ГлавнаяШкольные новостиФотогалереяДокументыДля родителейГосударственная Итоговая АттестацияВопросы и ответы
Зачисление в ОУ
Официальный сайт
Прямая ссылка на наше учреждение
Форум Победителей РФ

Анализ рассказа К.Паустовского Ручьи, где плещется форель. Ручьи где плещется форель паустовский анализ


Анализ рассказа К.Паустовского Ручьи, где плещется форель.

Рецензия на рассказ К. Паустовского «Ручьи ,где плещется форель». Рассказ написан в 1939 году, входит в цикл о музыкантах. Художественное пространство рассказа - географическое место (Германия): (под копытами коня маршала осталась вся Европа), маленький городок-гостиница-уединенный дом лесничего. От огромного пространства автор привел читателя к некой точке, от которой начинается рассказ, но потом он снова возвращает нас к бесконечности (бесконечность – точка - бесконечность). У героя было бурное прошлое ( он разделял с солдатами тяжесть войны, « он не видел и не знал ничего, кроме утомительных переходов и сражений», не знал, «чем знамениты города, взятые его солдатами во славу Франции. Непрерывная война научила его молчаливости, забвению собственной жизни») , прекрасное настоящее, какое же будущее? Всеобщая неподвижность городка действует и на героя, для которого остановилось мгновение в домике старого лесничего: в его сердце зарождается «короткая любовь», наступает очищение души, жизнь стала похожей на музыку. Яркий, красочный зимний пейзаж рассказа: - это эмоциональный фон; - композиционная рамка, в которую вставлены события; - время года - зима - символ чистоты (об этом говорят детали: чистый снег, белоснежный платок тапера), но зима – это и холод. На этом фоне любовь растопила лед в сердце маршала. Красота пейзажа играет и эстетическую роль: как красивы «земля, кованная из серебра, блестящая струя ручья, черный плющ, старающийся согреть «живительные соки» буков». Эта красота природы увидена маршалом именно тогда, когда в его сердце зарождается любовь. Гармония в природе рождает гармонию в душе героя. Слово «ручей» в повествовании многозначно: 1- это символ водоворота жизни посреди природы; 2- зимние ручьи, в которых плещется форель; 3- осенний ручей, который кружил в водоворотах темную листву. Сквозные образы рассказа : свет и музыка. Свет - это звезды, которые мерцают в небе « среди всеобщей неподвижности», огонь в камине (маршалу кажется, что огонь в камине звенит), свет свечей в доме Марии Черни . Любовь в изображении автора тоже свет (« звезды прижимаются к стеклам, чтобы блестеть в глазах Марии Черни»). В конце рассказа, когда наполеоновские жандармы приходя

weburok.com

Ручьи, где плещется форель - Рассказы Константина Паустовского

Судьба одного наполеоновского маршала – не будем называть его имени, дабы не раздражать историков и педантов, – заслуживает того, чтобы рассказать ее вам, сетующим на скудость человеческих чувств.

Маршал этот был еще молод. Легкая седина и шрам на щеке придавали особую привлекательность его лицу. Оно потемнело от лишений и походов.

Солдаты любили маршала: он разделял с ними тяжесть войны. Он часто спал в поле у костра, закутавшись в плащ, и просыпался от хриплого крика трубы. Он пил с солдатами из одной манерки и носил потертый мундир, покрытый пылью.

Он не видел и не знал ничего, кроме утомительных переходов и сражений. Ему никогда не приходило в голову нагнуться с седла и запросто спросить у крестьянина, как называется трава, которую топтал его конь, или узнать, чем знамениты города, взятые его солдатами во славу Франции. Непрерывная война научила его молчаливости, забвению собственной жизни.

Однажды зимой конный корпус маршала, стоявший в Ломбардии, получил приказ немедленно выступить в Германию и присоединиться к «большой армии».

На двенадцатый день корпус стал на ночлег в маленьком немецком городке. Горы, покрытые снегом, белели среди ночи. Буковые леса простирались вокруг, и одни только звезды мерцали в небе среди всеобщей неподвижности.

Маршал остановился в гостинице. После скромного ужина он сел у камина в маленьком зале и отослал подчиненных. Он устал, ему хотелось остаться одному. Молчание городка, засыпанного по уши снегом, напоминало ему не то детство, не то недавний сон, которого, может быть, и не было. Маршал знал, что на днях император даст решительный бой, и успокаивал себя тем, что непривычное желание тишины нужно сейчас ему, маршалу, как последний отдых перед стремительным топотом атаки.

Огонь вызывает у людей оцепенение. Маршал, не спуская глаз с поленьев, пылавших в камине, не заметил, как в зал вошел пожилой человек с худым, птичьим лицом. На незнакомце был синий заштопанный фрак. Незнакомец подошел к камину и начал греть озябшие руки. Маршал поднял голову и недовольно спросил:

– Кто вы, сударь? Почему вы появились здесь так неслышно?

