ГлавнаяШкольные новостиФотогалереяДокументыДля родителейГосударственная Итоговая АттестацияВопросы и ответы
Зачисление в ОУ
Официальный сайт
Прямая ссылка на наше учреждение
Форум Победителей РФ

Бахрам Халилов: "Наши художники, в отличие от западных, этим не грешат". Икрам бахрамов художник


Художники и Ташкент Ч.6 | Искусство в Узбекистане

Художники и Ташкент Ч.6

28.09.2012 Рубрики: Искусствовед, Советский период, Современное искусство Узбекистана, Художники Узбекистана Метки: А. Юнусов А.Бабаджанов Арнольд Ган. Б.Котлов Г. Кодиров. Г. Шполянский Г.Шевяков Живопись Живопись Советского периода И.Бахрамов Й.Турсунназаров К.Чепраков М. Тохтаев П. Викт. Ган Рузы Чарыев С. Филькельштейн Художники 3 825 просм. 1 комментарий

Продолжаю тему Художники и Ташкент по статье  Риммы Еремян  «Ташкент и его художники», опубликованной в журнале «San’at» (Искусство)  №1 ,№2 от 2010г..  Первые 5 частей можно  посмотреть  здесьЧ.1,  здесь Ч.2 ,  здесь Ч.3. ,  здесь Ч.4.  и Здесь Ч5.

…Город менялся и менялся ускоренно. Стоит оглянуться на изобразительную летопись его. Исчезали густые заросли кустарников и деревьев, поглощались новостройками рощицы урюковых деревьев, поднимавшиеся на небольших плато за дувалами дворов. Преданием стали случаи, когда к испуганным купальщикам на речке с поросших зеленью берегов доносился голос человека с этюдником: «Не бойтесь меня! Я — художник Волков!» или то же… — Карахан!

Ташкент прирастал окраинами. Множилось число художников. Растворяясь в городе, они завоевывали его, подчиняя остановленными мгновениями на картонах, бумаге, холстах. Просительный тон пишущего на натуре «не бойтесь меня» сменился повелительным — человека, владеющего ситуацией и осознающего ценностное прикосновение кисти. Так было в случае, когда, балуясь, прохожие дергали ветки, осыпая друг друга хлопьями недавнего снегопада, как вдруг вверху распахнулось окно и повелительный голос прокатился в морозном воздухе: «Я — художник Чарыев! Пишу картину! Вы мне мешаете!».

Й. Турсунназаров. «Ок сарой». Х., м. 2000 Зимних сюжетов, расширяющих ташкентскую тематику живописно-пластическими решениями, у Рузы Чарыева (1931 — 2004), имя которого сразу вызывает в памяти жаркие краски, немало: «Наша улица», «Выпал снег», «Утро Роксаны»; тогда же созданы «Зимний натюрморт» и «Зимний автопортрет».

Й. Турсунназаров

***

Небольшое отступление от текста.

Рузы Чарыев (28.08.1931 — 18.02.2004)

Рузы Чарыев  родился в 1931 году в кишлаке Пашхурт Шерабадского района Сурхандарьинской области. Учился в Институте изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры имени И.Репина в Ленинграде (ныне Санкт Петербург).

Рузы Чарыев создавал образы людей труда. Среди них — портреты известных узбекских ученых, деятелей культуры,  тружеников села.  Многие из его работ хранятся в музеях и галереях России, Индии, Италии, США, Франции, Швеции и других стран.  Рузы Чарыев был одним из немногих Узбекских художников, чьи персональные выставки с успехом проходили за рубежом.

Осень в Ферганской долине. 1966 г.

Розы Чарыев. Ташкент. Весна. 1982.

Рузы Чарыев много лет работал в Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами.  Он поддерживал талантливую молодежь морально и материально. Некоторые его ученики жили у него дома.

***

Икрам Бахрамов (р. 1944)

Икрам Бахрамов (р. 1944) родился в селе Катартал, сейчас это — одна из главных улиц Чиланзарского района Ташкента. Она сохранила поэтическое название, означающее в переводе «строчка тала» («ряд деревьев ивы»). Спокойствие вечера — светильник, птица, нарождающийся месяц; благость дня — живописно решенные клубы пыли, поднятые стадом овец, женщина за дойкой коровы, ведра, вспаханная земля. В патриархальных сценах присутствует постоянство памяти и бережно пишется сердечной мукой. Опытный жанрист и портретист И. Бахрамов часто использует в сюжетах интерьеры глинобитных домов, в чьей тишине птица в клетке или в руке обитателя, саманные стены подсвечены старинной лампадой, человек идет, словно прокрадываясь из боязни нарушить тишину вечера, — мотив высвобождает потаенную нежность художника.

Икрам Бахрамов. Дороги детства. 2007

Икрам Бахрамов. Утро в поле. 2007

Икрам Бахрамов. Портрет Рузимат-ака. 2004

***

М. Тохтаев. «Мир, где рождаются легенды». Х., м. 1978 Оставались постоянные точки притяжения: Шейхантаур, Урда, Воскресный рынок, плюс позже на его месте, — площадь с фонтаном и Театр оперы и балета.

М.Тохтаев. Мир, где рождаются легенды. 1978

Тохтаев М. Мир, где рождаются легенды. 1978(ДХВ)

***

Давно переехало с Шейхантаура художественное училище. Улицу Навои постепенно осваивали киностудия, издательства, телецентр, учебные и проектные институты.

Определилась новая магистраль. На Шейхантауре оставалась чайхана. Постаревшие художники собирались в ней на свой «мальчишник», похохатывали, не чувствуя груза прожитых лет. Там написаны замечательные акварельные листы Григория Шевякова (1905 — 1982) «Ясени на Шейхантауре». Их много. Они входят в Ташкент Г. Шевякова, и его Ташкент многоцветный, полнокровный, радостный. В них есть все — весна, цветение и нежная зелень деревьев, насыщенные краски осени, котлованы города, его новостройки, когда города нет, но он будет в красочном обещании художника. Ташкент Шевякова — отдельная состоятельная глава Ташкентской изобразительности. Он любит большие листы, где много воздуха и возможности разбежаться кисти в передаче акварельных оттенков.

Небольшое отступление от текста.

Григорий Шевяков  (1905 — 1982)

Скудная информация в Интернете о  Шевякове Григорий Романовиче. Нашёл всего 3 графические (акварель) работы.

22.08.2013г.  получил письмо от Казимова Юрия Ивановича из Санкт-Петербурга, который прислал дополнительную информацию о Шевякове Григорий Романовиче.  Вставляю её без купюр.

 —Направляю Вам имеющуюся у меня информацию о художнике ШЕВЯКОВЕШЕВЯКОВ ГРИГОРИЙ РОМАНОВИЧ(1905 г Ташкент .-1982 г. Ташкент)1923 г.- 1927 г. Обучался на живописном факультете   во   ВХУТЕИН — ЛВХТИПрисвоено звание художника живописцаПечатная техника : литографияКандидат в члены ЛОССХ  до 1941 года                     Утвержден членом ЛССХ с 1941годаВ 1936 году сотрудничал с Кабинетом графики НИИ ВАХ1939 г.- 1940 г .участвовал в выпусках первых 3-х плакатов «Боевого карандаша»:После 1942 г. проживал в ТашкентеГрафикКазимов Юрий Иванович. Санкт-Петербург.

 

1905.1.29 Дипломная работа в ВАХ «Защита паровоза». Учился на живописном факультете  Всероссийской Академии Художеств, присвоено звание художника-живописца.

Шевяков Г.Р. _ Весна в Ташкенте.

***

Это был их город… Они ходят по трассе памятных лет. От Урды вглубь снимал дом в махалле Укчи (махалля стрелочников) В. Уфимцев под жилье и для работы; вправо — Молочный мост, так же в махалле жили М. Курзин и В. Гуляев. Тогда это был действительно старый нетронутый город, разве что портреты новых вождей и плакаты в чайхане. На Урде художники рисуют мост через Анхор, переводя потом свои зарисовки в другой материал. «Урдинский мост» известен в литографиях А. Ошейко и В. Кайдалова, в акварелях и пастели Г. Шевякова, гуаши К. Чепракова.

Г. Кодиров. «Юнус-Абад». Х., м. 1998.  Анхор — сквозной мотив. Произведения 1920 — 1950-х гг. дополняются работами следующих десятилетий. На Анхор придет вынашивать свою идею Адылбек Бабаджанов (р. 1955). «Времена года» составят четыре холста с одной композицией и разным цветовым, сезонным, выражением: река, ива — маджнунтал и лодка. Течет река, течет время. А. Бабаджанов — один из первых ташкентских художников захочет воссоединить уроки наблюдательности китайской живописи на шелке и пластику миниатюры через видение современного художника.

Г. Кодиров.

