ГлавнаяШкольные новостиФотогалереяДокументыДля родителейГосударственная Итоговая АттестацияВопросы и ответы
Зачисление в ОУ
Официальный сайт
Прямая ссылка на наше учреждение
Форум Победителей РФ

1 курс / СРЯ / Лекции / Тексты. ИКР 1. Журналисты / ИКР 1. В 19. Амазонта - приплыли. Икр 1


ИКР, 1 класс - ИККР

Полное содержание архива ИККР: С этим файлом связано 292 файл(ов). Среди них: 39.rar, 38.rar, 37.rar, 36.rar, 34.rar, preemstvennost_proekt_moj.rar, 96.rar, 85.rar, 84.rar, 83.rar и ещё 282 файл(а).Показать все связанные файлы Руководителям органов

управления образованием

муниципальных районов и

городских округов

Ставропольского края

О проведении мониторинга

по реализации ФГОС НОО

В рамках проведения мониторинга по реализации ФГОС начального общего образования и выявлению уровня сформированности результатов освоения учебных программ первого и второго года обучения Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования направляет итоговые комплексные контрольные работы для учащихся 1, 2 классов (приложения 1,2).

Итоговые комплексные работы следует провести с 23 по 24 апреля 2013 года в соответствии с рекомендациями, полученными ранее.

Анализ результатов итоговых комплексных работ просим представить по прилагаемым формам (приложения 3, 4; формы 1-5) в срок до 30 апреля 2013 года по адресу: [email protected].

Приложение - 20 стр.

Ректор А.Ф. ЗолотухинаХижнякова О.Н.

37-32-84

Приложение 1

Итоговая комплексная работа, 1 классЁжик

Однажды вышел осенней порой серый 5
ёжик на лесной промысел. Встретил 10
гусеницу и пошёл дальше. Увидел красную 16
ягодку, наколол на серую иголочку. 21
Увидел под деревом жёлтые листья и тоже 28
наколол. 29
Заметил, наконец, в голубой луже голубую звёздочку. Её он 38
тоже хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал ёжик, подумал 48
и накрыл звёздочку большим лопушком: полежит пусть до утра. 57
Утром под этим лопухом вместо голубой звезды нашёл большое 66
красивое солнышко. 68
Вот ёж смеялся! Очень-очень. 73

1-й вариант

Фамилия, имя ____________________________________________

Школа _________________ Класс __________

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Постарайся выполнить все задания этой части.

Выполняй их по порядку.Задание 1. Начни читать текст про себя или тихо, вполголоса. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, на котором остановился. Дочитай текст до конца.Задание 2. Выбери из текста любое предложение.

Спиши его.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Пользуясь текстом, проверь свою запись. Если надо, исправь.Задание 3. Пронумеруй находки ёжика в том порядке, в котором они встречаются в тексте. При необходимости прочитай текст ещё раз.Звёздочка

Листья

Солнышко

ЯгодкаЗадание 4. С одного куста ёжик собрал 5 ягод, а с другого на 3 ягодки больше.

Сосчитай, сколько ягод собрал ёжик со второго куста. Запиши результат .

Подчеркни выражение, при помощи которого ты посчитал:

5+3 5-3 4+4Задание 5.

1) Запиши, сколько солнышек в каждом ряду

2) Установи закономерность. Запиши цифрой, сколько солнышек должно быть в следующем ряду .

3) Запиши, как посчитал ____________________Задание 6. Выпиши из текста выделенное жирным шрифтом слово.

________________

________________

  1. Подчеркни в этом слове буквы мягких согласных звуков.
  2. Черточками раздели это слово для переноса.
  3. Запиши, сколько в этом слове звуков и букв.
звуков, букв.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Задание 7. Выпиши из текста объекты живой и неживой природы.

Живая природа Неживая природа

Задание 8.

Подумай и запиши, что нашёл ёжик раньше солнышка, но позже листика. Если нужно, перечитай текст ещё раз.

________________

________________Задание 9.

Ёжик нашёл три листика: красный, жёлтый, зелёный. Красный не самый маленький, а зелёный больше красного. Какой листик самый большой? Какой листик самый маленький?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.

