ГлавнаяШкольные новостиФотогалереяДокументыДля родителейГосударственная Итоговая АттестацияВопросы и ответы
Зачисление в ОУ
Официальный сайт
Прямая ссылка на наше учреждение
Форум Победителей РФ

Урок-зачет-вертушка по теме "Основы экологии" (10-й класс). В речке берега которой были покрыты лесом обитала форель


Час занимательной зоологии по теме «Рыбы» - Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» - Конкурсные работы - Каталог статей

Педагогическая цель мероприятия: Формировать познавательный интерес обучающихся к миру водных обитателей, активизировать познавательную деятельность детей.

Воспитательные задачи:

Обобщение и углубление знаний о рыбах.

Развитие творческой активности и фантазии.

Воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Участники мероприятия: воспитанники объединений МБОУ ДОД ДЭБЦ, возраст 8-9 лет.

Оборудование: листы бумаги, краски, фломастеры, карандаши, музыкальное сопровождение, иллюстрации рыб, кроссворд.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

Словесные: изложение информации, ускорение запоминания, сопоставление, выделение главного, обсуждение ответов, формирование выводов.

Наглядные: иллюстрации, обеспечение лучшей видимости, обсуждение результатов.

Практические: упражнения, трудовые задания, постановка задания, организация выполнения, контроль, анализ итогов.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап.

Подготовка педагога к будущему мероприятию: подготовка иллюстративного материала, подбор музыки, оформление классной комнаты. Воспитанникам сообщается заранее о проведении мероприятия и его направленности.

II. Организационный этап.

Приветствие. Сообщение темы мероприятия. Педагог предлагает детям разделиться на две команды и придумать своей команде название. Звучит музыка фоном.

III. Основной этап.

Конкурс №1. "Мои соседи по планете".

Командам предлагают выполнить на больших листах бумаги коллективный рисунок, на котором они должны изобразить водных обитателей (ведущий не уточняет, кого именно). Время выполнения - 10-15 мин. Команды должны прокомментировать свои работы. Критерии оценки:

воспитанники должны пояснить кого или что они изобразили на рисунке,

почему они именно его изобразили,

что-либо рассказать о его особенностях (где живет, чем питается, и.т.д.),

оценивается сходство рисунка с изображаемым объектом.

За каждый из пунктов выдается от нуля до двух жетонов (Приложение 1), в зависимости от качества ответов.

Конкурс №2. "Найди пару".

От каждой команды в конкурсе участвует один или два человека (этот конкурс проводится, пока команды готовят коллективный рисунок). Ведущий предлагает участникам по очереди решить познавательные задачи:

1. Прав ли был ученик, сказав: «Рыбы зимой спят с закрытыми глазами»? Почему?

Ответ: Нет, не прав. Рыбы не имеют век. Некоторые рыбы: сом, карась, карп и некоторые другие зимой впадают в состояние оцепенения и зимуют на дне глубоких ям, «окутавшись» толстым слоем слизи. Большинство рыб не впадает в спячку.

2. Почему рыбы имеют разную окраску тела? Что определяет окраску тела рыб?

Ответ: Окраска тела рыб – результат приспособления к условиям жизни в воде. Она зависит от цвета грунта, толщи воды, освещенности, водной и прибрежно-водной растительности. В толще воды рыбы имеют зеленоватую или синеватую окраску на спине, серебристую на боках и животе. Тело многих донных рыб не окрашено. Окраска тела рыб изменяется также с возрастом.

3. В аквариуме к слепой щуке пустили рыб Не видя их, цука бросилась на них и без промаха переловила всех. Каким образом она их обнаружила?

Ответ: Боковая линия – орган чувств – заменяет рыбам зрение, она позволяет: а) определять направление и скорость движения воды; б) воспринимать колебания воды и отраженные от различных предметов волны. в) определять величину движущихся объектов. Все это вместе взятое позволяет рыбам не натыкаться на предметы и успешно схватывать добычу.

4. Рыба, вынутая из воды погибает. Почему?

Ответ: Большинство рыб дышит растворенным в воде кислородом. В 1 м2 воды содержится до 40 г кислорода.

5. В горном ручье, берега которого были покрыты лесом, обитала форель. Лес вырубили. Через некоторое время форели в ручье не стало. Как можно объяснить этот факт?

Ответ: Форель обитает в холодных реках и ручьях. Холодная вода – важнейшее условие существование форели, так как в холодной воде растворяется и содержится больше кислорода. Температура воды после вырубки леса повысилась на несколько градусов, а содержание кислорода понизилось. Развитие молодой форели поисходит, если концентрация кислорода в воде составляет 2 мг на литр. Понижение концентрации кислорода в воде до 1,6 мг на литр приводит к полной гибели форели.

За каждый верный выбор участникам дается по одному жетону.

Конкурс №3. "Зашифрованная восьмерка".

Команды по очереди вместо точек проставляют буквы так, чтобы получились названия восьми рыб, в которые входит буква «Р»:

.р……. (аргентина)

..р.. (жерех)

..р… (карась)

..р… (горчак)

..р…. (горбуша)

…..р.. (иглобрюх)

…р.. (катран)

……р.. (латимерия)

За каждое правильно названное слово команда получает один жетон, если песня исполняется – два жетона.

Конкурс №4. "Отгадай ребус".

По очереди командам предлагаются ребусы (Приложение 2). За каждый отгаданный ребус команда зарабатывает 1 жетон.

Конкурс №5. ."Кто же это?"

Одному участнику из команды на грудь прикрепляют картинку с изображением водного обитателя (Приложение 3). Он стоит спиной к залу. Команда может задавать вопросы об этом животном с целью его угадать, на которые тот может отвечать только "да" или "нет". Задача - быстро и правильно "разгадать" изображение на картинке. Отгадывать имеет право и вторая команда тоже (не задавая вопросов). Чья команда быстрее отгадает задание, та получает жетон.

Конкурс №6. Путаница

Командам предлагается из слов, в которых перепутаны буквы, составить названия рыб. Выигрывает та команда (1 жетон), которая первой назовет ключевое слово кроссворда.

Рьфлео – (форель)

Тамний – (минтай)

Акстре – (треска)

Азнса – (сазан)

Отлплав – (плотва)

Аеуглб – (белуга)

Дьстреял – (стерлядь)

Уборгаш – (горбуша)

Юврсеаг – (севрюга)

Яалтмреии – (латимерия)

Месаг – (семга)

Анагва – (навага)

Конкурс №7. Закончите пословицы (для капитанов)

Капитаны должны закончить пословицы. Ответившей команде дается 1 жетон.

Была бы рыба, а … (а рыбак найдется)

Будешь спать на берегу, не … (наловишь на уху)

Рыба в реке – еще … (не в руке)

Рыба мелка, да … (уха сладка)

Закидываешь удочку вперед, … (оглянись назад)

Чем больше зависти, тем … (меньше рыбы)

Итоговый этап.

Подводятся итоги игры посредством прямого подсчета жетонов, находящихся у капитанов команд. Ведущий награждает победителей.

