ГлавнаяШкольные новостиФотогалереяДокументыДля родителейГосударственная Итоговая АттестацияВопросы и ответы
Зачисление в ОУ
Официальный сайт
Прямая ссылка на наше учреждение
Форум Победителей РФ

Бунтующий художник Кете Кольвиц. Кольвиц кете картины


«Война преследует меня до конца...» (+фото)

Кете Шмидт-Кольвиц родилась в Кенигсберге, в июле 1867 года. Ее отцом был строительный мастер Карл Шмидт, убежденный противник прусской монархии. Выдержав экзамен на должность рефендария, он не смог занять ее из-за своих политических взглядов, и стал каменщиком. Дед – Юлиус Рупп, был известен как проповедник утопического социализма и основатель коммуны «Друзья света», которую называли «революционной организацией». Конрад Шмидт, родной брат Кете, со временем станет известным деятелем германской социал-демократии, учеником и товарищем Энгельса.

Девочка рано начала рисовать, делая зарисовки грузчиков в кенигсбергском порту. «Если позднее в течение долгого периода содержанием моих работ был мир рабочих, то причина этому – в тех прогулках по тесному торговому городу с его бьющей ключом трудовой жизнью», – напишет она много лет спустя. Первой значительной работой студентки-художницы стали иллюстрации к «Жерминалю» Эмиля Золя. Она интересуется социалистическими идеями и демонстративно отказывается одевать корсет – что рассматривалось тогда как своеобразный вызов. Муж Кете, социал-демократ Карл Кольвиц, открывает в Берлине практику врача страховой кассы портных, и художница рисует в его приемной пациентов из пролетарских кварталов.

Испытав влияние Макса Клингера, она начинает работу над серией офортов «Восстание ткачей», посвященных Силезскому восстанию 1844 года, воспетому в пьесе Гауптмана и стихах Генриха Гейне. В шести композициях – «Нужда», «Голод», «Совещание», «Поход», «Штурм», «Конец» – Кольвиц изобразила развитие рабочего бунта, марш восставших людей, глаза осиротевшего ребенка и тела расстрелянных на полу барака.

Экспрессия рисунков молодой художницы и острый социальный сюжет этих работ произвели впечатление на немецкое общество. Офорты называли «призывом к мятежу», а кайзер Вильгельм II лично отклонил предложение присудить «Восстанию Ткачей» золотую медаль германской выставки искусств. Кольвиц ответила на это «Крестьянской войной» – очередной серией рисунков на тему великого антифеодального восстания германских крестьян.

«Человек, прикованный рабством к плугу. Человек, растоптанный насилием. Человек, уничтоженный убийством. И вспыхивает протест. Крестьянин берется за оружие, он точит косу для мести, он восстает», – так пишет о второй серии работ Кольвиц искусствовед Софья Пророкова. Сюжетной и художественной кульминацией этого цикла является офорт «Прорыв». На нем изображена лавиноподобная атака крестьян-повстанцев, стихийная силу крестьянской войны, крик миллионов освобождающихся людей.

Воспевая революционную войну, Кольвиц все чаще делает рисунки против милитаристской политики германских властей. Первая мировая война забрала жизнь ее любимого сына, которому она сама сделала памятное надгробие. Незадолго до революции, в антивоенном письме, опубликованном социал-демократической газетой «Форвертс», художница выступила против шовинистической пропаганды этого издания. Кете тяжело переживает предательство социалистов и победу германской контрреволюции. В день похорон Карла Либкнехта она несколько часов простояла у его раскрытого гроба, зарисовав шествие берлинских рабочих, прощавшихся с Либкнехтом – чтобы потом сделать знаменитый офорт. «Громадное впечатление, которое произвела на меня печаль сотен тысяч возле его гроба, засадило меня за эту работу», – напишет она впоследствии. Вскоре, в тюрьме Моабит, художница будет рисовать тело другого основателя германской компартии – зверски убитого Лео Иогихеса.

«Имею я право изобразить прощание рабочих с Либкнехтом без того, чтобы при этом политически следовать Либкнехту? Или нет?» – спрашивала себя в дневнике Кольвиц.

