север.
До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родоплеменным строем. В состав Московского государства они вошли в 1607 г. Тогда основным занятием большинства кетов были рыболовство и охота.
Кстати, кетский язык — последний живой язык енисейской языковой семьи. В 1930-е гг. кеты использовали алфавит на латинской основе. В 1980-е разработали новый — на базе кириллицы. Сейчас менее 20% представителей этого народа старше 50 лет считают кетский родным языком.
Самый северный народ Евразии. Нганасаны — потомки древнейшего населения Таймыра — неолитических охотников на дикого оленя. Они сформировались как этнос к XVII—XVIII вв. из нескольких племенных групп.
Нганасаны промышляли охотой на дикого оленя, водоплавающую дичь и пушного зверя, рыболовством. В 1921 г. сложилась прослойка крупных оленеводов.
Сегодня лишь около 100 человек ведут полуоседлый образ жизни, необходимый для охотничье-рыболовецкого промысла в тундре. Остальные проживают в построенном в середине ХХ века посёлке.
Нганасанским языком владеет только 14,5% представителей (по данным 2010 г.)
Тюрки заселили верховья Чулыма в XII—XIII вв. и, смешиваясь с местными племенами, превратились в чулымский этнос. Их основной деятельностью были охота и рыболовство. Позже они освоили земледелие и скотоводство.
После вхождения этнической территории чулымцев в состав Русского государства в XVI—XVII вв. часть из них слилась с русскими, сибирскими татарами и хакасами.
Любопытно, что в чулымском языке нет письменности. И тем не менее в 2010 г. им владели 44 человека.
Эвенки появились как результат смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья.
Они заселили обширную территорию от Енисея на западе до Охотского моря на востоке. Ведут кочевой образ жизни, занимаются оленеводством, но оленей используют как транспорт. Пропитание добывают преимущественно охотой и рыбной ловлей. Язык эвенков включает несколько диалектов. Кроме того, они обычно владеют русским и якутским.
В конце XIX в. власти царской России предполагали, что чуванцы — потомки казаков, покорявших эти места в XVIII в.
В прошлом представители этого народа говорили на чуванском языке, сегодня — на чукотском и «марковском» диалекте русского.
В Чукотском автономном округе проживает 951 чуванец.
Предки чукчей появились на территории современной Чукотки в IV—III тыс. до н. э. С русскими они впервые столкнулись в XVII веке: это противостояние вылилось в столетнюю войну. В 1778 г. русские и чукчи заключили официальный мирный договор.
Представители этого народа делятся на тундровые и береговые племена: у одних быт и культура связаны с оленеводством, у других — с морским промыслом.
С 1930-х годов чукчи пользуются алфавитом на основе кириллицы с добавлением нескольких букв. Книги пишут в основном на русском.
Предки эвенов — тунгусские племена, которые расселились из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири в I тыс. н. э.
Эвены занимались кочевым оленеводством, охотой на мясного и пушного зверя, рыбной ловлей.
Алфавит на латинской основе для эвенского языка утвердили в 1932 г. А уже в 1936 г. появилась письменность на основе русского алфавита.
Предки эскимосов — тихоокеанские монголоиды, мигрировавшие на север.
В России эскимосы — малочисленная этническая группа, живущая вместе с чукчами или рядом с ними на восточном побережье Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционные занятия — морской зверобойный промысел, оленеводство, охота.
Современная письменность на основе кириллицы появилась в 1937 г. Эскимосы Чукотки и Аляски говорят на похожих языках, но пишут по-разному. В эскимосском языке много заимствований из английского: это результат китобойного промысла, в котором участвовали суда Великобритании, Скандинавии и Америки.
У эскимосов Чукотки сохранилась практика кормления духов умерших предков. Такие ритуалы проводят как дома, так и в тундре — в знак уважения к умершим местным жителям.
В XVII в. территория расселения кереков простиралась от Анадырского лимана до устья Опуки. Они занимались охотой на морских млекопитающих и рыболовством. В XVIII в., во время столкновений между чукчами и коряками, кереки тоже подверглись нападениям, поэтому их численность резко сократилась.
