Урок-зачет-вертушка по теме "Основы экологии" (10-й класс). В речке берега которой были покрыты лесом обитала форельЧас занимательной зоологии по теме «Рыбы» - Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» - Конкурсные работы - Каталог статейПедагогическая цель мероприятия: Формировать познавательный интерес обучающихся к миру водных обитателей, активизировать познавательную деятельность детей. Воспитательные задачи: Обобщение и углубление знаний о рыбах. Развитие творческой активности и фантазии. Воспитание бережного отношения к окружающему миру. Участники мероприятия: воспитанники объединений МБОУ ДОД ДЭБЦ, возраст 8-9 лет. Оборудование: листы бумаги, краски, фломастеры, карандаши, музыкальное сопровождение, иллюстрации рыб, кроссворд. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса: Словесные: изложение информации, ускорение запоминания, сопоставление, выделение главного, обсуждение ответов, формирование выводов. Наглядные: иллюстрации, обеспечение лучшей видимости, обсуждение результатов. Практические: упражнения, трудовые задания, постановка задания, организация выполнения, контроль, анализ итогов. Ход мероприятия I. Подготовительный этап. Подготовка педагога к будущему мероприятию: подготовка иллюстративного материала, подбор музыки, оформление классной комнаты. Воспитанникам сообщается заранее о проведении мероприятия и его направленности. II. Организационный этап. Приветствие. Сообщение темы мероприятия. Педагог предлагает детям разделиться на две команды и придумать своей команде название. Звучит музыка фоном. III. Основной этап. Конкурс №1. "Мои соседи по планете". Командам предлагают выполнить на больших листах бумаги коллективный рисунок, на котором они должны изобразить водных обитателей (ведущий не уточняет, кого именно). Время выполнения - 10-15 мин. Команды должны прокомментировать свои работы. Критерии оценки: воспитанники должны пояснить кого или что они изобразили на рисунке, почему они именно его изобразили, что-либо рассказать о его особенностях (где живет, чем питается, и.т.д.), оценивается сходство рисунка с изображаемым объектом. За каждый из пунктов выдается от нуля до двух жетонов (Приложение 1), в зависимости от качества ответов. Конкурс №2. "Найди пару". От каждой команды в конкурсе участвует один или два человека (этот конкурс проводится, пока команды готовят коллективный рисунок). Ведущий предлагает участникам по очереди решить познавательные задачи: 1. Прав ли был ученик, сказав: «Рыбы зимой спят с закрытыми глазами»? Почему? Ответ: Нет, не прав. Рыбы не имеют век. Некоторые рыбы: сом, карась, карп и некоторые другие зимой впадают в состояние оцепенения и зимуют на дне глубоких ям, «окутавшись» толстым слоем слизи. Большинство рыб не впадает в спячку. 2. Почему рыбы имеют разную окраску тела? Что определяет окраску тела рыб? Ответ: Окраска тела рыб – результат приспособления к условиям жизни в воде. Она зависит от цвета грунта, толщи воды, освещенности, водной и прибрежно-водной растительности. В толще воды рыбы имеют зеленоватую или синеватую окраску на спине, серебристую на боках и животе. Тело многих донных рыб не окрашено. Окраска тела рыб изменяется также с возрастом. 3. В аквариуме к слепой щуке пустили рыб Не видя их, цука бросилась на них и без промаха переловила всех. Каким образом она их обнаружила? Ответ: Боковая линия – орган чувств – заменяет рыбам зрение, она позволяет: а) определять направление и скорость движения воды; б) воспринимать колебания воды и отраженные от различных предметов волны. в) определять величину движущихся объектов. Все это вместе взятое позволяет рыбам не натыкаться на предметы и успешно схватывать добычу. 4. Рыба, вынутая из воды погибает. Почему? Ответ: Большинство рыб дышит растворенным в воде кислородом. В 1 м2 воды содержится до 40 г кислорода. 