ГлавнаяШкольные новостиФотогалереяДокументыДля родителейГосударственная Итоговая АттестацияВопросы и ответы
Зачисление в ОУ
Официальный сайт
Прямая ссылка на наше учреждение
Форум Победителей РФ

История моего рода. Кете род


История моего рода | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

МБОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №3 Акбулакского района Оренбургской области» Районный фестиваль детского творчества «Здравствуй, мир!» Исследовательская работа История моего рода. Выполнил: ученик 3 «в» класса Баеков Куаныш. Руководитель: Жумабаева Д.Т. Акбулак 2013год. Оглавление Введение Основная часть доклада 2.1 Исследовательская работа 2.2 Глава 1. Род кете и моя семья. 1.1. Откуда мы родом и где наши корни? 2.1. Мои предки 2.2. Представители родословной линии со стороны папы 2.3. Представители родословной линии со стороны мамы 2.4 Карта района с указанием сёл, где живут казахи рода кете. 2.5 . Анкетирование среди одноклассников «Знаешь ли ты своих предков?» Заключение Список использованной литературы 1. Введение В старину родственные связи берегли, ценили, гордились ими и говорили: «Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится, тот через это сам срамиться»

Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, своего историю рода, своей семьи. Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов вживую постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно. Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать историю своего рода «кете», свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений. Передо мной стояли следующие задачи: 1) узнать историю рода кете, составить карту района и отметить села, где проживают казахи рода кете 2) составит генеалогическое дерево своей семьи. Объектом моей работы является д

educontest.net

Кете — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кете (каз. кете) — казахский род являющийся одним из шести подразделений племени Алимулы в составе Младшего жуза. Род делится на два подрода Ак кете и Кара кете.

История

Некоторые источники к племени Алимулы относят только подрод Ак кете. Например согласно шежире известного акына Еримбета к Алимулы относятся Жаманак (Шекты), Карамашак (Торткара), Айнык (Карасакал), Уланак (Каракесек), Тегинболат (Карасакал), Тойкожа (Ак кете). А в некоторых наоборот в племенной состав входит только Кара кете. Так в 1748 году М. Тевкелев пишет: «Сильный род алчин, а алчин разделяется надвое, то есть каракисяк и байулы. Каракисяк всех сильнее, исчисляется шесть родов, а имянно: чекли, каракисяк, чюмекей, дюрткара, каракете, карасакал…»[1]

Видео по теме

География расселения

Представители рода Ак кете провижают вдоль рек Уил и Кобда а также в Астраханских и Оренбургских областях Российской Федераций. Исторические места проживания другого подрода Кара кете нижнее течение реки Сырдарья Аральский, Казалинский, Кармакшинский, Сырдарьинские районы Кызылординской области, а так же Алгинский район Актюбинской области. Массово представлены в Уилском районе Актюбинской области, где составляют абсолютное большинство населения.

Численность

До революции 1917 года численность населения рода составлял 50-60 тысяч человек.

Подразделения

Подрод Ак кете делится на следующие подразделения: Айдар, Алмамбет, Байкошкар, Коныр, Майлы, Мамыт, Шалкошкар,Естек.

Подрод Кара кете делится на следующие подразделения: Киикши, Карабазар,Карпык, Томпак, Адамкожа.

Известные представители

  • Кудайназар Карпыкулы - видный политический деятель при Тауке-хан, Абылай хан. Происходит из рода Кара кете
  • Текей батыр Карпыкулы (1679-1764) - военачальник при Тауке-хан, поэт. Происходит из рода Кара кете
  • Жансен Кереев (1930-1983) — советский военачальник. Первый и единственный в советское время кадровый военный казах, которому было присвоено звание генерал-лейтенанта. Происходит из рода Ак кете — Мамыт — Жантай.
  • Адам Мекебаев (1940-2014) - писатель, публицист.
  • Кете Жусуп Ешниязулы (1871-1937) - поэт. Происходит из рода Кара кете
  • Турмаганбет Изтлеуулы (1882-1939) - поэт, переводчик. Происходит из рода Кара кете
  • Шернияз Жарылгасулы (1817-1881) - поэт. Происходит из рода Ак кете
  • Ажибай би (17-18 век) - видный представитель, бий. Происходит из рода Ак кете
  • Арал батыр (18 век) - военачальник, участник войны против калмыков. Происходит из рода Ак кете

Примечания

  1. ↑ М. Тевкелев. Казахско-русские отношения в XVI—XVIII веках. — 1961. — С. 406.

wikipedia.green

Кете Википедия

Кете (каз. кете) — казахский род являющийся одним из шести подразделений племени Алимулы в составе Младшего жуза. Род делится на два подрода Ак кете и Кара кете.

