Икра (Дагестан). Село икра


Икра (Дагестан) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Село

ИкраКІири

Показать/скрыть карты

Махачкала

Курах

Икра

У этого термина существуют и другие значения, см. Икра.

Икра (лезг. КIири) — село в Курахском районе Дагестана.

Географическое положение

Расположено на реке Курах в 20 км от районного центра.[2].

Население

Численность населения2002[3]2010[1]
1532↗1618

Хозяйство

Исторически известно как оружейный[4] и ювелирный[5] ремесленный центр.

Уроженцы

В селе родился Герой Советского Союза Эсед Бабастанович Салихов.[6].

Напишите отзыв о статье "Икра (Дагестан)"

Примечания

  1. ↑ 1 2 [dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/dagstat/resources/b698fa00421f084fbfb3ff2d59c15b71/ВПН+том1.rar Всероссийская перепись населения 2010 года. Таблица № 11. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских и сельских населённых пунктов Республики Дагестан]. Проверено 13 мая 2014. [www.webcitation.org6PXLnySO Архивировано из первоисточника 13 мая 2014].
  2. ↑ [mapk39.narod.ru/map2/index19.html Топографическая карта K-39-XIX — 1 : 200 000]
  3. ↑ std.gmcrosstata.ru/webapi/opendatabase?id=vpn2002 Всероссийская перепись населения 2002 года
  4. ↑ [www.kumukia.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=9088 Материалы к вопросу о феодализме в истории Дагестана]
  5. ↑ [dhis.dgu.ru/lezg.htm История лезгин]
  6. ↑ [www.riadagestan.ru/news/2008/05/09/66621/ Жители села Икра Курахского района Дагестана почтили память Героя]

Отрывок, характеризующий Икра (Дагестан)

– Ну, всё таки скажите ему, чтоб он приезжал в клуб, – всё рассеется. Пир горой будет. На другой день, 3 го марта, во 2 м часу по полудни, 250 человек членов Английского клуба и 50 человек гостей ожидали к обеду дорогого гостя и героя Австрийского похода, князя Багратиона. В первое время по получении известия об Аустерлицком сражении Москва пришла в недоумение. В то время русские так привыкли к победам, что, получив известие о поражении, одни просто не верили, другие искали объяснений такому странному событию в каких нибудь необыкновенных причинах. В Английском клубе, где собиралось всё, что было знатного, имеющего верные сведения и вес, в декабре месяце, когда стали приходить известия, ничего не говорили про войну и про последнее сражение, как будто все сговорились молчать о нем. Люди, дававшие направление разговорам, как то: граф Ростопчин, князь Юрий Владимирович Долгорукий, Валуев, гр. Марков, кн. Вяземский, не показывались в клубе, а собирались по домам, в своих интимных кружках, и москвичи, говорившие с чужих голосов (к которым принадлежал и Илья Андреич Ростов), оставались на короткое время без определенного суждения о деле войны и без руководителей. Москвичи чувствовали, что что то нехорошо и что обсуждать эти дурные вести трудно, и потому лучше молчать. Но через несколько времени, как присяжные выходят из совещательной комнаты, появились и тузы, дававшие мнение в клубе, и всё заговорило ясно и определенно. Были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты, и все стало ясно, и во всех углах Москвы заговорили одно и то же. Причины эти были: измена австрийцев, дурное продовольствие войска, измена поляка Пшебышевского и француза Ланжерона, неспособность Кутузова, и (потихоньку говорили) молодость и неопытность государя, вверившегося дурным и ничтожным людям. Но войска, русские войска, говорили все, были необыкновенны и делали чудеса храбрости. Солдаты, офицеры, генералы – были герои. Но героем из героев был князь Багратион, прославившийся своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля. Тому, что Багратион выбран был героем в Москве, содействовало и то, что он не имел связей в Москве, и был чужой. В лице его отдавалась должная честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату, еще связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова. Кроме того в воздаянии ему таких почестей лучше всего показывалось нерасположение и неодобрение Кутузову.

wiki-org.ru

Икра, Курахский район — Лезгин.ру

ИКРА

Икршский с/совет был образован декретом ВЦИК от 20. 01. 1921 г. в составе населенных пунктов Икра, Ругун, Сараг.

Село расположено на высоте 1380 метров над уровнем моря. Население на 01 января 2009 года составляет - 1600 человек, хозяйства - 438. Общая земельная площадь составляет - 2800 га, сельхозугодия - 1929 га,  сенокосы - 673 га, пастбища- 1081 га.