Литература:

Жизнь животных. М., Просвещение, 1971, т. 4.

Советы друзьям природы. М., Московский рабочий, 1977.

Франк Станислав. Иллюстрированная энциклопедия рыб (на русском языке).

Никольский Г. В. Экология рыб. М., Высшая школа, 1974.

Полканов Ф. М. Подводный мир в комнате. М., Детгиз, 1970.

Автор: Желтова Юлия Владимировна, методист МБОУ ДОД Детский эколого-биологический центр города Ростова-на-Дону, Ростовская область.

dia-creativ.ru

Знатоки рыб - презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru

Урок-зачет-вертушка по теме "Основы экологии" (10-й класс)

Разделы: Экология

Цель урока: проверить качество усвоения знаний учащихся по курсу экологии 10-го класса.

Оборудование: таблиц по экологии, карточки-задания, раздаточный материал.

Эпиграф урока:

“Ум заключается не только в знании, но и умение прилагать знания на деле”.Аристотель

Ход урока

I. Организационный момент

Для проведения зачета “вертушки” надо переставить столы в кабинете так, чтобы получить пять секций. Предлагаемая методика разработана для класса, в котором 25 учеников, в каждой секции одновременно работают пять человек. Для удобства на столах стоят буквы – указатели секций: “А”, “В”, “С”, “Д”, “Е”. Каждый ученик, входя в кабинет, получает “маршрутный лист”. В соответствии с ним он работает в течении урока. Все переходы из секции в секцию происходят только по указанию учителя, т.е. время на выполнение каждого задания регламентировано (7–8 минут). “Маршрутные листы” составлены таким образом, что пятерки, работающие за одним столом, постоянно меняются.

Работая в каждой секции, ученик выполняет определенный вид заданий. Так, например:

В секции “А” предлагается ответить на теоретический вопрос;

В секции “В” дать определение терминам;

В секции “С” решить экологическую задачу;

В секции “Д” выполнить текстовое задание;

В секции “Е” вписать пропущенное слово, исходя из содержания вопроса.

Как видите, зачет достаточно многофункционален. Учитель может варьировать задания в зависимости от уровня класса и вопросов, которые необходимо проверить. Оценки можно выставлять за работу в каждой секции или вывести общую (по желанию учителя).

“Маршрутные листы”

  1. Д-5, Е-1, В-3, С-4, А-2.
  2. Д-4, А-1, Е-5, В-2, С-3.
  3. Д-3, С-2, В-1, А-5, Е-4.
  4. Д-1, Е-2, В-4, А-3, С-5.
  5. Д-2, Е-3, А-4, В-5, С-1.
  6. А-5, Е-4, Д-3, С-2, В-1.
  7. А-2, Д-5, Е-1, В-3, С-4.
  8. А-3, С-5, Д-1, Е-2, В-4.
  9. А-4, В-5, С-1, Д-2,Е-3.
  10. А-1, Е-5, В-2, С-3, Д-4.
  11. В-4, А-3, С-5, Д-1, Е-2.
  12. В-2, С-3, Д-4, А-1, Е-5.
  13. В-3, С-4, А-2, Д-5, Е-1.
  14. В-1, А-5, Е-4, Д-3, С-2.
  15. В-5, С-1, Д-2, Е-3, А-4.
  16. С-1, Д-2, Е-3, А-4, В-5.
  17. С-2, В-1, А-5, Е-4, Д-3.
  18. С-5, Д-1, Е-2, В-4, А-3.
  19. С-4, А-2, Д-5, Е-1, В-3.
  20. С-3, Д-4, А-1, Е-5, В-2.
  21. Е-4, Д-3, С-2, В-1, А-5.
  22. Е-5, В-2, С-3 Д-4, А-1.
  23. Е-1, В-3, С-4, А-2, Д-5.
  24. Е-2, В-4, А-3, С-5, Д-1.
  25. Е-3, А-4, В-5, С-1, Д-2.

II. Проверка знаний и умений учащихся. Карточки с заданиями (с секциями)

Секция “А”

А-1. Чем определяется устойчивость естественных экосистем?

Элементы ответа:

  1. Видовым разнообразием;
  2. Числом звеньев цепи питания;
  3. Саморегуляцией и сомовозобновлением.

А-2. Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры биоценоза березовой рощи?

Элементы ответа:

  1. Числом видов;
  2. Числом ярусов;
  3. Видовым составом, разнообразием видов.

А-3. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление.

Элементы ответа:

  1. Первыми развиваются травянистые светолюбивые растения;
  2. Потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес;
  3. Под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые в последствии полностью вытеснят другие деревья;

А-4. В чем проявляются особенности биосферы, как оболочки Земли?

Элементы ответа:

  1. В биосфере протекают биохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмам;
  2. Непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов;
  3. Биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ.

А-5. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?

Элементы ответа:

  1. Неурожай семян ели;
  2. Увеличение численности хищников – лисиц, куниц;
  3. Увеличение численности паразитов, болезнетворных микроорганизмов;

Секция “В”

В-1. Дать определение терминам: автотрофы, фотосинтез, экология, конкуренция, биосфера.

В-2. Дать определение терминам: гетеротрофы, фенология, зоохория, симбиоз, биогеоценоз.

В-3. Дать определение терминам: продуценты, хищничество, биоценоз, криофилы, биомасса.

В-4. Дать определение терминам: консументы, термофилы, сукцессия, мутуализм, пищевая цепь.

В-5. Дать определение терминам: редуценты, экосистема, паразитизм, популяция, агроценозы.

Секция “С”

С-1. Решить экологическую задачу.

В ручье, берега которого были покрыты лесом, обитала форель. Через некоторое время после того, как лес вырубили, форели в ручье не стало. Как можно объяснить этот факт?

Ответ: форель обитает в реках и ручьях с холодной водой – в ней содержится больше кислорода. Температура воды в ручье после уничтожения леса повысилась, а содержание кислорода понизилась, что и привело к гибели форели.

С-2. Решить экологическую задачу.

Водоем в небольшой степени был загрязнен радиоактивными веществами. Проведенные лабораторные анализы показали, что хищные рыбы являются самыми загрязненными живыми организмами в водоеме. Как можно объяснить этот факт?

Ответ: хищные рыбы – заключительное звено в цепи питания:

водные растения или зоопланктон – растительноядные;

рыбы и мальки – хищные рыбы.

С-3. Решить экологическую задачу.

В Казахстане проводилось истребление сусликов отравленной приманкой. Однако помимо сусликов гибли лисицы, корсаки, белые хори, которые сами приманку не поедали. Объясните причину гибели хищников.

Ответ: хищники питались отравленными сусликами, что и стало причиной их гибели.

С-4. Решить экологическую задачу.

Пруд постигла беда: произошел сброс нефти. Поверхность пруда покрылась тонкой радужной пленкой. Пленка не оказала влияния на появление мальков из икры, но затем способствовала их гибели. Почему нефтяная пленка опасна для мальков рыб?