Гафур Кадыров. Память. …

***

Адылбек Бабаджанов (р. 1955)

Адыл Бабаджанов. _ Моё солнце. …

Это был их город… Они набрасывают крыши и окна домов, его деревья, прохожих, трамвайные пути; заполняют альбомные листы, клочки бумаги и обертки, которые были в руках на покупках из гастронома. Рождался нескончаемый ташкентский репортаж. Рисовали Р. Левицкий, А. Читкаускас, К. Назаров, А. Венедиктов, Л. Абдуллаев, С. Мальт, В. Кедрин, В. Кайдалов, Д. Синицкий, А. Назыров, Г. Шевяков, В. Будаев… В газетах и журналах появлялись рубрики ташкентских набросков.

Магистраль Навои пишут К. Чепраков, Г. Шевяков, Г. Шполянский. Пока они отображают так, что обнаруживается стремление подчеркнуть естественность вхождения новых примет в жизнь города. Романтика новизны определится позднее в творчестве художников 1970-х гг. В добротной фиксации Григория Шполянского (1914 — 1974) тщательно прописана перспектива улицы, образующие ее дома, круглые фонари освещения; частая композиция — улица, омытая дождем, блики луж на асфальте. Дождливый день лишен пасмурности, легкий тон академической живописи близок гризайли.

Григорий Шполянский. Утром. Ташкент. Товарная.. 1960

Григорий Шполянский. Ворота Темирлана. 1961

Шполянский. Г.Р._ Весна в Ташкенте.

А. Юнусов. «Летний дворик». Х., м. 1976.  Купол мавзолея Абу-Кефаль-Шаши венчает ту часть города, которая привлекает К. Чепракова и Б. Котлова. Район их интересов лежит позади Чор-Су. Они не пишут рынок со множеством людей и его изобилие, — избирают улицы позади медресе Кукельдаш. Передать особенности ташкентского облика без внешних этнографических примет — трудная задача.

А.Юнусов. Летний дворик. 1976

Пейзажи Бориса Котлова (1923 — 1966) значительный фрагмент искусства Узбекистана. Среди них большие, выдержанные в цвете картины города. Их автор стремится к цветовой и предметной собранности. Может быть, по этой причине оба художника предпочитают темперу. Быстрая в исполнительской законченности, она дает сочетание прозрачного света и прочности. Превалирует голос стен глинобитных строений махалли, дышит живописная охристая плоскость.

Борис Котлов. Горный пейзаж. 1973

Художники не чувствуют себя чужими в этих кварталах, в улицах, где рождаются их образы. Мотивы Старого города с памятниками и без них безлюдны, но наполнены ощущением человеческого бытия. Картины Константина Чепракова (1907 — 1972), как правило, включают только одну или две-три фигуры аксакалов. Художественную содержательность отличает добродушие в дружелюбном видении живописца. «Ремесленники Ташкента» не повторяют одноименные произведения коллег К. Чепракова. Большие холсты разгружены от деталей, главенствует образ мастера, погруженного в работу. Образ сводится к типическим чертам и пластическим решениям, близок цветному контуру.

Небольшое отступление от текста.

Константин Чепраков (1907 — 1972)

Константин Павлович Чепраков (1907-1972) — один из лучших графиков Узбекистана. Народный художник УзССР.

Окончил Одесскую рисовальную школу, Ташкентскую изостудию у А. Н. Волкова (1938 г). Выезжал на строительство ферганского канала, Чирчикского химического комбината (1940-1945гг), и делал там прекрасные рисунки, акварели.

Константин Чепраков. Деревянных дел мастер. 1967

К.Чепраков. Точильщики. 1966

К.Чепраков . Обновка.. Бум.аквар

Работал совместно с А. Н. Волковым, С. Мальтом, Л. Бурэ, Рождественским В.  Его произведения отличаются глубоким ощущением прекрасного в природе и людях, особым изяществом, соединяют способности графика и живописца.  Создал пейзажное панно для фойе театра оперы и балета им. Навои.  В работах чувствуется национальный уклад жизни. Ему присуща прозрачная, лёгкая манера письма.

Работы находятся в музее искусств Узбекистана, в галерее Национального банка Узбекистана, в частных коллекциях.

С. Филькельштейн. Декоративная композиция. 1920-е гг. Долгим был путь до Ташкента для Софьи Финкельштейн (1904 — 1988). Позади — Бессарабия, Бельгия — Брюссельская Академия декоративного искусства. Переезд в Россию нового образования, в Москву, состоялся в 1930-х, дальше перед войной — Азия. После долгих мытарств — сначала Бука (Ташкентская область), затем Ташкент в части Старого города. Бельгийские работы С. Финкельштейн — супрематические, и позднее, в эскизах для текстильных комбинатов, она сохраняет прием геометрической абстракции. Ташкентские — филигранно отделанные карандашом пейзажи с подцветкой акварелью. Графит в оттушевке старинного приема применялся ею и в ранней графике.

Филькельштейн. Софья. Декоративная композиция. 1920-е гг

Известный мастер оригинального стиля в книжной графике Георгий Соколов (1907 — 1960) оказался в России и позднее, с 1952 г., — в Ташкенте после выезда русских художников из Китая, состоявшегося в 1949 г. «Дорожка в саду» написана в Ташкенте. В станковых произведениях Г. Соколов обращается к масляным краскам. Желтизна листопада и каменистая бурая кладка дорожки, вписанные в квадрат холста, выполнены художником с позиции реализма.

Зимние пейзажи с фигурами написаны Павлом Ганом (1894 — 1967) в переулках близ Госпитального рынка, где он проживал со своим многочисленным семейством. У сыновей они являются предметом поклонения: перед отцом, его живописным мастерством, перед уютной добротностью мотивов. Это школа русской художественной традиции, из нее они вышли, и духовное наполнение из этого источника не прекратится никогда. Сыновья старого Гана, на глазах которых происходило не одно архитектурное крушение, — художники-монументалисты. В основе их мастерства лежит конструктивизм, о чем и П. В. Ган знал не понаслышке. Они видят и пишут город по-иному: Виктор Ган (р. 1947) «Ночь» (холст, масло). Ташкентские сюжеты Арнольда Гана (1928 — 1999) образуют группы рисунков с подгруппами «Чайхана. Голубые купола», «Игра в шахматы», «Дастархан», «Бой перепелов», «Вдоль Анхора», «Гап» («Разговор») со множеством типажных и психологических характеристик городских жителей.

Небольшое отступление от текста.

Павел Викторович Ган (1894 — 1967) жудожник-живописец, известный педагог , пейзажист, один из основателей школы живописи в Узбекистане, приехал с семьёй в начале 1935г. Он входил в плеяду таких художников, как М.Курзин, А.Волков, В.Рождественский, В.Уфимцев, А.Подковыров.

П.Ган учился в Академии художественно-промышленного искусства им. Барона А.Штиглица в С.-Петербурге с 1912-1914гг, а затем в училище Живописи, Ваяния и Зодчества в Москве, закончив его с серебряной медалью в 1917 году. Его учителями были: К.Коровин, А.Васнецов, Л.Пастернак. Приехав в Ташкент, П.Ган много лет преподавал в РХУ им. П.Бенькова с 1936-1957гг. П.Ган был прекрасным педагогом, которого до сих помнит старшее поколение художников. У него учились такие художники, как Р.Ахмедов, Т.Оганесов, И.Лимаков, Л.Резников, В.Мурахвер и многие другие. Около 40-ка живописных работ, а также рисунков находятся в музее Искусств им. В.Савицкого в городе Нукусе и в Музее Искусств Узбекистана «Мираб», «Вечер в горах».

Павел Ган. Окраина Ташкента

Павел Ган. Скамейка в саду.

Арнольд Павлович Ган (1928-2000) — художник-монументалист, живописец, рисовальщик. Заслуженный деятель Искусств Узбекистана. Учился в РХУ им. П.Бенькова у А.Волкова и В.Уфимцева с 1943-1948гг., затем с 1948-1954гг. в ЛВХПУ им. В.Мухиной. Его педагогами были — Е. Белашова, Дейнека, В.Мухина, В.Фаворский. Преподавал в РХУ с 1955-1962гг. Был первым главным художником города Ташкента. Много работал с архитекторами: Ю.Халдеевым, С.Сутягиным, Ф.Турсуновым, участвовал во всесоюзных конкурсах на монументальные памятники, в частности — на памятник на Поклонной Горе в г. Москве.

Арнольд Ган. Голубая чайхона. 1993.jpg

Арнольд Ган. «Ляган». 1995

Автор и соавтор многих монументальных объектов в Узбекистане — мозаик, фресок, росписей, рельефов (ст. метро «Проспект Космонавтов» — роспись плафонов, Дворец Искусств им. А.Навои( к/т Панорамный)- роспись фойе, рельефы чайханы «Самарканд Дарбаза», театр Драмы в г. Ургенче — роспись файе — 400кв/м и др.) Его живописные работы вошли в коллекцию галереи NBU, и галереи «Замана» в Лондоне.