Сотрудничая с журналом «Симплициссимус», разрабатывая плакатные рисунки для левой прессы, Кольвиц изображает сценки из жизни берлинского дна, которые составили затем серию «Пролетариат». Она рисует оборванных беспризорников, недоедающие пролетарские семьи, замученных нищетой женщин, доведенных до отчаяния самоубийц и умирающих в ночлежках стариков. Рисует картины демонстраций и рабочих агитаторов, выступающих перед толпой, и создает замечательные своей убедительной силой плакаты в помощь голодающей Советской России.

«Творения Кете Кольвиц – величайшая поэма современной Германии, в которой отражаются тяготы и страдания простых людей. Она – голос безмолвия обреченных на жертвы народов», – пишет в это время Ромен Роллан. Нарком Анатолий Луначарский особо отмечал психологизм рисунков Кольвиц: «Уже в пожилые годы эта изумительная проповедница карандашом изменяет свою манеру... все более преобладают чисто плакатные задачи. Кольвиц хочет достигнуть того, чтобы при первом взгляде на ее картину тоска схватывала вас за сердце, слезы подступали к вашему горлу. Она великий агитатор».

Левое искусство Веймарской Германии представляло собою уникальный синтез различных видов прикладного художественного творчества, объединенных единой задачей антифашистской борьбы. Рисунки, скульптуры, плакаты членов Союза революционных художников – Отто Нагеля, Георга Гросса, Отто Дикса, Генриха Циле, Ганса и Лео Грундингов, фотоколлажи выдающегося новатора Джона Хартфилда, рабочий театр Бертольта Брехта и Маргарет Штеффин с их классовыми зонгами, поэзия Иоганнеса Бехера, антифашистские марши и гимны Эрнста Буша играли важную политическую роль в противостоянии с набирающим силу нацизмом.

Кольвиц активно участвует в этом культурном антифашистском сопротивлении. За считанные месяцы до утверждения господства гитлеровцев она создает плакат «Мы защищаем Советский Союз!» и подписывает антифашистское воззвание к политическим партиям Германии. Адольф Гитлер, который как-то увидел репродукции рисунков Кольвиц на квартире у Лени Рифеншталь, публично раскритиковал их – о чем та впоследствии рассказывала в своих мемуарах:

– Вам это нравится? – спросил Гитлер.

– Да, а вам, господин Гитлер?

– Нет, – ответил фюрер. – Рисунки слишком печальные, слишком пессимистичные.

Вместе с выдающимся писателем Генрихом Манном Кольвиц со скандалом изгоняют из Прусской Академии искусств. Власти запретили выставлять ее рисунки, и Германия видела в эти годы только одну выставку Кете Кольвиц – когда ее работы были представлены на «Экспозиции искусства вырождения», рядом с картинами других выдающихся мастеров. Престарелая больная Кольвиц жила в безвестности и забвении, и все чаще рисовала приходящую за людьми Смерть.

«Именно пролетариат был для меня прекрасен. Пролетариат в типических его проявлениях творчески вдохновлял меня. ...Позднее, когда при близком соприкосновении с рабочими я по настоящему узнала их нищету и беды, у меня возникло также чувство долга своим искусством служить пролетариату» – пишет она в ответ на реплику нацистского критика, вспомнившего об ее «упадническом» творчестве.

Кете Кольвиц умерла 22 апреля 1945 года, не дожив считанные дни до конца гитлеровского режима. В 1940 году на фронте погиб ее внук, и вскоре Кольвиц создает свою последнюю графическую работу – мать, защищающую своих детей. «Война преследует меня до конца...» – писала она перед смертью своему другу, художнику-антифашисту Рейнгардту Шмидхагену. «...Я чувствовала себя «призванной», призванной к действию, которое именно мной, только мной должно быть совершено. И если я сегодня вынуждена выпустить карандаш из рук, то я знаю, что я сделала все, что было в моих силах».

Андрей Манчук

liva.com.ua

Путеводитель ~ Германия ~ Кёльн ~ Музей Кете Кольвиц

Ниже: описание, адрес (как найти), место на карте, официальный сайт в Сети, веб-камеры и комментарии!