В XX в. жили в населённых пунктах Беринговского района Чукотского автономного округа и почти полностью смешались с чукчами.
Говорят кереки по-чукотски и по-русски. Но пассивно сохранился и керекский язык!
Первые упоминания об этом народе встречаются в документах середины XVII века. По роду занятий и образу жизни коряки делятся на тундровых (занимаются разведением оленей) и береговых (занимаются морским рыбным промыслом).
Говорят в основном по-русски, но 1460 человек сохраняют корякский язык, письменность которого всё же основана на русском.
Предки ненцев в конце I тыс. до н.э. под натиском кочевников, гуннов и тюрок мигрировали на север из лесостепных областей Прииртышья и Притоболья. В дальнейшем часть ненцев ушла на запад до Белого моря, другая — до Енисея.
По другой теории, самодийская прародина ненцев находится в северных лесах и тундрах Приуралья и Зауралья, откуда предки ненцев, освоившие оленеводство, на рубеже I-II тыс. н.э. стали уходить на север и восток.
Ненцы круглогодично выпасают оленьи стада, кочуя в поисках кормовых пастбищ, и занимаются охотой, рыболовством. На полуострове Ямал кочуют тысячи ненецких оленеводов, владеющих 500 000 оленей.
Европейские ненцы проживают в Ненецком автономном округе, сибирские — в Ямало-Ненецком автономном округе и на Таймыре. Небольшие группы встречаются в Ханты-Мансийском автономном округе, в Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми.
Ненецкий язык делится на тундровый и лесной диалекты. В письменной форме существует только первый, у которого гораздо больше носителей.
Предки селькупов занимали восточную часть междуречья Оби и Енисея, смешиваясь с народами древнеугорского происхождения. С XVII века они разделились на две территориальные группы — южную (нарымскую) и северную (тазовско-туруханскую).
Впервые селькупы упоминаются в источниках XVI века. В дорусский период у них были распространены укреплённые городки «коч», развито гончарное дело и ткачество. Главные отрасли хозяйства южных селькупов — охота и рыболовство, в качестве транспорта они использовали лошадей и собак. У северных селькупов до недавнего времени сохранялось кузнечество.
На сегодня целостность и культура селькупов — на грани исчезновения (в основном из-за территориального разобщения). В течение XX века численность сократилась почти вдвое — до 3649 человек (по данным 2010 г.)
Ханты делятся на три этнографические группы: северную, южную и восточную. Их предки пришли с юга в низовья Оби и заселили территории современного Ханты-Мансийского и южных районов Ямало-Ненецкого автономных округов, смешиваясь с племенами аборигенов.
Традиционные промыслы хантов — рыболовство, охота и оленеводство.
Хантыйский язык вместе с мансийским и венгерским составляют угорскую группу уральской языковой семьи.
В VII тыс. лет до н. э. юкагиры жили на востоке от Енисея и в Саянах, охотились на дикого оленя и копытных животных, ловили рыбу и разводили собак.
В XVII—XIX вв.еках их численность сократилась из-за эпидемий и междоусобиц, а часть юкагиров слилась с якутами, эвенами, русскими, коряками и чукчами. Юкагиры как этнос сохранились лишь в бассейне Колымы.
На сегодня юкагирским языком в Якутии владеют 28% представителей этого народа.
Предки энцев — северно-сибирские племена и самодийцы, пришедшие со среднего Енисея и из бассейна Томи. Сейчас представители этого народа проживают на восточном берегу нижнего течения Енисея и занимаются оленеводством.
Энецкий язык относится к самодийской группе уральских языков, подразделяется на два диалекта: тундровый и лесной. Почти все энцы, кроме родного языка, владеют русским, многие понимают речь долган, нганасан, эвенков. Согласно переписи 2002 г., энецким языком в России владели 116 человек.
Саамы жили на территории Кольского полуострова ещё до нашей эры. Они занимались оленеводством, ловили рыбу и охотились. Жили в общинах — сийтах — численностью от 70 до 300 человек.