Как ты думаешь, почему ночью ёжик не смог наколоть голубую звёздочку на иголки? Запиши 1-2 предложения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 11.

Подумай и запиши, что по-твоему может означать слово порой

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ёжик

Однажды вышел осенней порой серый 5
ёжик на лесной промысел. Встретил 10
гусеницу и пошёл дальше. Увидел красную 16
ягодку, наколол на серую иголочку. 21
Увидел под деревом жёлтые листья и тоже 28
наколол. 29
Заметил, наконец, в голубой луже голубую звёздочку. Её он 38
тоже хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал ёжик, подумал 48
и накрыл звёздочку большим лопушком: полежит пусть до утра. 57
Утром под этим лопухом вместо голубой звезды нашёл большое 66
красивое солнышко. 68
Вот ёж смеялся! Очень-очень. 73
2-й вариант

Фамилия, имя ____________________________________________

Школа _________________ Класс __________

перейти в каталог файлов

trig.zodorov.ru

ИКР 1. В 23. Что такое ХиП

«Литературная газета»// http://www.onlinegazeta.info/literaturnaya_gazeta_online.htm

Автор: Ирина АРЗАМАСЦЕВА,

профессор МПГУ,

член Исполкома Совета по детской книге России

(Российский фонд культуры)

Что такое ХиП?

Возьмусь утверждать, что замысел появившегося в конце минувшего года нового журнала «Художник и писатель в детской книге» («ХиП») по-настоящему оригинален; и более того – он, на мой взгляд, не знает точных соответствий во всей истории русской периодики, связанной с педагогикой, просвещением, да и литературной, а также художественной критикой. Впрочем, в зарубежной периодике, насколько мне известно, нет ничего подобного (в мире насчитывается не больше десятка специализированных журналов по проблемам детской книги). Представить книгу для детей и подростков как явление живого, высокого искусства, к которому легко приобщиться в любом возрасте, – значит предложить новый и вместе с тем совершено органичный путь юного поколения к Чтению. Не секрет, что чтение в нашей стране, по данным библиотечной статистики, превратилось в серьёзную проблему воспитания и образования юных поколений. Структура журнала определяется его замыслом. Лаконичная передняя обложка с выразительным рисунком «художника номера» оригинально «рифмуется» с задней обложкой, на которую вынесено содержание. Анонсируются наиболее значимые события в мире детской книги. Открывается каждый номер «Литературным венком России», где представляется одно стихотворение великого русского поэта. А далее даётся «слово» литературному критику и художнику-иллюстратору. Замечу, что эти миниатюры написаны превосходно. А само произведение (иногда это ещё и проза – Л.Н. Толстого, И.А. Бунина) обретает внутреннюю глубину в хорошо организуемом восприятии читателя. Например, в первом номере стихотворение А. Твардовского комментируют А. Турков и О. Верейский, во втором номере стихотворение Ф. Тютчева – Игорь Золотусский и Владимир Чапля, а притчу Л. Толстого – Виталий Ремизов и Борис Диодоров. По сути, перед читателем журнала открываются высокие примеры рецепции художественной литературы, которые столь необходимы сегодня и школьникам, и взрослым. (Помня о том, что часы на литературу в школьных планах сокращены, а уроки изобразительного искусства вообще отсутствуют, хочется подчеркнуть, что компенсаторная функция журнала «ХиП» особо ценна). В каждом номере представляется творчество нынешних лучших художников-иллюстраторов и великих классиков. Ника Гольц, Виктор Чижиков, Валерий Дмитрюк, Борис Дехтерёв, Валентин Курдов, Иван Билибин – герои первых трёх номеров. Всё это люди, внёсшие и вносящие огромный вклад в культуру детства и культуру россий­ской книги. Это настоящие «звёзды» книги, представленные в журнале с близкого расстояния. Подробно рассказывает журнал о наиболее ярких книгах, об интересных издательских сериях, сопровождая статьи иллюстрациями высокого художественного уровня, что так необходимо для воспитания должного вкуса у родителя и библиотекаря. А интереснейшая по замыслу рубрика «Детство» раскрывает начала творческих путей. В ней уже выступили писатели А. Лиханов, В. Ливанов, художник А. Ит­кин. «ХиП» обычно заканчивается интервью: то с молодыми россий­скими художниками, добившимися своим трудом и талантом первого международного признания, то с «мэтром» – художницей Анастасией Архиповой, председателем секции книжников МСХ, то с известным организатором выставок художником Василием Власовым – о таком самобытном явлении, как ручная книга. К слову сказать, многие школы и детские библиотеки проводят конкурсы ручной книги, и это весьма ценная педагогическая практика. Отметим максимально высокий уровень авторов и гостей журнала: здесь каждый славен и известен своими творческими достижениями. Вместе с тем журналу удаётся держать близкое расстояние между авторами и читателями, которые отнюдь не профессионалы книжного дела. Отдельного внимания заслуживает речевой стиль журнала: ни малейшего канцелярита, живой литературный язык во всех без исключения материалах (это теперь нечасто встречается). Хочется отметить, что «ХиП» всем своим видом являет образец книжно-печатной культуры: в нём нет той нервической пестроты и хаотического мельтешения, которыми грешат многие издания для детей и взрослых. Каждый изобразительный разворот даёт простор для глаза и ума. Как известно, детская книга начинается с картинки – отсюда и концептуальное название журнала. В портфеле редакции имеется интервью с художником, оформляющим школьные учебники. Начата разработка конкурса «Мой любимый учебник». В дальнейшем предстоит открыть рубрику, в которой найдут место литературные и графические работы детей, их суждения о лучших книжных изданиях прошлого и современно­сти (надеюсь, это будет на базе Центра эстетического воспитании детей и юношества при ГМИИ им. А.C. Пушкина «Мусейон»). Отвечает за всё шеф-редактор журнала Лидия Кудрявцева, известная своей деятельностью в области искусства детской книги. А работают над номерами сотрудники редакционно-издательской группы «Наша школа», печатает типография «Московские учебники», и надо сказать, что на протяжении последних лет детские книги этого конгломерата – лучшие на книжном рынке. На мой взгляд, журнал представляет собой настоящий инновационный проект в гуманитарной сфере современной жизни россиян и такое начинание заслуживает всяческой поддержки.