По рассказам старожилов, село первоначально было расположено на местечке «К1елед К1унт», что означает «Крепость на холме». Первые дома в селе возникли в районе «Контурар», который расположен на южном склоне горы. Многочисленные памятники, захоронения доказывают, что появление и развитие села относятся к домусульманскому периоду. Вызывают споры происхождение исторического названия села «К1ири» «К1ирияр». Некоторые связывает это с названием плодов облепихи (К1ирияр), что в избытке росло раньше в низменной части села. Однако, данная трактовка является спорной. После присоединения Дагестана к России, в связи с введением в округе русского делопроизводства, слово «К1ири» было заменено на более доступное и легкое в произношении словом «Икра».

Основным занятием жителей села с древнейших времен было земледелие, скотоводство, ремесленничество, кустарное дело. Особой популярностью пользовались местные кузнецы, которые превратили село в оружейный центр. Все орудия труда готовились местными мастерами. В селении функционировали 17 кузниц. Свою продукцию мастера обменивали на различные товары бытового обихода и продукты питания. Кузнецы работали на древесном угле, и заготовка древесного угля превратилась также в постоянное занятие отдельных жителей села. Прекрасными мастерами показали себя Икринские каменщики и плотники, чьи творения даже прошлого столетия сохраняются до настоящего времени как исторические реликвии. Сильное развитие получило и гончарное дело.

Особое развитие в селение получило ткачество, которым были заняты женщины. Основным материалом в этом деле были шерсть и волокно конопли. Искусные мастерицы ткали ковры, паласы и грубый материал из волокна конопли для домашних нужд. Отдельные мастера - мужчины были заняты изготовлением бурок. К сожалению, в настоящее время эти профессии преданы забвению, остались только отдельные следы прошлого производства.

До конца XIX в. селением управлял староста, которого избирал джамаат. В его распоряжении находились 1-2 помощника (чувуча). В начале XX века появляется чиновник-кавха, которого назначал царский наместник, находящийся в Темирхан-Шуре. В круг обязанностей старосты и кавхы входило охрана общественного По-рядка и защита имущества жителей села. Начиная с конца XIX века среди жителей села стала распространяться отходничество. Но жизнь везде была трудной, тяжелой и в недрах этой несладкой жизни проявлялись отголоски недовольства, протеста. И одним из протестантов выступил в те годы уроженец сел. Икра Кири Буба.

Потомки с гордостью и благодарностью относятся к памяти этого отважного, мужественного человека, которого не сумели сломить ни Бакинская тюрьма, ни Сибирская ссылка, ни противоборство с казаками. Остался навсегда бунтарем, но не рабом. Мы преклоняемся перед ним, так как он боролся за честь и достоинство человека, горца. Доказательством этому служат те многочисленные стихи, песни, созданные народом о герое. Память героя увековечена одноименным спектаклем Лезгинского музыкально-драматического театра, повестью К. Казиева, романом С. Гаджиева.

Тяжелые условия жизни вынуждали рабочих Бакинских промыслов к борьбе, к избавлению от нищеты и разорения. И первое боевое революционное крещение икринцы получили в г. Баку. В числе их были Мамедов Мажид, Исаев Иса, Исаев Муса, Казимов Г, Караханов Ярахмед, Медетов Кази и многие другие. В 30-е годы XX века первые ласточки новой действительности появляются в наших краях. В 1930 году 27 хозяйств объединились в кооператив, который функ-ционировал до 1931 года. Председателем кооператива был Асалиев Асан. Был организован местком. В 1931 году создано потребительское кооперативное объединение, в 1932 году образовалось животноводческое кооперативное товарищество. Руководителями товарищества в разные времена стали Ашурбеков Кучага, Загиров Загир.