– Я музыкант Баумвейс, – ответил незнакомец. – Я вошел осторожно потому, что в эту зимнюю ночь невольно хочется двигаться без всякого шума.

Лицо и голос музыканта располагали к себе, и маршал, подумав, сказал:

– Садитесь к огню, сударь. Признаться, мне в жизни редко перепадают такие спокойные вечера, и я рад побеседовать с вами.

– Благодарю вас, – ответил музыкант, – но, если вы позволите, я лучше сяду к роялю и сыграю. Вот уже два часа как меня преследует одна музыкальная тема. Мне надо ее проиграть, а наверху, в моей комнате, нет рояля,

– Хорошо… – ответил маршал, – хотя тишина этой ночи несравненно приятнее самых божественных звуков.

Баумвейс подсел к роялю и заиграл едва слышно. Маршалу показалось, что вокруг городка звучат глубокие и легкие снега, поет зима, поют все ветви буков, тяжелые от снега, и звенит даже огонь в камине.

Маршал нахмурился, взглянул на поленья и заметил, что звенит не огонь, а шпора на его ботфорте.

– Мне уже мерещится всякая чертовщина, – сказал маршал. – Вы, должно быть, великолепный музыкант?

– Нет, – ответил Баумвейс и перестал играть, – я играю на свадьбах и праздничных вечерах у маленьких князей и именитых людей.

Около крыльца послышался скрип полозьев. Заржали лошади.

– Ну вот, – Баумвейс встал, – за мной приехали. Позвольте попрощаться с вами.

– Куда вы? – спросил маршал.

– В горах, в двух лье отсюда живет лесничий, – ответил Баумвейс. – В его доме гостит сейчас наша прелестная певица Мария Черни. Она скрывается здесь от превратностей войны. Сегодня Марии Черни исполнилось двадцать три года, и она устраивает небольшой праздник. А какой праздник может обойтись без старого тапера Баумвейса?!

Маршал поднялся с кресла.

– Сударь, – сказал он, – мой корпус выступает отсюда завтра утром. Не будет ли неучтиво с моей стороны, если я присоединюсь к вам и проведу эту ночь в доме лесничего?

– Как вам будет угодно, – ответил Баумвейс и сдержанно поклонился, но было заметно, что он удивлен словами маршала.

– Но, – сказал маршал, – никому ни слова об этом. Я выйду через черное крыльцо и сяду в сани около колодца.

– Как вам будет угодно, – повторил Баумвейс, снова поклонился и вышел.

Маршал засмеялся. В этот вечер он не пил вина, но беспечное опьянение охватило его с необычайной силой.

– В зиму! – сказал он самому себе. – К черту, в лес, в ночные горы! Прекрасно!

Он накинул плащ и незаметно вышел из гостиницы через сад. Около колодца стояли сани – Баумвейс уже ждал маршала. Лошади, храпя, пронеслись мимо часового у околицы. Часовой привычно, хотя и с опозданием, вскинул ружье к плечу и отдал маршалу честь. Он долго слушал, как болтают, удаляясь, бубенцы, и покачал головой:

– Какая ночь! Эх, только бы один глоток горячего вина!

Лошади мчались по земле, кованной из серебра. Снег таял на их горячих мордах. Леса заколдовала стужа. Черный плющ крепко сжимал стволы буков, как бы стараясь согреть в них живительные соки.

Внезапно лошади остановились около ручья. Он не замерз. Он круто пенился и шумел по камням, сбегая из горных пещер, из пущи, заваленной буреломом и мерзлой листвой.

Лошади пили из ручья. Что-то пронеслось в воде под их копытами блестящей струей. Они шарахнулись и рванулись вскачь по узкой дороге.

– Форель, – сказал возница. – Веселая рыба!

Маршал улыбнулся. Опьянение не проходило. Оно не прошло и тогда, когда лошади вынесли сани на поляну в горах, к старому дому с высокой крышей.

Окна были освещены. Возница соскочил и откинул полость.

Дверь распахнулась, и маршал об руку с Баумвейсом вошел, сбросив плащ, в низкую комнату, освещенную свечами, и остановился у порога. В комнате было несколько нарядных женщин и мужчин.

Одна из женщин встала. Маршал взглянул на нее и догадался, что это была Мария Черни.

– Простите меня, – сказал маршал и слегка покраснел. – Простите за непрошеное вторжение. Но мы, солдаты, не знаем ни семьи, ни праздников, ни мирного веселья. Позвольте же мне немного погреться у вашего огня.

Старый лесничий поклонился маршалу, а Мария Черни быстро подошла, взглянула маршалу в глаза и протянула руку. Маршал поцеловал руку, и она показалась ему холодной, как льдинка. Все молчали.

Мария Черни осторожно дотронулась до щеки маршала, провела пальцем по глубокому шраму и спросила:

– Это было очень больно?

– Да, – ответил, смешавшись, маршал, – это был крепкий сабельный удар.