До XIX — начала XX вв. саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие сезонные перекочёвки. Из-за насильственной коллективизации 1920−1930 гг. они практически перестали заниматься традиционными промыслами: на 2011 г. только 13% вели традиционный образ жизни.
Сегодня территория проживания саамов входит в состав сразу нескольких государств: России, Финляндии, Норвегии, Швеции. Общая численность представителей этого народа — от 60 000 до 80 000 человек, из которых в российской Арктике живут 2000 человек.
Центр культурной жизни саамов России — село Ловозеро.
Долганы считаются самым северным тюркским народом и самым молодым — в этом районе.
Долганская народность сложилась в XIX — начале XX вв. из эвенков, якутов, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян.
В основе долганского языка — якутский, а письменность на базе русского алфавита официально принята в 1970 г.
Долганское искусство представлено фольклором: былинами, песнями, сказками, загадками и поговорками.
Этнос манси сложился в результате слияния местных племён уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Поэтому в культуре этого народа сочетаются традиции таёжных охотников, рыболовов и степных кочевников-скотоводов.
Изначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI—XIV вв. вытеснили их в Зауралье.
Манси делятся на группы родов (фратрии): Пор — потомки аборигенов-уральцев и Мось — потомки угров. Они различаются происхождением и обычаями. Браки заключаются только между представителями противоположных фратрий.
Сегодня около 60% манси используют в обиходе русский язык. 45% живут в городах.
Предки современных кетов появились в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея: произошло смешение европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В I тыс. н. э. они мигрировали на Енисейский Север.
До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родоплеменным строем. В состав Московского государства они вошли в 1607 г. Тогда основным занятием большинства кетов были рыболовство и охота.
Кстати, кетский язык — последний живой язык енисейской языковой семьи. В 1930-е гг. кеты использовали алфавит на латинской основе. В 1980-е разработали новый — на базе кириллицы. Сейчас менее 20% представителей этого народа старше 50 лет считают кетский родным языком.
Самый северный народ Евразии. Нганасаны — потомки древнейшего населения Таймыра — неолитических охотников на дикого оленя. Они сформировались как этнос к XVII—XVIII вв. из нескольких племенных групп.
Нганасаны промышляли охотой на дикого оленя, водоплавающую дичь и пушного зверя, рыболовством. В 1921 г. сложилась прослойка крупных оленеводов.
Сегодня лишь около 100 человек ведут полуоседлый образ жизни, необходимый для охотничье-рыболовецкого промысла в тундре. Остальные проживают в построенном в середине ХХ в. посёлке.
Нганасанским языком владеет только 14,5% представителей (по данным 2010 г.)
Тюрки заселили верховья Чулыма в XII—XIII вв. и, смешиваясь с местными племенами, превратились в чулымский этнос. Их основной деятельностью были охота и рыболовство. Позже они освоили земледелие и скотоводство.
После вхождения этнической территории чулымцев в состав Русского государства в XVI—XVII вв. часть из них слилась с русскими, сибирскими татарами и хакасами.
Любопытно, что в чулымском языке нет письменности. И тем не менее в 2010 г. им владели 44 человека.
Эвенки появились как результат смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья.
Они заселили обширную территорию от Енисея на западе до Охотского моря на востоке. Ведут кочевой образ жизни, занимаются оленеводством, но оленей используют как транспорт. Пропитание добывают преимущественно охотой и рыбной ловлей. Язык эвенков включает несколько диалектов. Кроме того, они обычно владеют русским и якутским.
В конце XIX в. власти царской России предполагали, что чуванцы — потомки казаков, покорявших эти места в XVIII в.
В прошлом представители этого народа говорили на чуванском языке, сегодня — на чукотском и «марковском» диалекте русского.
В Чукотском автономном округе проживает 951 чуванец.
Предки чукчей появились на территории современной Чукотки в IV—III тыс. до н. э. С русскими они впервые столкнулись в XVII веке: это противостояние вылилось в столетнюю войну. В 1778 г. русские и чукчи заключили официальный мирный договор.