В конце 1937 года создан настоящий колхоз, который носил имя XII съезда партии. С образованием колхоза начинается преображение села, бурное строительство ферм, баз, складских помещений и других объектов. Мирный труд икринцев был прерван Великой Отечественной войной. 222 человека отправились на защиту Родины. 105 из них сложили свои головы на по-лях сражений, 117 вернулись с победой. Подвиги многих икринцев овеяны славой. Примером ратного подвига стали такие, как политрук Османов Шафи, офицер Гамзаев Багаудин, рядовые Алимирзоев Р., Эскендеров Р, Батманов Л., Рустамов Дж., Алимирзоев М. и другие, героизм которых отмечено высокими правительственными наградами. Особой гордостью является бесстрашный комбат Эсед Бабастанович Салихов. Его жизненный путь, боевая биография, подвиги на фронте являются примером подражания для молодежи. За мужество, стойкость, отвагу и умелое командование батальоном ему было присвоено (посмертно) звание Героя Советского Союза. Его именем названы родной колхоз, школа, техникум и улицы, сооружен памятник, а также обелиск «Воинам — освободителям». Ежегодно на родине Героя проводится турнир памяти по волейболу республиканского масштаба.

lezgin.ru

Село Икра, лезгины, история лезгин, лезгинские песни, лезгинка, танец лезгинка

 

Икра (лезг.КIири) — лезгинское село в Курахском районе Дагестана . Село — второе по численности населения после центра района Кураха. По рассказам старожилов село возникло не сразу. По одной из версий, село первоначально было расположено на возвышенности, холме "КIелед кIунтIар", дословно означает "Крепость на холме", а по другой версии, на участке "МеркIи". Но ни одна из версий точно не доказана. Более правдоподобной версией является образование села на холме "Сенгер", что в переводе на русский язык означает "холм, возвышенность". В каком веке было образовано село неизвестно, но село имеет многовековую историю. Об этом свидетельствует кладбище, которое раскинулось на территории нескольких гектаров, а в некоторых местах и в три слоя могил. 

Многие могилы отличаются своим устройством и направлением, что не характерно для мусульманских могил. На многих могилах имеются надписи на старо-албанском языке. Таким образом, появление и развитие села относятся к до мусульманскому периоду во времена могущественного государства - Кавказской Албании. Что касается названия села, то и здесь есть две гипотезы. По одной из них название "КIири" связано с кустарниками облепихи, которые в изобилии растет в здешних местах, а по другой версии название села связано с изделиями из древесины боярышника (кIирер). Но и в этом вопросе каких-либо письменных достоверных доказательств нет. 

После присоединения Дагестана к России, название села почему-то поменяли с КIири на Икра, с чем наше село не имеет никакого отношения. Основным занятием жителей села с древнейших времен было земледелие, оружейное дело, скотоводство и кустарное дело. Каждый клочок земли обрабатывался тщательно. Пахали землю деревянной сохой. Основной тяговой силой являлись волы. Основными посевными культурами были: пшеница, ячмень, просо, конопля, картофель. Жители села отличались высокой культурой земледелия. Существовало строгое разделение женского и мужского труда. Женщины в основном выполняли прополку полей от сорняков, уборку урожая, помогали  при молотьбе. Более трудоемкие работы выполняли мужчины. После уборки созревшего урожая снопы перевозили на арбах к токам и скирдовали. Дальше готовились к такому важному по-своему праздничному моменту - молотьбе. У каждого рода, а в некоторых случаях и у каждой семьи, был свой ток. Крестьяне вставали ранним утром, кормили волов, а другая часть семьи и родственников расстилали равномерно по всей площади тока снопы и по ним пара волов таскали "ругунар" (специальные доски со вбитыми в них кремневыми камнями). 

Этот процесс отличался торжественностью и радостью. После революции в селении появляются молотилки, которые первоначально приводились в действие с помощью тяговой силы лошадей и волов, а потом с помощью воды. Особое место среди земледельческих культур занимала конопля. Она давала прекрасные семена, которые входили во многие национальные блюда и волокна, что было основой быта горца. Из нее готовили одежду, мешки, веревку. В селении функционировали несколько частных мельниц. Определенную часть собранного урожая зерновых, люди мололи в этих мельницах за определенную плату хозяевам в виде зерна или муки. Определенная часть населения занималась садоводством. 

Главным образом, сажали грушевые сады, а яблоневые относятся к более позднему сроку. Наряду с земледелием, большое значение для жителей имело скотоводство. Разводили коров, буйволов, лошадей, овец и коз. Волы и буйволы использовались как тяговая сила, выполняли на них всю тяжелую работу крестьянской жизни, а лошади использовались при молотьбе и для верховой езды. Нельзя было представить настоящего горца без коня. Особое место в жизни жителей села занимал мелкий рогатый скот. Скотоводство давало не только продукты питания: молоко, мясо, сыр, жир, но и сырье для одежды. Ведь из шкур коров, буйволов делали лапти, а из шкур овец - тулупы, а из шерсти готовили ковры и паласы. 