История

Некоторые источники к племени Алимулы относят только подрод Ак кете. Например согласно шежире известного акына Еримбета к Алимулы относятся Жаманак (Шекты), Карамашак (Торткара), Айнык (Карасакал), Уланак (Каракесек), Тегинболат (Карасакал), Тойкожа (Ак кете). А в некоторых наоборот в племенной состав входит только Кара кете. Так в 1748 году М. Тевкелев пишет: «Сильный род алчин, а алчин разделяется надвое, то есть каракисяк и байулы. Каракисяк всех сильнее, исчисляется шесть родов, а имянно: чекли, каракисяк, чюмекей, дюрткара, каракете, карасакал…»[1]

География расселения

Представители рода Ак кете провижают вдоль рек Уил и Кобда а также в Астраханских и Оренбургских областях Российской Федераций. Исторические места проживания другого подрода Кара кете нижнее течение реки Сырдарья Аральский, Казалинский, Кармакшинский, Сырдарьинские районы Кызылординской области, а так же Алгинский район Актюбинской области. Массово представлены в Уилском районе Актюбинской области, где составляют абсолютное большинство населения.

Численность

До революции 1917 года численность населения рода составлял 50-60 тысяч человек.

Подразделения

Подрод Ак кете делится на следующие подразделения: Айдар, Алмамбет, Байкошкар, Коныр, Майлы, Мамыт, Шалкошкар,Естек.

Подрод Кара кете делится на следующие подразделения: Киикши, Карабазар,Карпык, Томпак, Адамкожа.

Известные представители

  • Кудайназар Карпыкулы - видный политический деятель при Тауке-хан, Абылай хан. Происходит из рода Кара кете
  • Текей батыр Карпыкулы (1679-1764) - военачальник при Тауке-хан, поэт. Происходит из рода Кара кете
  • Жансен Кереев (1930-1983) — советский военачальник. Первый и единственный в советское время кадровый военный казах, которому было присвоено звание генерал-лейтенанта. Происходит из рода Ак кете — Мамыт — Жантай.
  • Адам Мекебаев (1940-2014) - писатель, публицист.
  • Кете Жусуп Ешниязулы (1871-1937) - поэт. Происходит из рода Кара кете
  • Турмаганбет Изтлеуулы (1882-1939) - поэт, переводчик. Происходит из рода Кара кете
  • Шернияз Жарылгасулы (1817-1881) - поэт. Происходит из рода Ак кете
  • Ажибай би (17-18 век) - видный представитель, бий. Происходит из рода Ак кете
  • Арал батыр (18 век) - военачальник, участник войны против калмыков. Происходит из рода Ак кете

Примечания

  1. ↑ М. Тевкелев. Казахско-русские отношения в XVI—XVIII веках. — 1961. — С. 406.

wikiredia.ru

Хеттская империя и наше племя кете · Публикации · Портал «История Казахстана»

Хеттская империя и наше племя кете

В своих записях Абильгазы бахадур хан, ставший главным мастером в казахской летописи новой эпохи, повествует о Кара хане и Уыз хане

Так он останавливается на эпохе Уыз хана: «мусульманские летописи говорят, что он был ханом 3400 лет назад до нашего Пророка», то есть, предположительно, Уыз хан жил в 2800 годы до нашей эры. А что если мы поработаем, взяв указанный в летописи хронологический период за основу, и свяжем этот загадочный период с народом хет или кете?

 Согласно историческим данным, в этот период Малую Азию и Месопотамию завоевал народ «хетта/ хита», как его называют в западной научной литературе... Какое же отношение имеют хетты к нашему Уыз кагану, к истории Великой степи того периода? 

Тему, которую и в наше время не решаются затрагивать казахские историки, первым поднял Н.А. Аристов. Он приводит два довода в пользу того, что история хеттов связана с нашей историей. 