studfiles.net

ИКР 1. В 22. Одной планеты мало

«GEO»// http://www.geo.ru/ekologiya/odnoj-planety-malo

Автор: Екатерина Максимова, Петер Карстен

Одной планеты мало

Копирайт: GEO International Экологические проблемы будут лишь усугубляться, если население Земли не поменяет свое отношение к планете

Согласно докладу WWF «Живая планета», к 2030 году нам понадобится две планеты, чтобы удовлетворить все потребности в природных ресурсах, поскольку человечество потребляет на 50 процентов больше, чем Земля может воспроизводить.

Доклад «Живая планета» выходит раз в два года и является одним из самых цитируемых в мире источников о состоянии Земли. Доклад измеряет состояние «здоровья» планеты по нескольким показателям: «индекс живой планеты» (состояние популяций), «экологический след человечества» (использование природных ресурсов), биоемкость (наличие возобновляемых природных ресурсов) и др.

Индекс живой планеты оценивает состояние почти восьми тысяч популяций более 2,5 тысяч видов животных, растений и грибов. Индекс показал, что с 1970 года популяции сократились на 30 процентов. Особенно сильно пострадали тропические виды: их популяции уменьшились на 60 процентов менее чем за 40 лет. Такое состояние оценивается биологами как катастрофическое. В год в среднем вымирает около 100 тысяч биологических видов. Точные цифры не известны никому. Есть положительные примеры спасения животных, таких как калифорнийский кондор или лошадь Пржевальского, но они ничтожно малы по сравнению с общей массой. В то же время растет население Земли, к 2050 году оно достигнет девяти миллиардов человек.

«В то время как в бедных тропических странах биологическое разнообразие уменьшается с тревожной скоростью, развитые страны живут в мнимом раю, основанном на чрезмерном потреблении и выбросах парниковых газов», – говорит Джим Лип, директор международного секретариата WWF.

