ГлавнаяШкольные новостиФотогалереяДокументыДля родителейГосударственная Итоговая АттестацияВопросы и ответы
Зачисление в ОУ
Официальный сайт
Прямая ссылка на наше учреждение
Форум Победителей РФ

Ручьевая форель: описание вида, особенности ловли. Форель обитает в чистых реках с холодной водой потому что


Тестовые задания по экологии

Разделы: Экология

Тестовые задания

1. Экология - это:

а-  наука о животных

б -  наука об охране природы

в - наука об организмах и условиях их обитания

г - наука о связях животных и растений с окружающей средой

2. Биогеоценоз - это:

а - часть экологии

б - совокупность особей одного вида, населяющая определенное пространство

в - группа животных и растений обитающих на одной территорий

г - взаимосвязь живого и неживого

3. «Кирпичиками» биосферы являются:

а - растения

б - биогеоценозы

в - люди

г - популяция

4. Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется:

а - биосфера

б - гидросфера

в - литосфера 

г - атмосфера

5. Какой фактор не позволяет зимовать скворцам у нас?

а - пища

б - свет

в - температура

г - кислород

6. Причина возникновения озоновых дыр:

а - увеличение количества углекислого газа в атмосфере;

б - увеличение выбросов пыли в атмосферу;  

в - увеличение выбросов фреонов в атмосферу;

г - увеличение выбросов воды в атмосферу;

7. Группа организмов имеющих сходное внешнее и внутреннее строение, обитающих на одной территории и дающих плодовитое потомство называется:

а - видом

б - популяцией

в - экосистемой

г - биоценозом

8. Участок территории, на котором не ведутся различные виды хозяйственной деятельности называется:

а - заповедником

б - заказником

в - памятником природы

г - национальным парком

9. Фактор окружающей среды, связанный с деятельностью человека называется:

а - абиотическим

б - атмосферным

в - антропогенным

 г - лимитирующим

10. Какие запасные вещества откладывается у животных на зиму:

а - белки

б - витамины

в - крахмал

г - жиры

11. Организмы, превращающие органические остатки в неорганические вещества, называются:

а - производителями

б - потребителями

в - редуцентами

г - консументами

12. Организмы, потребляющие готовые органические вещества, но не доводящие их до минеральных веществ, называются:

а - разрушителями

б - консументами

в - продуцентами

г - производителями

13. Организмы, производящие органические вещества, называются:

а - разрушителями

б - продуцентами

в - консументами

г - потребителями

14. Раздел экологии, исследующий взаимоотношения сообществ со средой обитания, называется:

а - аутэкологией

б - демэкологией

в - биологией

г - синэкологией

15. Раздел экологии, изучающий взаимоотношения популяции с окружающей их средой, называется:

а - демэкологией

б - синэкологией

в - аутэкологией

г - зоологией

16. Живые существа первыми заселялись в среде:

а - почвенной

б - водной

в - наземно-воздушной

г - в организменной

17. Какой фактор не относится к абиотическим?

а - свет

б - температура

в - развитие сельского хозяйства

г - рельеф местности

18. Какой фактор не относится к антропогенным?

а - атмосферное давление

б - сельское хозяйство

в - разрушение местообитания животных

г - чрезмерное охота

19. Редуцентами являются:

а - бактерий и грибы

б - водоросли

в - животные

г - человек

20.Сообщества растений называется:

а - биоценоз

б - фитоценоз

в - зооценоз

г - биогеоценоз

21. С чем вы не согласны: Животные метят свою территорию для того, чтобы:

а - найти свой «дом»

б - не допустить человека в свой «дом»

в - избежать столкновения с другими организмами этого вида

г - находить своих детенышей

22. После пожара лес может восстановиться через:

а - 100 лет

б - 5 лет

в - 80 лет

г - 10 лет

23. Почему нельзя мыть машины на берегу реки:

а - в реку попадает грязь

б - некрасиво

в - разрушается берег

г - в воду попадают капли горючего и смазочные материалы, которые  нарушают жизнь водных организмов

24. Вид который обитает только в данном регионе, называется:

а - реликтом

б - эндемиком

в - охраняемым видом

г - космополитом

25. Заказник на территории нашего района:

а - Волжско-Камский

б - Сабинский

в - Мешебашское лесничество

г - Фахри яры

26. Численность волков в естественном лесу:

а - Зависит от пищевых ресурсов

б - постоянно увеличивается

в - не изменяется

г - постоянно снижается

27. Наибольшее разнообразие видов встречается:

а - в тундре

б - в тайге

в - в влажных тропических лесах

г - в степи

28. Цепи питания имеют не более 4-5 звеньев. Это объясняется:

а - недостатком энергии в цепях питания

б - недостатком кормов

в - питанием строго определенными видами

г - малым разнообразием видов в сообществе

29. Природный биогеоценоз:

а - сад

б - болото

в - поле

г - аквариум

30. Консументом первого порядка в цепях питания является:

а - синица

б - суслик

в - щука

г - гадюка

31. Рыба форель обитает в чистых реках с холодной водой, потому что:

а - помогает окраска тела

б - холодная вода содержит много кислорода

в - там много пищи

г - там много моллюсков

32. К какому типу охраняемых территорий относится Волжско- Камский-?

а - заповедник

б - национальный парк

в - заказник

г - охотничье хозяйство

33. К какому типу охраняемых территории относится Нижнекамский?

а - заповедник

б - национальный парк

в - заказник

г - охотничье хозяйство

34. Основным источником загрязнения воздуха угарным газом является:

а - пожары

б - АЭС

в - ТЭС

г - автотранспорт

35. Изначальным источником энергий почти во всех экосистемах служит:

а - животные

б - растения

в - грибы

г - бактерии

36. К антропогенному загрязнению не относится:

а - транспорт

б - сельское хозяйство

в - вулканы, землетрясения

г - промышленность

37. Организмы одного вида существуют за счет питательных веществ или тканей других организмов. Это форма связи называется:

а - паразитизмом

б - хищничеством

в - симбиозом

г - квартиранством

38. Особи одного вида поедают особей другого вида. Такая взаимосвязь называется:

а - паразитизмом

б - симбиозом

в - хищничеством

г - комменсализмом

39. Взаимоотношения организмов одного вида между собой проявляются в форме:

а - паразитизма

б - симбиоза

в - конкуренции

г - хищничества

40. Совместное, взаимовыгодное существование особей 2 или более 2 видов называют:

а - хищничеством

б - симбиозом

в - паразитизмом

г - квартиранством

41. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии вызывающие брожение. Это является примером:

а - паразитизма

б - квартиранства

в - хищничества

г - симбиоза

42. Планктон образуют:

а - дафнии и циклоны

б - рыбы и лягушки

в - птицы

г - пресмыкающиеся

43. Растения, растущие на болоте:

а - сфагнум, клюква, росянка;

б - ландыш, копытень,  медуница;

в - клевер, лисохвост, овсяница

г - герань, василек, чертополох

44. Химические препараты, уничтожающие определенные группы растений называют:

а - фитонцидами

б - гербицидами

в - фунгицидами

г - ооцидами

45. Почему кочерыжка капусты считается опасной частью:

а - она жесткая

б - невкусная

в - там находятся бактерии

г - там накапливаются нитраты

46. Большие дозы облучения человеческого организма не вызывают:

а - инфаркта миокарда

б - желудочно-кишечных кровотечении

в - злокачественных опухолей

г - нарушения функции кроветворения

47. Постоянные наблюдения за происходящими в экосистемах процессами называют:

а - моделированием

б - модификацией

в - мониторингом

г - описанием

48.Основной источник кислорода в атмосферу:

а - животные

б - бактерии

в - человек

г - растения

49. Полное изъятие природных территории из хозяйственного использования - это:

а - заказники

б - заповедники

 в - памятники природы

г - национальный парк

50. Животные, питающееся насекомыми, называются:

а - энтомофагами

б - миофагами

в - малакофагами

г - фитофагами

51. Животные, питающиеся рыбами, называются:

а - орнитофагами

б - ихтиофагами

в - фитофагами

г - герпетофагами

52. Какое растение зимует под снегом, не сбрасывая листьев?