Во-первых, схожесть, даже родственность хеттской письменности с древне-орхонскими знаками. Н.А. Аристов: «сходство многих знаков тюрско-орхонского алфавита с знаками алфавитов финикийского, ликийского, хитийского, при малой вероятности занесения последних с берегов Средиземного моря в Монголию, может служить доказательством самостоятельного составления с одной стороны малоазийских и с другой – орхоно-тюркского алфавитов одинаково из скотоводческих клейм или тамг, которые у всех скотоводческих народов имеют большее или меньшее сходство, ибо должны удовлетворять, как выше сказано, общим необходимым условиям. Из числа упомянутых древних письмен отличаются особою многочисленностью сходных с тюрко-орхонским алфавитом знаков хитийский. Если подтвердиться  предположение о туранском происхождении хитийцев, то вместе с тем станет вероятным составление хитийских письмен не вообще из скотоводческих, а именно из тюркских родовых тамг».

Во-вторых, Н.А. Аристов выдвигал гипотезу о связи народа хити (хетты), властвовавших во ІІ тысячелетии до н.э. в Малой Азии, с родом «кете», который находится в этническом составе казахов. Судя по его записям: «Хити прибыли в Каппадокию и отсюда распространили свою власть на Северную Сирию и Киликию за две тысячи лет до Р.Х. Первые египетские фараоны, предпринимавшие походы в Сирию между 1800-1600 гг., встретили отпор только от хити. Договор Рамзеса ІІ с царям хити об оборонительном и наступательном союзе – есть самый древний известный дипломатический акт. «Вместо исторических хроник, хити оставили нам бесчисленные памятники своих побед... Везде (от гор Киликии до Эгейского моря), где только находились какие-нибудь стратегические пункты для наблюдения за ущельями и дорогами или для прикрытия крепостей, хити оставляли на скалах изображение фигур своих царей и богов, сопровождаемые часто надписями».

Хити постепенно ослабли, но упоминание о них и о столице их Гарагмыше на Ефрате прекратились лишь  за два века до нового вторжения скифов в западную Азию в 634-627 гг. до Р.Х., когда они достигли Египта (Масперо. Древняя история народов Востока. М.,1895. с.178-179, 247 и пр.). Conder думает (Hittite Ethnologie Journal of the Antropological Institute of great Britan,1888,  vol.ХУІІ,р.155), что финикийский алфавит очевидно происходит от хиттийских иероглифов. Название «хити» (Khita как пишут некоторые английские ученые) напоминает загадочное имя рода Малой орды «китэ», «китя», с тамгой в виде креста или знака умножения, которые оба встречаются в хитийских иероглифах».

Многие исследователи до нас считали, что племя Кете ведет свое начало от крупного племенного соединения Алим Младшего жуза. Согласно шежире (родословной), от одного из предков Младшего жуза – Кадыркжи (Каракесек) родились Байсары, Алим, Шомен. От Байсары – Бозаншар, Майлыбай. Байсары и сын его Майлыбай погибают от рук врагов. Алим берет в жены свою невестку Кетебике – мать Бозаншара. От Алима происходят Тайкожа – Аккете, от Бозаншара - Адамкожа, Саду. От Адамкожа – Кара кете. После смерти Алима на Кетебике женится Шомен. От него рождаются Томенкожа, от него – Томпак, Сары. От Саду – Сабден.

Таким образом, Кетебике поочередно выходит замуж за троих братьев, и рожает трех сыновей; впоследствии потомки, которые происходят от этих трех сыновей, именуют себя потомками Кете. Так как они выросли вместе с Шомекеем, рожденным от собственной жены Шомена, и были сонаследниками, видимо, поэтому они называли себя «Кете-Шомекей» (Маданов Х. Кіші жүз шежіресі. Алматы,1994.-109-110; Толыбеков С. Қазақ шежіресі. Алматы,1992-84 б.).  Стоит отметить, что женский образ в шежире доказывает историческую древность событий.