Ответ: пленка нефти на поверхности воды препятствует поступлению кислорода в водоем.

С-5. Решить экологическую задачу.

В одном из районов Колумбии в борьбе с вредными насекомыми многократно применялись сильнейшие химикаты. Через некоторое время выяснилось, что в ближайших реках полностью исчезли лососи. Почему?

Ответ: ядохимикаты уничтожили беспозвоночных животных, которыми питалась рыба, в том числе и лососи.

Секция “Д”

Д-1. Выполнить текстовое задание.

1. Антропогенными называют факторы:

  1. связанные с деятельностью человека
  2. абиотического характера
  3. обусловленные историческими изменениями зеленой коры
  4. определяющие функционирование биогеоценозов

2. Тип взаимоотношений клубеньковых бактерий и бобовых растений:

  1. Паразит-хозяин
  2. Хищник-жертва
  3. Конкуренция за пищу
  4. Симбиотические

3. Определите правильно составленную пищевую цепь:

  1. Семена ели – еж - лисица
  2. Лисица – еж – семена ели
  3. Семена ели – мышь – лисица
  4. Мышь – семена ели – еж

4. К агроэкосистемам относят:

  1. Смешанный лес
  2. Заливной луг
  3. Зарастающее озеро
  4. Пшеничное поле

5. Живое вещество биосферы – это совокупность всех:

  1. Растений и животных планеты
  2. Многоклеточных организмов планеты
  3. Микроорганизмов планеты
  4. Живых организмов планеты

Ответы: 1-a, 2-d,3-c, 4-d, 5-d

Д-2. Выполнить текстовое задание.

1. К абиотическим факторам среды относят:

  1. подрывание кабанами корней
  2. нашествие саранчи
  3. скопление помета в колониях птиц
  4. обильный снегопад

2. Конкурентные отношения в биоценозе возникают между:

  1. хищниками и жертвами
  2. паразитами и хозяевами
  3. продуцентами и консументами
  4. видами со сходными потребителями

3. Определите верно составленную пищевую цепь:

  1. ястреб – дрозд – гусеница – крапива
  2. крапива – дрозд – гусеница – ястреб
  3. гусеница – крапива – дрозд – ястреб
  4. крапива – гусеница – дрозд – ястреб

4. Наибольшее количество видов находится в экосистеме:

  1. березовой рощи
  2. тропического леса
  3. дубравы
  4. тайги

5. Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется:

  1. разнообразием ее видового состава
  2. конкуренцией между организмами
  3. популяционными волнами
  4. закономерностями наследственности и изменчивости организмов

Ответы: 1-г, 2-г, 3-г, 4-б, 5-а.

Д-3. Выполнить текстовое задание.

1. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, - недостаток:

  1. света
  2. тепла
  3. воды
  4. минеральных веществ

2. Конкуренция в экосистеме существует между:

  1. дубом и березой
  2. елью и черникой
  3. елью и ландышем
  4. дубом и белым грибом

3. Организмы, разлагающие органические вещества до минеральных – это:

  1. продуценты
  2. редуценты
  3. консументы I порядка
  4. консументы II порядка

4. Примером смены экосистемы служит:

  1. отмирание надземных частей растений зимой на снегу
  2. сокращение численности хищников в лесу
  3. изменение внешнего облика лесного сообщества зимой
  4. зарастание водоема

5. Биосфера представляет собой:

  1. комплекс видов, обитающих на определенной территории
  2. оболочку Земли, заселенную живыми организмами
  3. совокупность наземных биогеоценозов

Ответы: 1-а, 2-а,3-б, 4-г, 5-б.

Д-4. Выполнить текстовое задание.

1. Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:

  1. абиотическими
  2. биотическими
  3. экологическими
  4. антропогенными

2. Паразитический организм:

  1. вступает в симбиотические связи с хозяином
  2. приносит вред, но обычно не приводит к быстрой гибели хозяина
  3. становится конкурентом для хозяина
  4. во всех случаях приводит к гибели хозяина

3. Определите верно составленную пищевую цепь:

  1. еж – растение – кузнечик – лягушка
  2. кузнечик – растение – еж – лягушка
  3. растение – кузнечик – лягушка – еж
  4. еж – лягушка - кузнечик – растение

4. Основной причиной неустойчивости экосистем является:

  1. колебание температуры среды
  2. недостаток пищевых ресурсов
  3. несбалансированность круговорота веществ
  4. повышенная численность некоторых видов

5. Биосфера – глобальная экосистема, структурными компонентами которой являются:

  1. классы и отделы растений
  2. популяции
  3. биогеоценозы
  4. классы и типы животных

Ответы: 1-в, 2-б, 3-в,4-в, 5-в.

Д-5. Выполнить текстовое задание.

1. Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды, связанные с деятельностью:

  1. ограничивающими
  2. антропогенными
  3. биотическими
  4. абиотическими

2. Организмы продуценты, консументы, редуценты – основные структурные компоненты:

  1. биогеоценоза
  2. вида
  3. популяции
  4. биосферы

3.большое разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме обеспечивают ее:

  1. динамичность
  2. целостность
  3. смену
  4. сходство с агроценозом

4. Плодовый сад - агросистема, так как в нем:

  1. большое разнообразие видов
  2. большое разнообразие цепей питания
  3. замкнутый круговорот веществ
  4. регулирующим фактором является человек

5. Благодаря растениям и некоторым бактериям в атмосфере появился:

  1. водород
  2. азот
  3. углекислый газ
  4. кислород

Ответы: 1-б, 2-а, 3-б,4-г, 5-г.

Секция “Е”

Е-1. Впишите пропущенное слово, исходя из содержания вопроса.

  1. Ряды, в которых каждый предыдущий вид служит пищей последующему, называют… (цепь питания).
  2. Перенос животными семян, спор, пыльцы растений называют… (зоохорией).
  3. Растения, устойчивые к воздействию огня относят к экологической группе… (пирофитов).
  4. Совокупность организмов, обитающих на дне водоема, называется ... (бентос).
  5. Вид, играющий основную роль в создании биосферы в экосистеме и сложении структуры биоценоза, называется… (эдификатор).

Е-2. Впишите пропущенное слово, исходя из содержания вопроса.

  1. Комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды называется… (мониторинг).
  2. Свойство видов адаптироваться к тому или иному диапазону факторов среды называется… (экологической валентностью).
  3. Факторы, интенсивность которых выходит за границы минимума или максимума, называют… (ограничивающими).
  4. Место существования биоценоза называется… (биотоп).
  5. Раздел экологии, изучающий жизнь сообществ организмов называется… (синэкология).

Е-3. Впишите пропущенное слово, исходя из содержания вопроса.

  1. Конкуренцию между животными, обладающими сходными экологическими потребностями объясняет теорема… (Гаузе).
  2. Группировка особей одного вида совместно населяющая определенный участок ареала называется… (популяция).
  3. Понятие “экологическая ниша” ввел в экологию… (И. Гринелл).
  4. Организмы, производители органического вещества называются… (продуценты).
  5. Реакция организма на изменение продолжительности светового дня называется… (фотопериодизм).