а - колокольчик круглолистный

б - медуница лесная

в - копытень европейский

г - вероника полевая

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Олимпиада по экологии 5-6 класс 2010 год

0

Всероссийская олимпиада школьников по экологии 2010/2011 уч.год

Школьный этап

 

5-6 классы

 

I. Выберите правильные суждения:

 

  1. Охрана природы – это система мероприятий для сохранения видов и среды их обитания, экосистем, недр.
  2. Все растения питаются готовыми органическими веществами.
  3. Пищевые цепочки – это цепи передачи энергии от организма к организму.
  4. Растения разных жизненных форм образуют ярусы.
  5. Больше потомков у тех организмов, которые не заботятся о своем потомстве.
  6. Рыхление почвы не оказывает влияния на почвенных обитателей.
  7. Жизненные формы – это группы растений со сходным внешним видом надземных и подземных частей и сходными сезонными изменениями.
  8. Живая природа представлена 6 царствами.
  9. Плодово-ягодный сад, лесопарк – естественные сообщества живых организмов.
  10. Питательные вещества – это источник энергии.

 

II. Расшифруйте следующие термины:

 

  1. Экосистема –
  2. Заказник – 
  3. Паразитизм –
  4. Эфемероиды –
  5. Бентос -  

III. Решите задачи:

  1. От чего взрываются банки с консервами?
  2. Назовите биологические особенности сорняков, благодаря которым возможно широкое распространение этих растений.
  3. Какой вред может принести вырубка леса на берегах реки или озера?
  4. Можно ли по обильному цветению плодовых деревьев прогнозировать высокий урожай плодов?
  5. Почему большинство видов птиц не занимают свои прошлогодние гнезда, а строят новые?

 

 

 

 

 

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество – 16 баллов.

 

 

 

 

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии

 

7-8 классы

 

1. Наука,  изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания:

а) эмбриология;

б) анатомия;

в) мирмекология;

г) экология.

 

2. Примерами хищных растений являются:

а) вороний глаз, ландыш;

б) ромашка, колокольчик;

в) пижма, бодяк;

г) пузырчатка, росянка.  

 

3. Известно, что европейские кукушки подбрасывают свои яйца в чужие гнезда. Чем это обусловлено?

а) отсутствием инстинкта заботы о потомстве;

б) отсутствием инстинкта гнездостроения;

в) питанием грубым ядовитым кормом, непригодным для выкармливания птенцов.

 

4. Из списка видов хвойных деревьев, произрастающих на территории Нижегородской области, выберите редкий вид, занесенный в Красную книгу Нижегородской области, особой охране для которого подлежат ключевые местообитания:

а) сосна обыкновенная;

б) ель европейская;

в) лиственница сибирская;

г) пихта сибирская.

 

5. Специальная книга, ведущаяся в каждом заповеднике и отражающая состояние и многолетнюю динамику всех наблюдаемых на его территории природных процессов и явлений, называется:

а) календарь природы;

б) красная книга;

в) летопись природы.

 

6. Из списка врановых птиц выберите вид, занесенный в Красную книгу Нижегородской области:

а) сойка;

б) кукша;

в) кедровка;

г) ворон.

 

7. На растительный организм влияет:

а) только неживая природа;

б) только другие живые организмы;

в) живая и неживая природа;

г) только человек. 

 

 

8. Аквариум, населенный водными организмами, представляет собой:

а) экологическую нишу;

б) искусственную экосистему;

в) фрагмент биогеоценоза.

 

9. Кислые почвы характерны для экосистем:

а) березняка;

б) ельника;

в) пойменного луга;

г) суходольного луга.

 

10. В темном лесу многие растения имеют светлые цветки, потому что они:

а) заметны насекомым;

б) заметны людям;

в) украшают лес;

г) растут на плодородной почве. 

 

11. Среди видов птиц, помещенных в Красную книгу Нижегородской области, исчезнувшим в настоящее время является:

а) лебедь-кликун;

б) лебедь-шипун;

в) аист черный;

г) аист белый.

 

12. В болотах какого типа эдификатором являются сфагновые мхи:

а) низинных;

б) верховых.

 

13. Отношения между щукой и окунем – это пример:

а) межвидовой конкуренции;

б) межвидовой взаимопомощи;

в) нейтрализма;

г) внутривидовой конкуренции.  

 

14. Из млекопитающих – обитателей Нижегородской области в зимний сон или спячку НЕ впадает:

а) барсук;

б) бурый медведь;

в) кабан;

г) енотовидная собака.

 

15. Искусственное (случайное или целенаправленное) переселение вида в новую экосистему называют:

а) инвазией;

б) интродукцией;

в) интервенцией;

г) реакклиматизацией.

 

16. Готовыми органическими веществами питаются:

а) зеленые растения;

б) грибы;

в) бактерии;

г) лишайники.    

 

17. Отличительной особенностью безобидной ящерицы – ломкой веретеницы от змей: медянки и гадюки, имеющих также бурую окраску, является:

а) наличие конечностей;

б) отсутствие конечностей;

в) наличие мигательной перепонки;

г)  отсутствие мигательной перепонки.

 

18. Наиболее эффективным способом предохранения организмов от перегрева является:

а) излучение тепла через покровы тела в окружающую среду;

б) испарение воды с покровов и слизистых оболочек тела;

в) конденсация водяного пара на поверхности покровов тела;

г) изменение позы тела по отношению к внешнему источнику тепла.

 

19. Смена растительного сообщества происходит под влиянием:

а) смены времен года;

б) изменения климата;

в) неодновременного развития растений;

г) деятельности человека.   

 

20. Жизнь на Земле невозможна без растений, так как они:

а) живые организмы;

б) дышат, питаются, растут, размножаются;

в) выделяют кислород;

г) образуют на свету органические вещества.  

 

21. Воздействие хозяйственной деятельности человека на организмы и на среду их обитания – это:

а) антропогенные факторы среды;

б) биотические факторы среды;

в) абиотические факторы среды;

г) техногенные факторы среды. 

 

22. Как называются наземные растения, обитающие в местах с высокой влажностью и избыточной увлажненностью почвы?

а) гидрофиты;

б) мезофиты;

в) гигрофиты;

г) ксерофиты. 

 

23. Совокупность популяций разных видов организмов, обитающих на определенной территории?

а) экосистема;

б) биогеоценоз;

в) биоценоз;

г) популяция. 

 

24. Парой хищник-жертва могут являться:

а) росянка и комар;

б) гриб – трутовик и береза;

в) актиния и рак – отшельник;

г) тля и муравей. 

 

25. В каких особо охраняемых природных территориях,  расположенных в пределах России, обязательно выделяют зоны полного невмешательства:

а) национальные парки;

б) заказники;

в) памятники природы;

г) заповедники.  

 

26. Примерами конкуренции являются отношения между:

а) хищниками и жертвами;

б) паразитами и хозяевами;

в) видами, использующими одни и те же ресурсы;

г) особями одного вида;

д) живыми организмами и факторами неживой среды. 

 

27. Самая высокая трава в мире:

а) банан;

б) бамбук;

в) вьюнок;

г) хмель.

 

28. Основная масса живого вещества сосредоточена:

а) в океане;

б) на суше;

в) в озерах и водохранилищах;

г) в реках и ручьях.

 

29. Скорпион в состоянии опасности, например, в случае пожара впадает в особое состояние и выглядит мертвым. Такое состояние называется:

а) каталепсия;

б) диапауза;

в) мимикрия;

г) неотения.

 

30. Под влиянием травоядных грызунов видовое разнообразие травянистой растительности суходольных лугов:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) не изменяется.  

 

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество  -  30 баллов.

 

Всероссийская олимпиада школьников по экологии. Школьный  этап.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

9-10-11-КЛАСС

 

Тип задания

Количество баллов

Правильный ответ – 1 балл

ошибочный ответ – 0 баллов

1.Исторически сложившаяся совокупность организмов различных видов, обитающих на определенном пространстве, называется:

а) биоценозом;

б) биотоп;

в) экосистемой;

г) биогеоценозом.

 

2.Форель обитает в чистых реках с холодной водой, потому что:

а)  окраска тела имеет приспособленный характер;

б)  холодная вода содержит много кислорода;

в)  эти реки содержат много пищи для рыб;

г)  холодная вода препятствует размножению других рыб;

д)  в таких реках бывает много моллюсков.

 

 

 

3.Как называют характеристику максимального размножения и увеличения численности данного вида:

а) рождаемость;

б) биотический потенциал;

в) выживаемость;

г) популяционный гомеостаз.

 

4.Родиной ондатры является Северная Америка. В 1927 была завезена в Россию, где успешно прижилась и широко расселилась. Такой завоз называется:

а) реинтродукцией;

б) реакклиматизацией;

в) интродукцией;

г) форезией;

 

5.Какие из перечисленных загрязнителей воздуха в большей степени влияют на органы дыхания человека:

а) сернистый газ;

б) оксиды свинца;

в) серная и азотная кислоты;

г) свинец и другие тяжелые металлы.

 

6.Нередко различные виды беспозвоночных поселяются в норах грызунов, находя там для себя благоприятные условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Такое явление называется:

а) акклиматизацией;

б) квартирантством;

в) симпатрией;

г) аменсализмом.