Музей Кете Кольвиц - Kathe Kollwitz Museum. В музее выставлены работы Кете Кольвиц, немецкой художницы, графика и скульптора, одной из наиболее ярких фигур экспрессионизма начала XX в. Кольвиц была ярой пацифисткой, противницей национал-социализма, творчество ее ценилось в то же время в СССР. Музей Кете Кольвиц расположился на верхнем этаже торгового центра Neumarkt Passage. Здесь собрана самая большая коллекция мрачных, но очень эмоциональных рисунков, гравюр, постеров и скульптур Кольвиц.

Кете Кольвиц стала первой женщиной - профессором искусств Прусской Академии в Берлине. Она считается одной из наиболее ярких фигур немецкого экспрессионизма начала XX в. В музее, расположенном в торговом центре Neumarkt Passage, представлено большое количество ее работ среди которых картины, гравюры и бронзовые скульптуры.

Родилась Кольвиц в 1867 году в Кёнигсберге (Калининград), умерла в 1945 году в Морицбурге. Жизни и творчеству художницы посвящён фильм "Кете Кольвиц – Картины жизни" (1986) немецкого режиссёра Ральфа Кирстена, ее там играет Ютта Ваховяк.

В ее работах нашла отражение трудная и трагическая судьба художницы, жившей преимущественно в Берлине. Музей принадлежит банку Kreissparkasse Koln и был открыт в 1985 году. С 1976 года банк приобретал работы Кольвиц, в том числе - у её семьи. Банк объясняет свою тягу к искусству Кольвиц тем, что она воспевает "бедность, голод, страдания", а банки типа Kreissparkasse Koln помогают с этим справится... Ну, можно и так сказать. Kreissparkasse Koln действительно задумывался как "сберегательный банк"... Музей Кете Кольвиц был основан к 40-летию со дня смерти художницы и первая экспозиция была устроена прямо в помещении банка. С 1989 года музей с выставочной площадью 1000 квадратных метров был размещен на верхнем этаже торгового пассажа Кельн Ноймаркт, который был построен архитектором Гансом Шиллингом.

В распоряжении музея самые знаменитые циклв ее гравюр, в том числе на тему "Восстания ткачей" (1893-1897), серия офортов на тему "Крестьянской войны" (1901-1908), ксилографии цикла "Война" (1921/22) и "Пролетариат" (1925), а также литографический цикл "Смерть" (1934-1937). Также там много других, менее известных ее работ, и более неожиданных (есть даже какие-то эротические наброски). В музее также - полная коллекция плакатов коминтерновского толка, который она создала в основном в 1920-е годы. Также 15 бронзовых скульптур, которые технически было возможно там поместить.

Наряду с постоянной коллекцией, музей устраивает специальные выставки художников, чьи работы исторически или тематически связаны с именем Кете Кольвиц.  

Часы работы: вторник - пятница 10:00 - 6:00 вечера, суббота, воскресенье и праздничные дни 11:00 - 6:00 вечера. Закрыт по понедельникам. Вход 5 Евро.

адрес Neumarkt 18-24
сайт="weblink"> kollwitz.de
вэб-камера
Пока нет...

columb.su

Бунтующий художник Кете Кольвиц | PREGEL.INFO

В глубь выставочного пространства уходят изображения кёнигсбергского порта. В детские годы Кете Кольвиц любила гулять по его территории и смотреть, как разгружают баржи или как танцуют матросы с портянками, намотанными на ноги. Именно тогда девочка с задатками великого художника почувствовала интерес к жизни простых рабочих и их тяжёлому труду. Образ порта на выставке в большей степени представлен картинами немецких и советских графиков и живописцев – Адольфа Шевченко, Нины Крымовой, Эдуарда Андерсона и других. Во время Второй мировой войны порт практически не пострадал и в 50-е годы стал основной темой для приезжих мастеров, которые по заданию партии прославляли развитие присоединённой территории Восточной Пруссии. В 80–90 годы это индустриальное место продолжало вдохновлять художников.

На старых фотографиях Кёнигсберга начала XX века изображены улочки, исхоженные в юности Кете Кольвиц вдоль и поперёк, Королевский замок, в северном крыле которого она однажды ужинала в ресторанчике «Блютгерихт», и памятник Иммануилу Канту, её названному дедушке. Родной дед Юлиус Рупп, богослов и преподаватель Альбертины, горячо поддерживал идеи философа. Поэтому заметное место на выставке занимает огромное – во всю стену – изображение Канта, выполненное калининградским стрит-художником Глебом Михайловым. Он же стал автором внушительного по размерам портрета Кете Кольвиц, написанного на противоположной по диагонали стене.