Р.А. Бекназаров, создавший специальный научный труд по теме «Казахи Северного Приаралья, анализируя данные касательно племени Кете, пишет следующее: «В общенародном варианте шежире от первой жены Каракесека – Токсулу, рождается Байсары. После смерти Токсулу, Каракесек женится на своей свояченице Кагаз, от нее рождаются два сына - Алим и Шомен. Байсары женится на девушке по имени Кетебике, от нее рождаются Бозаншар и Майлыбай (в некоторых сведениях Бозаншар фигурирует и как Бозанша). В одном из сражений погибают Байсары и его сын Майлыбай, и по обычаю аменгерства Кетебике выходит замуж за Алима, младшего брата покойного мужа. От этого брака рождаются Тегенболат (позднее прозванный Карасакал) и Тойкожа. Далее по некоторым данным умирает и Алим, и по неписаным законам степи Кетебике выходит замуж за младшего брата Алима, Шомена, и на свет появляется Туменкожа. А по другим рассказам, Кетебике забеременела от Шомена, когда после смерти Байсары  собиралась выходить замуж за Алима, то есть Алим взял замуж  Кетебике с двумя сыновьями – Бозаншаром и Туменкожой. И с этого момента, якобы начались «распри по поводу земли и вдовы» между Алимом и Шоменом.

Среди казахов Иргизского края сохранилась еще одна версия этой легенды. Согласно их рассказам, у Алима закончился насвай и он попросил у Шомена насвай на одну закладку. А Шомен, скучающий от безделья, предлагает ему провести скачку. Алим соглашается. Шомен скачет, при этом выкрикивая клич «Дойт», «Дойт». А скачущему следом Алиму этот клич слышится как «Койт», «Койт», и Алим обижается на брата, что тот сравнил его с собакой. 

Мы говорили, что после смерти своего отца, Бозаншар воспитывался у Алима, но так как дети Алима всегда его отделяли, он перекочевывает на берег Сыра к Шомену, при этом угоняет табун лошадей:

 

Асырайды Бозаншаны Әлім алып,

Еншілес еткен оны малын салып.

Әлімнің алты ұлымен сыйыса алмай,

Шөменге жүрген екен қашып барып.

Бозанша қатарынан болды мықты,

Өз деген өз күшімен озып шықты,

Бір күні тойға барып төбелесіп,

Әлімнің төрт баласын ұрып жықты.

 

Шомен заботится о Бозаншаре, там же он женится, создает семью, хозяйство. Поэтому на северном Приаралье и по сей день говорят: «родные Шомекей - Кете».

После женитьбы Бозаншар берет свое наследство и по совету матери собирает вокруг себя своих единоутробных братьев. Таким образом, появляется народ «Аул Кете»».

По словам Р. Бекназарова «род кете делится на три: от Бозаншара – Ожырай кете, от Алимулы Тойкожа – Ак кете, от Шоменуұлы Туменкожа – Кара кете. И якобы, по благословению матери Кетебике, они взяли имя Майлыбая, родного брата отца, как общий клич. И назывались «Үш таңбалы Майлыбай-Кете» (Трехтамговый Майлыбай-Кете). В их состав входило двадцать родов. Ожырай кете: Мырза, Баимбет, Алдияр, Батике, Курманкожа, Толек; Кара кете: Томпак кете, Асан, Жанбакты, Кулыс; Ак кете: Аккошкар, Байкошкар, Шалкошкар, Коныр кете, Майлы кете, Мама, Туйте, Калкаман, Естек кете, Сеит кете».

Приведенное выше шежире доказывает, что племя Кете является самым древним этническим субстратом в составе Младшего жуза. Этот вопрос проглядывается и из названия племени, у казахов немало родовых сообществ, называющихся именами матерей.

Кроме того в составе рода мы видим несколько образов кете: Ак кете, Кара кете, Коныр кете, Майлы кете и другие. И это система, основанная на внешней характеристике, тоже является пережитком древности. Не нужно сильно углубляться, можно вспомнить лишь названия средневековых общин.  Если рассматривать этот вопрос, касаясь обычаев, то видим что прав у Кете больше, чем у Алима. То есть, если Алим и старший в Младшем жузе, то его брат Байсары – предок всех Кете. Эти причины нам дают возможность связать исторические истоки племени Кете с народом хетта, чья империя в древности существовала на Малой Азии. 