 

7.Согласно правилу пирамиды чисел общее количество особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) остается неизменным;

г) подчиняется синусоидному графику.

 

 

8.В.И. Вернадский писал, что почва создается в биосфере одновременно живыми организмами  и  косными процессами и относил почву к:

а) биогенному веществу;

б) живому веществу;

в) биокосному веществу;

г) косному веществу.

 

9.Как называют сброс, захоронение отходов в океанах и  морях:

а) овоцид;

б) меланизм;

в) дампинг;

г) элиминация.

 

10.Как называют привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов:

а) интродукция;

б) биологическое загрязнение;

в) эмиссия;

г) химическое загрязнение.

 

11.При какой скорости автомобили выбрасывают наименьшее количество выхлопных газов:

а) 30 – 40 км/час;

б)  50 – 70 км/час;

в) 80 – 90 км/час;

г) 110 – 120 км/час;

 

12. Животное – синантроп это:

а) любое дикое животное, размножаемое в неволе;

б) дикое животное,    не боящееся человека;

 в) дикое животное, обитающее вблизи человека;

 г) дикое животное, добываемое человеком живым или мертвым ради получения экономической выгоды.

 

 

13. Закон ограничивающего фактора установил:

а) В.И. Сукачёв;

б) В.В. Докучаев;

в) Ю. Либих;

г) Э. Геккель.

 

14. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих      одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:

а) филогенеза;

б) конвергенции;

в) анабиоза;

г) адаптации.

 

15. Способность экосистемы поддерживать определённую скорость воспроизводства живых организмов – это:

а) интенсивность фотосинтеза;

б) передача энергии по пищевой цепи;

в) биологическая продуктивность;

г) скорость размножения.

 

 

Тип задания

Количество баллов

Правильный ответ – 1 балл

ошибочный ответ – 0 баллов

 

 

16. Закон оптимума выражается в том, что любой экологический фактор имеет определённые пределы_________________________________________________________________________

 

17. Взаимовыгодные отношения организмов в ходе жизнедеятельности называются

________________________________________________________________________________

 

18. Условия жизни, близкие к критическим для выживания точкам, называют

________________________________________________________________________________

 

19. Плотность популяции – это

 

 

20. Правило передачи энергии в пищевых связях организмами называют правилом

________________________________________________________________________________

 

21. Урбанизация страны определяется

________________________________________________________________________________

 

                                                                                              

Тип задания

Количество баллов

Правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов равно количеству ответов в вопросе.

ошибочный ответ – 0 баллов

 

22. Избирательное накопление радиоактивных веществ органами и тканями:

1)щитовидной железой;

2)костной тканью;

3)селезёнкой и печенью;

4)лёгкими.

Примеры веществ: а) радон; б) иод; в) полоний; г) радий

 

Ответы: 1)___________________;  2)____________________;

               3)___________________;  4)____________________.

 

23. Для посадки в городских условиях используют растения со следующими экологическими характеристиками:

1)дымо- и  газоустойчивость;

2)солеустойчивость;

3)морозоустойчивость;

4)интенсивный рост;

5)неприхотливость и нетребовательность к почве;

6)долгое время жизни.

 

Представители: а) осина, клёны, тополь;  б) лиственницы, сосна, дуб, бузина, сирень;  в) снежноягодник, дёрен белый, сосна, берёза;  г) сосна, пихта, клён татарский, берёза;  д) вяз, чубушник, дёрен белый, вишня; е) боярышник, жимолость.

 

Ответы: 1)___________________;  2)____________________;

               3)___________________;  4)____________________;

               5)___________________;  6)____________________.

 

 

24. Внешнее физическое (шум, выхлопы) воздействие на человека разных видов городского транспорта:

1)трамвая;

2)метро;

3)автобуса;

4)троллейбуса.

 

Качество транспорта с точки зрения сохранения здоровья: а) самый экологичный; б) вполне экологичный; в) экологичный, но уступает другим; г) неэкологичный.

 

Ответы:              1)___________________;  2)____________________;

                            3)___________________;  4)____________________.

 

 

 

 25. Задача с комментированным ответом

Задание: впишите обоснованный ответ

тема

Социальная экология

 

Часть экологии, которая должна объяснять и прогнозировать основные тенденции развития, структуру и закономерности взаимодействия общества с природной средой, стали именовать социальной экологией. Барри Коммонер образно сформулировал четыре социально-экономических закона. В них он обобщил основные биоэкологические положения и природопользовательский опыт человечества. Сформулируйте эти законы и дайте каждому из них обоснование

 

АРГУМЕНТИРОВАННО ОБЪЯСНИТЕ СВОЙ ОТВЕТ Максимальное количество баллов - 12

 

 

Формулировка

законов (от 0 до 4 баллов, по 1 баллу за каждый закон)

Пояснения к содержанию законов ( от 0 до 2 баллов)

 

Закон №1

0 – 2 балла

Закон №2

0 – 2 балла

Закон №3

0 – 2 балла

Закон №4

0 – 2 балла

Сумма баллов

(максимально 12)

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

Ключи  по экологии

5-6 класс

 

I. Выберите правильные суждения:

1,  3,   4,    5,   7,   10

 

 

II. Расшифруйте следующие термины:

 

  1. Экосистема – группа организмов в совокупности с факторами неживой  природы.
  2. Заказник – участок территории, в пределах которого постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны определенных видов живых существ.
  3. Паразитизм – форма межвидовых отношений – сожительство разных организмов, один из которых является паразитом, а другой хозяином.
  4. Эфемероиды – многолетние травянистые растения, для которых характерно осенне-зимне-весенняя вегетация. Цветут рано весной. Летом надземные побеги полностью отмирают. Остаются лишь подземные запасающие органы с почками – луковицы, клубни, корневища.
  5. Бентос -  совокупность организмов, всю жизнь или большую ее часть обитающих на дне водоемов, в их грунте и на грунте. 

 

 

 

Решите задачи:

  1. Банки с консервированными огурцами, заготовленными в домашних условиях, «взрываются» обычно из-за того, что в них  содержатся микробы. В процессе жизнедеятельности они образуют газ (обычно - метан), который и вызывает бомбаж (вздутие) банок.
  2. Нетребовательность к условиям среды, образование большого количества семян, широкие приспособительные возможности.
  3. Озеро, река мелеют.
  4. Нет, не всегда. В отдельные годы значительная часть цветков может погибать из-за неожиданных заморозков, засухи, сильных ливней и града, массового появления насекомых – вредителей.
  5. Одной из причин является то, что в старых гнездовьях остаются вши, клещи и другие паразиты птиц. Строительство новых гнезд является приспособлением к условиям среды.

 

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

теоретического тура школьного этапа Всероссийской

олимпиады  школьников по экологии

 

7 – 8 класс

 

Ответ

Ответ

1

г

16

б, в

2

г

17

в

3

в

18

б

4

в

19

б, г

5

в

20

в, г

6

б

21

а

7

в

22

в

8

б

23

в

9

б

24

а

10

а

25

а, г

11

а

26

в, г

12

б

27

б

13

а

28

б

14

в

29

а

15

б

30

б

 

 

 

Ответы к тестовым задачам по экологии для 9-10-11 класса

 

Тип задания, № вопроса

Правильный ответ

I тип задания             1.

а

2.

б

3.

б

4.

в

5.

а

6.

б

7.

а

8.

в

9.

в

10.

б

11.

в

12.

в

13.

в

14.

б

15.

в

 

Максимальное количество баллов - 15

II тип задания           16.

Положительного влияния на живые организмы

17.

мутуализмом

18.

экстремальными

19.

число особей на единицу территории

20.

десяти процентов

21.

процентом населения, живущего в городах

 

Максимальное количество баллов -  6

III тип задания        22.

1)б; 2) г; 3) в; 4) а.

23.

1)д; 2) е; 3) г; 4) а; 5) в; 6) б.

24.

       1) в; 2) а; 3) г; 4) б.

 

Максимальное количество баллов - 14

IV тип задания          25.

Максимальное количество баллов – 12

Итого:

Максимальное количество баллов - 47

 

 

Ответ к задаче с комментированным ответом для 10 класса

Первый закон: «Все связано со всем».

 

Он указывает на существование в природе нашей планеты сложнейшей системы взаимодействий и говорит о недопустимости необдуманных вмешательств  в  экосистемы.

 

Второй закон: «Все должно куда-то деваться».

 

Обращает внимание на одну из причин экологического кризиса – чрезмерное накопление отходов, многие из которых являются чуждыми природе и потому не перерабатываются в ней естественным путём, этот закон указывает на создание новых, безотходных технологий.