Тогда она взяла его под руку и подвела к гостям. Она знакомила его с ними, смущенная и сияющая, как будто представляла им своего жениха. Шепот недоумения пробежал среди гостей.

Не знаю, нужно ли вам, читатель, описывать наружность Марии Черни? Если вы, как и я, были ее современником, то, наверное, слышали о светлой красоте этой женщины, о ее легкой походке, капризном, но пленительном нраве. Не было ни одного мужчины, который посмел бы надеяться на любовь Марии Черни. Быть может, только такие люди, как Шиллер, могли быть достойны ее любви.

Что было дальше? Маршал провел в доме лесничего два дня. Не будем говорить о любви, потому что мы до сих пор не знаем, что это такое. Может быть, это густой снег, падающий всю ночь, или зимние ручьи, где плещется форель. Или это смех и пение и запах старой смолы перед рассветом, когда догорают свечи и звезды прижимаются к стеклам, чтобы блестеть в глазах у Марии Черни. Кто знает? Может быть, это обнаженная рука на жестком эполете, пальцы, гладящие холодные волосы, заштопанный фрак Баумвейса. Это мужские слезы о том, чего никогда не ожидало сердце: о нежности, о ласке, несвязном шепоте среди лесных ночей. Может быть, это возвращение детства. Кто знает? И может быть, это отчаяние перед расставанием, когда падает сердце и Мария Черни судорожно гладит рукой обои, столы, створки дверей той комнаты, что была свидетелем ее любви. И, может быть, наконец, это крик и беспамятство женщины, когда за окнами, в дыму факелов, при резких выкриках команды наполеоновские жандармы соскакивают с седел и входят в дом, чтобы арестовать маршала по личному приказу императора.

Бывают истории, которые промелькнут и исчезнут, как птицы, но навсегда остаются в памяти у людей, ставших невольными их очевидцами.

Все вокруг осталось по-прежнему. Все так же шумели во время ветра леса и ручей кружил в маленьких водоворотах темную листву. Все так же отдавалось в горах эхо топора и в городке болтали женщины, собираясь около колодца.

Но почему-то эти леса, и медленно падающий снег, и блеск форелей в ручье заставляли Баумвейса вынимать из заднего кармана фрака хотя и старый, но белоснежный платок, прижимать его к глазам и шептать бессвязные печальные слова о короткой любви Марии Черни и о том, что временами жизнь делается похожей на музыку.

Но, шептал Баумвейс, несмотря на сердечную боль, он рад, что был участником этого случая и испытал волнение, какое редко выпадает на долю старого бедного тапера.

1939

znayka.net

Страница не найдена

Каталог AAlib

Авторы:

АБВГДЕЖЗИйКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

404Запрашиваемая страница не найдена

Популярное:

Дина РубинаРусская канарейка. ЖелтухинДина РубинаРусская канарейка. Блудный сынЕвгений КомаровЗдоровье ребенка и здравый смысл его родственниковАлександра МарининаОборванные нити. Том 1Александра МарининаБой тигров в долине. Том 1Александра МарининаОборванные нити. Том 3Мэг ДжейВажные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потомЕвгений КомаровНачало жизни вашего ребенкаЭрика Леонард ДжеймсНа пятьдесят оттенков светлееАлександра МарининаОборванные нити. Том 2

 

Обратная связь

aalib.org

Ручьи где плещется форель паустовский анализ :: О книге :: Читать книги онлайн

Название книги: Ручьи где плещется форель паустовский анализСтраниц: 223Год: 2011Жанр: Историческая

Выберите формат:

fb2epubrtftxtЧитать
Выберите формат скачивания:
Скачать книгу

О книге «Ручьи где плещется форель паустовский анализ»

Урок литературы в 10 классе Урок основан на технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Тема урока: Юрий Буйда «Всё больше ангелов» Тип урока: Получение новых знаний. Технология обучения: технология развития критического мышления через чтение и письмо Форма обучения: сочетание индивидуальной, групповой, коллективной работы.

Цели урока: 1) посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа; 2) дополнить знания учащихся о писателе: 3) воспитывать чувство уважения к родным людям; 4) воспитание уважительного, доброго, милосердного отношения к человеку.

Бумеранг – метательное орудие в виде изогнутой палки или серповидной планки, при искусном броске возвращающееся обратно к бросившему. Учитель: Ребята, вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда чувство доброты помогло преодолеть трудности или помочь кому-либо? C 1991 года проживает в Москве, и с этого же года публикуется как прозаик. Он автор романа «Дон Домино» и книги «Прусская невеста» (1998), отмеченной малой премией им. 3) Почему Юрий Буйда ничего не говорит о жизни героини рассказа? Гоголь писал: «Страданием и горем нам определено добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах». Любой человек, совершивший поступок, несёт за него ответственность не только перед людьми, но и перед собой. Вот оно, пришло блаженство, когда боль покинула измученное сердце и «душа становилась легче и как будто даже больше».