Е-4. Впишите пропущенное слово, исходя из содержания вопроса.

  1. Оболочка Земли, населенная живыми организмами называется…(биосфера).
  2. Организмы, потребители органического вещества называются… (консументы).
  3. Организованная группа популяций растений, животных и микроорганизмов, живущих совместно в одних и тех же условиях среды, называется… (биоценоз).
  4. Термин “экосистема” ввел в экологию… (А. Тенсли).
  5. Взаимоотношения, при которых один из участников умерщвляет другого и использует его в качестве пищи, называются… (хищничество).

Е-5. Впишите пропущенное слово, исходя из содержания вопроса.

  1. Термин “биогеоценоз” ввел в экологию… (В.Н. Сукачев).
  2. Организмы, разрушители органического вещества называются… (редуценты).
  3. Взаимоотношения, при которых один из партнеров получает пользу от сожительства, а другому присутствие первого безразлично называются… (комменсализм).
  4. Основатель учения о биосфере… (В.И. Вернадский).
  5. Закон, определяющий количество передаваемой энергии с одного трофического уровня на другой называется… (правилом 10%).

III. Подведение итогов по курсу экологии 10-го класса.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по теме "Рыбы"

Тема: Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение.

Цели:

  1. Выяснить характерные признаки основных групп хрящевых и костных рыб, черты приспособленности к обитанию в водной среде, роль в природе и практическое значение.

  2. Продолжить развитие навыков работы в парах, самопроверки, самооценки.

  3. Воспитание бережного отношения к природе родного края.

Оборудование:

  • Методические рекомендации к уроку для учащихся

  • Рабочие тетради

  • Тесты для контроля

  • Карточки с задачами

  • Ксерокопии материалов о рыбах с различных источников информации (учебники других авторов, энциклопедии, дополнительная литература)

  • Плакат: «Промысловые рыбы р.Амур»

Ход урока:

  1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, объявление целей и плана урока).

  2. Проверка домашнего задания.

    1. Работа № 116, стр. 59 рабочей тетради – 4 человека.

    2. Тест – 2 человека

    3. Решение ситуационных задач – остальные учащиеся.

Задача № 1.

Пруд постигла беда: произошел сброс нефти. Поверхность пруда покрылась тонкой радужной пленкой. Пленка не оказала влияния на появление мальков из икры, но затем способствовала их гибели. Почему нефтяная пленка опасна для мальков рыб?

(Пленка нефти на поверхности Воды препятствует поступлению кислорода В Водоем.)

Задача № 2

В ручье, берега которого были покрыты лесом, обитала форель.

Через некоторое время после того, как лес вырубили, форели в ручье не стало. Как можно объяснить этот факт?

(Форель обитает в ручьях и реках с холодной Водой — в ней содержится больше кислорода. Температура Воды в ручье после уничтожения леса повысилась, а содержание кислорода понизилось, что и привело к гибели форели.)

Задача № 3

Водоем в небольшой степени был загрязнен радиоактивными веществами. Проведенные лабораторные анализы показали, что хищные рыбы являются самыми загрязненными живыми организмами в водоеме. Как можно объяснить этот факт?

(Хищные рыбы — заключительное звено в цепи питания: Водные растения или зоопланктон – растительноядные рыбы и мальки — хищные рыбы.)

Задача № 4

В наших дальневосточных морях рыбы обитают, как правило, на больших глубинах. С возрастанием глубины изменяется строение органов зрения рыб: вначале появляются рыбы с большими глазами (морской окунь, морской карась), затем — с маленькими глазами, а у некоторых рыб, обитающих на больших глубинах и на дне, глаза смещены на одну сторону или вовсе отсутствуют.

Объясните особенности строения органов зрения глубоководных и придонных рыб.

(С глубиной изменяются условия освещенности. Крупные глаза — признак приспособленности к жизни при недостатке света. У рыб, обитающих на больших глубинах, куда не проникает солнечный свет, глаза, не выполняющие своей функции, в процессе эволюции атрофировались. А у рыб, лежащих одним боком на дне, — переместились на одну сторону головы.)

Задача № 5

Обычная, хорошо вам всем известная камбала способна очень быстро менять окраску в зависимости от смены цвета грунта. Ослепленная же камбала эту способность утрачивает и становится почти черной.

Каков механизм изменения окраски камбалы?

(Изменение окраски — защитное приспособление. Чем светлее грунт, тем сильнее возбуждение в зрительном анализаторе (глаз), сигналы передаются в мозг, а затем к клеткам кожи, в которых пигментные клетки (зернышки) изменяют свое положение. У ослепленных рыб такая реакция невозможна)

Задача № 6

В одном из сел Хабаровского края озеро, в котором водились только мирные рыбьи, стали использовать для рыборазведения. При заселении озера другими видами мирных рыб в водоем случайно попала икра хищной рыбы.

Какие последствия это может иметь?

(Возможные последствия различны: икра может погибнуть от неблагоприятных абиотических условий; икру и личинок могут съесть мирные рыбы; в случае выживания хищных сначала может снизиться количество мирных рыб, а впоследствии может установиться динамическое равновесие между рыбами)

    1. Взаимопроверка тестов и задания в тетради. (10мин)

  1. Новый материал.

Рыбы – самая многочисленная группа позвоночных животных, включающая более 20 тыс. современных видов.

Надкласс Рыбы

Хрящевые Костные

(96% видов)

Костно – хрящевые Двоякодышащие Кистеперые Костистые

? В чем причина многообразия рыб? (2 – 3 мин)

Работа в парах. Подбор материала, по плану для одной из групп рыб. План работы представлен в методических материалах к уроку.

План.

  1. Представители (изображения).

  2. Особенности внешнего и внутреннего строения, на основе которых их выделяют в отдельную группу.

  3. Особенности жизнедеятельности.

  4. Значение в природе и жизни человека. (10 мин.)

Выступления учащихся, по ходу заполняется таблица(5 – 7 мин)

Вопросы по таблице ко всем:

  1. Какая группа самая многочисленная?

  2. Какая группа самая древняя?

  3. Какие особенности взяты за основу деления на такие группы?

  4. А как еще можно сгруппировать рыб?

Рыбы

Морские Речные (пресноводные) Проходные

Примеры:

Рыбы

Хищные Растительноядные

Примеры:

Рыбы

Глубоководные Мелководья

Примеры:

Рыбы

Промысловые Не промысловые

Примеры:

Таблица: Промысловые рыбы Амура

4.Закрепление.

Вернемся с вами к вопросу, который мы поставили перед собой в начале урока. Так все таки, в чем причина разнообразия рыб? (Результат приспособлений к различным проявлениям факторов водной среды)

  1. Подведение итогов.

Каждому ученику предлагается оценить работу каждого на уроке и выставить оценки.

6. Домашнее задание: с. 180 – 183, вопросы 184 – 185, сообщение «Рыбы Амура».