Представители этого народа делятся на тундровые и береговые племена: у одних быт и культура связаны с оленеводством, у других — с морским промыслом.
С 1930-х гг. чукчи пользуются алфавитом на основе кириллицы с добавлением нескольких букв. Книги пишут в основном на русском.
Предки эвенов — тунгусские племена, которые расселились из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири в I тыс. н. э.
Эвены занимались кочевым оленеводством, охотой на мясного и пушного зверя, рыбной ловлей.
Алфавит на латинской основе для эвенского языка утвердили в 1932 г. А уже в 1936 г. появилась письменность на основе русского алфавита.
Предки эскимосов — тихоокеанские монголоиды, мигрировавшие на север.
В России эскимосы — малочисленная этническая группа, живущая вместе с чукчами или рядом с ними на восточном побережье Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционные занятия — морской зверобойный промысел, оленеводство, охота.
Современная письменность на основе кириллицы появилась в 1937 г. Эскимосы Чукотки и Аляски говорят на похожих языках, но пишут по-разному. В эскимосском языке много заимствований из английского: это результат китобойного промысла, в котором участвовали суда Великобритании, Скандинавии и Америки.
У эскимосов Чукотки сохранилась практика кормления духов умерших предков. Такие ритуалы проводят как дома, так и в тундре — в знак уважения к умершим местным жителям.
В XVII в. территория расселения кереков простиралась от Анадырского лимана до устья Опуки. Они занимались охотой на морских млекопитающих и рыболовством. В XVIII веке, во время столкновений между чукчами и коряками, кереки тоже подверглись нападениям, поэтому их численность резко сократилась.
В XX в. жили в населённых пунктах Беринговского района Чукотского автономного округа и почти полностью смешались с чукчами.
Говорят кереки по-чукотски и по-русски. Но пассивно сохранился и керекский язык!
Первые упоминания об этом народе встречаются в документах середины XVII в. По роду занятий и образу жизни коряки делятся на тундровых (занимаются разведением оленей) и береговых (занимаются морским рыбным промыслом).
Говорят в основном по-русски, но 1460 человек сохраняют корякский язык, письменность которого всё же основана на русском.
Предки ненцев в конце I тыс. до н.э. под натиском кочевников, гуннов и тюрок мигрировали на север из лесостепных областей Прииртышья и Притоболья. В дальнейшем часть ненцев ушла на запад до Белого моря, другая — до Енисея.
По другой теории, самодийская прародина ненцев находится в северных лесах и тундрах Приуралья и Зауралья, откуда предки ненцев, освоившие оленеводство, на рубеже I-II тыс. н.э. стали уходить на север и восток.
Ненцы круглогодично выпасают оленьи стада, кочуя в поисках кормовых пастбищ, и занимаются охотой, рыболовством. На полуострове Ямал кочуют тысячи ненецких оленеводов, владеющих 500 000 оленей.
Европейские ненцы проживают в Ненецком автономном округе, сибирские — в Ямало-Ненецком автономном округе и на Таймыре. Небольшие группы встречаются в Ханты-Мансийском автономном округе, в Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми.
Ненецкий язык делится на тундровый и лесной диалекты. В письменной форме существует только первый, у которого гораздо больше носителей.
Предки селькупов занимали восточную часть междуречья Оби и Енисея, смешиваясь с народами древнеугорского происхождения. С XVII в. они разделились на две территориальные группы — южную (нарымскую) и северную (тазовско-туруханскую).
Впервые селькупы упоминаются в источниках XVI века. В дорусский период у них были распространены укреплённые городки «коч», развито гончарное дело и ткачество. Главные отрасли хозяйства южных селькупов — охота и рыболовство, в качестве транспорта они использовали лошадей и собак. У северных селькупов до недавнего времени сохранялось кузнечество.
На сегодня целостность и культура селькупов — на грани исчезновения (в основном из-за территориального разобщения). В течение XX в. численность сократилась почти вдвое — до 3649 человек (по данным 2010 г.)