5. В горном ручье, берега которого были покрыты лесом, обитала форель. Лес вырубили. Через некоторое время форели в ручье не стало. Как можно объяснить этот факт? Ответ: Форель обитает в холодных реках и ручьях. Холодная вода – важнейшее условие существование форели, так как в холодной воде растворяется и содержится больше кислорода. Температура воды после вырубки леса повысилась на несколько градусов, а содержание кислорода понизилось. Развитие молодой форели поисходит, если концентрация кислорода в воде составляет 2 мг на литр. Понижение концентрации кислорода в воде до 1,6 мг на литр приводит к полной гибели форели. За каждый верный выбор участникам дается по одному жетону. Конкурс №3. "Зашифрованная восьмерка". Команды по очереди вместо точек проставляют буквы так, чтобы получились названия восьми рыб, в которые входит буква «Р»: .р……. (аргентина) ..р.. (жерех) ..р… (карась) ..р… (горчак) ..р…. (горбуша) …..р.. (иглобрюх) …р.. (катран) ……р.. (латимерия) За каждое правильно названное слово команда получает один жетон, если песня исполняется – два жетона. Конкурс №4. "Отгадай ребус". По очереди командам предлагаются ребусы (Приложение 2). За каждый отгаданный ребус команда зарабатывает 1 жетон. Конкурс №5. ."Кто же это?" Одному участнику из команды на грудь прикрепляют картинку с изображением водного обитателя (Приложение 3). Он стоит спиной к залу. Команда может задавать вопросы об этом животном с целью его угадать, на которые тот может отвечать только "да" или "нет". Задача - быстро и правильно "разгадать" изображение на картинке. Отгадывать имеет право и вторая команда тоже (не задавая вопросов). Чья команда быстрее отгадает задание, та получает жетон. Конкурс №6. Путаница Командам предлагается из слов, в которых перепутаны буквы, составить названия рыб. Выигрывает та команда (1 жетон), которая первой назовет ключевое слово кроссворда. Рьфлео – (форель) Тамний – (минтай) Акстре – (треска) Азнса – (сазан) Отлплав – (плотва) Аеуглб – (белуга) Дьстреял – (стерлядь) Уборгаш – (горбуша) Юврсеаг – (севрюга) Яалтмреии – (латимерия) Месаг – (семга) Анагва – (навага) Конкурс №7. Закончите пословицы (для капитанов) Капитаны должны закончить пословицы. Ответившей команде дается 1 жетон. Была бы рыба, а … (а рыбак найдется) Будешь спать на берегу, не … (наловишь на уху) Рыба в реке – еще … (не в руке) Рыба мелка, да … (уха сладка) Закидываешь удочку вперед, … (оглянись назад) Чем больше зависти, тем … (меньше рыбы) Итоговый этап. Подводятся итоги игры посредством прямого подсчета жетонов, находящихся у капитанов команд. Ведущий награждает победителей. Литература: Жизнь животных. М., Просвещение, 1971, т. 4. Советы друзьям природы. М., Московский рабочий, 1977. Франк Станислав. Иллюстрированная энциклопедия рыб (на русском языке). Никольский Г. В. Экология рыб. М., Высшая школа, 1974. Полканов Ф. М. Подводный мир в комнате. М., Детгиз, 1970. Автор: Желтова Юлия Владимировна, методист МБОУ ДОД Детский эколого-биологический центр города Ростова-на-Дону, Ростовская область. dia-creativ.ru Знатоки рыб - презентация, доклад, проектОбратная связьЕсли не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания: Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания: Email: [email protected] Мы в социальных сетяхСоциальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам ВКонтакте > Что такое Myslide.ru?Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями. Для правообладателей > myslide.ru Урок-зачет-вертушка по теме "Основы экологии" (10-й класс)Разделы: Экология Цель урока: проверить качество усвоения знаний учащихся по курсу экологии 10-го класса. Оборудование: таблиц по экологии, карточки-задания, раздаточный материал. Эпиграф урока: “Ум заключается не только в знании, но и умение прилагать знания на деле”.Аристотель Ход урока I. Организационный момент Для проведения зачета “вертушки” надо переставить столы в кабинете так, чтобы получить пять секций. Предлагаемая методика разработана для класса, в котором 25 учеников, в каждой секции одновременно работают пять человек. Для удобства на столах стоят буквы – указатели секций: “А”, “В”, “С”, “Д”, “Е”. Каждый ученик, входя в кабинет, получает “маршрутный лист”. В соответствии с ним он работает в течении урока. Все переходы из секции в секцию происходят только по указанию учителя, т.