Методические материалы к уроку по теме:

Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение.

Цель: Выяснить характерные признаки основных групп хрящевых и костных рыб, черты приспособленности к обитанию в водной среде, роль в природе и практическое значение.

? В чем причина многообразия рыб?

  1. Проверка домашнего задания:

Ситуационные задачи:

Задача № 1.

Пруд постигла беда: произошел сброс нефти. Поверхность пруда покрылась тонкой радужной пленкой. Пленка не оказала влияния на появление мальков из икры, но затем способствовала их гибели. Почему нефтяная пленка опасна для мальков рыб?

Задача № 2

В ручье, берега которого были покрыты лесом, обитала форель.

Через некоторое время после того, как лес вырубили, форели в ручье не стало. Как можно объяснить этот факт?

Задача № 3

Водоем в небольшой степени был загрязнен радиоактивными веществами. Проведенные лабораторные анализы показали, что хищные рыбы являются самыми загрязненными живыми организмами в водоеме. Как можно объяснить этот факт?

Задача № 4

В наших дальневосточных морях рыбы обитают, как правило, на больших глубинах. С возрастанием глубины изменяется строение органов зрения рыб: вначале появляются рыбы с большими глазами (морской окунь, морской карась), затем — с маленькими глазами, а у некоторых рыб, обитающих на больших глубинах и на дне, глаза смещены на одну сторону или вовсе отсутствуют.

Объясните особенности строения органов зрения глубоководных и придонных рыб.

Задача № 5

Обычная, хорошо вам всем известная камбала способна очень быстро менять окраску в зависимости от смены цвета грунта. Ослепленная же камбала эту способность утрачивает и становится почти черной.

Каков механизм изменения окраски камбалы?

Задача № 6

В одном из сел Хабаровского края озеро, в котором водились только мирные рыбьи, стали использовать для рыборазведения. При заселении озера другими видами мирных рыб в водоем случайно попала икра хищной рыбы.

Какие последствия это может иметь?

  1. Новый материал.

Задание 1.

Работа в парах. Подобрать материала, по плану для одной из групп рыб.

План.

  1. Представители (изображения).

  2. Особенности внешнего и внутреннего строения, на основе которых их выделяют в отдельную группу.

  3. Особенности жизнедеятельности.

  4. Значение в природе и жизни человека. (10 мин.)

Найденные данные внесите в таблицу, подготовьте устный ответ на 1 – 2 минуты по теме задания.

Оценочный лист ______________________________

(фамилия, имя учащегося)

Ответы на тест:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

а,г б б,в б в а в г а а а

Критерии оценки:

9 – 11 – «5»

7 – 8 – «4»

5 – 6 - «3»

менее 5 – «2»

Оценочный лист ______________________________

(фамилия, имя учащегося)

Ответы на тест:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

а,г б б,в б в а в г а а а

Критерии оценки:

9 – 11 – «5»

7 – 8 – «4»

5 – 6 - «3»

менее 5 – «2»

«Это было однажды»

1. Фигурки рыбок из золота, серебра, стекла древние греки носили на шее как амулеты. Их изображения красовались на монетах греческих колоний и Пантикапеи

2. Все супы на бульоне на Руси называли ухой

3. Петр 1 в 1703 г. издал указ, запрещавший употреблять самоловную крючковую снасть, не столько добывающую, сколько калечащую ценную рыбу?

4. Натуралист-путешественник XVIII в. академик И. Лепехин писал в своих дневниках, что на Волге и ее притоках железницу «никто из русских не употребляет, и ее добывают для себя только мордва и чуваши, а русские рыбаки с трудом ее от другой отбирают, или опять бросают в воду, или вылавливают на снедь птицам». Все это о Каспийской сельди, чернаспинке, или бешенке.

5. А.Т. Болотов - русский ученый впервые создал в XVIII в. пруды для разведения карпа?

6. Французский исследователь Моро в 1864 г. доказал, что рыбы способны издавать звуки с помощью плавательного пузыря?

7. В 1938 году в Индийском океане вблизи берегов Африки впервые была поймана кистеперая

рыба

8. Люди каменного века тоже могли ловить рыбу. В прибрежной полосе моря cтpoили большие лабиринты из камней. Во время прилива вода покрывает лабиринт и рыба заходит в него. В отлив вода уходит, а рыба остается, блуждает по лабиринту и становится легкой добычей человека.

9. По свидетельству Горация, древние римляне очень ценили мурену как деликатес. В бассейны, где держали этих рыб, бросали в наказание строптивых рабов.

10. Аристотель считал, что электрический скат поражает добычу выделяя «нечто вроде яда или эликсира».

11. Осетра — за вкус, икру, красоту, размер на Руси уважительно величали «боярином»?

Выберите правильные ответы

1. Признаком приспособленности рыб к жизни в воде является то, что они:

а) дышат при помощи жабр;

б) имеют хорду;

в) имеют голову и спинной мозг;

г) ux парные конечности имеют форму плавников.

2. Жабры — это органы:

а) кровеносной системы;

б) дыхательной системы;

в) выделительной системы;

г) пищеварительной системы.

3. Кровеносная система рыб:

а) незамкнутая;

б) замкнутая;

в) включает один круг кровообращения;

г) состоит только из артерий.

4. Нерест — это:

а) способ передвижения;

б) сложное инстинктивное поведение в период размножения;

в) особый тип питания;

г) условия, приводящие к замору рыбы.

5. С помощью плавательного пузыря рыба:

а) переваривает пищу;

б) размножается;

в) опускается на глубину или всплывает;

г) растет.

6. Самой крупной рыбой в мире считают:

а) китовую акулу;

б) усатого кита;

в) атлантическую сельдь;

г) обыкновенного сома.

7. Рыбы относятся к типу:

а) бесхордовых;

б) полухордовых;

в) хордовых;

г) двухордовых.

8. Спинной мозг у рыб находится:

а) под позвоночником;

б) в позвоночном канале, который образуют нижние дуги позвонков;

в) над позвоночником;

г) В позвоночном канале, образованном верхними дугами позвонков.

9. Кровеносная система у рыб:

а) замкнутая;

б) незамкнутая;

в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных рыб;

г)незамкнутая у костных и замкнутая у хрящевых рыб.

10. Через сердце рыб проходит кровь:

а) Венозная;

б) артериальная;

в) смешанная;

г) смешанная у хрящевых и артериальная у костных рыб.