Виктор Павлович Ган (р.1947) — художник-монументалист, живописец, витражист, закончил РХУ им. П.Бенькова в 1966г под руководством Б.И.Токмина. Затем — в ЛВХПУ им. В.Мухиной в1974г. Его педагогами были: В.Марков, К.Митрофанов, П.Пуко. Много работал в соавторстве с братом А.Ганом (ст.м. «Проспект Космонавтов», театр Драмы в г. Ургенче и др.) Много работал в области художественного стекла и керамики. Награждён Серебряной Медалью Академии Художеств Узбекистана за керамическую композицию «Олтын Девор» в здании новой Консерватории.

http://sebezh.borda.ru

Римма Еремян

Продолжение.

art-blog.uz

Ташкент и его художники (Продолжение. Начало см. SAN’ AT, 2010, N 1) | San'at

Sanat • 01/04/2010 • Выпуск №2 • 3714

…Город менялся и менялся ускоренно. Стоит оглянуться на изобразительную летопись его. Исчезали густые заросли кустарников и деревьев, поглощались новостройками рощицы урюковых деревьев, поднимавшиеся на небольших плато за дувалами дворов. Преданием стали случаи, когда к испуганным купальщикам на речке с поросших зеленью берегов доносился голос человека с этюдником: “Не бойтесь меня! Я – художник Волков!” или то же… – Карахан!

Ташкент прирастал окраинами. Множилось число художников. Растворяясь в городе, они завоевывали его, подчиняя остановленными мгновениями на картонах, бумаге, холстах. Просительный тон пишущего на натуре “не бойтесь меня” сменился повелительным – человека, владеющего ситуацией и осознающего ценностное прикосновение кисти. Так было в случае, когда, балуясь, прохожие дергали ветки, осыпая друг друга хлопьями недавнего снегопада, как вдруг вверху распахнулось окно и повелительный голос прокатился в морозном воздухе: “Я – художник Чарыев! Пишу картину! Вы мне мешаете!”.

Зимних сюжетов, расширяющих ташкентскую тематику живописно-пластическими решениями, у Рузы Чарыева (1931 – 2004), имя которого сразу вызывает в памяти жаркие краски, немало: “Наша улица”, “Выпал снег”, “Утро Роксаны”; тогда же созданы “Зимний натюрморт” и “Зимний автопортрет”.

Икрам Бахрамов (р. 1944) родился в селе Катартал, сейчас это – одна из главных улиц Чиланзарского района Ташкента. Она сохранила поэтическое название, означающее в переводе “строчка тала” (“ряд деревьев ивы”). Спокойствие вечера – светильник, птица, нарождающийся месяц; благость дня – живописно решенные клубы пыли, поднятые стадом овец, женщина за дойкой коровы, ведра, вспаханная земля. В патриархальных сценах присутствует постоянство памяти и бережно пишется сердечной мукой. Опытный жанрист и портретист И. Бахрамов часто использует в сюжетах интерьеры глинобитных домов, в чьей тишине птица в клетке или в руке обитателя, саманные стены подсвечены старинной лампадой, человек идет, словно прокрадываясь из боязни нарушить тишину вечера, – мотив высвобождает потаенную нежность художника.

Оставались постоянные точки притяжения: Шейхантаур, Урда, Воскресный рынок, плюс позже на его месте, – площадь с фонтаном и Театр оперы и балета.

Давно переехало с Шейхантаура художественное училище. Улицу Навои постепенно осваивали киностудия, издательства, телецентр, учебные и проектные институты.

Определилась новая магистраль. На Шейхантауре оставалась чайхана. Постаревшие художники собирались в ней на свой “мальчишник”, похохатывали, не чувствуя груза прожитых лет. Там написаны замечательные акварельные листы Григория Шевякова (1905 – 1982) “Ясени на Шейхантауре”. Их много. Они входят в Ташкент Г. Шевякова, и его Ташкент многоцветный, полнокровный, радостный. В них есть все – весна, цветение и нежная зелень деревьев, насыщенные краски осени, котлованы города, его новостройки, когда города нет, но он будет в красочном обещании художника. Ташкент Шевякова – отдельная состоятельная глава Ташкентской изобразительности. Он любит большие листы, где много воздуха и возможности разбежаться кисти в передаче акварельных оттенков.

Это был их город… Они ходят по трассе памятных лет. От Урды вглубь снимал дом в махалле Укчи (махалля стрелочников) В. Уфимцев под жилье и для работы; вправо – Молочный мост, так же в махалле жили М. Курзин и В. Гуляев. Тогда это был действительно старый нетронутый город, разве что портреты новых вождей и плакаты в чайхане. На Урде художники рисуют мост через Анхор, переводя потом свои зарисовки в другой материал. “Урдинский мост” известен в литографиях А. Ошейко и В. Кайдалова, в акварелях и пастели Г. Шевякова, гуаши К. Чепракова.

Анхор – сквозной мотив. Произведения 1920 – 1950-х гг. дополняются работами следующих десятилетий. На Анхор придет вынашивать свою идею Адылбек Бабаджанов (р. 1955). “Времена года” составят четыре холста с одной композицией и разным цветовым, сезонным, выражением: река, ива – маджнунтал и лодка. Течет река, течет время. А. Бабаджанов – один из первых ташкентских художников захочет воссоединить уроки наблюдательности китайской живописи на шелке и пластику миниатюры через видение современного художника.

Это был их город… Они набрасывают крыши и окна домов, его деревья, прохожих, трамвайные пути; заполняют альбомные листы, клочки бумаги и обертки, которые были в руках на покупках из гастронома. Рождался нескончаемый ташкентский репортаж. Рисовали Р. Левицкий, А. Читкаускас, К. Назаров, А. Венедиктов, Л. Абдуллаев, С. Мальт, В. Кедрин, В. Кайдалов, Д. Синицкий, А. Назыров, Г. Шевяков, В. Будаев… В газетах и журналах появлялись рубрики ташкентских набросков.

Магистраль Навои пишут К. Чепраков, Г. Шевяков, Г. Шполянский. Пока они отображают так, что обнаруживается стремление подчеркнуть естественность вхождения новых примет в жизнь города. Романтика новизны определится позднее в творчестве художников 1970-х гг. В добротной фиксации Григория Шполянского (1914 – 1974) тщательно прописана перспектива улицы, образующие ее дома, круглые фонари освещения; частая композиция – улица, омытая дождем, блики луж на асфальте. Дождливый день лишен пасмурности, легкий тон академической живописи близок гризайли.

Купол мавзолея Абу-Кефаль-Шаши венчает ту часть города, которая привлекает К. Чепракова и Б. Котлова. Район их интересов лежит позади Чор-Су. Они не пишут рынок со множеством людей и его изобилие, – избирают улицы позади медресе Кукельдаш. Передать особенности ташкентского облика без внешних этнографических примет – трудная задача.

Пейзажи Бориса Котлова (1923 – 1966) значительный фрагмент искусства Узбекистана. Среди них большие, выдержанные в цвете картины города. Их автор стремится к цветовой и предметной собранности. Может быть, по этой причине оба художника предпочитают темперу. Быстрая в исполнительской законченности, она дает сочетание прозрачного света и прочности. Превалирует голос стен глинобитных строений махалли, дышит живописная охристая плоскость.

Художники не чувствуют себя чужими в этих кварталах, в улицах, где рождаются их образы. Мотивы Старого города с памятниками и без них безлюдны, но наполнены ощущением человеческого бытия. Картины Константина Чепракова (1907 – 1972), как правило, включают только одну или две-три фигуры аксакалов. Художественную содержательность отличает добродушие в дружелюбном видении живописца. “Ремесленники Ташкента” не повторяют одноименные произведения коллег К. Чепракова. Большие холсты разгружены от деталей, главенствует образ мастера, погруженного в работу. Образ сводится к типическим чертам и пластическим решениям, близок цветному контуру.

Долгим был путь до Ташкента для Софьи Финкельштейн (1904 – 1988). Позади – Бессарабия, Бельгия – Брюссельская Академия декоративного искусства. Переезд в Россию нового образования, в Москву, состоялся в 1930-х, дальше перед войной – Азия. После долгих мытарств – сначала Бука (Ташкентская область), затем Ташкент в части Старого города. Бельгийские работы С. Финкельштейн – супрематические, и позднее, в эскизах для текстильных комбинатов, она сохраняет прием геометрической абстракции. Ташкентские – филигранно отделанные карандашом пейзажи с подцветкой акварелью. Графит в оттушевке старинного приема применялся ею и в ранней графике.

Известный мастер оригинального стиля в книжной графике Георгий Соколов (1907 – 1960) оказался в России и позднее, с 1952 г., – в Ташкенте после выезда русских художников из Китая, состоявшегося в 1949 г. “Дорожка в саду” написана в Ташкенте. В станковых произведениях Г. Соколов обращается к масляным краскам. Желтизна листопада и каменистая бурая кладка дорожки, вписанные в квадрат холста, выполнены художником с позиции реализма.