Индуктор (Звучит музыка Моцарта «Музыка Ангелов») Рассмотрите фотографии на слайдах. Прочитайте высказывания (на слайде) о человеке, выберите то, что ближе. Учитель: Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Фрэ́нсиса Бэ́кона «Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта». Был напечатан во многих журналах, вышел сборник новелл «Русская невеста». Буйда – представитель постмодернизма (Я читаю и вижу, что я вижу). Размышления о прочитанном (Обращаемся к словарным словам) 1) Сравните рассказы Юрия Буйды «Фарфоровые ноги» и «Всё больше ангелов». 2) Какое отношение имеет слово «бумеранг» к рассказу «Всё больше ангелов»? долго-долго смотрел в дырочку «до боли и слёз в глазах, пока среди облаков не начинали мелькать крошечные и прозрачные ангелы.

Ручьи где плещется форель паустовский анализ

Все электронные книги доступные для скачивания являются собственностью их авторов и представлены исключительно для ознакомления.

Перейти к следующей книге

kredyty-samochodowe.info

Ручьи, где плещется форель

---------------------------------------------

Константин Паустовский

Ручьи, где плещется форельСудьба одного наполеоновского маршала – не будем называть его имени, дабы не раздражать историков и педантов, – заслуживает того, чтобы рассказать ее вам, сетующим на скудость человеческих чувств.

Маршал этот был еще молод. Легкая седина и шрам на щеке придавали особую привлекательность его лицу. Оно потемнело от лишений и походов.

Солдаты любили маршала: он разделял с ними тяжесть войны. Он часто спал в поле у костра, закутавшись в плащ, и просыпался от хриплого крика трубы. Он пил с солдатами из одной манерки и носил потертый мундир, покрытый пылью.

Он не видел и не знал ничего, кроме утомительных переходов и сражений. Ему никогда не приходило в голову нагнуться с седла и запросто спросить у крестьянина, как называется трава, которую топтал его конь, или узнать, чем знамениты города, взятые его солдатами во славу Франции. Непрерывная война научила его молчаливости, забвению собственной жизни.

Однажды зимой конный корпус маршала, стоявший в Ломбардии, получил приказ немедленно выступить в Германию и присоединиться к «большой армии».

На двенадцатый день корпус стал на ночлег в маленьком немецком городке. Горы, покрытые снегом, белели среди ночи. Буковые леса простирались вокруг, и одни только звезды мерцали в небе среди всеобщей неподвижности.

Маршал остановился в гостинице. После скромного ужина он сел у камина в маленьком зале и отослал подчиненных. Он устал, ему хотелось остаться одному. Молчание городка, засыпанного по уши снегом, напоминало ему не то детство, не то недавний сон, которого, может быть, и не было. Маршал знал, что на днях император даст решительный бой, и успокаивал себя тем, что непривычное желание тишины нужно сейчас ему, маршалу, как последний отдых перед стремительным топотом атаки.

Огонь вызывает у людей оцепенение. Маршал, не спуская глаз с поленьев, пылавших в камине, не заметил, как в зал вошел пожилой человек с худым, птичьим лицом. На незнакомце был синий заштопанный фрак. Незнакомец подошел к камину и начал греть озябшие руки. Маршал поднял голову и недовольно спросил:

– Кто вы, сударь? Почему вы появились здесь так неслышно?

– Я музыкант Баумвейс, – ответил незнакомец. – Я вошел осторожно потому, что в эту зимнюю ночь невольно хочется двигаться без всякого шума.

Лицо и голос музыканта располагали к себе, и маршал, подумав, сказал:

– Садитесь к огню, сударь. Признаться, мне в жизни редко перепадают такие спокойные вечера, и я рад побеседовать с вами.

– Благодарю вас, – ответил музыкант, – но, если вы позволите, я лучше сяду к роялю и сыграю. Вот уже два часа как меня преследует одна музыкальная тема. Мне надо ее проиграть, а наверху, в моей комнате, нет рояля,

– Хорошо… – ответил маршал, – хотя тишина этой ночи несравненно приятнее самых божественных звуков.

Баумвейс подсел к роялю и заиграл едва слышно. Маршалу показалось, что вокруг городка звучат глубокие и легкие снега, поет зима, поют все ветви буков, тяжелые от снега, и звенит даже огонь в камине.

Маршал нахмурился, взглянул на поленья и заметил, что звенит не огонь, а шпора на его ботфорте.

– Мне уже мерещится всякая чертовщина, – сказал маршал. – Вы, должно быть, великолепный музыкант?

– Нет, – ответил Баумвейс и перестал играть, – я играю на свадьбах и праздничных вечерах у маленьких князей и именитых людей.

Около крыльца послышался скрип полозьев. Заржали лошади.

– Ну вот, – Баумвейс встал, – за мной приехали. Позвольте попрощаться с вами.

– Куда вы? – спросил маршал.