Ханты делятся на три этнографические группы: северную, южную и восточную. Их предки пришли с юга в низовья Оби и заселили территории современного Ханты-Мансийского и южных районов Ямало-Ненецкого автономных округов, смешиваясь с племенами аборигенов.
Традиционные промыслы хантов — рыболовство, охота и оленеводство.
Хантыйский язык вместе с мансийским и венгерским составляют угорскую группу уральской языковой семьи.
В VII тыс. лет до н. э. юкагиры жили на востоке от Енисея и в Саянах, охотились на дикого оленя и копытных животных, ловили рыбу и разводили собак.
В XVII—XIX вв. их численность сократилась из-за эпидемий и междоусобиц, а часть юкагиров слилась с якутами, эвенами, русскими, коряками и чукчами. Юкагиры как этнос сохранились лишь в бассейне Колымы.
На сегодня юкагирским языком в Якутии владеют 28% представителей этого народа.
Предки энцев — северно-сибирские племена и самодийцы, пришедшие со среднего Енисея и из бассейна Томи. Сейчас представители этого народа проживают на восточном берегу нижнего течения Енисея и занимаются оленеводством.
Энецкий язык относится к самодийской группе уральских языков, подразделяется на два диалекта: тундровый и лесной. Почти все энцы, кроме родного языка, владеют русским, многие понимают речь долган, нганасан, эвенков. Согласно переписи 2002 г., энецким языком в России владели 116 человек.
Традиционное хозяйство на протяжении веков было основой быта коренных малочисленных народов. Но сегодня сохранение привычного образа жизни под угрозой. А причины вот в чём:
1. Навязанный когда-то переход к урбанизированному обществу изменил традиционный образ жизни и нарушил обособленность малочисленных народов.
2. Площадь оленьих пастбищ уменьшилась из-за активной добычи ископаемых ресурсов.
Легко ли быть коренным жителем Арктики
Наиболее уязвимы коренные народы, проживающие в небольших, изолированных сообществах с неразвитой инфраструктурой и слабой общественной системой здравоохранения. Уровень жизни в сельской местности и у народов, ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского.
Всё меньше представителей коренных народов знают язык предков. Практически исчезли языки нганасанов, российских эскимосов, эвенков, селькупов и саамов.
Несмотря на эти трудности, коренные народы Арктики стремятся сохранить свою идентичность. Они объединяются в ассоциации, профсоюзы, участвуют в конференциях, форумах и стажировках. С 1990 г. их интересы представляет Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которая является постоянной участницей Арктического совета.
ЧИТАТЬ О ПРИРОДЕ АРКТИКИ
Красноярск — интересные факты о городе, статистические данные
Самый восточный город России с населением не менее миллиона человек, расположенный на берегу реки Енисей, и столица Красноярского края (района). Площадь составляет более 2 миллионов квадратных километров, что в десять и более раз больше, чем у многих европейских стран. Например, Франция в четыре раза меньше Красноярского края. Красноярск — крупный промышленный, культурный, экономический и образовательный центр.
Город золота
Красноярск был основан в 1628 году, когда дворянин Андрей Дубенский начал строить крепость для защиты от местных племен на месте нынешнего мегаполиса. Рядом располагались золотые прииски, благодаря чему город долгое время был процветающим торговым центром. Некоторые торговцы даже печатали свои визитки на золотых пластинах. Сегодня Красноярский край по-прежнему является лидером по добыче золота, производя пятую часть золотого запаса России.
Город науки
Красноярск — крупный научно-исследовательский центр страны, в котором обучается более 150 000 студентов в 30 вузах, крупнейшим из которых является Сибирский федеральный университет. В городе находится знаменитый красноярский Академгородок. В его состав входят семь научно-исследовательских институтов, работающих в различных областях.