В европейской историографии тема Хетты известна давно, но информация касательно их конкретной деятельности в истории Малой Азии все еще остается туманной – даже ареал их обитания многие века оставался неопределенным. В науке начались изменения лишь после того как Шарль Тексье в 1839 году и Уильям Гамильтон в 1842 году открыли неподалеку от аула Алаша куюк, рядом со знаменитым Богазкей, древние иероглифы хеттов и их сооружения. На холмах, которые располагаются рядом с поселением Богазкей, находились раньше крупные поселения. А гребенчатые камни, найденные возле города (Язылыкая-Жазулыкия), изобиловали рисунками. По середине дальнего камня можно увидеть изображение большой процессии, подобное Сырлытамским памятникам казахской земли. Идущие с двух сторон люди к середине камня встречаются друг с другом, ликуют, радуются. На Нысан-тас, немало пострадавшем за весь период своего существования, есть иероглифы. Этот памятник находится в центральной части старого города.

Выяснилось, что Алаша-куюк выполнял функции ворот в городе. Раньше по бокам ворот стояли массивные львы. В ходе раскопок за воротами Алаша-куюк были обнаружены руины городских сооружений и разрушенные скульптуры. В связи с этим в 1879-1780 годы А.Г. Сейс впервые связал древние артефакты, найденные Анатолийской земле, с цивилизацией Хеттов. Тогда началось тщательное изучение всей горной местности Малой Азии – территория, от Месопотамии до северных краев стала активнее исследоваться.

Среди писем-извещений египетских фараонов Эхнатона и его отца Аменхотепа ІІІ 1370-1348 годов до н.э. были найдены поздравления от царя Хеттов и дипломатические трактаты. Позже на Богазкейской земле Гуго Винклером в 1906 году был найден и опубликован архив записей хеттских царей, где были тексты политического и исторического содержания, шумер-аккад-хеттский словарь, более 15-и тысяч сочинений на клинописных табличках о разведении лошадей. Эти исследовательские работы являются особой страницей в истории древних времен. Считается, что хеттская история состоит из трех периодов: это древний 1650-1500 гг., средний – 1500-1400 гг., новый – 1400-1200 гг.    

В 1915 году Б. Грозный опубликовал грамматику хеттского языка, определив его к группе индоевропейских языков, однако его суждения в скором времени были опровергнуты. Профессор слишком вольно трактовал хеттские слова, предполагая, что они имеют индоевропейское происхождение, и, исходя из внешнего сходства слов, им были приписаны западные значения.  

Из-за сложности хеттской письменности между исследователями до сих пор возникает множество споров. Но многие из них все же признают хоть и малую близость хеттского языка к индоевропейской среде. То есть все еще существуют нераскрытые тайны древних индоевропейских языков. Мы считаем, что главная причина этого состоит в том, что, возможно, в те времена индоевропейские языки еще не полностью отделились от уральских и алтайских языков. Этот ностратический древний язык, подвергнувшись дифференциации во времена великого переселения, стал основой для новых языков. Если бы мы углубились в корни казахского языка, то в его ранних истоках увидели бы «индоевропейские сокровища», на самом деле относящиеся ностратическому золотому фонду.  

В хеттской истории нас особо интересуют отношения с островом Кипр. Во времена правления хеттского царя Тудхалия ІV, был совершен поход на этот остров, и правитель острова со своей семьей был взят в плен. Есть свидетельства, что остров находился в подчинении хеттов, и что они возвратились на родину с большой добычей. Но также пишут, что Суппилули ІІ сжег все корабли Аласии до единого, и вновь завоевал остров. И в итоге между ними было подписано мирное  соглашение

Остров, который сейчас носит название Кипр, во времена хеттов, то есть во ІІ тысячелетии до н.э., назывался Аласия (Алашия), что рождает новые предположения. Вместе с хеттами в Ближний Восток пришли и кони (алаша, алаша ат). А разведение лошади позволило использовать скот в военном деле – его начали запрягать в двухколесную военную колесницу, стали проводить скачки. Главным специалистом по тренировке скаковых лошадей был Кеккули (Кикулы) – миттаниец, который переселился с востока, подчинившись хеттам. Он тренировал лошадей хеттских царей. Использование лошадей давало большие возможности. Даже образ кентавра в восточном мире был сформирован благодаря хеттам.

Хетты использовали железо, это тоже давало им преимущество перед другими народами. Существуют данные о том, что фараон Египта попросил царя Хеттов подарить ему кинжал. Для региона, жившего в бронзовом веке, железный кинжал был дорогим подарком. Так, образовалась империя Хеттов, от которой содрогался весь западный мир и Африка.