Зимние пейзажи с фигурами написаны Павлом Ганом (1894 – 1967) в переулках близ Госпитального рынка, где он проживал со своим многочисленным семейством. У сыновей они являются предметом поклонения: перед отцом, его живописным мастерством, перед уютной добротностью мотивов. Это школа русской художественной традиции, из нее они вышли, и духовное наполнение из этого источника не прекратится никогда. Сыновья старого Гана, на глазах которых происходило не одно архитектурное крушение, – художники-монументалисты. В основе их мастерства лежит конструктивизм, о чем и П. В. Ган знал не понаслышке. Они видят и пишут город по-иному: Виктор Ган (р. 1947) “Ночь” (холст, масло). Ташкентские сюжеты Арнольда Гана (1928 – 1999) образуют группы рисунков с подгруппами “Чайхана. Голубые купола”, “Игра в шахматы”, “Дастархан”, “Бой перепелов”, “Вдоль Анхора”, “Гап” (“Разговор”) со множеством типажных и психологических характеристик городских жителей.

Дистанционный забег 60-х подготовил нарастающую динамику следующего десятилетия. Эмоциональный всплеск, движение, размах социо-культурных обозрений. Земля заверчена в глобальный космический проект. Резче очерчена индивидуальность авторов, углубляется познавательная и расширяется сюжетная содержательность, заметно проявился технически смелый эксперимент. Обобщения придут позднее, приводя к картинам всеобъемлющего содержания. Так, в Ташкенте написаны “Перекресток” М. Тохтаева, “Лес категорий” С. Алибекова.

Пространственные задачи для Дж Умарбекова, М. Тохтаева, Б. Джалалова, С. Алибекова, А. Нуриддинова, Л. Ибрагимова – способ историко-культурных освоений. Акмаль Нуриддинов, Файзулла Ахмадалиев соединяют масштабность проникновенного веяния с пряностью восточного колорита.

В серии “30 видов Ташкента” Дж. Умарбекова Ташкент оживает древним городищем в холсте “Город огнепоклонников”, а те же берега, овраги, водный поток канала Боз-Су, знакомые по пейзажам С. Юдина и М. Янцына, предстают в ином ключе художественного решения.

Масхуд Тохтаев (1947 – 2004) выделялся стремлением проникнуть в механизм вращательных оборотов, соединить близко наблюденное с вниманием к мировым шедеврам. Вспомним его айву из узбекских садов, преобразованную в космическое тело. Опыт М. Тохтаева отличает дерзость постановок, лишенная отчуждения от современности, – безмолвная местность округло скатывается за горизонт, представляя фрагмент планеты; на золотистой, оптически выписанной поверхности прочно обоснован белый куб (кубик). “Город”, – роняет автор в безмолвии мастерской. Пояснения его кратки, он демонстрирует не попавшие на выставку холсты.

Экспозиции из столицы Узбекистана помимо общесоюзной программы выставочной деятельности раскрывали свои темы. К ставшим тематически-лозунговыми определениям “Ташкент – город хлебный”, “Ташкент фестивальный”, “Ташкент – город мира и дружбы” добавляются “Мой дом – твой дом”, “Узбекистан – наш общий дом”. Выставки к юбилейным датам, посвящения древним героям и ученым, поэтам и городам, просеивались через “ташкентское сито”.

Крайности творческих освоений раскрыли широкую палитру ташкентского коллектива. Когда Алишер Мирзаев (р. 1948), интересуясь традициями монументальных решений, обратился к сюзане, то национальная вышивка Узбекистана открылась как нетронутая сила.

Ташкент присутствует в сознании художников В. Акудина, Б. Бабаева, А. Юнусова, Д. Мурсалимова, Я. Салпинкиди… Список можно продолжить, превратив его в объемистый каталог имен. Попробуем остановиться на отдельных примерах. Упоминаемая в статье Надежда Ким (р. 1941) первую свою работу под названием “Лунный пейзаж в махалле” написала в городке Киргули под Ферганой. Одноименные по сходству народной архитектуры акварели она создает в Ташкенте и, будучи также художником-керамистом, повторяет их в декоративных ляганах.

К приверженцам темы Ташкент – о Ташкенте – Ташкенту художников 1920 – 1930-х гг. достойно примыкают живописцы следующих десятилетий. Лев Резников (1928 – 2003) сохраняет редкую установку старой школы на многослойные масляные краски, в мастерском владении приема раскрывается их гибкость и светоносные качества. “Огни большого города. Поздний вечер” – условное обозначение произведений, написанных в центре Ташкента, там, где располагается сейчас улица Сайилгох. Импрессионистическая свежесть сложного многофигурного мотива ставит картины Л. Резникова особняком.

Перечень достижений дополняют Махмуд Ахмедов картиной “Махалля Игорчи в Ташкенте”, Юрий Талдыкин “Городская оранжерея. Ташкент”, Мир Хегай “Осень на Ташморе”, Абдухаким Турдыев “Завтра Навруз” и “Перед землетрясением”.

Легкая, свободно написанная композиция “Воскресный день” Имяра Мансурова (р. 1947) – натиск радости. Толпа прохожих иссечена снежинками. Ритмическая организованность мажорной живописи станет определяющей в творчестве И. Мансурова.

Даврон Мухитдинов (р. 1940) городские приметы скрадывает искусным сплавом зелени деревьев, цветущих роз и теплоты глинозема. Особенность приема, выполненного мастихином, усиливает текучая плавность женских фигур в традиционных одеждах свободного покроя. Композиции объединяются в серию “Легенда о гранатовом городе”. Фантазии на тему ночного города Улугбека Усманова (р. 1969), увиденные наблюдательностью и добрым юмором живописца, приближают к области уфологии, если бы не точный их адрес: Ташкент.

Но и у других авторов мы найдем удивительные картины посвящения. Шахноза Джамилова (р. 1958), серия полотен “Ночные шорохи”; Ахмадалиев-младший с картиной “Волчица и калитка”. Древние родовые представления входят в сознание горожан-современников непреложностью традиционного уклада, утверждают важную сторону многогранного представления о Ташкенте: Дом и мир.

Части произведений, обращенных к сопереживанию, свойственна скорее задумчивость элегии, чем минорная нота. В поэтизацию такого рода вписывается “Последний троллейбус” Юрия Вяльцева (р. 1964), печальный “Портрет поэта Рауфа Парфи” Шухрата Абдурашидова (1950 – 1979). Собака, бегущая вдоль глухого бетонного забора по такому же безучастно серому тротуару на дальнее зарево уходящего солнца, – тоже Ташкент: Марина Богатырева (р. 1961) “Городской пейзаж перед заходом солнца”. Художническая интонация сострадательности носит множественность оттенков переживаний городских сюжетов.

Добавим к приверженцам ташкентской темы еще несколько имен. – Постижение Григорием Зильберманом (р. 1938) шло от внешнего познания к углубленному изучению и признанию. Его отношение к новой родине хорошо раскрывается в азиатских холстах. Самарканд, Хива состоялись раньше. Сурхандарья с Байсуном шли параллельно Ташкенту, и Ташкент нарастал. Ташкентским работам придается характер развернутого автобиографического цикла. Он состоит из поступательно развиваемых сюжетов от детских лет (“Ташкент – город хлебный”) до обзорных аналитического плана картин широкой смысловой наполненности “Ташкенту – 2000 лет”.

У Зайнутдина Фахрутдинова (р. 1951) аналогичные сюжеты идут по восходящей, из глубины к визуальному откровению. Свадьбы и праздники, быт закрытой части в сюжетах такие же. Иные живописные и светотеневые решения. Ташкент – столица отображен в триптихах Сагдуллы Абдуллаева (р. 1945) “Молодежь Узбекистана” и “Молодые архитекторы”. Художник вдохновляется обновлением Ташкента. Герои полотен – его сверстники, современники застройки Ташкента в 1970-е гг.

Но образ Ташкента будет неполным без таких произведений, как “Соло для перепелки” Мухтархана Исанова (р. 1959), “Балкон” Ларисы Даватц (р. 1937), “По улице Никитина” Татьяны Ли (р. 1965), живописных работ Йигитали Турсунназарова (р. 1941).

Город берет свое, отведенное ему место, и в неуступчивости страшит зримым нарастанием. Большой город перемалывает события, переживания, чьи-то жизни. Обострилась подсознательная тяга к живой природе. В лице энтузиастов Ю. Стрельникова и Ю. Чернышова в Союзе художников Узбекистана создается экологическая секция, вылившаяся затем в программу “Художник и природа”, но это не было бегством из города.

Юрий Стрельников (1937 – 1996), с его глубоким почтением к художникам старшего поколения, мечтал стать историографом движения, начав обобщения с горных походов известных мастеров 1935 – 1937-х гг. Организаторы сплотили коллектив; деятельность секции способствовала расширению пространственных задач, усилению роли пленэра в произведениях, подтвердила единство человека и природы. Создалось некое нравственное поле.