 

Третий закон: «Природа знает лучше».

 

Он говорит о том, что, не зная законов и явлений живой природы, нельзя её улучшать и преобразовывать. Это чревато гибельными для жизни и человека последствиями.

 

Четвёртый закон: «Ничто не даётся даром»

 

Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которой ничего не может быть выиграно или потеряно. Всё, что было извлечено из неё человеческим трудом, должно быть возмещено. Этим четвёртым законом Б. Коммонер как бы замыкает  взаимодействие общества и природы. Названные законы не охватывают всех сторон взаимодействия общества и природы, они очень точно выражают стратегию природопользования и деятельности человека.

flamingo-nn.ucoz.com

Тестовые задания по экологии |

Тестовые задания

1. Экология — это:

а-  наука о животных

б —  наука об охране природы

в — наука об организмах и условиях их обитания

г — наука о связях животных и растений с окружающей средой

2. Биогеоценоз — это:

а — часть экологии

б — совокупность особей одного вида, населяющая определенноепространство

в — группа животных и растений обитающих на одной территорий

г — взаимосвязь живого и неживого

3. «Кирпичиками» биосферы являются:

а — растения

б — биогеоценозы

в — люди

г — популяция

4. Оболочка Земли, населенная живыми организмами,называется:

а — биосфера

б — гидросфера

в — литосфера 

г — атмосфера

5. Какой фактор не позволяет зимовать скворцам у нас?

а — пища

б — свет

в — температура

г — кислород

6. Причина возникновения озоновых дыр:

а — увеличение количества углекислого газа в атмосфере;

б — увеличение выбросов пыли в атмосферу;  

в — увеличение выбросов фреонов в атмосферу;

г — увеличение выбросов воды в атмосферу;

7. Группа организмов имеющих сходное внешнее и внутреннеестроение, обитающих на одной территории и дающих плодовитое потомствоназывается:

а — видом

б — популяцией

в — экосистемой

г — биоценозом

8. Участок территории, на котором не ведутся различные видыхозяйственной деятельности называется:

а — заповедником

б — заказником

в — памятником природы

г — национальным парком

9. Фактор окружающей среды, связанный с деятельностьючеловека называется:

а — абиотическим

б — атмосферным

в — антропогенным

 г — лимитирующим

10. Какие запасные вещества откладывается у животных назиму:

а — белки

б — витамины

в — крахмал

г — жиры

11. Организмы, превращающие органические остатки внеорганические вещества, называются:

а — производителями

б — потребителями

в — редуцентами

г — консументами

12. Организмы, потребляющиеготовые органические вещества, но не доводящие их до минеральных веществ,называются:

а — разрушителями

б — консументами

в — продуцентами

г — производителями

13. Организмы, производящиеорганические вещества, называются:

а — разрушителями

б — продуцентами

в — консументами

г — потребителями

14. Раздел экологии,исследующий взаимоотношения сообществ со средой обитания, называется:

а — аутэкологией

б — демэкологией

в — биологией

г — синэкологией

15. Раздел экологии, изучающий взаимоотношения популяции сокружающей их средой, называется:

а — демэкологией

б — синэкологией

в — аутэкологией

г — зоологией

16. Живые существа первыми заселялись в среде:

а — почвенной

б — водной

в — наземно-воздушной

г — в организменной

17. Какой фактор не относится к абиотическим?

а — свет

б — температура

в — развитие сельского хозяйства

г — рельеф местности

18. Какой фактор не относится к антропогенным?

а — атмосферное давление

б — сельское хозяйство

в — разрушение местообитания животных

г — чрезмерное охота

19. Редуцентами являются:

а — бактерий и грибы

б — водоросли

в — животные

г — человек

20.Сообщества растений называется:

а — биоценоз

б — фитоценоз

в — зооценоз

г — биогеоценоз

21. С чем вы не согласны: Животные метят свою территорию длятого, чтобы:

а — найти свой «дом»

б — не допустить человека в свой «дом»

в — избежать столкновения с другими организмами этого вида

г — находить своих детенышей

22. После пожара лес может восстановиться через:

а — 100 лет

б — 5 лет

в — 80 лет

г — 10 лет

23. Почему нельзя мыть машины на берегу реки:

а — в реку попадает грязь

б — некрасиво

в — разрушается берег

г — в воду попадают капли горючего и смазочные материалы,которые  нарушают жизнь водных организмов

24. Вид который обитает только в данном регионе, называется:

а — реликтом

б — эндемиком

в — охраняемым видом

г — космополитом

25. Заказник на территории нашего района:

а — Волжско-Камский

б — Сабинский

в — Мешебашское лесничество

г — Фахри яры

26. Численность волков в естественном лесу:

а — Зависит от пищевых ресурсов

б — постоянно увеличивается

в — не изменяется

г — постоянно снижается

27. Наибольшее разнообразие видов встречается:

а — в тундре

б — в тайге

в — в влажных тропических лесах

г — в степи

28. Цепи питания имеют не более 4-5 звеньев. Этообъясняется:

а — недостатком энергии в цепях питания

б — недостатком кормов

в — питанием строго определенными видами

г — малым разнообразием видов в сообществе

29. Природный биогеоценоз:

а — сад

б — болото

в — поле

г — аквариум

30. Консументом первого порядка в цепях питания является:

а — синица

б — суслик

в — щука

г — гадюка

31. Рыба форель обитает в чистых реках с холодной водой,потому что:

а — помогает окраска тела

б — холодная вода содержит много кислорода

в — там много пищи

г — там много моллюсков

32. К какому типу охраняемых территорий относится Волжско-Камский-?

а — заповедник

б — национальный парк

в — заказник

г — охотничье хозяйство

33. К какому типу охраняемых территории относитсяНижнекамский?

а — заповедник

б — национальный парк

в — заказник

г — охотничье хозяйство

34. Основным источником загрязнения воздуха угарным газомявляется:

а — пожары

б — АЭС

в — ТЭС

г — автотранспорт

35. Изначальным источником энергий почти во всех экосистемахслужит:

а — животные

б — растения

в — грибы

г — бактерии

36. К антропогенному загрязнению не относится:

а — транспорт

б — сельское хозяйство

в — вулканы, землетрясения

г — промышленность

37. Организмы одного вида существуют за счет питательныхвеществ или тканей других организмов. Это форма связи называется:

а — паразитизмом

б — хищничеством

в — симбиозом

г — квартиранством

38. Особи одного вида поедают особей другого вида. Такаявзаимосвязь называется:

а — паразитизмом

б — симбиозом

в — хищничеством

г — комменсализмом

39. Взаимоотношения организмов одного вида между собойпроявляются в форме:

а — паразитизма

б — симбиоза

в — конкуренции

г — хищничества

40. Совместное, взаимовыгодное существование особей 2 илиболее 2 видов называют:

а — хищничеством

б — симбиозом

в — паразитизмом

goxi.ru

Задача с комментированным ответом

Поиск Лекций

Всероссийская олимпиада школьников по экологии 2010/2011 уч.год

Школьный этап

5-6 классы

 

I. Выберите правильные суждения:

 

  1. Охрана природы – это система мероприятий для сохранения видов и среды их обитания, экосистем, недр.
  2. Все растения питаются готовыми органическими веществами.
  3. Пищевые цепочки – это цепи передачи энергии от организма к организму.
  4. Растения разных жизненных форм образуют ярусы.
  5. Больше потомков у тех организмов, которые не заботятся о своем потомстве.
  6. Рыхление почвы не оказывает влияния на почвенных обитателей.
  7. Жизненные формы – это группы растений со сходным внешним видом надземных и подземных частей и сходными сезонными изменениями.
  8. Живая природа представлена 6 царствами.
  9. Плодово-ягодный сад, лесопарк – естественные сообщества живых организмов.
  10. Питательные вещества – это источник энергии.

 

 

II. Расшифруйте следующие термины:

 

  1. Экосистема –
  2. Заказник –
  3. Паразитизм –
  4. Эфемероиды –
  5. Бентос -

 

 

III. Решите задачи:

  1. От чего взрываются банки с консервами?
  2. Назовите биологические особенности сорняков, благодаря которым возможно широкое распространение этих растений.
  3. Какой вред может принести вырубка леса на берегах реки или озера?
  4. Можно ли по обильному цветению плодовых деревьев прогнозировать высокий урожай плодов?
  5. Почему большинство видов птиц не занимают свои прошлогодние гнезда, а строят новые?

 

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество – 16 баллов.

 

 

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии

 

7-8 классы

 

1. Наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания:

а) эмбриология;

б) анатомия;

в) мирмекология;

г) экология.