Хетты первыми завезли в Малую Азию легкие, основанные на колесах со спицами, колесницы. Они были намного легче цельных деревянных колесниц шумеров; к тому же  колесницы на колесах со спицами было удобно использовать и в военных целях.

Говоря о хеттах, особое внимание следует уделить их мировоззрению. Как и у многих древних народов в те времена главным божеством хеттов был – Бог Солнца. Вместе с тем из исторических сведений мы знаем, что у хеттов был и Бог Грома, которого звали Тишуб-Тарку. Храмы хеттов находились на высоких горах, крутых склонах, утесах и пещерах. Мы думаем, что присущее предкам казахов поклонение горам, камням, пещерам могло иметь продолжение в хеттских храмах, в которых поклонялись силам гор, камней, пещер.

Можем ли мы теперь считать, что корни хеттского народа берут свое начало из Великих казахских степей?!

 

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». [email protected] 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

e-history.kz

Кете — Википедия РУ

Кете (каз. кете) — казахский род являющийся одним из шести подразделений племени Алимулы в составе Младшего жуза. Род делится на два подрода Ак кете и Кара кете.

История

Некоторые источники к племени Алимулы относят только подрод Ак кете. Например согласно шежире известного акына Еримбета к Алимулы относятся Жаманак (Шекты), Карамашак (Торткара), Айнык (Карасакал), Уланак (Каракесек), Тегинболат (Карасакал), Тойкожа (Ак кете). А в некоторых наоборот в племенной состав входит только Кара кете. Так в 1748 году М. Тевкелев пишет: «Сильный род алчин, а алчин разделяется надвое, то есть каракисяк и байулы. Каракисяк всех сильнее, исчисляется шесть родов, а имянно: чекли, каракисяк, чюмекей, дюрткара, каракете, карасакал…»[1]

География расселения

Численность

До революции 1917 года численность населения рода составлял 50-60 тысяч человек.

Подразделения

Подрод Ак кете делится на следующие подразделения: Айдар, Алмамбет, Байкошкар, Коныр, Майлы, Мамыт, Шалкошкар,Естек.

Подрод Кара кете делится на следующие подразделения: Киикши, Карабазар,Карпык, Томпак, Адамкожа.

Известные представители

  • Кудайназар Карпыкулы - видный политический деятель при Тауке-хан, Абылай хан. Происходит из рода Кара кете
  • Текей батыр Карпыкулы (1679-1764) - военачальник при Тауке-хан, поэт. Происходит из рода Кара кете
  • Жансен Кереев (1930-1983) — советский военачальник. Первый и единственный в советское время кадровый военный казах, которому было присвоено звание генерал-лейтенанта. Происходит из рода Ак кете — Мамыт — Жантай.
  • Адам Мекебаев (1940-2014) - писатель, публицист.
  • Кете Жусуп Ешниязулы (1871-1937) - поэт. Происходит из рода Кара кете
  • Турмаганбет Изтлеуулы (1882-1939) - поэт, переводчик. Происходит из рода Кара кете
  • Шернияз Жарылгасулы (1817-1881) - поэт. Происходит из рода Ак кете
  • Ажибай би (17-18 век) - видный представитель, бий. Происходит из рода Ак кете
  • Арал батыр (18 век) - военачальник, участник войны против калмыков. Происходит из рода Ак кете

Примечания

  1. ↑ М. Тевкелев. Казахско-русские отношения в XVI—XVIII веках. — 1961. — С. 406.

http-wikipediya.ru

Кете Википедия

Кете (каз. кете) — казахский род являющийся одним из шести подразделений племени Алимулы в составе Младшего жуза. Род делится на два подрода Ак кете и Кара кете.