Для удобства популяции наземных и пресноводных видов, используемые для расчета индекса живой планеты, были распределены по пяти биогеографическим областям. «Палеарктическая область, к которой относится Россия – единственная из пяти, где с 1970 года наблюдается рост индекса – на 43 процента, – рассказывает координатор по биоразнообразию WWF России Владимир Кревер. – Однако в России по-прежнему находятся в критическом состоянии такие животные, как дальневосточный леопард, до сих пор не восстановлена исчезнувшая популяция переднеазиатского леопарда на Кавказе, резко сократилась численность белого медведя». Каждому уже давно пора задуматься, как отразится на нем истребление того или иного вида животных.

Экологический след человечества – еще один индикатор, используемый в докладе – показывает двойной рост спроса на природные ресурсы с 1966 года. Десять стран с самым высоким экологическим следом на душу населения включают в себя ОАЭ, Катар, Данию, Бельгию, США, Эстонию, Канаду, Австралию, Ирландию. Россия находится на 40-м месте в этом рейтинге. Как и у большинства других стран, экологический след России состоит главным образом из выбросов парниковых газов, а также ущерба окружающей среде из-за земледелия и вырубки лесов. Человечество берет ресурсы в долг у Земли, но цена расплаты за неограниченное потребление будет огромна из-за их невосполнимости.

Эти экологические проблемы будут лишь усугубляться, если население Земли не поменяет свое отношение к планете, на которой живет, и не станет бережнее к ней относиться.

studfiles.net

ИКР 1. В 21. Три минуты для Келдыша

«Литературная газета»// http://www.onlinegazeta.info/literaturnaya_gazeta_online.htm

Автор: Александр КОНДРАШОВ

Три минуты для Келдыша

Самое радостное телесобытие прошедшей недели – одну из усердно анонсированных передач – зрителям не показали. Пошлейший выпуск «Пусть говорят», посвящённый 35-летию Волочковой и её голой фотосессии на Мальдивах, увидели жители Сибири и Дальнего Востока, а нам, слава богу, не показали. Балерина полагает, что это произошло ввиду её размолвки с «Единой Россией». Спасибо партии за это и чиновникам, которые остановили в европейской части России слив гламурной патоки, сдобренной похабно пикантными перепалками светских львиц, лисиц и гиен. Хорошо было бы, если бы с такой же результативностью правящую партию покритиковали и все оставшиеся телепошляки.

После закрытия «Суда времени» и телеотмечаний юбилея Ельцина, показалось, что тема неизбежности развала СССР и успехов «нашей новой родины России» (как выразился Алексей Венедиктов) закрыта. Ан нет. На канале «Россия 1» прошёл «Поединок» между названным «историком и журналистом» (так его отрекомендовал Соловьёв) и Сергеем Кургиняном. Не будем повторять мотивировки спорщиков (гораздо полнее они звучали в выпусках упомянутой телепередачи «5 канала»), отметим только излишнюю в данном случае эмоциональную настырность Кургиняна, блёклость доводов Алексея Венедиктова (особенно смешно звучала «коронка» в защиту Ельцина, давшему возможность приватизировать квартиры, якобы при советской власти из них выгоняли) и то, что Соловьёв в дискуссии был явно на стороне Кургиняна. А 85% проголосовавших против либерально-монетаристского дискурса подтверждают итоги голосований «Суда времени» и то непреложное обстоятельство, что большая часть народа по-прежнему доверяет собственному горькому опыту, а не оккупировавшим эфир либеральным догматикам и пропагандистам.

Столетие великого учёного и организатора науки академика Мстислава Келдыша отмечено на ТВ как-то периферийно – малобюджетными фильмами Леонида Млечина на ТВ Центре и Юлии Мавриной на «Культуре». А как же главные каналы, ведь Мстислав Всеволодович – абсолютно современная и насущная фигура? Сегодня, в эпоху заявленной модернизации, инноваций, востребован именно такой тип учёного, который не только делал открытия в фундаментальной науке, но с поразительной эффективностью внедрял их в высокотехнологичное производство. Потрясающий пример для нынешних «сколковцев». Специально стал смотреть главный наш, наиболее распространённый по России Первый канал. Что скажут про Келдыша? Внимательно посмотрел программу «Время» 10 февраля. Заодно с карандашом в руках пришлось обратить внимание на некоторые сопутствующие удивительные моменты. Вот список сюжетов с отведённым на них временем.