 

2. Примерами хищных растений являются:

а) вороний глаз, ландыш;

б) ромашка, колокольчик;

в) пижма, бодяк;

г) пузырчатка, росянка.

 

3. Известно, что европейские кукушки подбрасывают свои яйца в чужие гнезда. Чем это обусловлено?

а) отсутствием инстинкта заботы о потомстве;

б) отсутствием инстинкта гнездостроения;

в) питанием грубым ядовитым кормом, непригодным для выкармливания птенцов.

 

4. Из списка видов хвойных деревьев, произрастающих на территории Нижегородской области, выберите редкий вид, занесенный в Красную книгу Нижегородской области, особой охране для которого подлежат ключевые местообитания:

а) сосна обыкновенная;

б) ель европейская;

в) лиственница сибирская;

г) пихта сибирская.

 

5. Специальная книга, ведущаяся в каждом заповеднике и отражающая состояние и многолетнюю динамику всех наблюдаемых на его территории природных процессов и явлений, называется:

а) календарь природы;

б) красная книга;

в) летопись природы.

 

6. Из списка врановых птиц выберите вид, занесенный в Красную книгу Нижегородской области:

а) сойка;

б) кукша;

в) кедровка;

г) ворон.

 

7. На растительный организм влияет:

а) только неживая природа;

б) только другие живые организмы;

в) живая и неживая природа;

г) только человек.

 

 

8. Аквариум, населенный водными организмами, представляет собой:

а) экологическую нишу;

б) искусственную экосистему;

в) фрагмент биогеоценоза.

 

9. Кислые почвы характерны для экосистем:

а) березняка;

б) ельника;

в) пойменного луга;

г) суходольного луга.

 

10. В темном лесу многие растения имеют светлые цветки, потому что они:

а) заметны насекомым;

б) заметны людям;

в) украшают лес;

г) растут на плодородной почве.

 

11. Среди видов птиц, помещенных в Красную книгу Нижегородской области, исчезнувшим в настоящее время является:

а) лебедь-кликун;

б) лебедь-шипун;

в) аист черный;

г) аист белый.

 

12. В болотах какого типа эдификатором являются сфагновые мхи:

а) низинных;

б) верховых.

 

13. Отношения между щукой и окунем – это пример:

а) межвидовой конкуренции;

б) межвидовой взаимопомощи;

в) нейтрализма;

г) внутривидовой конкуренции.

 

14. Из млекопитающих – обитателей Нижегородской области в зимний сон или спячку НЕ впадает:

а) барсук;

б) бурый медведь;

в) кабан;

г) енотовидная собака.

 

15. Искусственное (случайное или целенаправленное) переселение вида в новую экосистему называют:

а) инвазией;

б) интродукцией;

в) интервенцией;

г) реакклиматизацией.

 

16. Готовыми органическими веществами питаются:

а) зеленые растения;

б) грибы;

в) бактерии;

г) лишайники.

 

17. Отличительной особенностью безобидной ящерицы – ломкой веретеницы от змей: медянки и гадюки, имеющих также бурую окраску, является:

а) наличие конечностей;

б) отсутствие конечностей;

в) наличие мигательной перепонки;

г) отсутствие мигательной перепонки.

 

18. Наиболее эффективным способом предохранения организмов от перегрева является:

а) излучение тепла через покровы тела в окружающую среду;

б) испарение воды с покровов и слизистых оболочек тела;

в) конденсация водяного пара на поверхности покровов тела;

г) изменение позы тела по отношению к внешнему источнику тепла.

 

19. Смена растительного сообщества происходит под влиянием:

а) смены времен года;

б) изменения климата;

в) неодновременного развития растений;

г) деятельности человека.

 

20. Жизнь на Земле невозможна без растений, так как они:

а) живые организмы;

б) дышат, питаются, растут, размножаются;

в) выделяют кислород;

г) образуют на свету органические вещества.

 

21. Воздействие хозяйственной деятельности человека на организмы и на среду их обитания – это:

а) антропогенные факторы среды;

б) биотические факторы среды;

в) абиотические факторы среды;

г) техногенные факторы среды.

 

22. Как называются наземные растения, обитающие в местах с высокой влажностью и избыточной увлажненностью почвы?

а) гидрофиты;

б) мезофиты;

в) гигрофиты;

г) ксерофиты.

 

23. Совокупность популяций разных видов организмов, обитающих на определенной территории?

а) экосистема;

б) биогеоценоз;

в) биоценоз;

г) популяция.

 

24. Парой хищник-жертва могут являться:

а) росянка и комар;

б) гриб – трутовик и береза;

в) актиния и рак – отшельник;

г) тля и муравей.

 

25. В каких особо охраняемых природных территориях, расположенных в пределах России, обязательно выделяют зоны полного невмешательства:

а) национальные парки;

б) заказники;

в) памятники природы;

г) заповедники.

 

26. Примерами конкуренции являются отношения между:

а) хищниками и жертвами;

б) паразитами и хозяевами;

в) видами, использующими одни и те же ресурсы;

г) особями одного вида;

д) живыми организмами и факторами неживой среды.

 

27. Самая высокая трава в мире:

а) банан;

б) бамбук;

в) вьюнок;

г) хмель.

 

28. Основная масса живого вещества сосредоточена:

а) в океане;

б) на суше;

в) в озерах и водохранилищах;

г) в реках и ручьях.

 

29. Скорпион в состоянии опасности, например, в случае пожара впадает в особое состояние и выглядит мертвым. Такое состояние называется:

а) каталепсия;

б) диапауза;

в) мимикрия;

г) неотения.

 

30. Под влиянием травоядных грызунов видовое разнообразие травянистой растительности суходольных лугов:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) не изменяется.

 

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество - 30 баллов.

 

 

Всероссийская олимпиада школьников по экологии. Школьный этап.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

9-10-11-КЛАСС

Тип задания Выберите один правильный ответ из предложенных
Количество баллов Правильный ответ – 1 балл ошибочный ответ – 0 баллов

1. Исторически сложившаяся совокупность организмов различных видов, обитающих на определенном пространстве, называется:

а) биоценозом;

б) биотоп;

в) экосистемой;

г) биогеоценозом.

 

2. Форель обитает в чистых реках с холодной водой, потому что:

а) окраска тела имеет приспособленный характер;

б) холодная вода содержит много кислорода;

в) эти реки содержат много пищи для рыб;

г) холодная вода препятствует размножению других рыб;

д) в таких реках бывает много моллюсков.

 

3. Как называют характеристику максимального размножения и увеличения численности данного вида:

а) рождаемость;

б) биотический потенциал;

в) выживаемость;

г) популяционный гомеостаз.

 

4. Родиной ондатры является Северная Америка. В 1927 была завезена в Россию, где успешно прижилась и широко расселилась. Такой завоз называется:

а) реинтродукцией;

б) реакклиматизацией;

в) интродукцией;

г) форезией;

 

5. Какие из перечисленных загрязнителей воздуха в большей степени влияют на органы дыхания человека:

а) сернистый газ;

б) оксиды свинца;

в) серная и азотная кислоты;

г) свинец и другие тяжелые металлы.

 

6. Нередко различные виды беспозвоночных поселяются в норах грызунов, находя там для себя благоприятные условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Такое явление называется:

а) акклиматизацией;

б) квартирантством;

в) симпатрией;

г) аменсализмом.

 

7. Согласно правилу пирамиды чисел общее количество особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) остается неизменным;

г) подчиняется синусоидному графику.

 

 

8. В.И. Вернадский писал, что почва создается в биосфере одновременно живыми организмами и косными процессами и относил почву к:

а) биогенному веществу;

б) живому веществу;

в) биокосному веществу;

г) косному веществу.

 

9. Как называют сброс, захоронение отходов в океанах и морях:

а) овоцид;

б) меланизм;

в) дампинг;

г) элиминация.

 

10. Как называют привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов:

а) интродукция;

б) биологическое загрязнение;

в) эмиссия;

г) химическое загрязнение.

 

11. При какой скорости автомобили выбрасывают наименьшее количество выхлопных газов:

а) 30 – 40 км/час;

б) 50 – 70 км/час;

в) 80 – 90 км/час;

г) 110 – 120 км/час;

 

12. Животное – синантроп это:

а) любое дикое животное, размножаемое в неволе;

б) дикое животное, не боящееся человека;

в) дикое животное, обитающее вблизи человека;

г) дикое животное, добываемое человеком живым или мертвым ради получения экономической выгоды.

 

 

13. Закон ограничивающего фактора установил:

а) В.И. Сукачёв;

б) В.В. Докучаев;

в) Ю. Либих;

г) Э. Геккель.