Ровно сто лет назад в здании Кёнигсбергской биржи прошла выставка Кете Кольвиц в честь её 50-летия. Ранние работы художника, созданные с 1890 по 1912 годы, были специально ей отобраны для того события и вошли в так называемую папку Рихтера. Сегодня эти листы представлены в одном из экспозиционных блоков: знаменитые серии «Восстание ткачей» (1897–1898), «Крестьянская война» (1903–1908) и подготовительные рисунки к ним, а также графика, посвящённая теме женщины, матери и ребёнка.

Кете Кольвиц стала свидетелем трёх политических систем – Германской империи, Веймарской республики и национал-социализма. Она пережила три войны: в детстве Немецко-французскую войну 1870–1871 годов, в зрелом возрасте Первую мировую, а на склоне лет встретила Вторую мировую. Поэтому одной из основных тем, над которыми Кете Кольвиц трудилась на протяжении творческого пути, оказалась тема революций и войн.

Серия «Восстание ткачей» стала художественным откликом на запрещённую пьесу Герхарта Гауптмана «Ткачи» (1892), которая была посвящена Силезскому восстанию 1844 года, когда рабочие впервые масштабно выступили против владельцев мануфактур. Жестокость и несправедливость события побудили Кете Кольвиц подробно изучить исторические документы событий 50-летней давности. Результатом стало создание серии из шести листов, на которых художник сумела передать нужду, смерть ребёнка от голода, отчаяние, надежду на улучшение и постигшее разочарование.

pregel.info

Кольвиц, Кете — Википедия (с комментариями)

Поделись знанием:

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Имя при рождении:Дата рождения:Место рождения:Дата смерти:Место смерти:Происхождение:Подданство:Гражданство:Страна:Жанр:Учёба:Стиль:Покровители:Влияние:Влияние на:Награды:Звания:
Кете Кольвиц
нем. Käthe Kollwitz
Фотография

нем. Käthe Schmidt

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Кёнигсберг, Пруссия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Морицбург, Саксония

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

60px

Ошибка Lua

o-ili-v.ru

Кольвиц Кете - это... Что такое Кольвиц Кете?

  • Кольвиц Кете — (Kollwitz) (1867 1945), немецкая художница график и скульптор. В графических сериях («Восстание ткачей», 1897 98; «Крестьянская война», 1903 08; «Город», 1924), в скульптуре (рельеф «Плач», 1938 39), плакатах в острой экспрессивной форме выражено …   Энциклопедический словарь

  • Кольвиц Кете — Кольвиц (Kollwitz; урождённая Шмидт, Schmidt) Кете (8.7.1867, Кенигсберг, ныне Калининград, СССР, ‒ 22.4.1945, Морицбург, Саксония), немецкая художница. График и скульптор. Выросла в семье, причастной к рабочему движению и идеям социализма.… …   Большая советская энциклопедия

  • Кольвиц, Кете — КОЛЬВИЦ (Kollwitz) Кете (1867 1945), немецкий график и скульптор. В графических сериях, посвященных народной жизни и революционной борьбе ( Восстание ткачей , 1897 98), скульптуре ( Родители , 1924 32), плакатах в острой экспрессивной форме… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Кольвиц, Кете — Кэте Кольвиц …   Википедия

  • КОЛЬВИЦ Кете — (Kollwitz, Kethe) (1867 1945), немецкая художница, график и скульптор, урожденная Кете Шмидт, родилась в Кенигсберге 8 июля 1867. Училась у Карла Штауффер Берна и Хертериха в Мюнхене. В 1890 начала заниматься гравюрой офортом, а позже литографией …   Энциклопедия Кольера

  • кольвиц, кете — (Kollwitz), (1867 1945), немецкая художница. Родилась 8 июля 1867 в Кенигсберге. Урожденная Шмидт. Училась у Карла Штауфера Берна в Берлине и Людвига Гетериха в Мюнхене. В 1919 33 была профессором Академии изобразительных искусств. После прихода… …   Энциклопедия Третьего рейха