1. Президент Медведев на Киевском вокзале – примерно 10 мин. (грустная картина разгильдяйства и безнаказанности).

2. Опять в Перми погибли люди на пожаре – 4 мин. (кошмар!).

3. Землетрясение в Сибири – 1 мин. (ужас!)

4. Медведев и Жуков о безработице в моногородах – 1 мин. (грустная история).

5. Премьер Путин продолжает борьбу против роста тарифов на бензин. А также речь идёт об ужесточении мер против пьянства за рулём – 8 мин. (сдержанный оптимизм).

6. В Саратове с крыши упал лёд на подростков, а в Набережных Челнах чиновник, виновный в аналогичной гибели мальчика, получил срок условно – 3 мин. (жуть!).

7. В Туапсе – обрушение дороги – 2 мин. (катастрофа!).

8. Египтяне ждут заявления Мубарака об отставке – 1 мин. (а вдруг и у нас так бабахнет?).

9. Во Франции протестуют судьи, которых посмел критиковать президент, – 30 сек. (к чему эта новость?).

10. Открытие 61-го кинофестиваля в Берлине – 2 мин. (первая позитивная информация и то зарубежная!).

11. Шофёр, нашедший «почтовые» миллионы на дороге, получит вознаграждение – 20 сек. (краткий русский позитив).

12. Столетие академика Келдыша – 3 мин.

При такой катастрофически грустной информационной картинке, данной Первым каналом, нужно благодарить за 3 минуты, отведённые Келдышу, хотя Мстислав Всеволодович вполне мог бы стать главной телефигурой недели. Не Малахов, не Сукачёв и Ургант, а великий русский учёный…

studfiles.net

ИКР 1. В 15. Забудем это

«GEO»// http://www.geo.ru/chelovek-i-kul-tura/zabudem-eto

Автор: Юдит Хорхерт

Забудем это

Копирайт: Fotolia Кто ищет, тот найдет: в Сети можно запросто покопаться в прошлом, даже в чужих биографиях

Интернет не забывает ничего. Правда это или нет, но эта мысль вертится в головах пользователей и часто нас вовремя останавливает. Прежде чем выложить в "Фейсбук" или на "Фликр" фотографии с бурной вечеринки, вы подумаете дважды. Работодатель мог бы натолкнуться на эту фотографию во время сбора информации о будущем сотруднике перед собеседованием. Профессор Виктор Майер-Шёнбергер из Оксфордского университета, занимающийся вопросами регулирования информации в интернете, рассказывает: «Трое из четырех начальников отдела кадров утверждают, что собирают в интернете негативную информацию о работнике, и часто ее находят».

Даже если это и так, поток фото в социальных сетях не уменьшается. Вероятно, потому, что многие не хотят работать под начальством человека, которого раздражает, что сотрудник позволил себе повеселиться и выпить пива несколько лет назад. Или, возможно, потому, что большинство пользователей не имеет понятия, что и когда они загрузили в интернет, и как долго эта информация будет там храниться.

Прятать, но не забывать

Поэтому Майер-Шёнбергер предлагает указывать у всех данных срок хранения. Так же, как на фотографиях есть дата съемки, при загрузке надо поставить и дату ее автоматического уничтожения. Будь то полгода, два года или десять лет. Пользователь должен всегда иметь возможность скорректировать эту дату - например, если он собирается на собеседование. Или на первое свидание. Это было бы удобно.

Однако программист Йенс Олинг считает такую меру неосуществимой: «С технической точки зрения это чистой воды иллюзия. Можно, конечно, затруднить доступ к информации для нормального пользователя, но полностью ее удалить, как правило, невозможно». Конечно, некоторым это на руку: «То, что интернет ничего не забывает - еще только половина всей правды. Если Гугл не находит что-то, большинство пользователей считают информацию недоступной», - говорит Олинг.