Интересно определилась станковая живопись монументалистов Ю. Чернышова, В. Бурмакина, В. Чуба, В. Гана и их коллег. Юрий Чернышов (1944 – 2007) выстраивает вертикаль панорамного обзора столицы, сохраняя столь важные для него куски живой природы в смене времен года. Владимир Бурмакин (р. 1938) подчиняет свои впечатления смысловому лабиринту, идущему от геометрии традиционного преломления в гирихе, искусство которого он изучал у Усто Ташпулата Арсланкулова. Благодаря гириху ползучий монстр – разрастающийся город организован в пластическое целое. Представление о городе – органическом создании усилено через угольный рисунок и плотную эмалевую живопись, художественная содержательность напряжена в сокрытии лабиринта.

Цветоносная пульсация характерна для полотен Флориды Гамбаровой (р. 1950). Она же преподносит скупую по цветовому набору графическую серию, посвященную городу. Конструкции очертаний жёстки, построения совершили рывок в высоту, застыв над погруженной в низине улицей. Подчиняясь конфигурации нового города, живая теплая нота скрыта. До поры, – чтобы проплыть опять светлыми, в хроматических растяжках, пронизанными созерцательным наслаждением облаками над городом.

Не оставляют равнодушными произведения Ю. Стрельникова “Хуш келибсиз” (“Добро пожаловать”), Анвара Махкамова “Мой Восток”, близкие друг другу композиции, объединившие луну, женщину и тандыр, нескольких живописцев к выставке Навруз.

Распахнутые миру возникают в воздушном потоке дома Эркина Назарова (1948 – 1991), и пространство, несущее дом, где окна и двери настежь, по-своему приветливо, хотя пронзительное чувство избранности художника не покинет никогда. В просторе одухотворенного аскетичного обитания острее осознается востребованность художника. Его интуиция спасает массивный образ от хаоса нагромождений. В живопись приходит тишина. Несколько настороженная, порой медитирующая, усиливающая одухотворенное наблюдение.

Художники, вышедшие на простор световоздушной среды, не ставят целью показать узнаваемый Ташкент. Исходя от соприкосновения с громадой, они выходят к удивительным решениям, вплоть до мифотворчества, – Джамол Усманов (р. 1961), чей рисунок живописного рассказа “Зима” отличается особой, утонченной проникновенностью пластических соединений, и др. Оставаясь приверженцами города, С. Алибеков, Г. Кодиров, Э. Назаров, А. Турдыев творят картину мирового пространства, обручение двух миров.

Упорно сохраняется направление, являющее факт обособленного, замкнутого мира. Оно прорастает сквозь все творческие состояния, одаряя равным теплым светом массив города, вносит чувство необходимого равновесия. Положение интересно иллюстрируется двумя персональными выставками, развернутыми одновременно, в 2003 г., в смежных залах к юбилею художников – живописца Пахритдина Тахирова (1933 – 2006) и мастера резьбы по дереву Артыка Файзуллаева (р. 1933). Два разных вида искусства оппонировали друг другу в неспешном опережении, покоясь на изысканном рисунке ислими, трактующем стройность мироздания.

Уместно употребить выражение о генетической памяти. К категориям мнемозийского толка относится творчество Зайниддина Мирзаева (р. 1949). В композициях, выросших из стен родного дома, веет теплом очага, низких саманных кибиток, стеганой курпачи, пошитой руками матери, которой фактически посвящена вся живопись художника. Часть из них построена по принципу курока, традиционного лоскутного шитья, в изобразительном варианте объединяя самостоятельные оконтуренные сюжеты на одном холсте, и “Ташкент” З. Мирзаева – один из примеров.

Большой город усиливал вечно существующее, колеблемое противостояние мечты и действительности. Художник – болевая точка противоборствующих настроений, на нем лежит поиск гармоничного взаимодействия. Город давал возможность апеллировать к широкому кругу проблем, вызывал смелые обобщения. И все же притягательным оставалось нечто, нечто неизменное.

Художник, опережающий время, и художник, сохраняющий устойчивую типологию образного мышления, – оба являются хранителями накопленного тысячелетиями опыта, подтолкнувшего их на тропу творческих переживаний. Может быть, Зайниддин Мирзаев явился тем мостиком, с помощью которого проторило дорогу обособленное явление в лице молодых живописцев, определившихся в 1980-е гг. Оно прорезало сложившуюся картину многообразного искусства Узбекистана подобно световым всполохам. Сильное озарение, неожиданное лаконизмом художественного языка, и это был не путь одиночки, а новое стилистическое проявление.

Под это проявление культуры подводится научная база, но лучше приведем слова художника С. Алибекова из его пояснения своей живописной картины “Статика динамики. Ностальгия” (1997): “Петля воспоминаний мгновенно затягивается, возвращая тебя снова и снова в устойчивую недосягаемость прошлого”.

Нодир Имамов (р. 1959), Шавкат Хакимов (р. 1958), Гафур Кадыров (р. 1958), Мурад Карабаев (р. 1963), Тимур Ахмедов (р. 1968) обозначили новый порог вхождения в образность. Заявительная позиция уверенно покоилась на мастеровитости, обозначение преданности миру пленяло неотразимым сочетанием, где немного мистики, немного тайны, немного аромата роз, немного вечера сплетали пышную цветочную арку, сквозь которую возникает светлая ночь, путник в венке из васильков, говорящая птица, Биби Марьям, дочь Бури и Маргарита с картины Пиросмани. Задумчивые аллеи в их картинах вбирают лепестковую красочность. Искушенные в плане профессиональной подготовки, в одной грани своего творчества они осознанно избирают метод, отчасти близкий искусству наива, примитива, возвращая неизбывную выразительность формам начального изъяснения.

Последняя картина, которую хочется привести в параде имен, масштабная инсталляция Вячеслава Усеинова (р. 1962) “Тень от дома, которого нет”. Позволим себе выделить основную и отправную ее часть – большой холст с фигуративной живописью: человек сидит в тени, состояние его отстраненное. Приводим картину не из желания привязки к теме с буквальной расшифровкой сюжета, да это и невозможно: образ неоднозначен, носит вневременной характер. Главная мысль, возникающая при встрече с холодной гаммой мерцающей живописи, – сколь ответствен художник в способе выражения исповедального размышления о преходящем. Тень неотвязного присутствия невидимого…

Римма Еремян

sanat.orexca.com

Художники Узбекистана. Акрам Бахрамов - ЖИВОПИСЬ и ПОЭЗИЯ

В Ташкентском Доме Фото в настоящее время проходит персональная выставка художника Акрама Бахрамова. Я побывала на выставке два раза: очень понравились графические работы и плакаты. АКРАМ ИСЛАМОВИЧ БАХРАМОВ начал учиться живописи в изостудии при Дворце Текстильщиков у известного педагога Якова Львовича Фрумгарца. Затем учился в театральном институте имени. Н.Островского на отделении книжной графики. Много лет работал художественным редактором в издательстве имени Гафура Гуляма. "Сегодня",- пишет в пресс-релизе на выставку историк и искусствовед Владимир Карасёв - "творческий потенциал Бахрамова находится в апогее духовного совершенствования. Но завтра будет новый день, новые горизонты,новые произведения, которые поведут нас по ещё никем не хоженым тропам Познания.Так если предел совершенствования?" Рекомендую посмотреть выставку.То что зритель получит удовольствие от её посещения - обещаю, тем более, что художник активно работает и в жанре карикатуры и юмористического рисунка.

У художника прекрасная семья.На фото жена, дочь и внуки

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

krapan-5.livejournal.com

"Художник создал уникальную, неповторимую творческую Вселенную"

БАКУ /Trend Life/ - На XIII Международном медицинском конгрессе "Евромедика - Ганновер 2014" известный живописец, заслуженный художник Азербайджана, член Ассоциации художников ЮНЕСКО, почетный член Российской Императорской Академии художеств, обладатель престижной российской премии "Человек тысячелетия" Сакит Мамедов - стал первым азербайджанским художником, получившим звание академика ЕАЕН (Европейской академии естественных наук) за вклад в мировую культуру и изобразительное искусство.

Бахрам Багирзаде - легендарный КВН-щик из команды "Парни из Баку", член Союза художников, Объединения фотографов и Общества карикатуристов, писатель, актер и режиссер, поделился с Trend Life своими мыслями об успехе Сакита Мамедова.

"Очень символично, что очередная победа Сакита Мамедова, моего близкого друга и одного из самых выдающихся художников современности, пришлась на светлый и радостный месяц Рамазан. Только на первый взгляд может показаться, что это совпадение. На самом деле, каждая его награда - это результат непрекращающейся работы души и сердца художника.

На сегодняшний день Сакит Мамедов является самым известным и самым плодовитым художником Азербайджана. Если начать перечислять выставки и награды этого блестящего живописца, то для слов о нем просто не останется места. Но, пожалуй, самой значительной и необычной стала его последняя награда - на XIII Международном медицинском конгрессе "Евромедика - Ганновер 2014" Сакит Мамедов был удостоен звания академика Европейской академии естественных наук за вклад в мировую культуру и изобразительное искусство.