е. время на выполнение каждого задания регламентировано (7–8 минут). “Маршрутные листы” составлены таким образом, что пятерки, работающие за одним столом, постоянно меняются. Работая в каждой секции, ученик выполняет определенный вид заданий. Так, например: В секции “А” предлагается ответить на теоретический вопрос; В секции “В” дать определение терминам; В секции “С” решить экологическую задачу; В секции “Д” выполнить текстовое задание; В секции “Е” вписать пропущенное слово, исходя из содержания вопроса. Как видите, зачет достаточно многофункционален. Учитель может варьировать задания в зависимости от уровня класса и вопросов, которые необходимо проверить. Оценки можно выставлять за работу в каждой секции или вывести общую (по желанию учителя). “Маршрутные листы”
II. Проверка знаний и умений учащихся. Карточки с заданиями (с секциями) Секция “А” А-1. Чем определяется устойчивость естественных экосистем? Элементы ответа:
А-2. Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры биоценоза березовой рощи? Элементы ответа:
А-3. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. Элементы ответа:
А-4. В чем проявляются особенности биосферы, как оболочки Земли? Элементы ответа:
А-5. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок? Элементы ответа:
Секция “В” В-1. Дать определение терминам: автотрофы, фотосинтез, экология, конкуренция, биосфера. В-2. Дать определение терминам: гетеротрофы, фенология, зоохория, симбиоз, биогеоценоз. В-3. Дать определение терминам: продуценты, хищничество, биоценоз, криофилы, биомасса. В-4. Дать определение терминам: консументы, термофилы, сукцессия, мутуализм, пищевая цепь. Секция “С” С-1. Решить экологическую задачу. В ручье, берега которого были покрыты лесом, обитала форель. Через некоторое время после того, как лес вырубили, форели в ручье не стало. Как можно объяснить этот факт? Ответ: форель обитает в реках и ручьях с холодной водой – в ней содержится больше кислорода. Температура воды в ручье после уничтожения леса повысилась, а содержание кислорода понизилась, что и привело к гибели форели. С-2. Решить экологическую задачу. Водоем в небольшой степени был загрязнен радиоактивными веществами. Проведенные лабораторные анализы показали, что хищные рыбы являются самыми загрязненными живыми организмами в водоеме. Как можно объяснить этот факт? Ответ: хищные рыбы – заключительное звено в цепи питания: водные растения или зоопланктон – растительноядные; рыбы и мальки – хищные рыбы. В Казахстане проводилось истребление сусликов отравленной приманкой. Однако помимо сусликов гибли лисицы, корсаки, белые хори, которые сами приманку не поедали. Объясните причину гибели хищников. Ответ: хищники питались отравленными сусликами, что и стало причиной их гибели. С-4. Решить экологическую задачу. Пруд постигла беда: произошел сброс нефти. Поверхность пруда покрылась тонкой радужной пленкой. Пленка не оказала влияния на появление мальков из икры, но затем способствовала их гибели. Почему нефтяная пленка опасна для мальков рыб? Ответ: пленка нефти на поверхности воды препятствует поступлению кислорода в водоем. С-5. Решить экологическую задачу. В одном из районов Колумбии в борьбе с вредными насекомыми многократно применялись сильнейшие химикаты. Через некоторое время выяснилось, что в ближайших реках полностью исчезли лососи. Почему? Ответ: ядохимикаты уничтожили беспозвоночных животных, которыми питалась рыба, в том числе и лососи. Секция “Д” Д-1. Выполнить текстовое задание. 1. Антропогенными называют факторы:
2. Тип взаимоотношений клубеньковых бактерий и бобовых растений:
3. Определите правильно составленную пищевую цепь:
4. К агроэкосистемам относят:
5. Живое вещество биосферы – это совокупность всех:
Ответы: 1-a, 2-d,3-c, 4-d, 5-d Д-2. Выполнить текстовое задание. 1. К абиотическим факторам среды относят:
2. Конкурентные отношения в биоценозе возникают между:
3. Определите верно составленную пищевую цепь:
4. Наибольшее количество видов находится в экосистеме:
5. Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется:
Ответы: 1-г, 2-г, 3-г, 4-б, 5-а. Д-3. Выполнить текстовое задание. 1. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, - недостаток:
2. Конкуренция в экосистеме существует между:
3. Организмы, разлагающие органические вещества до минеральных – это:
4. Примером смены экосистемы служит:
5. Биосфера представляет собой:
Ответы: 1-а, 2-а,3-б, 4-г, 5-б. Д-4. Выполнить текстовое задание. 1. Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:
2. Паразитический организм:
3. Определите верно составленную пищевую цепь:
4. Основной причиной неустойчивости экосистем является:
5. Биосфера – глобальная экосистема, структурными компонентами которой являются:
Ответы: 1-в, 2-б, 3-в,4-в, 5-в. Д-5. Выполнить текстовое задание. 1. Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды, связанные с деятельностью:
2. Организмы продуценты, консументы, редуценты – основные структурные компоненты:
3.большое разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме обеспечивают ее:
4. Плодовый сад - агросистема, так как в нем:
5. Благодаря растениям и некоторым бактериям в атмосфере появился:
Ответы: 1-б, 2-а, 3-б,4-г, 5-г. Секция “Е” Е-1. Впишите пропущенное слово, исходя из содержания вопроса.
Е-2. Впишите пропущенное слово, исходя из содержания вопроса.
Е-3. Впишите пропущенное слово, исходя из содержания вопроса.
Е-4. Впишите пропущенное слово, исходя из содержания вопроса.
Е-5. Впишите пропущенное слово, исходя из содержания вопроса.
III. Подведение итогов по курсу экологии 10-го класса. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai Конспект урока по теме "Рыбы"Тема: Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение. Цели:
Оборудование:
Ход урока:
Задача № 1. Пруд постигла беда: произошел сброс нефти. Поверхность пруда покрылась тонкой радужной пленкой. Пленка не оказала влияния на появление мальков из икры, но затем способствовала их гибели. Почему нефтяная пленка опасна для мальков рыб? (Пленка нефти на поверхности Воды препятствует поступлению кислорода В Водоем.) Задача № 2 В ручье, берега которого были покрыты лесом, обитала форель. Через некоторое время после того, как лес вырубили, форели в ручье не стало. Как можно объяснить этот факт? (Форель обитает в ручьях и реках с холодной Водой — в ней содержится больше кислорода. Температура Воды в ручье после уничтожения леса повысилась, а содержание кислорода понизилось, что и привело к гибели форели.) Задача № 3 Водоем в небольшой степени был загрязнен радиоактивными веществами. Проведенные лабораторные анализы показали, что хищные рыбы являются самыми загрязненными живыми организмами в водоеме. Как можно объяснить этот факт? (Хищные рыбы — заключительное звено в цепи питания: Водные растения или зоопланктон – растительноядные рыбы и мальки — хищные рыбы.) Задача № 4 В наших дальневосточных морях рыбы обитают, как правило, на больших глубинах. С возрастанием глубины изменяется строение органов зрения рыб: вначале появляются рыбы с большими глазами (морской окунь, морской карась), затем — с маленькими глазами, а у некоторых рыб, обитающих на больших глубинах и на дне, глаза смещены на одну сторону или вовсе отсутствуют. Объясните особенности строения органов зрения глубоководных и придонных рыб. (С глубиной изменяются условия освещенности. Крупные глаза — признак приспособленности к жизни при недостатке света. У рыб, обитающих на больших глубинах, куда не проникает солнечный свет, глаза, не выполняющие своей функции, в процессе эволюции атрофировались. А у рыб, лежащих одним боком на дне, — переместились на одну сторону головы.) Задача № 5 Обычная, хорошо вам всем известная камбала способна очень быстро менять