Действительно, не каждый пользователь постоянно ворошит информацию в безднах Сети. На первый взгляд кажется, что в интернете можно найти все, что туда когда-либо попало. При помощи сервиса Wayback Machine ("Машина времени") можно увидеть сайты такими, какими они были годы и месяцы назад. Однако в общем случае все сложнее. Кое-что все же пропадает из сети, где выше всего ценится актуальность. Информация не только быстро распространяется, но и так же молниеносно теряет свою ценность. 



Как контролировать информацию?

Петер Франк из Chaos Computer Club (CCC) тоже сомневается в правильности теории Майера-Шёнберга: «Введение даты уничтожения информации — оригинальная мысль, но она далека от реальности и так и останется игрой ума». За этой романтической идеей маячит жесткое регулирование интернета. «Такое регулирование пришлось бы ввести во всем мире. Если кто-то хочет хранить свои данные больше срока, разрешенного в Германии, он может завести сервер на Каймановых островах. "Фейсбук", например, тоже не учитывает немецкое право», - поясняет Франк. Каждая договоренность такого рода для всего мира — утопия, кроме того, многим она не нужна: «Это положило бы конец открытой сети», - считает Йенс Олинг.

Многое меркнет, но интересное всегда возвращается

Цифровая память лучше человеческой, и в этом есть свои плюсы . «Многие хотят, чтобы в Интернет попало все культурное достояние и сохранилось бы таким образом», - поясняет Петер Франк, - «ведь не хочется стирать книги и тексты, которые там опубликованы». 


Майер-Шёнбергер тоже не преследует такой цели. Согласно его теории, прежде всего должны исчезнуть плохие воспоминания, темные пятна биографии, грехи молодости, иначе каждый будет страдать из-за своего цифрового прошлого. «Это глобальные перемены, к которым нам следовало бы привыкнуть»,- советует Петер Франк.

Он смотрит на проблему проще: «Интернет не забывает лишь то, что кого-то интересует»,- делится он своими мыслями. Старые фотографии и посты пропадут и больше не появятся, если они никому больше не нужны. Это касается и большинства частных фотографий с вечеринок.

Общественность может делать все, что хочет

Тем не менее Франк сомневается: «Если я что-нибудь опубликую, другие вольны распорядиться этим как угодно». Так неприятный случай вновь может всплыть из глубин памяти. «Со мной это тоже уже было: как-то в сеть попали мои старые телевизионные интервью, о которых мне не хотелось бы сегодня вспоминать. Так что мне стало стыдно», - рассказывает Франк.

Так же стыдно становится, когда в компании рассказывают старую историю, которую хотелось бы забыть. Когда прошлое настигает нас, не так уж важно, где это случилось - в Сети или в реальном мире.

studfiles.net

ИКР 1. В 19. Амазонта

«GEO» // http://www.geo.ru/ekologiya/amazonka-priplyli?

Автор: Антон Ступицын

Амазонка: приплыли?

Копирайт: GEO Во время небывалой засухи 2005 года величайшую реку мира можно было перейти вброд

По протяженности с Амазонкой (6400 км) могут поспорить разве что Нил или Янцзы. А по полноводности – не сравнится ни одна река на Земле. На ее долю приходится пятая часть всей пресной воды, которая выливается в Мировой океан из больших и малых потоков. Амазонка ежегодно поставляет в Атлантику 7000 куб. км воды – в три с лишним раза больше, чем среднегодовой сток Енисея, Лены, Оби, Амура и Волги вместе взятых. Бассейн Амазонки занимает около 7 млн кв. км, а во время разлива ее ширина в нижнем течении достигает 80 км. Казалось бы, что может случиться с такой могучей рекой?