– В горах, в двух лье отсюда живет лесничий, – ответил Баумвейс. – В его доме гостит сейчас наша прелестная певица Мария Черни. Она скрывается здесь от превратностей войны. Сегодня Марии Черни исполнилось двадцать три года, и она устраивает небольшой праздник. А какой праздник может обойтись без старого тапера Баумвейса?!

Маршал поднялся с кресла.

– Сударь, – сказал он, – мой корпус выступает отсюда завтра утром. Не будет ли неучтиво с моей стороны, если я присоединюсь к вам и проведу эту ночь в доме лесничего?

– Как вам будет угодно, – ответил Баумвейс и сдержанно поклонился, но было заметно, что он удивлен словами маршала.

– Но, – сказал маршал, – никому ни слова об этом. Я выйду через черное крыльцо и сяду в сани около колодца.

– Как вам будет угодно, – повторил Баумвейс, снова поклонился и вышел.

Маршал засмеялся. В этот вечер он не пил вина, но беспечное опьянение охватило его с необычайной силой.

– В зиму! – сказал он самому себе. – К черту, в лес, в ночные горы! Прекрасно!

Он накинул плащ и незаметно вышел из гостиницы через сад. Около колодца стояли сани – Баумвейс уже ждал маршала. Лошади, храпя, пронеслись мимо часового у околицы. Часовой привычно, хотя и с опозданием, вскинул ружье к плечу и отдал маршалу честь. Он долго слушал, как болтают, удаляясь, бубенцы, и покачал головой:

– Какая ночь! Эх, только бы один глоток горячего вина!

Лошади мчались по земле, кованной из серебра. Снег таял на их горячих мордах. Леса заколдовала стужа. Черный плющ крепко сжимал стволы буков, как бы стараясь согреть в них живительные соки.

Внезапно лошади остановились около ручья. Он не замерз. Он круто пенился и шумел по камням, сбегая из горных пещер, из пущи, заваленной буреломом и мерзлой листвой.

Лошади пили из ручья. Что-то пронеслось в воде под их копытами блестящей струей. Они шарахнулись и рванулись вскачь по узкой дороге.

– Форель, – сказал возница. – Веселая рыба!

Маршал улыбнулся. Опьянение не проходило. Оно не прошло и тогда, когда лошади вынесли сани на поляну в горах, к старому дому с высокой крышей.

Окна были освещены. Возница соскочил и откинул полость.

Дверь распахнулась, и маршал об руку с Баумвейсом вошел, сбросив плащ, в низкую комнату, освещенную свечами, и остановился у порога. В комнате было несколько нарядных женщин и мужчин.

Одна из женщин встала. Маршал взглянул на нее и догадался, что это была Мария Черни.

– Простите меня, – сказал маршал и слегка покраснел. – Простите за непрошеное вторжение. Но мы, солдаты, не знаем ни семьи, ни праздников, ни мирного веселья. Позвольте же мне немного погреться у вашего огня.

Старый лесничий поклонился маршалу, а Мария Черни быстро подошла, взглянула маршалу в глаза и протянула руку. Маршал поцеловал руку, и она показалась ему холодной, как льдинка. Все молчали.

Мария Черни осторожно дотронулась до щеки маршала, провела пальцем по глубокому шраму и спросила:

– Это было очень больно?

– Да, – ответил, смешавшись, маршал, – это был крепкий сабельный удар.

Тогда она взяла его под руку и подвела к гостям. Она знакомила его с ними, смущенная и сияющая, как будто представляла им своего жениха. Шепот недоумения пробежал среди гостей.

Не знаю, нужно ли вам, читатель, описывать наружность Марии Черни? Если вы, как и я, были ее современником, то, наверное, слышали о светлой красоте этой женщины, о ее легкой походке, капризном, но пленительном нраве. Не было ни одного мужчины, который посмел бы надеяться на любовь Марии Черни. Быть может, только такие люди, как Шиллер, могли быть достойны ее любви.

Что было дальше? Маршал провел в доме лесничего два дня. Не будем говорить о любви, потому что мы до сих пор не знаем, что это такое. Может быть, это густой снег, падающий всю ночь, или зимние ручьи, где плещется форель. Или это смех и пение и запах старой смолы перед рассветом, когда догорают свечи и звезды прижимаются к стеклам, чтобы блестеть в глазах у Марии Черни. Кто знает? Может быть, это обнаженная рука на жестком эполете, пальцы, гладящие холодные волосы, заштопанный фрак Баумвейса. Это мужские слезы о том, чего никогда не ожидало сердце: о нежности, о ласке, несвязном шепоте среди лесных ночей. Может быть, это возвращение детства. Кто знает? И может быть, это отчаяние перед расставанием, когда падает сердце и Мария Черни судорожно гладит рукой обои, столы, створки дверей той комнаты, что была свидетелем ее любви. И, может быть, наконец, это крик и беспамятство женщины, когда за окнами, в дыму факелов, при резких выкриках команды наполеоновские жандармы соскакивают с седел и входят в дом, чтобы арестовать маршала по личному приказу императора.