11. Сердце у рыб состоит из:

а) одного предсердия и одного желудочка;

б) одного предсердия и двух желудочков;

в) двух предсердий и одного желудочка;

г) двух предсердий и двух желудочков.

infourok.ru

Викторина «Знатоки рыб», внеурочная деятельность в 5,6 классах

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:Урок-путешествие Станция «Загадочная» Разгадайте загадки. К каким классам относятся рыбы, о которых пойдет речь и назови признаки классов?Драчун и забияка живет в воде, кости на спине, и щука не проглотит.Не человек, не зверь, а с усами.У нее во рту пила. Под водой она жила. Всех пугала, всех глотала. А теперь в котел попала. С зубастой трехметровой рыбкой знакомство было бы ошибкой. Занимательная Станция “Экологическая” 1.Пруд постигла беда : произошёл сброс нефти . Поверхность пруда покрылась тонкой радужной плёнкой . Плёнка не оказала влияния мальков из икры , но затем способствовала их гибели . Почему нефтяная плёнка опасна для мальков ? 2.В ручье , берега которого были покрыты лесом , обитала форель. Через некоторое время после того , как лес вырубили , форели в ручье не стало. Как можно объяснить этот факт ? 3. Водоём в небольшой степени был загрязнён радиоактивными веществами . Проведённые лабораторные анализы показали , что хищные рыбы являются самыми загрязнёнными организмами в этом водоёме. Как можно объяснить этот факт ? Станция “Познавательная» Определите , какие виды рыбы здесь зашифрованы и определите к какому отряду они относятся ? : а)авлтпо г) асктреб)щаку д) сдукав)цтеун е) атшрпо станция “Познавательная” 1)Была зима - такая, что с ветвей Комочком белым падал воробей. Закованные в ледяные глыбы,В речных глубинах задыхались рыбы. Почему зимой может происходить замор ( удушье ) рыб ? 2)Очнувшись от зимней спячки , рыбы стремятся попасть в участок водоёма с быстрым течением воды. Почему ? 3) Известны случаи вылова рыбаками крупных , нормально упитанных щук , которые были совершенно слепые. Почему отсутствие зрения не сказалось существенно на жизни рыб ? Станция “Литературная” 1) Закончи пословицы: Была бы рыба , а …….. Будешь спать на берегу , не ………. Рыба в реке - ещё не ……. Рыба мелка , да ……..

educontest.net

Конспект урока и презентация по биологии "Знатоки рыб"

Методическое сопровождение презентации к уроку биологии “Знатоки рыб”

Цель: создать у учащихся ситуацию успеха, расширить кругозор и любовь к природе.

Слайд 1.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир рыб и выясним, кто из вас является лучшими знатоками подводного царства.

Слайд 2.

Предлагаю вашему вниманию биологические задачки, которые помогут иначе взглянуть на учебный материал по-новому и лучше понять его содержание.

Слайд 3.

Ребята, прочитайте, пожалуйста, высказывание Л.Н. Толстого “ЗНАНИЯ ТОЛЬКО ТОГДА ЗНАНИЯ , КОГДА ОНИ ПРИОБРЕТЕНЫ УСИЛИЯМИ СВОЕЙ МЫСЛИ , А НЕ ПАМЯТЬЮ”и давайте докажем на нашем уроке что это действительно так.

Мы с вами будем путешествовать по станциям, получать задания. Задания есть простые и сложные. Ответив правильно на вопрос, вы получаете силуэт рыбки, которая означает 1 балл. За сложные задания вы получаете по 3 рыбки, т.е. по 3 балла. Лучших знатоков подводного царства определим по количеству рыбок у каждого учащегося. Итак, начинаем.

Слайд 4.

Читаем и думаем о каких рыбах идёт речь на этой “станции”.

Ответы:

-окунь,

-сом,

-щука,

-акула.

Слайд 5.

А здесь мы с вами видим тех рыб, которых вы угадали на станции “Загадочная”.

Слайд 6.

За каждое задание получаете по 3 рыбки.

Ответы на станции “Экологическая”:

  1. Плёнка нефти на поверхности воды препятствует поступлению кислорода в водоём.

  2. Форель обитает в ручьях и реках с холодной водой – в ней содержится больше кислорода. Температура воды в ручье после уничтожения леса повысилась, а содержание кислорода понизилось, что и привело к гибели форели.

  3. Хищные рыбы – заключительное звено в цепи питания: водные растения или зоопланктон – растительноядные рыбы и мальки – хищные рыбы.

Слайд 7.

За ответы на эти задания получаете по 1 баллу.

  1. Ученик не прав, т.к. у рыб нет век.

  2. а) плотва

б) щука

в) тунец

г) треска

д) судак

е) шпроты

Слайд 8.

Ответы на задания 3,4,5,6 оцениваются в 3 балла.

  1. Зимой, когда сильный мороз сковывает ледяным панцирем реки и озера, связь водоема с воздушной средой прекращается. Кислород воздуха в водоемы не поступает, а потребление его происходит. Возникает прямая угроза «кислородного голодания»,происходит массовая гибель рыб – замор (удушье).

  2. Вода смывает с поверхности тела рыбы грязь и слизь, которые накапливаются за период зимней спячки. На участке с быстрым течением рыбы принимают «кислородный коктейль».

  3. Боковая линия-орган чувств- заменяет рыбам зрение, она позволяет: а) определять направление и скорость движения воды; б) воспринимать колебания воды и отраженные от различных предметов волны; в)определять величину движущихся объектов. Все это позволяет рыбам не натыкаться на предметы и успешно схватывать добычу.

  4. Рыба нерестится в тишине, а от звона колоколов идут звуковые волны, которые проходят через воду и рыбы боковой линией улавливают эти звуки, что мешает им откладывать икру. Они уходят от шума с мест нерестилища.

Слайд 9.

Закончите пословицы (за каждую пословицу по 1 баллу)

Была бы рыба, а ….(рыбак найдется).

Будешь спать на берегу, не…(наловишь на уху).

Рыба в реке – еще не в ………(руке).

Рыба мелка, да……………….(уха сладка).

Загадки: щука, ерш, судак.

Слайд 10.

С 1 по 5 задания оцениваются в 1 балл, 6 и 7 задания по 3 балла.

Ответы: 1- пиранья. 2- рыба -меч и рыба - пила. 3- лещ (отряд карпообразные), ерш ( отряд окунеобразные). 4- сиг ( отряд лососеобразные ) . 5-обтекаемая форма помогает рыбам легче плыть в воде, шея выполняет функцию поворота, а рыбы не могут совершать повороты в воде поэтому им шея не нужна. Хвост мускулистый и массивный, потому что рыба им осуществляет повороты. Всё это приспособление рыб выработано в процессе длительной эволюции. 6- Это объясняется особенностью форм позвонков.

Слайд 11.

Ответ. Кистепёрая рыба латимерия сохранившийся до наших дней реликтовый вид.

Спасибо за урок. Подводим итоги.

infourok.ru

Почему исчезла речка Кулыта? - 19 Октября 2016

Почему исчезла Кулыта? Исследовательская работа Автор: Денис Тимофей Юрьевич, 10 лет, учащийся 4 класса Ивенецкой средней школы

Руководитель: Денис Данута Арсеньевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Введение Однажды мы с родителями собирали в лесу орехи и неожиданно наткнулись на глубокую канаву в лесу возле деревни Кульшичи. Она выглядела как речка, но в ней совсем не было воды. Пройдя несколько десятков метров по высохшему руслу этой канавы, я заметил много камней на дне. Одни из них заросли травой, а другие были покрыты мхом. Может, здесь была речка? Тогда почему в ней нет воды? Что с ней произошло? Мне захотелось больше узнать об этой реке.