окраску в зависимости от смены цвета грунта. Ослепленная же камбала эту способность утрачивает и становится почти черной. Каков механизм изменения окраски камбалы? (Изменение окраски — защитное приспособление. Чем светлее грунт, тем сильнее возбуждение в зрительном анализаторе (глаз), сигналы передаются в мозг, а затем к клеткам кожи, в которых пигментные клетки (зернышки) изменяют свое положение. У ослепленных рыб такая реакция невозможна) Задача № 6 В одном из сел Хабаровского края озеро, в котором водились только мирные рыбьи, стали использовать для рыборазведения. При заселении озера другими видами мирных рыб в водоем случайно попала икра хищной рыбы. Какие последствия это может иметь? (Возможные последствия различны: икра может погибнуть от неблагоприятных абиотических условий; икру и личинок могут съесть мирные рыбы; в случае выживания хищных сначала может снизиться количество мирных рыб, а впоследствии может установиться динамическое равновесие между рыбами)
Рыбы – самая многочисленная группа позвоночных животных, включающая более 20 тыс. современных видов. Надкласс Рыбы
Хрящевые Костные (96% видов) Костно – хрящевые Двоякодышащие Кистеперые Костистые ? В чем причина многообразия рыб? (2 – 3 мин) Работа в парах. Подбор материала, по плану для одной из групп рыб. План работы представлен в методических материалах к уроку. План.
Выступления учащихся, по ходу заполняется таблица(5 – 7 мин) Вопросы по таблице ко всем:
Рыбы Морские Речные (пресноводные) Проходные Примеры: Рыбы Хищные Растительноядные Примеры: Рыбы
Глубоководные Мелководья Примеры: Рыбы Промысловые Не промысловые Примеры: Таблица: Промысловые рыбы Амура 4.Закрепление. Вернемся с вами к вопросу, который мы поставили перед собой в начале урока. Так все таки, в чем причина разнообразия рыб? (Результат приспособлений к различным проявлениям факторов водной среды)
Каждому ученику предлагается оценить работу каждого на уроке и выставить оценки. 6. Домашнее задание: с. 180 – 183, вопросы 184 – 185, сообщение «Рыбы Амура». Методические материалы к уроку по теме: Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение. Цель: Выяснить характерные признаки основных групп хрящевых и костных рыб, черты приспособленности к обитанию в водной среде, роль в природе и практическое значение. ? В чем причина многообразия рыб?
Ситуационные задачи: Задача № 1. Пруд постигла беда: произошел сброс нефти. Поверхность пруда покрылась тонкой радужной пленкой. Пленка не оказала влияния на появление мальков из икры, но затем способствовала их гибели. Почему нефтяная пленка опасна для мальков рыб? Задача № 2 В ручье, берега которого были покрыты лесом, обитала форель. Через некоторое время после того, как лес вырубили, форели в ручье не стало. Как можно объяснить этот факт? Задача № 3 Водоем в небольшой степени был загрязнен радиоактивными веществами. Проведенные лабораторные анализы показали, что хищные рыбы являются самыми загрязненными живыми организмами в водоеме. Как можно объяснить этот факт? Задача № 4 В наших дальневосточных морях рыбы обитают, как правило, на больших глубинах. С возрастанием глубины изменяется строение органов зрения рыб: вначале появляются рыбы с большими глазами (морской окунь, морской карась), затем — с маленькими глазами, а у некоторых рыб, обитающих на больших глубинах и на дне, глаза смещены на одну сторону или вовсе отсутствуют. Объясните особенности строения органов зрения глубоководных и придонных рыб. Задача № 5 Обычная, хорошо вам всем известная камбала способна очень быстро менять окраску в зависимости от смены цвета грунта. Ослепленная же камбала эту способность утрачивает и становится почти черной. Каков механизм изменения окраски камбалы? Задача № 6 В одном из сел Хабаровского края озеро, в котором водились только мирные рыбьи, стали использовать для рыборазведения. При заселении озера другими видами мирных рыб в водоем случайно попала икра хищной рыбы. Какие последствия это может иметь?