 

14. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:

а) филогенеза;

б) конвергенции;

в) анабиоза;

г) адаптации.

 

15. Способность экосистемы поддерживать определённую скорость воспроизводства живых организмов – это:

а) интенсивность фотосинтеза;

б) передача энергии по пищевой цепи;

в) биологическая продуктивность;

г) скорость размножения.

 

 

Тип задания Заполните пропуски в тексте
Количество баллов Правильный ответ – 1 балл ошибочный ответ – 0 баллов

 

 

16. Закон оптимума выражается в том, что любой экологический фактор имеет определённые пределы_________________________________________________________________________

 

17. Взаимовыгодные отношения организмов в ходе жизнедеятельности называются

________________________________________________________________________________

 

18. Условия жизни, близкие к критическим для выживания точкам, называют

________________________________________________________________________________

 

19. Плотность популяции – это

 

 

20. Правило передачи энергии в пищевых связях организмами называют правилом

________________________________________________________________________________

 

21. Урбанизация страны определяется

________________________________________________________________________________

 

 

Тип задания Найдите соответствия и впишите правильные ответы (а, б, в, г, д,е)
Количество баллов Правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов равно количеству ответов в вопросе. ошибочный ответ – 0 баллов

 

22. Избирательное накопление радиоактивных веществ органами и тканями:

1) щитовидной железой;

2) костной тканью;

3) селезёнкой и печенью;

4) лёгкими.

Примеры веществ: а) радон; б) иод; в) полоний; г) радий

 

Ответы: 1)___________________; 2)____________________;

3)___________________; 4)____________________.

 

23. Для посадки в городских условиях используют растения со следующими экологическими характеристиками:

1) дымо- и газоустойчивость;

2) солеустойчивость;

3) морозоустойчивость;

4) интенсивный рост;

5) неприхотливость и нетребовательность к почве;

6) долгое время жизни.

 

Представители: а) осина, клёны, тополь; б) лиственницы, сосна, дуб, бузина, сирень; в) снежноягодник, дёрен белый, сосна, берёза; г) сосна, пихта, клён татарский, берёза; д) вяз, чубушник, дёрен белый, вишня; е) боярышник, жимолость.

 

Ответы: 1)___________________; 2)____________________;

3)___________________; 4)____________________;

5)___________________; 6)____________________.

 

 

24. Внешнее физическое (шум, выхлопы) воздействие на человека разных видов городского транспорта:

1) трамвая;

2) метро;

3) автобуса;

4) троллейбуса.

 

Качество транспорта с точки зрения сохранения здоровья: а) самый экологичный; б) вполне экологичный; в) экологичный, но уступает другим; г) неэкологичный.

 

Ответы: 1)___________________; 2)____________________;

3)___________________; 4)____________________.

 

Задача с комментированным ответом

Задание: впишите обоснованный ответ

тема Социальная экология  
Часть экологии, которая должна объяснять и прогнозировать основные тенденции развития, структуру и закономерности взаимодействия общества с природной средой, стали именовать социальной экологией. Барри Коммонер образно сформулировал четыре социально-экономических закона. В них он обобщил основные биоэкологические положения и природопользовательский опыт человечества. Сформулируйте эти законы и дайте каждому из них обоснование  
АРГУМЕНТИРОВАННО ОБЪЯСНИТЕ СВОЙ ОТВЕТ Максимальное количество баллов - 12    
Формулировка законов (от 0 до 4 баллов, по 1 баллу за каждый закон) Пояснения к содержанию законов ( от 0 до 2 баллов)  
Закон №1 0 – 2 балла Закон №2 0 – 2 балла Закон №3 0 – 2 балла Закон №4 0 – 2 балла Сумма баллов (максимально 12)
             
                 

 

 

Ключи по экологии

5-6 класс

 

I. Выберите правильные суждения:

1, 3, 4, 5, 7, 10

 

 

II. Расшифруйте следующие термины:

 

  1. Экосистема – группа организмов в совокупности с факторами неживой природы.
  2. Заказник – участок территории, в пределах которого постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны определенных видов живых существ.
  3. Паразитизм – форма межвидовых отношений – сожительство разных организмов, один из которых является паразитом, а другой хозяином.
  4. Эфемероиды – многолетние травянистые растения, для которых характерно осенне-зимне-весенняя вегетация. Цветут рано весной. Летом надземные побеги полностью отмирают. Остаются лишь подземные запасающие органы с почками – луковицы, клубни, корневища.
  5. Бентос - совокупность организмов, всю жизнь или большую ее часть обитающих на дне водоемов, в их грунте и на грунте.

 

Решите задачи:

  1. Банки с консервированными огурцами, заготовленными в домашних условиях, «взрываются» обычно из-за того, что в них содержатся микробы. В процессе жизнедеятельности они образуют газ (обычно - метан), который и вызывает бомбаж (вздутие) банок.
  2. Нетребовательность к условиям среды, образование большого количества семян, широкие приспособительные возможности.
  3. Озеро, река мелеют.
  4. Нет, не всегда. В отдельные годы значительная часть цветков может погибать из-за неожиданных заморозков, засухи, сильных ливней и града, массового появления насекомых – вредителей.
  5. Одной из причин является то, что в старых гнездовьях остаются вши, клещи и другие паразиты птиц. Строительство новых гнезд является приспособлением к условиям среды.

 

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

теоретического тура школьного этапа Всероссийской

олимпиады школьников по экологии

 

7 – 8 класс

 

Ответ Ответ
г б, в
г в
в б
в б, г
в в, г
б а
в в
б в
б а
а а, г
а в, г
б б
а б
в а
б б

 

Ответы к тестовым задачам по экологии для 9-10-11 класса

 

Тип задания, № вопроса Правильный ответ
I тип задания1. а
2. б
3. б
4. в
5. а
6. б
7. а
8. в
9. в
10. б
11. в
12. в
13. в
14. б
15. в
  Максимальное количество баллов - 15
II тип задания16. Положительного влияния на живые организмы
17. мутуализмом
18. экстремальными
19. число особей на единицу территории
20. десяти процентов
21. процентом населения, живущего в городах
  Максимальное количество баллов - 6
III тип задания22. 1) б; 2) г; 3) в; 4) а.
23. 1) д; 2) е; 3) г; 4) а; 5) в; 6) б.
24. 1) в; 2) а; 3) г; 4) б.
  Максимальное количество баллов - 14
IV тип задания25. Максимальное количество баллов – 12
Итого: Максимальное количество баллов - 47

 

 

poisk-ru.ru

Олимпиада по экологии

ОЛИМПИАДА ПО ЭКОЛОГИИ
    11-КЛАСС
Тип задания

Выберите один правильный ответ из предложенных

Количество баллов Правильный ответ – 1 балл

ошибочный ответ – 0 баллов

  1. Исторически сложившаяся совокупность организмов различных видов, обитающих на определенном пространстве, называется:
а) биоценозом;

б) биотоп;

в) экосистемой;

г) биогеоценозом.

  1. Форель обитает в чистых реках с холодной водой, потому что:
а) окраска тела имеет приспособленный характер;

б) холодная вода содержит много кислорода;

в) эти реки содержат много пищи для рыб;

г) холодная вода препятствует размножению других рыб;

д) в таких реках бывает много моллюсков.

  1. Как называют характеристику максимального размножения и увеличения численности данного вида:
а) рождаемость;

б) биотический потенциал;

в) выживаемость;

г) популяционный гомеостаз.

  1. Родиной ондатры является Северная Америка. В 1927 была завезена в Россию, где успешно прижилась и широко расселилась. Такой завоз называется:
а) реинтродукцией;

б) реакклиматизацией;

в) интродукцией;

г) форезией;

  1. Какие из перечисленных загрязнителей воздуха в большей степени влияют на органы дыхания человека:
а) сернистый газ;

б) оксиды свинца;

в) серная и азотная кислоты;

г) свинец и другие тяжелые металлы.

  1. Нередко различные виды беспозвоночных поселяются в норах грызунов, находя там для себя благоприятные условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Такое явление называется:
а) акклиматизацией;

б) квартирантством;

в) симпатрией;

г) аменсализмом.

  1. Согласно правилу пирамиды чисел общее количество особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:
а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) остается неизменным;

г) подчиняется синусоидному графику.

  1. В.И. Вернадский писал, что почва создается в биосфере одновременно живыми организмами и косными процессами и относил почву к:
а) биогенному веществу;

б) живому веществу;

в) биокосному веществу;

г) косному веществу.

  1. Как называют привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов:
а) интродукция;

б) биологическое загрязнение;

в) эмиссия;

г) химическое загрязнение.