Однако случилось. Еще в 1999 году гидрологи отметили, что количество воды в Амазонке неуклонно уменьшается. По их подсчетам, с 1999-го по 2003 год расход воды в реке снизился с 267 000 до 226 000 кубометров в секунду. А еще через два года произошла катастрофа. Летом и осенью разразилась сильнейшая засуха: уровень воды опустился до самой низкой отметки за 30 лет – столько времени за ней ведутся научные наблюдения.

В местах, где глубина потока обычно составляла 15 м, в 2005 году она не достигала и метра. Великую реку можно было перейти вброд.

Первым следствием катаклизма стало прекращение судоходства на значительной части акватории. Многие районы оказались полностью отрезаны от мира, ведь сухопутные дороги в покрытой лесами Амазонии проложены не везде, пассажиров и грузы перевозят в основном по реке. Но попавшие в ловушку суда – это было только начало.

С обмелением реки большая часть ее живности лишилась естественной среды обитания и начала гибнуть. Берега и обмелевшие русла были усыпаны мертвой рыбой, отравлявшей оставшуюся воду. В расположенных у реки городах возникла опасность эпидемий. Перуанский Икитос (население 500 000 человек) страдал от жажды в течение нескольких недель. В районе засухи погибла пятая часть рогатого скота. В 16 муниципалитетах бразильского штата Амазонас было объявлено чрезвычайное положение.

Что же произошло? На этот счет существует несколько версий. Как установили американо-бразильские экспедиции, исследовавшие Амазонку в 1985–1987 годах, река в основном питается из двух источников. Половину объема воды приносят дождевые облака, которые образуются при испарении влаги из амазонских лесов, простирающихся на территории в 5,5 млн кв. км. Но количество осадков неуклонно уменьшается вследствие хищнической вырубки деревьев. В июне и августе 2005-го в Амазонии выпало две трети обычного количества осадков, в июле – и вовсе треть.

Другую половину объема воды дают ледники в Андах, где находятся истоки реки. Но в результате глобального потепления ледники отступают: за 30 лет растаяло 11 млрд кубометров льда – площадь ледников сократилась на 20 процентов.

Есть еще одна версия, указывающая на Глобальное потепление. Но механизм засухи объясняется иначе. По мнению некоторых ученых, ее вызвало чрезмерное повышение температуры воды в Северной Атлантике. Над поверхностью океана стали формироваться восходящие воздушные потоки, в бассейне Амазонки – нисходящие. В результате облака не образовывались и осадки не выпадали.

Британские ученые, проводившие исследования лесов Амазонии, пришли к печальному выводу: глобальное потепление, видимо, приведет к гибели тропических лесов. По их расчетам, это может случиться лет через сто. Согласно еще более пессимистическим прогнозам, они могут исчезнуть уже к 2050 году, и погубит их не потепление, а сами люди, занимающиеся вырубками в Амазонии. Темпы лесопромысла в тропиках только нарастают. Если ничего не изменится, то уже через 5–10 лет процесс исчезновения дождевых лесов Амазонии может стать необратимым.

Осознают ли эту угрозу в самой Амазонии? Несколько месяцев назад в бразильском штате Пара запретили невосполнимую вырубку деревьев и превращение лесных массивов в сельскохозяйственные угодья. Площадь охраняемых лесов в Паре составит теперь 16,4 млн гектаров. Подобные решения вселяют надежду на благополучный исход. Согласно устоявшейся точке зрения, леса Амазонки играют важнейшую роль в климатическом равновесии планеты: они поглощают львиную долю углекислоты, выбрасываемой в атмосферу. Второй такой реки у человечества просто нет.

studfiles.net

ИКР 1. В 27. Рыбки-норушки

«GEO»// http://www.geo.ru/priroda/rybki-norushki

Автор: Евгений Щигленко

Рыбки-норушки

Копирайт: GEO Угри

Колышущиеся под водой «заросли» морских угрей настолько завораживают, что многие курорты, в пределах которых находятся колонии этих рыб, обязательно включают их посещение в маршруты подводных путешествий. В отличие от пресноводных угрей, неутомимо странствующих из пресных водоемов в Саргассово море, морской угорь (Conger) и родственные ему мурены – чаще всего затворники. Они скрываются в расщелинах между скалами или в песчаных норах. Поэтому их иногда называют «песчаными угрями», хотя это и не совсем верно по ихтиологической классификации.