Город Спорта
Сибирь — снежный край, и, естественно, там популярны зимние виды спорта. В Красноярске действует Спорткомплекс «Академия биатлона», в котором проходят подготовку лыжники, бобслеисты, конькобежцы, сноубордисты и др. Конечно, в Красноярске есть горнолыжные курорты, самым популярным из которых является Бобровый Лог, с 14 трассами разной сложности. Красноярск готовит не только профессиональных лыжников, но и мотоциклистов: его жители 21 раз становились чемпионами мира по мотоспорту, что является рекордом. Красноярск считается столицей российского регби и ежегодно принимает международные соревнования по вольной борьбе и бальным танцам. В 2019 году, город ожидает крупное спортивное событие: здесь пройдет Зимняя универсиада — спортивные соревнования студентов вузов.
Город фонтанов
В Красноярске много фонтанов самых разных форм и размеров, даже разноцветных и музыкальных. Он третий в России по количеству фонтанов. В настоящее время насчитывается более 140 фонтанов. Одним из самых красивых является фонтан на Театральной площади. Каждый раз, когда он начинается, это водное, цветное и музыкальное шоу.
Рядом с городом
Грязелечебница
Люди верят, что вода и грязь озера Шира обладают лечебными свойствами. Согласно легенде, в 19 веке собака купца Цыбульского была ранена на охоте и вылечена купанием в озере. Грязь из этого озера была представлена на парижской выставке, что привело к идее открытия курорта, подобного Баден-Бадену, но эта идея не воплотилась в жизнь. Сегодня в Шире находится несколько бальнеологических курортов.
Красноярские Столбы
Это уникальное природное явление, насчитывающее более 100 скал необычной формы, словно столб в густом таежном лесу. Считается, что скалы-столбы образовались из вулканической лавы около 370 миллионов лет назад. Многие столбы имеют свои названия, такие как: Перья, Дедушка, Бабушка, Монах, Черепаха и т.д. Столбы вдохновили так называемый столбизм – общественное движение, объединяющее людей, ориентированных на деятельность на природе.
Красноярские Столбы — Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО
Описание
Номинируемый участок расположен на северо-западном отроге Восточного Саяна. Его естественными границами являются правые притоки Енисея; на северо-востоке Базаиха, на юге и юго-западе — реки Мана и Большая Слимева. На северо-востоке территория граничит с пригородом Красноярска.
Геология
По геоморфологическому районированию территория, на которой расположен «Столбы», находится в зоне контакта Алтае-Саянской горной страны со Среднесибирским плоскогорьем и Западно-Сибирской равниной. Породы в основном имеют осадочное и вулканическое происхождение, возраст от кембрия (более 600 млн лет) до углеродного периода. Столбинский массив, слагающий все известные породы («столбы»), входит в состав Шумихинского интрузивного комплекса, сложенного розовато-красными кварц сиенит. Он имеет линейную форму и вытянут в северо-восточном направлении, где цепочкой располагаются древние остатки — «столбы».
Петрографическая структура ровная, породы в основном сложены калиевым полевым шпатом — ортоклазом. В целом массив Столби имеет штоковую форму (каплевидную или цилиндрическую) и по геофизическим данным уходит на значительную глубину. В процессе остывания плавящейся магмы, проникшей с глубины 500 — 1500 м в толщу пенеплена, образовалась система трещин, закономерно разбросанных по всему массиву. Избирательное выветривание по этим трещинам привело к образованию матрасовидных призматических отслоек, обусловивших все многообразие выходов горных пород. В районе внедрения сиенитов насчитывается более 600 выходов горных пород, из них около 60 имеют высоту 50-100 метров.
Рельеф.
Новейший подъем и раздел территории продолжается в кайнозойскую эпоху (30-35 млн. лет) до наших дней. Древняя пенепленизированная поверхность, поднятая в пределах заповедника до 700-900 м над ур. около 11-16 км. На карнбрийских отложениях, окружающих «Столбы» с севера, востока и запада, появились карстовые области. Среди них поля карстовых кратеров, пещеры глубиной до 200 м, уходящие под землю реки, так называемый «каменный город» и др.
Климат.
Континентальный климат территории несколько смягчен гористым рельефом и отличается от приграничной лесостепи более высокой влажностью воздуха, количеством осадков (686 мм) и более коротким вегетационным периодом (138 дней). Среднегодовая температура на «Столбах» – 1,2°С, в лесостепи – +0,3°С.