  1. При какой скорости автомобили выбрасывают наименьшее количество выхлопных газов:
а) 30 – 40 км/час;

б) 50 – 70 км/час;

в) 80 – 90 км/час;

г) 110 – 120 км/час;

11. Животное – синантроп это:

а) любое дикое животное, размножаемое в неволе;

б) дикое животное, не боящееся человека;

в) дикое животное, обитающее вблизи человека;

г) дикое животное, добываемое человеком живым или мертвым ради получения экономической выгоды. 12. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:

а) филогенеза;

б) конвергенции;

в) анабиоза;

г) адаптации. 13. Способность экосистемы поддерживать определённую скорость воспроизводства живых организмов – это:

а) интенсивность фотосинтеза;

б) передача энергии по пищевой цепи;

в) биологическая продуктивность;

г) скорость размножения.

Тип задания

Заполните пропуски в тексте

Количество баллов Правильный ответ – 1 балл

ошибочный ответ – 0 баллов

14. Закон оптимума выражается в том, что любой экологический фактор имеет определённые пределы________________________________________________________

15. Взаимовыгодные отношения организмов в ходе жизнедеятельности называются

_____________________________________________________________________________

16. Условия жизни, близкие к критическим для выживания точкам, называют

_____________________________________________________________________________

17. Плотность популяции – это

18. Правило передачи энергии в пищевых связях организмами называют правилом

_____________________________________________________________________________

Тип задания

Найдите соответствия и впишите правильные ответы (а, б, в, г, д, е)

Количество баллов Правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов равно количеству ответов в вопросе.

ошибочный ответ – 0 баллов

19. Избирательное накопление радиоактивных веществ органами и тканями:

  1. щитовидной железой;
  2. костной тканью;
  3. селезёнкой и печенью;
  4. лёгкими.
Примеры веществ: а) радон; б) йод; в) полоний; г) радий Ответы: 1)___________________; 2)____________________;

3)___________________; 4)____________________.

20. Для посадки в городских условиях используют растения со следующими экологическими характеристиками:
  1. дымо- и газоустойчивость;
  2. солеустойчивость;
  3. морозоустойчивость;
  4. интенсивный рост;
  5. неприхотливость и нетребовательность к почве;
  6. долгое время жизни.

Представители: а) осина, клёны, тополь; б) лиственницы, сосна, дуб, бузина, сирень; в) снежноягодник, дёрен белый, сосна, берёза; г) сосна, пихта, клён татарский, берёза; д) вяз, чубушник, дёрен белый, вишня; е) боярышник, жимолость.

Ответы: 1)___________________; 2)____________________;

3)___________________; 4)____________________;

5)___________________; 6)____________________.

21. Внешнее физическое (шум, выхлопы) воздействие на человека разных видов городского транспорта:

  1. трамвая;
  2. метро;
  3. автобуса;
  4. троллейбуса.

Качество транспорта с точки зрения сохранения здоровья: а) самый экологичный; б) вполне экологичный; в) экологичный, но уступает другим; г) неэкологичный.

Ответы: 1)___________________; 2)____________________;

3)___________________; 4)____________________.

22. Задача с комментированным ответом Задание: впишите обоснованный ответ
тема Социальная экология
Часть экологии, которая должна объяснять и прогнозировать основные тенденции развития, структуру и закономерности взаимодействия общества с природной средой, стали именовать социальной экологией. Барри Коммонер образно сформулировал четыре социально-экономических закона. В них он обобщил основные биоэкологические положения и природопользовательский опыт человечества. Сформулируйте эти законы и дайте каждому из них обоснование

АРГУМЕНТИРОВАННО ОБЪЯСНИТЕ СВОЙ ОТВЕТ Максимальное количество баллов - 12

Формулировка

законов (от 0 до 4 баллов, по 1 баллу за каждый закон)

Пояснения к содержанию законов ( от 0 до 2 баллов)
Закон №1

0 – 2 балла

Закон №2

0 – 2 балла

Закон №3

0 – 2 балла

Закон №4

0 – 2 балла

Сумма баллов

(максимально 12)

umotnas.ru

Кто из ученых сформулировал следующие четыре закона экологии: - все связано со всем; - все должно куда-то деваться; - природа знает лучше;

Задания для проведения теоретического тура муниципального этапа олимпиады по экологии

2010-2011г

Класс

Тестовые задания закрытого типа

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных вариантов.

1. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, относятся к:

а) автотрофам в) продуцентам
б) гетеротрофам г) хемотрофам

 

2. Экологи выступают против применения пестицидов (ядовитых соединений) в сельском хозяйстве, потому что эти химикаты:

а) являются дорогостоящими в) убивают как вредных для хозяйства членов агроценоза, так и полезных
б) разрушают структуру почвы г) снижают продуктивность агроценоза

 

3. Выпадение кислотных дождей связано с:

а) изменением солнечной радиации в) увеличением количества озона в атмосфере
б) повышением содержания углекислого газа в атмосфере г) выбросами в атмосферу диоксида серы и оксидов азота

 

4. Плодородие почвы определяется количеством:

а) минеральных веществ в) живых организмов
б) гумуса г) воды

 

5. В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:

а) волки, лисы в) грызуны
б) птицы г) человек

 

Какие животные предпочитают влажные местообитания

а) гидрофилы в) ксерофилы
б) гигрофилы г) мезофилы

 

7. Строительство водохранилища можно рассматривать как фоктор:

а) абиотический в) социальный
б) биотический г) антропогенный

 

8. Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те и другие:

а) живут в сходных местообитаниях в) имеют примерно одинаковые размеры
б) поедают растительноядных животных г) имеют разнообразную кормовую базу

9. Озоновый слой в атмосфере:

а) задерживает тепловое излучение Земли в) способствует разрушению загрязнителей
б) является защитным экраном от ультрафиолетового излучения г) образовался в результате промышленного загрязнения

10. Канцерогенами называют вещества, вызывающие:

а) аллергические заболевания в) инфекционные заболевания
б) раковые заболевания г) хроническое отравление

 

Какие организмы образуют микоценоз?

а) моллюски в) грибы
б) многоножки в) водоросли

12. Как называется экологическая группа живых организмов обитающих в проточных водоемах:

а) лимнофилы б) нейстон
в) реофилы г) планктон

Чем питаются животные копрофаги?

а) гниющими веществами в) корнями
б) древесиной г) экскрементами

 

14. Продуктивность кораллового рифа выше продуктивности большинства районов Мирового океана вблизи экватора, потому что коралловый риф получает больше:

а) солнечного света в) кислорода
б) тепла г) элементов питания

 

Кто из ученых сформулировал следующие четыре закона экологии: - все связано со всем; - все должно куда-то деваться; - природа знает лучше;- ничто не дается даром?

а) Т. Шарден в) Б. Коммонер
б) Ю. Либих г) В. Шелфорд

16. Самыми хорошими предшественниками в севообороте, обогащающими почву соединениями азота, являются растения семейства:

а) сложноцветных в) крестоцветных
б) бобовых г) злаковых

17. Укажите причины «цветения» воды в аквариуме, в том случае, если количество рыб превышает норму:

а) рыбы препятствуют размножению моллюсков в) увеличивается концентрация углекислого газа
б) уменьшается количество простейших г) увеличивается количество органического вещества

18. Среди водных животных много прозрачных или полупрозрачных существ, а на суше таких форм нет потому, что:

а) прозрачность водных животных объясняется недостатком солнечного излучения в воде в) прозрачность водных животных служит хорошим способом их маскировки
б) пигментация наземных животных связана с их способностью к активному передвижению г) в воде невозможно ориентироваться при помощи зрения

19. Численность особей в популяции остается относительно постоянной, если:

а) плотность популяций меньше емкости среды в) плотность популяций больше емкости среды
б) плотность популяций равна емкости среды г) ресурсы среды не ограничены

 

20. Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:

а) травянистые растения – мхи – лишайники в) лишайники – мхи – травянистые растения
б) мхи – лишайники – травянистые растения г) лишайники – травянистые растения – мхи

21. Консументом первого порядка является:

а) щука в) зебра
б) божья коровка 7 точечная г) блоха

 

22. Форель обитает в чистых реках с холодной водой, потому что:

а) Эти реки содержат много пищи для рыб в) Холодная вода содержит много кислорода
б) Холодная вода препятствует размножению других рыб г) В таких реках бывает много моллюсков

 

23. Длина прыжка лягушки зависит от условий:

а) Обилия пищи в) Температуры воздуха
б) Близости водоема г) Направления ветра

 

24 Видами загрязнения окружающей среды являются (исключите «лишний» пункт):

а) химическое в) атмосферное
б) радиационное г) тепловое

 

25. Вид, включенный в Красную книгу Калужской области:

а) карп в) лещ
б) сазан г) судак

 

 

Ответы:

б в г б в б г б б б в в г в
                           
 
в б г в б в в в в в б  

Выберите несколько правильных ответов из предложенных вариантов.