Задание 1. Работа в парах. Подобрать материала, по плану для одной из групп рыб. План.
Найденные данные внесите в таблицу, подготовьте устный ответ на 1 – 2 минуты по теме задания. Оценочный лист ______________________________ (фамилия, имя учащегося) Ответы на тест: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 а,г б б,в б в а в г а а а Критерии оценки: 9 – 11 – «5» 7 – 8 – «4» 5 – 6 - «3» менее 5 – «2» Оценочный лист ______________________________ (фамилия, имя учащегося) Ответы на тест: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 а,г б б,в б в а в г а а а Критерии оценки: 9 – 11 – «5» 7 – 8 – «4» 5 – 6 - «3» менее 5 – «2» «Это было однажды» 1. Фигурки рыбок из золота, серебра, стекла древние греки носили на шее как амулеты. Их изображения красовались на монетах греческих колоний и Пантикапеи 2. Все супы на бульоне на Руси называли ухой 3. Петр 1 в 1703 г. издал указ, запрещавший употреблять самоловную крючковую снасть, не столько добывающую, сколько калечащую ценную рыбу? 4. Натуралист-путешественник XVIII в. академик И. Лепехин писал в своих дневниках, что на Волге и ее притоках железницу «никто из русских не употребляет, и ее добывают для себя только мордва и чуваши, а русские рыбаки с трудом ее от другой отбирают, или опять бросают в воду, или вылавливают на снедь птицам». Все это о Каспийской сельди, чернаспинке, или бешенке. 5. А.Т. Болотов - русский ученый впервые создал в XVIII в. пруды для разведения карпа? 6. Французский исследователь Моро в 1864 г. доказал, что рыбы способны издавать звуки с помощью плавательного пузыря? 7. В 1938 году в Индийском океане вблизи берегов Африки впервые была поймана кистеперая рыба 8. Люди каменного века тоже могли ловить рыбу. В прибрежной полосе моря cтpoили большие лабиринты из камней. Во время прилива вода покрывает лабиринт и рыба заходит в него. В отлив вода уходит, а рыба остается, блуждает по лабиринту и становится легкой добычей человека. 9. По свидетельству Горация, древние римляне очень ценили мурену как деликатес. В бассейны, где держали этих рыб, бросали в наказание строптивых рабов. 10. Аристотель считал, что электрический скат поражает добычу выделяя «нечто вроде яда или эликсира». 11. Осетра — за вкус, икру, красоту, размер на Руси уважительно величали «боярином»? Выберите правильные ответы 1. Признаком приспособленности рыб к жизни в воде является то, что они: а) дышат при помощи жабр; б) имеют хорду; в) имеют голову и спинной мозг; г) ux парные конечности имеют форму плавников. 2. Жабры — это органы: а) кровеносной системы; б) дыхательной системы; в) выделительной системы; г) пищеварительной системы. 3. Кровеносная система рыб: а) незамкнутая; б) замкнутая; в) включает один круг кровообращения; г) состоит только из артерий. 4. Нерест — это: а) способ передвижения; б) сложное инстинктивное поведение в период размножения; в) особый тип питания; г) условия, приводящие к замору рыбы. 5. С помощью плавательного пузыря рыба: а) переваривает пищу; б) размножается; в) опускается на глубину или всплывает; г) растет. 6. Самой крупной рыбой в мире считают: а) китовую акулу; б) усатого кита; в) атлантическую сельдь; г) обыкновенного сома. 7. Рыбы относятся к типу: а) бесхордовых; б) полухордовых; в) хордовых; г) двухордовых. 