История[ | код]

Некоторые источники к племени Алимулы относят только подрод Ак кете. Например согласно шежире известного акына Еримбета к Алимулы относятся Жаманак (Шекты), Карамашак (Торткара), Айнык (Карасакал), Уланак (Каракесек), Тегинболат (Карасакал), Тойкожа (Ак кете). А в некоторых наоборот в племенной состав входит только Кара кете. Так в 1748 году М. Тевкелев пишет: «Сильный род алчин, а алчин разделяется надвое, то есть каракисяк и байулы. Каракисяк всех сильнее, исчисляется шесть родов, а имянно: чекли, каракисяк, чюмекей, дюрткара, каракете, карасакал…»[1]

География расселения[ | код]

Представители рода Ак кете провижают вдоль рек Уил и Кобда а также в Астраханских и Оренбургских областях Российской Федераций. Исторические места проживания другого подрода Кара кете нижнее течение реки Сырдарья Аральский, Казалинский, Кармакшинский, Сырдарьинские районы Кызылординской области, а так же Алгинский район Актюбинской области. Массово представлены в Уилском районе Актюбинской области, где составляют абсолютное большинство населения.

Численность[ | код]

До революции 1917 года численность населения рода составлял 50-60 тысяч человек.

Подразделения[ | код]

Подрод Ак кете делится на следующие подразделения: Айдар, Алмамбет, Байкошкар, Коныр, Майлы, Мамыт, Шалкошкар,Естек.

Подрод Кара кете делится на следующие подразделения: Киикши, Карабазар,Карпык, Томпак, Адамкожа.

Известные представители[ | код]

  • Кудайназар Карпыкулы - видный политический деятель при Тауке-хан, Абылай хан. Происходит из рода Кара кете
  • Текей батыр Карпыкулы (1679-1764) - военачальник при Тауке-хан, поэт. Происходит из рода Кара кете
  • Жансен Кереев (1930-1983) — советский военачальник. Первый и единственный в советское время кадровый военный казах, которому было присвоено звание генерал-лейтенанта. Происходит из рода Ак кете — Мамыт — Жантай.
  • Адам Мекебаев (1940-2014) - писатель, публицист.
  • Кете Жусуп Ешниязулы (1871-1937) - поэт. Происходит из рода Кара кете
  • Турмаганбет Изтлеуулы (1882-1939) - поэт, переводчик. Происходит из рода Кара кете
  • Шернияз Жарылгасулы (1817-1881) - поэт. Происходит из рода Ак кете
  • Ажибай би (17-18 век) - видный представитель, бий. Происходит из рода Ак кете
  • Арал батыр (18 век) - военачальник, участник войны против калмыков. Происходит из рода Ак кете

Примечания[ | код]

  1. ↑ М. Тевкелев. Казахско-русские отношения в XVI—XVIII веках. — 1961. — С. 406.

ru-wiki.ru

Кете

кетеринг услуги, кетеринг каракесек, карасакал, шекты, торткара, шомекей

Кете каз кете — казахский род являющийся одним из шести подразделений племени Алимулы в составе Младшего жуза Род делится на два подрода Ак кете и Кара кете

Содержание

  • 1 История
  • 2 География расселения
  • 3 Подразделения
  • 4 Известные представители

Историяправить

Некоторые источники к племени Алимулы относят только подрод Ак кете Например согласно шежире известного акына Еримбета к Алимулы относятся Жаманак Шекты, Карамашак Торткара, Айнык Карасакал, Уланак Каракесек, Тегинболат Карасакал, Тойкожа Ак кете А в некоторых наоборот в племенной состав входит только Кара кете Так в 1748 году М Тевкелев пишет: «Сильный род алчин, а алчин разделяется надвое, то есть каракисяк и байулы Каракисяк всех сильнее, исчисляется шесть родов, а имянно: чекли, каракисяк, чюмекей, дюрткара, каракете, карасакал…»

География расселенияправить

Представители рода Ак кете провижают вдоль рек Уил и Кобда а также в Астраханских и Оренбургских областях Российской Федераций Исторические места проживания другого подрода Кара кете нижнее течение реки Сырдарья Аральский, Казалинский, Кармакшинский, Сырдарьинские районы Кызылординской области

Подразделенияправить

Подрод Ак кете делится на следующие подразделения: Айдар, Алмамбет, Байкошкар, Коныр, Майлы, Мамыт, Шалкошкар,Естек

Подрод Кара кете делится на следующие подразделения: Киикши, Карабазар,Карпык, Томпак, Адамкожа