Цель работы: исследовать русло реки Кулыты и доказать её существование.

Задачи:

- изучить информацию о существовании реки и использовании её жителями данной местности в прошлом;

- изучить географические карты для проведения сравнительного анализа территории, по которой протекала река Кулыта;

- показать влияние деятельности человека на исчезновение реки;

- изучить изменение состояния реки на отдельном участке в разное время года и сравнить результаты.

Объект исследования – река Кулыта Работа велась в нескольких направлениях. Предметами исследования стали история реки, топография, география, экология.

На разных этапах своей работы я использовал разные методы исследования. Для того, чтобы узнать информацию об использовании реки в прошлом, я провёл социологический опрос и взял интервью у местных жителей. Мною были изучены некоторые литературные источники и информация из интернета. На этапе исследования сегодняшнего состояния реки использовал приёмы измерения и наблюдения. Для подведения итогов я применил методы анализа и дедукции.

Выбранная тема актуальна, так как в настоящее время малые реки исчезают, а ведь именно они пополняют собой более крупные. Хотелось бы привлечь людей задуматься над тем, что иногда наши поступки по отношению к природе могут повлечь за собой довольно серьёзные последствия. Мне захотелось сохранить память об этой реке.

Практическая значимость этой исследовательской работы заключается в том, что результаты моего исследования могут быть использованы на уроках «Человек и мир».

В начальных классах многие темы на уроках по этому предмету связаны с реками, болотами и лесами. Всё это я буду затрагивать в своей исследовательской работе. Возможно, полученные результаты в конечном итоге будут способствовать улучшению экологического состояния окружающей среды, бережного отношения человека к природе. Мне бы хотелось на примере этой реки показать, как важно беречь то, что нам даёт природа.

Гипотеза: река исчезла из-за разрушительной деятельности человека.

Основная часть Я спросил об этой реке у своего дедушки, ведь он родился и вырос в этой деревне. Я услышал интересную легенду.

Давным-давно, ещё в царские времена, эта река была очень полноводной. Однажды через деревню проезжал цыганский табор. Из одной кибитки выпал ребёнок, упал в воду и утонул. Цыганка от горя прокляла эту реку, которая с тех пор значительно обмелела и стала часто пересыхать.

Тогда я стал изучать старые карты, но ни на одной из них я не увидел никакой реки возле деревни Кульшичи. Спутниковые карты в интернете замечательные, но среди лесов очертания узкого русла реки почти незаметны. Надо отметить, что наши края немноговодные. На всех картах, которые мне удалось найти, эта река начинается уже за деревней Кульшичи и впадает в реку Волма в деревне Старинки. Однако на одной из старых дореволюционных карт мне удалось обнаружить название реки «Кулыта». Я удивился, что речка берёт своё начало между хутором Берёзовцы и деревней Станюшки, где находятся так называемые Провжальские хутора, то есть фактически она гораздо длиннее, чем на всех остальных картах. Не доходя хутора Бубновщина, река пропадает, а появляется она уже возле деревни Кульшичи, где образовалось Междуречье или Подболотье. Это место так называют местные жители.

Фрагмент карты, 1860-е гг.

Я решил встретиться со старожилами, побеседовать с ними, провести социологическое исследование. Мне было интересно узнать, знают ли жители деревни историю своей реки. Проанализировав анкеты, я сделал вывод, что большая часть жителей действительно помнят реку полноводной. Более пожилые люди обвиняют в исчезновении реки вырубку лесов. Молодые считают, что виновата обширная мелиорация. Река использовалась для водопоя животных, полива посевов и купания и других хозяйственных нужд.

Старожил Поплавский Феликс Казимирович рассказал мне о том, что река на своём пути образовывала небольшие заливы. Один из них был возле хутора Бубновщина. Потом русло терялось и уходило под землю, но появлялось опять возле деревни Кульшичи, река текла возле леса и Кульшицкого болота. Возле деревни Кульшичи также был пруд. Мой дедушка рассказал мне, что они, послевоенные дети и подростки, руками разрыли яму, чтобы можно было купаться. А ещё в этом пруду они ловили рыбу горькушку. Значит, после войны река ещё была полноводной.

История реки и её использование в прошлом Чистая вода в своё время была большим дефицитом, потому что колодцев в деревне было мало. Польза от реки была огромная. Здесь можно было купаться. Возле хутора Бубновщина вода была теплее, а рядом с деревней Кульшичи – холодной, но очень чистой. В реке водилась даже форель, которую местные жители называли пстронги (от польского pstrąg- форель). Форель водится только в очень чистой воде. Теперь форель – рыба редкая. Чистую реку тоже найти не так просто.

В реке мочили пеньку — волокна стеблей конопли, которую использовали для изготовления верёвок, сетей. Мочили в реке и лён. Берега Кулыты были ровными, а течение – медленным, и лён от этого не заносился илом. Снопы льна раскладывали, а сверху прижимали брёвнами. А ещё в реке полоскали бельё.

Болотистые увлажнённые места реки Кулыты широко использовались жителями деревни Кульшичи. Старожилы рассказали, что там находились участки земли, на которых крестьяне делали грядки для посева овощей. Был большой загон с капустой. Эти участки называли «нивами». Река была настолько полноводной, что в её водах иногда топились овцы, которые приходили на водопой. Но почему такая полноводная речка могла обмелеть и почти исчезнуть с лица земли? Оказывается, в конце XIX - начале XX века возле деревни Кульшичи была большая вырубка леса. Это произошло ещё до Первой мировой войны (1914-1918 гг.).

Влияние человека на реку Я узнал, что где-то в 20 километрах от Кульшич в деревне Куль находилась деревянная фабрика. Для конца XIX века это было довольно большое предприятие. Его открыл прусский подданный Яков Дилениус. За одно только оборудование для этой фабрики он заплатил 47 тысяч серебром. Была здесь паровая машина на 120 лошадиных сил и 21 рабочий. Но на этом Дилениус не остановился, и в 1889 году он построил фабрику бумажного картона. На ней работало 53 рабочих. За год фабрика выпускала более 20 пудов картона (это около 327 килограмм). Цифры довольно внушительные для того времени. После Первой мировой войны фабрика остановила свою деятельность. Можно только догадываться, сколько деревьев было вырублено в округе для поддержания производства. Лес вырубали, а водные потоки постепенно высыхали, как это произошло с Кулытой. На картах разных лет можно проследить, как уменьшалась заболоченность возле деревни Кульшичи.

Почему так произошло? Известно, что главные периоды жизни реки в течение года это половодье, паводок, межень и ледостав. Половодье – время таяния снегов, а паводок – подъём воды от сильных дождей и ливней. Межень или маловодье происходит из-за засухи. Оказывается, весной талые воды дают основное питание рекам, а снег, накопившийся в лесу, постепенно тает и пополняет запас грунтовых вод, тем самым растягивая весеннее половодье. Из-за вырубки лесов человеком уровень воды в реках быстро повышается, потому что снег тает быстрее, половодье становится короче. Вот летом воды в реках становится меньше, или она совсем пропадает. Нельзя вырубать леса в истоках рек и по их берегам, так как вырубка приводит к укорачиванию, обмелению и даже исчезновению небольших речек.