Творческим поводом для такого высокого признания послужила серия картин Сакита на тему анатомической терминологии, на которые его вдохновили книги детского писателя Солмаз Амановой. Художник просто творит чудеса! Его талантливая кисть с легкостью превращает краски в цветы, воздух, солнечные лучи, и даже такие "неживописные" объекты, как человеческие органы, наполняются жизнью и приобретают черты личности! Неудивительно, что могучий талант Сакита, который своим размахом не уступает художникам эпохи Возрождения, был высоко оценен европейской общественностью - азербайджанский живописце был награжден Орденской медалью Леонардо да Винчи и Орденом "Чести Европы", которые вручают только за особые заслуги перед мировым сообществом. Сакит Мамедов создал уникальную, неповторимую творческую Вселенную, которой по праву гордится не только азербайджанская, но и европейская культура.

От имени всех ценителей его творчества мне хотелось бы поздравить нашего выдающегося соотечественника, великого художника Сакита, чье творчество наполняет нашу жизнь прекрасными образами, рожденными высокой духовностью и любовью к миру, созданного Всевышним!"

Сакит Мамедов - первый в мире художник, написавший картины на тему анатомической терминологии литературных произведений академика ЕАЕН, детской писательницы С. Амановой, среди которых "Бакинские уши", "Азыхская пещера", "Нереида на гиппокампе", "Обиженный ангелочек - жизнь после смерти", "Сказание о золотом сердце Ф. Шопена", "Башня-глаз", "Евстахиева труба", "Адамово яблоко", "Ибн Сина и корова" и др. Действительный член ЕАЕН С.Мамедов был награжден Орденской медалью Леонардо да Винчи, а также Орденом "Чести Европы". Орденская медаль учреждена Европейским комитетом по наградам и премиям при ООН в честь 550-летия гения эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Почетную награду вручают за особые заслуги перед мировым сообществом, своей Родиной и межправительственными организациями за создание выдающихся произведений в области живописи, скульптуры, архитектуры, литературы и в других сферах культуры и искусства.

(Автор: Вугар Иманов)

Читайте Trend в Telegram. Только самые интересные и важные новости.

www.trend.az

| | | :: The Russia Database, encyclopedia of Russian artists

On this page, you have an option to forward us information about an artist, or to upload images of paintings, if you need an expert’s opinion on the investment potential of the given artist or the particular painting. The more images and background information about the artist or the works you upload here, the greater will be the likelihood that we will be able to assist you.

Our price for this service will be typically between 1 and 100 Euro, depending on the amount of information we are able to share with you, and on such considerations as how familiar we are with the given artist, or how authoritative and certain we are in our conclusions. Naturally, for a few Euro, we are not able to give definitive advice on whether the artist or the work represents good investment – such services would normally cost hundreds, if not thousands of euros, and experts who would provide a guaranteed signed statement, would also normally need to see the actual work, and not just the images sent via the internet.

Once we have reviewed your request, we will send you an invitation to continue, showing the exact cost, when you will have the option to accept it and continue with the payment or to cancel it.

На этой странице Вы можете послать нам информацию о художнике или о картине, если Вы хотите получить совет специалиста об инвестиционном потенциале данного художника или определённой картины. Чем больше фотографий и текста с данными о художнике или о картине вы загрузите здесь, тем больше шансов что мы сможем Вам помочь.

На данном сайте всего за несколько евро Вы можете получить совет специалиста с многолетним опытом работы в сфере русского изобразительного искусства. Естественно, за несколько евро, мы можем предоставить только общий и беглый анализ длинной всего в несколько строк, и не можем дать никаких гарантий о том стоит ли вкладывать деньги в того или иного художника. Такой подробный анализ стоил бы значительно выше (обычно сотни или даже тысячи евро), и для этого специалисту необходимо например видеть саму картину, а не её фото, высланное по интернету.

После того как мы просмотрим Ваш запрос с именем художника или фотографиями работ, вы получите ответ где будет указанна точная стоимость этой услуги - обычно в диапазоне цен от 1 до 100 евро. Цена будет зависеть от количества информации которую мы сможем разделить с вами, и также других факторов - насколько хорошо мы знакомы с данным художником, насколько уверенны мы в наших заключениях и.т.д. У вас будет опция продолжить и оплатить услугу, или отменить её.

www.russiadb.com

"Наши художники, в отличие от западных, этим не грешат"

Бахрам Халилов - достаточно известный художник в Азербайджане. Его работы находятся не только в музеях столицы, но и в ряде зарубежных городов. Наряду с этим художник находит время работать и с творческой молодежью. Обо всем этом и другом художник рассказал "Эхо".  

- Какие критерии предъявляются сегодня к современному изобразительному искусству?

- Это, в первую очередь, творческое начало, оригинальность, композиция, цвет.

- А должна ли быть у художника некая гражданская позиция?

- Во все времена были художники, занимающиеся именно политическими темами. Почему сегодня таких художников мало, понятно, - они не нужны. Раньше их творчество было востребовано, и, следовательно, такие работы покупались.

- Ваше мнение относительно выставки "Старый город глазами молодых фотографов"...

- Эта выставка может служить хорошей мотивацией для творческого стимула у молодых. Особенно мне понравилась работа Айсель Амировой, занявшая третье место. Конечно, она еще не профессионал, но работа выполнена на достаточно высоком уровне. Есть оригинальная идея и вкус у автора. Это мое мнение, поскольку я живописец...  

- Работа в клубе, где собирается молодежь, стала для вас философией жизни. Однако не верится, что вы не находите время заниматься и своим творчеством?

- Есть проекты, в которых я участвовал или еще буду участвовать. Один из моих проектов был недавно представлен на выставке в Голландии. Есть там центр современного искусства, который называется "Таусен". Его представители увидели наш проект на выставке в Баку и пригласили нас к себе.

- А чем привлек голландцев ваш проект?

- Наверное, они заметили нестандартный подход к разработке темы. Знаю, что они обратили внимание и на само название проекта, который в переводе на русский означает: "Что было и что есть сегодня". Их, я думаю, также заинтересовала и гражданская позиция художника в трактовке каждого полотна или инсталляции.

- У вас давно не было персональных выставок...

- Что касается персональных выставок, то у меня их действительно давно не было. Но я активный участник многих выставок по изобразительному искусству.

- А какова тематика ваших полотен?

- Я пишу обо всем, что чувствую.

- А каков, на ваш взгляд, технический уровень наших молодых художников?

- Надо сказать, что развитие живописи во все времена было сложным процессом, и выживали тут всегда единицы. То же самое происходит и сегодня. Правда, сегодня, по сравнению с советским периодом, когда говорили, что можно, а что нельзя делать, у художника больше свободы. Но появились другие нюансы. К примеру, стать достаточно известным художником на свободном коммерческом рынке не так уж и легко...

- А как же тогда заявить о себе талантливому, но не состоятельному художнику, за спиной которого никто не стоит?

- Талант всегда заявит о себе. И материальное благополучие здесь не играет ведущую роль. Но выход есть. Так, на Западе художник и преподает, и занимается дизайном, и многим другим. Некоторые наши мастера уезжают, чтобы преподавать в других странах, дают там мастер-классы, работают репетиторами и так далее. В среде художников должно постоянно кипеть броуновское движение. Так, Ван Гог готовился и стал настоящим художником только в 28 лет, а через десять лет он уже умер, оставив богатое наследие. Но по настоящему его признали только после его смерти. Так что обстоятельства для художника всегда оставались и остаются сложными и неудобными. Художник живет вопросом, который нередко обозначает что-то новое, которое воспринимается обществом сложнее, чем уже принято. К примеру, сегодня в мире уже принята абстракция, которая у нас в стране сложно прививается, поскольку импрессионизм считается классикой. И когда обыватели просят показать что-то традиционное, то подразумевают тот же импрессионизм, который еще недавно долго не воспринимали...

- А сколько надо подготовить работ, чтобы устроить персональную выставку?

- Серьезные художники должны написать сто работ, чтобы потом для выставки выбрать пять или десять.

- А как повышать свой интеллектуальный уровень современному художнику, находясь в Баку?

- Сейчас Интернет представит любую необходимую информацию по любому вопросу, это экономит время, которое художник раньше тратил на просиживание в библиотеке. Поймите, художник это человек, который выбирает, который хочет, прежде всего, понять себя. Как говорил наш дорогой Леонардо Да Винчи, "хороший художник это тот, кто хорошо знает традицию и делает один шаг вперед". Так вот, и мы сегодня должны смотреть, учиться и, желательно, не повторяться.

- Раньше для обмена опытам наши художники выезжали на выставки в другие страны. Посмотрев работы других, они обогащались новыми мыслями, эмоциями. А как сегодня?

- Наши художники и сегодня выезжают, но не так часто, как раньше. К нам тоже приезжают художники из разных стран - России, Израиля, Грузии и др.

- Есть сегодня какие-то модные темы, которые легко продать художнику?

- Нет, это трудно, слишком большой выбор образовался у покупателя. Но вот пейзажи и натюрморты практически всегда можно продать.

- А что можете сказать о проблемах художников?