  • Кольвиц — Кольвиц, Кете Кете Кольвиц Имя при рождении: Käthe Kollwitz Дата рождения …   Википедия

  • Кете Кольвиц — Имя при рождении: Käthe Kollwitz Дата рождения: 8 июля 1867 Место рождения …   Википедия

  • Кольвиц, Кэте — Кете Кольвиц Имя при рождении: Käthe Kollwitz Дата рождения: 8 июля 1867 Место рождения …   Википедия

  • Кольвиц Кэте — Кете Кольвиц Имя при рождении: Käthe Kollwitz Дата рождения: 8 июля 1867 Место рождения …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Кете Кольвиц Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кольвиц.

    Ке́те Ко́львиц (нем. Käthe Kollwitz, урожд. Шмидт нем. Schmidt; 8 июля 1867, Кёнигсберг, Пруссия — 22 апреля 1945, Морицбург, Саксония) — немецкая художница, график и скульптор.

    Биография

    Родилась 8 июля 1867 года в Кёнигсберге. Старший брат Кете — марксист Конрад Шмидт. В 1885—1890 годах учёба у Штауффер-Берна в Берлине и Людвига Хертериха в Мюнхене. В 1890 году — первые офорты. В 1891 году вышла замуж за врача Карла Кольвица, который поселился на севере Берлина. В 1947 году площадь в этом районе была переименована в честь супругов Кольвиц. В 1892 году родился сын Ханс. В том же году Кольвиц была на премьере спектакля «Ткачи» по пьесе Герхарта Гауптмана, которая послужила толчком для серии её графических работ «Восстание ткачей» (1895—1898). В 1896 году родился сын Петер. В 1898 году серия «Восстание ткачей» была показана на Большой Берлинской художественной выставке. В 1898—1903 годах преподаватель в Женском художественном училище в Берлине. В 1902—1908 годах выполнила серию офортов «Крестьянская война». В 1904 году жила в Париже, посещала академию Жюлиана[5]. В 1907 году, получив приз «Вилла Романа», жила во Флоренции. В 1910 году первые попытки в области скульптуры. В 1914 году на войне погиб её сын Петер. В 1917 году Пауль Кассирер организовал её юбилейную выставку. В 1919 году получила звание профессора и была избрана членом Прусской академии искусств.

    В 1922—1925 годах создала серию гравюр на дереве «Война» и «Пролетариат». В 1924 году её работы были представлены на «Первой всеобщей выставке немецкого искусства» в Москве[5]. В 1927 году посетила Москву. В 1928 году стала руководителем художественной мастерской графики в Прусской академии искусств. В 1932 г. в Советском Союзе прошла персональная выставка Кете Кольвиц[5]. В 1933 году после прихода к власти национал-социалистов была вынуждена покинуть Академию искусств. В 1934—1935 годах создала серию литографий «Смерть». В 1936 году было негласно запрещено выставлять её работы, а в 1937 году была запрещена персональная выставка, приуроченная к 70-летию художницы[5]. В 1940 году умер её муж Карл Кольвиц. В 1943—1944 годах эвакуировалась в Нордхаузен, а затем переехала в Морицбург под Дрезденом по приглашению принца Эрнста Генриха Саксонского.

    Кете Кольвиц скончалась 22 апреля 1945 года на 77 году жизни. Похоронена вместе с мужем в семейной могиле на Центральном кладбище Фридрихсфельде.

    Жизни и творчеству художницы посвящён фильм «Кете Кольвиц — Картины жизни» (1986) немецкого режиссёра Ральфа Кирстена, заглавную роль в котором исполнила Ютта Ваховяк.

    Примечания

    Литература

    • Раздольская В. И. Колльвиц: 1867—1945. — М.: Искусство, 1960. — 52 с.: ил.; 18 л. ил.
    • Пророкова С. Кэте Кольвиц. Жизнь замечательных людей. — М.: Молодая гвардия, 1967.
    • Нагель Отто. Кэте Кольвиц. — М.: Изобразительное искусство. 1971.
    • Недошивин Г. Кете Кольвиц // Художники XX века. По страницам журнала «Творчество». — М.: Советский художник, 1974. — С. 12—20.
    • Кэте Кольвиц. Дневники, письма, воспоминания современников. — М.: Искусство, 1980.