Бывают истории, которые промелькнут и исчезнут, как птицы, но навсегда остаются в памяти у людей, ставших невольными их очевидцами.

Все вокруг осталось по-прежнему. Все так же шумели во время ветра леса и ручей кружил в маленьких водоворотах темную листву. Все так же отдавалось в горах эхо топора и в городке болтали женщины, собираясь около колодца.

Но почему-то эти леса, и медленно падающий снег, и блеск форелей в ручье заставляли Баумвейса вынимать из заднего кармана фрака хотя и старый, но белоснежный платок, прижимать его к глазам и шептать бессвязные печальные слова о короткой любви Марии Черни и о том, что временами жизнь делается похожей на музыку.

Но, шептал Баумвейс, несмотря на сердечную боль, он рад, что был участником этого случая и испытал волнение, какое редко выпадает на долю старого бедного тапера.

1939

userdocs.ru

Ручьи где плещется форель паустовский анализ :: О книге :: Читать книги онлайн

Название книги: Ручьи где плещется форель паустовский анализСтраниц: 160Год: 2011Жанр: Зарубежная

Выберите формат:

fb2epubrtftxtЧитать
Выберите формат скачивания:
Скачать книгу

О книге «Ручьи где плещется форель паустовский анализ»

Урок литературы в 10 классе Урок основан на технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Тема урока: Юрий Буйда «Всё больше ангелов» Тип урока: Получение новых знаний. Технология обучения: технология развития критического мышления через чтение и письмо Форма обучения: сочетание индивидуальной, групповой, коллективной работы.

Цели урока: 1) посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа; 2) дополнить знания учащихся о писателе: 3) воспитывать чувство уважения к родным людям; 4) воспитание уважительного, доброго, милосердного отношения к человеку.

Диагностические: - Посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль рассказа - Продолжить знакомство учащихся с произведениями современной литературы, в частности, с новым автором, Ю. - Закрепить знание литературоведческих терминов: система образов, художественная деталь, проблема, идея, литературная традиция.

В этом мире нет и не может быть счастливых, единения душ, свободных от мирской суеты, а царствуют инстинкты; животное начало в скотоподобном облике и образе жизни главенствуют над всем, подавляя образ Божий в человеке.

Бумеранг – метательное орудие в виде изогнутой палки или серповидной планки, при искусном броске возвращающееся обратно к бросившему. Учитель: Ребята, вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда чувство доброты помогло преодолеть трудности или помочь кому-либо? C 1991 года проживает в Москве, и с этого же года публикуется как прозаик. Он автор романа «Дон Домино» и книги «Прусская невеста» (1998), отмеченной малой премией им. 3) Почему Юрий Буйда ничего не говорит о жизни героини рассказа? Гоголь писал: «Страданием и горем нам определено добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах». Любой человек, совершивший поступок, несёт за него ответственность не только перед людьми, но и перед собой. Вот оно, пришло блаженство, когда боль покинула измученное сердце и «душа становилась легче и как будто даже больше».

Индуктор (Звучит музыка Моцарта «Музыка Ангелов») Рассмотрите фотографии на слайдах. Прочитайте высказывания (на слайде) о человеке, выберите то, что ближе. Учитель: Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Фрэ́нсиса Бэ́кона «Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта». Был напечатан во многих журналах, вышел сборник новелл «Русская невеста». Буйда – представитель постмодернизма (Я читаю и вижу, что я вижу). Размышления о прочитанном (Обращаемся к словарным словам) 1) Сравните рассказы Юрия Буйды «Фарфоровые ноги» и «Всё больше ангелов». 2) Какое отношение имеет слово «бумеранг» к рассказу «Всё больше ангелов»? долго-долго смотрел в дырочку «до боли и слёз в глазах, пока среди облаков не начинали мелькать крошечные и прозрачные ангелы.

Ручьи где плещется форель паустовский анализ

Все электронные книги доступные для скачивания являются собственностью их авторов и представлены исключительно для ознакомления.

Перейти к следующей книге

exproject.spb.ru

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу К. Г. Паустовского «Ручьи, где плещется форель» - Урок

МБОУ «Дружбинская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Урок внеклассного чтения в 8 классе

по рассказу

К.Г. Паустовского

«Ручьи, где плещется форель»

Автор: Л.В.Максимова, учитель

русского языка и литературы

Дружба, 2012

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского

«Ручьи, где плещется форель»

Информационные технологии  в образовании
Первый всероссийский конкурс «Конкурс педагогических достижений»