- Проблемой является недопонимание простых людей того, чем занимаются современные художники. Это говорит о том, что наши зрители не подготовлены к этому. В общеобразовательных школах на Западе преподавание рисования начинают с Пикассо и Дали, что дает большие возможности для понимания современного искусства, а у нас практикуют больше натюрморты, что не дает особой фантазии.

- Какие изменения или тенденции произошли за последние двадцать лет в Азербайджане в области живописи?

- Давление западной культуры на наших художников не ощущается. Наши художники просто стали больше воспринимать современное искусство. Хотя замечу, что европейское искусство в странах постсоветского пространства стало преподаваться еще в советское время, и некоторые страны СНГ обогнали в этом даже Турцию. Но сказать, что у нас появилась большая плеяда художников, которые занимаются творчеством с использованием видео и аудио, а именно этим грешат сегодня на Западе, я не могу.

- Как видится вам будущее азербайджанских живописцев?

- Талантливыми останутся, как и раньше, единицы. Многие, как и всегда, будут специализироваться в живописи и находить что-то новое.

Самое важное и срочное мы публикуем на странице в Telegram. Подпишись!

news.day.az

Художники и Ташкент Ч.6

28.09.2012 | 1 666 просм. |

…Город менялся и менялся ускоренно. Стоит оглянуться на изобразительную летопись его. Исчезали густые заросли кустарников и деревьев, поглощались новостройками рощицы урюковых деревьев, поднимавшиеся на небольших плато за дувалами дворов. Преданием стали случаи, когда к испуганным купальщикам на речке с поросших зеленью берегов доносился голос человека с этюдником: «Не бойтесь меня! Я — художник Волков!» или то же… — Карахан!

Ташкент прирастал окраинами. Множилось число художников. Растворяясь в городе, они завоевывали его, подчиняя остановленными мгновениями на картонах, бумаге, холстах. Просительный тон пишущего на натуре «не бойтесь меня» сменился повелительным — человека, владеющего ситуацией и осознающего ценностное прикосновение кисти. Так было в случае, когда, балуясь, прохожие дергали ветки, осыпая друг друга хлопьями недавнего снегопада, как вдруг вверху распахнулось окно и повелительный голос прокатился в морозном воздухе: «Я — художник Чарыев! Пишу картину! Вы мне мешаете!».

Й. Турсунназаров. «Ок сарой». Х., м. 2000 Зимних сюжетов, расширяющих ташкентскую тематику живописно-пластическими решениями, у Рузы Чарыева (1931 — 2004), имя которого сразу вызывает в памяти жаркие краски, немало: «Наша улица», «Выпал снег», «Утро Роксаны»; тогда же созданы «Зимний натюрморт» и «Зимний автопортрет».

Й. Турсунназаров

***

Небольшое отступление от текста.

Рузы Чарыев (28.08.1931 — 18.02.2004)

Рузы Чарыев  родился в 1931 году в кишлаке Пашхурт Шерабадского района Сурхандарьинской области. Учился в Институте изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры имени И.Репина в Ленинграде (ныне Санкт Петербург).

Рузы Чарыев создавал образы людей труда. Среди них — портреты известных узбекских ученых, деятелей культуры,  тружеников села.  Многие из его работ хранятся в музеях и галереях России, Индии, Италии, США, Франции, Швеции и других стран.  Рузы Чарыев был одним из немногих Узбекских художников, чьи персональные выставки с успехом проходили за рубежом.

Рузы Чарыев много лет работал в Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами.  Он поддерживал талантливую молодежь морально и материально. Некоторые его ученики жили у него дома.

***

Икрам Бахрамов (р. 1944)

Икрам Бахрамов (р. 1944) родился в селе Катартал, сейчас это — одна из главных улиц Чиланзарского района Ташкента. Она сохранила поэтическое название, означающее в переводе «строчка тала» («ряд деревьев ивы»). Спокойствие вечера — светильник, птица, нарождающийся месяц; благость дня — живописно решенные клубы пыли, поднятые стадом овец, женщина за дойкой коровы, ведра, вспаханная земля. В патриархальных сценах присутствует постоянство памяти и бережно пишется сердечной мукой. Опытный жанрист и портретист И. Бахрамов часто использует в сюжетах интерьеры глинобитных домов, в чьей тишине птица в клетке или в руке обитателя, саманные стены подсвечены старинной лампадой, человек идет, словно прокрадываясь из боязни нарушить тишину вечера, — мотив высвобождает потаенную нежность художника.

***

М. Тохтаев. «Мир, где рождаются легенды». Х., м. 1978 Оставались постоянные точки притяжения: Шейхантаур, Урда, Воскресный рынок, плюс позже на его месте, — площадь с фонтаном и Театр оперы и балета.

***

Давно переехало с Шейхантаура художественное училище. Улицу Навои постепенно осваивали киностудия, издательства, телецентр, учебные и проектные институты.

Определилась новая магистраль. На Шейхантауре оставалась чайхана. Постаревшие художники собирались в ней на свой «мальчишник», похохатывали, не чувствуя груза прожитых лет. Там написаны замечательные акварельные листы Григория Шевякова (1905 — 1982) «Ясени на Шейхантауре». Их много. Они входят в Ташкент Г. Шевякова, и его Ташкент многоцветный, полнокровный, радостный. В них есть все — весна, цветение и нежная зелень деревьев, насыщенные краски осени, котлованы города, его новостройки, когда города нет, но он будет в красочном обещании художника. Ташкент Шевякова — отдельная состоятельная глава Ташкентской изобразительности. Он любит большие листы, где много воздуха и возможности разбежаться кисти в передаче акварельных оттенков.

Небольшое отступление от текста.

Григорий Шевяков  (1905 — 1982)

Скудная информация в Интернете о  Шевякове Григорий Романовиче. Нашёл всего 3 графические (акварель) работы.

22.08.2013г.  получил письмо от Казимова Юрия Ивановича из Санкт-Петербурга, который прислал дополнительную информацию о Шевякове Григорий Романовиче.  Вставляю её без купюр.

 —Направляю Вам имеющуюся у меня информацию о художнике ШЕВЯКОВЕ ШЕВЯКОВ ГРИГОРИЙ РОМАНОВИЧ (1905 г Ташкент .-1982 г. Ташкент) 1923 г.- 1927 г. Обучался на живописном факультете   во   ВХУТЕИН — ЛВХТИ Присвоено звание художника живописца Печатная техника : литография Кандидат в члены ЛОССХ  до 1941 года                     Утвержден членом ЛССХ с 1941года В 1936 году сотрудничал с Кабинетом графики НИИ ВАХ 1939 г.- 1940 г .участвовал в выпусках первых 3-х плакатов «Боевого карандаша»: После 1942 г. проживал в Ташкенте График Казимов Юрий Иванович. Санкт-Петербург.

1905.1.29 Дипломная работа в ВАХ «Защита паровоза». Учился на живописном факультете  Всероссийской Академии Художеств, присвоено звание художника-живописца.

***

Это был их город… Они ходят по трассе памятных лет. От Урды вглубь снимал дом в махалле Укчи (махалля стрелочников) В. Уфимцев под жилье и для работы; вправо — Молочный мост, так же в махалле жили М. Курзин и В. Гуляев. Тогда это был действительно старый нетронутый город, разве что портреты новых вождей и плакаты в чайхане. На Урде художники рисуют мост через Анхор, переводя потом свои зарисовки в другой материал. «Урдинский мост» известен в литографиях А. Ошейко и В. Кайдалова, в акварелях и пастели Г. Шевякова, гуаши К. Чепракова.

Г. Кодиров. «Юнус-Абад». Х., м. 1998.  Анхор — сквозной мотив. Произведения 1920 — 1950-х гг. дополняются работами следующих десятилетий. На Анхор придет вынашивать свою идею Адылбек Бабаджанов (р. 1955). «Времена года» составят четыре холста с одной композицией и разным цветовым, сезонным, выражением: река, ива — маджнунтал и лодка. Течет река, течет время. А. Бабаджанов — один из первых ташкентских художников захочет воссоединить уроки наблюдательности китайской живописи на шелке и пластику миниатюры через видение современного художника.

Г. Кодиров.

***

Адылбек Бабаджанов (р. 1955)

Это был их город… Они набрасывают крыши и окна домов, его деревья, прохожих, трамвайные пути; заполняют альбомные листы, клочки бумаги и обертки, которые были в руках на покупках из гастронома. Рождался нескончаемый ташкентский репортаж. Рисовали Р. Левицкий, А. Читкаускас, К. Назаров, А. Венедиктов, Л. Абдуллаев, С. Мальт, В. Кедрин, В. Кайдалов, Д. Синицкий, А. Назыров, Г. Шевяков, В. Будаев… В газетах и журналах появлялись рубрики ташкентских набросков.