    Ссылки

    wikiredia.ru

    Кольвиц, Кете Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кольвиц.

    Ке́те Ко́львиц (нем. Käthe Kollwitz, урожд. Шмидт нем. Schmidt; 8 июля 1867, Кёнигсберг, Пруссия — 22 апреля 1945, Морицбург, Саксония) — немецкая художница, график и скульптор.

    Биография

    Родилась 8 июля 1867 года в Кёнигсберге. Старший брат Кете — марксист Конрад Шмидт. В 1885—1890 годах учёба у Штауффер-Берна в Берлине и Людвига Хертериха в Мюнхене. В 1890 году — первые офорты. В 1891 году вышла замуж за врача Карла Кольвица, который поселился на севере Берлина. В 1947 году площадь в этом районе была переименована в честь супругов Кольвиц. В 1892 году родился сын Ханс. В том же году Кольвиц была на премьере спектакля «Ткачи» по пьесе Герхарта Гауптмана, которая послужила толчком для серии её графических работ «Восстание ткачей» (1895—1898). В 1896 году родился сын Петер. В 1898 году серия «Восстание ткачей» была показана на Большой Берлинской художественной выставке. В 1898—1903 годах преподаватель в Женском художественном училище в Берлине. В 1902—1908 годах выполнила серию офортов «Крестьянская война». В 1904 году жила в Париже, посещала академию Жюлиана[5]. В 1907 году, получив приз «Вилла Романа», жила во Флоренции. В 1910 году первые попытки в области скульптуры. В 1914 году на войне погиб её сын Петер. В 1917 году Пауль Кассирер организовал её юбилейную выставку. В 1919 году получила звание профессора и была избрана членом Прусской академии искусств.

    В 1922—1925 годах создала серию гравюр на дереве «Война» и «Пролетариат». В 1924 году её работы были представлены на «Первой всеобщей выставке немецкого искусства» в Москве[5]. В 1927 году посетила Москву. В 1928 году стала руководителем художественной мастерской графики в Прусской академии искусств. В 1932 г. в Советском Союзе прошла персональная выставка Кете Кольвиц[5]. В 1933 году после прихода к власти национал-социалистов была вынуждена покинуть Академию искусств. В 1934—1935 годах создала серию литографий «Смерть». В 1936 году было негласно запрещено выставлять её работы, а в 1937 году была запрещена персональная выставка, приуроченная к 70-летию художницы[5]. В 1940 году умер её муж Карл Кольвиц. В 1943—1944 годах эвакуировалась в Нордхаузен, а затем переехала в Морицбург под Дрезденом по приглашению принца Эрнста Генриха Саксонского.

    Кете Кольвиц скончалась 22 апреля 1945 года на 77 году жизни. Похоронена вместе с мужем в семейной могиле на Центральном кладбище Фридрихсфельде.

    Жизни и творчеству художницы посвящён фильм «Кете Кольвиц — Картины жизни» (1986) немецкого режиссёра Ральфа Кирстена, заглавную роль в котором исполнила Ютта Ваховяк.

    Примечания

    Литература

    • Раздольская В. И. Колльвиц: 1867—1945. — М.: Искусство, 1960. — 52 с.: ил.; 18 л. ил.
    • Пророкова С. Кэте Кольвиц. Жизнь замечательных людей. — М.: Молодая гвардия, 1967.
    • Нагель Отто. Кэте Кольвиц. — М.: Изобразительное искусство. 1971.
    • Недошивин Г. Кете Кольвиц // Художники XX века. По страницам журнала «Творчество». — М.: Советский художник, 1974. — С. 12—20.
    • Кэте Кольвиц. Дневники, письма, воспоминания современников. — М.: Искусство, 1980.

    Ссылки

    wikiredia.ru


    Официальный сайт
    Официальный сайт
    Федеральный портал
    Официальный сайт
    Единое окно
    Официальный сайт
    Официальный сайт
    Госавтоинспекция
    Портал госуслуг РФ
    Портал госуслуг СК
    Shkolaprikumskoe | Все права защищены © 2018 | Карта сайта