В семидесятые-восьмидесятые годы XX века в Воложинском районе была проведена большая мелиорация. Некогда зигзагообразную реку Кулыту выпрямили, и она потеряла подпитку от подземных вод. И без того малочисленные болота были высушены, а естественные каналы старательно выпрямлены. Расширялись площади, которые потом можно было запахивать, а петляющие ручейки выпрямляли, заставляя их течь ровно, чтобы удобнее было проходить сельскохозяйственной технике.

В настоящий момент реку можно считать пересыхающей. Она наполняется водой только в период половодья, а также при сильных дождях летом и осенью. Заболоченность в округе очень сильно уменьшилась. Возле деревни Кульшичи болота опять стали зарастать, а путь воде стали перекрывать бобры. Они строят на речке плотины. Река стала дикой и заброшенной.

Река сегодня Мне захотелось изучить эту реку более подробно и понаблюдать за ней. Кулыта - правый приток Волмы (Волма - приток Ислочи, Ислочь - приток Березины, Березина - приток Немана). На данный момент река берёт своё начало в лесу возле Берёзовцев. Длина русла реки Кулыта около восьми километров. Река Кулыта имеет неширокую долину, малый уклон русла, и её течение медленное и плавное.

Для своих наблюдений я выбрал участок, который находится вдоль дороги Кульшичи – Провжалы, в лесу. Наблюдение вёл за рекой на протяжении года. Наибольшая ширина реки, которую удалось зафиксировать, была 2,2 м в марте 2015 года во время весеннего половодья. В июле 2015 года вода в реке отсутствовала, в сентябре 2015 её тоже не было, а в ноябре после дождей ширина реки была 1,7 м.

На дне высохшего русла реки находится много камней

Средняя глубина Кулыты в марте 2015 года была 1,20 м. В ноябре 2015 года средняя глубина составляла только 90 см. Участок реки, который находится в лесу, наверное, мелиорацией не затронут, так как река течёт не ровно, а петляя, сохраняя свой зигзагообразный характер.

Наиболее высокий уровень воды в реке. Март 2015 г.

Мне стало интересно, а можно ли как-то помочь реке не умереть совсем? Я узнал, что для этого очень важно заботливо охранять родники, ручьи, а также сажать деревья и кустарники вдоль берегов реки. Если река маленькая, то лесокустарниковые растения должны следовать на всём протяжении реки. На берегах Кулыты я увидел мусор и убрал его. Необходимо сохранять болота, не осушать их, не распахивать земли.

Когда-то мы все вырастем. Кто-то станет учителем, кто-то будет принимать законы, а кто-то будет трудиться на земле. Чтобы сохранить богатство природы, мы обязаны отвечать за свои поступки. Каждый человек должен помнить, что он сам частичка природы. Сохранить и приумножить красоту и богатство родной земли – наша задача. Нам, школьникам, доступны простейшие мероприятия, которые мы можем реализовать, чтобы спасти речку Кулыту. Посадим деревья и кусты, уберём мусор на её берегах.

Заключение Я исследовал речку с двух сторон: с исторической, показав роль реки в жизни деревни и экологической, показав, к чему привели разрушительные действия человека на примере этой исчезающей реки.

Река под названием Кулыта действительно текла возле деревни Кульшичи, но её нет на большинстве карт. Жизнь жителей деревни была неотделима от этой реки. Река давала людям воду для сельского хозяйства, пастбища, рыбу, плодородные земли, подпитку для колодцев. В воде вымачивали лён и пеньку. Взрослые и дети купались в реке.

Однако человек своими действиями нанёс ей урон, и теперь от полноводной и достаточно длинной реки остался только маленький кусочек. Действительно, гипотеза о разрушительной роли человека в исчезновении реки подтвердилась: часть реки действительно исчезла, а часть наполняется водами только во время дождей и половодья. Река перешла в разряд пересыхающих. И на современной карте от неё остался только маленький кусочек, который даже не имеет своего названия. А ведь когда-то было у реки имя.

В лесу, где не было мелиорационных работ, река сохранила свой петляющий зигзагообазный характер

Следуя по высохшему руслу лесной Кулыты в тени вековых елей, я сделал вывод: реку надо беречь. Поэтому мне хотелось бы призвать людей к ответственности за свои поступки. Вырубка лесов для деревянной и картонной фабрики и мелиоративные мероприятия имели перед собой цель - улучшить жизнь человека. Однако надо помнить, что очень часто такие изменения несут с собой не только блага, но практически всегда требуют и жертв. Конечно, цивилизация неизбежна, но больно и грустно, что она не всегда согласуется с требованиями экологии и ответственностью перед будущими поколениями. Мне бы хотелось завершить работу стихотворением, которое я написал. Стихотворение «Живи, Кулыта!» Река моих далёких предковКуда-то стала исчезать.Быть может, спряталась ты где-то,Вот-вот появишься опять?

Река кормила и поила,Спасала всех в палящий зной.Полям, лугам давала силы,А для животных - водопой.

Тут полоскать бельё ходили,Мочили лён здесь и пеньку.И все по-своему любилиПростую сельскую реку.

И серебристые форелиПлескались радостно в воде,В кустах над речкой птицы пели…О речка Кулыта, ты где?

Ведь ты текла. И было лето,Купалась в речке детвора…Уже давно забыто это.Пришла другая к нам пора.

Леса, кусты повырубали,Природу нежную губя,И нрав крутой твой поменяли -Прямою сделали тебя.

Но иногда ты оживаешь,Поёшь ты жизни песнь опять.Живи! А я вас призываю:Давайте ж речку охранять!

Список использованных источников 1. Радкау, Й. Природа и власть: всемирная история окружающей среды / Й. Радкау; пер. с нем., [сост. указателей] Н. Штильмарк; [вступ. слово Ю. Обертрайс]. — Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014.2. Справочник. Водные объекты Республики Беларусь (авторский оригинал-макет), 20103. Христофорова, Н. К. Основы экологии: учебник / Н. К. Христофорова. — 3-е изд., доп.. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2014.4. Шиман, Д. В. Ведение лесного хозяйства в условиях экстремальных нарушений лесных экосистем : Д. В. Шиман, К. В. Лабоха; УО "Белорус. гос. технологич. ун-т". — Минск: БГТУ, 2013.

5. Интернет-сайты: Iwieniec.eu, Karty.by, Orda.of.by, Pike.by, Ekolog.by.

ivenec.eu


Официальный сайт
Официальный сайт
Федеральный портал
Официальный сайт
Единое окно
Официальный сайт
Официальный сайт
Госавтоинспекция
Портал госуслуг РФ
Портал госуслуг СК
Shkolaprikumskoe | Все права защищены © 2018 | Карта сайта