Магистраль Навои пишут К. Чепраков, Г. Шевяков, Г. Шполянский. Пока они отображают так, что обнаруживается стремление подчеркнуть естественность вхождения новых примет в жизнь города. Романтика новизны определится позднее в творчестве художников 1970-х гг. В добротной фиксации Григория Шполянского (1914 — 1974) тщательно прописана перспектива улицы, образующие ее дома, круглые фонари освещения; частая композиция — улица, омытая дождем, блики луж на асфальте. Дождливый день лишен пасмурности, легкий тон академической живописи близок гризайли.

А. Юнусов. «Летний дворик». Х., м. 1976.  Купол мавзолея Абу-Кефаль-Шаши венчает ту часть города, которая привлекает К. Чепракова и Б. Котлова. Район их интересов лежит позади Чор-Су. Они не пишут рынок со множеством людей и его изобилие, — избирают улицы позади медресе Кукельдаш. Передать особенности ташкентского облика без внешних этнографических примет — трудная задача.

Пейзажи Бориса Котлова (1923 — 1966) значительный фрагмент искусства Узбекистана. Среди них большие, выдержанные в цвете картины города. Их автор стремится к цветовой и предметной собранности. Может быть, по этой причине оба художника предпочитают темперу. Быстрая в исполнительской законченности, она дает сочетание прозрачного света и прочности. Превалирует голос стен глинобитных строений махалли, дышит живописная охристая плоскость.

Художники не чувствуют себя чужими в этих кварталах, в улицах, где рождаются их образы. Мотивы Старого города с памятниками и без них безлюдны, но наполнены ощущением человеческого бытия. Картины Константина Чепракова (1907 — 1972), как правило, включают только одну или две-три фигуры аксакалов. Художественную содержательность отличает добродушие в дружелюбном видении живописца. «Ремесленники Ташкента» не повторяют одноименные произведения коллег К. Чепракова. Большие холсты разгружены от деталей, главенствует образ мастера, погруженного в работу. Образ сводится к типическим чертам и пластическим решениям, близок цветному контуру.

Небольшое отступление от текста.

Константин Чепраков (1907 — 1972)

Константин Павлович Чепраков (1907-1972) — один из лучших графиков Узбекистана. Народный художник УзССР.

Окончил Одесскую рисовальную школу, Ташкентскую изостудию у А. Н. Волкова (1938 г). Выезжал на строительство ферганского канала, Чирчикского химического комбината (1940-1945гг), и делал там прекрасные рисунки, акварели.

Работал совместно с А. Н. Волковым, С. Мальтом, Л. Бурэ, Рождественским В.  Его произведения отличаются глубоким ощущением прекрасного в природе и людях, особым изяществом, соединяют способности графика и живописца.  Создал пейзажное панно для фойе театра оперы и балета им. Навои.  В работах чувствуется национальный уклад жизни. Ему присуща прозрачная, лёгкая манера письма.

Работы находятся в музее искусств Узбекистана, в галерее Национального банка Узбекистана, в частных коллекциях.

С. Филькельштейн. Декоративная композиция. 1920-е гг. Долгим был путь до Ташкента для Софьи Финкельштейн (1904 — 1988). Позади — Бессарабия, Бельгия — Брюссельская Академия декоративного искусства. Переезд в Россию нового образования, в Москву, состоялся в 1930-х, дальше перед войной — Азия. После долгих мытарств — сначала Бука (Ташкентская область), затем Ташкент в части Старого города. Бельгийские работы С. Финкельштейн — супрематические, и позднее, в эскизах для текстильных комбинатов, она сохраняет прием геометрической абстракции. Ташкентские — филигранно отделанные карандашом пейзажи с подцветкой акварелью. Графит в оттушевке старинного приема применялся ею и в ранней графике.

Художники Узбекистана :: Искусство Узбекистана. Известные ...

Искусство Узбекистана. Известные современные художники Узбекистана ... Eго известность шагнувшая далеко за пределы Ташкента и Нукуса — в ...http://www.orexca.com/rus/uzbekistan_painters.shtml

Известный мастер оригинального стиля в книжной графике Георгий Соколов (1907 — 1960) оказался в России и позднее, с 1952 г., — в Ташкенте после выезда русских художников из Китая, состоявшегося в 1949 г. «Дорожка в саду» написана в Ташкенте. В станковых произведениях Г. Соколов обращается к масляным краскам. Желтизна листопада и каменистая бурая кладка дорожки, вписанные в квадрат холста, выполнены художником с позиции реализма.

Зимние пейзажи с фигурами написаны Павлом Ганом (1894 — 1967) в переулках близ Госпитального рынка, где он проживал со своим многочисленным семейством. У сыновей они являются предметом поклонения: перед отцом, его живописным мастерством, перед уютной добротностью мотивов. Это школа русской художественной традиции, из нее они вышли, и духовное наполнение из этого источника не прекратится никогда. Сыновья старого Гана, на глазах которых происходило не одно архитектурное крушение, — художники-монументалисты. В основе их мастерства лежит конструктивизм, о чем и П. В. Ган знал не понаслышке. Они видят и пишут город по-иному: Виктор Ган (р. 1947) «Ночь» (холст, масло). Ташкентские сюжеты Арнольда Гана (1928 — 1999) образуют группы рисунков с подгруппами «Чайхана. Голубые купола», «Игра в шахматы», «Дастархан», «Бой перепелов», «Вдоль Анхора», «Гап» («Разговор») со множеством типажных и психологических характеристик городских жителей.

Небольшое отступление от текста.

Павел Викторович Ган (1894 — 1967) жудожник-живописец, известный педагог , пейзажист, один из основателей школы живописи в Узбекистане, приехал с семьёй в начале 1935г. Он входил в плеяду таких художников, как М.Курзин, А.Волков, В.Рождественский, В.Уфимцев, А.Подковыров.

художники узбекистана - Самое интересное в блогах - LiveInternet

21 мар 2015 ... Выставка в Караван Сарае. Ташкент ... только известный художник – Азизов долгое время возглавляет секцию графики при Академии ...http://www.liveinternet.ru/tags/%F5%F3%E4%EE%E6%ED%E8%EA%E8+%F3%E7%E1%E5%EA%E8%F1%F2%E0%ED%E0/

П.Ган учился в Академии художественно-промышленного искусства им. Барона А.Штиглица в С.-Петербурге с 1912-1914гг, а затем в училище Живописи, Ваяния и Зодчества в Москве, закончив его с серебряной медалью в 1917 году. Его учителями были: К.Коровин, А.Васнецов, Л.Пастернак. Приехав в Ташкент, П.Ган много лет преподавал в РХУ им. П.Бенькова с 1936-1957гг. П.Ган был прекрасным педагогом, которого до сих помнит старшее поколение художников. У него учились такие художники, как Р.Ахмедов, Т.Оганесов, И.Лимаков, Л.Резников, В.Мурахвер и многие другие. Около 40-ка живописных работ, а также рисунков находятся в музее Искусств им. В.Савицкого в городе Нукусе и в Музее Искусств Узбекистана «Мираб», «Вечер в горах».

Арнольд Павлович Ган (1928-2000) — художник-монументалист, живописец, рисовальщик. Заслуженный деятель Искусств Узбекистана. Учился в РХУ им. П.Бенькова у А.Волкова и В.Уфимцева с 1943-1948гг., затем с 1948-1954гг. в ЛВХПУ им. В.Мухиной. Его педагогами были — Е. Белашова, Дейнека, В.Мухина, В.Фаворский. Преподавал в РХУ с 1955-1962гг. Был первым главным художником города Ташкента. Много работал с архитекторами: Ю.Халдеевым, С.Сутягиным, Ф.Турсуновым, участвовал во всесоюзных конкурсах на монументальные памятники, в частности — на памятник на Поклонной Горе в г. Москве.

Автор и соавтор многих монументальных объектов в Узбекистане — мозаик, фресок, росписей, рельефов (ст. метро «Проспект Космонавтов» — роспись плафонов, Дворец Искусств им. А.Навои( к/т Панорамный)- роспись фойе, рельефы чайханы «Самарканд Дарбаза», театр Драмы в г. Ургенче — роспись файе — 400кв/м и др.) Его живописные работы вошли в коллекцию галереи NBU, и галереи «Замана» в Лондоне.

Виктор Павлович Ган (р.1947) — художник-монументалист, живописец, витражист, закончил РХУ им. П.Бенькова в 1966г под руководством Б.И.Токмина. Затем — в ЛВХПУ им. В.Мухиной в1974г. Его педагогами были: В.Марков, К.Митрофанов, П.Пуко. Много работал в соавторстве с братом А.Ганом (ст.м. «Проспект Космонавтов», театр Драмы в г. Ургенче и др.) Много работал в области художественного стекла и керамики. Награждён Серебряной Медалью Академии Художеств Узбекистана за керамическую композицию «Олтын Девор» в здании новой Консерватории.

Римма Еремян

xn--b1agafe7a1ai6f.xn--p1ai


Официальный сайт
Официальный сайт
Федеральный портал
Официальный сайт
Единое окно
Официальный сайт
Официальный сайт
Госавтоинспекция
Портал госуслуг РФ
Портал госуслуг СК
Shkolaprikumskoe | Все права защищены © 2018 | Карта сайта