 

1. В промышленном рыболовстве установлен минимальный размер ячеек для сетей. Это сделано для:

а) вылова более крупной и старой рыбы

б) вылова рыбы только одного вида

в) вылова особей, достигших половой зрелости

г) изъятия из популяции особей без ущерба для ее дальнейшей продуктивности

д) товарного вида вылавливаемой рыбы

 

2. Химическое загрязнение окружающей среды может вызвать у человека:

а) головокружение, тошноту, кашель

б) хроническое отравление

в) инфекционные заболевания

г) функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы

д) острое отравление и даже смерть

 

3. Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как:

а) может существовать лишь с помощью человека

б) культурные растения не выдерживают конкуренции с сорняками

в) усиливается конкуренция культурных растений

г) не выдерживает конкуренции с естественными биоценозами

д) состоит из малого числа видов

4. К глобальным экологическим проблемам биосферы следует отнести:

а) уничтожение большого лесного массива при строительстве промышленного предприятия

б) увеличение количества углекислого газа в атмосфере

в) истощение озонового слоя

г) загрязнение морского побережья в районе больших городов

д) хищнические способы охоты и рыболовства

 

Ответы

 

а, в, г а, б, д а, б, г б, в

 

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

Ручьевая форель: описание вида, особенности ловли

Новости и общество 14 июня 2016

В нашей статье мы хотим поговорить о форели. Под общим названием скрывается несколько разновидностей лососевых. Мы поведем разговор именно о ручьевой форели.

Ареал обитания

Ручьевая форель обитает в Западной Европе, от побережья Мурманска до Средиземного моря, в горных ручейках. Она водится и на Балканском полуострове, в Алжире, Марокко, Малой Азии. В России она встречается на Кольском полуострове, в бассейнах Каспийского, Белого, Балтийского, Азовского и Черного морей. А вот в реках Дальнего Востока ее нет.

Ручьевая форель предпочитает ручьи и равнинные реки с песчаным или галечным грунтом, в которых течет чистая и холодная вода, богатая кислородом.

Описание рыбы

Ручьевая форель, как мы уже говорили, относится к семейству Лососевых. Длина ее тела составляет 25-55 сантиметров, а вес доходит до двух килограмм (он во многом зависит от условий обитания). В возрасте двенадцати лет ее масса может составлять и 10-12 килограмм.

Рыба имеет тонкое вытянутое тело, которое покрывает мелкая плотная чешуя. Окраска ее варьируется от темно-бурой до желтой; спина, как правило, темная или буро-зеленая; голова черного цвета с золотистыми жаберными крышками; брюшко – белесое. Все тело форели обычно усеяно множеством красных и темных пятнышек, которые окаймлены светлыми кружками. Поэтому во многих регионах рыбу называют пеструшкой. Ручьевая форель никогда не бывает серебристой, в отличие от своих сородичей. Вообще, следует отметить, что ее окрас зависит от цвета грунта и воды, пищи, времени года и многих иных факторов.

Даже мясо рыбы, обитающей в разных условиях, имеет разный оттенок: белый или розовый.

Видео по теме

Образ жизни рыбы

Форель горно-ручьевая ведет оседлый образ жизни и не совершает крупных миграций. Старшие особи после осеннего и зимнего нереста уходят на глубоководные участки, поближе к родниковым ключам, где весь зимний период питаются мелкой рыбешкой. Свое убежище форель покидает только с приходом весны, когда с половодьем в реку приходят мутные талые воды. Однако как только появляется первая зелень, рыбы тут же занимают свои летние места. Крупные особи живут поодиночке, занимая места около водопадов, у обрывистых берегов, в устье ручейков и рек. Мелкая молодая форель предпочитает мелкие перекаты. Она собирается в стайку и кочует все лето с одного места на другое. Как правило, их можно увидеть за большими камнями или в придонных зарослях, где течение незначительное и образуются маленькие завихрения.

Размножение ручьевой форели

Половой зрелости форель достигает к третьему году жизни. Нерестится рыба с ноября по декабрь на мелководных участках реки, предпочитая каменистое или галечное дно и быстрое течение. Икра форели достаточно крупная (до трех миллиметров в диаметре), ее рыбы откладывают в специальные ямки, которые вырывают самки после оплодотворения. Закапывают они ее энергичными движениями хвоста. Такой способ нереста защищает икринки от поедания другими особями. Надо сказать, что ручьевая форель не отличается плодовитостью.

Личинки всю зиму находятся в убежище, они начинают выклевываться только с приходом весны. Еще долго они остаются на прежнем месте, питаясь веществами своего желточного мешочка. И только лишь через четыре недели они покидают свой дом и начинают питаться личинками насекомых. В этот момент начинается быстрый рост рыбы - за первый год жизни она достигает в длину десяти сантиметров.

Для форели характерно быстрое развитие, однако оно зависит от условий обитания. Надо сказать, что в большой реке намного больше корма, нежели в небольшом ручейке. В той среде, где больше пищи, рыба быстрее растет и достигает больших размеров.

В ручейках мало шансов встретить крупных особей. Зато их достаточно много в лесных реках, где огромное количество насекомых и мелкой рыбешки. При наличии хороших условий в двухлетнем возрасте рыба может весить до полукилограмма. А вот в маленьких водоемах даже в четырехлетнем возрасте она едва достигнет ста грамм.

Питание рыбы

Пищей для форели являются мелкие ракообразные, а также личинки насекомых, мелкие моллюски, рыбки, попавшие в воду насекомые, головастики, даже небольшие млекопитающие и лягушки. Кормление происходит утром либо вечером, при этом форель частенько выпрыгивает из водоема за пролетающими насекомыми. Рыба любит полакомиться икрой, даже своей собственной, если она недостаточно хорошо спрятана.

Крупные особи грешат тем, что могут поедать собственную молодь. Большое количество еды форель получает во время гроз и ветров, когда из-за непогоды в воде оказывается большое число всяких насекомых. Именно в такие периоды рыбы проявляют особую активность и плавают у самой поверхности. Видимо, по этой же причине форель предпочитает водоемы с густой растительностью на берегах. В летнюю жару рыбы стараются держаться близь ключей. Не найдя их, они могут забираться в норы, впадая в тепловое оцепенение, тогда их можно ловить практически голыми руками. А в иное время они очень проворны и изворотливы, стараются уходить в укрытие при малейшей опасности.

Русская рыбалка

Ручьевая форель – особенная рыба. А потому к ее ловле тоже нужно подходить с умом. Прежде всего надо определиться с тем, где она лучше всего ловится. Не надейтесь на хорошую рыбалку в тихих водоемах. Такие места рыба не любит. Лучше всего она ловится в водоемах с интенсивным течением, с водоворотами, где воды сильно обогащены кислородом.

Зимой рыбы более пассивны, поскольку замедляются их обменные процессы. Идеальное время ловли – ранняя весна, когда форель уже активна, а воды чисты и прозрачны. Но этот период не будет долгим – всего пару недель.

Способы ловли

Ловля ручьевой форели возможна разными способами. Ориентироваться следует на сезон, тип ловли и рельеф дна. Обычно рыбачат с лодки или взабродку.

Сложно сказать, как лучше ловится ручьевая форель. Спиннингом пользуются, если стоят в воде или на берегу. При этом также можно использовать воблер. В обычном состоянии он плавает по поверхности воды и погружается только во время подтяжки. Как правило, его забрасывают по течению реки, подтягивая время от времени. Такая тактика хороша на участках, где нет сильного течения. Форель ловят на живность.

Для рыбалки вполне подойдет и удочка с поплавком. При этом приманка располагается около поверхности воды. Только таким способом она может попасть в поле зрения рыбы. Периодически поплавок подтягивают, но при этом не обращают внимания на снос его ветром.

Есть еще один вариант ловли форели - поплавочной удочкой. Суть его заключается в том, что приманка с поплавком сплавляется по течению на всю длину лески. При этом наживка может касаться дна. Такой способ называется "ловля плавом". Он хорош для использования в тех местах, где реки впадают в озера.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

monateka.com


Официальный сайт
Официальный сайт
Федеральный портал
Официальный сайт
Единое окно
Официальный сайт
Официальный сайт
Госавтоинспекция
Портал госуслуг РФ
Портал госуслуг СК
Shkolaprikumskoe | Все права защищены © 2018 | Карта сайта