Все больше места в современном уроке литературы занимает интерпретация текста, дающая возможность развивать углубленное личностное восприятие его. Русская литература содержит благодатный материал для воспитания подрастающего поколения, поскольку характерной чертой художественных произведений русской классики является повышенное внимание к внутреннему миру человека, его душе. Произведения К.Г. Паустовского имеют большое воспитательное значение. Но творчество писателя представлено в программе восьмого класса всего одним рассказом - «Телеграмма». На эту работу отводится два урока. В пятом классе школьники познакомились с его сказкой «Растрёпанный воробей» и рассказом « Кот – ворюга». Но, я считаю, этого крайне мало. Поэтому там, где только возможно и есть в этом необходимость, обращаюсь к творчеству писателя, цитирую его, ссылаюсь на его произведения. Ведь у Паустовского есть немало рассказов, которые, я считаю, необходимы для чтения и изучения. Поэтому на уроке внеклассного чтения я решила познакомить учащихся с замечательной новеллой писателя «Ручьи, где плещется форель». Кроме того, в этом году страна отметит 200-летие войны с Наполеоном. А в произведении Паустовского показан наполе­оновский маршал, уставший от войны. Автор новеллы показывает его человеком, которому просто хочется жить, любить, радоваться жизни. Учащиеся посмотрят на войну и на маршала глазами писателя и задумаются о бессмысленности войны и её жестокости и увидят, как она меняет судьбы целых народов и каждого человека в отдельности.

На каждом этапе урока применяю презентацию, которая позволяет сделать урок ярким и запоминающимся. Компьютерная презентация позволяет сделать работу более продуктивной, эстетичной и зрелищной. Воздействие на зрительные анализаторы активизирует эмоциональную сферу учащихся, положительно влияет на активность мыслительных процессов. Идет воспитание культуры умственного труда, культуры извлечения и обработки необходимой информации. А музыкальное оформление помогает не только внести особую атмосферу, но и позволяет познакомить учащихся с музыкальными произведениями великих композиторов, прикоснуться к творчеству выдающихся артистов. На уроке организую работу учащихся в группах по выполнению заданий. Это создаёт условия для формирования ключевых компетенций.
Во время этапа рефлексии ученики вслушиваются в себя и анализируют своё внутреннее состояние, свою деятельность на уроке.
Домашнее задание (сочинение в жанре эссе) предполагает творческую работу, что позволяет реализовать и на этом этапе принципы личностно ориентированного обучения.

Слайды №1 - 4

Тема урока: К.Г. Паустовский «Ручьи, где плещется форель»

Вид урока: урок знакомства с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского и его рассказом « Ручьи, где плещется форель»».

Технология: технология развивающего обучения с применением мультимедиа технологий, Интернета; элементы дифференцированного обучения.

Слайд № 5

Цели урока:

Предметная цель 1) Продолжить знакомство с творчеством Паустовского,познакомить с историей создания рассказа « Ручьи, где плещется форель»», его композицией, проследить за авторской позицией, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского; провести синтез и углубление знаний о героях и событиях рассказа «Ручьи, где плещется форель».

2) Выяснить, какими приемами пользовался автор для более сильного воздействия на читателя; продолжить формирование навыков самостоятельно формулировать выводы, анализируя отдельные эпизоды;

3) Методологическая цель - развивать речь учащихся, формировать нравственные ценности, духовный мир школьников.

4) воспитывать любовь к прекрасному,  развивать умение любить и понимать литературу, живопись, музыку.

5. Метапредметная цель – формирование ценностного умения принимать мир, быть открытым всем его воздействиям

Оборудование:

1) компьютер, проектор, слайд-фильм «К.Г. Паустовский»;

2) стенд «Сегодня на уроке» К.Г.Паустовский (фотографии репродукции, творческие задания группам;

3) книжная выставка произведений Паустовского;

Ход урока:

Слайды № 6 – 7

« В каждом сердце есть струна. Она обязательно

отзовётся даже на слабый призыв прекрасного…»

К. Паустовский

Орг. момент

I.Погружение в тему. Индуктор.Подготовка к восприятию и осмыслению текста.

Звучит музыка Ф. Шопена

Чтение стихотворения (заранее подготовленный ученик)

Светлана Полинина

Паустовский- это имя, словно шелест                          Перевернутой под лампою страницы.                          Сразу видится какой-то дальний берег                          Тот, к которому душа моя стремится

                          Там в ручьях играют резвые форели,                          Звезды низко так, что можно дотянуться,                          И поют в снега укутанные ели,                          И мне надобно опять туда вернуться                                                                                 В тихом домике не скрипнут половицы,                         А перо не поспевает за словами,                         То, что сердце собирало по крупицам,                         Стало слитком и пребудет нынче с нами.

                         Он уводит нас морскими берегами,                         Чтоб увидеть их и заново влюбиться,                         Чтоб земля у нас пылала под ногами,                         И за чью-то боль хотелось повиниться.

Звучит музыка

Слайды № 9 – 17

II Сообщение темы.

Учитель предлагает записать тему урока в тетради.

Слово Учителя

Паустовский писал: “Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе”. Лучшей памятью о нём стали его произведения. Они оставили добрый след памяти. Писатель обращается к вам: «Сделай и ты свою жизнь мелодичной, похожей на музыку».

Творчество Паустовского демократично, и цель его - каждого человека призвать к совершенствованию ума и души, научить его радоваться красоте, понимать ее, наслаждаться ею.