Известные представителиправить

  • Жансен Кереев 1930-1983 — советский военачальник Первый и единственный в советское время кадровый военный казах, которому было присвоено звание генерал-лейтенанта Происходит из рода Ак кете — Мамыт — Жантай
Казахские племена и роды Старший жуз Средний жуз Младший жуз Аксуек Не входят в жузы Другое
  • Канлы: Кара-Канлы · Кызыл-Канлы · Капсан-Канлы · Сары-Канлы
  • Джалайыр: Акбиюм · Андас · Арыктыным · Байчигир · Балгалы · Кальпе · Кайшылы · Карашапал · Кушук · Мырза · Оракты · Сыйыршы · Сыпатай
  • Кият
  • Шаншыкылы: Курбака: Балык · Санырау · Мамыт · Дархан · Кырыксадак · Бектау: Кырпык · Арапшы · Сырдым · Жойсын · Багыс
  • Сары Уйсун: Калша · Джакып
  • Шапырашты: Айкым · Асыл · Екей · Емил · Кебенек · Шыбыл
  • Ысты: Ойык казах · Тилик казах
  • Ошакты: Аталык · Байлы · Коныр · Тасжурек
  • Албаны: Сары: Шоган · Досалы · Кажбанбет · Жарты · Алжан ·Курман · Айт· Бозым · Кыстык Шыбыл: Коныр-Борик · Кызыл-Борик
  • Суаны: Байтюгей · Токарстан · Багыс · Сартай · Нартай
  • Дулаты: Ботпай · Жаныс · Сыйкым · Шымыр
  • Сиргели: Байулы: Айтбозым · Жанабай · Елибай · Батыр · Карабатыр · Шалдар · Байджигит · Джайдак · Уштанбалы Кайшылы · Конирдек · Тутанбалы
  • Аргыны: Мейрам: Бегендык казах · Куандык казах · Суйиндык· Шегендык казах · Каракесек Момын: Атыгай · Басентийин · Канджыгалы · Карауыл · Тобыкты Токал Аргын: Джогары-Щекты · Томенги-Щекты Жиен: · Таракты
  • Найманы: Саржомарт: · Бура · Каратай · Кокджарлы Толегетай: Матай · Каракерей · Садыр · Торгул · Терстамгалы: Баганалы· Балталы
  • Кыпшак: · Кулан Кыпшак · Сары Кыпшак · Кытай Кыпшак · Кара Кыпшак: Карабалык · Колденен · Бултын · Узун · Торы
  • Коныраты: Котенши: Сангыл · Боджбан · Джетимдер · Мангытай · Аманбай · Джаманбай Коктинулы: байлар · жандар · Оразкелди · карасирак · токболат · кулшыгаш · алги
  • Кереи: Абак: Джантекей · Джадик · Шимойын · Шубарайгыр · Меркит · Шеруши · Сарбас · Молкы · Ители · Каракас Сыйдалы · Консадак· Джастабан· Итимген · Ашамайлы: Балта · Кошебе · Тарышы · Сыйбан
  • Уак: · Ер Косай · Байназар · Бетке · От первой жены: Сарман · Шога · Ергенекти: Барджакы · Джансары · Шайкоз · Быйдалы
  • Байулы: Щеркеш · Адай · Алаша · Алтын · Байбакты · Берш · Есентемыр · Джаппас · Кызыл-Курт · Маскар · Таз · Тана · Ысык
  • Алимулы: Щекты · Каракесек · Карасакал · Кете · Торткара · Асан · Шомекей
  • Джетыру: Тама · Табын · Кердеры · Кереит · Тлеу · Рамадан · Джагалбайлы
  • Ногай-Казах: Уйсын-ногай · Кояс · Казан Кулак · Кос Танбалы
  • Коджа
  • Толенгыты
Родство у казахов · Казахское шежире · Жузы · Шала-казахи · Генофонд казахов · Список казахских шежире казах

кетеван кемоклидзе, кетек, кетельный шов, кетен еоод, кетер, кетеринг, кетеринг кашкавал чајна, кетеринг услуги, кетерол, кетертекс

Кете Информацию О

Кете Комментарии

КетеКете Кете Вы просматриваете субъект

Кете что, Кете кто, Кете описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com


Официальный сайт
Официальный сайт
Федеральный портал
Официальный сайт
Единое окно
Официальный сайт
Официальный сайт
Госавтоинспекция
Портал госуслуг РФ
Портал госуслуг СК
Shkolaprikumskoe | Все права защищены © 2018 | Карта сайта