Вертикальные норки в грунте они вырывают сами. Если рыбе ничего не грозит, то в убежище скрыта только задняя треть ее туловища. А при малейшей опасности она забивается туда целиком.

«Вылупляются» угри из икринок в виде крохотных стеклянно-прозрачных существ, так называемых лептоцефалов. Они до того не похожи на взрослых особей, что прежде ученые считали их отдельной разновидностью рыб. Большинство угрей – активные и прожорливые хищники, которые питаются мелкой и средней рыбой. Иного рациона придерживаются песчаные жители. Им, избравшим малоподвижный образ жизни, приходится довольствоваться моллюсками, мелкими рачками и планктоном, который приносит течение. Зубы у морского угря мелкие, но челюсти сильные. И оказавшись, например, в рыбачьей лодке, он может больно цапнуть.

Впрочем, в естественной среде обитания морские угри не агрессивны, а скорее бдительны и осторожны. «Мы замечаем, что из песка торчат извивающиеся нитеобразные тела угрей, – пишет в книге «Жизнь и смерть кораллов» французский исследователь Жак-Ив Кусто. – Но как только к ним приближается пловец, они прячутся в песок. Предлагаю установить направленные горизонтально камеры прямо на дно и всем пловцам подняться на поверхность. Спустя довольно продолжительное время угри вылезают из норок и принимают обычную позу. Похожие на вопросительные знаки, всегда повернутые в сторону течения, они колеблются из стороны в сторону, ловя частицы пищи. Заметив на экране телевизора их появление, мы нажимаем на выключатель, и камеры начинают работать, запечатлевая сцену. Очевидно, это единственный способ съемки угрей».

С трудностями, описанными у Кусто, сталкивался каждый, кто пытался заснять этих пугливых рыб. Поэтому их «портреты» можно пересчитать по пальцам. Но это лишь подстегивало амбиции 30-летнего француза Лорана Баллеста, автора снимка, помещенного на предыдущем развороте. Еще юношей он увидел фотографию морских угрей, сделанную знаменитым мастером подводной съемки Дэвидом Дубиле. Американец запечатлел рыб с приличного расстояния, так что их нелегко рассмотреть во всех подробностях. И все же, как вспоминает Лоран, именно эта фотография была среди тех, что пробудили в нем живой интерес к изучению подводного мира.

Позже, став фотографом, Баллеста загорелся идеей представить зрителю этих причудливых созданий во всем их изяществе – так, чтобы можно было хорошо рассмотреть глаза, чешую рыб, тонкие спинные плавники, силуэты их сородичей, маячащие на горизонте, а также морскую растительность – место их обитания – и окружающий подводный ландшафт. Но угри не подпускают человека вплотную. Вновь процитируем Кусто: «Чтобы оживить кадр, посылаю в воду аквалангиста, который плывет к камерам. Но когда он уже метрах в пяти-шести, животные одно за другим прячутся в песке. Еще минуту назад дно было покрыто словно ковром, и вот внезапным, удивительным образом ковер исчез». По собственному признанию Лорана Баллеста, задумывая съемку, он не представлял всей трудности этой задачи, но был слишком упрям, чтобы отказаться от своего решения.

Местом исполнения своего плана он выбрал Национальный морской парк Акаба в Иордании. Фотограф сам разработал и подключил к камере, установленной на дне Акабского залива, систему дистанционного управления, чтобы щелкать затвором с расстояния 15 м. Теперь нужно было дождаться, когда угри, оправившись от испуга, покажутся из своих убежищ. Ведь проголодаются же они когда-нибудь... В результате фотографу пришлось провести в засаде трое суток кряду. Зато полюбуйтесь, что получилось!

studfiles.net


Официальный сайт
Официальный сайт
Федеральный портал
Официальный сайт
Единое окно
Официальный сайт
Официальный сайт
Госавтоинспекция
Портал госуслуг РФ
Портал госуслуг СК
Shkolaprikumskoe | Все права защищены © 2018 | Карта сайта