Скотоводство в селении носило особый, перегонный в рамках территории, характер. Зимой и летом до завершения сенокошения скот держался на общинных землях в селении, а весной и осенью перегоняли на сенокосные угоди и прилегающие к ним леса, где были у каждого рода свои кошары. Из домашних птиц разводили кур. Но широкое развитие птицеводство в селении не получило. Оно требовало больших расходов зерна, а у жителей села были ограниченные возможности в этом. Среди жителей села сильно было развито ремесленничество и кустарничество: кузнецы, плотники и каменщики. 

Они славились на весь Южный Дагестан. Особой популярностью пользовались местные кузнецы, которые были известны во всех селах Южного Дагестана. По рассказам старожилов, в селении действовало 17 кузниц, где готовили сельхозинвентарь и оружие. Прекрасными мастерами показали себя икринские каменщики и плотнике, чьи творения даже прошлого столетия до настоящего времени сохраняются в селении как драгоценные реликвии истории. 

Тяжелая жизнь требовала развития и других ремесел. Несколько слов можно сказать и о развитии гончарных изделий. С западной стороны холма "Сенгер" до настоящего времени сохраняется жженая земля и после селевых потоков появляются в большом количестве куски разбитых глиняных посуд. О существовании гончарного дела свидетельствует находки гончарных изделий на глубине 6-8 метров. То есть имеется культурный слой, который свидетельствует о многовековой истории нашего села. 

Также с западной стороны холма "Сенгер" после селевых потоков заметны размытые строения. Анализ этих строений и структура почвы показывают, что в результате оползня часть села снесло и после этого жители стали строить дома в самой долине. Простые наблюдения показывают, что только огромное трудолюбие, взаимопомощь, отзывчивость, добросовестность и честность дали людям возможность выжить в этих суровых условиях жизни. Многовековая история развития села собрала много ценного и полезного, многими из которых пользуются нынешние потомки. Самыми лучшими морально-нравственными качествами наших предков являлась взаимовыручка и взаимопомощь. Для наших предков было характерно выполнение различных работ всем миром, коллективно. Этим способом косили сено, убирали урожай зерновых, строили дома, расчесывали шерсть, вытягивали нитки из волокон конопли. Долгое время у икринцев, как и у других народов Дагестана, не было единой религии. Они верили многим явления природы, преклонялись перед ними. Особую роль в жизни наших предков играл огонь, то есть огнепоклонство. 

Следы этого сохраняются и в наши дни, на свадебных обрядах и во время праздника "Яран Сувар". До настоящего времени в нашем языке называют бога огня - Алпан - Алпандин цIай, что подтверждает, что икринцы были основным составляющим Кавказской Албании! Об отсутствии единой религии можно судить, как мы отметили выше, по могилам на кладбище, которые различны по направлению и строению. Отдельные могилы относятся к эпохе Кавказской Албании. Как мы знаем Кавказская Албания пала перед хазарскими и арабскими захватчиками. Где-то на рубеже X-XI веков арабы насильно насаждали ислам во всем Дагестане. Достоянием определенной части населения стала святая из святых "Коран". 

Посредством арабской письменности кроме "Корана" читали и другие исторические, философские, научные трактаты. Первые образцы школ были при мечети или частные, где муллы обучали детей на дому у себя. Принятие ислама способствовало возникновению арабского права - шариата. Наряду с шариатом, огромной силой общественного воздействия на человека было мнение односельчан - джамаата. Особым уважением пользовались аксакалы. Они создавали на селе общественное мнение. Кража, разбой, воровство, сквернословие, оскорбление других, особенно женщин, осуждалось общественным мнением. 

Кроме этого, действовал принцип кровной мести. За убийство человека наказывали выселением из села или большим выкупом. В 19 веке селением управлял староста, которого избирал джамаат. В распоряжении его были, 1-2 помощника, исполнителя "чавуш". В конце 19 века появляется чиновник - кавха, которого назначал царский наместник в Темирхан-Шуре. Он в основном жил за счет штрафов от жителей. Жизнь была трудной и многие жители села Икра ездили за куском хлеба в Дербент на рыболовные артели и в Баку на нефтяные промыслы. Но жизнь везде была трудной и тяжелой. Постоянно в недрах этой трудной жизни проявлялись отголоски протеста, недовольства.  