Что же привлекает читателей к Паустовскому? Думается, лучше всех ответил на этот вопрос он сам, определив цель и смысл своей деятельности кратко и точно: "Есть в каждом сердце струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного". Прекрасное в людях, природе, искусстве - постоянный и главный объект внимания писателя. В расчете на эту струну написаны все его основные книги.

Учитель: Как вы думаете, о чём рассказ Паустовского?

- О природе

- О временах года

- О любви

История создания рассказа

(Выступление заранее подготовленного ученика)

Рассказ К.Паустовского «Ручьи, где плещется форель» начинается знамена­тельной строкой: «Судьба одного наполе­оновского маршала, — не будем называть его имени, дабы не раздражать историков и педантов, — заслуживает того, чтобы рассказать ее вам, сетующим на скудость человеческих чувств».

В историческом исследовании «Напо­леон» Евгений Тарле приводит следую­щий факт. Ввергнув Францию в пучину многолетних войн, Наполеон нарушил нормальное течение жизни миллионов, и это сознавали даже люди самые близкие ему, самые преданные. Как-то, развивая перед своими маршалами план предстоя­щей кампании, он прочел на лице одного из них скуку и со свойственным ему тем­пераментом обрушился на маршала: «Вы не военный. Вы устали, вам просто хоте­лось бы погулять по Парижу». И вдруг услышал: «Да, я устал. Мне хотелось бы просто погулять по Парижу». Возможно, этот факт и натолкнул Паустовского на мысль написать рассказ«Ручьи, где плещется форель».

История создания рассказа не зафиксирована нигде, но хронология создания обоих произведений допускает такую возможность. «Наполеон» Тарле вышел в 1936 году и сразу же приобрёл необычайную популярность. Паустовский же, читал и знал его. «Ручьи, где плещется форель» написанв 1939, а издан в 1941-м, то есть Паустовский опираться на случай, описанный у Тарле.

Звучит музыка Ф. Листа «У ручья»

2. Прослушивание рассказа» Ручьи, где плещется форель»

В исполнении Валентины Ковач ( Интернет, видео-ролик) или рассказ читает Галина Молоткова ( приложение)

(Звучит музыка Шопена, музыкальное сопровождение усиливает и эмоциональное воздействие.)

III. Сотворчество

Работа с текстом рассказа «Ручьи, где плещется форель»

Анализ рассказа в форме беседы.

1) Ребята, вы прослушали рассказ Паустовского. Понравился ли он вам?

2) Какое настроение после прослушивания?

3) Каково ваше впечатление?

А теперь давайте поговорим о названии рассказа.

Учитель:

На­звание столь же важно для произведения, 'как имя для человека, оно своеобразное приглашение к чтению, интригует, притя­гивает к книге.

Вопрос классу:

1) Но почему рассказ назван «Ручьи, где плещется форель»? Разве природа в рассказе — главное действующее лицо? Разве история этого не замерзшего

зимой ручья интересует автора сама по себе?

Учитель

Обратите внимание на аллитерационность названия, усиливаю­щую его образность, изобразительность. Звучание первого слова (журчащее р-р-р, i гулкое у, длительное, мягкое ч, чистое и) вызывает ощущение водяного потока, шумно-говорливого в своем непрерыв­ном, безостановочном движении.

Слово плещется передает игру форе­ли в ручье, когда она плавно скользит в воде, вдруг прорывает тугую прозрачную влагу, блеснув серебром чешуи в воздухе, и вновь входит в поток, играя в нем. Глу­хой взрывной п в сочетании с сонорным л, открытое долгое э создают звуковое по­добие всплеска; долгий мягкий шипящий звук ш, снова э ш ц передают свист, раз­рыв воздуха; а открытая влажная (как го­ворил Бальмонт) а помогает увидеть плавное, почти музыкальное движение рыбы в водяном потоке.

В слове форель темп движения как бы нарастает, обретает стремительность благодаря взрывному глухому ф, вибри­рующему р, открытому з и мягкому, про­зрачному, как влага горного ручья, л. Та­ким образом, звучание фразы создает звукообраз ручья. «Он не замерз» (будто с легким звоном ломаются тонкие льдин­ки припая). «Он круто пенился по кам­ням» (в этом описании тоже звукообраз, создаваемый пятью взрывными и вока­лизмом о-у-е-о-а, как бы подхватываю­щим шумное движение ручья).

Мы убедились в поэтичности и оча­ровании уже названия.

Учащиеся

Нет, ру­чей живет в рассказе очень короткое вре­мя и на очень маленьком художествен­ном пространстве (ему посвящен один абзац повествования).

uchebana5.ru


Официальный сайт
Официальный сайт
Федеральный портал
Официальный сайт
Единое окно
Официальный сайт
Официальный сайт
Госавтоинспекция
Портал госуслуг РФ
Портал госуслуг СК
Shkolaprikumskoe | Все права защищены © 2018 | Карта сайта