8. Спинной мозг у рыб находится: а) под позвоночником; б) в позвоночном канале, который образуют нижние дуги позвонков; в) над позвоночником; г) В позвоночном канале, образованном верхними дугами позвонков. 9. Кровеносная система у рыб: а) замкнутая; б) незамкнутая; в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных рыб; г)незамкнутая у костных и замкнутая у хрящевых рыб. 10. Через сердце рыб проходит кровь: а) Венозная; б) артериальная; в) смешанная; г) смешанная у хрящевых и артериальная у костных рыб. 11. Сердце у рыб состоит из: а) одного предсердия и одного желудочка; б) одного предсердия и двух желудочков; в) двух предсердий и одного желудочка; г) двух предсердий и двух желудочков. infourok.ru Викторина «Знатоки рыб», внеурочная деятельность в 5,6 классахeducontest.net Конспект урока и презентация по биологии "Знатоки рыб"Методическое сопровождение презентации к уроку биологии “Знатоки рыб” Цель: создать у учащихся ситуацию успеха, расширить кругозор и любовь к природе. Слайд 1. Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир рыб и выясним, кто из вас является лучшими знатоками подводного царства. Слайд 2. Предлагаю вашему вниманию биологические задачки, которые помогут иначе взглянуть на учебный материал по-новому и лучше понять его содержание. Слайд 3. Ребята, прочитайте, пожалуйста, высказывание Л.Н. Толстого “ЗНАНИЯ ТОЛЬКО ТОГДА ЗНАНИЯ , КОГДА ОНИ ПРИОБРЕТЕНЫ УСИЛИЯМИ СВОЕЙ МЫСЛИ , А НЕ ПАМЯТЬЮ”и давайте докажем на нашем уроке что это действительно так. Мы с вами будем путешествовать по станциям, получать задания. Задания есть простые и сложные. Ответив правильно на вопрос, вы получаете силуэт рыбки, которая означает 1 балл. За сложные задания вы получаете по 3 рыбки, т.е. по 3 балла. Лучших знатоков подводного царства определим по количеству рыбок у каждого учащегося. Итак, начинаем. Слайд 4. Читаем и думаем о каких рыбах идёт речь на этой “станции”. Ответы: -окунь, -сом, -щука, -акула. Слайд 5. А здесь мы с вами видим тех рыб, которых вы угадали на станции “Загадочная”. Слайд 6. За каждое задание получаете по 3 рыбки. Ответы на станции “Экологическая”:
Слайд 7. За ответы на эти задания получаете по 1 баллу.
б) щука в) тунец г) треска д) судак е) шпроты Слайд 8. Ответы на задания 3,4,5,6 оцениваются в 3 балла.
Слайд 9. Закончите пословицы (за каждую пословицу по 1 баллу) Была бы рыба, а ….(рыбак найдется). Будешь спать на берегу, не…(наловишь на уху). Рыба в реке – еще не в ………(руке). Рыба мелка, да……………….(уха сладка). Загадки: щука, ерш, судак. Слайд 10. С 1 по 5 задания оцениваются в 1 балл, 6 и 7 задания по 3 балла. Ответы: 1- пиранья. 2- рыба -меч и рыба - пила. 3- лещ (отряд карпообразные), ерш ( отряд окунеобразные). 4- сиг ( отряд лососеобразные ) . 5-обтекаемая форма помогает рыбам легче плыть в воде, шея выполняет функцию поворота, а рыбы не могут совершать повороты в воде поэтому им шея не нужна. Хвост мускулистый и массивный, потому что рыба им осуществляет повороты. Всё это приспособление рыб выработано в процессе длительной эволюции. 6- Это объясняется особенностью форм позвонков. Слайд 11. Ответ. Кистепёрая рыба латимерия сохранившийся до наших дней реликтовый вид. Спасибо за урок. Подводим итоги. infourok.ru
ivenec.eu |