Во все времена икринская земля давала своих героев лезгинскому народу. Одним из таких героев был абрек из КIири, Буба. Жизненный путь этого бесстрашного, смелого человека, который не только наводил ужас и страх на чиновников в Южной Дагестане, но про него было известно царю России. О благородстве и мужестве этого человека ходят многочисленные легенды. Потомки с благодарностью относятся к памяти этого мужественного, отважного человека, которого не сумели сломать ни нефтяные промыслы Баку, ни бакинская тюрьма, ни сибирская ссылка, ни отряд казаков. В конце 19-го века начинается процесс формирования национальных кадров из рабочего класса на нефтяных промыслах в г. Баку. Тяжелые условия жизни вынуждали рабочих к борьбе как к единственному пути избавления от нищеты, и разорения, и угнетения. 

И первое боевое крещение классовой борьбы многие икринцы получили на промыслах в Баку. В их числе были: Мамедов Мажид, Исаев Иса, Исаев Муса, Казиев Гюлмагомед, Караханов Ярахмед, Медетов Кази, который в дальнейшем стал первым исполкома Курахского района. После победы в Октябрьской Социалистической революции жизнь в селении изменилась коренным образом. В первую очередь в плане народного образования. Первая школа при местной мечети была открыта в 1918 году на арабском языке. 

Постепенно образование начинало брать обороты: в 1927 году был построен школьный корпус начальных классов, в 1936 году начальную школу переименовали в семилетнюю. И только в 1967 году в с. Икра открыта средняя школа, построен новый учебный корпус. За период после открытия средней школы начинается процесс ускоренного приобщения молодежи с. Икра к разным областям науки и техники. Тяжелым испытание выпала на долю сельчан Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Высокий патриотизм, интернационализм проявили икринцы с самого начала войны. 222 человека отправились на защиту родины. 105 сложили свои головы ради защиты Родины. На поле брани покрыли себя славой политрук Османов Шафи, офицер Гамзаев Багаудин, рядовые Алимирзоев Р., Эскендаров Р., Батманов Л. и многие другие, которые были награждены боевыми наградами и медалями. Но особой гордостью для нас является бесстрашный комбат Эсед Бабастанович Салихов, чей подвиг остается примером мужества и стойкости, патриотизма и веры. За мужество, стойкость и отвагу ему было посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 

В знак благодарности и уважения к памяти воинов селе поставлены: памятник Герою Советского Союза Э.Б. Салихова и обелиск "Воинам - Освободителям". Великая Отечественная война была испытанием прочности не только на войне, но и в тылу, где ковали победу старики, дети, женщины. За большой вклад, активное содействие и помощь фронту село Икра неоднократно получало благодарственные письма от Верховного Главнокомандующего. За годы войны в с. Икра для детей-сирот открывается детский дом, где нашли приют сотни мальчиков и девочек, оставшиеся без родных и близких. 

И икринцы отдали им всю щедрость своей души, заменили им отцов и матерей, поставили их на правильный путь. Икринцы за годы Советской власти сыграли заметную роль в общественной и социальной жизни района и республики. Особой гордостью для нас является то, что подвиги, показанные Героем Советского Союза Э.Б. Салиховым, продолжил наш земляк - генерал Кахриманов М.Г., который прошел путь от рядового до звания генерала - майора. И в сегодняшний день он является гордостью икринцев и примеров для молодежи. В 1991 году Советский Союз распался и страна встряла в волну непонятного развития. Те ценности, с которыми жили люди, уже не существовали. Трудно было икринцам, особенно старшему поколению, привыкнуть к новому строю. 

Единственное место работы - колхоз постепенно угасал. Постоянное колебание цен и нестабильность политики раздражало горцев. Люди, жившие в СССР, теперь стали жителями Российской Федерации, где был избранный президент и избранная Государственная Дума. И здесь икринцы принимали самое активное участие. Депутатом Госдумы РФ стал наш икринец - Азизов Магомед-Фазил З. Другой брат - Азизов Замир З. был избран депутатом в Народное собрание РД по Курахскому району. 

Братья Азизовы являются примером для подрастающего поколения. Много икринцев работают в различных отраслях народного хозяйства, образования и науки, имена всех невозможно перечислить, но где бы они не работали и не жили, - это люди высокой морали, нравственности и духовности. В настоящее время село увеличилось в несколько раз и мы надеемся, что в селе будут все условия для нормальной жизни. То есть, газ, асфальт, работа для молодежи. Но каждый икринец должен, конечно, внести свою лепту для развития нашего села и тогда я уверен, что Икра будет процветать..

Источник: Рассказы старожилов

Фото ©

lezgi-yar.ru


Смотрите также