Почва и растительность. в низкогорных районах (200-500 м над уровнем моря) на горных серолесных почвах распространены подтаежные и лесостепные лиственные и светлохвойные леса, более высокие участки (500-800 м над уровнем моря) покрыты светлохвойная и темнохвойная тайга на горных подзолистых почвах
На номинируемой территории преобладают сосновые и пихтовые леса. Менее распространены кедровые и лиственничные леса. На трансформированных участках, где производилась выборочная вырубка деревьев, распространены осиновые и березовые леса.
На крутых южных склонах встречаются небольшие (до 3 га) степные участки среди лесов, являющиеся частями древних степей, ранее значительно более обширных. По некоторым данным, 4-5 тысяч лет назад на территории заповедника на значительной площади простирались настоящие степи. В пещерах найдены костные останки сурка (Marmota baibacina) и Myospalax myospalax — степняков. Общая площадь этих объектов составляет не более 1% территории заповедника. В этих степных районах зарегистрирована треть всех высших растений Столбы.
Флора.
Флора территории представлена 728 видами покрытосеменных растений, 6 — голосеменных растений, 40 — папоротниковидных растений $ 3 — Lycopodiophyta, 257 — моховидных растений, 17 1 — лишайников , 148 — грибов, в том числе 114 реликтовых и эндемичных растений Сибири.
Фауна.
Фауна позвоночных животных достаточно хорошо изучена. Описан 1 вид круглоротых, 22 вида костных рыб, 4 — земноводных, 5 — рептилий, 212 — птиц и 58 — млекопитающих. Фауна беспозвоночных животных остается без внимания исследователей. Так, из всего разнообразия живых существ в этой местности описан 1 вид губок, 4 — турбеллярий, 28 — олигохет, 6 — пиявок, 2 — полизоа, 18 — моллюсков, 28 — ракообразных, 59 — паукообразных, 1 165 — насекомых.
Большинство животных относятся к лесным и таежным видам. Из млекопитающих был реакклиматизирован соболь, а такие акклиматизаторы, как американская норка и ондатра, заселили заповедник самостоятельно.
На территории заповедника зарегистрированы виды из Красной книги Российской Федерации: 1 вид бабочек — Parnfssius Apollo L. и 8 видов птиц (Ciconia nigra L., Pandion haliaetus L., Aquila chrysaetos L. , Aquila heliaca Sev., Aquila rapax Temrn., Falco cherrug Grey., Falco peregrius Tunst., Bubo bubo L.).
«Столбизм».
150 лет назад в «Столбах» зародилось уникальное массовое спортивное движение, получившее название «столбизм». Его суть – фристайл-альпинизм. «Столбизм» в его этносоциальном смысле должен быть сохранен как нематериальное достояние народа.
Заявления о подлинности и/или целостности
Территория Красноярских Столбов, внесенных в список Всемирного наследия, представляет собой целостную систему, в пределах которой природные экосистемы сохраняются в достаточно стабильном состоянии, несмотря на близость к промышленному городу. Практически вся номинируемая территория находится на территории государственного природного заказника «Столбы» и его заповедной зоны и в связи с этим находится под профессиональной охраной. Эта защита осуществляется на основе законов и постановлений Правительства Российской Федерации и поддерживается традициями местного населения.
С конца 19 века район нынешних Столб стал излюбленным местом отдыха и восхождений красноярцев. В 1925 г. часть Центральных Столб была объявлена природным заповедником, а затем в 1936, 1938, 1946, 1954 гг. территория природного государственного заказника «Столбы» постепенно расширялась. Сегодня его общая площадь составляет 47 219 га.
На территории заповедника выделена территория для туристов и экскурсий (1,4 10 га) с особым сводом правил и норм.
По периметру расположена запретная зона шириной 1,0 — 1,5 км, общей площадью 1 3 464 га.
Принятые меры обеспечили высокую степень сохранности номинируемого природного заказника на протяжении более 80 лет.